Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ'

ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олесов Николай Петрович, Сивцева Татьяна Владимировна

В данной статье рассматривается проблема воспитания ценностных ориентаций обучающихся в аспекте формирования экологической компетентности посредством учета местной экологической деятельности. Её актуальность обусловлена тем, что в условиях реализации концепции экономического развития Российской Федерации успешность реализации воспитательной работы в вузе зависит от уровня сформированности экологической компетентности обучающихся. Цель исследования: раскрыть проблемы воспитания ценностных ориентаций к процессу формирования экологической компетентности обучающихся с учетом местной экологической ситуации и оценить её уровень. Воспитание ценностных ориентаций к формированию экологической компетентности обучающихся определено через соотношение факторов ценностных ориентаций и их изменения. Для выявления уровней ценностных ориентаций обучающихся была использована адаптированная методика. Представлен конкретный опыт воспитания ценностных ориентаций к процессу формирования экологической компетентности обучающихся с учетом местной экологической ситуации в автодорожном факультете и институте физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета (далее - СВФУ). Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении вопроса о возможности распространения данного опыта воспитания ценностных ориентаций обучающихся с учетом местной экологической ситуации в образовательных организациях Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олесов Николай Петрович, Сивцева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATION EDUCATION OF STUDENTS TO ENVIRONMENTAL ACTIVITIES IN THE PROCESS OF FORMING THEIR ECOLOGICAL COMPETENCE

The authors describe the problem of educating students' value orientations in the aspect of the formation of ecological competence by taking into account local environmental activities. It is relevant due to the fact that in the context of the implementation of the Concept of Economic Development of the Russian Federation the success of educational work at the university depends on the level of formation of ecological competence of students. The purpose of the study is to reveal the problems of value orientations education to the process of formation of ecological competence of students taking into account the local environmental situation and to estimate its level. The value orientations education to the formation of ecological competence of students is described through the ratio of factors of value orientations and their changes. The methodology of A.D. Leontiev was used to identify the levels of students’ value orientations. The authors present a concrete experience of educating value orientations to the process of forming ecological competence of students taking into account the local environmental situation at the Motor-road Department and the Institute of Physical Culture and Sports of the North-Eastern Federal University. The results can be used to further study the possibility of spreading this experience of educating students' value orientations, taking into account the local environmental situation in educational organizations of the Republic of Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3. С. 136-140. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 3. P. 136-140.

Научная статья УДК 37.017

https://doi.org/10.24158/spp.2022.3.21

Воспитание ценностной ориентации обучающихся к экологической деятельности в процессе формирования их экологической компетентности

Николай Петрович Олесов1, Татьяна Владимировна Сивцева2

■^Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия 1npo77@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-8396-9559 2sivtseva-t@mail.ru, http://orcid.org/0003-0003-3580-4212

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема воспитания ценностных ориентаций обучающихся в аспекте формирования экологической компетентности посредством учета местной экологической деятельности. Её актуальность обусловлена тем, что в условиях реализации концепции экономического развития Российской Федерации успешность реализации воспитательной работы в вузе зависит от уровня сформированности экологической компетентности обучающихся. Цель исследования: раскрыть проблемы воспитания ценностных ориентаций к процессу формирования экологической компетентности обучающихся с учетом местной экологической ситуации и оценить её уровень. Воспитание ценностных ориентаций к формированию экологической компетентности обучающихся определено через соотношение факторов ценностных ориентаций и их изменения. Для выявления уровней ценностных ориентаций обучающихся была использована адаптированная методика. Представлен конкретный опыт воспитания ценностных ориентаций к процессу формирования экологической компетентности обучающихся с учетом местной экологической ситуации в автодорожном факультете и институте физической культуры и спорта Севере-Восточного федерального университета (далее - СВФУ). Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении вопроса о возможности распространения данного опыта воспитания ценностных ориентаций обучающихся с учетом местной экологической ситуации в образовательных организациях Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, воспитание ценностных ориентаций, экологическая деятельность, экологическая компетентность, обучающиеся, экологическая ситуация, концепция

Для цитирования: Олесов Н.П., Сивцева Т.В. Воспитание ценностной ориентации обучающихся к экологической деятельности в процессе формирования их экологической компетентности // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3. С. 136-140. https://doi.org/10.24158/spp.2022.3.21.

Original article

Value orientation education of students to environmental activities in the process of forming their ecological competence

Nikolai P. Olesov1, Tatiana V. Sivtseva2

^North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia, 1npo77@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-8396-9559, 2sivtseva-t@mail.ru, http://orcid.org/0003-0003-3580-4212

Abstract. The authors describe the problem of educating students' value orientations in the aspect of the formation of ecological competence by taking into account local environmental activities. It is relevant due to the fact that in the context of the implementation of the Concept of Economic Development of the Russian Federation the success of educational work at the university depends on the level of formation of ecological competence of students. The purpose of the study is to reveal the problems of value orientations education to the process of formation of ecological competence of students taking into account the local environmental situation and to estimate its level. The value orientations education to the formation of ecological competence of students is described through the ratio of factors of value orientations and their changes. The methodology of A.D. Leontiev was used to identify the levels of students' value orientations. The authors present a concrete experience of educating value orientations to the process of forming ecological competence of students taking into account the local environmental situation at the Motor-road Department and the Institute of Physical Culture and Sports of the North-Eastern Federal University. The results can be used to further study the possibility of spreading this experience of educating students' value orientations, taking into account the local environmental situation in educational organizations of the Republic of Sakha (Yakutia).

© Олесов Н.П., Сивцева Т.В., 2022

Keywords: value, value orientations, value orientations education, ecological activity, ecological competence, students, ecological situation, concept

For citation: Olesov, N.P. & Sivtseva, T.V. (2022) Value orientation education of students to environmental activities in the process of forming their ecological competence. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (3), 136-140. Available from: doi:10.24158/spp.2022.3.21 (In Russian).

В условиях системного кризиса состояния российского общества возникает необходимость переоценки стереотипов, норм и ценностей. Проблема воспитания на основе этнокультурных ценностей в контексте глобализационных процессов является актуальной в системе высшего образования. Ценностная ориентация личности - это особая сфера сознания, проявляющаяся в определенных ситуациях формирования ценностных отношений у обучающихся к окружающей среде. Экологическое воспитание ценностного отношения обучающихся формируется благодаря системной целенаправленной деятельности с учетом местной экологической ситуации (Иванова, Малышкина, 2017). Вышесказанное свидетельствует об актуальности исследования, посвященного воспитанию ценностной ориентации обучающихся учебных заведений, формированию экологической компетентности с учетом местной экологической ситуации.

Цель исследования: формирование ценностных ориентаций обучающихся в рамках изучения учебных дисциплин с учетом местной экологической ситуации.

Задачи исследования:

1) определить контингент участников опытно-экспериментальной работы с разделением на экспериментальную и контрольную группы;

2) разработать диагностический инструментарий по изучению ценностных ориентаций обучающихся;

3) провести формирующий эксперимент;

4) подвести итоги опытно-экспериментальной работы.

Приступая к определению понятия «ценностные ориентации», определимся с понятием «ориентация». Согласно исследованию В.В. Воробьевой, «ценностные ориентации» предстают составной частью мотивации индивидуального сознания, как специфический социально-психологический феномен, относящийся к подходу человека к миру, вносящий смысл и направления поступкам, поведению, помыслам1.

И.П. Краснощеченко указывает на изменение ценностных ориентаций молодежи в связи с трансформацией системы ценностей современного социума, связанной с государственной идеологией, бюрократической системой в области образования, отказом от практики общественного воспитания (Краснощеченко, 2021).

В работе Д.Ж. Марковича отражена проблема подготовки педагогов в аспекте реализации концепции экологического образования (Маркович, 2001).

По мнению Е.В. Авдеевой и Н.Ю. Штрекер, «экологическая компетентность представляет собой интегративное сочетание способностей, установок и опыта деятельности в системе человек - природа - общество» (Авдеева, Штрекер, 2021: 127).

Таким образом, экологическая компетентность подразумевает природоохранительную практическую деятельность, нацеленную на экологическую направленность на основе взаимосвязанных качеств личности (знания, умения, навыки).

Вопросы в сфере высшего образования в аспекте формирования экологической компетентности обучающихся с учетом местной экологической ситуации рассматриваются в исследовании Т.В. Сивцевой (Сивцева, 2011), где были учтены главные принципы экологического образования и воспитания в обучении студентов автодорожного факультета.

Развитие общей компетентности студентов при обучении в экономических вузах Северо-Востока России, в частности, способствующее формированию экологической компетентности, отражено в опубликованной в зарубежном издании коллективной статье (Nogovitsyn et al., 2018).

Обобщая вышесказанное, можно определить, что ценностные ориентации к экологии представляют собой сложный феномен, состоящий из осознанного отношения к проблеме сохранения окружающей среды с учетом местной экологической ситуации, выбору объектов по их значимости. Выявлено, что экологическое положение Республики Саха (Якутия) оказывает влияние на изменение ценностных ориентаций молодежи.

Следует отметить, что современное кризисное состояние экологии - это результат потребительского отношения, негативного влияния человеческого общества, неразумного использования природных ресурсов. Развитие мировой экономики на современном этапе носит в основном природоразрущающий характер и не отвечает принципам устойчивого развития.

