Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-управленческая культура / информационная политика / социальные сертификаты / одаренные дети / информационная система / informational and managerial culture / informational policy / social certificates / gifted children / informational system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубаиров Александр Фларитович, Орехова Тамара Анатольевна

Актуализирована стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 2030 годы. В статье представлен механизм оптимизации системы учета достижений обучающихся с использованием потенциала региональной информационной системы, который позволяет решать и задачи в социальной сфере. Также выделены качественные эффекты, затрагивающие как образовательный процесс, так и развитие информационно-технологической инфраструктуры, что способствует развитию информационно-управленческой культуры работников системы образования региона на институциональном, муниципальном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубаиров Александр Фларитович, Орехова Тамара Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential of regional informational systems for social projects implementation in the sphere of education

The strategy of informational community development in the Russian Federation for 2017 – 2030 is maintained. The article presents the mechanism of students' achievements accounting optimization with the use of regional informational system potential that allows to solve problems in social sphere. Proficient effects that touch upon both educational process and informational and technological infrastructure development are highlighted, what supports development of informational and managerial culture of regional education system workers at institutional, municipal and regional levels.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 004: 37

ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

А.Ф. Зубаиров, Т.А. Орехова

Актуализирована стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. В статье представлен механизм оптимизации системы учета достижений обучающихся с использованием потенциала региональной информационной системы, который позволяет решать и задачи в социальной сфере. Также выделены качественные эффекты, затрагивающие как образовательный процесс, так и развитие информационно-технологической инфраструктуры, что способствует развитию информационно-управленческой культуры работников системы образования региона на институциональном, муниципальном и региональном уровнях.

Ключевые слова: информационно-управленческая культура, информационная политика, социальные сертификаты, одаренные дети, информационная система.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы определяет условия формирования в стране «общества знаний» как «общества, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов РФ». Цель формирования информационного пространства знаний состоит в «обеспечении прав граждан на объективную, достоверную, безопасную информацию и создании условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получении качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора» [2].

Также следует отметить, что Национальный проект «Образование» направлен на реализацию возможности для самореализации и

развития талантов, формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся [5].

Именно реализуемый с 2022 года в Челябинской области пилотный проект по апробации механизмов организации государственных услуг в социальной сфере в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 N° 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» в части социального заказа в сфере туризма отвечает данным вызовам.

Проект предполагал выдачу социальных сертификатов на бесплатные образовательные туристические поездки следующим категориям обучающихся:

детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учащимся 5 - 9 классов;

учащимся 5 - 9 классов общеобразовательных организаций Челябинской области из числа победителей, призеров, лауреатов и дипломантов муниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских, международных олимпиад, конкурсных мероприятий, конференций, соревнований, выставок в сферах «Образование», «Наука», «Искусство», «Спорт» за два учебных года.

С 2019 года в Челябинской области введена в эксплуатацию государственная информационная система «Образование в Челябинской области» (далее - ГИС «Образование») [1]. Одним из элементов ГИС «Образование» является модуль «Сетевой город. Образование» [4], включающий подсистему «Одарен-

ные дети», которая предоставляет следующие возможности:

персональный учет одаренных детей, включая направления одаренности (интеллектуальное, творческое, спортивное, техническое, декоративно-прикладное, другое);

функционал кураторов одаренных детей, которые ведут данное направление в образовательных организациях;

планирование участия детей в мероприятиях различного уровня, а также учет результатов участия в мероприятиях;

формирование аналитических и статистических отчетов.

С целью реализации Федерального закона от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» в части социального заказа в сфере туризма стояла задача сформировать рейтинг одаренных обучающихся Челябинской области с целью выдачи им около 9000 социальных сертификатов на бесплатные образовательные туристические поездки. При этом следовало учесть результат участия обучающихся более чем в 17000 (семнадцать тысяч) региональных, межрегиональных, всероссийских, международных олимпиад, конкурсных мероприятий, конференций, соревнований, выставок, не считая мероприятия муниципального уровня.

Уровень сформированности информационно-управленческой культуры [3] работников системы образования региона как на институциональном уровне, так и на муниципальном и региональном уровнях, уровень владения работниками информационно-

коммуникационными технологиями, умение встраивать новые бизнес-процессы в текущую деятельность образовательной организации позволили обеспечить формирование указанного рейтинга по всем образовательным организациям региона в кратчайшие сроки. Данные по личным достижениям обучающихся в мероприятиях формировались на основании сведений, внесенных в ГИС «Образование»; рейтинг обучающихся для получения

сертификатов формировался с использованием соответствующих данных.

Именно использование технологического решения ГИС «Образование», позволило оптимизировать данный трудоемкий процесс. При этом с целью учета результатов не только в сферах «Образование» и «Наука», но и в сферах «Искусство» и «Спорт» было выстроено межведомственное и межуровневое взаимодействие как на региональном, так и на муниципальном уровнях управления.

По результатам 2022 года было выдано почти 9 тысяч социальных сертификатов в сфере туризма, что позволило почти 9 тысячам обучающимся отправиться в бесплатное путешествие по родному краю.

Благодаря реализации данного проекта в системе образования Челябинской области возникли качественные эффекты, затрагивающие как образовательный процесс, так и информационно-технологическую инфраструктуру системы образования.

Во-первых, в подавляющем большинстве муниципалитетов региона система учета достижений обучающихся вышла на качественно новый уровень: появились муниципальные и школьные координаторы и кураторы одаренных детей, которые в текущем режиме отслеживают результаты участия школьников в мероприятиях; при этом сами школьники осведомлены о необходимости предоставления информации об их достижениях в связи с возможностью использования этих результатов.

Во-вторых, в рамках реализации данного социального проекта были разработаны новые отчеты, формируемые ГИС «Образование», и оптимизирован регламент ее работы: в ходе решения текущих задач осуществляется процесс развития самой информационной системы, ее функциональных возможностей, а также упорядочивание взаимодействия ее пользователей. Это, несомненно, соответствует цели реализуемой информационной политики в системе образования Челябинской области - создание условий для обеспечения функционирования и развития целостной

А.Ф. Зубаиров, Т.А. Орехова

информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области, направленной на эффективное взаимодействие ее пользователей (органов государственного и муниципального управления, образовательных организаций, представителей профессионального педагогического сообщества и общественности) в совместном решении государственных, социальных и личностно-ориентированных задач достижения современного качества образования в регионе. Где информационно-

коммуникационная инфраструктура системы образования Челябинской области рассматривается как совокупность объектов информатизации, обеспечивающих их эффективное функционирование и доступ пользователей в региональной системе образования; информационных ресурсов; информационных систем (включая официальные сайты); сетей и каналов передачи данных; систем обеспечения информационной безопасности; средств управления информационными потоками; организационных структур; норм и правил, регулирующих отношения объектов, а также информационно-управленческой культуры [3].

Список литературы

1. О вводе в эксплуатацию государственной информационной системы «Образование Челябинской области : приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 22.04.2019 № 01/1506 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/sgo/prikaz_1506.pd f (дата обращения: 16.05.2023).

2. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы : Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 - URL: https://base.garant.ru/71670570/ (дата обращения: 16.05.2023).

3. Об утверждении Концепции (обновленной) информационной политики в системе образования Челябинской области: Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29.12.2021 г. № 01/3310. - URL: https://rcokio.ru/izdatelstva/rsoko/kontseptsija-obnovlennaja-informatsionnoj-politiki-v-sisteme-obrazovan/ (дата обращения:

16.05.2023).

4. Об утверждении Положения о государственной информационной системе «Образование в Челябинской области»: Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 26.05.2022 № 01/1159 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/oofis/prikaz_1159.p df (дата обращения: 16.05.2023).

5. Паспорт национального проекта «Образование» утвержден на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года. - URL: http://static.government.ru/media/ files/UuG 1 ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmB B.pdf (дата обращения: 16.05.2023).

References

1. O vvode v ekspluatatsiyu gosudarstvennoy informatsionnoy sistemy «Obrazovanie Chelyabinskoy oblasti : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 22.04.2019 № 01/1506 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/sgo/prikaz_1506.pd f (data obrashcheniya: 16.05.2023).

2. O Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii na 2017 -2030 gody : Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203 - URL: https://base.garant.ru/71670570/ (data obrashcheniya: 16.05.2023).

3. Ob utverzhdenii Kontseptsii (obnovlennoy) informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 29.12.2021 g. № 01/3310. - URL: https://rcokio.ru/izdatelstva/rsoko/kontseptsija-obnovlennaja-informatsionnoj-politiki-v-sisteme-obrazovan/ (data obrashcheniya: 16.05.2023).

4. Ob utverzhdenii Polozheniya o gosudarstvennoy informatsionnoy sisteme «Obrazovanie v Chelyabinskoy oblasti»: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 26.05.2022 № 01/1159 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/oofis/prikaz_1159.p df (data obrashcheniya: 16.05.2023).

5. Pasport natsional'nogo proekta «Obrazovanie» utverzhden na zasedanii

prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam 24 dekabrya 2018 goda. -URL: http://static.government.ru/media/files/ UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (data obrashcheniya: 16.05.2023).

Сведения об авторах

Зубаиров Александр Фларитович -

начальник отдела мониторинга и цифровиза-ции образования Управления по делам образования администрации Кыштымского городского округа, г. Кыштым

Орехова Тамара Анатольевна - начальник

отдела ведомственных информационных систем и цифровой трансформации ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск

Information about authors

Zubairov A.F. - Head of the Department of Education Monitoring and Digitalization, Office of Education of the Urban District of Kyshtym, Kyshtym

Orekhova T.A. - Head of the Department of Institutional Information Systems and Digital Transformation, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.