DOI: 10.12731/2218-7405-2013-12-9 УДК 37.048.45
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Любягина О.А.
В настоящее время проблема формирования мотивационной готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников становится все актуальней, поскольку в современном обществе становится востребованной личность со способностями к самопознанию, самосовершенствованию, саморазвитию, которые закладываются в старшем школьном возрасте. Цель работы - исследование развития мотивационной готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению на основе внедрения модели системы подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в учебно-воспитательный процесс. Разработаны критерии оценки мотивационной готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. В качестве материала эксперимента использовался разработанный системный комплекс развития мотивационной готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. В результате эксперимента было получено значительное повышение высокого уровня мотивационной готовности старшеклассников в экспериментальной группе, что свидетельствует о том, что применение модели подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению у школьников формирует мотивационную готовность к выбору будущей профессии. Результаты исследования могут быть использованы педагогами лицеев, гимназий, учреждений дополнительного образования при работе со школьниками.
Ключевые слова: самоопределение личности; профессиональное самоопределение; мотивационная готовность к выбору профессии; уровни развития мотивационной готовности; комплекс развития мотивационной готовности.
STUDY OF THE LEVELS OF DEVELOPMENT OF MOTIVATION HIGH SCHOOL STUDENTS TO CHOOSE PROFESSION
Lyubyagina O.A.
Nowadays the problem of high school students motivational readiness to professional identify formation is becoming more and more up-to-date because modern society requires the personality having the capacity for self-cognition, self-development, self-culture which are formed during senior school age. The purpose of the study is to investigate the development of high school students motivational readiness to the professional identity on the basis of introduction of the high school students preparation system model to the professional identity in educational process. There are the criteria to the high school students motivational readiness to the professional identity estimation. Worked out complex of high school students motivational readiness to the professional identity development was used as the material of the study. It resulted in considerable increase of the level of high school students motivational readiness in experimental group that proves that the application of the high school students preparation to the professional identity model forms the motivational readiness to the choice of the future profession. The results of the study may be used by the teachers of lycees, gymnasiums, additional education institutions for pupils.
Keywords: personal identity, professional identity, motivational readiness to the professional choice, levels of motivational readiness development, complex of motivational readiness development.
Введение
В настоящее время проблема формирования мотивационной готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников становится все актуальней, поскольку в современном обществе становится востребованной личность со способностями к самопознанию, самосовершенствованию, саморазвитию, которые закладываются в старшем школьном возрасте. Для успешного развития данных способностей у школьников должно быть желание учиться, вызванное определенными мотивами.
Обзор литературы
В настоящее время происходит увеличение объема информационных потоков во многих отраслях деятельности: промышленности, торговле, экономике, образовании и др. Расширение информационного пространства в обществе ведет к специализации и фундаментализации образования, что, в свою очередь, решению имеющихся проблем [5]. Отличительной чертой фундаментальности образования служит духовность. В условиях современной модернизации образования конечной целью оказывается не нацеленность на идеальное будущее, а сам человек. С помощью модели личности субъекта можно установить, «каким должен быть молодой человек с позиций успешного решения задач, возникающих в процессе развития общества» [2, с. 108]. Именно ценностные ориентации, сформированные в старшем школьном возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью, и, тем самым, в определенной мере детерминируют ее поведение. Ценностные ориентации выступают в качестве внутренних стандартов для достижения поставленных целей [11]. Таким образом, они являются ориентирами для выбора дальнейшего профессионального пути.
По мнению К.А. Абульхановой-Славской, самоопределение - это процесс осознания субъектом личностной позиции, сформированной изнутри систем отношений [1]. При этом формирование процесса самоопределения личности
напрямую связан с отношениями в коллективе, к своему месту в нем. А.В. Петровский вводит понятие «коллективистического самоопределения», которое определяет, как готовность личности противостоять давлению группы, защищая при этом ее (группы) действительные интересы, нормы и ценности [8]. Л.Г. Степанова считает самоопределение одним из наиболее «репрезентативных показателей социально-психологического развития» личности старшеклассника и определяет его как «базово-стилевой способ реагирования индивида на разнообразные жизненные обстоятельства» [10, с.10].
Таким образом, самоопределение - процесс готовности личности старшеклассника к пониманию и осознанию своего «Я», приспособлению и решению различных жизненных ситуаций.
Развитие процесса самоопределения личности старшеклассника сопровождается формированием специфических новообразований, так называемых достижений в развитии, характеризующихся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением к самому себе и другим людям. Л.С. Выготский считал, что предпосылкой к развитию самоопределения личности старшеклассника служит рефлексия, являющаяся основным психологическим новообразованием [4]. По мнению Л.И. Божович, главным новообразованием являются изменения в мотивационной сфере [3], которые в свою очередь тоже порождают у старшеклассников стремлением к самоопределению. И.В. Дубровина основное психологическое новообразование старшего школьного возраста видит не в самоопределении, а в психологической готовности к нему, проявляющихся в сформированности психологических образований и механизмов, обеспечивающих непрерывный рост личности ребенка [6].
