Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
786
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ШКОЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ / SENIOR SCHOOLCHILDREN / CHOICE OF PROFESSION / PSYCHOLOGICAL READINESS / READINESS TO CHOOSE A PROFESSION / CAREER GUIDANCE / SCHOOL PROFILE / PROFESSIONAL READINESS COMPONENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суворова Наталия Владимировна, Наконечная Екатерина Владимировна, Рафейчик Светлана Евгеньевна, Третьяков Александр Сергеевич, Колпакова Татьяна Витальевна

В данной статье рассматривается проблема готовности старших школьников к осознанному выбору профессии. Раскрываются такие понятия, как психологическая готовность к профессиональной деятельности, компоненты психологической готовности, психология старшего школьника и т. д. Представлена психологическая характеристика периода ранней юности как важного этапа в профессиональном самоопределении личности, формировании мотивационно-ценностного отношения к будущей профессии.Целью эмпирического исследования стало изучение специфики готовности к выбору профессии старших школьников в зависимости от профиля обучения. В качестве испытуемых выступали учащиеся общеобразовательного учреждения. Экспериментальная выборка составила 50 школьников 11-х классов, обучающихся на разных общеобразовательных профилях подготовки. Были использованы психодиагностические методики на выявление уровня готовности учащихся к выбору профессии, развития ее отдельных компонентов и склонности школьников к определенным типам профессий.Анализ результатов эмпирического исследования готовности к выбору профессии старшеклассников двух профильных направлений старшей школы показал, что у большинства старших школьников уровень готовности к выбору профессии находится на низком и среднем уровне. Статистически значимые различия в показателях выраженности компонентов психологической готовности старшеклассников были выявлены по таким параметрам, как информированность, принятие решения, планирование, достижения цели, коммуникативные особенности.Показатели исследования компонентов профессиональной готовности характеризуются высоким уровнем автономности у всех учащихся, информированность и готовность к принятию решения выражены на среднем уровне. Планирование профессионального пути и эмоциональное отношение к выбору профессии находятся на высоком уровне независимо от профиля обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Суворова Наталия Владимировна, Наконечная Екатерина Владимировна, Рафейчик Светлана Евгеньевна, Третьяков Александр Сергеевич, Колпакова Татьяна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ASPECTSOF PREPAREDNESS FOR THE CHOICE ОF A PROFESSION IN SENIOR SCHOOLS

This article examines the problem of the readiness of senior schoolchildren for a conscious choice of profession. The article reveals such concepts as psychological readiness for professional activity, components of psychological readiness, psychology of a senior student, etc. The psychological characteristics of the period of early adolescence as an important stage in the professional self-determination of the individual, the formation of a motivational-value attitude towards the future profession are presented.The purpose of the empirical study was to study the specifics of the readiness to choose a profession in senior schoolchildren, depending on the profile of education. The subjects were students of a general education institution. The experimental sample consisted of 50 11th grade schoolchildren enrolled in different general education profiles. We used psychodiagnostic techniques to identify the level of students' readiness to choose a profession, the development of its individual components and the propensity of schoolchildren to certain types of professions.An analysis of the results of an empirical study of the readiness to choose a profession of senior pupils in two specialized directions of high school showed that the level of readiness for choosing a profession is at a low and medium level in the majority of senior schoolchildren. Statistically significant differences in the indicators of the severity of the components of the psychological readiness of high school students were identified in such parameters as awareness, decision-making, planning, goal achievement, communicative, characteristicsThe indicators of the study of the components of professional readiness are characterized by a high level of autonomy for all students, awareness and readiness to make a decision are expressed at an average level. Planning a professional path and an emotional attitude towards choosing a profession are at a high level regardless of the profile of training.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №5, Том 8 / 2020, No 5, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-5-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/88PSMN520.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Суворова Н.В., Наконечная Е.В., Рафейчик С.Е., Третьяков А.С., Колпакова Т.В., Анникова С.Л. Психолого-педагогические аспекты готовности к выбору профессии у старших школьников // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №5, https://mir-nauki.com/PDF/88PSMN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Suvorova N.V., Nakonechnaya E.V., Rafeichic S.E., Tretyakov A.S., Kolpakova T.V., Annikova S.L. (2020). Psychological-pedagogical aspects of preparedness for the choice оf a profession in senior schools. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/88PSMN520.pdf (in Russian)

УДК 373 ББК 88.6

Суворова Наталия Владимировна

АНО ВО «Сибирский институт бизнеса управления и психологии», Красноярск, Россия

Доцент кафедры «Психологии» Кандидат педагогических наук E-mail: suvorova20@yandex.ru

Наконечная Екатерина Владимировна

АНО ВО «Сибирский институт бизнеса управления и психологии», Красноярск, Россия

Доцент кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук E-mail: m2735582@yandex.ru

Рафейчик Светлана Евгеньевна

АНО ВО «Сибирский институт бизнеса управления и психологии», Красноярск, Россия

Студентка 3 курса «Факультета психологии» E-mail: rafejciksvetlana@mail.ru

Третьяков Александр Сергеевич

АНО ВО «Сибирский институт бизнеса управления и психологии», Красноярск, Россия

Проректор по науке и воспитательной работе Кандидат педагогических наук E-mail: tretyakoval@yandex.ru

Колпакова Татьяна Витальевна

АНО ВО «Сибирский институт бизнеса управления и психологии», Красноярск, Россия

Ассистент кафедры «Психологии» E-mail: tat.colpackowa2011@yandex.ru

Анникова Светлана Львовна

АНО ВО «Сибирский институт бизнеса управления и психологии», Красноярск, Россия

Студентка 3 курса факультета «Психологии» E-mail: 79029918291@yandex.ru

Психолого-педагогические аспекты готовности к выбору профессии у старших школьников

https:// mir-nauki. com

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема готовности старших школьников к осознанному выбору профессии. Раскрываются такие понятия, как психологическая готовность к профессиональной деятельности, компоненты психологической готовности, психология старшего школьника и т. д. Представлена психологическая характеристика периода ранней юности как важного этапа в профессиональном самоопределении личности, формировании мотивационно-ценностного отношения к будущей профессии.

Целью эмпирического исследования стало изучение специфики готовности к выбору профессии старших школьников в зависимости от профиля обучения. В качестве испытуемых выступали учащиеся общеобразовательного учреждения. Экспериментальная выборка составила 50 школьников 11-х классов, обучающихся на разных общеобразовательных профилях подготовки. Были использованы психодиагностические методики на выявление уровня готовности учащихся к выбору профессии, развития ее отдельных компонентов и склонности школьников к определенным типам профессий.

Анализ результатов эмпирического исследования готовности к выбору профессии старшеклассников двух профильных направлений старшей школы показал, что у большинства старших школьников уровень готовности к выбору профессии находится на низком и среднем уровне. Статистически значимые различия в показателях выраженности компонентов психологической готовности старшеклассников были выявлены по таким параметрам, как информированность, принятие решения, планирование, достижения цели, коммуникативные особенности.

Показатели исследования компонентов профессиональной готовности характеризуются высоким уровнем автономности у всех учащихся, информированность и готовность к принятию решения выражены на среднем уровне. Планирование профессионального пути и эмоциональное отношение к выбору профессии находятся на высоком уровне независимо от профиля обучения.

Ключевые слова: старшие школьники; выбор профессии; психологическая готовность; готовность к выбору профессии; профориентация; школьный профиль; компоненты профессиональной готовности

Современное общество остро нуждается в мобильных специалистах, готовых принимать самостоятельные решения и отвечать за их реализацию, способных успешно и эффективно реализовывать себя в постоянно изменяющейся социально-экономической среде. Поэтому вопросы профессиональной ориентации в образовательных учреждениях становятся все более актуальными.

Общеобразовательная школа становится главной составляющей в вопросах подготовки выпускника, обладающего достоинствами, которые позволят ему адекватно подходить к любым изменениям современного мира. Именно в школе закладываются основы общего и профессионального развития личности и формируется фундамент успешной социализации выпускников [1; 2].

Готовность к выбору профессии сохраняет свою актуальность на протяжении длительного исторического периода. Появление профильного обучения и подготовки в общеобразовательной школе ориентировано, в первую очередь, на решение именно этой проблемы [3].

Введение

Но, именно, ранняя профилизация общего образования способствует формированию некоторых психологических барьеров в профессиональном самоопределении. Внедрение в школах профильного обучения ставит учащихся старших классов перед серьезным выбором -определить направленность будущего обучения, и как следствие, будущую профессию [4].

Анализ научной литературы показывает, что теоретические основы становления отношения обучающихся к труду и выбору профессий заложены в трудах В.Г. Асеева, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова и других [5; 6].

Исследования М.Л. Вайнштейна, П.А. Шафира и др. описывают современные подходы профессионального и личностного самоопределения, а также основы профориентации и профотбора.

Достаточное количество работ освящают психологическую готовность к отдельным категориям профессиональной деятельности. Так, Е.Ю. Райкова выделяет компоненты психологической готовности к консультированию по проблемам профориентирования: профессиональный, творческий, личностный [7].

Таким образом, анализ литературных источников показал достаточно хорошую проработанность проблематики готовности к выбору профессии в школьном возрасте. Основной упор сделан на традиционные методы профориентации в средней школе.

Явление профилизации среднего общего образования также достаточно освящено в педагогической и психологической литературе. Однако, эти два феномена не имеют взаимосвязи, и, как результат, предпрофильная и профильная подготовка не гарантирует четкого профессионального самоопределения школьника на выходе.

Период выбора профиля в средней школе совпадает с периодом становления ранней юности и зрелости, возрастом, когда завершается становление личности, формируется мировоззрение, определяются ценностные ориентации, установки. Важным здесь является профессиональное становление, реализуемое в рамках учебной деятельности.

В исследованиях учёных, в том числе Н.И. Крылова, говориться о том, что мотив выбора профессии скорее связан с материальной основой, профессию выбирают скорее не по содержанию, а «за компанию с друзьями) [8].

К диагностике профессионального самоопределения следует подходить комплексно, с точки зрения психолого-педагогического подхода, который позволяет определить проблемы личности психологического характера, такие как:

• личностные особенности;

• реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное обеспечение и пр.);

• ценностные ориентации и установки;

• уровень самооценки;

• способности, склонности и интересы;

• жизненные планы и профессиональные намерения;

• уровень сформированности представлений о профессии;

• уровень развития профессиональной мотивации [9].

Таким образом, итогами теоретического исследования готовности старших школьников к выбору профессии, являются: готовность к выбору профессии в мире профессий является

личностным аспектом становления профессионала; важная роль в выборе будущей профессии старшеклассниками должна отводиться изучению и анализу их психологических особенностей, специфики склонности к определенным видам деятельности, особенностям их мотивационно-ценностной сферы; для активизации процесса становления готовности к выбору профессии старшеклассников, необходимо акцентировать внимание с самого акта выбора профессии на психологическую подготовку школьника к определению своей позиции, к осознанию своих интересов, склонностей, личностных особенностей.

Для того чтобы выработать комплексный подход к профориентации школьников, на первоначальном этапе требуется психодиагностическое исследование, результаты которого могут стать основой качественного педагогического сопровождения старшеклассников.

Следовательно, целью обозначенного исследования является изучение особенностей готовности к выбору профессии школьников с учетом выбора профиля обучения.

Методы исследования

Эмпирическое исследование было проведено в гимназии г. Красноярска.

Цель исследования - изучить специфику готовности к выбору профессии старших школьников в зависимости от профиля обучения в общеобразовательной школе.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что старшие школьники будут иметь разный уровень готовности к выбору профессии в зависимости от профиля обучения и, как следствие, требуются различные педагогические подходы и инструменты для эффективной профориентации.

