ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО РЕГИОНА И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ОЦЕНКЕ (НА ПРИМЕРЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Л. Ю. ФИЛОБОКОВЛ,
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита Е-таИ:А1оЬокоуа@Ш1.ги
Л. А. ЛЕМДЯЕВА,
аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита Е-таИ:тИа1ет@гатЫег.ги Кисловодский институт экономики и права
Потенциал развития природно-ресурсного региона формируется рядом факторов-признаков, которые требуют качественной идентификации и количественной оценки. Объективность и прикладная ценность результатов оценки возможны только при условии значительного информационного массива о состоянии региональной экономики и применении неформальных методов исследования. Результаты такого исследования представлены в статье.
Ключевые слова: природно-ресурсныйрегион, потенциал, развитие, методический подход.
Современная российская экономика в значительной степени базируется на недропользовании и, по существу, является ресурсной. В структуре российского экспорта около 60 % составляют сырая нефть и нефтепродукты, природный газ, необработанные алюминий и никель, медь и каменный уголь. Наполняемость федерального бюджета почти на 50 % представлена налогами и платежами за недра при 4%-ном уровне соответствующего показателя в 2000 г.
Возможность достижения заявленных целей развития для систем разного уровня (в том числе и региональной) определяется ресурсными возмож-
ностями, что обобщенно может быть охарактеризовано как потенциал. Потенциал (от лат. р^епйа) — скрытая возможность, которая может проявиться при известных условиях.
Возможности и условия развития отдельных регионов во многом определяются величиной их природно-ресурсного потенциала. В территориальном аспекте Сахалинская область, как независимый субъект Российской Федерации и составной элемент Дальневосточного экономического округа, может быть представлена в составе крупных регионов Севера (табл. 1).
Таблица 1
Доля крупных регионов Севера России (оценка 2008 г.), %
Регион Терри- Численность населения
тория Всего Городского Работающих
Европейский 11,3 36,4 37,0 34,5
Уральский 11,2 19,0 21,5 25,5
Сибирский 28,6 17,4 15,3 14,6
Дальневосточ- 48,9 27,2 26,2 25,4
ный, всего
В том числе:
Сахалинская 6,9 7,6 6,6 6,4
область
2006
2007
2008
2009 Прогноз ■ Нефть, всего □ В том числе шельф
Рис. 1. Динамикадобычи нефти в Сахалинской области в 2006—2008гг.,тыс. т
Сахалинская область относится к категории регионов России, сочетающих выдающийся ресурсно-сырьевой потенциал с экстремальными условиями его освоения. Недостаточная кадровая обеспеченность и низкая инфраструктурная обустроенность территории, типичная для регионов этой группы, на Сахалине отягощается островным положением области, отсутствием устойчивой круглогодичной связи внутри самого региона. Именно поэтому Сахалин относится к числу проблемных регионов со сложным инвестиционным климатом, кардинальное улучшение которого требует значительных средств и продолжительного времени. Сахалинская область изначально обладает высоким природно-ресурсным потенциалом, по которому занимает 39-е место в России.
Запасы топливно-энергетических и водно-биологических ресурсов Сахалинской области значительно превышают как современные, так и перспективные внутрирегиональные потребности и имеют большое значение для Дальнего Востока России и для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Базовыми составляющими ресурсного потенциала Сахалина являются углеводородные (356 млн т балансовых запасов нефти, 1 261 млрд м3 газа, 2,5 млрд т угля), водно-биологические (6,3 млн т), лесные (более 600 млн м3 древесины) и рекреационные ресурсы.
Объемы добычи основных видов природных ресурсов Сахалинской области из года в год нарастают, и они в «сыром» виде значительными объемами поставляются на экспорт (рис. 1).
За 2008 г. объем внешнеторговых операций на Сахалине составил 10 419,4 млн долл. и увеличился по сравнению с 2007 г. на 12%. Объем экспортных поставок составил 9 221,2 млн долл. и увеличился по сравнению с уровнем 2007 г. в 1,3 раза. Импорт
составил 1 198,8 млн долл. и снизился на 38,7%. В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходится 88,5%, импорта — 11,5 % (2007г. - 79,0 % и 21 % соответственно). В общем объеме внешнеторгового оборота на долю стран дальнего зарубежья приходится 99,9%, стран СНГ -0,1 %.