1 Воробьева В.В. Педагогические условия и механизмы формирования ценностных ориентаций студентов колледжа на профессиональную образованность: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2012. 26 с.

В этих условиях выбор воспитания ценностного отношения к процессу формирования экологической компетентности обучающихся объясняется тем, что в процессе данного вида деятельности проводится специальным образом организованный воспитательный процесс, направленный на воспитание ценностей (удовольствие от добрых дел; забота и помощь другим; общественное признание); влияния социума, способов поощрения и принятия экологической деятельности, их организаций; на стимуляцию побуждений: оказание помощи на безвозмездной основе; занятие общественно-полезной деятельностью; выживание в суровых климатических условиях, что возможно только при бескорыстной взаимопомощи и взаимовыручке.

В рамках данного исследования по результатам входной диагностики проблема формирования ценностных ориентаций приобрела актуальность среди студентов Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Исходя из этого, мы пришли к выводу о необходимости организации и проведения опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2020-2021 гг. на базе автодорожного факультета СВФУ и института физической культуры и спорта СВФУ с охватом в 200 обучающихся: в контрольной группе 100 чел., в экспериментальной группе - 100 чел. Исследовательская работа проводилась в рамках системной воспитательной программы и изучения учебных дисциплин.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа.

На первом этапе был организован констатирующий эксперимент, который включал теоретический анализ литературы. Определены и реализованы организационно-педагогические условия экспериментальной работы. С целью изучения уровня сформированности ценностных ориентаций обучающихся проведен входной диагностический срез. Для выявления уровней ценностных ориентаций обучающихся была использована адаптированная методика исследования ценностных ориентаций обучающихся. Выбор данного метода обосновывается тем, что предложенные в ней вопросы наиболее близки к индикаторам оценивания сформированности ценностных ориентаций. Методика диагностирования ценностных ориентаций состоит из 15 суждений и предложенных к ним вариантов ответа. Ответы записываются в виде «плюс» (+) и «минус» (-) на специальном бланке, проверка производится в соответствии с ключом.

Уровни сформированности ценностных ориентаций обучающихся на начало эксперимента в обеих группах существенно не различались.

На втором этапе был подготовлен и проведен формирующий эксперимент, который включал следующие виды работ:

1. Работа с теоретическим материалом на основе информационных технологий в рамках дисциплин «Производственная экономика», «Инженерная экология», у института физической культуры и спорта СВФУ «Качество и уровень жизни населения циркумполярных регионов мира», «Народы и культура циркумполярного мира», связанных с сохранением окружающей среды. Освоение Арктического региона требует научного изучения и внедрения новых технологий в решение социальных, экономических, политических, инженерных проблем. Необходимы фундаментальные междисциплинарные и прикладные исследования проблем Арктики. Данные дисциплины призваны теоретически и методически обогащать и развивать обучающихся в решении представленной проблемы.

Содержание учебных дисциплин является системой научных понятий, определяющих предметную область. Организация комплекса учебных действий зависит от степени усвоения научных понятий. К одним из основных планируемых результатов освоения дисциплин относятся личностные результаты: наличие мотивации к усвоению знаний и готовность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки и индивидуально-личностные позиции, отражающие гражданскую идентичность и социальную компетентность.

2. Организация практической работы обучающихся с методическим сопровождением организатора (круглые столы, семинары, семинары-практикумы).

На третьем этапе проведен контрольный эксперимент, определены результаты экспериментальной работы.

Индикаторами сформированности ценностных ориентаций обучающихся выбраны следующие компоненты:

• удовольствие от добрых дел;

• забота и помощь другим;

• общественное признание.

Иерархия ценностных ориентаций выглядит таким образом: высокий уровень - познавательный интерес, забота и помощь другим, удовольствие от добрых дел, лидерство, экологическая грамотность; средний уровень -общественное признание, сохранение дружеских отношений, физическое совершенствование, превосходство во всем, самопрезентация в ближайшем

окружении; низкий уровень - удовольствие от развлечений, материальное благополучие, получение личной выгоды, внешняя красота.

Данные показывают, что уровень сформированности ценностной ориентации у контрольной группы и экспериментальной группы на начало эксперимента существенно не отличается: высокий уровень - КГ 20 %, ЭГ 10 %, средний уровень - КГ 60 %, ЭГ 70 %, низкий уровень - КГ 20 %, ЭГ 20 %. Наиболее значимыми ценностными ориентациями обучающихся являются те, которые имеют наибольшую значимость для каждого; у контрольной группы - материальное благополучие, самопрезентация в ближайшем окружении, физическое самосовершенствование; у экспериментальной группы - практическое применение экологических знаний, установление гармонических отношений с природой. Наименее значимыми ценностями у контрольной группы являются: удовольствие от добрых дел, забота и помощь другим, здоровый образ жизни; у экспериментальной группы - удовольствие от добрых дел, познавательный интерес к проблеме сохранения окружающей среды, забота и помощь другим. Наиболее значимые ценностные ориентации определяют большую заинтересованность обучающихся экологическими, нежели материальными ценностями, а наименее значимые ценности свидетельствуют о низком уровне сформированности ценностных ориентаций.

Результаты исследования у контрольной группы и экспериментальной группы на конец эксперимента следующие: высокий уровень - КГ 20 %, ЭГ 30 %, средний уровень - КГ 70 %, ЭГ 70 %; низкий уровень - КГ 10 %, ЭГ 0 %. Наиболее значимые ценностные ориентации у контрольной группы распределились таким образом: превосходство во всем, материальное благополучие, установление гармонических отношений с природой; у экспериментальной группы - удовольствие от добрых дел, общественное признание, сохранение дружеских отношений. Наименее значимыми ценностными ориентациями являются у контрольной группы - удовольствие от экологической деятельности, получение жизненного опыта, внешняя красота местной окружающей среды; у экспериментальной группы - внешняя красота местной окружающей среды, получение жизненного опыта, получение знаний о местной экологической ситуации жителей республики.

Таким образом, экспериментальная работа показала эффективность применения диагностической методики, организационно-педагогических условий, системной деятельности формирующего эксперимента. Результаты исследования показывают, что в ходе процесса эксперимента повысился уровень ценностных ориентаций обучающихся, тем самым показана результативность вовлечения в экологическую деятельность обучающихся вуза. Данные могут быть использованы для проведения дальнейшей планомерной методической работы по формированию экологической компетентности обучающихся с учетом местной экологической ситуации.

Список источников:

Авдеева Е.В., Штрекер Н.Ю. Экологическая компетентность в системе высшего педагогического образования: сущность, подходы, структура // Вестник саратовского областного института развития образования. 2021. №1. С. 124-128.

Иванова А.Ю., Малышкина М.В. Ценностные ориентации личности как регулятор профессиональной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 4 (146). С. 286-291.

Краснощеченко И.П. Жизненные ценности и приоритеты студенческой молодежи регионального вуза // Социализация в глобальном мире: вызовы современности: Калуга, 20-21 мая 2021 года. 2021. С. 118-123.

Маркович Д.Ж. Глобализация и экологическое образование // Социологическое исследования. 2001. № 1. С. 17-23. Сивцева Т.В. Экологические и экономические аспекты участия Республики Саха (Якутия) в реализации Киотского протокола // European Social Science Journal. 2011. № 7 (10). С. 425-432.

Nogovitsyn R.R., Sivtseva T.V., Pudova T.M., Popov A.S., Absalikhov R.R., Kondakova E.I Development of students' general competence when studying at economic universities in the north-east of Russia // Espacios. 2018. Vol. 39. No. 23. P. 13.

References:

Avdeeva, E.V., Shtreker, N.Yu. (2021) Environmental competence in the system of higher pedagogical education: essence, approaches, structure. Bulletin of the Saratov Regional Institute of Education Development. (1). 124-128. (In Russian)

Ivanova, A.Yu., Malyshkina, M.V. (2017) Valuable personality orientations as regulator of professional activity. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. (4). 286-291. (In Russian)

Krasnoshchechenko, I.P. (2021) Self-identity and health in the values structure of modern student youth. In: Sotsializatsiya v global'nom mire: vyzovy sovremennosti [Socialization in the Global world: Challenges of Modernity]. Kaluga. 118-123. (In Russian) Markovich, D.J. (2001) Globalization and environmental education. Sociological studies. (1). 17-23. (In Russian) Nogovitsyn, R.R., Sivtseva, T.V., Pudova, T.M., Popov, A.S., Absalikhov, R.R., Kondakova, E.I (2018) Development of students' general competence when studying at economic universities in the north-east of Russia. Espacios. (39:23). 13.

Sivtseva, T.V. (2011) Ekologicheskiye i ekonomicheskiye aspekty uchastiya Respubliki Sakha (Yakutiya) v realizatsii Kiotskogo protokola [Ecological and economic aspects of the participation of the Republic of Sakha (Yakutia) in the implementation of the Kyoto Protocol]. European Social Science Journal. (7). 425-432. (In Russian)

Информация об авторах Н.П. Олесов - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой мас-рестлинг и национальные виды спорта Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=794113.

Т.В. Сивцева - ассистент автодорожного факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=907613.

Information about the authors N.P. Olesov - PhD in Pedagogical Sciences, Head of the Mas-Wrestling and National Sports Department, North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=794113.

T.V. Sivtseva - Assistant Professor, Motor-road Department, North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=907613.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.02.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 09.03.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 29.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.