Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ САМОИЗМЕНЕНИЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ПОТЕНЦИАЛ САМОИЗМЕНЕНИЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
741
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ПСИХОДИАГНОСТИКА В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ / СУБЪЕКТНОСТЬ САМООПРЕДЕЛЯЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ / ПОТЕНЦИАЛ САМОИЗМЕНЕНИЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семикин Виктор Васильевич, Анисимов Алексей Игоревич, Крупина Кристина Михайловна

Практика профориентационной работы требует оптимизации психодиагностической оценки психологической готовности личности к профессиональному самоопределению. Апробация опросника «Потенциал самоизменений» на выборке учащихся старшего школьного возраста показала его надежные психометрические характеристики. Эмпирически установлено, что старшеклассники с высоким потенциалом самоизменений личности характеризуются более выраженной психологической готовностью к профессиональному самоопределению. Выявлены различия между группами старшеклассников с разным уровнем потенциала самоизменений по показателям «уровень субъективного контроля» и «информированность о мире профессий». Опросник может найти применение в интегральной оценке уровня готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семикин Виктор Васильевич, Анисимов Алексей Игоревич, Крупина Кристина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY SELF-CHANGE POTENTIAL IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL IDENTITY OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Career guidance counseling requires psychological assessment of psychological readiness for professional identity to be optimized. “Self-Change Potential” questionnaire testing on a sample of high school students has shown that it has reliable psychometric characteristics. It has been empirically proved that senior high students with high self-change potential reveal a more pronounced psychological readiness for professional identity. The study showed certain differences among the groups of senior high students with different level of self-change potential on the following indicators: a level of subjective control and awareness of professions available. The questionnaire can be helpful in integral assessment of the level of students’ readiness for professional identity.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ САМОИЗМЕНЕНИЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapsy.isu.ru/ru

Серия «Психология»

2021. Т. 38. С. 65-82

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 159.9

https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.38.65

Потенциал самоизменений личности в контексте профессионального самоопределения старшеклассников

В. В. Семикин

Научный центр изучения Арктики, г. Салехард, Россия

А. И. Анисимов

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, г. Санкт-Петербург, Россия

К. М. Крупина

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Практика профориентационной работы требует оптимизации психодиагностической оценки психологической готовности личности к профессиональному самоопределению. Апробация опросника «Потенциал самоизменений» на выборке учащихся старшего школьного возраста показала его надежные психометрические характеристики. Эмпирически установлено, что старшеклассники с высоким потенциалом самоизменений личности характеризуются более выраженной психологической готовностью к профессиональному самоопределению. Выявлены различия между группами старшеклассников с разным уровнем потенциала самоизменений по показателям «уровень субъективного контроля» и «информированность о мире профессий». Опросник может найти применение в интегральной оценке уровня готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение старшеклассников, психодиагностика в профориентационной работе, субъектность самоопределяющейся личности, психологическая готовность к профессиональному самоопределению, потенциал самоизменений личности.

Для цитирования: Семикин В. В., Анисимов А. И., Крупина К. М. Потенциал самоизменений личности в контексте профессионального самоопределения старшеклассников // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2021. Т. 38. С. 65-82. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.38.65

Введение

Высокая социальная значимость профориентационной работы обусловливает необходимость создания и внедрения инновационных технологий, повышающих качество психологической подготовки учащихся старших классов к осуществлению первичного профессионального выбора. Профориентация как система научно обоснованных мер, направленная на про-

фессиональное самоопределение личности, должна учитывать как современные тенденции развития общества, так и внутренние детерминанты выбора профессии самим молодым человеком.

Профессиональное самоопределение является одной из важнейших целей развития в старшем школьном возрасте. Завершение обучения в школе для учащихся связано с первым нормативным жизненным выбором - принятием ответственности за свое профессиональное будущее. Вместе с тем, как показывают современные исследования [Арендачук, 2016], будущие выпускники оказываются не готовы к столь значимому выбору: у них недостаточно знаний о содержательных аспектах различных сфер трудовой деятельности и связанных с ними компетенциях; низкая степень выраженности учебно-профессиональной мотивации; и, что особенно важно, не в полной мере сформированы личностные качества и личностная позиция, определяющие самостоятельность профессионального самоопределения.

Выбор профессии, как отмечается в одной из работ, следует рассматривать не как одномоментный, а как «гораздо более сложный, длительный и часто многократный процесс, неотделимый от развития личности в целом» [Чебышева, 1978]. Поэтому фокус профориентационной работы, согласно мнению авторитетных ученых, следует направить на формирование личности старшеклассника, способной реализовывать первичный профессиональный выбор, необходимыми условиями которого являются такие качества, как осознанность, самостоятельность и ответственность (Э. Ф. Зеер, 2006; Е. А. Климов, 1996; Н. С. Пряжников, 2003).

В качестве решающей цели системной профориентации Н. С. Пряжников [2008] видит формирование субъекта самоопределения. На этом уровне своего развития человек становится способен самостоятельно делать ответственные жизненные и профессиональные выборы.

Близкой позиции придерживается Н. Н. Загрядская: «Только после формирования у учащегося внутренней готовности к самостоятельным действиям можно говорить о субъекте самоопределения» [1999а, с. 15]. Она считает, что «...для актуализации внутренних резервов в трудных жизненных ситуациях в процессе самоопределения должно стать формирование позиции субъекта собственной жизни, когда человек выступает как организатор жизни и может оказывать влияние на ее ход» [Там же, с. 11].

Современные авторы подчеркивают, что сущность профессионального самоопределения заключается в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой профессии и в самом процессе самоопределения, что требует определенного уровня сформированности субъектности самоопределяющейся личности [Пряжников, Пряжников, 2013]. Оформляется современная тенденция в профориентационной работе на подготовку молодого человека к осуществлению профессионального самоопределения. Целью такой работы становится психологическая готовность личности, способной принимать ответственные решения, обусловливающие траекторию ее развития на многие годы вперед.

Для повышения эффективности профориентационной работы необходимы диагностические методы, позволяющие оценить психологическую готовность старшеклассника к осуществлению первичного профессионального выбора, поэтому исследователи активно занимаются поиском и разработкой надежных психодиагностических методик для решения таких актуальных задач.

В настоящее время разработано несколько диагностических моделей для выявления уровня готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению: модель психологической готовности старших подростков к профессиональному самоопределению [Массанов, 1988], содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения [Пряжников, 1996], концепция психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению [Арон, 2010], модель психологического сопровождения формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии [Микаэлян, 2015]. Однако в практике профориентационной работы реализация таких моделей сопряжена с большими трудностями, так как они требуют значительных затрат ресурсов, в частности использования большого количества психодиагностических методов для исследования всех выделяемых показателей.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что необходим поиск интегральных критериев, которые позволили бы сузить круг изучаемых показателей готовности личности к профессиональному самоопределению. Перспективным инструментом, воплощающим в себе такую возможность, может стать психодиагностический опросник «Потенциал самоизменений», который позволяет оценить сформированность субъектности самоопределяющейся личности. По нашему мнению, оценивание способности личности к самоизменениям предоставляет более полную и надежную информацию о степени психологической готовности к самоопределению и, в частности, к осуществлению первичного профессионального выбора. Далее мы проведем обоснование целесообразности использования данной методики в контексте профориентационной работы и профессионального самоопределения учащихся старшего школьного возраста.

С. И. Ожегов [1987] трактует понятие «самоопределение» как процесс определения своего места в жизни, в обществе, осознании своих интересов.

Самоопределение личности в психологическом словаре понимается следующим образом: «.сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях» [Психология. Словарь, 1990, с. 351].

А. К. Маркова [1996] рассматривает самоопределение как сложный, многоступенчатый процесс развития человека, структурными элементами которого являются разные виды самоопределения - личностное, социальное, профессиональное и др.

Под самоопределением Г. П. Щедровицкий [1993] понимает способность человека создавать себя и свою индивидуальную историю, умение переосмыслить собственную сущность.

Именно у учащихся старших классов начинает оформляться такая способность. Как подчеркивает Д. А. Леонтьев, «подростковый возраст являет собою серию критических изменений, обеспечивающих смещение центра регуляции извне вовнутрь, формирование психологических механизмов самодетерминации, способности действовать... на основании высших рефлексивных внутренних критериев и опор в принятии решения и управлении поведением» [Леонтьев, 2011, с. 12]. Автор считает: «Когда субъект противопоставляет свое сознательное решение автоматически срабатывающим механизмам, он вводит в регуляцию своей жизнедеятельности новые, более высокие принципы регуляции и организации собственной деятельности и из режима детерминированности переходит в иной режим функционирования - режим самодетерминации» [Там же, с. 12].

Тесную взаимосвязь развития личности и ее профессионального самоопределения показала в своем исследовании Е. М. Борисова: «Профессиональное самоопределение является важной составляющей формирования личности» [Борисова, 1995, с. 22]. И, с другой стороны, автор подчеркивает: «Главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие ребенка, сформиро-ванность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей, способностей, достаточный уровень самосознания» [Там же, с. 92].

Д. А. Леонтьев проводит различия между понятиями «развитие личности» и «личностное развитие», сутью которого он считает последовательное развитие механизмов саморегуляции [Калитеевская, Леонтьев, 2006, с. 49]. «Общий вектор личностного развития определяется как прогрессирующая эмансипация в направлении к личностной автономии; в свою очередь, становление механизмов самодетерминации выступает как качественно особый уровень развития присущей всем живым организмам способности саморегуляции, о котором можно судить по степени развития и характеру структурной организации личностного потенциала» [Смысл, адаптация ... , 2007, с. 68].

В ситуации неопределенности, когда человек не знает, что делать и испытывает трудности с выбором направления собственных действий, согласно Д. А. Леонтьеву, главная функция саморегуляции - это функция самоопределения. Поэтому одной из важнейших задач он видит разработку средств и инструментов, которые помогут человеку «поддержать его автономию, способность и умение делать выбор в конкретной ситуации» [Леонтьев, 2011, с. 15].

Сложность ситуации первичного профессионального выбора обусловлена неопределенностью подлежащих рассмотрению альтернатив и следствий принятого решения, результаты которого будут детерминировать социальную позицию личности в структуре общества в отдаленной перспективе. И в силу высокой значимости такой выбор, совершаемый в процессе профессионального самоопределения, Д. А. Леонтьев относит «к личностному, или экзистенциальному» [Леонтьев, Шелобанова, 2001, с. 49].

Для анализа проблемы профессионального самоопределения молодого человека вполне естественным является обращение к работам представителей экзистенциальной психологии. Подтверждение этому находим в диссертационном исследовании: «. экзистенциальные проблемы являются важной частью личностного самоопределения в старшем школьном возрасте» [Загрядская, 1999а, с. 3]. Когда будущий выпускник школы осуществляет жизненные выборы, он неминуемо сталкивается с экзистенциальными проблемами и нуждается в их осмыслении: «. выбирая профессию, семью в качестве ведущих ценностей, определяя себя в социуме, неминуемо делает осознанно или неосознанно выборы в экзистенциальном плане» [Там же, с. 11]. Результатом процесса самоопределения, по мнению исследователя, является «конструирование жизненных планов, которые становятся условием цельности жизненного пути человека, определяют во многом его успешность. В качестве основной ценности жизненного пути выступают психологические изменения жизни» [Там же, с. 11].

Согласно позиции Н. Н. Загрядской, изменение жизни влечет за собой изменение человека, но не всегда это изменение можно назвать развитием: «В случае применения пассивных стратегий, уступок могут исчезнуть жизненные цели, снизиться уровень притязаний. Задача совершенствования пропадает, и человек изменяется лишь в житейско-бытовом плане. Смысл жизни как стремление реализовать себя утрачивается, оставляя место лишь смыслам текущих событий. Так утрачивается стратегия жизни, а остается тактика реализации повседневных дел» [Загрядская, 1999б, с. 63].

Формирование жизненной стратегии требует от человека, существующего в современной реальности с ее сложностью и неопределенностью, в условиях необходимого самоопределения в пространстве возможностей, «фактического конструирования собственного жизненного пространства и самоконструирования» [Гришина, 2018, с. 132].

В рамках экзистенциального подхода к психологии личности Н. В. Гришина предложила модель взаимодействия человека с окружающим миром как «... "ответы" человека на вызовы неопределенности, необходимости выбора, ответственности и др.». «Внешний мир содержит все меньше опор для принятия решений и выбора форм поведения, а жизнь человека все больше становится результатом его собственного выбора. <...> условия современной реальности с ее растущими вызовами к способности личности справляться с неопределенностью, с задачами собственного выбора и самоопределения превращают жизнь человека в "жизнетворчество", ... а такие характеристики индивида, как способность и готовность к изменениям, начинают играть все более важную роль в жизни людей» [Там же, с. 133, 135].

Изменчивость личности рассматривается исследователями как качество, необходимое для успешного функционирования в мире: «Личность должна быть изменчивой, а если она таковой не является, то ей необходимо развивать соответствующие качества» [Гришина, 2019, с. 139]. В связи с этим проблема самоизменений человека в современной психологии становится чрезвычайно важной.

В этом контексте актуальной представляется идея Л. С. Выготского: «Человек не только развивается, но и строит себя» [1986, с. 58].

Согласно философскому пониманию изменчивость может быть определена как «становление чем-то другим», «потенция вещи к иному бытию» [цит. по Гришина, 2018, с. 139]. По сути, за разными возможностями, из которых человек выбирает, стоят разные возможные «Я»: личностный выбор, как считает С. Киркегор, - всегда выбор одного из возможных вариантов себя [Киркегор, 1994].

Понятие выбора является одним из основных в экзистенциальной психологии: «.в фокусе. внимания "человек выбирающий"», т. е. «субъект, способный к осуществлению жизненного выбора, ведущего к изменениям жизненной ситуации, отвечающим задачам выражения своей сущности и подлинности» [Гришина, 2015, с. 73].

Современные исследователи рассматривают изменчивость как атрибутивную характеристику личности и считают, что «готовность к самоизменениям может быть описана. через готовность к изменениям своей жизненной ситуации» [Гришина, 2018, с. 133].

Понятие самоизменения означает «активную роль самого человека в изменении своей жизненной ситуации, сознательное принятие решений об этих изменениях». Изменения и самоизменения субъекта носят процессуальный характер - «. от осознания происходящих в окружающей реальности изменений как вызовов, порождающих необходимость собственных изменений, до принятия решений и реальных действий» [Там же, с. 134].

Для описания совокупности факторов, определяющих готовность человека к изменениям, автор предложила понятие «потенциал самоизменений». Она отмечает, что понятие «потенциал», активно используемое в современных психологических исследованиях, отражает растущее внимание к сфере возможного, имеет процессуальную природу: «Потенциал самоизменений не имеет характера устойчивой личностной черты, он динамичен и его актуализация в виде готовности к изменениям определяется контекстуальными факторами - от непосредственной ситуации до более широкого жизненного контекста» [Там же, 2018, с. 132].

В понятие потенциала самоизменений Н. В. Гришина включает: 1) способность и готовность человека к осознанию «вызовов» ситуации и необходимости изменений; 2) готовность к принятию этой необходимости; 3) готовность действовать в соответствии с осознаваемыми вызовами. В совокупности эти составляющие, как считает исследователь, позволяют выявлять индивидуальные возможности изменчивости человека [Там же, с. 133].

Для оценки такой способности личности исследователями разработана методика «Потенциал самоизменений» [Манукян, Муртазина, Гришина, 2020].

Потенциал самоизменений авторы предлагают трактовать как «совокупность возможностей реализации изменений, относящихся к различным уровням психической организации человека, которые могут им осознанно актуализироваться и инициироваться» [Манукян, Муртазина, 2020, с. 1723]. По их мнению, самоизменение связано с сознательным принятием решений

личностью об изменениях, влияющих на ее жизнь, способностью планомерно реализовывать решение об изменениях, искать и использовать как внешние, так и внутренние ресурсы для их осуществления [Там же, с. 1723]. В структуре этого потенциала они выделяют несколько уровней: темпера-ментально-характерологический, индивидуально-психологический (субъектный) и личностный, по соотношению которых возможно определять общую способность к самоизменениям и индивидуально-психологические особенности его проявлений.

Способность человека к самоизменениям является важным критерием сформированности субъектности самоопределяющейся личности. По нашему мнению, оценивание такой способности позволяет получить более полную и надежную информацию о степени психологической готовности личности к самоопределению и, в частности, к осуществлению первичного профессионального выбора, стоящего перед учениками старшего школьного возраста.

Предложенный исследователями психодиагностический опросник «Потенциал самоизменений» в настоящее время апробируется в эмпирических исследованиях самой разной направленности. Оценить его возможности в контексте профессионального самоопределения старшеклассников представлялось весьма логичным, учитывая отмеченные нами выше современные тенденции в профориентационной работе, в частности поиск инте-гративных индикаторов психологической готовности личности к профессиональному самоопределению.

Организация и методы исследования

Целью эмпирического исследования стало выявление особенностей взаимосвязи потенциала самоизменений личности с традиционными показателями психологической готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников: информированностью в сфере профессий, уровнем субъективного контроля, рефлексивностью.

Гипотеза: потенциал самоизменений личности взаимосвязан с такими показателями психологической готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников, как информированность о мире профессий, уровень субъективного контроля и рефлексивность.

В исследовании приняли участие 69 учащихся 10-11-х классов средней образовательной школы г. Санкт-Петербурга.

Для изучения психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению использовались следующие методики:

1) опросник «Информированность о мире профессий» (Е. А. Климов);

2) опросник «Уровень субъективного контроля (УСК)» (модификация А. Г. Грецова);

3) «Опросник рефлексивности» (А. В. Карпов, В. В. Пономарева).

Для оценки готовности к изменению собственной личности в контексте

профессионального самоопределения был апробирован опросник «Потенциал самоизменений» [Манукян, Муртазина, Гришина, 2020].

Применялись методы математической статистики: непараметрический ^-критерий сравнения Манна - Уитни для независимых выборок, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования и их обсуждение

Для изучения состояния психологической готовности к профессиональному самоопределению были использованы ответы учащихся по методике «Информированность о мире профессии».

Большое количество обследованных старшеклассников продемонстрировали низкие показатели информированности: 45,7 % из них плохо представляют свою будущую профессиональную жизнь; 57,1 % - убеждены в том, что не существует способов предварительного изучения будущей профессиональной деятельности; 51,4 % - не задумывались, по каким критериям устроен мир профессий. И главное, на что следует обратить внимание: большое количество учеников (49,2 %) отрицательно относятся к предстоящему профессиональному выбору и связывают с ним негативные переживания.

Таким образом, на основании качественного анализа ответов респондентов на наиболее важные вопросы методики «Информированность о мире профессий» можем сделать вывод о том, что далеко не все учащиеся в достаточной степени готовы к профессиональному самоопределению.

Для проверки гипотезы нашего исследования проводилась оценка потенциала самоизменений личности старшеклассников. На основе полученных данных были выделены полярные группы с высоким и низким потенциалом самоизменений:

- 1-я группа - с высоким потенциалом - 20 человек;

- 2-я группа - с низким потенциалом - 21 человек.

В группу учащихся, итоговый показатель которых оказался в среднем диапазоне значений, вошли 28 респондентов. Их данные в сравнительном анализе не использовались.

Далее проводилось сравнение полярных групп по показателям психологической готовности к профессиональному самоопределению. В первую очередь сравнивались показатели выделенных групп по методике «Информированность о мире профессий». Результаты сравнения представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнение групп по показателям информированности

Показатель 1-я группа 2-я группа и Р <

М G М G

Информированность 12,00 2,90 7,20 2,80 47,50 0,01*

Примечания: * - выделен показатель, по которому выявлено значимое различие.

Согласно полученным данным, показатель «информированность о мире профессий» у группы учащихся с высоким потенциалом самоизменений значимо выше, чем в группе с низким потенциалом. Средний балл по методике в первой группе (12,00) входит в нормативный диапазон значений. Во второй группе этот показатель (7,20) находится ниже нормативного диапазона.

Данные первой группы говорят о высоком уровне информированности старшеклассников о мире профессий, умении соотносить информацию со своими способностями, сформированности профессионального плана, который соответствует познавательным интересам, профессиональной направленности, индивидуальным психическим особенностям.

У учащихся с низким потенциалом самоизменений отмечается низкая информированность в данной сфере. Они недостаточно полно соотносят информацию со своими способностями, а имеющийся у них профессиональный план не вполне обоснован: не совпадает с областью профессиональной направленности и познавательных интересов.

Можно констатировать тот факт, что старшеклассники с высоким потенциалом изменений демонстрируют более высокие показатели информированности о мире профессий, а значит, их психологическая готовность к профессиональному самоопределению может оцениваться как более высокая, она в большей степени соответствует важной задаче по осуществлению первичного профессионального выбора.

Затем проводилось сравнение показателей выделенных групп по методике «Уровень субъективного контроля». Результаты сравнительного анализа отражены в табл. 2.

Таблица 2

Сравнение групп по показателям субъективного контроля

Показатели 1-я группа 2-я группа и Р <

м G м G

Общая интернальность 10,10 14,60 -3,80 10,30 91,50 0,01*

Область достижений 2,600 4,600 -2,40 3,80 78,00 0,01*

Область неудач 1,6 4,40 -1,60 3,90 119,50 0,05*

Семейные отношения -0,60 3,4 -2,40 2,50 137,50 0,09

Деловые отношения 3,00 3,90 0,80 3,20 129,50 0,06

Личные отношения 1,00 1,70 -0,90 1,70 93,00 0,01*

Здоровье 1,60 1,40 0,40 1,90 122,50 0,05*

Примечания: * - выделены показатели, по которым выявлены значимые различия.

В результате сравнения были обнаружены статистически значимые различия между данными группами учащихся по следующим показателям: «общая интернальность» (р < 0,01), «область достижений» (р < 0,01); «область неудач» (р < 0,05); «деловые отношения» (р < 0,01), «здоровье» (р < 0,05). По показателям «семейные отношения» и «деловые отношения» различия оказались на уровне тенденции.

Если показатели уровня субъективного контроля у обеих сравниваемых групп находятся в среднем диапазоне значений, то у тех старшеклассников, кто обладает высоким потенциалом самоизменений, он близок к значениям интернального локуса контроля, а у учащихся с низким потенциалом -ближе к значениям экстернального локуса.

Можно сделать заключение о том, что у старшеклассников с высоким потенциалом самоизменений по методике «Уровень субъективного контроля» в целом отмечаются превосходство по значительному числу показателей, что свидетельствует о более выраженной интернальности личности. Они в большей степени склонны объяснять результаты жизненных событий собственными действиями и усилиями, т. е. у них в большей степени сформирована личностная ответственность.

Уровень ответственности личности многими исследователи рассматривается как значимый показатель ее субъектности, а следовательно, может в значительной степени свидетельствовать о сформированности психологической готовности к профессиональному самоопределению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можем сделать вывод о наличии взаимосвязи между потенциалом самоизменений и важным показателем профессионального самоопределения личности - уровнем субъективного контроля.

Далее было выполнено сравнение показателей выделенных групп по методике «Опросник рефлексивности». Исследователями подчеркивается важное значение рефлексивности личности для реализации способности выбирать варианты возможного будущего. От степени сформированности рефлексии старшеклассника во многом будет зависеть качество первичного профессионального выбора. Поэтому уровень развития навыков рефлексии имеет высокую значимость для психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению.

Результаты сравнения групп по методике «Опросник рефлексивности» даны в табл. 3.

Таблица 3

Сравнения групп по показателям рефлексивности

Показатели 1-я группа 2-я группа и Р <

м G м G

Общая 130,90 14,70 124,10 21,20 171,00 0,43

Ретроспективная рефлексия 40,50 4,00 37,50 5,90 134,000 0,07

Рефлексия настоящей деятельности 39,10 5,50 36,10 7,10 150,00 0,18

Рассмотрение будущей деятельности 38,80 5,40 37,80 8,40 188,00 0,75

Социальная рефлексия 38,90 6,20 35,10 6,30 128,50 0,05

Сравнение показателей рефлексивности между группами значимых различий не выявило. Значение показателя «социальная рефлексия» у первой группы студентов выше на уровне тенденции. Это позволяет предположить, что ученики с высоким потенциалом самоизменений в большей степени склонны к анализу своего общения и взаимодействия с другими людьми, им легче понять другого человека, поставить себя на его место и предсказать его поведение.

Как подчеркивает один из авторов методики, «рефлексивность личности - профессионально важное качество для широкого спектра видов деятельности, особенно для "субъект-субъектных"» [Карпов, 2007, с. 27], что может указывать на дополнительное преимущество учеников с высоким потенциалом самоизменений в таком типе профессий.

Средний уровень рефлексивности, выявленный у учеников обеих групп, проявляется как периодически возникающая склонность к анализу своего поведения, редко активизируемая способность проводить анализ своих ошибок и, что важно отметить в контексте нашего исследования, осуществлять предварительный анализ предстоящей деятельности непостоянно [Пономарева, 2000]. Это говорит о том, что учащимся старших классов пока несвойственно обдумывать свою деятельность в мельчайших деталях, тщательно ее планировать и прогнозировать все возможные последствия.

Для более подробного изучения характера взаимосвязей между потенциалом самоизменений и показателями психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению был проведен корреляционный анализ (табл. 4).

Таблица 4

Корреляции показателей потенциала самоизменений и психологической готовности к профессиональному самоопределению

Показатели Потребность в самоизменениях Способность к осознанным самоизменениям Вера в возможности самоизменений Возможность самоизменений Потенциал самоизменений

Общая интернальность -0,32* -0,72* -0,33* 0,01 -0,47*

Область достижений -0,36* -0,65* -0,39* 0,07 -0,51*

Область неудач -0,19 -0,55* -0,23 -0,09 -0,30*

Семейные отношения -0,12 -0,40* -0,13 -0,01 -0,23

Деловые отношения -0,14 -0,56* -0,17 0,03 -0,31*

Личные отношения -0,26* -0,47* -0,30* -0,08 -0,34*

Здоровье -0,28* -0,39* -0,16 0,05 -0,29*

Информированность -0,55* -0,53* -0,23 0,33* -0,57*

Примечания: * - выделены показатели, между которым выявлены корреляции

Установлены многочисленные значимые взаимосвязи между показателями методики «Потенциал самоизменений» и показателями «УСК» и «Информированность о мире профессий». При этом следует учесть, что методика «Потенциал самоизменений» разрабатывалась весьма нетипичным образом и большинство ее показателей имеют обратный порядок: чем ниже значение по шкале, тем выше показатель потенциала и его компонентов. Поэтому отрицательный характер установленных корреляций не может говорить о слабости изучаемого потенциала и его составляющих.

Шкала «Потребность в самоизменениях» отрицательно коррелирует с такими показателями, как «общая интернальность» (-0,32), «интерналь-ность в области достижений» (-0,36), «личные отношения» (-0,26), «здоровье» (-0,28). Такие связи могут указывать на то, что ученики старших классов с более выраженным стремлением к самоизменениям более интер-нальны в представленных сферах, т. е. в большей мере испытывают личную ответственность за события, которые с ними происходят, за результаты своей деятельности и за свои социальные контакты, а также чаще приписывают причины изменения своего здоровья собственным усилиям.

Также установлена взаимосвязь данной шкалы с показателем «информированность о мире профессий» (-0,55), что говорит о сопряженности потребности учеников в самоизменениях со стремлением больше интересоваться своим профессиональным будущим, заниматься его планированием в соответствии с собственными способностями, индивидуальными особенностями и профессиональной направленностью.

Шкала «Способность к осознанным самоизменениям» показала отрицательные корреляции со всеми показателями методики «УСК». Поскольку данная шкала в большей степени соотносится с регулятивными характеристиками личности - способностью ставить цели самоизменений и планомерно реализовывать их в жизни, то отсюда вытекают повышенные требования к уровню сформированной ответственности личности, о чем могут свидетельствовать значимые взаимосвязи с высокими показателями интер-нальности учащихся.

