Научная статья на тему 'Интеграция информационных систем в контексте информационной политики в системе образования Челябинской области'

Интеграция информационных систем в контексте информационной политики в системе образования Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные системы / информационная политика / система оценки качества образования / информационно-коммуникационная инфраструктура системы образования. / informational systems / informational politics / education quality assessment system / informational and communicational education systems

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молокостова Любовь Алексеевна, Фадеев Леонид Вячеславович, Зубаиров Александр Фларитович, Орехова Тамара Анатольевна

В статье акцентировано внимание на проблемах взаимодействия (интеграции) объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования в Челябинской области. Для решения данных проблем предлагается интеграция информационных систем в образовании как часть информационной политики системы образования Челябинской области. Решение поставленных задач будет способствовать развитию информационнокоммуникационной инфраструктуры образования как комплексного механизма эффективного функционирования системы оценки качества образования и управления качеством образования на различных уровнях управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молокостова Любовь Алексеевна, Фадеев Леонид Вячеславович, Зубаиров Александр Фларитович, Орехова Тамара Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of informational systems in the context of informational politics in Chelyabinsk region education system

The article points out at the problems of objects interaction of informational and communicational infrastructure of Chelyabinsk region educational system. For finding the solution of these problems, an integration of informational systems in education as part of informational politics of Chelyabinsk region educational system is suggested. The solution of stated problems will encourage the development of informational and communicational education infrastructure as a complex mechanism of education quality assessment system effective functioning and education quality management on different management stages.

Текст научной работы на тему «Интеграция информационных систем в контексте информационной политики в системе образования Челябинской области»

УДК 37:004

ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Л.А. Молокостова, Л.В. Фадеев, А.Ф. Зубаиров, Т.А. Орехова

В статье акцентировано внимание на проблемах взаимодействия (интеграции) объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования в Челябинской области. Для решения данных проблем предлагается интеграция информационных систем в образовании как часть информационной политики системы образования Челябинской области. Решение поставленных задач будет способствовать развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры образования как комплексного механизма эффективного функционирования системы оценки качества образования и управления качеством образования на различных уровнях управления.

Ключевые слова: информационные системы, информационная политика, система оценки качества образования, информационно-коммуникационная инфраструктура системы образования.

За последние 15 лет национальная система образования претерпела значительные изменения.

В начале XXI века фундамент для последующих глобальных изменений в управлении качеством образования заложил приоритетный национальный проект «Образование». Одним из направлений проекта было внедрение современных образовательных технологий, в том числе информатизация образования. Проект был рассчитан на 5 лет и заложил основу для последующих изменений в системе образования. В образовательных организациях произошло укрепление материально-технической базы, и был дан старт использованию современных информационно-образовательных технологий.

В 2009 году распоряжением Правительства России N° 1993-р утверждён сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, подлежащих оказанию в электронном виде, и предельные сроки реали-

зации перехода на электронный вид оказания этих услуг до 1 января 2014 года [4]. Оказание муниципальных услуг в сфере образования (в том числе зачисление в образовательную организацию, ведение электронных дневников и журналов, предоставление информации о результатах экзаменов и пр.) подразумевает непосредственное взаимодействие между получателем услуги и образовательной организацией, причём обязанность оказания услуг в электронном виде однозначно требует автоматизации процессов в образовательной организации при помощи информационно-коммуникационных технологий [1]. С этого момента в образовательных организациях началось активное внедрение в образовательный процесс автоматизированных информационных систем, обеспечивающих ведение электронных журналов и дневников.

В 2012 году был принят новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который установил требования к информационной открытости образовательной организации, в том числе через размещение информации на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет [5]. Официальный сайт, обеспечивая открытость образовательной организации для диалога и коммуникации с общественностью, становится важным инструментом оценки качества образования и позволяет решать ряд образовательных задач, связанных с формированием информационной культуры всех участников образовательного процесса.

С 2011 года в образовательных организациях начался поэтапный переход на ведение образовательной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которые установили новые требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ, к структуре программ и к условиям реализации данных программ, в том числе требования к информационно-методическим условиям, которые должны обеспечиваться

современной информационно-

образовательной средой. Эти требования было невозможно выполнить без глубоких и комплексных изменений в практике управления качеством образования.

В 2016 году была утверждена Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области, реализующая идею формирования востребованной информационной основы управления качеством образования по результатам его оценки [2]. В условиях формирующейся на уровне региона системы оценки качества образования внутренние и муниципальные системы оценки качества образования должны стать компонентом региональной системы и «встраиваться» в единое оценочное пространство региона.

Далее, в 2017 году для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогического работника и содействия повышению эффективности управленческих решений в образовательной организации начала функционировать автоматизированная информационная система, сопровождающая процедуру аттестации педагогических кадров (АИС «Аттестация»).

Таким образом, в настоящее время информационно-коммуникационная инфраструктура, компонентами которой являются информационные системы, официальные сайты, находится в активной стадии развития. Идёт процесс внедрения как федеральных информационных систем (федеральная информационная система «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (ФИС ФРДО)), так и региональных информационных систем (автоматизированная информационная система «Управление качеством общего образования» (АИС «Управление качеством общего образования»), АИС «Аттестация»). В совокупности функционирующие информационные системы обеспечивают систему образования необходимой для результативного управления качеством образования информацией, имеют широкий круг пользователей, большие базы данных (информационные ресурсы).

Информационно-коммуникационная инфраструктура системы образования, состоящая из множества компонентов, накопила в

себе значительный управленческий потенциал, который возможно и необходимо использовать как комплексный механизм, обеспечивающий эффективное управление качеством образования.

В то же время, современный уровень сформированной информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования не в полной мере обеспечивает действенность этого механизма, поскольку информационно-коммуникационная инфраструктура образовательной организации и системы образования Челябинской области не функционирует как целостная система, не в полной мере осуществлена ее интеграция в единую систему оценки качества образования, в региональную и муниципальную системы оценки качества образования, а также в систему управления качеством образования образовательной организации; разрозненность информационных систем (и порой их отраслевая замкнутость), дублирование и противоречивость одних и тех же данных в разных информационных системах выступают препятствием для интеграции информационных ресурсов (баз данных), снижают эффективность управления качеством образования на всех уровнях.

Для решения перечисленных проблем развития информационно-коммуникационной инфраструктуры как комплексного механизма эффективного функционирования системы оценки качества образования и управления качеством образования на уровне региона в 2018 году была разработана и утверждена Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области [3]. Наша образовательная организация (муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13 имени Ю.А. Гагарина Кыштымского городского округа) как региональная инновационная площадка по направлению «Формирование информационной политики образовательной организации» входит в состав межмуниципальной проектной группы по реализации информационной политики в системе образования Челябинской области.

Деятельность образовательной организации, участника проектной группы, направлена на решение проблем развития информацион-

но-коммуникационной инфраструктуры как комплексного механизма эффективного функционирования системы оценки качества образования и управления качеством образования, связанных с отсутствием интеграции элементов информационно-

коммуникационной инфраструктуры между собой.

Так для решения проблемы разрозненности информационных систем, исключения дублирования и противоречивости одних и тех же данных в них, предлагается обеспечить интеграцию элементов информационно-коммуникационной инфраструктуры между собой. Для этого необходимо:

провести анализ существующей системы внутреннего документооборота в образовательной организации, анализ содержащейся информации и отчётных возможностей в информационных системах;

анализ материально-технической базы образовательной организации, необходимой для формирования информационной политики;

изучить информационные запросы органов управления образованием, состав информации в формах федерального статистического наблюдения, возможность предоставления сведений из информационных систем на официальный сайт образовательной организации;

сформировать предложения для технического задания на доработку информационных систем с целью обеспечения единства ведения баз данных.

Эффективным средством решения поставленных задач авторский коллектив считает проектный метод. Предлагается следующее деление комплекса взаимосвязанных работ (мероприятий) по направлениям.

Организационный этап: создание рабочей группы по реализации проекта опорной площадки. По итогам этапа будет создана рабочая группа по реализации проекта опорной площадки, составлен исчерпывающий перечень информационных систем для последующего анализа.

Деятельностный этап:

формирование требований к информационно-коммуникационной инфраструктуре

образовательной организации;

создание условий для формирования и реализации информационной политики образовательной организации;

разработка регламента интеграции различных информационных систем.

По итогам этапа будет проведён анализ собранной информации, выявлены дублирующиеся и противоречивые данные, сформированы требования к информационно-коммуникационной инфраструктуре образовательной организации, будет разработан регламент интеграции различных информационных систем.

Результативный этап: анализ и распространение результатов реализации проекта. По итогам этапа будут подготовлены и опубликованы материалы, проведены вебинары для разных целевых групп (руководящих и педагогических работников).

Таким образом, на основе полученных результатов будут сформированы предложения по изменению существующих информационных систем, что обеспечит:

исключение дублирования и противоречивости одних и тех же данных в разных информационных системах;

целостность информационно-

коммуникационной инфраструктуры (автоматическое взаимодействие информационных систем);

использование модельных сценариев аналитических отчётов на основе данных различных действующих информационных ресурсов;

увеличение доли форм федерального статистического наблюдения, которые формируются (собираются) с использованием АИС «Образование Челябинской области», от общего количества до 100% в 2021 году.

Решение поставленных задач будет способствовать развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры образования как комплексного механизма эффективного функционирования системы оценки качества образования и управления качеством образования на различных уровнях управления.

Список литературы

1. Зубаиров, А.Ф. Создание единой информационной среды для оказания муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде [Текст] / А.Ф. Зубаиров // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2017. - № 1(2). С. 105-109.

2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 № 01/3525 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области» [Электронный ресурс].

Режим доступа:

https://rcokio.ru/files/upload/nmd/bibl/koncepciy a_rsoko.pdf- Дата обращения: 22.04.2019.

3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 № 03/3669 «Об утверждении Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rcokio.ru/files/upload/oib/concept.pdf -Дата обращения: 22.04.2019.

4. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 №1993-р (ред. от 28.12.2011) «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rcokio.ru/elektronnaja-ochered - Дата обращения: 22.04.2019.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_140174 - Дата обращения: 22.04.2019.

References

1. Zubairov, A.F. Sozdanie edinoy informatsionnoy sredy dlya okazaniya munitsipal'nykh uslug v sfere obrazovaniya v elektronnom vide [Tekst] / A.F. Zubairov // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2017. - № 1(2). S. 105-109.

2. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016 № 01/3525 «Ob utverzhdenii Kontseptsii regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya CHelyabinskoy oblasti» [Elektronnyy resurs]. -

Rezhim dostupa:

https://rcokio.ru/files/upload/nmd/bibl/koncepciy a_rsoko.pdf- Data obrashcheniya: 22.04.2019.

3. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 № 03/3669 «Ob utverzhdenii Kontseptsii informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya CHelyabinskoy oblasti» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/files/upload/oib/concept.pdf -Data obrashcheniya: 22.04.2019.

4. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.12.2009 №1993-r (red. ot 28.12.2011) «Ob utverzhdenii svodnogo perechnya pervoocherednykh gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug, predostavlyaemykh v elektronnom vide» [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/elektronnaja-ochered -Data obrashcheniya: 22.04.2019.

5. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 №273-FZ (red. ot 06.03.2019) «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs] -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_140174 - Data obrashcheniya: 22.04.2019.

Сведения об авторах Молокостова Любовь Алексеевна -

директор муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 13 имени Ю.А. Гагарина», г. Кы-штым

Фадеев Леонид Вячеславович - заместитель директора по информатизации муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 13 имени Ю.А. Гагарина», г. Кыштым

Зубаиров Александр Фларитович -начальник отдела информатизации Управления по делам образования администрации Кыштымского городского округа, г. Кыштым

Орехова Тамара Анатольевна - начальник отдела обеспечения функционирования информационных систем ГБУ ДПО РЦОКИО, г. Челябинск

Information about authors Molokostova L.A. - Director of Municipal General Education Institution "Secondary School №13 in Honor to Yu.A. Gagarin", Kyshtym

Fadeev L.V. - Deputy Director in Informatization of Municipal General Education

Institution "Secondary School №13 in Honor to Yu.A. Gagarin", Kyshtym

Zubairov A.F. - Head of the Department of Informatization Management in Education of Kyshtym City Administration, Chelyabinsk

Region, Kyshtym.

Orekhova T.A. - Head of the Department of Supporting Informational Systems Functioning, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.