Научная статья на тему 'Проблема профессионального самоопределения старшеклассников на современном этапе'

Проблема профессионального самоопределения старшеклассников на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2340
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / HIGH SCHOOL STUDENTS / PERSONAL SELF-ACTUALIZATION / CHOICE READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пятницкая Г. А.

В статье рассмотрена актуальная проблема профессионального самоопределения старшеклассников в школе на современном этапе. Автор рассматривает вопросы формирования профессионального самоопределения как на законодательном и концептуальном уровнях, так и в плане жизненного самоопределения старшеклассников. Автор статьи акцентирует внимание на недостаточной готовности старшеклассников не только к профессиональному самоопределению, но и в большей степени к личностному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пятницкая Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS

The article deals with current problems of professional self-determination of high school students. It examines the process of professional self-determination formation at both legislative and conceptual levels, and as life self-determination of high school students. The author focuses on lack of commitment of high school students not only to professional self-determination, but also to personal self-actualization.

Текст научной работы на тему «Проблема профессионального самоопределения старшеклассников на современном этапе»

УДК 37

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© 2011 Г.А.Пятницкая

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Статья поступила в редакцию 06.04.2011

В статье рассмотрена актуальная проблема профессионального самоопределения старшеклассников в школе на современном этапе. Автор рассматривает вопросы формирования профессионального самоопределения как на законодательном и концептуальном уровнях, так и в плане жизненного самоопределения старшеклассников. Автор статьи акцентирует внимание на недостаточной готовности старшеклассников не только к профессиональному самоопределению, но и в большей степени к личностному.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение старшеклассников, личностное самоопределение, самоактуализация, готовность к выбору.

Профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни, которое определяет основные направления его деятельности, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и кем работать, какой стиль жизни выбрать. Именно профессиональное самоопределение старшеклассников остается одной из главнейших проблем современного общего образования, несмотря на разработанную и внедряющуюся в российских школах концепцию профильного образования, которое, «будучи средством дифференциации и индивидуализации, позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, их профессиональные интересы, оказывающиеся главным смыслом продолжения образования»1.

С чем же связана проблема профессионального самоопределения старшеклассников на современном этапе? В первые годы становления рыночных отношений в России профориентацион-ная работа со школьниками велась в основном стихийно, на энтузиазме отдельных преподавателей и школ. Старая система профориентаци-онной работы была незаслуженно забыта, хотя, следует признать, во многом она уже не соответствовала новой экономической ситуации и требованиям, предъявляемым к профессиям. В результате в образовательных учреждениях практически не осталось специалистов по профори-

ентационной работе, отсутствует сама система такой деятельности.

Современный период характеризуется возрастающим вниманием со стороны государства к возрождению и развитию отечественной профориентации, о чем говорят Концепция образования и новые Федеральные государственные образовательные стандарты, в которых среди требований к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования есть и предполагаемый портрет выпускника школы, где одной из его черт является готовность к «осознанному выбору профессии», понимание «значения профессиональной деятельности для человека и общества, её нравственных основ»2. Тем не менее, ряд исследователей считает, что официальные документы не предусматривают решение жизненно значимой для каждого выпускника проблемы выбора профиля обучения, который связан с будущей профессиональной карьерой и с выбором образа жизни3. Да и переход к профильному образованию, как показывает практика, пока не дает положительных результатов в решении данной проблемы. Ключевые вопросы профилизации на сегодняшний день крайне слабо проработаны на законодательном и концептуальном уровнях. Действующий Закон «Об образовании», закрепляя за школами обязанность проведения профориентационной работы с учащимися, при этом не прописывает возможности для ее осуществления: ни дополнительное финансирование, ни ставка профкон-сультанта в школах законодательством не огова-

2 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект. Минобразования и науки РФ. - М.: 2010. - С.5.

3 Чистякова С.Н. Проблема самоопределения....- С. 19.

"Пятницкая Галина Александровна, заместитель директора общеобразовательного архитектурно-строительного лицея. E-mail: galapyatnickaya@yandex. ru 1 Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. - 2005. - №1. - С.19 - 26.

Педагогика

риваются. Выделенных в рамках профильного обучения часов на профориентационную работу (около 30 часов в год на один класс) явно недостаточно. Не предусмотрено время на индивидуальные профконсультации. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года предусмотрено улучшение работы по профессиональной ориентации молодежи, однако реализация данного положения ограничивается включением в национально-региональный компонент описания общих направлений профильного образования в школе.

Следует отметить такую важную особенность российской профориентации на современном этапе, как ее ориентация на рынок труда. Е.Ю.Пряжникова, Н.С.Пряжников выделяют следующие «варианты отношения к самоопределению и трудоустройству на рынке труда в процессе профессиональной ориентации: 1) игнорирование рынка - в основе отношения лежит надежда на помощь в трудоустройстве родителей, образовательных учреждений, родственников и т.п.; 2) адаптация к рынку - построение своей профессиональной жизни по существующим общественным стереотипам, стереотипам успеха (к этому призывали выпускников школ в 90-е годы, и именно в этом видели главный смысл профориентационной работы); 3) отношение к рынку по примеру западных стран - подготовка выпускников школ к активным действиям в условиях рыночной экономики, конкурентной борьбы; 4) прогнозирование развития отечественного рынка труда - осуществление выбора будущей профессии и планирования профессиональной карьеры на основе анализа социально-экономических тенденций и прогнозирования изменений в кадровых потребностях общества и требований к профессиям»4.

По данным центра социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, подтверждаемым и другими источниками (в частности, Министерством здравоохранения и социального развития РФ и др.), свое профессиональное будущее не связывает с собственными реальными возможностями и потребностями рынка труда около половины учащихся; на поддержку со стороны взрослых (родителей, родственников или знакомых) рассчитывает 46% участвующих в опросе. Современная тенденция такова, что большинство выпускников предпочитает два первых варианта отношений к самоопределению и трудоустройству на рынке труда. Это объясняется, в первую

4 Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Размышления о профессиональном самоопределении молодежи // Вестник практической психологии образования. - 2007. -№3. - С. 42 - 45.

очередь, нестабильностью развития российской экономики и трудностями объективной перспективы кадровых потребностей общества, что существенно затрудняет профессиональное самоопределение по четвертому варианту, который является наиболее продуктивным. Более того, как подчеркивает К.Г.Кязимов, государство рано oтстранилось от проблем макроэкономического регулирования занятости населения, в результате чего все сводится к мерам по трудоустройству, вместо того чтобы прогнозировать социально-экономическое развитие страны и упреждающим образом создавать условия для более эффективного использования имеющегося человеческого ресурса (включая потенциал безработного и незанятого населения) для вовлечения в активную трудовую деятельность5.

Процесс профессионального самоопределения охватывает практически весь период жизни человека - от профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении всего этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, и жизненное самоопределение личности. Подтверждение сказанному мы находим у многих исследователей, в том числе и у Е.В.Ка-рякиной, подчеркивающей, что профессиональное самоопределение является составляющей личностного самоопределения. Сложившееся понимание профессионального самоопределения предполагает взаимодействие двух систем: с одной стороны - личности как саморегулирующейся системы, с другой - системы педагогических условий, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассника6.

Анализ современного состояния проблемы позволил сделать вывод о недостаточной готовности старшеклассников не только к профессиональному самоопределению, но и к личностному. Учеными, изучающими данную проблему, установлено, во-первых, что у большинства старшеклассников недостаточно развиты личностные качества, необходимые для профессионального самоопределения (способность к самопознанию и саморазвитию, ответственность, самостоятельность, целенаправленность, самокритичность, эмоциональная лабильность, сила воли, готовность к выбору), завышен уровень притязаний, занижена потребность в профессиональном са-

5 Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения. -М.: 2005.

6 Карякина Е.В. Особенности и проблемы профессионального самоопределения старшеклассников. [Электронный ресурс] Режим доступа: Ы±р://г.кет-edu.ru/profsch2008/22 karayakina.pdf (19.02.2011).

моопределении, не сформированы мотивы выбора профессии, отсутствуют трудовая мотивация, осознание ценности честного (общественно-полезного) труда (ценностно-нравственная основа самоопределения); большинство учащихся не умеют ориентироваться в мире профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения); у старшеклассников отсутствуют знания о выбираемых целях: профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства (микроинформационная основа самоопределения); недостаточно развито умение выделять дальнюю профессиональную цель (мечту) и согласовывать её с другими важными жизненными целями (досуговыми, семейными, личностными), а также умение выделять ближние и ближайшие профессиональные цели как этапы и пути достижения дальней цели; плохо сформировано умение соотнести свои возможности с требованиями профессии и не развита способность изменить решение при получении новых данных в процессе принятия решения7.

Во-вторых, слабо выражен интерес к знанию своих характерологических особенностей, в т.ч. и темперамента, т.к. «темперамент, являясь отражением свойств нервной системы, практически не поддается изменению, и если в процессе профессиональной подготовки и самой деятельности можно скорректировать мотивационные компоненты профессионализма, развить необходимые способности и т.д., то несоответствие избранной деятельности типу темперамента, скорее всего, влечет за собой принципиальную неспособность к этой деятельности»8.

В-третьих, личностное, жизненное самоопределение, профессиональное самоопределение

говорят одновременно и о самореализации, и о самоактуализации. Это означает, что самоопределение связано не только с актом выбора (упрощенное понимание самоопределения), но и с совершенствованием себя в выбранной деятельности (с самоопределением в полном смысле), причем следует воспринимать термин самоактуализация не буквально (как актуализацию того, что заложено в человеке изначально), а понимать его как «выход человека за пределы самого себя» и реализацию себя в жизнедеятельности, а не в самом себе9.

Анализ проблемы современной профориентации старшеклассников позволяет сделать вывод о необходимости разработки целостной системы педагогических условий, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассников, основывающейся на учете желаний и склонностей личности школьника, учитывающей его реальные и перспективные возможности, а также потребность в выбираемой и осваиваемой выпускником деятельности со стороны производства и общества в целом.

7 Иванушкина C.A. Восприятие старшеклассниками событий собственного жизненного пути и профессиональное самоопределение. Автореф... дисс. канд. пси-хол.н. - М.: 1998.

8 Беляева Л.А. Построение «Я-концепции» как важнейшее условие профессионального самоопределения старшеклассников // Вестник ТГПУ. - 2010. - Вып. 1 (91). - С.75 - 78.

9 Газиева А.М. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению как психолого-педагогическая проблема //Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - Курск: - 2008. -№10. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / / www.jumal.org /articles /2008 /ped55.html (27.02.2011)."

PROBLEMS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS

©2011 G.A.Pyatnitskaya

Samara State University of Architecture and Civil Engineering

The article deals with current problems of professional self-determination of high school students. It examines the process of professional self-determination formation at both legislative and conceptual levels, and as life self-determination of high school students. The author focuses on lack of commitment of high school students not only to professional self-determination, but also to personal self-actualization.

Key words: professional self-determination, high school students, personal self-actualization, choice readiness.

°Galina Aleksandrovna Pyatnitskaya, Deputy Drector,

general education Lyceum of Architecture and Civil Engineering. E-mail: galapyatnickaya@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.