В структуре внешней торговли Сахалинской области особое место занимают страны АТР. Товарная структура сахалинского экспорта по-прежнему имеет ярко выраженную сырьевую направленность. Состав основных экспортных позиций по сравнению с предыдущим годом не претерпел изменений и включает топливно-энергетические ресурсы (нефть, уголь), продовольственные товары и сырье для их производства (рыба и морепродукты).
Величина природно-ресурсного потенциала представляет собой сумму потенциалов отдельных видов природных ресурсов (земельных, минеральных, водных, биологических, рекреационных и др.) независимо от характера их использования. Природно-ресурсный потенциал определяется совокупностью всех видов природных ресурсов, которые в настоящее время известны и использование которых в обозримом будущем возможно по техническим причинам.
Потенциал развития природно-ресурсного региона — достаточно емкая категория, формируемая как результат системного взаимодействия внешних и внутренних факторов (рис. 2).
Потенциал развития природно-ресурсного региона формируется тремя факторами-признаками:
система мер государственного регулирования регионального развития;
политика и стратегия развития региона;
природно-ресурсный потенциал (как совокупность внешнего и внутреннего потенциалов системы).
Обобщая результаты проведенного исследования, представляется возможным предложить следующую функциональную зависимость факторов и критериев потенциала развития природно-ресур-сного региона (QRR):
RR =f(QRR, P&SR, QVRn, QWRn).
При разработке методических положений и рекомендаций возникает необходимость агрегирования всех элементов, иначе они будут просто
Государственные стратегия и тактика в области развития природно-ресурсного региона ^
Направления государственной -►
региональной политики
Экономическое участие государства в развитии региона и его инфраструктуры_
Реализуемые транснациональные -►
проекты и федеральные национальные программы
Потенциал развития природно-ресурсного региона (^КРЯ)
Как общий уровень возможностей и условий функционирования системы
Рис. 2. Структурная схема формирования потенциала развития природно-ресурсного региона
методическим аппаратом, а не инструментом для практического применения. В этом отношении любая методика требует определенных допущений, и это учтено при разработке предлагаемых методических положений.
Особые трудности возникают при оценке при-родно-ресурсного потенциала. Природно-ресурс-ный потенциал зависит от количества соответствующих ресурсов, их продуктивности, качественного влияния на состояние окружающей среды:
ряр=т,р,с),
где 0 — количество того или иного вида ресурса; Р — продуктивность того или иного ресурса; С — содержание полезного компонента, отражающего качественное состояние ресурса. При всем многообразии наличия природных ресурсов на Сахалине доминантными являются углеводороды, морские биоресурсы, лесные ресурсы, по которым представляется целесообразным
расчет локальных значении природно-ресурсного потенциала. Допущения, предлагаемые для расчета природно-ресурсного потенциала Сахалинской области, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Допущения, учитываемые при расчете природно-ресурсного потенциала Сахалинской области (в разрезе доминирующих видов ресурсов) *
Ресурс Коэффициент продуктивности Полезный компонент, отображающий качественное состояние, коэффициент Цена за единицу ресурса, тыс. руб.
Нефть, 1 т 0,85 0,47 16,5
Газ, 1 ООО м3 0,71 0,39 6,1
Уголь, 1 т 0,76 0,58 1,2
Рыба, морепродукты, 1 т 0,78 0,84 35,7
Лес (1 куб. м) 0,67 0,71 3,0
! Определены автором на основании экспертных оценок.
Таблица 3
Экономическая оценка природно-ресурсного потенциала Сахалинской области (на начало 2009 г.)
Ресурс Запас Коэффициент Полезный компонент, отображающий качественное состояние, коэффициент Цена за единицу Экономическая
продуктивности ресурса, тыс. руб. оценка, млрд руб.
Нефть 3,8 млрдт 0,85 0,47 16,5 25 048,7
Газ 4 млрд т 0,71 0,39 6,1 6 756,4
Уголь 9,6 млрдт 0,76 0,58 1,2 5 078,0
Рыба, морепродукты 6,3 млнт 0,78 0,84 35,7 147,4
Лес 618 млн м3 0,67 0,71 3,0 881,9
Итого... 37 912,4
Экономическая оценка при-родно-ресурсного потенциала Сахалинской области составляет 37 912,4млрдруб. (табл. 3).
Для сравнительной оценки, интегрирования локальных параметров представляется целесообразным расчет относительного индикатора — индекс состояния природно-ресурсного потенциала региона
(¡рядя).
Расчет 1РЯ0Я предлагается производить с применением следующего алгоритма:
= ЕО / Е ,
где ЕОг — экономическая оценка природно-ресур-сного потенциала региона в расчете на 1 тыс. км2 общей площади территории; Ед!! — экономическая оценка природно-ресур-сного потенциала РФ в расчете на 1 тыс. км2 общей площади ее территории. Экономическая оценка природно-ресурсного потенциала Сахалинской области по состоянию на начало 2009г. составляет 435,3 млрд руб. на 1тыс. км2 (37 912,4 млрдруб. / 87,1 тыс. км2).
Различные модели и теории интеллектуального капитала представляют собой обобщение практики управления факторами стоимости в конкретных компаниях, в том числе и в признаваемых малыми предприятиями. Практически все исследователи выделяют следующие составляющие интеллектуального капитала: человеческий капитал, структурный (или организационный) и клиентский капитал (рис. 3).
Интеллектуальный потенциал региона (территории) - это совокупная способность общества к освоению и осмыслению мира, накопленный им объем научной и культурной информации, системы производства, передачи знаний, а также соответствующая совокупность рабочей силы, способная принимать, перерабатывать, использовать, воспроизводить и передавать информацию. Интеллектуальный потенциал конкретных людей и нации в целом определяет место, занимаемое государством
Рис. 3. Структура интеллектуального капитала
в мировых экономических отношениях, его вес и конкурентоспособность. На развитие совокупного интеллектуального потенциала страны непосредственно влияют такие факторы, как затраты на образование, науку, культуру, здравоохранение, охрану окружающей среды, улучшение условий труда, инвестиции в производство и сферу сбыта (табл. 4). Можно с высокой долей уверенности предположить, что один из самых высоких показателей уровня вложений в интеллектуальный потенциал в мире положительно связан с самыми высокими показателями уровня развития экономики.
Оценку потенциальных интеллектуальных возможностей региона предлагается производить по следующему алгоритму:
1Р1Я = х,2),
где х. — компоненты, формирующие интеллектуальный потенциал (К1—14). Основоположники экономической теории выделяют в качестве факторов производства ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг, традиционно подразделяя их на составляющие:
• трудовые ресурсы или труд;
• инвестиционные ресурсы или капитал;
• природные ресурсы или земля;
• сырьевые ресурсы;
Финансовый капитал
Таблица 4
Система локальных индикаторов оценки интеллектуального потенциала региона
Показатель Алгоритм расчета
Доля стоимости нематериальных активов на 100тыс. руб. стоимости совокупных активов (К 1) Суммарная стоимость нематериальных активов региональной системы • ЮОтыс. руб. / Суммарная стоимость совокупных активов региональной экономики (согласно данным органов статистики)
Доля затрат на образование и повышение квалификации на ЮОтыс. руб. общей суммы расходов за финансовый год (К 2) Сумма затрат на обучение и повышение квалификации • ЮОтыс. руб. / Общая сумма расходов по всем видам деятельности (согласно данным органов статистики)
Доля расходов на НИОКР на ЮОтыс. руб. общей суммы расходов за финансовый год (К 3) Сумма затрат на НИОКР • ЮОтыс. руб. / Общая сумма расходов по всем видам деятельности (согласно данным органов статистики)
Доля организаций, выполняющих научные исследования и разработки в регионе на 100 организаций, функционирующих в регионе (К 4) Число организаций, занятых научными разработками и исследованиями в регионе »100/ Общее число организаций, функционирующих в регионе
Коэффициент сегментации отраслевого рынка (К 5) Объем продаж (в натуральном выражении) одним хозяйствующим субъектом региональной экономики / Общий объем продаж в регионе по данному отраслевому сегменту (определяется по основным отраслям экономики региона)
Коэффициент частоты повторяющихся заказов (договоров) (К 6) Число повторно заключенныхдоговоров в регионе / Общее число заключенных договоров в регионе
Темпы роста числа потребителей товара, услуг, работ во внешней бизнес-среде (К 7) Число покупателей (потребителей) товара, работ, услуг за отчетный год / Соответствующий показатель базисного периода
Темпы роста общего числа заключенных договоров (К8) Число заключенныхдоговоров в регионе за отчетный год / Соответствующий показатель базисного периода
Темпы роста участия в научных конференциях, выставках, семинарах и. т.д. (К 9) Количество встреч за отчетный год / Соответствующий показатель базисного периода
Темпы роста разработок инновационного характера (К10) Число разработок инновационного характера за отчетный период / Соответствующий показатель за базисный период
Доля внедренных инноваций от общего числа разработанных (К11) Число разработок, приносящих экономические выгоды / Общее число разработок инновационного характера
Коэффициент механизации и автоматизации производства (К 12) Трудоемкость работ (в чел.-ч), выполненных с применением средств механизации и автоматизации / Общая трудоемкость выполненныхработ (в чел.-ч)
Коэффициент обеспеченности высшими профессиональными учебными заведениями на 10 тыс. чел. населения региона (К 13) Число вузов, функционирующих в регионе и имеющих государственную аккредитацию • 10 000 / Численность постоянно проживающего в регионе населения
Коэффициент обеспеченности научными и научно-исследовательскими центрами на Ютыс. чел. населения региона Число научных и научно-исследовательских центров, функционирующих в регионе »10 000 / Численность постоянно проживающего в регионе населения
• предпринимательский талант или предпринимательские способности;
• информация (специфической формой информации является технология);
• знания или управленческие способности. Предпринимательский талант (потенциал)
предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:
• организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;
• принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;
• рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неоп-
ределенностью, а результат не гарантирован; • быть новатором, т. е. внедрять новые технологии, продукты, методы организации производства. Потенциал развития любого региона (в том числе и природно-ресурсного) в значительной степени определяется предпринимательским талантом его жителей и эффективностью использования этого таланта. Представляется, что развитие экономики России и ее регионов обеспечивается в первую очередь благодаря развитию малого предпринимательства, выполняющего особые социальные и экономические функции и по численности доминирующего в национальной экономике.
Именно в малом предпринимательстве проявляются признаки новаторства, быстрого реагирования на потребности внешней среды, в том числе и вызовам с
представлена рядом индикаторов, отображенных в табл. 6.
Примечание: коэффициент финансовой независимости субъекта РФ (региона) предлагается рассчитывать по следующему алгоритму:
„ Яс + (Ям - Япм) + НД + БФя
Афн —-,
( Япф — Япм) + БФф + (Яфб — Ямб)
где К^ — коэффициент финансовой независимости субъекта РФ (региона); Н — закрепленные налоговые доходы, остающиеся в полном объеме в бюджете субъекта РФ, млн руб.;
Нзы — закрепленные налоговые доходы, частично перераспределяемые по муниципальным уровням, млн руб.;
Япм — перераспределенные с регионального на муниципальный уровень налоги, млн руб.; НД— неналоговые доходы, полностью зачисляемые в региональный бюджет, млн руб.;
Таблица 5
Система локальных индикаторов оценки предпринимательского потенциала региона
Показатель Алгоритм расчета
Доля малых предприятий региона от общего числа малых предприятий, функционирующих в России (К 1) Число малых предприятий, функционирующих в регионе / Общее число малых предприятий, функционирующих в России
Доля участия малого предпринимательства региона в формировании ВРП (К 2) Выпускпродукции (товара, работ, услуг), обеспеченный малым предпринимательством в регионе / ВРП
Доля численности занятых в малом предпринимательстве региона от обшей численности трудоспособного населения региона (К 3) Численность населения региона, занятого в малом предпринимательстве / Общая численность трудоспособного населения региона
Доля инноваций, реализованных малым предпринимательством региона в общем количестве реализованных в регионе инновационных проектов (К 4) Число реализованных малым предпринимательством региона инновационных проектов / Общее число инновационных проектов, реализованных в регионе
Таблица 6
Система локальных индикаторов оценки экономического потенциала региона
Показатель Алгоритм расчета
Имущественный потенциал
Доля стоимости чистых активов в общем объеме совокупных активов (К 1) Стоимость чистых активов / Стоимость совокупных активов
Доля основных средств в общем объеме совокупных активов (К 2) Стоимость основных средств / Стоимость совокупных активов
Доля активной части основных средств (К 3) Стоимость активной части основных средств / Стоимость основных средств
Коэффициент годности основных средств (К 4) Остаточная стоимость основных средств / Первоначальная (восстановительная) стоимость основных средств
Финансовый потенциал
Коэффициент финансовой независимости региона (К5) См. примечание
Коэффициент автономии коммерческих организаций региона (К 6) Собственный капитал по данным консолидированной финансовой отчетности коммерческих организаций региона / Совокупный капитал по данным консолидированной финансовой отчетности коммерческих организаций региона
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами коммерческих организаций региона Собственные оборотные средства по данным консолидированной финансовой отчетности коммерческих организаций / Общая величина оборотных средств коммерческих организаций региона по данным консолидированной финансовой отчетности
ее стороны, при наличии возможности с минимальными затратами апробировать свои прорывные идеи.
Для оценки предпринимательского потенциала на уровне региона предлагается система локальных индикаторов (табл. 5).
Интегрирование локальных индикаторов оценки частных потенциальных предпринимательских возможностей региона предлагается производить по алгоритму:
1РРЯ = х,2),
где х1. — компоненты, формирующие предпринимательский потенциал (К 1—4). Традиционно принято считать, что экономический потенциал любого хозяйствующего субъекта определяется его имущественным и финансовым положением (возможностями). Применительно к региональной экономике эта система может быть
где х — компоненты, формирующие экономический потенциал (К 1—7).
Внутренний ресурсный потенциал региона определяется агрегированием локальных по отношению к нему индикаторов с использованием следующего алгоритма:
/0>¥Яп /РЯОЯ • /Р/Я • /РРЯ • /ЕРЯ.
Многолетние исследования позволили установить динамику основных локальных индикаторов оценки потенциала развития Сахалинской области (табл. 7).
Внутренний ресурсный потенциал развития Сахалинской области в течение 2006—2008 гг. имеет положительную динамику. В разрезе же локальных индикаторов, формирующих внутренний ресурсный потенциал региона, наблюдается как
Таблица 7
Динамика локальных показателей и индекса внутреннего ресурсного потенциала развития Сахалинской области за 2006—2008 гг.
Показатель 2006 2007 2008
Доля стоимости нематериальных активов на 100тыс. руб. стоимости совокупных активов 1,0 1,01 1,05
Доля затрат на образование и повышение квалификации на ЮОтыс. руб. общей суммы расходов за финансовый год 9,59 11,68 13,53
Доля расходов на НИОКР на ЮОтыс. руб. общей суммы расходов за финансовый год 9,01 13,04 17,05
Доля организаций, выполняющих научные исследования и разработки в регионе на 100 организаций, функционирующих в регионе 1,04 1,08 1,97
Коэффициент сегментации отраслевого рынка 0,14 0,12 0,19
Коэффициент частоты повторяющихся заказов (договоров) 0,88 0,86 0,75
Темпы роста числа потребителей товаров, услуг, работ во внешней бизнес-среде 1,19 1,07 1,29
Темпы роста общего числа заключенных договоров 1,01 0,99 0,83
Темпы роста участия в научных конференциях, выставках, семинарах и т.д. 0,96 1,19 1,11
Темпы роста разработок инновационного характера 0,77 1,03 0,89
Доля внедренных инноваций от общего числа разработанных 0,79 0,98 0,96
Коэффициент механизации и автоматизации производства 0,83 0,88 0,81
Коэффициент обеспеченности вузами на 10тыс. чел. населения региона 0,17 0,15 0,16
Коэффициент обеспеченности научными и научно-исследовательскими центрами на 10 тыс. чел. населения региона 0,21 0,24 0,25
1Рт 0,230 0,691 0,425
Доля малых предприятий региона от общего числа предприятий, функционирующих в регионе 0,81 0,84 0,88
Доля участия малого предпринимательства региона в формировании ВРП 0,14 0,18 0,21
Доля численности занятых в малом предпринимательстве региона от обшей численности трудоспособного населения региона 0,43 0,49 0,51
Доля инноваций, реализованных малым предпринимательством региона в общем количестве реализованных в регионе инновационных проектов 0,41 0,39 0,47
1РРЯ 0,020 0,029 0,044
Доля стоимости чистых активов в общем объеме совокупных активов 0,31 0,26 0,23
Доля основных средств в общем объеме совокупных активов 0,61 0,71 0,70
Доля активной части основных средств 0,93 0,95 0,94
Коэффициент годности основных средств 0,42 0,31 0,27
Коэффициент финансовой независимости региона 0,93 0,89 0,91
Коэффициент автономии коммерческих организаций региона 0,21 0,19 0,11
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами коммерческих организаций региона 0 0 0
1ЕРЯ 0,016 0,010 0,004
трядя 1,55 1,63 1,65
0,011 0,018 0,035
БФн — доходы бюджетных фондов (региональные налоги), остающиеся в распоряжении региона, млн руб.;
Нпф — налоги, перераспределяемые с федерального нарегиональный уровень, млн руб.; БФф — доходы бюджетных фондов, формируемые за счет финансирования из федерального бюджета, млн руб.;
Лфб — прочие поступления из федерального бюджета (дотации, субвенции), млн руб.; Пиб — межбюджетные трансферты на муниципальный уровень, млн руб. Экономический потенциал региона определяется по формуле:
/ЕРЯ = ,
Таблица 8
Система локальных индикаторов оценки внешнего ресурсного потенциала развития региона
Показатель | Алгоритм расчета
Информационный потенциал (IIFP)
Доля затрат на ПКТ в ВРП (К 1) Затраты на ИКТ по данным консолидированной финансовой отчетности / ВРП
Доля ПК на 10 тыс. чел. населения региона (К 2) Число ПК в регионе • 10 тыс. чел. / Численность населения, постоянно проживающего в регионе
Доля ПК, подключенных к сети Интернет (К 3) Число ПК, подключенных к сети Интернет / Число ПК в регионе
Коэффициент информационной открытости СМИ региона (К 4) Наличие редакций и каналов, организующих собственные сети межрегионального маштаба / Общее число редакций и каналов, функционирующих в регионе
Коэффициент информационной открытости СМИ (К5) Наличие сайта, общественной редакции • 10тыс. чел. населения региона / Численность населения, постоянно проживающего в регионе
Коэффициент исследовательской активности в меди-асфере региона (К 6) Востребованныерейтинги и отчеты • 10тыс. чел. населения региона / Численность населения, постоянно проживающего в регионе
Потенциалразвития связей срегионами (.UFP1)
Коэффициент межрегиональной сегментации (К 7) Число регионов России, с которыми имеют место деловые контакты / Общее число самостоятельных субъектов РФ
Темпы роста участия во внешнеэкономических связях (К8) Число контрактов, заключенных с участниками ВЭД в отчетном периоде / Соответствующий показатель базисного периода
Соотношение объема поставок за пределы региона (на внутрироссийский рынок и на экспорт) и объема поставок в регион, в том числе по импорту (К 9) Объем поставок (в стоимостном выражении) региона за его пределы, в том числе по экспорту / Объем поставок (в стоимостном выражении) в регион из других регионов страны и по импорту
рост (IPRQR, IPPR), колеблемость (IPIR), так и снижение (IEPR).
Внешний ресурсный потенциал развития региона (QWRn) определяется его информационными возможностями и потенциалом развития связей с другими регионами.
Представляется целесообразной система локальных индикаторов оценки внешнего ресурсного потенциаларазвития региона (табл. 8).
Поскольку Сахалинская область является не только природно-ресурсным регионом, но и может быть классифицирована как приграничная территория со значительными внешнеэкономическими взаимосвязями (прежде всего со странами АТР), то при оценке ресурсных возможностей развития региона предлагается учитывать экспортно-импортные поставки.
Оценивать внешний ресурсный потенциал развития региона предлагается с использованием алгоритма:
IQWRn = л/IIFP • IIFPl.
Индикатором ресурсного потенциала региона (учитывающим внешние и внутренние потенциальные ресурсные возможности) предлагается рассматривать индекс IQRR.
ШЯп = л/ • 1отп.
Ресурсный потенциал региона выступает основополагающим фактором, обеспечивающим возможности развития региональной экономики. Реализуемые в регионе стратегия и тактика воздействуют на емкость ресурсного потенциала (как экстенсивный вариант развития), но еще в большей степени формируют интенсивный сценарий на условиях использования конкурентных преимуществ и обеспечения конкурентоспособности экономики природно-ресурсного региона. Оценка использования конкурентных преимуществ природно-ресурсного региона и степень участия этих преимуществ в повышении конкурентоспособности региональной экономики нуждается в разработке соответствующего инструментария, основанного на неформальных подходах к исследованию.
Список литературы
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662р.
2. Концепция стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации // URL: www.minregion. ru/.../DocItem. aspx?
3. Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области до 2020 года // URL: www.adm.sakhalin. ru/?id=353