УДК 004: 37
ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
А.Ф. Зубаиров, Т.А. Орехова
Актуализирована стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. В статье представлен механизм оптимизации системы учета достижений обучающихся с использованием потенциала региональной информационной системы, который позволяет решать и задачи в социальной сфере. Также выделены качественные эффекты, затрагивающие как образовательный процесс, так и развитие информационно-технологической инфраструктуры, что способствует развитию информационно-управленческой культуры работников системы образования региона на институциональном, муниципальном и региональном уровнях.
Ключевые слова: информационно-управленческая культура, информационная политика, социальные сертификаты, одаренные дети, информационная система.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы определяет условия формирования в стране «общества знаний» как «общества, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов РФ». Цель формирования информационного пространства знаний состоит в «обеспечении прав граждан на объективную, достоверную, безопасную информацию и создании условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получении качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора» [2].
Также следует отметить, что Национальный проект «Образование» направлен на реализацию возможности для самореализации и
развития талантов, формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся [5].
Именно реализуемый с 2022 года в Челябинской области пилотный проект по апробации механизмов организации государственных услуг в социальной сфере в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 N° 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» в части социального заказа в сфере туризма отвечает данным вызовам.
Проект предполагал выдачу социальных сертификатов на бесплатные образовательные туристические поездки следующим категориям обучающихся:
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учащимся 5 - 9 классов;
учащимся 5 - 9 классов общеобразовательных организаций Челябинской области из числа победителей, призеров, лауреатов и дипломантов муниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских, международных олимпиад, конкурсных мероприятий, конференций, соревнований, выставок в сферах «Образование», «Наука», «Искусство», «Спорт» за два учебных года.
С 2019 года в Челябинской области введена в эксплуатацию государственная информационная система «Образование в Челябинской области» (далее - ГИС «Образование») [1]. Одним из элементов ГИС «Образование» является модуль «Сетевой город. Образование» [4], включающий подсистему «Одарен-
ные дети», которая предоставляет следующие возможности:
персональный учет одаренных детей, включая направления одаренности (интеллектуальное, творческое, спортивное, техническое, декоративно-прикладное, другое);
функционал кураторов одаренных детей, которые ведут данное направление в образовательных организациях;
планирование участия детей в мероприятиях различного уровня, а также учет результатов участия в мероприятиях;
формирование аналитических и статистических отчетов.
С целью реализации Федерального закона от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» в части социального заказа в сфере туризма стояла задача сформировать рейтинг одаренных обучающихся Челябинской области с целью выдачи им около 9000 социальных сертификатов на бесплатные образовательные туристические поездки. При этом следовало учесть результат участия обучающихся более чем в 17000 (семнадцать тысяч) региональных, межрегиональных, всероссийских, международных олимпиад, конкурсных мероприятий, конференций, соревнований, выставок, не считая мероприятия муниципального уровня.
Уровень сформированности информационно-управленческой культуры [3] работников системы образования региона как на институциональном уровне, так и на муниципальном и региональном уровнях, уровень владения работниками информационно-
коммуникационными технологиями, умение встраивать новые бизнес-процессы в текущую деятельность образовательной организации позволили обеспечить формирование указанного рейтинга по всем образовательным организациям региона в кратчайшие сроки. Данные по личным достижениям обучающихся в мероприятиях формировались на основании сведений, внесенных в ГИС «Образование»; рейтинг обучающихся для получения
сертификатов формировался с использованием соответствующих данных.
Именно использование технологического решения ГИС «Образование», позволило оптимизировать данный трудоемкий процесс. При этом с целью учета результатов не только в сферах «Образование» и «Наука», но и в сферах «Искусство» и «Спорт» было выстроено межведомственное и межуровневое взаимодействие как на региональном, так и на муниципальном уровнях управления.
По результатам 2022 года было выдано почти 9 тысяч социальных сертификатов в сфере туризма, что позволило почти 9 тысячам обучающимся отправиться в бесплатное путешествие по родному краю.
Благодаря реализации данного проекта в системе образования Челябинской области возникли качественные эффекты, затрагивающие как образовательный процесс, так и информационно-технологическую инфраструктуру системы образования.
Во-первых, в подавляющем большинстве муниципалитетов региона система учета достижений обучающихся вышла на качественно новый уровень: появились муниципальные и школьные координаторы и кураторы одаренных детей, которые в текущем режиме отслеживают результаты участия школьников в мероприятиях; при этом сами школьники осведомлены о необходимости предоставления информации об их достижениях в связи с возможностью использования этих результатов.
Во-вторых, в рамках реализации данного социального проекта были разработаны новые отчеты, формируемые ГИС «Образование», и оптимизирован регламент ее работы: в ходе решения текущих задач осуществляется процесс развития самой информационной системы, ее функциональных возможностей, а также упорядочивание взаимодействия ее пользователей. Это, несомненно, соответствует цели реализуемой информационной политики в системе образования Челябинской области - создание условий для обеспечения функционирования и развития целостной
А.Ф. Зубаиров, Т.А. Орехова
информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области, направленной на эффективное взаимодействие ее пользователей (органов государственного и муниципального управления, образовательных организаций, представителей профессионального педагогического сообщества и общественности) в совместном решении государственных, социальных и личностно-ориентированных задач достижения современного качества образования в регионе. Где информационно-
коммуникационная инфраструктура системы образования Челябинской области рассматривается как совокупность объектов информатизации, обеспечивающих их эффективное функционирование и доступ пользователей в региональной системе образования; информационных ресурсов; информационных систем (включая официальные сайты); сетей и каналов передачи данных; систем обеспечения информационной безопасности; средств управления информационными потоками; организационных структур; норм и правил, регулирующих отношения объектов, а также информационно-управленческой культуры [3].
Список литературы
1. О вводе в эксплуатацию государственной информационной системы «Образование Челябинской области : приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 22.04.2019 № 01/1506 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/sgo/prikaz_1506.pd f (дата обращения: 16.05.2023).
2. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы : Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 - URL: https://base.garant.ru/71670570/ (дата обращения: 16.05.2023).
3. Об утверждении Концепции (обновленной) информационной политики в системе образования Челябинской области: Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29.12.2021 г. № 01/3310. - URL: https://rcokio.ru/izdatelstva/rsoko/kontseptsija-obnovlennaja-informatsionnoj-politiki-v-sisteme-obrazovan/ (дата обращения:
16.05.2023).
4. Об утверждении Положения о государственной информационной системе «Образование в Челябинской области»: Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 26.05.2022 № 01/1159 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/oofis/prikaz_1159.p df (дата обращения: 16.05.2023).
5. Паспорт национального проекта «Образование» утвержден на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года. - URL: http://static.government.ru/media/ files/UuG 1 ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmB B.pdf (дата обращения: 16.05.2023).
References
1. O vvode v ekspluatatsiyu gosudarstvennoy informatsionnoy sistemy «Obrazovanie Chelyabinskoy oblasti : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 22.04.2019 № 01/1506 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/sgo/prikaz_1506.pd f (data obrashcheniya: 16.05.2023).
2. O Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii na 2017 -2030 gody : Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203 - URL: https://base.garant.ru/71670570/ (data obrashcheniya: 16.05.2023).
3. Ob utverzhdenii Kontseptsii (obnovlennoy) informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 29.12.2021 g. № 01/3310. - URL: https://rcokio.ru/izdatelstva/rsoko/kontseptsija-obnovlennaja-informatsionnoj-politiki-v-sisteme-obrazovan/ (data obrashcheniya: 16.05.2023).
4. Ob utverzhdenii Polozheniya o gosudarstvennoy informatsionnoy sisteme «Obrazovanie v Chelyabinskoy oblasti»: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 26.05.2022 № 01/1159 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/oofis/prikaz_1159.p df (data obrashcheniya: 16.05.2023).
5. Pasport natsional'nogo proekta «Obrazovanie» utverzhden na zasedanii
prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam 24 dekabrya 2018 goda. -URL: http://static.government.ru/media/files/ UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (data obrashcheniya: 16.05.2023).
Сведения об авторах
Зубаиров Александр Фларитович -
начальник отдела мониторинга и цифровиза-ции образования Управления по делам образования администрации Кыштымского городского округа, г. Кыштым
Орехова Тамара Анатольевна - начальник
отдела ведомственных информационных систем и цифровой трансформации ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск
Information about authors
Zubairov A.F. - Head of the Department of Education Monitoring and Digitalization, Office of Education of the Urban District of Kyshtym, Kyshtym
Orekhova T.A. - Head of the Department of Institutional Information Systems and Digital Transformation, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk