Научная статья на тему 'Потенциал использования информационных систем для сбора и хранения форм федерального статистического наблюдения'

Потенциал использования информационных систем для сбора и хранения форм федерального статистического наблюдения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ / МОНИТОРИНГ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бенко Е.В., Васютин С.В.

В статье рассматриваются основные преимущества и затруднения сбора форм федерального статистического наблюдения посредством информационных систем. Представлены ближайшие цели автоматизации сбора и хранения статистических форм в соответствии с Концепцией информационной политики в системе образования Челябинской области. Описан потенциал использования ресурсов информационных систем для осуществления мониторинга системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Бенко Е.В., Васютин С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал использования информационных систем для сбора и хранения форм федерального статистического наблюдения»

ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 37:004

ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ СБОРА И ХРАНЕНИЯ ФОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Е.В. Бенко, С.В. Васютин

В статье рассматриваются основные преимущества и затруднения сбора форм федерального статистического наблюдения посредством информационных систем. Представлены ближайшие цели автоматизации сбора и хранения статистических форм в соответствии с Концепцией информационной политики в системе образования Челябинской области. Описан потенциал использования ресурсов информационных систем для осуществления мониторинга системы образования.

Ключевые слова: информационная открытость системы образования, Концепция информационной политики в системе образования, информационные системы, формы федерального статистического наблюдения, мониторинг системы образования.

В соответствии с федеральным законом об образовании в Российской Федерации [5, п.1] региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны обеспечивать информационную открытость системы образования. Информация о системе образования включает в себя данные официального статистического учета, а также данные мониторинга системы образования [5, п.2], который, в свою очередь, осуществляется в том числе на основе данных федерального статистического наблюдения [6, п.6].

Первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, предоставляются респондентами на бумажных носителях или в форме электронного документа [7, п.7]. До направления статистических данных на федеральный уровень,

они должны быть проверены и согласованы с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и региональными органами исполнительной власти с целью обеспечения их достоверности. Более того, хранение сведений статистической отчётности в единой базе данных на региональном уровне необходимо для обеспечения проведения мониторинга системы образования. В связи с этим возникает потребность в разработке современных средств сбора и хранения форм федерального статистического наблюдения, которые бы соответствовали законодательству РФ и обеспечивали оптимальное решение вышеуказанных задач. Таким средством на сегодняшний день могут выступать информационные системы.

Создание и эксплуатация региональных информационных систем, функционирование информационных систем в муниципальных образовательных системах и в образовательных организациях, а также накопление, хранение и массовое применение баз данных является одним из приоритетных направлений информатизации управления качеством образования Челябинской области [3, с. 18]. Функционирующие информационные системы обеспечивают систему образования необходимой для результативного управления качеством образования информацией, имеют широкий круг пользователей и большие базы данных [2, с. 79]. Применение их ресурсов для сбора и хранения форм федерального статистического наблюдения может обладать целым рядом преимуществ:

- автоматическое заполнение суммарных строк;

- автоматический расчёт сводных форм; блокировка ячеек, не требующих заполнения;

- защита формы от изменений ее структуры;

- создание единой базы данных, содержащей актуальные сведения и информацию за предыдущие годы;

- обеспечение дистанционного контроля заполнения форм.

Таким образом, данный способ сбора и хранения статистической информации с использованием информационной системы позволит:

- сократить время на заполнение форм;

- уменьшить количество возникающих при заполнении ошибок;

- обеспечить мгновенный доступ к данным всех вышестоящих органов управления;

- оптимизировать формирование свода на муниципальном и региональном уровнях.

Учитывая вышеизложенное, одним из планируемых результатов реализации информационной политики в системе образования Челябинской области к 2021 году становится сбор форм федерального статистического наблюдения с использованием государственной информационной системы «Образование в Челябинской области» (ГИС «Образование») [4, с.44].

На сегодняшний день в реестре ГИС «Образование» учтены образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительные общеобразовательные программы. Таким образом, ближайшей целью автоматизации сбора и хранения статистических форм становятся следующие сведения:

- Форма № 85-К «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми» (Приказ Росстата от 18.07.2019 № 410 (ред. от 10.09.2019));

- Форма № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Приказ Росстата от 12.08.2019 № 441 (ред. от 30.08.2019));

- Форма № ОО-2 «Сведения о материально-

технической и информационной базе, финансово -экономической деятельности общеобразовательной организации» (Приказ Росстата от 23.12.2016 № 851);

- Форма № 1-ДО «Сведения об учреждении дополнительного образования детей» (Приказ Росстата от 14.01.2013 № 12 (ред. от 23.12.2016)).

На современном этапе реализации сбора вышеуказанных форм федерального статистического наблюдения существует ряд затруднений. Первое из них вызвано наличием в системе, в большинстве случаев, учётных записей только юридических лиц образовательных организаций, в том время как сбор форм ОО-1 и 85-К осуществляется, в том числе, и по обособленным структурным подразделениям (филиалы, структурные подразделения).

Второе затруднение касается структуры итогового свода, которая в ряде случаев (формы 1-ДО и 85-К) отличается от формы предоставления первичных данных, в связи с чем в системе необходимо добавить дополнительные поля для заполнения всей необходимой информации, а также прописать алгоритм свода всех имеющихся сведений.

Помимо вышеперечисленных трудностей следует отметить также, что подобный способ сбора и хранения статистической отчётности посредством какой бы то ни было информационной системы также имеет ряд возможных ограничений. Первое из них обусловлено необходимостью обновления формы статистического наблюдения в информационной системе в соответствии с изменениями, что не всегда возможно осуществить оперативно. А значит в отдельных ситуациях может отсрочить начало сбора данных. Второе ограничение связано с прямой зависимостью загрузки форм статотчётности в информационную систему от обеспеченности бесперебойного доступа в сеть «Интернет» с достаточной скоростью Интернет-соединения. На сегодняшний день не все образовательные организации, особенно находящиеся в малонаселённых пунктах сельской местности, оснащены соответствующим оборудованием.

В-третьих, сбор статистических данных таким

Е.В. Бенко, С.В. Васютин

способом обуславливает необходимость наличия соответствующей компетентности при работе с информационной системой у специалистов, ответственных за заполнение форм федерального статистического наблюдения. Это ещё раз подчеркивает важность такого направления информационной политики, как «развитие компетентности пользователей всех функционирующих в сфере образования информационных систем и информационных ресурсов» [1, с.122].

Несмотря на вышеуказанные затруднения и ограничения использования информационных систем при сборе и хранении форм федерального статистического наблюдения, данный способ имеет и перспективы развития. Одной из первостепенных задач становится автоматизация расчётов мониторинга системы образования на основании хранящихся в системе данных. В идеале в системе должны формироваться готовые отчёты на региональном и муниципальном уровнях после заполнения всей требующейся статистической отчётности. Это также обуславливает необходимость учёта в системе организаций высшего профессионального образования.

Таким образом, соответствующая база данных позволит в любой момент получить все необходимые сведения как о конкретной образовательной организации, так и о всей системе образования региона в целом.

Список литературы

1. Аспекты формирования единой информационно-коммуникационной инфраструктуры в региональной системе образования / Т.А. Орехова, И.С. Боровых, Т.Б. Белякова, Е.Н Смирнова, Д.А. Югова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2018. - № 2 (5). -С. 121-124.

2. Интеграция информационных систем в контексте информационной политики в системе образования Челябинской области / Л.А. Моло-костова, Л.В. Фадеев, А.Ф. Зубаиров, Т.А. Орехова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2019. - № 1 (6). - С. 7883.

3. Концептуализация информационной политики в системе образования Челябинской

области / Т.А. Орехова, Т.Б. Белякова, Е.Н. Смирнова, Д.А. Югова, И.С. Боровых // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2019. - № 1 (6). - С. 18-24.

4. Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 г. №03/3669). - URL: https://rcokio.ru/files/upload/oib/concept.pdf (дата обращения: 31.10.2019).

5. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 -URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 31.10.2019).

6. Об осуществлении мониторинга системы образования : постановление Правительства РФ от 50.08.2013 № 662 (ред. от 25.05.2019). - URL: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-05082013-n-662/. (дата обращения: 31.10.2019).

7. Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета : постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 (ред. от 22.04.2015) - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_79488/. (дата обращения: 31.10.2019).

References

1. Aspekty formirovaniya edinoy informatsionno-kommunikatsionnoy infrastruktury v regional'noy sisteme obrazovaniya / T.A. Orekhova, I.S. Borovykh, T.B. Belyakova, E.N Smirnova, D.A. Yugova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -

2018. - № 2 (5). - S. 121-124.

2. Integratsiya informatsionnykh sistem v kontekste informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti / L.A. Molokostova, L.V. Fadeev, A.F. Zubairov, T.A. Orekhova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -

2019. - № 1 (6). - S. 78-83.

3. Kontseptualizatsiya informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti / T.A. Orekhova, T.B. Belyakova, E.N. Smirnova,

D.A. Yugova, I.S Borovykh // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2019. - № 1 (6). - S. 18-24.

4. Kontseptsiya informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 g. № 03/3669). - URL: https://rcokio.ru/files/upload/oib/concept.pdf (data obrashcheniya: 31.10.2019).

5. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ -URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 31.10.2019).

6. Ob osushchestvlenii monitoringa sistemy obrazovaniya : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 50.08.2013 № 662 (red. ot 25.05.2019). - URL: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-05082013-n-662/. (data obrashcheniya: 31.10.2019).

7. Ob usloviyakh predostavleniya v obyazatel'nom poryadke pervichnykh statisticheskikh dannykh i administrativnykh dannykh sub"ektam ofitsial'nogo statisticheskogo ucheta : postanovlenie Pravitel'stva

RF ot 18.08.2008 N 620 (red. ot 22.04.2015) - URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW _79488/. (data obrashcheniya: 31.10.2019).

Сведения об авторах Бенко Елизавета Вячеславовна - кандидат психологических наук, начальник отдела образовательной статистики ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Васютин Сергей Витальевич - статистик отдела образовательной статистики ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Benko E.V. - Candidate of Psychological Sciences, Head of the Department for Education Statistics, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Vasyutin S.V. - statistician of the Department for Education Statistics, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 371.27

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

М.А. Захаров, А.С. Комаров, И.В. Морозов

В статье представлен опыт работы с региональной информационной системой обеспечения проведения государственной итоговой аттестации в Челябинской области, приведены особенности работы автоматизированной информационной системы государственной итоговой аттестации, обозначены основные проблемы автоматизации формирования, пути их решения. Авторами представлен опыт совершенствования автоматизации процессов формирования в 2018 и 2019 году, а также спрогнозированы дальнейшие перспективы автоматизации процессов формиро-

вания региональной информационной системы обеспечения государственной итоговой аттестации в Челябинской области.

Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, федеральная информационная система, региональная информационная система, формирование информационной системы, автоматизация процессов.

В соответствии с поставленными Правительством Российской Федерации задачами по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.