Готовность к самоопределению старшеклассников как принятие требований среды А.С. Рылеева определяет через конструктивное взаимодействие в социуме [9]. Принятие и взаимодействие выступают в данном
случае факторами, посредством которых происходит дальнейшее развитие возможностей личности. Трудности, которые могут повлиять на готовность к самоопределению - неуверенность, низкая учебная мотивация, повышенное чувство справедливости, нетерпимость [9]. Все это может стать причиной неправильного выбора дальнейшего профессионального образования.
Таким образом, проблема профессионального самоопределения учащихся заключается в слабой практической подготовке, неуверенности в профессиональных способностях, неопределенности в профессиональном будущем.
Постановка задачи
Исследование развития мотивационной готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению на основе внедрения модели системы подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению [7] в учебно-воспитательный процесс.
Материалы и методы
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами разработаны критерии оценки мотивационной готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению :
- низкий уровень мотивационной готовности (отсутствие конкретных целей, расплывчатость жизненных планов; заниженое осознание своих склонностей и способностей; недооценивание личностных и физических свойств; несформированность профессионально важных качеств, отсутствие тяги к самопознанию и саморазвитию; преобладание влияния внешних факторов над внутренними факторами; влияние внешних факторов максимально; отсутствие контроля над различными ситуациями во всех сферах деятельности; ассоциирование успешности со случайностью; непонимание социальных взаимодействий; непринятие общественных позиций);
- средний уровень мотивационной готовности (осознание целей, жизненных планов при отсутствии четкого плана для их достижения;
умеренная самооценка; понимание значимости личностных и физических свойств, но непонимание их эффективного применения; сформированность профессионально важных качеств без особого стремления к их дальнейшему развитию; умеренное стремление к саморазвитию и самопознанию; степень влияние внутренних и внешних факторов практически одинакова, может незначительно колебаться в ту или иную сторону; контроль не за всеми сферами деятельности; ответственность за свои поступки; коммуникативность во взаимодействии с обществом; сглаживание «острых углов»);
- высокий уровень мотивационной готовности (точность и определенность целей и жизненных планов; высокая самооценка; переоценивание личностных и физических свойств; сформированность и стремление к дальнейшему развитию профессионально важных качеств; очень большая тяга владеть собой, к самообладанию, саморегуляции, самоанализу; преобладание влияния внутренних факторов над внешними факторами; влияние внешних факторов минимально; наличие контроля над всеми сферами деятельности; гиперответственность за все события, происходящие в жизни; деспотичность в отношении с социумом; становление себя выше других).
В качестве материала эксперимента использовался разработанный нами системный комплекс развития мотивационной готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению (дополнительные занятия в виде факультативных, элективных курсов; написание научных проектов, исследовательских работ; психолого-педагогическое сопровождение учащегося и учебного процесса; диагностика склонностей и способностей школьников, а также факторов, влияющих на их самоопределение; различные формы взаимодействия школы и родителей старшеклассников).
Исследование развития мотивации старшеклассников к профессиональному самоопределению проводилось на экспериментальных базах Малого университета факультета довузовского образования Казанского (Приволжского) федерального университета и МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Вахитовского района г. Казани. Всего в эксперименте участвовали 238 учащихся. Из них: одна экспериментальная группа (ЭГ) была среди учащихся 10-х и 11-х классов Малого университета КФУ; одна контрольная группа (КГ) была среди учащихся 10-х и 11-х классов школы №1.
Для решения поставленной задачи были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ, обобщение данных научных педагогических исследований); эмпирические (тестирование, эксперимент); математические (статистическая обработка результатов исследования).
Для диагностирования формирования мотивационной готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению были использованы следующие методики: методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; опросник «Уровень субъективного контроля»; опросник «Потребности в достижениях»; диагностический блок «Ориентир».
Результаты
В результате эксперимента нами получена следующая картина развития мотивационной готовности учащихся к профессиональному самоопределению (табл.1).
Таблица 1
Уровни развития мотивационной готовности учащихся ЭГ и КГ к профессиональному самоопределению до и после эксперимента
(в процентах)
Уровень мотивационной готовности
До эксперимента ЭГ После эксперимента ЭГ До эксперимента КГ После эксперимента КГ
Низкий уровень 65 33 61 64
Средний уровень 17 20 19 17
Высокий уровень 18 47 20 19
Обсуждение результатов
В результате эксперимента нами выявлено, что до эксперимента в экспериментальной группе преобладали в основном ученики с низким уровнем мотивационной готовности к профессиональному самоопределению (65%); имели высокий уровень такой готовности лишь 18% учащихся; 17% учеников имели средний уровень мотивационной готовности к профессиональному самоопределению. После эксперимента отмечается существенное изменение уровня мотивационной готовности к профессиональному самоопределению у учащихся экспериментальной группы: в два раза меньше становится в ней учеников с низким уровнем (33%), значительно увеличивается количество учеников с высоким уровнем (47%) и лишь немного повышается количество учеников со средним уровнем мотивационной готовности к профессиональному самоопределению. В контрольной группе подобных изменений не отмечается.