Значимая связь данной шкалы с информированностью учащихся о мире профессий (-0,53) может подтверждать необходимость сочетания выраженной способности личности к планированию и реализации собственных целей с умением соотносить информацию со своими способностями и формировать свой профессиональный план, соответствующий собственным интересам и индивидуальным психическим особенностям.

По шкале «Вера в возможности самоизменений» выявлены корреляции с показателями методики «УСК» «общая интернальность» (-0,33), «интернальность в области достижений» (-0,39), «личные отношения» (-0,30), что может говорить о том, что уверенность в реализации стремления к самоизменению должна подкрепляться внутренним локусом контроля личности в данных областях.

Следует отметить, что по шкале «Возможность самоизменений», включающей «проявления формально-динамических характеристик личности» (в частности, психической ригидности, ограничивающей индивидуальные возможности изменяемости), отсутствуют связи с показателями «УСК». Тогда как выявлена корреляция с показателем «информированность о мире профессий» (-0,33), что может свидетельствовать о некоторой сопряженности индивидуально-типологических особенностей учащегося с его стремлением подготовиться к осуществлению первичного профессионального выбора.

Итоговый показатель методики «Потенциал самоизменений», определяющий общую способность личности к изменениям, продемонстрировал

связанность практически со всеми показателями «УСК» (за исключением интернальности в области семейных отношений, что вполне естественно, если учесть возраст респондентов), тем самым подтверждая очевидную необходимость сочетания этой способности с внутренним локусом контроля личности, т. е. высоким уровнем личностной ответственности. Также установлена корреляция итогового показателя с показателем «информированность о мире профессий» учащихся. Этот факт указывает на закономерность того, что стремление и способность к самоизменениям должны проявляться и в области профессионального самоопределения: старшеклассники стремятся планировать свое будущее, соотносить свои интересы, способности, индивидуальные особенности с будущей трудовой деятельностью.

Таким образом, результаты корреляционного анализа позволяют установить, что у старшеклассников, демонстрирующих высокие показатели потенциала самоизменений, отмечается более выраженная психологическая готовность к профессиональному самоопределению, о чем свидетельствуют более высокие уровни информированности о мире профессий и ответственности личности.

Выводы

1. Старшеклассники с высоким потенциалом самоизменений личности характеризуются более выраженной степенью психологической готовности к профессиональному самоопределению. На это указывают значимые различия между группами старшеклассников с разным уровнем потенциала самоизменений по таким показателям психологической готовности, как «уровень субъективного контроля (локус контроля)» и «информированность о мире профессий». Таким образом, подтверждена гипотеза эмпирического исследования о взаимосвязи психологической готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников с потенциалом самоизменений личности.

2. Старшеклассники, у которых выявлены более высокие показатели потенциала самоизменений личности (стремление и способность к самоизменениям), демонстрируют выраженную психологическую готовность к профессиональному самоопределению. На это указывают установленные корреляции между показателем шкалы «Потенциал самоизменений» и показателями психологической готовности «информированность о мире профессий» и «уровень субъективного контроля».

3. У значительного количества обследованных старшеклассников наблюдается недостаточно сформированная психологическая готовность к профессиональному самоопределению и информированность о мире профессий: 45,7 % из них плохо представляют свою будущую профессиональную жизнь, 57,1 % убеждены в том, что не существует способов предварительного изучения будущей профессиональной деятельности, 51,4 % не задумывались, по каким критериям устроен мир профессий, 49,2 % отрицательно переживают ситуацию предстоящего профессионального выбора. Такие данные подчеркивают необходимость разработки программы психологического консультирования старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения.

На основе результатов эмпирического исследования можем сделать следующее заключение. Апробация опросника «Потенциал самоизменений» на выборке учащихся старших классов показала хорошие психометрические возможности данного диагностического инструмента. Многочисленные корреляции, установленные между шкалами опросника и показателями традиционных опросников - «УСК» и «Информированность о мире профессий», позволяют сделать общий вывод о том, что опросник является надежным методом изучения индивидуально-психологических характеристик старшеклассников и может найти широкое применение в интегральной оценке уровня психологической готовности учащихся к психологическому самоопределению и в практике профориентационного консультирования.

Список литературы

Арендачук И. В. Риски профессионального самоопределения старшеклассников: психолого-педагогический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, № 1. С. 70-77.

Арон И. С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2010. Т. 16, № 1. С. 233-237.

Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект : дис. ... д-ра психол. наук. М., 1995. 411 с.

Выготский Л. С. Конкретная психология человека // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. 1986. № 1. С. 52-65.

Гришина Н. В. Вариации жизни: готовность к изменениям // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина / отв. ред. С. С. Белова [и др.]. М. : Ин-т психологии РАН, 2015. С. 72-74.

Гришина Н. В. «Самоизменения» личности: возможное и необходимое // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8, вып. 2. С. 126-138.

Гришина Н. В. Процессуальный подход в психологии личности // Психология личности: пребывание в изменении : монография / под ред. Н. В. Гришиной. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. 571 с.

Загрядская Н. Н. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1999а. 23 с.

Загрядская Н. Н. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем : дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1999б. 201 с.

Калитеевская Е. Р., Леонтьев Д. А. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 49-55.

Карпов А. В. Роль и место рефлексии в системе психических процессов // Вестник Ярославского государственного университета. 2007. № 5. С. 25-28

Киркегор С. Наслаждение и долг. Киев : Air Land, 1994. 504 с.

Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 3-27.

Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-65

Манукян В. Р., Муртазина И. Р., Гришина Н. В. Опросник для диагностики потенциала самоизменений личности // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 4. С. 35-58.

Манукян В. Р., Муртазина И. Р. Потенциал самоизменений: диагностика и эмпирические корреляты // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных

Известия Иркутского государственного университета Серия «Психология». 2021. Т. 38. С. 65-82

перемен : сб. ст. / под ред. А. Л. Журавлева [и др.]. М. : Ин-т психологии РАН, 2020. С. 1720-1728.

Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. 308 с.

Массанов А. В. Формирование психологической готовности старших подростков к профессиональному самоопределению : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Киев, 1988. 17 с.

Микаэлян Д. А. Психологическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск, 2015. 22 с.

Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М. : Рус. яз., 1987. 795 с.

Пономарева В. В. Психодиагностика рефлексивности как метод социально-психологического исследования управленческой деятельности : дис. . канд. психол. наук. Ярославль, 2000. 188 с.

Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : Модэк, 1996. 256 с.

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М. : Академия, 2008. 320 с.

ПряжниковаЕ. Ю., ПряжниковН. С. Профориентация. М. : Академия, 2013. 496 с. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. : Политиздат, 1990, 494 с.

Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков / Е. Р. Калитеевская [и др.] // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 68-79.

Чебышева В. В. Некоторые психологические вопросы подготовки школьников к труду // Вопросы психологии. 1978. № 2. С. 14-19.

Щедровицкий Г. П. Очерки по философии образования. М. : Педагогика-Пресс, 1993. 298 с.

Personality Self-Change Potential in the Context of Professional Identity of High School Students

V. V. Semikin

Arctic Research Center, Salekhard, Russian Federation

A. I. Anisimov

Saint-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, Saint-Petersburg, Russian Federation

K. М. Krupina

Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russian Federation

Abstract. Career guidance counseling requires psychological assessment of psychological readiness for professional identity to be optimized. "Self-Change Potential" questionnaire testing on a sample of high school students has shown that it has reliable psychometric characteristics. It has been empirically proved that senior high students with high self-change potential reveal a more pronounced psychological readiness for professional identity. The study showed certain differences among the groups of senior high students with different level of self-change potential on the following indicators: a level of subjective control and awareness of professions available. The questionnaire can be helpful in integral assessment of the level of students' readiness for professional identity.

Keywords: high school students' professional identity, psychological assessment in career guidance counseling, agency of self-identifying personality, psychological readiness for professional identity, personality self-change potential.

For citation: Semikin V.V., Anisimov A.I., Krupina K.M. Personality Self-Change Potential in the Context of Professional Identity of High School Students. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, 2021, vol. 38, pp. 65-82. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.38.65 (in Russian)

References

Arendachuk I.V. Riski professionalnogo samoopredeleniya starsheklassnikov: psi-hologo-pedagogicheskij aspekt [Risks of Professional Self-Determination of High School Students: Psychological and Pedagogical Aspect]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya [Bulletin of the Saratov University. New series. Acmeology of education. Developmental psychology], 2016, vol. 5, no. 1, pp. 7077. (in Russian)

Aron I.S. Psihologicheskaya gotovnost k professionalnomu samoopredeleniyu [Psychological readiness for professional self-determination]. Vestnik Kostromskogo gosudarstven-nogo universiteta im. N.A. Nekrasova [Bulletin of the Kostroma State University. ON. Nekra-sov], 2010, vol. 16, no. 1, pp. 233-237. (in Russian)

Borisova E.M. Professionalnoe samoopredelenie: lichnostnyj aspect [Professional self-determination]. Dr. sci. diss. Moscow, 1995, 411 p. (in Russian)

Vygotskij L.S. Konkretnaya psihologiya cheloveka [Specific human psychology]. Vestnik MGU. Ser. 14, Psihology [ Moscow State University Bulletin. Series 14, Psihology], 1986, no. 1, pp. 52-65. (in Russian)

Grishina N.V. (ed. by Belova S.S.) Variacii zhizni: gotovnost k izmeneniyam [Life Variations: Willingness to Change]. Psihologiya sposobnostej [The Psychology of Ability]. Sov-remennoe sostoyanie iperspektivy issledovanij [Current State and Research Prospects]. Materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 60th anniversary of the birth of V.N. Druzhinin. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2015, pp. 72-74. (in Russian)

Grishina N.V. "Samoizmeneniya" lichnosti: vozmozhnoe i neobhodimoe ["Self-change" of personality: possible and necessary]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psi-hologiyaipedagogika [Saint Petersburg University Bulletin. Psychology and pedagogy], 2018, vol. 8, is. 2, pp. 126-138. (in Russian)

Grishina N.V. Processualnyj podhod v psihologii lichnosti [The procedural approach in personality psychology]. Psihologiya lichnosti: prebyvanie v izmenenii: kollektivnaya mono-grafiya [Personality Psychology: Being in Change: collective monograph]. St. Petersburg, St. Petersburg University Publ., 2019, 571 p. (in Russian)

Zagryadskaya N.N. Psihologicheskaya podderzhka starsheklassnikov pri reshenii imi ekzistencialnyh problem [Psychological support of high school students in solving existential problems]. Cand. sci. diss. abstr. Rostov, 1999a, 23 p. (in Russian)

Zagryadskaya N.N. Psihologicheskaya podderzhka starsheklassnikov pri reshenii imi ekzistencialnyh problem [Psychological support of high school students in solving existential problems]. Cand. sci. diss. Rostov, 1999b, 201 p. (in Russian)

Kaliteevskaya E.R., Leont'ev D.A. Puti stanovleniya samodeterminacii lichnosti v po-drostkovom vozraste [Ways of becoming a personality self-determination in adolescence]. Vo-prosypsihologii [Psychology issues], 2006, no 3, pp. 49-55. (in Russian)

Karpov A.V. Rol i mesto refleksii v sisteme psihicheskih processov [The role and place of reflection in the system of mental processes]. Vestnik YAroslavskogogosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Yaroslavl State University], 2007, no. 5, pp. 25-28. (in Russian)

Kirkegor S. Naslazhdenie i dolg [Pleasure and duty]. Kyiv, Air Land Publ., 1994, 504 p. (in Ukraine)

