Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕТИ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быков Анатолий Карпович, Борисова Татьяна Сергеевна, Берлянд Юлия Борисовна

По результатам исследования педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей классифицированы на внутренние (условия образовательного пространства образовательной организации и личностного развития детей) и внешние (социальное окружение образовательной организации, социум в целом). Представлено обоснование и характеристика педагогических условий формирования ценностных ориентаций детей, их взаимосвязь с рабочими программами воспитания в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быков Анатолий Карпович, Борисова Татьяна Сергеевна, Берлянд Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS IN CHILDREN WHEN IMPLEMENTING UPBRINGING PROGRAMS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article describes a theoretical study of the pedagogical conditions for the formation of children's value orientations. The study included the analysis of concepts, methodological approaches, general and specific patterns of the process of raising children in relation to the subject of study, and a brief description of pedagogical conditions. The study used the data of a monitoring of modern youth's value orientations conducted in 2022 by the Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education in eight federal districts of the Russian Federation. The pedagogical conditions for the formation of children's value orientations are interpreted as regard to the factors of the internal (educational organization, personal development) and external (sociocultural environment, society as a whole) environments that objectively influence the formation of children's positive or negative value orientations, as well as the creation of opportunities (resources and ways to improve efficiency) that ensure the appropriation and implementation of socially significant values in children's minds, feelings and behavior. The internal conditions in educational organizations include: actualization of the personal position of children, their personal experience, initiatives in the education; purposeful systemic orientation of the content of implemented educational programs and methodological support of educational activities to the formation of value orientations of children; creation and functioning in an educational organization; formation of the way of the education as a stable system of sociopedagogical interactions, taking into account the peculiarities of sociocultural conditions, the contingent of children, their families and the sociocultural environment; the influence of teachers, their pedagogical culture on children's value orientations. An educational organization can become a key social institution in the formation of children's value orientations in the implementation of these internal conditions for increasing the efficiency of the process under study. External pedagogical conditions for the formation of children's value orientations include: the impact on the formation of children's value orientations of other social institutions of education, primarily the family; legal regulation of educational activities for the formation of value orientations of children; the impact of digitalization, digital transformation of education on the forming of children's value orientations; the impact of geopolitical and internal Russian sociopolitical processes. The identified external and internal pedagogical conditions should be taken into account in the design of pedagogical models for the formation of the value orientations of children studying in different educational organizations.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Вестник Томского государственного университета. 2022. № 482. С. 172-181 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2022. 482. рр. 172-181

163-171

Научная статья УДК 37.013

аог 10.17223/15617793/482/18

Педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей в процессе реализации программ воспитания в образовательных организациях

Анатолий Карпович Быков1, Татьяна Сергеевна Борисова2, Юлия Борисовна Берлянд3

■2 3Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва, Россия

1akbikov@mail.ru 2borisova@institutdetstva. ги 3berlyand@institutdetstva.ru

Аннотация. По результатам исследования педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей классифицированы на внутренние (условия образовательного пространства образовательной организации и личностного развития детей) и внешние (социальное окружение образовательной организации, социум в целом). Представлено обоснование и характеристика педагогических условий формирования ценностных ориентаций детей, их взаимосвязь с рабочими программами воспитания в образовательных организациях.

Ключевые слова: воспитание, образовательная организация, дети, ценности, ценностные ориентации, формирование ценностных ориентаций, педагогические условия, социальные институты воспитания

Источник финансирования: Результаты, изложенные в статье, получены в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по проекту «Формирование ценностных ориентаций детей посредством реализации программ воспитания в образовательных организациях» 122041800028-8. Номер для публикаций 1МЬУ-2023-0001.

Для цитирования: Быков А.К., Борисова Т.С., Берлянд Ю.Б. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей в процессе реализации программ воспитания в образовательных организациях // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 482. С. 172-181. (М: 10.17223/15617793/482/18

Original article

doi: 10.17223/15617793/482/18

Pedagogical conditions for the formation of value orientations in children when implementing

upbringing programs in educational institutions

Anatoly K. Bykov1, Tatyana S. Borisova2, Yuliya B. Berlyand3

23 Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education, Moscow, Russian Federation 1 akbikov@mail.ru

2 borisova@institutdetstva.ru

3 berlyand@institutdetstva.ru

Abstract. The article describes a theoretical study of the pedagogical conditions for the formation of children's value orientations. The study included the analysis of concepts, methodological approaches, general and specific patterns of the process of raising children in relation to the subject of study, and a brief description of pedagogical conditions. The study used the data of a monitoring of modern youth's value orientations conducted in 2022 by the Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education in eight federal districts of the Russian Federation. The pedagogical conditions for the formation of children's value orientations are interpreted as regard to the factors of the internal (educational organization, personal development) and external (sociocultural environment, society as a whole) environments that objectively influence the formation of children's positive or negative value orientations, as well as the creation of opportunities (resources and ways to improve efficiency) that ensure the appropriation and implementation of socially significant values in children's minds, feelings and behavior. The internal conditions in educational organizations include: actualization of the personal position of children, their personal experience, initiatives in the education; purposeful systemic orientation of the content of implemented educational programs and methodological support of educational activities to the formation of value orientations of chil-

© Быков А.К., Борисова Т.С., Берлянд Ю.Б., 2022

dren; creation and functioning in an educational organization; formation of the way of the education as a stable system of sociopedagogical interactions, taking into account the peculiarities of sociocultural conditions, the contingent of children, their families and the sociocultural environment; the influence of teachers, their pedagogical culture on children's value orientations. An educational organization can become a key social institution in the formation of children's value orientations in the implementation of these internal conditions for increasing the efficiency of the process under study. External pedagogical conditions for the formation of children's value orientations include: the impact on the formation of children's value orientations of other social institutions of education, primarily the family; legal regulation of educational activities for the formation of value orientations of children; the impact of digitaliza-tion, digital transformation of education on the forming of children's value orientations; the impact of geopolitical and internal Russian sociopolitical processes. The identified external and internal pedagogical conditions should be taken into account in the design of pedagogical models for the formation of the value orientations of children studying in different educational organizations.

Keywords: upbringing, educational organization, children, values, value orientations, formation of value orientations, pedagogical conditions, social institutions of education

Financial support: The results presented in the article were obtained within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation under the project "Formation of the value orientations of children through the implementation of education programs in educational institutions" 122041800028-8. Publication number IMLY-2023-0001.

For citation: Bykov, A.K., Borisova, T.S. & Berlyand, Yu.B. (2022) Pedagogical conditions for the formation of value orientations in children when implementing upbringing programs in educational institutions. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 482. рр. 172-181. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/482/18

Введение

В последнее время вопрос формирования ценностных ориентаций детей приобрел особую актуальность в связи с происходящими трансформациями духовно-нравственных ценностей в российском обществе, активной динамикой изменений общественного сознания и совершенствованием программно-методического обеспечения реализации программ воспитания в образовательных организациях. Существенно влияют на исследуемый процесс геополитические изменения, цифровизация, культурная и информационная открытость. Значительные трансформации претерпевает и учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях, ценностная направленность которого концентрируется на традиционных российских духовно-нравственных и историко-культурных ценностях.

Исходя из теоретической и практической актуальности проблемы, одной из задач данной статьи выступает теоретическое обоснование и краткая характеристика педагогических условий как комплекса учитываемых факторов, создаваемых ресурсов, выбираемых и реализуемых путей повышения эффективности современного состояния ценностно-ориентированной социализации и воспитания подрастающего поколения. Второй задачей является ответ на вопрос: при каких педагогических условиях образовательные организации смогут эффективно формировать ценностные ориентации детей и тем самым де-факто будут являться ключевым социальным институтом воспитания? Вопрос актуальный, так как в оценке места и роли социальных институтов воспитания в формировании ценностных ориентаций детей существуют разные подходы.

Ведущая роль образовательных организаций в этом процессе в условиях многофакторности его протекания не представляется уже аксиоматичным утверждением [1. С. 580-581].

Интерпретация понятий: ценности, ценностные ориентации, формирование ценностных ориентаций

Сущностная социальная характеристика ценностей в концентрированном виде представлена в соответствующем определении Российского энциклопедического словаря: ценность определяется как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, социально-политические и духовные ценности; положительные или отрицательные ценности [2. С. 1744]. С позиций психологического подхода Д. А. Леонтьева, ценности фиксируются в разных ипостасях: а) как идеалы, т.е. как обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни, возникающие в общественном создании; б) как предметное воплощение идеалов в социально значимой деятельности личности и продуктах деятельности; б) как мотивы («модели должного»), способствующие переводу ценностных идеалов, присутствующих в общественном сознании, в структуру ценностных ориентаций личности [3. С. 374].

Ценностные ориентации являются результатом присвоения ребенком тех или иных ценностей. В рамках исследования формирования ценностных ориен-таций важны их сущностные характеристики, отраженные в научной литературе: ценностные ориентации выступают стержневой, базисной характеристикой личности, социальным свойством личности; результатом внутреннего и внешнего взаимодействия в процессе развития личности, субъективным отражением объективного мира в сознании конкретного индивида [4. С. 112]; ценностные ориентации отличаются осознанностью, устойчивостью, положительной

эмоциональной окрашенностью, разной степенью побудительности [5. С. 55]; ценностные ориентации в своей структуре содержат компоненты: когнитивный - элемент знания, эмотивный - эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки, поведенческий - связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности [6. С. 92].

Формирование ценностных ориентаций с психологической точки зрения представляет собой присвоение детьми ценностных ориентаций в форме движения по спирали через три последовательные фазы (присвоение ценностей, преобразование личности, самопроектирование) [7. С. 195] и ценностные механизмы: «поиск - оценка - выбор - проекция» [7. С. 196]. С научно-педагогической точки зрения формирование ценностных ориентаций детей - это целостный процесс освоения и реализации в сознании, чувствах и поведении ребенка ценностей, охватывающий все этапы развития личности в онтогенезе (и прежде всего детей дошкольного и младшего школьного, подросткового и юношеского возраста) при активном взаимодействии всех субъектов воспитательной деятельности, системном использовании воспитательного потенциала личности, семьи, общества и государства, всего социального окружения ребёнка. В своем структурном построении процесс формирования ценностных ориентаций имеет целевой, субъект-но-объектный, содержательный, технологический и результативный компоненты, распадается на ряд периодов, совпадающих с этапами развития личности в онтогенезе.

Педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей как научное понятие

В Философском энциклопедическом словаре понятие «условие» трактуется как «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления... Чаще всего условие рассматриваются как нечто внешнее для явления, в отличие от более широкого понятия причины, включающего как внешние, так и внутренние факторы» [8. С. 707-708]. В психологии исследуемое понятие, как правило, представлено в контексте психического развития и раскрывается через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты [9. С. 270-271]. В педагогике условие рассматривается как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности [10. С 36].

В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических условий: Ю.К. Бабан-ский по сфере воздействия выделяет две группы усло-

вий функционирования педагогической системы: внешние и внутренние [11. С. 241]; Н.В. Ипполитова и Н. С. Стерхова по характеру воздействия выделяют объективные и субъективные [12. С. 9]; к разновидностям педагогических условий относятся отдельно дифференцируемые организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические условия.

В современной научно-педагогической литературе раскрытие педагогических условий формирования ценностных ориентаций детей осуществляется в рамках условно выделенных исследовательских подходов. Первый подход определяется пониманием условий как учет факторов воспитания в целом [13], при этом формирование ценностных ориентаций личности рассматривается как основная цель и сущность воспитания [14. С. 539]. Второй подход связан с рассмотрением педагогических условий формирования ценностных ориентаций детей как психолого-педагогических [15], когда формирование ценностных ориентаций детей в школе предстает как единство психологического явления и педагогического процесса. Третий подход связан с пониманием педагогических условий формирования ценностных ориентаций детей в широком контексте имеющихся классификаций: внутренних и внешних, объективных и субъективных, организационно-педагогических, дидактических и др. [16]. Данные подходы соотносятся со структурой и организацией воспитательного пространства на общесистемном, внутрисистемном и межсистемном уровнях.

Методологические подходы к разработке педагогических условий формирования ценностных ориен-таций детей в своей комплексности неразрывно связаны с трактовкой формирования ценностных ориен-таций детей как социально-педагогического процесса, зависимого в своем функционировании в образовательных организациях от внутренних и внешних условий. Социально-педагогический подход (В.Г. Бочарова, И. С. Кон, И. А. Липский, Л.В. Марда-хаев, А.В. Мудрик и др.) к педагогическим условиям детерминирует установку, что образовательная организация - открытая система, на учебно-воспитательный процесс, формирование ценностных ориентаций в школе активно воздействуют помимо школы другие институты воспитания (семья, общественные организации и др.).

Помимо социально-педагогического подхода, педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей находят свое отражение в исследовательских требованиях других подходов: аксиологического, культурологического, системно-деятель-ностного, личностно-ориентированного, возрастного, средового и др.

Аксиологический подход (Б.П. Битинас, О.С. Газ-ман, Д.А. Леонтьев, В.А. Сластёнин, Г.И. Чижакова и др.) определяется тем, что воспитание представляет собой процесс присвоения ребенком ценностей, которые продуцируются в российском обществе и транслируются в системе образования.

Культурологический подход, предполагающий, что воспитание является культурным процессом,

протекающим в культуросообразной образовательной среде (Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев, Б.М. Бим-Бад и др.), фиксирует положение о том, что педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей должны фокусироваться на развитии традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в основе которых лежит многовековая российская культура.

Системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения, предполагает интерпретацию педагогических условий формирования ценностных ориентаций с комплексных позиций системного подхода (системная организация воспитательного процесса в школе и вне ее) и деятельностного подхода (в основе развития ребенка находится его активная социально значимая деятельность).

Личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, В.В. Сериков, В.А. Сла-стёнин, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин и др.) исходит из создания в педагогических условиях формирования ценностных ориентаций детей благоприятных возможностей для развития личности и индивидуальности каждого ребенка.

Возрастной подход (В.В. Давыдов, А.В. Петровский, А.И. Миронов, А.В. Мудрик и др.) предполагает учет возрастных психологических особенностей развития личности детей и образуемых ими общностей в комплексе педагогических условий формирования ценностных ориентаций детей.

Средовой подход (Л.И. Новикова, Ю.С. Мануйлов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.) нацеливает на учет и целенаправленное использование возможностей среды как обязательного педагогического условия формирования ценностных ориентаций детей.

В исследовании был осуществлен методологический анализ общих и специфических закономерностей воспитания детей, которые одновременно определяют педагогические условия формирования ценностных ориентаций. Закономерности социального плана определяют детерминированность процесса воспитания социальными и экономическими условиями жизни общества, его идеологией, нормами права и морали. Специфические педагогические закономерности как закономерности педагогического процесса характеризуют внутренние условия его эффективности: зависимость от условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологи-ческих, эстетических); взаимосвязь процессов обучения, воспитания (в узком смысле) и развития, а также процессов воспитания и самовоспитания, педагогического руководства и самодеятельности детей; зависимость от единства действий всех субъектов воспитания; зависимость от возрастных и других особенностей детей, уровня развития коллектива; зависимость форм, методов и средств воспитания от поставленных задач и содержания воспитания [17. С. 219].

Выявленные и обоснованные по результатам теоретического анализа педагогические условия

формирования ценностных ориентаций в эмпирической части исследования соотносились и коррели-ровались по своему качественному наполнению с данными мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи, проведённого в 2022 г. ФГБНУ ИДСВ РАО в 8 федеральных округах РФ (руководитель исследования канд. филос. наук, руководитель аналитического отдела ФГБНУ «ИИДСВ РАО» А.А. Воинова) [18]. В исследовании приняли участие учащиеся общеобразовательных школ, среднего профессионального образования (возраст до 18 лет) - 78 824 человека; родители детей 14-18 лет - 74 868 человек; педагоги школ (гимназий), техникумов, колледжей - 44 405 человек; молодежь (возраст 19-35 лет) - 11 223 человека.

Осуществленные понятийный, сравнительный, референтный, контент-анализ педагогических условий формирования ценностных ориентаций, анализ их обусловленности общими и специфическими закономерностями воспитания детей, применяемыми методологическими подходами позволяют сделать ряд обобщений:

- педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей могут рассматриваться как учет объективно воздействующих на исследуемый процесс факторов (положительные или отрицательные), а также создание с позиций ресурсов путей повышения эффективности данного процесса;

- педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей в процессе реализации программ воспитания в образовательных организациях с опорой на общесистемный, внутрисистемный и межсистемный уровни организации воспитательного пространства целесообразно классифицировать на внутренние условия (условия образовательного пространства образовательной организации и личностного развития детей) и внешние условия (социокультурное окружение образовательной организации, социум в целом);

- целесообразно внутренние условия исследовать с позиций учета имеющихся ресурсов для определения путей повышения эффективности процесса формирования ценностных ориентаций, а внешние условия - как учет совокупности факторов, разновекторно влияющих на данный процесс.

Опираясь на вышеуказанные установки, педагогические условия формирования ценностных ори-ентаций детей в процессе реализации программ воспитания в образовательных организациях интерпретируются нами как учет объективно воздействующих на формирование ценностных ориента-ций детей факторов внутренней (образовательной организации, личностного развития детей) и внешней (социокультурное окружение, социум в целом) среды, положительных или отрицательных по своей направленности, а также как создание возможностей (ресурсов и путей повышения эффективности), обеспечивающих присвоение и реализацию в сознании, чувствах и поведении детей социально значимых ценностей.

Педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей: классификация и краткая характеристика

Как уже говорилось ранее, к внутренним условиям формирования ценностных ориентаций относятся условия образовательного пространства образовательной организации и личностного развития детей; они таковы: актуализация личностной позиции детей, их личного опыта, инициативы в образовательном процессе; целенаправленная системная ориентация содержания реализуемых образовательных программ и методического обеспечения образовательной деятельности на формирование ценностных ориентаций детей; создание и функционирование в образовательной организации воспитывающей и развивающей образовательной среды, образовательно-воспитательных (воспитывающих) общностей; формирование уклада образовательной организации как устойчивой системы социально-педагогических взаимодействий с учетом особенностей социокультурных условий, местоположения образовательной организации, контингента детей, их семей и социокультурного окружения; влияние личности педагогов, их педагогической культуры на формирование ценностных ориентаций детей. Рассмотрим их подробнее:

Актуализация личностной позиции детей, личного опыта, инициативы детей в образовательном процессе. Это важнейшее условие эффективного формирования ценностных ориентаций детей вытекает из самой сути воспитания в системе образования, выраженной в определении понятия «воспитание» -«деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся...» [19].

Целенаправленная системная ориентация содержания реализуемых образовательных программ и технологий, программно-методического обеспечения образовательной деятельности на формирование ценностных ориентаций детей. Данное условие предполагает отбор, разработку, реализацию элементов содержания образования по всем предметным областям, во всех видах и формах образовательной деятельности в направлении формирования ценностных ориентаций детей. Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. определена установка на полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей [20].

Создание и функционирование в образовательной организации воспитывающей и развивающей образовательной среды, образовательно-воспитательных (воспитывающих) общностей. Становление личности ребенка невозможно без развития его субъектности, без создания в образовательной организации воспитывающей и развивающей образовательной среды. Воспитывающая и развивающая образовательная среда запускает и поддерживает процесс воспитания, формирования ценностных ориентаций детей через

осмысленные скоординированные педагогические усилия воспитывающих взрослых, управленческий ресурс, активную деятельность самих детей. Воспитывающая и развивающая образовательная среда выступает не только условием, но и эффективным средством образовательной организации в формировании ценностных ориентаций детей.

Образовательно-воспитательная общность рассматривается как определенная взаимосвязь (совокупность) людей, которая характеризуется доминантой образовательной и воспитательной деятельности в их образе жизни, обусловливающей сходство целей, задач, интересов; наличием внутренней структуры. Основные образовательно-воспитательные (воспитывающие) общности в школе: детская (сверстников и разновозрастные); детско-взрослая; профессионально-родительская общность работников школы и всех взрослых членов семей; профессиональные общности - сотрудники образовательной организации.

Наиболее эффективным способом реализации ресурсов детской и детско-взрослой общностей может стать система основных школьных дел [21]. Основные школьные дела, в понимании авторов, - это система традиционных школьных дел, способствующих объединению детей и взрослых в со-бытийную общность, формированию ценностных ориентаций детей, объединению воспитательных воздействий на ученический коллектив и личность ребенка, преодолению межвозрастных барьеров, сохранению традиций и передаче социокультурного опыта, развитию таких личностных качеств, как ответственность, инициативность, умение работать в команде, планируемых, организуемых и анализируемых совместно педагогами и детьми.

Формирование уклада образовательной организации как устойчивой системы всех социально-педагогических взаимодействий в образовательном учреждении с учетом особенностей социокультурных условий, местоположения, контингента учащихся. Уклад образовательной организации рассматривается как общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, поддерживающий традиции региона и школы, задающий культуру поведения сообществ, определяющий предметно-пространственную среду, учитывающий социокультурный контекст [22]. Уклад характеризует целостность, системность, уникальность каждой образовательной организации, отражает, с одной стороны, обыденность, привычность, традиционность для данного учреждения, с другой стороны, ее неповторимость, специфичность [23. С. 55]. Привлечение детей и их родителей (законных представителей), работодателей, представителей учреждений культуры и спорта, общественных и религиозных организаций к проектированию и обсуждению уклада образовательной организации может стать существенным ресурсом ценностно ориентированного воспитания.

Повышение влияния личности педагога, его педагогической культуры на формирование ценностных ориентаций детей. Как указывал К. Д. Ушинский,

личность педагога играет огромную роль в воспитательном процессе: «Влияние личности воспитателя составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями. Много значит дух заведения, но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда переходит в характер воспитанников» [24. С. 28-29]. Именно с личностным влиянием педагога, его педагогической культурой связано большинство механизмов, позволяющих передавать ценности от одного человека к другому, от ребенка к ребенку. Через осознание и принятие предъявленной учителем ценности дети приходят к реализации ценностных ориентаций в поведении, деятельности, коммуникации.

В педагогической культуре, в эффективности их воспитательной деятельности педагогов, как показывают данные исследования, проведенного ФГБНУ «ИИДСВ РАО» в 2022 г., важное место занимает желание самих педагогов заниматься воспитательной работой (59%) и их умение устанавливать устойчивые взаимоотношения между образовательной организацией и семьей (53%). Эти аспекты выходят на первый план в организации ценностно ориентированного образования в школе.

Внешние педагогические условия формирования ценностных ориентаций предполагают учет воздействующих на исследуемый процесс факторов социального окружения образовательной организации, социума в целом. Внешние педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей включают: воздействие на формирование ценностных ориентаций детей других социальных институтов воспитания, прежде всего семьи; правовое регулирование образовательной деятельности по формированию ценностных ориентаций детей; влияние цифровизации, цифровой трансформации образования на формирование ценностных ориентаций детей; геополитические и внутренние российские социально-политические процессы, оказывающие воздействие на ценностные ориентации детей, их формирование.

Охарактеризуем данные педагогические условия.

Воздействие на формирование ценностных ориентаций детей других социальных институтов воспитания, прежде всего семьи. Анализ воздействия социальных институтов воспитания на формирование ценностных ориентаций детей свидетельствует, что оно доминантно сосредоточено на системе образования и семье, влияние других институтов носит несистемный характер, однако не учитывать его нельзя.

Влияние семьи, родителей на формирование ценностных ориентаций детей осуществляется в рамках консолидации усилий с образовательными организациями. Мониторинг ценностных ориента-ций детей и молодежи, проведенный ФГБНУ «ИИДСВ РАО» в 2022 г., показал, что в вопросе решающей роли в формировании ценностей детей родители и педагоги единодушно отдали первое место семье - 97 и 95% соответственно. Есть различия в родительской и педагогической позиции: учителя в большей степени, нежели родители, ви-

дят свою приоритетную роль в формировании ценностной ориентации воспитанников (70% - педагоги, 51% - родители). По убеждению 99% опрошенных родителей, семья должна заниматься воспитанием ребенка, при этом значительная часть (38%) готова разделить свою ответственность за воспитание детей с образовательной организацией - в сравнении с 2021 г. эта доля выросла на 6%.

Вместе с тем данные этого же исследования говорят об отсутствии единой воспитательной линии семья - школа. Как указали в опросе педагоги, нежелание родителей принимать участие в образовательном процессе как в 2021 г., так и в 2022 г. является главной проблемой в организации воспитательной работы с детьми.

Формирование ценностных ориентаций некоторой части подрастающего поколения происходит под влиянием:

- общественных детских и молодежных организаций социально значимой направленности (военно-патриотические клубы, всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», поисковые отряды, волонтер-ство и др.). В 2020 г. в РФ доля детей в возрасте 1517 лет, осуществляющих членство в каких-либо организациях, составила 3,4%, по данным Росстата [20]. Движение «Юнармия» уже объединило более 1 миллиона детей и подростков по всей стране, региональные штабы Движения представлены в каждом из 85 регионов России [25].

При этом о недостаточно используемых возможностях детских общественных объединений в формировании ценностных ориентаций свидетельствуют данные исследования, проведенного в 2022 г. ФГБНУ «ИИДСВ РАО»: как указали сами учащиеся, только 5% из них (от общей численности) состоят в какой-либо общественной организации. Самыми популярными организациями, со слов учащихся, с их слов, являются сообщество «Большая перемена» (15%), Российское движение школьников (14%) и патриотическое движение «Юнармия» (11%): по сравнению с 2021 г. в 2022 г. процент детей, задействованных в сообществе «Большая перемена», вырос почти вдвое (15 против 8%);

- религиозных организаций. По данным сайта «Образование и православие», 6 588 воскресных школ на 03.02.2017 действует в РПЦ на территории РФ [26];

- организаций криминальной и террористической направленности. Исходя из аналитико-статистических данных МВД, отмечается, что несовершеннолетние все чаще исполняют активные криминальные роли в групповых преступлениях (избирают насильственные способы совершения преступления, оказывают физическое сопротивление сотрудникам правоохранительных органов). Растет дерзость, циничность совершаемых ими преступлений [27].

Правовое регулирование образовательной деятельности по формированию ценностных ориента-ций детей. В настоящее время в России правовое регулирование воспитания, формирования ценностных ориентаций определяет ряд документов [20, 28, 29],

при этом целостный характер оно имеет только в системе образования [21, 30]. Государство в правовом поле создало благоприятные предпосылки для целенаправленного формирования позитивных ценностных ориентаций в образовательных организациях. Однако, поскольку сама организация процесса возложена непосредственно на образовательные организации как самостоятельные субъекты образовательной деятельности, эффективность их усилий значительно отличается друг от друга. Практика показывает, что правовое регулирование на уровне образовательных организаций становится эффективным при условии дополнения его программно-методическим обеспечением, вариативным содержанием.

Влияние цифровизации, цифровой трансформации образования на ценностные ориентации детей. Проблема цифровизации жизни подрастающего поколения вызвала немыслимый ранее вопрос: кто и что воздействует на формирование ценностных ориента-ций детей больше - изучение учебных дисциплин в учебное время или некритическое восприятие электронного контента школьниками в интернете во внеучебное время, образовательная организация или интернет?

По мнению педагогов, по результатам их опроса в исследовании ФГБНУ «ИВДСВ РАО» в 2022 г., ключевой сложностью в воспитании детей выступает зависимость ребенка от интернета - такую позицию обозначили 71% респондентов. 48% учителей указали на серьезную увлеченность детей компьютерными играми. Родители и педагоги отмечают на воздействие социальных сетей на ребенка, при этом педагоги оценивают это влияние выше, чем родители (37 и 16%). Улица, блогеры и неформальные объединения подростков не воспринимаются ни родителями ни педагогами в качестве значимых факторов формирования ценностной картины мира молодежи - эти составляющие оцениваются респондентами не выше 10%.

Значимое влияние виртуальной среды на социализацию и воспитание детей подтверждают и другие исследования. Как показал проведённый «Лабораторией Касперского» опрос в России в 2021 г. среди родителей и их детей школьного и дошкольного возраста (500 детей), 53% детей проводят в электронных устройствах от одного до четырёх часов в день; больше четверти (26%) тратят на них всё свободное время. Чаще всего Интернет нужен детям для игр (в 76% случаев), просмотра видео (в 70% случаев), общения с друзьями (в 67% случаев) и подготовки к урокам (в 53% случаев). Самым востребованным устройством у подростков остаётся смартфон. Без него не могут обойтись 80% опрошенных школьников; в начальной школе смартфон есть у 93% детей [31].

Риски цифровизации для детей и молодежи заключаются в дегуманизации образовательных, а далее - и иных социальных отношений, снижении способности к творчеству, росте прагматизма и индивидуализма на основе ценностей личного комфорта и эгоистичного потребления, нивелирования традиционных духовно-нравственных ценностей.

Важно, чтобы электронная информационно-образовательная среда в образовательных организациях не только создавала условия для качественного обучения детей, но и своим контентом влияла предметно на их ценностную сферу, представляла альтернативу потребительским ценностям, пропагандируемым в интернете.

Геополитические и внутренние российские социально-политические процессы, оказывающие воздействие на ценностные ориентации детей и их формирование. Геополитические изменения, происходящие на фоне специальной военной операции на Украине, трансформируются в объективную необходимость сплочения российского народа, в том числе подрастающего поколения, на единых ценностных основаниях, к которым в первую очередь относятся российские традиционные духовно-нравственные и историко-культурные ценности.

Пристального внимания заслуживает проблема разоблачения навязываемого российским детям и подросткам мифа о превосходстве западного мира, его ценностей и образа жизни, попыток дискредитации ценностных основ российской ментальности. Показательны в этом плане данные исследования, проведенного в 2022 г. ФГБНУ «ИИДСВ РАО» по вопросу, что думают дети и молодежь об эмиграции. С одной стороны, 68% учащихся считают себя патриотами (57% - в 2021 г.; 76% - в 2020 г.), но с другой стороны, 52% учащихся готовы при возможности уехать за границу (60% - в 2021 г.; 46% - в 2020 г.). 53% учащихся хотели бы уехать путешествовать в другие страны, но после всё же вернуться в Россию. О полной эмиграции заявляют 11% опрошенных.

Геополитические и внутренние российские социально-политические процессы детерминируют актуализацию целенаправленной работы с подрастающим поколением по формированию у них социально значимых ценностей, в первую очередь патриотизма и гражданственности, стремления служить своей Родине, отказа от ценностного вакуума, потребительского ценностного контента в молодежной среде, повышения роли образовательных организаций в этом вопросе.

Заключение

Педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей в процессе реализации программ воспитания в образовательных организациях интерпретируются нами как учет объективно воздействующих на формирование ценностных ориентаций детей факторов внутренней (образовательной организации, личностного развития детей) и внешней (социокультурное окружение, социум в целом) среды, положительных или отрицательных по своей направленности, а также как создание возможностей (ресурсов и путей повышения эффективности), обеспечивающих присвоение и реализацию в сознании, чувствах и поведении детей социально значимых ценностей. Учет факторов, определяющих внешние педагогические условия (геополитические изменения, внутренние россий-

ские социально-политические процессы, цифровизация и др.) позволяет выявить разновекторный характер, позитивную и негативную направленность, которые должны учитываться при проектировании и реализации государственной политики в области воспитания, формирования ценностных ориентаций детей, программирования воспитательной деятельности в образовательных организациях. Внутренние условия формирования ценностных ориентаций (актуализация личностной позиции детей, создание и функционирование в образовательной организации воспитывающей и развивающей образовательной среды и др.) позволяют определить потенциал, ресурс и практические пути

повышения эффективности исследуемого процесса, когда образовательная организация де-факто может стать ключевым социальным институтом воспитания в исследуемом вопросе. Выявленные внешние и внутренние педагогические условия формирования ценностных ориентаций могут быть значимы для проектирования модели формирования ценностных ориента-ций детей в системе образования, в программировании воспитательной деятельности в образовательных организациях разного уровня, типа, вида, в которых обучаются дети, с учётом их возраста, содержания осваиваемых ими основных и дополнительных образовательных программ.

Список источников

1. Брызгалина Е.В., Станченко С.В. Воспитание как образовательный результат: ценностно-ориентированный подход к оцениванию

в системе общего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2021. Т. 25, № 4. С. 574588. doi: 10.22363/2313-2302-2021-25-4-574-588

2. Российский энциклопедический словарь : в 2 кн. / гл. ред. А.М. Прохоров. М. : Большая Российская энциклопедия, 2001. Кн. 2: Н-Я.

2015.

3. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб. : Питер, 2009. С. 372-377.

4. Кузнецова Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков // Вестник ОГУ. 2011. № 2 (121). С. 198-204.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Андреева Г.М. Общение и межличностные отношения // Социальная психология. М. : Аспект Пресс, 2011. 384 с.

6. Горькая Ж.В. Психология ценностей. Самара : Самар. ун-т, 2014. 91 с.

7. Кирьякова А.В. Личность в мире ценностей // Вестник РУДН. 2002. № 1. С 187-200.

8. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М. : Советская энциклопе-

дия, 1983. 839 с.

9. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник : в 2 ч. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. Ч. 2. 352 с.

10. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М. : Высшая школа, 2004. 512 с.

11. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский ; авт. вступ. ст. Г.Н. Филонов, Г.А. Победоносцев, А.М. Моисеев; авт. коммент. А.М. Моисеев. М. : Педагогика, 1989. 560 с.

12. Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14.

13. Дармодехин С.В. Действующая модель воспитания подрастающего поколения не соответствует требованиям актуальным требованиям общественного развития // Мир психологии. 2019. № 4 (100). С. 250-263.

14. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М. : АСТ ; Прайм-Еврознак, 2008. 321 с.

15. Федосова И.В. Психолого-педагогические основы формирования ценностных ориентаций в детском возрасте // Наука и мир. 2014. № 9 (13). С. 127-130.

16. Спербер О. И. Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2018. 20 с.

17. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. М. : Просвещение, 1983. 608 с.

18. Аналитический отчет «Итоги мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи 2022». URL: https://институтвоспитания.рф/upload/iblock/519/z5k8zsj7bowq7hqpoxh0s5du9dk3vsck/Институт_воспитания_ценностные_ориентиры_мо лодежи_2022_количественные.pdf (дата обращения: 17.06.2022).

19. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.06.2022).

20. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. Официальная публикация // Российская газета. 08.06.2015. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 17.06.2022).

21. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций: Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22 (ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО») // Министерство просвещения Российской Федерации. Реестр примерных основных общеобразовательных программ. URL: https://fgosreestr.ru/poop/65 (дата обращения: 30.06.2022).

22. Вачкова С. Н. Уклад школы как педагогическая категория и феномен действительности // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 5. С. 54-59.

23. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы // Собрание сочинений : в 11 т. М., 1948. Т. 2. С. 28-29.

24. Федеральная служба государственной статистики РФ. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (дата обращения: 17.06.2022).

25. О движении «ЮНАРМИЯ». URL: https://yunarmy.ru/headquarters/about/ (дата обращения: 17.06.2022).

26. Образование и православие. URL: http://www.orthedu.ru/v-shkola/16907-v-srednem-eparhiyah-rabotaet-po-36-voskresnyh-shkol.html (дата обращения: 20.06.2022).

27. Подрастающая преступность. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4027565?from=doc_vrez (дата обращения: 17.06.2022).

28. Конституция Российской Федерации. URL: http://www.constitution.ru (дата обращения: 17.06.2022).

29. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 02.07.20221 № 400 // Официальный сетевой ресурс Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 17.06.2022).

30. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075 (дата обращения: 17.06.2022).

31. Каждый четвёртый ребёнок в России проводит в гаджетах всё свободное время - исследование. URL: https://d-russia.ru/kazhdyj-chetvjortyj-rebjonok-v-rossii-provodit-v-gadzhetah-vsjo-svobodnoe-vremja-issledovanie.html (дата обращения: 17.06.2022).

References

1. Bryzgalina, E.V. & Stanchenko, S.V. (2021) Upbringing as an Educational Result: A Value-Based Approach to Assessment in the General

Education System. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Filosofiya — RUDN Journal of Philosophy. 25 (4). pp. 574-588. (In Russian). doi: 10.22363/2313-2302-2021-25-4-574-588

2. Prokhorov, A.M. (ed.) (2001) Rossiyskiy entsiklopedicheskiy slovar': v 2 kn. [Russian encyclopedic dictionary: in 2 books]. Book 2. Moscow:

Bol'shaya Rossiyskaya entsiklopediya.

3. Leont'ev, D.A. (2009) Vnutrenniy mir lichnosti [The inner world of a person]. In: Psikhologiya lichnosti v trudakh otechestvennykh psikhologov

[Psychology of a person in the works of domestic psychologists]. St. Petersburg: Piter. pp. 372-377.

4. Kuznetsova, E.G. (2011) K voprosu formirovaniya tsennostnykh orientatsiy podrostkov [On the formation of value orientations of adolescents].

Vestnik OGU. 2 (121). pp. 198-204.

5. Andreeva, G.M. (2011) Obshchenie i mezhlichnostnye otnosheniya [Communication and interpersonal relations]. In: Sotsial'naya psikhologiya

[Social psychology]. Moscow: Aspekt Press.

6. Gor'kaya, Zh.V. (2014) Psikhologiya tsennostey [Psychology of values]. Samara: Samara State University.

7. Kir'yakova, A.V. (2002) Lichnost' v mire tsennostey [A person in the world of values]. Vestnik RUDN. 1. pp. 187-200.

8. Il'ichev, L.F. et al. (eds) (1983) Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophical encyclopedic dictionary]. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya.

9. Nemov, R.S. (2003) Psikhologiya: slovar'-spravochnik: v 2 ch. [Psychology: a reference dictionary: in 2 parts]. Part 2. Moscow: VLADOS-

PRESS.

10. Polonskiy, V.M. (2004) Slovar'po obrazovaniyu ipedagogike [Dictionary of education and pedagogy]. Moscow: Vysshaya shkola.

11. Babanskiy, Yu.K. (1989) Izbrannyepedagogicheskie trudy [Selected pedagogical works]. Moscow: Pedagogika.

12. Ippolitova, N.V. & Sterkhova, N.S. (2012) Analiz ponyatiya "pedagogicheskie usloviya": sushchnost', klassifikatsiya [Analysis of the concept "pedagogical conditions": essence, classification]. General and Professional Education. 1. pp. 8-14.

13. Darmodekhin, S.V. (2019) The Current Model of Education of the Younger Generation Does Not Meet Current Requirements Social Development. Mirpsikhologii. 4 (100). pp. 250-263. (In Russian).

14. Meshcheryakov, B.G. & Zinchenko, V.P. (eds) (2008) Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' [Large psychological dictionary]. Moscow: AST; Praym-Evroznak.

15. Fedosova, I.V. (2014) Psikhologo-pedagogicheskie osnovy formirovaniya tsennostnykh orientatsiy v detskom vozraste [Psychological and pedagogical foundations for the formation of value orientations in childhood]. Nauka i mir. 9 (13). pp. 127-130.

16. Sperber, O.I. (2018) Pedagogicheskie usloviya formirovaniya nravstvennykh tsennostnykh orientatsiy detey starshego doshkol'nogo vozrasta v protsesse khudozhestvenno-esteticheskogo razvitiya [Pedagogical conditions for the formation of moral value orientations of children of senior preschool age in the process of artistic and aesthetic development]. Abstract of Pedagogics Cand. Diss. Maykop.

17. Babanskiy, Yu.K. (ed.) (1983) Pedagogika [Pedagogy]. Moscow: Prosveshchenie.

18. Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education. (2022) Analiticheskiy otchet "Itogi monitoringa tsennostnykh orientatsiy sovremennoy molodezhi 2022" [Analytical report "Results of monitoring the value orientations of today's youth in 2022"]. [Online] Available from: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/upload/iblock/db4/umllv3pw3v9qcdxcizgjdmaac7r7as14/%D0% 98%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B 0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1 %81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20% D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1 %80%D1%8B%20%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4 %D0%B5%D0%B6%D0%B8%202022%20%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%20%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1 %82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20.pdf (Accessed: 17.06.2022).

19. Russian Federation. (2012) Federal Law of December 29, 2012, No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation". [Online] Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Accessed: 17.06.2022). (In Russian).

20. Rossiyskaya gazeta. (2015) Strategy for the development of upbringing in the Russian Federation for the period up to 2025, approved by the De-

cree of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015, No. 996-r. Official publication. [Online] Available from: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (Accessed: 17.06.2022). (In Russian).

21. Ministry of Education of the Russian Federation. Register of exemplary basic general educational programs. (2022) A Model Working Program of Education for General Educational Organizations: Approved by the Decision of the Federal Educational and Methodological Association for General Education, Protocol of June 23, 2022, No. 3/22 (Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education). [Online] Available from: https://fgosreestr.ru/poop/65 (Accessed: 30.06.2022). (In Russian).

22. Vachkova, S.N. (2013) School lifestyle as a pedagogical category and a phenomenon of reality. VestnikBaltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. 5. pp. 54-59. (In Russian).

23. Ushinskiy, K.D. (1948) Sobranie sochineniy: v 11 t. [Collected Works: in 11 vols]. Vol. 2. Moscow: RSFSR Academy of Pedagogical Sciences. pp. 28-29.

24. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki RF [Federal State Statistics Service of the Russian Federation]. [Online] Available from: https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (Accessed: 17.06.2022).

25. O dvizhenii "YuNARMIYa" [About the movement "YuNARMIYa"]. [Online] Available from: https://yunarmy.ru/headquarters/about/ (Accessed: 17.06.2022).

26. Obrazovanie i pravoslavie [Education and Orthodoxy]. [Online] Available from: http://www.orthedu.ru/v-shkola/16907-v-srednem-eparhiyah-rabotaet-po-36-voskresnyh-shkol.html (Accessed: 20.06.2022).

27. Kommersant. (2019) Podrastayushchaya prestupnost' [The growing crime]. [Online] Available from: https://www.kommersant.ru/doc/4027565?from=doc_vrez (Accessed: 17.06.2022).

28. Russian Federation. (2022) The Constitution of the Russian Federation. [Online] Available from: http://www.constitution.ru (Accessed: 17.06.2022). (In Russian).

29. President of the Russian Federation. (2021) National Security Strategy of the Russian Federation, approved by Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2022, No. 400. [Online] Available from: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (Accessed: 17.06.2022). (In Russian).

30. Russian Federation. (2020) Federal Law of July 31, 2020, No. 304-FZ: On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on the Upbringing of Students. [Online] Available from: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075 (Accessed: 17.06.2022). (In Russian).

31. D.RUSSIA.RU. (2021) Kazhdyy chetvertyy rebenok v Rossii provodit v gadzhetakh vse svobodnoe vremya — issledovanie [Every fourth child in Russia spends all their free time on gadgets - research]. [Online] Available from: https://d-russia.ru/kazhdyj-chetvjortyj-rebjonok-v-rossii-provodit-v-gadzhetah-vsjo-svobodnoe-vremja-issledovanie.html (Accessed: 17.06.2022).

Информация об авторах:

Быков А.К. - д-р пед. наук, профессор (Москва, Россия). E-mail: akbikov@mail.ru

Борисова Т. С. - канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (Москва, Россия). E-mail: borisova@institutdetstva.ru

Берлянд Ю.Б. - старший научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (Москва, Россия). E-mail: berlyand@institutdetstva.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:

A.K Bykov, Dr. Sci. (Pedagogics), Professor (Moscow, Russian Federation). E-mail: akbikov@mail.ru

T.S. Borisova, Cand. Sci. (Pedagogics), leading research fellow, Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education (Moscow, Russian Federation). E-mail: borisova@institutdetstva.ru

Yu.B. Berlyand, senior research fellow, Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education (Moscow, Russian Federation). E-mail: berlyand@institutdetstva.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.08.2022; одобрена после рецензирования 26.09.2022; принята к публикации 28.09.2022.

The article was submitted 22.08.2022; approved after reviewing 26.09.2022; accepted for publication 28.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.