Заключение
В результате эксперимента мы убедились, что реализация модели системы подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению [7] на основе системного комплекса развития мотивационной готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению эффективна и результативна. Значительное повышение высокого уровня в экспериментальной группе свидетельствует о том, что применение модели подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению формирует у школьников мотивационная готовность к выбору будущей профессии.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Личность как субъект деятельности // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия [Сост. В.А. Бодров]. М.: Пер Сэ: Логос, 2007. С. 119-124.
2. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе: Монография. М.: Социум, 2000. 176 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Монография, цикл статей. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.
5. Грякалов А.А., Романенко И.Б., Стрельченко В.И. Философия человека и антология образования: Монография. М.: АПК и ППРО, 2007. 200 с.
6. Дубровина И.В. Психологическая готовность к личностному самоопределению - основное новообразование ранней юности // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: для студентов высших педагогических учебных заведений [Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин]. М.: Академия, 2001. С. 229-232.
7. Любягина О.А. Моделирование системы подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению // Образование и саморазвитие, 2012. № 6 (34). С. 21-27.
8. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
9. Рылеева А.С. Формирование готовности подростков группы риска к жизненному самоопределению: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2009. 25 с.
10. Степанова Л.Г. Особенности самоопределения в юношеском возрасте у индивидов с различным типом гендерной идентичности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2010. 24 с.
11. Rokeach M. Belief, attitudes and values. San Francisco, 1968. 214 p.
References
1. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Lichnost' kak sub#ekt dejatel'nosti [The person as the subject of activity]. Psihologicheskie osnovy professional'noj
dejatel'nosti: hrestomatija [Sost. V.A. Bodrov]. Moscow: Per Se: Logos, 2007. pp. 119-124.
2. Babochkin P.I. Stanovlenie zhiznesposobnoj molodezhi v dinamichno izmenjajushhemsja obshhestve: Monografija [Formation of viable young people in a rapidly changing society: Monograph]. Moscow: Socium, 2000. 176 p.
3. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste: Monografija, cikl statej [Personality and its development in childhood: a Monograph, a series of articles]. Saint-Petersburg: Piter, 2009. 400 p.
4. Vygotskij L.S. Izbrannye psihologicheskie issledovanija [Selected psychological research]. Moscow: APN RSFSR, 1956. 519 p.
5. Grjakalov A.A., Romanenko I.B., Strel'chenko V.I. Filosofija cheloveka i antologija obrazovanija: Monografija [Philosophy of the person and the anthology of education: Monograph]. Moscow: APK and PPRO, 2007. 200 p.
6. Dubrovina I.V. Psihologicheskaja gotovnost' k lichnostnomu samoopredeleniju - osnovnoe novoobrazovanie rannej junosti [Psychological readiness to personal self-determination is the main tumor early youth]. Vozrastnaja i pedagogicheskaja psihologija: hrestomatija: dlja studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij [Sost. I.V. Dubrovina, A.M. Prihozhan, V.V. Zacepin]. Moscow: Akademy, 2001. pp.229-232
7. Ljubjagina O.A. Modelirovanie sistemy podgotovki starsheklassnikov k professional'nomu samoopredeleniju [Modeling of the system of training senior pupils for professional self-determination]. Obrazovanie i samorazvitie, 2012. no. 6 (34). pp. 21-27
8. Petrovskij V.A. Lichnost' v psihologii: paradigma sub#ektnosti [Personality psychology: the paradigm of subjectivity]. Rostov-na-Donu: Fenix, 1996. 512 p.
9. Ryleeva A.S. Formirovanie gotovnosti podrostkov gruppy riska k zhiznennomu samoopredeleniju [Formation of readiness of adolescents at risk to their life self-determination]: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tyumen, 2009. 25 p.
10. Stepanova L.G. Osobennosti samoopredelenija v junosheskom vozraste u individov s razlichnym tipom gendernoj identichnosti [Peculiarities of self-determination in adolescence, individuals with a different type of gender identity]: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Moscow, 2010. 24 p.
11. Rokeach M. Belief, attitudes and values. San Francisco, 1968. 214 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Любягина Ольга Анатольевна, старший преподаватель, факультет среднего профессионального образования
Негосударственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования « Университет управления «ТИСБИ» ул. Муштари, д.13, г. Казань, Республика Татарстан, 420012, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Lyubyagina Olga Anatolevna, senior lecturer, faculty of secondary professional education
University of management «TISBI»
13, Mushtari street, Kazan, Republic of Tatarstan, 420012, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Мухаметшин Азат Габдулхакович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии им. З.Т. Шарафутдинова, ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»