Leont'ev D.A. Novye orientiry ponimaniya lichnosti v psihologii [New guidelines for understanding personality in psychology]. Voprosypsihologii [Psychology issues], 2011, no. 1, pp. 3-27. (in Russian)

Leont'ev D.A., Shelobanova E.V. Professional'noe samoopredelenie kak postroenie obrazov vozmozhnogo budushchego [Professional self-determination as the construction of images of a possible future]. Voprosy psihologii [Psychology issues], 2001, no. 1, pp. 57-65. (in Russian)

Manukyan V.R., Murtazina I.R., Grishina N.V. Oprosnik dlya diagnostiki potenciala samoizmenenij lichnosti [Questionnaire for diagnosing the potential of personality self-change]. Konsultativnayapsihologiya i psihoterapiya [Counseling psychology and psychotherapy], 2020, vol. 28, no. 4, pp. 35-58.

Manukyan V.R., Murtazina I.R. (ed. by A.L. Zhuravleva) Potencial samoizmenenij: di-agnostika i empiricheskie korrelyaty [Self-change potential: diagnostics and empirical correlates]. Sposobnosti i mentalnye resursy cheloveka v mire globalnyh peremen [Human abilities and mental resources in the world of global changes]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2020, pp. 1720-1728. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Markova A.K. Psihologiyaprofessionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow, Knowledge Publ., 1996, 308 p. (in Russian)

Massanov A.V. Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti starshih podrostkov kprofes-sional'nomu samoopredeleniyu [Formation of psychological readiness of older adolescents for professional self-determination]. Cand. sci. diss. abstr. Kyiv, 1988, 17 p. (in Ukraine).

Mikaelyan D.A. Psihologicheskoe soprovozhdenie formirovaniya gotovnosti starsheklassnikov k osoznannomu vyboru budushchej professii [Psychological support for the formation of high school students' readiness for a conscious choice of a future profession]. Cand. sci. diss. abstr. Pyatigorsk, 2015, 22 p. (in Russian)

Ozhegov S.I., Shvedovoj N.YU. (ed.) Slovar russkogoyazyka [Dictionary of the Russian language]. Moscow, Russian language Publ., 1987, 795 p. (in Russian)

Ponomareva V.V. Psihodiagnostika refleksivnosti kak metod social'no-psiholog-icheskogo issledovaniya upravlencheskoj deyatelnosti [Psychodiagnostics of reflexivity as a method of social psychological research of managerial activity]. Cand. sci. diss. Yaroslavl, 2000, 188 p. (in Russian)

Pryazhnikov N.S. Professionalnoe i lichnostnoe samoopredelenie [Professional and personal self-determination]. Moscow, Institute of Practical Psychology Publ., Voronezh, Modek Publ., 1996, 256 p. (in Russian)

Pryazhnikov N.S. Professionalnoe samoopredelenie: teoriya i praktika [Professional Self-Determination: Theory and Practice]. Moscow, Akademiya Publ., 2008, 320 p. (in Russian)

Pryazhnikova E.Yu., Pryazhnikov N.S. Proforientaciya [Vocational guidance]. Moscow, Akademiya Publ., 2013, 496 p. (in Russian)

Petrovskii A.V., Yaroshevskii M.G. (ed.) Psihologiya. Slovar [Psychology. Dictionary]. Moscow, Politizdat Publ., 1990, 494 p. (in Russian)

Kaliteevskaya E.R., Leont'ev D.A., Osin E.N., Borodkina I.I. Smysl, adaptaciya i samodeterminaciya u podrostkov [Meaning, adaptation and self-determination in adolescents]. Voprosy psihologii [Psychology issues], 2007, no. 2, pp. 68-79. (in Russian)

Chebysheva V.V. Nekotorye psihologicheskie voprosy podgotovki shkolnikov k trudu [Some psychological issues of preparing schoolchildren for work]. Voprosy psihologii [Psychology issues], 1978, no. 2, pp. 14-19. (in Russian)

Shchedrovickij G.P. Ocherki po filosofii obrazovaniya [Essays on the philosophy of education]. Moscow, Pedagogika-Press Publ., 1993, 298 p. (in Russian)

Семикин Виктор Васильевич Semikin Viktor Vasilyevich

доктор психологических наук, Doctor of Sciences (Psychology),

профессор, заведующий, сектор Professor, Head, Sector for Social

and Psychological Research

социальных и психологических исследовании

Научный центр изучения Арктики Россия, 629008, г. Салехард, ул. Республики, 20 e-mail: semikin_v@mail.ru

Анисимов Алексей Игоревич

кандидат психологических наук, доцент

кафедра консультативной психологии

и психологии здоровья

Санкт-Петербургский государственный

институт психологии и социальной

работы

Россия, 199178, г. Санкт-Петербург, 12-я линия Васильевского острова, 13А e-mail: aai101@mail.ru

Крупина Кристина Михайловна

магистрант

Санкт-Петербургский государственный университет

Россия, 199034, г. Санкт-Петербург,

набережная Макарова, 6

e-mail: arbuzova.kristina.m@mail.ru

Arctic Research Center 20, Respublikа st., Salekhard, 629008, Russian Federation e-mail: semikin_v@mail.ru

Anisimov Aleksey Igorevich

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Department of Counseling Psychology and Health Psychology, Saint-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work 13А, 12 Liniya VasiPevskogo Ostrova st., Saint Petersburg, 199178, Russian Federation

e-mail: aai101@mail.ru

Krupina Kristina Mikhailovna

Graduate Student Saint Petersburg State University 6, Makarov Embankment, 199034 Saint Petersburg, Russian Federation e-mail: arbuzova.kristina.m@mail. ru

Дата поступления: 12.10.2021 Received: October, 12, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.