Научная статья на тему 'Потенциал примерных программ воспитания в формировании ценностных ориентаций детей в образовательных организациях'

Потенциал примерных программ воспитания в формировании ценностных ориентаций детей в образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / дети / обучающиеся / потенциал / образовательная организация / программа воспитания / примерная программа воспитания / рабочая программа воспитания образовательной организации / education / children / students / potential / educational organization / program of education / exemplary program of education / working education program of educational organizations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьяна Сергеевна Борисова, Елена Михайловна Клемяшова, Юлия Борисовна Берлянд

Обоснована трактовка понятия «потенциал примерных программ воспитания», который рассматривается как ресурс программирования содержания, видов и форм воспитательной деятельности в образовательных организациях на основе российских базовых конституционных ценностей и традиционных духовно-нравственных ценностей народов России в соответствии с потребностями российского общества и приоритетами государственной политики. Раскрыты структурные компоненты потенциала примерных программ воспитания в формировании ценностных ориентаций обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татьяна Сергеевна Борисова, Елена Михайловна Клемяшова, Юлия Борисовна Берлянд

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe potential of exemplary education programs for the formation of children’s value orientations in educational organizations

To identify the potential of exemplary education programs in the formation of value orientations of children in educational institutions, we analyzed the literature and texts of exemplary educational programs for preschool and general education organizations developed and updated at the Institute for the Study of Childhood, Family and Education. The study of the potential of exemplary education programs in the formation of children’s value orientations required a consideration of the content of the concepts “potential”, “educational potential”, “potential of an educational organization”, “educational potential of an educational organization”. We show that exemplary education programs are a tool of pedagogical management of the formation of children’s value orientations in educational institutions that includes a set of basic characteristics of educational work. We determined functions of the exemplary education programs. One of the tasks of education stated in the programs is children’s acquisition of sociocultural experience corresponding to the values, norms, and traditions developed by the Russian society. The educational potential of an educational organization turns into a resource when building favorable conditions that create the possibility of its implementation. A working program of education in educational organization as a document required by the current legislation should take into account and reflect the educational organization’s entire educational potential in its structure and content, to provide opportunities for its full implementation. The potential of exemplary education programs in the formation of children’s value orientations in educational institutions, in this context, can be defined as a resource for programming content by pedagogical teams, types and forms of raising children in educational institutions, a separate area of pedagogical activities, which has a single value basis in accordance with current social needs and public policy priorities. Exemplary education programs give educational organizations the opportunity to use all the resources necessary for programming systemic educational activities for the formation of children’s value orientations (resources of teachers, students, parent community, social partners, etc.). We reveal and describe in detail the potential of the main structural components of exemplary education programs: target, content and organization sections. We make a conclusion about the advisability of supplementing the theoretical study of the potential of exemplary education programs in the formation of children’s value orientations by studying the practice of using exemplary programs in different educational organizations in order to verify the results of a theoretical consideration of the problem.

Текст научной работы на тему «Потенциал примерных программ воспитания в формировании ценностных ориентаций детей в образовательных организациях»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 493. С. 168-178 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 493. рр. 168-178

Научная статья УДК 37.013

аог 10.17223/15617793/493/19

Потенциал примерных программ воспитания в формировании ценностных ориентаций детей в образовательных организациях

Татьяна Сергеевна Борисова1, Елена Михайловна Клемяшова2, Юлия Борисовна Берлянд3

12'3 Институт изучения детства, семьи и воспитания, Москва, Россия 1 borisova@institutdetstva.ru 2 klemyashova@institutdetstva.ru 3 berlyand@institutdetstva. т

Аннотация. Обоснована трактовка понятия «потенциал примерных программ воспитания», который рассматривается как ресурс программирования содержания, видов и форм воспитательной деятельности в образовательных организациях на основе российских базовых конституционных ценностей и традиционных духовно-нравственных ценностей народов России в соответствии с потребностями российского общества и приоритетами государственной политики. Раскрыты структурные компоненты потенциала примерных программ воспитания в формировании ценностных ориентаций обучающихся.

Ключевые слова: воспитание, дети, обучающиеся, потенциал, образовательная организация, программа воспитания, примерная программа воспитания, рабочая программа воспитания образовательной организации

Источник финансирования: результаты, изложенные в статье, получены в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по проекту «Формирование ценностных ориентаций детей посредством реализации программ воспитания в образовательных организациях» 122041800028-8. Номер для публикаций 1МЬУ-2023-0001.

Для цитирования: Борисова Т.С., Клемяшова Е.М., Берлянд Ю.Б. Потенциал примерных программ воспитания в формировании ценностных ориентаций детей в образовательных организациях // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 493. С. 168-178. аог 10.17223/15617793/493/19

Original article

doi: 10.17223/15617793/493/19

^e potential of exemplary education programs for the formation of children's value orientations in educational organizations

Tatyana S. Borisova1, Elena M. Klemyashova2, Yuliya B. Berlyand3

12'3 Institute for the Study of Childhood, Family and Education, Moscow, Russian Federation

1 borisova@institutdetstva.ru 2 klemyashova@institutdetstva.ru 3 berlyand@institutdetstva. ru

Abstract. To identify the potential of exemplary education programs in the formation of value orientations of children in educational institutions, we analyzed the literature and texts of exemplary educational programs for preschool and general education organizations developed and updated at the Institute for the Study of Childhood, Family and Education. The srudy of the potential of exemplary education programs in the formation of children's value orientations required a consideration of the content of the concepts "potential", "educational potential", "potential of an educational organization", "educational potential of an educational organization". We show that exemplary education programs are a tool of pedagogical management of the formation of children's value orientations in educational institutions that includes a set of basic characteristics of educational work. We determined functions of the exemplary education programs. One of the tasks of education stated in the programs is children's acquisition of sociocultural experience corresponding to the values, norms, and traditions developed by the Russian society. The educational potential of an educational organization turns into a resource when building favorable conditions that create the possibility of its implementation. A working program of education in educational organization as a document required by the current legislation should take into account and reflect the educational organization's entire educational potential in its structure and content, to provide opportunities for its full implementation. The potential of exemplary education programs in the formation of children's value orientations in educational institutions, in this context, can be defined as a resource for programming content by pedagogical teams, types and forms of raising children in educational institutions, a separate area of pedagogical activities, which has a single value basis in accordance with current social needs and public policy

© Борисова Т.С., Клемяшова Е.М., Берлянд Ю.Б., 2023

priorities. Exemplary education programs give educational organizations the opportunity to use all the resources necessary for programming systemic educational activities for the formation of children's value orientations (resources of teachers, students, parent community, social partners, etc.). We reveal and describe in detail the potential of the main structural components of exemplary education programs: target, content and organization sections. We make a conclusion about the advisability of supplementing the theoretical study of the potential of exemplary education programs in the formation of children's value orientations by studying the practice of using exemplary programs in different educational organizations in order to verify the results of a theoretical consideration of the problem. Keywords: education, children, students, potential, educational organization, program of education, exemplary program of education, working education program of educational organizations

Financial support: The results presented in the article were obtained within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation under the project "Formation of the value orientations of children through the implementation of education programs in educational institutions" 122041800028-8. Publication number IMLY-2023-0001.

