УДК 37:004
ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Л.А. Молокостова, Л.В. Фадеев, А.Ф. Зубаиров, Т.А. Орехова
В статье акцентировано внимание на проблемах взаимодействия (интеграции) объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования в Челябинской области. Для решения данных проблем предлагается интеграция информационных систем в образовании как часть информационной политики системы образования Челябинской области. Решение поставленных задач будет способствовать развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры образования как комплексного механизма эффективного функционирования системы оценки качества образования и управления качеством образования на различных уровнях управления.
Ключевые слова: информационные системы, информационная политика, система оценки качества образования, информационно-коммуникационная инфраструктура системы образования.
За последние 15 лет национальная система образования претерпела значительные изменения.
В начале XXI века фундамент для последующих глобальных изменений в управлении качеством образования заложил приоритетный национальный проект «Образование». Одним из направлений проекта было внедрение современных образовательных технологий, в том числе информатизация образования. Проект был рассчитан на 5 лет и заложил основу для последующих изменений в системе образования. В образовательных организациях произошло укрепление материально-технической базы, и был дан старт использованию современных информационно-образовательных технологий.
В 2009 году распоряжением Правительства России N° 1993-р утверждён сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, подлежащих оказанию в электронном виде, и предельные сроки реали-
зации перехода на электронный вид оказания этих услуг до 1 января 2014 года [4]. Оказание муниципальных услуг в сфере образования (в том числе зачисление в образовательную организацию, ведение электронных дневников и журналов, предоставление информации о результатах экзаменов и пр.) подразумевает непосредственное взаимодействие между получателем услуги и образовательной организацией, причём обязанность оказания услуг в электронном виде однозначно требует автоматизации процессов в образовательной организации при помощи информационно-коммуникационных технологий [1]. С этого момента в образовательных организациях началось активное внедрение в образовательный процесс автоматизированных информационных систем, обеспечивающих ведение электронных журналов и дневников.
В 2012 году был принят новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который установил требования к информационной открытости образовательной организации, в том числе через размещение информации на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет [5]. Официальный сайт, обеспечивая открытость образовательной организации для диалога и коммуникации с общественностью, становится важным инструментом оценки качества образования и позволяет решать ряд образовательных задач, связанных с формированием информационной культуры всех участников образовательного процесса.
С 2011 года в образовательных организациях начался поэтапный переход на ведение образовательной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которые установили новые требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ, к структуре программ и к условиям реализации данных программ, в том числе требования к информационно-методическим условиям, которые должны обеспечиваться
современной информационно-
образовательной средой. Эти требования было невозможно выполнить без глубоких и комплексных изменений в практике управления качеством образования.
В 2016 году была утверждена Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области, реализующая идею формирования востребованной информационной основы управления качеством образования по результатам его оценки [2]. В условиях формирующейся на уровне региона системы оценки качества образования внутренние и муниципальные системы оценки качества образования должны стать компонентом региональной системы и «встраиваться» в единое оценочное пространство региона.
Далее, в 2017 году для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогического работника и содействия повышению эффективности управленческих решений в образовательной организации начала функционировать автоматизированная информационная система, сопровождающая процедуру аттестации педагогических кадров (АИС «Аттестация»).
Таким образом, в настоящее время информационно-коммуникационная инфраструктура, компонентами которой являются информационные системы, официальные сайты, находится в активной стадии развития. Идёт процесс внедрения как федеральных информационных систем (федеральная информационная система «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (ФИС ФРДО)), так и региональных информационных систем (автоматизированная информационная система «Управление качеством общего образования» (АИС «Управление качеством общего образования»), АИС «Аттестация»). В совокупности функционирующие информационные системы обеспечивают систему образования необходимой для результативного управления качеством образования информацией, имеют широкий круг пользователей, большие базы данных (информационные ресурсы).
Информационно-коммуникационная инфраструктура системы образования, состоящая из множества компонентов, накопила в
себе значительный управленческий потенциал, который возможно и необходимо использовать как комплексный механизм, обеспечивающий эффективное управление качеством образования.
В то же время, современный уровень сформированной информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования не в полной мере обеспечивает действенность этого механизма, поскольку информационно-коммуникационная инфраструктура образовательной организации и системы образования Челябинской области не функционирует как целостная система, не в полной мере осуществлена ее интеграция в единую систему оценки качества образования, в региональную и муниципальную системы оценки качества образования, а также в систему управления качеством образования образовательной организации; разрозненность информационных систем (и порой их отраслевая замкнутость), дублирование и противоречивость одних и тех же данных в разных информационных системах выступают препятствием для интеграции информационных ресурсов (баз данных), снижают эффективность управления качеством образования на всех уровнях.
Для решения перечисленных проблем развития информационно-коммуникационной инфраструктуры как комплексного механизма эффективного функционирования системы оценки качества образования и управления качеством образования на уровне региона в 2018 году была разработана и утверждена Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области [3]. Наша образовательная организация (муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13 имени Ю.А. Гагарина Кыштымского городского округа) как региональная инновационная площадка по направлению «Формирование информационной политики образовательной организации» входит в состав межмуниципальной проектной группы по реализации информационной политики в системе образования Челябинской области.
Деятельность образовательной организации, участника проектной группы, направлена на решение проблем развития информацион-
но-коммуникационной инфраструктуры как комплексного механизма эффективного функционирования системы оценки качества образования и управления качеством образования, связанных с отсутствием интеграции элементов информационно-
коммуникационной инфраструктуры между собой.