Областью исследования выступили некоторые психологические характеристики готовности к выбору профессии старшеклассника. Достоверными маркёрами готовности к выбору профессии являются уровень и характеристики готовности человека к выбору профессии.

В качестве испытуемых выступали учащиеся общеобразовательного учреждения. Экспериментальная выборка составила 50 человек.

Все респонденты учащиеся 11-х классов гимназии г. Красноярска с разными профилями подготовки. Респондентам обеих выборок от 15-и до 16-и лет.

Группа экономического профиля: 25 человек. Группа естественно-научного профиля: 25 человек.

Испытуемым предъявлялись бланки методик исследования. Обработка данных проводилась при помощи непараметрического критерия Mann-WhitneyUTest.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первоначальном этапе исследования были выбраны методы и диагностические методики исследования:

1. Методика В.Б. Успенского «Готовность учащихся к выбору профессии», которая позволяет определить уровень готовности учащихся к выбору профессии, что соответствует задачам нашего исследования.

2. Методика А.П. Чернявской «Профессиональная готовность», позволяющая определить некоторые характеристики профессиональной готовности личности, а именно критерии адекватности выбора профессионального пути по определенным критериям.

3. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова является дополнительным методом исследования, который позволит выявить склонность (предрасположенность) человека к определенным типам профессий. Это поможет установить истинное соответствие склонности к типу профессии выбираемому профилю, и, следовательно, косвенно подтвердить осознанность и целенаправленность выбора профиля обучения.

В качестве достоверности различий между выборками, был использован Ц-критерий Манна-Уитни в формате автоматического расчета.

На втором этапе было проведено психодиагностическое обследование с использованием обозначенных методик.

На завершающем этапе эмпирического исследования, был проведен анализ и интерпретация полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

На этапе констатирующего исследования был выявлен уровень готовности учащихся к выбору профессии.

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал уровень готовности к выбору профессии (по методике В.Б. Успенского):

• низкий уровень - 43,4 % (группа экономического профиля), 48,1 % (группа естественно-научного профиля);

• средний уровень - 39,8 % (группа экономического профиля), 36,7 % (группа естественно-научного профиля).

В результате проведенного эксперимента можно сделать следующие выводы: учащиеся данных групп имеют нечёткое представление о будущей профессиональной деятельности, профессию выбирают либо из-за престижности профессии и учебного заведения, либо прислушиваются к советам родителей и друзей.

Таким образом, обучение в профильном классе незначительно изменяет уровень готовности учащихся к выбору профессии, что и подтверждается идентичными показателями в обеих профилях.

Результаты средних показателей, полученных по методике В. Чернявской, показывают, что существуют значимые различия в выборках.

Общие данные показывают, что уровень информированности учащихся ниже остальных в обеих профилях. Это означает, что, обучаясь около двух лет определенным предметным областям, связанным с будущей профессиональной деятельностью, у выпускника так и не сформировалось четкое понимание и знание о будущей профессии. Самые высокие показатели выявлены по критерию эмоционального отношения, что подтверждает достоверность предыдущего показателя, так как школьник продолжает больше всего ориентироваться на эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии. А значит, профессиональный выбор зависит от личных эмоциональных привязанностей школьника к конкретным ситуациям, людям, связанным с этой деятельностью и пр. несмотря на высокий уровень автономности и планирования своего профессионального пути.

При сравнении выборок между собой можно отметить, что в целом почти все показатели выше у школьников, обучающихся по естественно-экономическому профилю, что указывает

на их большую готовность к выбору профессии по большинству критериев. Результаты исследования профессиональной готовности представлены на рисунке 1.

Примечание к рисунку: 1. Автономность; 2. Информированность; 3. Принятие решений; 4. Планирование; 5. Эмоциональное отношение

- экономический профиль; - естественно-научный профиль

Рисунок 1. Результаты исследования учащихся по методике «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская)

После обработки математических данных, полученных при исследовании учащихся экономического и естественно-научного профиля, при помощи непараметрического критерия Mann-WhitneyUTest для независимых выборок, результаты получились следующие:

Существенные различия были выявлены по шкалам:

• информированность (при U = 153,5000, при p = 002037);

• принятие решения (при U = 211,5000, при p = 050041);

• планирование (при U = 138,5000, при p = 000736);

• коммуникативные (при U = 195,5000, при p = 023206).

Так же наблюдается положительная тенденция по шкалам:

• мнемические (при U = 220,0000, при p = 072701);

• мыслительные (при U = 216,5000, при p = 062517);

• волевые (при U = 222,5000, при p = 080776).

Эти данные указывают на достоверность различий между обозначенными выборками по данным критериям.

Проанализировав полученные данные, установлено, что учащиеся естественнонаучного профиля более осведомлены о выбранной ими профессии, чем учащиеся экономического профиля. Также у них в большей степени преобладает умение принимать более взвешенные и обдуманные решения, они более рационально планируют свою дальнейшую профессиональную жизнь. Учащиеся естественно-научного профиля более коммуникативные, чем учащиеся экономического.

Результаты исследования учащихся по методике ДДО для выявления склонностей к определенному типу профессий представлены на рисунке 2.

Среди учащихся естественно-научного профиля преобладает, склонных к типу профессий «Человек - Человек» - 36,4 % и 23 % у учащихся экономического профиля, то есть учащиеся предпочитают выбирать все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением, что соответствует выбранным профилям подготовки.

Учащихся типа «Человек - Техника» было выявлено у естественно-научного профиля 31 % и 25 % учащихся экономического профиля, что не характерно выбранным сферам будущей профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Типу склонности «Человек - Знаковая система» соответствуют 34 % учащихся естественно-научного профиля и 20,6 % учащихся экономического профиля, что частично можно отнести к выбранной сфере профессиональной деятельности.

Человек - Природа Человек - Техника Человек - Человек Человек - Знаковая Человек -

(ЧП) (ЧТ) (ЧЧ) система (ЧЗ) Художественный

образ (ЧХ)

■ Учащиеся экономического профиля ■ Учащиеся естественно научного профиля

Примечание: ЧП - человек - природа; ЧТ - человек - техника; ЧЧ - человек - человек; ЧЗ - человек - знаковая система; ЧХ - человек - художественный образ

Рисунок 2. Результаты исследования учащихся по методике ДДО (Е.А. Климова)

Также среди школьников обеих профилей оказались и учащиеся с типом «Человек -Художественный образ» - 15 % у экономического профиля и 6 % у естественно-научного профиля, для которых рекомендованы профессии, связанные с творчеством (актеры, художники), что совершенно не подходит для обозначенных сфер профессиональной деятельности.

При этом тип профессии «Человек - Природа» выявлен только у 3 % учащихся естественно-научного профиля и 6 % учащихся экономического профиля, что также не соответствует выбранным профилям обучения в школе.

В результате проведенного констатирующего эксперимента, мы получили по двум группам (экономического и естественно-научного профилей) низкие и средние показатели, из которых можно сделать следующие выводы: учащиеся данных групп имеют нечёткое представление о будущей профессиональной деятельности, профессию выбирают либо из-за престижности профессии и учебного заведения, либо прислушиваются к советам родителей и друзей.

В результате исследования выраженности компонентов профессиональной готовности (по методике А.П. Чернявской) мы получили такие данные у учащихся экономического и естественно-научного профилей:

• высокий уровень автономности - проявляют независимость при выборе сферы профессиональной деятельности;

• средний уровень - информированность и готовность к принятию решений;

• высокий уровень - планирование профессионального пути и эмоциональное отношение к выбору профессии.

Обе группы школьников демонстрируют более высокие коммуникативные способности взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

Школьники естественно-научного профиля демонстрируют гораздо большую информированность, они демонстрируют умение положительно относится ко всем видам труда, умение различать связи между профессиями, так же выделять основные требования профессии к человеку, это еще и грамотность, осведомленность того, что стоит в задачах при выполнении определенной цели, с другой стороны, у школьников экономического профиля выше шкала принятие решения. Школьники демонстрируют умение принимать взвешенные, рациональные решения; это особый вид человеческой деятельности, направленный на выбор способа достижения поставленной цели, процесс выбора одного или нескольких вариантов действий из множества других.

Выводы

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование выявило, что в целом готовность к выбору профессии у школьников обеих профилей находится на низком и среднем уровне.

Что касается компонентов психологической готовности, то такие из них, как автономность, планирование профессионального пути и эмоциональное отношение у учащихся как экономического, так и естественно-научного профилей, выражены на высоком уровне. При этом, компоненты информированности и принятия решения находятся на среднем уровне, что подтверждает недостаточную эффективность профильной подготовки к формированию осознанного выбора профессии.

По результатам исследования склонностей к той или иной профессиональной сфере учащиеся, вне зависимости от профиля подготовки, продемонстрировали интерес ко всем областям, что также указывает на недостаточную осознанность и целенаправленность в выборе профессии.

Таким образом, можно заключить, что старшие школьники действительно имеют различный уровень компонентов готовности к выбору профессии в зависимости от профиля обучения. Статистически значимые различия готовности школьников, обучающихся в разных профилях подготовки, касаются таких параметров как информированность, принятие решения, планирование, коммуникации, что частично подтверждает выдвинутую гипотезу. Учащиеся естественно-научного профиля более осведомлены и уверены в выборе своей профессии, они более осознано и адекватно оценивают ситуацию и планируют своё будущее, нежели учащиеся экономического профиля.

По результатам психодиагностического исследования целесообразно сформировать психолого-педагогические рекомендации для психологов и педагогов образовательных

https:// mir-nauki. com

учреждений, в которых дети обучаются по разным образовательным профилям. Рекомендации должны способствовать наибольшей эффективности профессионального самоопределения и готовности к выбору профессии в старшей школе с учетом профиля выбираемой подготовки в школе.

Таким образом, комплекс рекомендаций по профориентации старшеклассников, обучающихся по экономическому профилю, должен включать мероприятия и психолого-педагогические приемы, повышающие информированность, адекватность и осознанность выбора и планирования своего будущего, а для школьников, обучающихся по естественнонаучному профилю, повышающие целенаправленность и четкость будущих профессиональных ориентиров.

При этом, результаты исследования показали и необходимость применения единых подходов профориентации по таким направлениям, как информированность о конкретных видах деятельности и личностных качествах, обеспечивающих ее; а также готовность принятия адекватного решения о будущем профессиональном пути. В данном случае. целесообразно использовать различные профессиональные симуляторы и другие современные средства геймификации профессиональной деятельности, создающие психологические эффекты поведения в реальных профессиональных ситуациях, что позволит сформировать наиболее объективное представление о той или иной сфере профессиональной деятельности и соотнести ее с личностными данными школьника.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что образовательное учреждение, обучающее школьников по разным профилям подготовки, должно учитывать специфику профиля при разработке профориентационных мероприятий и иметь различающееся содержательное наполнение.

Подводя итоги, можно сказать, что проблема профориентации, готовности выбора профессии в старшей школе сохраняет свою актуальность и значимость и в условия выбора профиля обучения. Для эффективного и качественного решения профориентационных задач требуется многоаспектность изучения данного феномена, учитывание данных психологической диагностики и педагогических приемов в работе со школьниками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. Москва: Просвещение, 1989. 192 с.

2. Сапожникова, Т.Н. Готовность к жизненному самоопределению, как результат профильной подготовки старшеклассников. // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Ярославль: Канцлер, 2010. С. 242-244.

3. Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников. Москва: Академия, 2007. 158 с.

4. Климов, Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации Москва: Академия, 2007. 96 с.

5. Краснорядцева, О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Барнаул, 1998. 113 с.

6. Асташевский Б.С., Суворова Н.В. Мотивы выбора профессии современными выпускниками. // Молодёжь Сибири - науке России: Материалы международной научно-практической конференции. Красноярск, 2016. С. 13-15.

7. Суворова Н.В., Романенко К.В. Особенности профессиональной готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Теоретические и практические проблемы развития современного общества: Материалы IX Международной дистанционной научно-практической конференции. Красноярск, 2015. С. 228-234.

8. Райкова, Е.Ю. Формирование психологической готовности студентов к консультированию по проблемам детско-родительских отношений: дисс. к. психол. наук. Самара, 2005. 197 с.

9. Заглодина, Т.А. Создание института профессиональной ориентации для эффективного взаимодействия учреждений профессионального образования и общеобразовательных учреждений / Т.А. Заглодина // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции / под общей ред. А.Г. Миронова. Красноярск, 2016. С. 129-132. ISBN 978-59907554-8-2.

10. Тарасова, М.И., Суворова Н.В., Наконечная Е.В., Белоусова А.Е. Апробация проективной методики исследования готовности к выбору профессии старших школьников. // Молодёжь Сибири - науке России: Материалы международной научно-практической конференции Красноярск, 2020. С. 305-309.

11. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников. 2-е изд., стер. Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 400 с. ISBN 5-89502-459-9 (МПСИ); ISBN 589395-505-6 (НПО «МОДЭК»).

Suvorova Natalia Vladimirovna

Siberian institute of business management and psychology, Krasnoyarsk, Russia

E-mail: suvorova20@yandex.ru

Nakonechnaya Ekaterina Vladimirovna

Siberian institute of business management and psychology, Krasnoyarsk, Russia

E-mail: m2735582@yandex.ru

Rafeichic Svetlana Evgen'evna

Siberian institute of business management and psychology, Krasnoyarsk, Russia

E-mail: rafejciksvetlana@mail.ru

Tretyakov Alexander Sergeevich

Siberian institute of business management and psychology, Krasnoyarsk, Russia

E-mail: tretyakoval@yandex.ru

Kolpakova Tat'yana Vital'evna

Siberian institute of business management and psychology, Krasnoyarsk, Russia

E-mail: tat.colpackowa2011@yandex.ru

Annikova Svetlana Lvovna

Siberian institute of business management and psychology, Krasnoyarsk, Russia

E-mail: 79029918291@yandex.ru

Psychological-pedagogical aspects of preparedness for the choice оf a profession in senior schools

Abstract. This article examines the problem of the readiness of senior schoolchildren for a conscious choice of profession. The article reveals such concepts as psychological readiness for professional activity, components of psychological readiness, psychology of a senior student, etc. The psychological characteristics of the period of early adolescence as an important stage in the professional self-determination of the individual, the formation of a motivational-value attitude towards the future profession are presented.

The purpose of the empirical study was to study the specifics of the readiness to choose a profession in senior schoolchildren, depending on the profile of education. The subjects were students of a general education institution. The experimental sample consisted of 50 11th grade schoolchildren enrolled in different general education profiles. We used psychodiagnostic techniques to identify the level of students' readiness to choose a profession, the development of its individual components and the propensity of schoolchildren to certain types of professions.

An analysis of the results of an empirical study of the readiness to choose a profession of senior pupils in two specialized directions of high school showed that the level of readiness for choosing a profession is at a low and medium level in the majority of senior schoolchildren. Statistically significant differences in the indicators of the severity of the components of the psychological readiness of high school students were identified in such parameters as awareness, decision-making, planning, goal achievement, communicative, characteristics

The indicators of the study of the components of professional readiness are characterized by a high level of autonomy for all students, awareness and readiness to make a decision are expressed at an average level. Planning a professional path and an emotional attitude towards choosing a profession are at a high level regardless of the profile of training.

Keywords: senior schoolchildren; choice of profession; psychological readiness; readiness to choose a profession; career guidance; school profile; professional readiness components

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.