For citation: Borisova, T.S., Klemyashova, E.M. & Berlyand, Yu.B. (2023) The potential of exemplary education programs for the formation of children's value orientations in educational organizations. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 493. pp. 168-178. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/493/19

Введение

Государственной «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» определены приоритеты государственной политики в сфере воспитания, основные направления развития воспитания. Приоритетной задачей Российского государства в сфере воспитания детей является развитие «высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [1]. При этом развитие воспитания в системе образования предполагает как обновление его содержания, так и «содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» [1]. С учетом новейших изменений в нормативно-правовой базе образования, воспитания и реализации государственной политики в области воспитания в ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» на основе теоретической модели формирования ценностных ориен-таций детей в образовательных организациях посредством программ воспитания [2] была разработана Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования [3], а также актуализирована Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций [4] (далее - примерные программы воспитания). Эти программы связаны единым ценностно-смысловым блоком, преемственны по структуре и содержанию и выступают в качестве основы программирования воспитательной деятельности педагогов на всех уровнях общего образования.

Главной задачей, стоящей перед разработчиками примерных программ воспитания, явилось создание методических документов, позволяющих педагогам планировать и организовывать воспитательный процесс в соответствии с требованиями федерального законодательства, при этом формировать на основе

примерной программы воспитания рабочую программу воспитания в своей образовательной организации, учитывая все ее особенности, специфические условия, и, таким образом, оставаться в едином воспитательном пространстве российской школы и сохранять самобытную культуру, уклад, особенности своей школы, дошкольного учреждения. Примерная программа воспитания является инструментом реализации государственной политики в сфере воспитания в образовательной среде; способом доведения до административного и педагогического персонала образовательных организаций управленческих решений в сфере воспитания; средством приведения к единой системе всех рабочих документов и материалов, регламентирующих воспитательную деятельность в образовательных организациях, прежде всего рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы, с целью снижения трудовых, временных и материальных затрат на разработку документов и достижения их совместимости, облегчения работы по оценке качества и результатов воспитательного процесса в каждой отдельной образовательной организации и в целом в системе общего образования.

Рабочую программу воспитания все образовательные организации разрабатывают самостоятельно с учетом своей специфики, ориентируясь на примерные программы воспитания (с 2023 г. федеральные). Далее рабочая программа воспитания интегрируется в основные образовательные программы в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации [5].

Выявление потенциала примерных программ воспитания в формировании ценностных ориентаций детей может способствовать критической оценке и пониманию качества программирования воспитательной деятельности по формированию российских базовых и традиционных духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе. Для решения этой задачи требуется уточнение исходных понятий: «потенциал», «воспитательный потенциал», «потенциал образовательной организации», «воспитательный потенциал образовательной организации».

Интерпретация понятий «потенциал», «воспитательный потенциал», «потенциал образовательной организации», «воспитательный потенциал образовательной организации»

Происхождение слова «потенциал» восходит к латинскому «potentia» - сила, возможность, мощность, предполагая также значения: запасы, способы, которые могут быть использованы. В «Новом словаре русского языка» потенциал трактуется как «совокупность всех имеющихся возможностей, средств в какой-либо области, сфере» [6. С. 121]. В Большой советской энциклопедии потенциал определяется как «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованными, приведенными в действие, использованными для достижения определенных целей, осуществления плана, решения какой-либо задачи, возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [7]. Е.А. Реанович подчеркивает многозначность понятия «потенциал» в его широкой трактовке, и, рассматривая определения потенциала, предлагаемые в различных гуманитарных науках, автор делает вывод о возможности рассмотрения потенциала как «средств, способностей, запасов, источников, ресурсов, которые могут быть приведены в действие» [8. С. 15].

В аспекте проблемы выявления потенциала примерных программ воспитания в формировании ценностных ориентаций детей в образовательных организациях целесообразно последовательно рассмотреть содержание понятий «воспитательный потенциал», «потенциал образовательной организации», «воспитательный потенциал образовательной организации».

М.В. Шакурова и К. А. Козельская [9. С. 30], проанализировав ряд социально-педагогических исследований, пришли к выводу об отсутствии единой позиции ученых относительно трактовки понятия «воспитательный потенциал». Обращение к понятию «воспитательный потенциал» в российских педагогических исследованиях содержится в исследовании А.В. Волохова и М.И. Рожкова, в котором авторы делают вывод, что воспитательный потенциал, например, детского общественного формирования, это «...интегрированная совокупность социально-экономических, социально-психологических, социально-педагогических факторов, обеспечивающих материализацию воспитательных возможностей детского общественного формирования в процессе жизнедеятельности конкретного ребенка» [10. С. 290]. Г.И. Белошапка, исследуя воспитательный потенциал молодежных общественных объединений, рассматривает его как «. целостность социально-психологических факторов, обусловливающих потребности личности в жизнедеятельности объединения, позицию субъекта познания, деятельности, общения, права, творчества, саморазвития» [11. С. 30]. И.В. Герлах в диссертационном исследовании, также посвященном проблемам молодежных движений, отмечает, что сущность воспитательного потенциала представляет собой «совокупность педагогических средств, форм и методов, реализация которых обеспечивает возможность целена-

правленного педагогического воздействия на формирование социально значимых качеств личности» [12. С. 14]. Л.И. Клочкова рассматривает воспитательный потенциал как «комплекс всех возможностей отдельной личности, коллектива, в том числе семьи, системы образования, социума, государства в сфере воспитания детей и подростков» [13. С. 168].

По мнению Н.Н. Докучаевой, потенциал образовательной организации - это «совокупность имеющихся и возможных экономических, социальных, управленческих, образовательных ресурсов, накопленных организацией с момента ее становления, которые позволяют достигать поставленные цели и содержат скрытый резерв, обеспечивающий развитие образовательной организации в будущем» [14. С. 147]. Потенциал образовательной организации, по мнению А.А. Атае-вой, С. А. Мохначева, «выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений» [15. С. 352]. Н.Н. Докучаева и А.А. Ушаков в своих исследованиях пришли к выводу, что данными уровнями являются:

1) уровень ресурса (понятие «потенциал» соотносится с понятием «ресурс») - описание того, что приобретено образовательной организацией за время ее существования (опыт прошлого) и способствует ее дальнейшему развитию, совершенствованию (например, практика осуществления детско-взрослых социальных проектов, а также символы, традиции, ритуалы);

2) уровень резерва (смысл понятия «потенциал» частично соответствует понятию «резерв») - специфика настоящего с точки зрения возможностей практической реализации и востребованности. Возможности могут быть как реализованными, так и неосуществленными до настоящего времени (например, имеющиеся воспитательные технологии, методики, авторские разработки, развитие кадрового потенциала за счет повышения квалификации педагогов);

3) уровень возможностей (потенциал образовательной организации содержит в себе в качестве «потенции» основы ее будущего развития, находясь в балансе устойчивости и изменчивости) - обозначение «ориентиров на развитие в перспективе, так как участники воспитательного процесса не только реализуют уже имеющиеся способности, но и постоянно приобретают новые знания, умения и навыки» [14. С. 147; 16. С. 5].

Опираясь на представленные определения, можно сделать вывод, что потенциал образовательной организации в сфере образования (образование как воспитание и обучение) представляет собой комплекс социальных условий (воздействий педагогов, влияния уклада образовательной организации, ее социального окружения, социальных партнеров и др.) и педагогических средств ( видов, форм и содержания воспитательной деятельности), обеспечивающих реализацию образовательной организацией возможностей развития у обучающихся социально значимых качеств личности, формирования ценностных ориентаций в процессе освоения соответствующих образовательных программ.

Воспитательный потенциал образовательной организации обеспечивается многообразием воспитательных возможностей урочной, внеурочной и всех иных деятельностей педагогов, совместной деятельности детей и взрослых в детско-взрослых сообществах, а также комплексом всех возможностей отдельной личности, коллектива, институтов семьи, системы образования, социума, государства в сфере воспитания, обеспечивающих формирование ценностных ориентаций детей [13]. Этот комплекс, как отмечается в научной литературе, включает все условия и средства, в той или иной мере отражающие педагогические возможности образовательной организации, объединяет бытовые условия и материальные ресурсы, количественный состав и структуру педагогического и ученического коллективов, характер и уровень развития межличностных отношений, «обусловливается также идейно-нравственным, эмоционально-психологическим и трудовым настроем субъектов...», педагогической деятельности, «их жизненным опытом, образованием. профессиональными качествами» [17. С. 118].

Воспитательный потенциал образовательной организации переходит в ресурс при выстраивании благоприятных условий, создающих возможность реализации потенциала. Задачей образовательных организаций является создание такого организационного механизма, который дает возможность с опорой на примерные программы воспитания максимально полно использовать, преобразовывать воспитательный потенциал своей образовательной организации из латентного состояния в реальное [18]. Рабочая программа воспитания в образовательной организации как документ, наличие которого требуется действующим законодательством [19. Ст. 12.1], являющийся «методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в Организации» [20. П. 31.2], должна в своей структуре и содержании учитывать и отражать воспитательный потенциал образовательной организации и давать возможности для его реализации. Соответственно, примерная программа воспитания должна представлять такой ресурс, инструмент для максимально полного воплощения имеющегося воспитательного потенциала каждой образовательной организации посредством разработки и реализации в ней своей рабочей программы воспитания, а также быть средством, ориентиром для развития, накопления этого воспитательного потенциала.

Примерная программа воспитания выступает инструментом трансляции определенных общественно значимых ценностей в соответствии с государственной политикой в сфере воспитания и дает возможность контролировать их усвоение через систему сформулированных на основе этих ценностей целевых ориентиров результатов воспитания (в дошкольных образовательных организациях - целевых ориентиров воспитания) по всем направлениям воспитательной деятельности, тем самым способствуя формированию единого воспитательного пространства. В то же время примерные программы воспитания предоставляют свободу

каждой образовательной организации для самостоятельного определения, конкретизации целевых ориентиров и содержания воспитательной деятельности, способов и средств ее организации в конкретной школе, детском саду с учетом контингента обучающихся и их семей, уклада, региональных и местных особенностей, социокультурного окружения и т. д. Максимально реализовать воспитательный потенциал образовательной организации можно, используя примерные программы воспитания. Они являются инструментом педагогического управления системным процессом формирования ценностных ориентаций детей в образовательных организациях, описывающим комплекс основных характеристик воспитательной работы.

Обобщая вышесказанное, потенциал примерных программ воспитания в формировании ценностных ориентаций детей в образовательных организациях можно определить как ресурс программирования педагогическими коллективами содержания, видов и форм воспитания детей в образовательных организациях, в качестве отдельного направления педагогической деятельности, на единой ценностной основе в соответствии с актуальными общественными потребностями и приоритетами государственной политики. Тогда потенциал структурных компонентов примерных программ воспитания может рассматриваться как возможность программирования ценностно-целевого содержания воспитания детей в образовательной организации (цель, задачи, целевые ориентиры результатов воспитания), воспитательной работы педагогов, педагогического коллектива во всех видах и формах деятельности в школе или дошкольном учреждении, а также возможность организации воспитательной работы в образовательной организации. Иначе говоря, потенциал структурных компонентов примерных программ воспитания представляет собой совокупность потенциала целевого раздела, содержательного раздела (уклад, виды, формы и содержание воспитательной деятельности), организационного раздела (нормативное, методическое обеспечение, анализ воспитательного процесса и др.) примерной программы воспитания.

Потенциал структурных компонентов примерных программ воспитания

Примерные программы воспитания в системе образования, воспитания, в формировании ценностных ориентаций обучающихся в образовательных организациях выполняют несколько функций (на примере примерной программы воспитания для общеобразовательных организаций):

1) функция целеполагания: цель воспитательной деятельности определяется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Формирование единого воспитательного пространства на территории Российской Федерации предполагает, что все образовательные организации в воспитании детей преследуют общую цель и решают общие задачи. Для выполнения данной функции служит целевой раздел примерной программы воспитания, инвариантное

содержание которого остается неизменным в рабочих программах воспитания всех общеобразовательных организаций в стране;

2) функция прогнозирования: в примерной программе воспитания заданы ожидаемые результаты воспитательной деятельности, определены целевые ориентиры результатов воспитания для каждого уровня общего образования по всем направлениям воспитания;

3) организационно-методическая функция: в примерной программе описываются виды, формы и содержание воспитательной деятельности по каждому содержательному модулю воспитательной работы, направлению деятельности педагогов в общеобразовательной организации. Все модули ориентированы на решение воспитательных задач, достижение результатов воспитания, определенных в целевом разделе, содержат средства и способы достижения этих результатов, запланированные педагогическим коллективом;

4) нормативная функция: примерная программа воспитания разработана с опорой на нормативно-правовую базу Российской Федерации в сфере образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, что обеспечивает целостность воспитательного процесса, преемственность между уровнями общего образования, ценностно-смысловое единство. Российские базовые (гражданские, национальные) ценности, закрепленные в Конституции Российской Федерации, определяют инвариантное содержание воспитания детей в системе образования, психолого-педагогическую обоснованность содержания, видов и форм воспитательной работы, что в свою очередь способствует созданию единого ценностно насыщенного воспитательного пространства, а также избавляет педагогов, разработчиков рабочих программ воспитания в образовательных организациях от поисков правовых и психолого-педагогических обоснований разрабатываемых программ;

5) оценочно-диагностическая функция: примерная программа воспитания предполагает ежегодный анализ воспитательного процесса в образовательной организации (самоанализ) воспитательной работы педагогов и результатов воспитания обучающихся с целью выявления проблем, дефицитов, а также определения путей их решения, устранения; ориентирует на анализ динамики личностного развития обучающихся, степень достижения целей воспитательной работы, целевых ориентиров результатов воспитания, определенных в целевом разделе программы;

6) функция сбора информации: при разработке организационного раздела общеобразовательная организация систематизирует информацию о кадровом и нормативно-методическом обеспечении, проводит «ревизию» условий работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, а также исследует, соблюдаются ли принципы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции.

Потенциал целевого раздела

Примерная программа в соответствии с современным российским воспитательным идеалом и с опорой на нормативно-правовые акты Российской Федерации

связывает цель воспитания с развитием личности ребенка. В современном российском законодательстве об образовании воспитание определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [21]. Заложенные в примерных программах воспитания российские базовые конституционные ценности отражают усилия со стороны общества и государства обозначить ряд основных ценностей, духовно-нравственных идеалов и социально значимых категорий (любовь к Отечеству и своей малой родине, милосердие, справедливость, уважение к труду, уважение старших, ценность знания, российский патриотизм, традиционные семейные ценности, российская гражданская идентичность, единство народов России, охрана природы и др.), которые представляют собой ориентиры для выстраивания целенаправленной воспитательной работы образовательными организациями на всей территории Российской Федерации.

Личность развивается путем присвоения социальных норм, правил, ценностей, знаний, опыта и перевода их во внутренний психический план, т. е. в цели, мотивы, убеждения, установки, которые в свою очередь определяют направленность поведения индивида. Иначе говоря, развитие личности идет в процессе интериоризации - усвоения опыта взаимодействия с внешним миром для формирования основных психических функций, важнейшей из которых для успешной социализации является возможность управления психикой, следовательно, и поведением. Этот же процесс является одним из механизмов формирования ценностных ориентаций [22. С. 161]. Такой подход к выбору цели обусловлен природой развития ребенка: «Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается» [23. С. 344], и позволяет ставить задачи формирования ценностных ориентаций детей в русле данной цели. В качестве одной из задач воспитания в примерной программе воспитания определено приобретение детьми опыта поведения, соответствующего нормам, ценностям, традициям, выработанным российским обществом, - именно эта задача выходит на первый план, когда мы говорим о формировании ценностных ориентаций.

Методологической основой воспитательной деятельности на основе примерных программ воспитания является сочетание антропологического, аксиологического, системно-деятельностного и культурно-исторического подходов. В контексте выявления потенциала примерных программ воспитания в формировании

ценностных ориентаций детей в образовательных организациях основным является аксиологический подход, нацеленный на освоение и присвоение ценностей, формирование ценностных ориентаций. Воспитательная деятельность на основе примерных программ воспитания осуществляется с опорой на группу принципов воспитания: гуманистическая направленность воспитания, совместная деятельность педагога и воспитанника, следование нравственному примеру, безопасная жизнедеятельность, инклюзивность, возрастосооб-разность. Принципы, на основе которых разработаны примерные программы воспитания, планируется и осуществляется воспитательная деятельность, ориентируют на то, что главное в формировании ценностных ориентаций детей в образовательном процессе - это не следование некоему условному стандарту воспитанности, не предъявление обучающимся жестких шаблонов поведения, а прежде всего актуализация человеческого в человеке, подразумевающая, что главным критерием для человека в ситуации нравственного выбора является собственная совесть.

Отметим, что примерные программы воспитания, на основе которых образовательные организации разрабатывают рабочие программы воспитания, учитывают направления воспитания, указанные в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.» и в ФГОС общего образования (гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое; физическое, трудовое, экологическое, ценности научного познания). Примерная программа воспитания представляет по этим направлениям целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся. Требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования установлены в соответствующих ФГОС и обращены к обучающимся. Целевые ориентиры результатов воспитания, обращенные к педагогам, педагогическому коллективу, определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания на основе российских базовых конституционных ценностей, что обеспечивает правовую обоснованность и единство содержания воспитания, воспитательного пространства, воспитательной деятельности во всех образовательных организациях Российской Федерации. Целевые ориентиры, разработанные для каждого уровня общего образования и на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС, обеспечивают также связь между уровнями образования - преемственность и непрерывность формирования ценностных ориентаций детей. Система целевых ориентиров результатов воспитания, сформулированных по каждому направлению воспитания, позволяет педагогам приобщать обучающихся к социально значимым ценностям во всех видах и формах деятельности.

Потенциал содержательного раздела

Примерная программа воспитания в содержательном разделе позволяет учитывать все виды и формы воспитательной деятельности (предметно-целевая,

культурные практики, свободная инициативная деятельность ребенка, урочная и внеурочная, внешкольная, профилактическая, взаимодействие с родителями и др.). Важно включение воспитательной составляющей во все сферы жизни детей в общеобразовательной организации, использование всех ресурсов для организации системной воспитательной деятельности по формированию ценностных ориентаций детей в образовательном процессе и в целом в жизни ребенка (ресурсы педагогов, обучающихся, родительской общественности, социальных партнеров и т. д.).

Потенциал содержательного раздела примерной программы воспитания включает потенциал уклада общеобразовательной организации, а также всех видов, форм и содержания воспитательной деятельности. Понятие «уклад» более емкое, чем понятия «образовательная среда», «воспитательная система», «воспитательное/образовательное пространство». Уклад несет в себе значительный потенциал в формировании ценностных ориентаций детей, поэтому его описание занимает важное место в примерной программе воспитания. Он содержит основные характеристики, отражающие специфику образовательной организации и особенности построения воспитательного процесса. Уклады образовательных организаций различны, своеобразны, но все они нацелены на решение задач и достижение результатов воспитания. Осмысление и описание уклада школы или детского сада как системы индивидуальных особенностей и уникальных условий воспитания и обучения детей является для педагогического коллектива важной задачей самоанализа своего наличного состояния, сложившихся условий и актуальных особенностей воспитательного процесса в данной организации.

Уклад может включать, в частности, символику образовательной организации. Это могут быть герб (эмблема), флаг (знамя), гимн, ритуалы - то, что объединяет детей и взрослых, дает ощущение единения, сопричастности, гордости за успехи своей школы, стремление эти успехи сохранить и приумножить. Описание традиций образовательной организации позволяет воспитывать уважение к истории своей школы, малой Родины. Традиции создают ту неповторимую атмосферу, о которой потом с теплотой вспоминают выпускники, они дают ориентиры, с которыми всю жизнь сверяются повзрослевшие школьники. Уклад формируют и педагоги, и выпускники, которые много сделали для своей школы, родного города, поселка, края, защитники Отечества, труженики, ученые, спортсмены, деятели искусства. Представление образцов поведения побуждает к работе над собой - преодолению недостатков, совершенствованию личностных качеств. Мотивирующим фактором является и то, что выдающаяся личность -не какой-то далекий герой, не абстрактный персонаж, а «один из нас», «тот, кто рядом».

При описании уклада имеет значение состав обучающихся по их учебным возможностям (дети с ОВЗ и др.), социальному статусу (преимущественные профессиональные сферы деятельности родителей, неблагополучные семьи, семьи с девиантным поведением и т. д.),

что должно учитываться в организационном разделе рабочей программы воспитания при отборе методов, технологий, форм воспитательной работы с учетом индивидуальных и групповых потребностей, возможностей детей, семей. В описании уклада можно отметить и негативные влияния на школу, педагогов и детей, проблемы. Это могут быть социокультурные условия в социальном окружении, воздействие членов «неблагополучных» семей и др. Обозначение, фиксация наличия таких проблемных зон в примерной программе воспитания ориентирует образовательные организации на коррекцию воспитательной работы, усиление некоторых ее направлений, например профилактического, безопасности жизнедеятельности и т.д. Потенциал содержательного раздела примерной программы воспитания, таким образом, позволяет учитывать в рабочей программе воспитания интересы всех участников образовательных отношений по созданию в школе воспитывающей и развивающей среды, которая способствует формированию ценностных ориента-ций обучающихся через общую деятельность, совместное построение и поддержание уклада школьной жизни.

Следует отметить важность использования дея-тельностного подхода к построению и поддержанию уклада, выражающего специфику межличностных и социальных отношений в общеобразовательной организации, способствующего решению воспитательных задач и создающего смысловую основу пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности на основе российских базовых и традиционных духовно-нравственных ценностей.

В примерной программе воспитания представлены виды, формы и содержание воспитания в образовательной организации в рамках модулей - конкретных направлений деятельности. В каждом таком модуле обозначаются возможные средства, способы, условия реализации его воспитательного потенциала в формировании ценностных ориентаций детей. Определены основные (инвариантные) и дополнительные модули, что имеет значение для реализации воспитательного потенциала, прежде всего основных направлений деятельности педагогов, педагогического коллектива, которые заданы нормативно-правовой базой функционирования образовательной организации, реализации основных общеобразовательных программ, а также развития воспитательного потенциала образовательной организации в других направлениях деятельности, которые также обладают воспитательным потенциалом (дополнительные или вариативные модули). Примерная программа воспитания ориентирует на разработку в школе и совершенно новых, своих, уникальных направлений педагогической деятельности, форм и методов воспитательной работы.

Потенциал содержательного раздела примерной программы воспитания раскрывается в процессе планирования и реализации в совместной деятельности педагогов и обучающихся разнообразных форм и методов воспитания. Основная роль в этом процессе принадлежит таким формам и методам, которые способны обеспечить саморазвитие, самодеятельность, самореализацию обучающихся, формирование у них позитив-

ного социального опыта. Мастерство педагогов заключается в том, чтобы превратить социальные ситуации в воспитывающие, чтобы связать обучение с воспитанием, руководствуясь педагогическими целями и ценностями. Особое внимание обращается на тематическое наполнение уроков, занятий и курсов внеурочной деятельности, классных часов, внешкольных мероприятий, совместных дел. Именно содержательный аспект воспитательной деятельности несет в себе наиболее значительный потенциал в формировании и развитии у обучающихся системы ценностных ориентаций.

Примерная программа воспитания ориентирует на осуществление воспитательной деятельности не только при взаимодействии субъектов воспитания в самой организации, но и посредством привлечения социальных партнеров. Здесь важно именно реальное конструктивное взаимодействие, а не только заключение номинально декларируемой договоренности о сотрудничестве (это фиксируется в организационном разделе рабочей программы воспитания). Такое взаимодействие участников образовательных отношений является важным и необходимым ресурсом воспитания. Конструктивное взаимодействие рассматривается как важная составляющая современной системы воспитания, как реализация совместной деятельности на основе согласования интересов всех сторон для достижения продуктивного результата нравственно приемлемыми способами [24. С. 357]. Конструктивное взаимодействие с социальными партнерами целесообразно выстраивать уже на этапе разработки рабочих программ воспитания. Чтобы такое взаимодействие переросло в конструктивное сотрудничество, важно определить воспитательный и ресурсный потенциал возможностей каждого социального партнера, учесть возможные риски во взаимодействии.

Для решения задач воспитания в школе целесообразно привлекать разных специалистов: медицинских работников, сотрудников органов внутренних дел (в том числе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав), консультантов-профессионалов в различных областях, которые могут поддерживать профо-риентационную работу, представителей молодежной политики, спорта, традиционных религиозных организаций, деятелей культуры. Особенно актуально межведомственное взаимодействие в вопросах профилактики в образовательных организациях девиантного, общественно опасного поведения детей.

Включение детей в социально значимую деятельность, поддержка и развитие в образовательной организации ученического самоуправления, детских общественных объединений, добровольческой деятельности также являются важными составляющими воспитательной деятельности. Необходимым является привлечение к общественно значимой деятельности не только активной части учащихся, но и «середнячков», а также ребят из «группы риска». В настоящее время вовлечение в социально полезную общественную деятельность детей осуществляется всероссийской организацией «Движение первых», а также региональными детскими и молодежными общественными организациями и объединениями.

Потенциал организационного раздела

Указания в организационном разделе примерной программы воспитания по нормативно-правовому и методическому обеспечению организации в школе воспитательной деятельности, выполнению рабочей программы воспитания направлены на поддержание, укрепление единого воспитательного пространства в Российской Федерации, отражают необходимость консолидации усилий всех общественных институтов для решения воспитательных задач на высоком профессиональном педагогическом уровне. Примерная программа воспитания в этой части также ориентирует образовательные организации при разработке рабочих программ учитывать социально-экономические, социокультурные особенности, условия конкретного субъекта Российской Федерации, местного сообщества, специфику социального окружения и самой образовательной организации. Компетентное использование нормативной базы, полноценное методическое обеспечение рабочей программы воспитания необходимы для достижения заданных в программе результатов. Примерная программа воспитания предусматривает реализацию как государственных нормативно-правовых документов, включая региональные, так и локальных актов самой образовательной организации для лучшей организации воспитательной деятельности, социального партнерства и др.

В структуре организационного раздела примерной программы воспитания особо выделена деятельность педагогов, направленная на учет интересов, потребностей, особенностей всех групп обучающихся, в том числе детей с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп (воспитанников детских домов, из семей мигрантов, билингвов и др.). Задача педагогов и воспитателей - создать такое воспитательное пространство, в котором будет доминировать атмосфера взаимного уважения, сотрудничества, доверия, диалога между детьми и взрослыми, педагогами и родителями. Примерная программа воспитания в этом разделе ориентирует на индивидуализацию подхода к формированию ценностных ориентаций у детей с особыми образовательными потребностями. Такой подход помогает преодолевать затруднения в социализации, социальной адаптации таких детей, развивать позитивное отношение ребенка к себе и окружающим. Для каждой из обозначенных в примерной программе воспитания групп детей характерны свои особенности, влияющие на их учебу, поведение, взаимоотношения с другими детьми и педагогами. Дифференциация и индивидуализация в воспитательной работе с детьми с особыми образовательными потребностями являются особой задачей в организации воспитательного процесса и должны быть представлены в рабочей программе воспитания.

Воспитательная сущность системы поощрений обучающихся заключается в поддержке желательного поведения, положительных побуждений. Система поощрений направляет поведение индивида в социально одобряемое русло, служит ориентиром для его регуляции. Поощрение является действенным фактором развития познавательной активности обучающихся, их самосознания и самоконтроля, мотивации к общественно одобряемому поведению [25. С. 382]. Поэтому закономерно, что позиция о наличии в программе воспитания

системы поощрений обучающихся была включена в соответствующие ФГОС, представлена в примерной программе воспитания. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся является одним из организационных инструментов формирования ценностных ори-ентаций детей.

При проектировании воспитательной деятельности в целом и формировании ценностных ориентаций детей не всегда удается спрогнозировать эффективность и результативность. Поэтому в образовательной организации необходим регулярный анализ воспитательного процесса во всех его аспектах, выполняющий оценочную, корректирующую и прогностическую функции. Цель такого анализа - «оценка результатов воспитательного процесса за истекший период, нахождение наилучших вариантов его дальнейшего развития, разработка и обоснование целей и задач на новый учебный год. Результаты такого анализа учитываются при планировании и организации воспитательной, методической работы, контроля» [26. С. 126].

В соответствии с примерной программой воспитания анализ воспитательного процесса предусматривается по двум направлениям: анализ собственно выполнения принятой рабочей программы воспитания педагогами, педагогическим коллективом в учебном году, состояния совместной деятельности обучающихся и взрослых; анализ результатов воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. В этом подразделе организационного раздела примерной программы воспитания реализуется функциональная связь с целевым разделом. Результаты личностного развития обучающихся коррелируются с результатами воспитания в части решения сформулированных в целевом разделе задач воспитания: усвоение социально значимых знаний; развитие позитивного отношения к общественным ценностям и нормам; приобретение соответствующего этим знаниям и ценностям опыта поведения, применение усвоенных знаний и принятых ценностей на практике [27. С. 26]. Содержательно результаты воспитания школьников оцениваются в соотношении с целевыми ориентирами результатов воспитания на каждом из уровней общего образования.

Для оценки сформированности ориентаций обучающихся на российские базовые и традиционные духовно-нравственные ценности, «заложенные» в целевых ориентирах результатов воспитания (преемственных на всех уровнях общего образования), целесообразно использовать имеющийся диагностический инструментарий [27. С. 14], а также специально разработанные инструменты для такого оценивания [2. С. 313-342] (дана ссылка на первый такой инструментарий в виде группы анкет для школьников-выпускников на всех уровнях общего образования; в ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» планируется подготовка более широкого, развернутого инструментария, включающего материалы и для школьников, и для педагогов).

При оценке состояния совместной деятельности обучающихся и взрослых важно учитывать степень насыщенности жизни в образовательной организации интересными для детей, развивающими их событиями. Опираться при оценке можно на такие критерии, как

регулярность событий, широта тематического охвата (события касаются всех направлений воспитания), вовлеченность участников воспитательного процесса (детей, их родителей или законных представителей, педагогов, социальных партнеров) во все этапы события, начиная с обсуждения его идеи, проектирования и заканчивая анализом состоявшегося события. Оценка состояния совместной деятельности детей и взрослых в школе может проводиться как по критериям, разработанным в самой общеобразовательной организации, так и при помощи предлагаемого для этого диагностического инструментария [28. С. 48].

Заключение

Осмысление потенциала примерных программ воспитания в формировании ценностных ориентаций детей в образовательных организациях дает возможность выявить всю многогранность воспитательного процесса и раскрыть весь спектр его влияния на развитие личности детей, увидеть ресурсы, проблемы и трудности духовно-нравственного и гражданского становления личности в образовательном процессе, в развитии системы личностных ценностей и жизненных принципов.

Подводя итоги теоретического рассмотрения потенциала примерных программ воспитания в формировании ценностных ориентаций детей, можно сделать вывод о том, что в целом они отражают реальную роль и возможности образовательных организаций в сфере воспитания, позволяют своевременно вносить изменения, в том числе благодаря модульной структуре, учитывают нормы законодательства в сфере образования и воспитания, предусматривают полноценную реализацию воспитательного потенциала образовательных организаций во всех его составляющих, в учебной, внеучебной и всех иных видах совместной деятельности. Наиболее существенным, особенно в современной ситуации развития российского общества и государства,

представляется потенциал целевых разделов примерных программ воспитания, задающий ценностно-целевые основы воспитания детей в российской системе образования на основе российских базовых конституционных ценностей, традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей народов России. В примерных (с 2023 г. федеральных) программах воспитания для дошкольных и общеобразовательных организаций заложен ценностный базис, определяющий ядро личности гражданина России как субъекта развития своей личности и нашей страны, а воспитание выступает в качестве стратегического общенационального приоритета.

Потенциал реализации примерных программ воспитания может рассматриваться как в теоретическом, так и практическом планах. В оценке потенциала реализации примерных программ воспитания в формировании ценностных ориентаций детей отдельное значение может иметь изучение практики применения примерных программ воспитания в качестве основы для разработки рабочих программ воспитания в разных образовательных организациях. Такое исследование может дополнить, а, возможно, в чем-то и скорректировать теоретическое представление о потенциале примерных программ воспитания, верифицировать его в практическом отношении при получении «обратной связи» от практиков. В связи с этим подобное исследование запланировано и будет проведено непосредственно в дошкольных и общеобразовательных организациях. Это будет способствовать выявлению возможных дефицитов в структуре и содержании разработанных примерных программ воспитания, которые могут возникать в процессе их реализации в дошкольных и общеобразовательных организациях, а также учету возникающих новых явлений и условий в сфере воспитания детей в образовательных организациях (например, возможное изменение значения детских общественных объединений в школе в связи с образованием и расширением деятельности «Движения первых»).

Список источников

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р. Официальная публикация // Российская газета. 08.06.2015. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 02.05.2023).

2. Берлянд Ю.Б., Болотникова Е.Н., Борисова Т.С. и др. Вариативная модель и социально-педагогические технологии формирования ценностных ориентаций детей посредством программирования воспитания в образовательных организациях / ред. И.В. Метлик, О. А. Шестакова. М. : ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2022. 356 с.

3. Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования: одобрена решением федер. учеб.-метод. объединения по общему образованию, протокол от 1 июля 2021 г. № 2/21 ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО») // Министерство просвещения Российской Федерации. Реестр примерных основных общеобразовательных программ. URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-rabochaia-programma-vospitaniia-dlia-obrazovatelnykh-organizatsii-realizuiushchikh-obrazovatelnye-programmy-doshkolnogo-obrazovaniia?ysclid=li3nv2wwro674987722 (дата обращения: 30.04.2023).

4. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций: одобрена решением федер. учеб.-метод. объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22 (ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО») // Министерство просвещения Российской Федерации. Реестр примерных основных общеобразовательных программ. URL: https://fgosreestr.ru/poop/65 (дата обращения: 30.04.2023).

5. Письмо Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26 апреля 2021 № СК-114/06/01-115/08-01 «О направлении разъяснений». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400758976/ (дата обращения: 29.04.2023).

6. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: свыше 136 000 словар. ст., ок. 250 000 семант. ед. : в 2 т. Т. 2: П—Я. М. : Русский язык, 2000. 1084 с.

7. Большая советская энциклопедия. Потенциал. URL: https://gufo.me/dict/bse/Потенциал (дата обращения: 30.04.2023).

8. Реанович Е.А. Смысловые значение понятия «потенциал» // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 7-2 (7). С. 14—15.

9. Шакурова М.В., Козельская К.А. Воспитательный потенциал как предмет современных социально-педагогических исследований // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2018. № 50. С. 22—34. doi: 10.15382/sturIV201850.22-34

10. Волохов А.В., Рожков М.И. Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации. М., 1991. 700 с.

11. Белошапка Г.И. Особенности социализации личности в деятельности современных молодежных объединений // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2010. № 1 (8). С. 19-31.

12. Герлах И.В. Развитие воспитательного потенциала молодежных общественных организаций средствами социально-культурной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 23 с.

13. Клочкова Л.И. Реализация идей ресурсного подхода в развитии воспитания школьников: к вопросу о системе понятий // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 168.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Докучаева Н.Н. Потенциал учебного заведения и его составляющие // Экономические науки. 2014. № 20. С. 146-149.

15. Атаева А. А., Мохначев С. А. Особенности формирования конкурентных преимуществ образовательного учреждения // Фотинские чтения. 2014. № 1 (1). С. 349-352.

16. Ушаков А.А. Ресурсный потенциал интегративной образовательной среды педагога // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7, № 4 (29). doi: 10.15862/113PVN415 (дата обращения: 30.04.2023).

17. Тесленко А.Н., Дмитриенко Е.А. Воспитательный потенциал как социально-философская категория // Философия образования. 2014. № 2 (53). С. 114-125.

18. Абрамова М.А. Разработка организационно-экономического механизма реализации научного потенциала вуза : дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2002. 33 с.

19. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 30.04.2023).

20. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/?ysclid=ljwnn42ul0426248086 (дата обращения: 27.04.2023).

21. Федеральный закон от24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405234611/ (дата обращения: 16.03.2023).

22. Петелин А.С., Демидова И.А. Механизмы формирования ценностных ориентаций современных старшеклассников // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). С. 160-162. doi: 10.24412/1991-5497-2021-691-160-162

23. Хрестоматия по психологии / сост. В.В. Мироненко; под ред. А.В. Петровского. М. : Просвещение, 1987. С. 340-345.

24. Харланова Е.М., Рослякова С.В., Калугина Т.Г., Буравова С.В. К вопросу о взаимодействии школы и детских общественных объединений в разработке рабочей программы воспитания // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 8 (198). С. 356-361. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p356-361

25. Швалюк Я.А. Педагогические условия и методические особенности использования методов поощрения и наказания в воспитательном процессе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 380-383.

26. Бурдуковская Е.А. Анализ и оценка воспитательной деятельности вуза: параметры, алгоритмы, проблемы осуществления // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 48. С. 125-129.

27. Поташова И.И., Ермакова Т.Н. и др. Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы с фокусом на развитие личностного потенциала школьников: для школ-участниц. Программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда «Вклад в будущее». М. : Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2021. 160 с.

28. Отчет «Оценка воспитательного потенциала общеобразовательных организаций на основе мониторинга сформированности ценностных ориентаций обучающихся». Апрель 2023 г. URL: https://fioco.ru/reports-niko (дата обращения: 10.06.2023).

References

1. Rossiyskaya gazeta. (2015) Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda, utverzhdennaya Rasporyazheniem Pravitel 'stva RF ot 29.05.2015 g. № 996-r. Ofitsial 'naya publikatsiya [Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025, approved by Order of the Government of the Russian Federation No. 996-r of May 29, 2015. Official publication]. Rossiyskaya gazeta. 08 June. [Online] Available from: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html. (Accessed: 02.05.2023).

2. Berlyand, Yu.B. et al. (2022) Variativnaya model' i sotsial'no-pedagogicheskie tekhnologii formirovaniya tsennostnykh orientatsiy detey posredstvom programmirovaniya vospitaniya v obrazovatel'nykh organizatsiyakh [Variable Model and Socio-Pedagogical Technologies for the Formation of Value Orientations of Children through Educational Programming in Educational Organizations]. Moscow: FGBNU "Institut izucheniya detstva, sem 'i i vospitaniya Rossiyskoy akademii obrazovaniya".

3. Ministry of Education of the Russian Federation. (2021) Primernaya rabochaya programma vospitaniya dlya obrazovatel'nykh organizatsiy, realizuyushchikh obrazovatel'nyeprogrammy doshkol'nogo obrazovaniya: odobrena resheniem feder. ucheb.-metod. ob"edineniyapo obshchemu obrazovaniyu, protokol ot 1 iyulya 2021 g. № 2/21 FGBNU «Institut izucheniya detstva, sem'i i vospitaniya RAO») [Steering document on education for educational organizations implementing educational programs for preschool education: approved by the decision of the federation. educational method. associations for general education, protocol No. 2/21 of July 1, 2021 FGBNU "Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education")]. [Online] Available from: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-rabochaia-programma-vospitaniia-dlia-obrazovatelnykh-organizatsii-realizuiushchikh-obrazovatelnye-programmy-doshkolnogo-obrazovaniia?ysclid=li3nv2wwro674987722. (Accessed: 30.04.2023).

4. Ministry of Education of the Russian Federation. (2022) Primernaya rabochaya programma vospitaniya dlya obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy: odobrena resheniem feder. ucheb.-metod. ob "edineniya po obshchemu obrazovaniyu, protokol ot 23 iyunya 2022 g. № 3/22 (FGBNU «Institut izucheniya detstva, sem'i i vospitaniya RAO») [Steering document on education for general education organizations: approved by the decision of the federation. educational method. associations for general education, protocol No. 3/22 of June 23, 2022 (FGBNU "Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education")]. [Online] Available from: https://fgosreestr.ru/poop/65. (Accessed: 30.04.2023).

5. Garant. (2021) On Sending Clarifications. Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation and the Federal Service for Supervision in Education and Science No. SK-114/06/01-115/08-01 of April 26, 2021. [Online] Available from: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/400758976/. (Accessed: 29.04.2023). (In Russian).

6. Efremova, T.F. (2000) Novyy slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyy [New Dictionary of the Russian Language. Explanatory and word-formative]. Vol. 2. Moscow: Russkiy yazyk.

7. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya [Great Soviet Encyclopedia]. (n.d.) Potentsial [Potential]. Gufo.me. [Online] Available from: https://gufo.me/dict/bse/Potentsial. (Accessed: 30.04.2023).

8. Reanovich, E.A. (2012) Smyslovye znachenie ponyatiya "potentsial" [Semantic meaning of the concept "potential"]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. 7-2 (7). pp. 14-15.

9. Shakurova, M.V. & Kozel'skaya, K.A. (2018) Vospitatel'nyy potentsial kak predmet sovremennykh sotsial'no-pedagogicheskikh issledovaniy [Educational potential as a subject of modern social and pedagogical research]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya. 50. pp. 22-34. doi: 10.15382/sturIV201850.22-34

10. Volokhov, A.V. & Rozhkov, M.I. (1991) Kontseptsiya sotsializatsii lichnosti rebenka v usloviyakh deyatel'nosti detskoy organizatsii [The Concept of Socialization of a Child's Personality in the Context of the Activities of a Children's Organization]. Moscow: NPTs SPO (FDO).

11. Beloshapka, G.I. (2010) Osobennosti sotsializatsii lichnosti v deyatel 'nosti sovremennykh molodezhnykh ob"edineniy [Features of individual socialization in the activities of modern youth associations]. VestnikSurgutskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 1 (8). pp. 19-31.

12. Gerlakh, I.V. (2008) Razvitie vospitatel'nogo potentsiala molodezhnykh obshchestvennykh organizatsiy sredstvami sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Development of the educational potential of youth public organizations through social and cultural activities]. Abstract of Pedagogy Cand. Diss. Moscow.

13. Klochkova, L.I. (2014) Realizatsiya idey resursnogo podkhoda v razvitii vospitaniya shkol 'nikov: k voprosu o sisteme ponyatiy [Implementation of the ideas of the resource approach in the development of schoolchildren's education: on the issue of the system of concepts]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 3. P. 168.

14. Dokuchaeva, N.N. (2014) Potentsial uchebnogo zavedeniya i ego sostavlyayushchie [The potential of an educational institution and its components]. Ekonomicheskie nauki. 20. pp. 146-149.

15. Ataeva, A.A. & Mokhnachev, S.A. (2014) Osobennosti formirovaniya konkurentnykh preimushchestv obrazovatel 'nogo uchrezhdeniya [Features of the formation of competitive advantages of an educational institution]. Fotinskie chteniya. 1 (1). pp. 349-352.

16. Ushakov, A.A. (2015) Resursnyy potentsial integrativnoy obrazovatel'noy sredy pedagoga [Resource potential of the teacher's integrative educational environment]. Internet-zhurnalNaukovedenie. 4-7 (29). doi: 10.15862/113PVN415

17. Teslenko, A.N. & Dmitrienko, E.A. (2014) Vospitatel 'nyy potentsial kak sotsial 'no-filosofskaya kategoriya [Educational potential as a social and philosophical category]. Filosofiya obrazovaniya. 2 (53). pp. 114-125.

18. Abramova, M.A. (2002) Razrabotka organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma realizatsii nauchnogo potentsiala vuza [Development of an organizational and economic mechanism for realizing the scientific potential of a university]. Economics Cand. Diss. Saint Petersburg.

19. Garant. (2012) On Education in the Russian Federation. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012. [Online] Available from: https://base.garant.ru/70291362/. (Accessed: 30.04.2023). (In Russian).

20. Garant. (2021) On approval of the federal state educational standard of basic general education. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 287 of May 31, 2021. [Online] Available from: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/?ysclid= ljwnn42ul0426248086. (Accessed: 27.04.2023). (In Russian).

21. Garant. (2022) On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" and Article 1 of the Federal Law "On Mandatory Requirements in the Russian Federation". Federal Law No. 371-FZ of September 24, 2022. [Online] Available from: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405234611/. (Accessed: 16.03.2023). (In Russian).

22. Petelin, A.S. & Demidova, I.A. (2021) Mekhanizmy formirovaniya tsennostnykh orientatsiy sovremennykh starsheklassnikov [Mechanisms for the formation of value orientations of modern high school students]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 6 (91). pp. 160-162. doi: 10.24412/1991-54972021-691-160-162

23. Petrovskiy, A.V. (ed.) (1987) Khrestomatiyapopsikhologii [Reader on Psychology]. Moscow: Prosveshchenie. pp. 340-345.

24. Kharlanova, E.M. et al. (2021) K voprosu o vzaimodeystvii shkoly i detskikh obshchestvennykh ob"edineniy v razrabotke rabochey programmy vospitaniya [On the issue of interaction between schools and children's public associations in the development of a working educational program]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 8 (198). pp. 356-361. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p356-361

25. Shvalyuk, Ya.A. (2018) Pedagogicheskie usloviya i metodicheskie osobennosti ispol'zovaniya metodov pooshchreniya i nakazaniya v vospitatel'nom protsesse [Pedagogical conditions and methodological features of using methods of encouragement and punishment in the educational process]. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 60-2. pp. 380-383.

26. Burdukovskaya, E.A. (2010) Analiz i otsenka vospitatel 'noy deyatel 'nosti vuza: parametry, algoritmy, problemy osushchestvleniya [Analysis and assessment of educational activities of a university: parameters, algorithms, problems of implementation]. Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 48. pp. 125-129.

27. Potashova, I.I. et al. (2021) Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke rabochey programmy vospitaniya i kalendarnogo plana vospitatel'noy raboty s fokusom na razvitie lichnostnogo potentsiala shkol'nikov: dlya shkol-uchastnits. Programmy po razvitiyu lichnostnogo potentsiala Blagotvoritel'nogo fonda «Vklad v budushchee» [Methodological Recommendations for the Development of a Working Educational Program and a Calendar Plan for Educational Work with a Focus on the Development of the Personal Potential of Schoolchildren: For participating schools. Programs for the development of personal potential of the Charitable Foundation "Investment in the Future"]. Moscow: Blagotvoritel'nyy fond "Vklad v budushchee".

28. Federal Institute of Assessment of Quality of Education. (2023) Otchet «Otsenka vospitatel'nogo potentsiala obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy na osnove monitoringa sformirovannosti tsennostnykh orientatsiy obuchayushchikhsya». Aprel' 2023 g. [Assessment of the educational potential of general education organizations based on monitoring the formation of students' value orientations. Report. April 2023]. [Online] Available from: https://fioco.ru/reports-niko. (Accessed: 10.06.2023).

Информация об авторах:

Борисова Т. С. - канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания (Москва,

Россия). E-mail: borisova@institutdetstva.ru

Клемяшова Е.М. - канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания (Москва,

Россия). E-mail: klemyashova@institutdetstva.ru

Берлянд Ю.Б. - старший научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания (Москва, Россия). E-mail:

berlyand@institutdetstva.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

T.S. Borisova, Cand. Sci. (Pedagogics), leading research fellow, Institute for the Study of Childhood, Family and Education (Moscow,

Russian Federation). E-mail: borisova@institutdetstva.ru

E.M. Klemyashova, Cand. Sci. (Pedagogics), leading research fellow, Institute for the Study of Childhood, Family and Education

(Moscow, Russian Federation). E-mail: klemyashova@institutdetstva.ru

Y.B. Berlyand, senior research fellow, Institute for the Study of Childhood, Family and Education (Moscow, Russian Federation).

E-mail: berlyand@institutdetstva.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.07.2023; одобрена после рецензирования 22.08.2023; принята к публикации 08.09.2023.

The article was submitted 18.07.2023; approved after reviewing 22.08.2023; accepted for publication 08.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.