Так для решения проблемы разрозненности информационных систем, исключения дублирования и противоречивости одних и тех же данных в них, предлагается обеспечить интеграцию элементов информационно-коммуникационной инфраструктуры между собой. Для этого необходимо:
провести анализ существующей системы внутреннего документооборота в образовательной организации, анализ содержащейся информации и отчётных возможностей в информационных системах;
анализ материально-технической базы образовательной организации, необходимой для формирования информационной политики;
изучить информационные запросы органов управления образованием, состав информации в формах федерального статистического наблюдения, возможность предоставления сведений из информационных систем на официальный сайт образовательной организации;
сформировать предложения для технического задания на доработку информационных систем с целью обеспечения единства ведения баз данных.
Эффективным средством решения поставленных задач авторский коллектив считает проектный метод. Предлагается следующее деление комплекса взаимосвязанных работ (мероприятий) по направлениям.
Организационный этап: создание рабочей группы по реализации проекта опорной площадки. По итогам этапа будет создана рабочая группа по реализации проекта опорной площадки, составлен исчерпывающий перечень информационных систем для последующего анализа.
Деятельностный этап:
формирование требований к информационно-коммуникационной инфраструктуре
образовательной организации;
создание условий для формирования и реализации информационной политики образовательной организации;
разработка регламента интеграции различных информационных систем.
По итогам этапа будет проведён анализ собранной информации, выявлены дублирующиеся и противоречивые данные, сформированы требования к информационно-коммуникационной инфраструктуре образовательной организации, будет разработан регламент интеграции различных информационных систем.
Результативный этап: анализ и распространение результатов реализации проекта. По итогам этапа будут подготовлены и опубликованы материалы, проведены вебинары для разных целевых групп (руководящих и педагогических работников).
Таким образом, на основе полученных результатов будут сформированы предложения по изменению существующих информационных систем, что обеспечит:
исключение дублирования и противоречивости одних и тех же данных в разных информационных системах;
целостность информационно-
коммуникационной инфраструктуры (автоматическое взаимодействие информационных систем);
использование модельных сценариев аналитических отчётов на основе данных различных действующих информационных ресурсов;
увеличение доли форм федерального статистического наблюдения, которые формируются (собираются) с использованием АИС «Образование Челябинской области», от общего количества до 100% в 2021 году.
Решение поставленных задач будет способствовать развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры образования как комплексного механизма эффективного функционирования системы оценки качества образования и управления качеством образования на различных уровнях управления.
Список литературы
1. Зубаиров, А.Ф. Создание единой информационной среды для оказания муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде [Текст] / А.Ф. Зубаиров // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2017. - № 1(2). С. 105-109.
2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 № 01/3525 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области» [Электронный ресурс].
Режим доступа:
https://rcokio.ru/files/upload/nmd/bibl/koncepciy a_rsoko.pdf- Дата обращения: 22.04.2019.
3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 № 03/3669 «Об утверждении Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rcokio.ru/files/upload/oib/concept.pdf -Дата обращения: 22.04.2019.
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 №1993-р (ред. от 28.12.2011) «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rcokio.ru/elektronnaja-ochered - Дата обращения: 22.04.2019.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_140174 - Дата обращения: 22.04.2019.
References
1. Zubairov, A.F. Sozdanie edinoy informatsionnoy sredy dlya okazaniya munitsipal'nykh uslug v sfere obrazovaniya v elektronnom vide [Tekst] / A.F. Zubairov // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2017. - № 1(2). S. 105-109.
2. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016 № 01/3525 «Ob utverzhdenii Kontseptsii regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya CHelyabinskoy oblasti» [Elektronnyy resurs]. -
Rezhim dostupa:
https://rcokio.ru/files/upload/nmd/bibl/koncepciy a_rsoko.pdf- Data obrashcheniya: 22.04.2019.
3. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 № 03/3669 «Ob utverzhdenii Kontseptsii informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya CHelyabinskoy oblasti» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/files/upload/oib/concept.pdf -Data obrashcheniya: 22.04.2019.
4. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.12.2009 №1993-r (red. ot 28.12.2011) «Ob utverzhdenii svodnogo perechnya pervoocherednykh gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug, predostavlyaemykh v elektronnom vide» [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/elektronnaja-ochered -Data obrashcheniya: 22.04.2019.
5. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 №273-FZ (red. ot 06.03.2019) «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs] -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_140174 - Data obrashcheniya: 22.04.2019.
Сведения об авторах Молокостова Любовь Алексеевна -
директор муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 13 имени Ю.А. Гагарина», г. Кы-штым
Фадеев Леонид Вячеславович - заместитель директора по информатизации муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 13 имени Ю.А. Гагарина», г. Кыштым
Зубаиров Александр Фларитович -начальник отдела информатизации Управления по делам образования администрации Кыштымского городского округа, г. Кыштым
Орехова Тамара Анатольевна - начальник отдела обеспечения функционирования информационных систем ГБУ ДПО РЦОКИО, г. Челябинск
Information about authors Molokostova L.A. - Director of Municipal General Education Institution "Secondary School №13 in Honor to Yu.A. Gagarin", Kyshtym
Fadeev L.V. - Deputy Director in Informatization of Municipal General Education
Institution "Secondary School №13 in Honor to Yu.A. Gagarin", Kyshtym
Zubairov A.F. - Head of the Department of Informatization Management in Education of Kyshtym City Administration, Chelyabinsk
Region, Kyshtym.
Orekhova T.A. - Head of the Department of Supporting Informational Systems Functioning, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk.