Научная статья на тему 'Тестирование как средство оценки сформированности экологической компетентности студентов педагогического вуза'

Тестирование как средство оценки сформированности экологической компетентности студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическая компетентность / экологическое образование / экологическая культура / компетентностный подход / диагностика и контроль образовательных результатов / подготовка будущего учителя / бакалавриат / педагогический университет / тестирование / средства оценивания / качество подготовки студентов. / environmental competence / environmental education / environmental culture / competence approach / diagnostics and control of educational results / training of prospective teacher / bachelor's degree / pedagogical university / testing / assessment tools / quality of students’ training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Екатерина Александровна, Степанова Екатерина Сергеевна

Статья посвящена проблеме формирования экологической компетентности будущих учителей, а также особенностям диагностики сформированности компонентов экологической компетентности. Цель статьи состоит в том, чтобы показать опыт реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке бакалавров направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и методические подходы к оцениванию процесса формирования профессиональных компетенций. В статье рассматриваются понятия «экологическое образование», «экологическая компетентность». Авторы определяют экологическую компетентность выпускника педагогического вуза как интегрированное качество личности, основанное на теоретических знаниях, практических умениях в области экологии и готовности будущего учителя к экологически адекватному и профессионально целесообразному поведению в ситуациях морального выбора. Экологическая компетентность студента представлена как сложное системное образование, включающая ряд компонентов (когнитивный, ценностно-мотивационный, профессионально-деятельностный). Описаны средства оценивания сформированности экологической компетентности у студентов, в частности педагогическое тестирование. В статье определены основные этапы конструирования педагогического теста и условия его реализации. Также представлены результаты педагогического эксперимента, реализованного на базе естественно-географического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета. Использование тестирования в профессиональном образовании дает возможность определения соответствия содержания, уровня и качества подготовки студентов, а систематическое проведение тестового контроля позволяет оценивать процесс формирования экологической компетентности у студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Екатерина Александровна, Степанова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TESTING AS A WAY TO ASSESS THE DEVELOPMENT OF BACHELORS’ ENVIRONMENTAL COMPETENCE AT PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

The paper is devoted to the problem of prospective teachers’ ecological competence development, as well as to the peculiarities of diagnostics of ecological competence components development. The goal of the paper is to show the experience of implementing a competence-based approach for a professional training of bachelors majoring in Pedagogical Education and methodological approaches aimed at assessing the process of professional competencies development. The paper deals with the concepts of «environmental education» and «environmental competence». The authors define the environmental competence of a pedagogical university graduate as an integrated quality of personality based on theoretical knowledge, practical skills in the field of ecology and readiness of a prospective teacher for environmentally adequate and professionally appropriate behavior in situations of moral choice. A student’s environmental competence is presented as a complex system that includes a number of components (cognitive, value-motivational, professional-activity). The authors describe means of assessing students’ environmental competence development, paying special attention to a pedagogical testing. The paper defines the main stages of designing a pedagogical test and the conditions for its use. The paper also contains the results of a pedagogical experiment which was done at Natural Geography Institute of Samara State University of Social Sciences and Education. The use of testing for professional education makes it possible to determine the compliance of the content, level and quality of students’ training, while systematic testing allows you to evaluate the process of pedagogical university students’ environmental competence development.

Текст научной работы на тему «Тестирование как средство оценки сформированности экологической компетентности студентов педагогического вуза»

sessment. The author shows that such types of students' knowledge control allow us to assess the level of material assimilation and identify problem points. The paper assesses the fact that a textbook developed by the department is used for a conscious and purposeful preparation for seminars, laboratory practice and exam. The author of the paper has come to the conclusion that the teacher acts as an assistant for students on their way to solve small scientific problems independently.

Keywords: education; studying process; classes; department; inorganic chemistry; input control; lecture; laboratory work; workshop independent work; testing; test; tutorial; teacher; students; agricultural university; first course; multimedia.

k k k

УДК 378.146

DOI 10.24411/2309-4370-2020-11307

Статья поступила в редакцию 16.09.2019

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

© 2020

Макарова Екатерина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения Степанова Екатерина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии, географии и методики их преподавания

Самарский государственный социально-педагогический университет (г. Самара, Российская Федерация)

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования экологической компетентности будущих учителей, а также особенностям диагностики сформированное™ компонентов экологической компетентности. Цель статьи состоит в том, чтобы показать опыт реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке бакалавров направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и методические подходы к оцениванию процесса формирования профессиональных компетенций. В статье рассматриваются понятия «экологическое образование», «экологическая компетентность». Авторы определяют экологическую компетентность выпускника педагогического вуза как интегрированное качество личности, основанное на теоретических знаниях, практических умениях в области экологии и готовности будущего учителя к экологически адекватному и профессионально целесообразному поведению в ситуациях морального выбора. Экологическая компетентность студента представлена как сложное системное образование, включающая ряд компонентов (когнитивный, ценностно-мотивационный, профессионально-деятельностный). Описаны средства оценивания сформированности экологической компетентности у студентов, в частности педагогическое тестирование. В статье определены основные этапы конструирования педагогического теста и условия его реализации. Также представлены результаты педагогического эксперимента, реализованного на базе естественно-географического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета. Использование тестирования в профессиональном образовании дает возможность определения соответствия содержания, уровня и качества подготовки студентов, а систематическое проведение тестового контроля позволяет оценивать процесс формирования экологической компетентности у студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: экологическая компетентность; экологическое образование; экологическая культура; компетентностный подход; диагностика и контроль образовательных результатов; подготовка будущего учителя; бакалавриат; педагогический университет; тестирование; средства оценивания; качество подготовки студентов.

Проблема глобального экологического кризиса не теряет своей актуальности. С того момента как в 1992 году в ходе конференции, организованной Организацией объединенных наций в городе Рио-де-Жанейро, рядом стран была сформулирована повестка, декларирующая переход к устойчивому развитию общества, большое значение приобрели вопросы экологического образования, воспитания и просвещения. Современное российское общество осознает важность экологического образования, что нашло свое отражение в:

- Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1];

- «Экологической доктрине Российской Федерации», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 г. № 1225-р [2];

- Указе Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [3]._

Категория «экологическое образование» относится к сложносоставным понятиям, и, по мнению ряда исследователей (С.В. Алексеев, И.В. Вагнер, Е.Н. Дзят-ковская, Д.С. Ермаков, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либе-ров, Н.М. Мамедов, Т.М. Носова, В.Н. Панов, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина), оно включает в себя экологическую образованность, экологическую грамотность, экологическую культуру, экологическую компетентность [4-7].

Осуществлять экологическое образование подрастающего поколения призваны педагоги. Профессиональная подготовка учителя представляет собой динамичную, самоорганизующуюся систему. Исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), результатом профессиональной подготовки будущего учителя должен выступать комплекс компетенций (универсальных, общепрофессиональных и профессио-Самарский научный вестник. 2020. Т. 9, № 1 (30)

нальных). В то же время ФГОС не отражает требований времени и не предусматривает формирования компетенций экологической направленности. На наш взгляд, экологическая компетентность будущего педагога должна рассматриваться в качестве одной из ключевых в его профессиональной подготовке.

Экологическая компетентность как психолого-педагогический феномен постоянно изменяется и развивается. Ее структура и содержание напрямую зависят от становления и развития экологии как области научного знания. Кроме того, большой вклад в формирование и наполнение «экологической компетентности» вносит и степень взаимодействия общества и природы.

В педагогической науке существует несколько подходов к определению понятия экологической компетентности. С.Н. Глазачев и А.О. Глазачева считают, что «экологическая компетентность - это способность человека к интеграции экологических знаний, умений и навыков, способов их использования в различных видах практической деятельности, готовность человека к осуществлению природосохрани-тельной деятельности, его опыт по сохранению окружающего природного мира и решению экологических проблем» [8, с. 95].

В своем исследовании С.В. Алексеев дает такое определение экологической компетентности: «инте-гративное качество профессиональной ориентации учителя в современном, цивилизованном экологооб-разовательном пространстве и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в обществе в конкретно-исторический период ценностями, нормами, стандартами» [9, с. 21].

Е.Н. Дзятковская и А.Н. Захлебный считают, что «экологическая компетентность человека - это применение знаний об окружающей среде и деятельности человека, экологических рисках для здоровья и умений экологически грамотно действовать в конкретных жизненных ситуациях» [10, с. 6].

В своей работе Л.В. Панфилова дает следующее определение экологической компетентности учителя: «знание и опыт в области естественных наук, экологии и экологического образования, способность к деятельности по сохранению окружающей среды и признание особой социальной ценностью экологических благ, обеспечивающих максимальную продолжительность жизни человека и минимальную его заболеваемость» [11, с. 13].

В то же время Д.С. Ермаков определяет экологическую компетентность как «осознанное, осмысленное овладение теоретическими знаниями, умениями, способами принятия решений, нравственными нормами, ценностями, традициями, необходимыми для практической реализации экологически целесообразной деятельности» [12, с. 34].

На основе анализа подходов к определению данного понятия и исходя из цели нашего исследования, мы рассматриваем экологическую компетентность как «интегрированное качество личности, основанное на теоретических знаниях, практических умениях в области экологии и готовности будущего учителя к экологически адекватному и профессионально целесообразному поведению в ситуациях морального выбора» [13, с. 13].

Экологическая компетентность служит основой для формирования и развития экологической культуры будущего учителя. Она имеет определенную структуру, в которой можно выделить ряд компонен-

тов: когнитивныи, ценностно-мотивационныи, про-фессионально-деятельностный.

Когнитивный компонент предполагает овладение студентом системой экологических знаний, формирование навыков моделирования экологических отношений и процессов. В то же время большую роль играет способность обучающихся выявлять причины экологических проблем и прогнозировать возможные последствия. Все это приводит к пониманию единой экологической картины мира и служит основой для формирования готовности будущего учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности.

Ценностно-мотивационный компонент. К ценностям, которые формируются в процессе экологического образования студентов педагогических вузов, относятся: осознание природы как высшей ценности для человека, понимание уникальности и красоты природы, убеждение в собственной значимости и причастности к сохранению природных ресурсов [13, с. 15]. Важную роль в формировании ценностно-мо-тивационного компонента играют позитивно-ориентированные эмоции по отношению к природным объектам. Способность будущего учителя наслаждаться красотой природных объектов и явлений, сопереживать и испытывать положительные чувства к окружающей его природной среде в целом.

Процесс формирования ценностных ориентаций не может быть завершен без соответствующей деятельности. В структуре экологической компетентности будущего учителя можно выделить следующие психолого-педагогические характеристики деятельного типа: «осознание необходимости сохранения природы, стремление к овладению экологическими знаниями, понимание личной и общественной значимости экологической деятельности и желание активного участия в ней» [13, с. 15].

Профессионально-деятельностный компонент предполагает сформированность у бакалавров готовности к экологической деятельности [13, с. 17]. Это проявляется в активности, самостоятельности и ответственности в организации и проведении природоохранной деятельности студентов. Будущие учителя приобретают способность к осуществлению экологического просвещения и пропаганде экологических идей, проявляют творческие способности в реализации деятельности по решению экологических проблем.

Кроме того, в процессе экологического образования студентов педагогического вуза реализуются такие функции экологической деятельности, как: познавательная, информационная, практическая, воспитательная и другие. Содержание профессиональ-но-деятельностного компонента экологической компетентности будущего учителя определяется:

- овладением навыками внедрения экологических знаний в учебную и повседневную жизнь;

- умением проводить простейшие исследования в области экологии, формированием навыков работы с лабораторным оборудованием и приборами;

- владением бакалаврами навыками проведения самостоятельной работы по получению экологических знаний;

- умением применять различные формы и методы экологического обучения и воспитания учащихся;

- способностью осуществлять самоанализ, самооценку, способностью к рефлексии [13, с. 17].

В Самарском государственном социально-педагогическом университете формирование экологической компетентности будущих педагогов осуществляется

в процессе освоения дисциплин: экологическая психология и педагогика; методика обучения экологии; формирование экологической культуры личности в процессе обучения биологии; деятельностный подход в обучении биологии; основы природопользования; геоэкология, эколого-аналитический мониторинг, а также в ходе педагогических практик.

В табл. 1 представлены образовательные результаты, соотнесенные с компонентами экологической компетентности, которые формируются у студентов естественно-географического факультета.

Важным этапом реализации модели формирования экологической компетентности будущих учителей является оценочно-результативный.

Систематический контроль выявляет, достиг ли обучаемый заданных программой результатов обучения. Следовательно, изучение средств оценки и методов контроля профессионального становления специалиста особо актуальны.

Качество и конкурентоспособность профессионального образования, как указывают В.А. Гусев, К.Д. Дятлова, Е.Л. Осоргин, Ю.К. Чернова [14-17], их мониторинг требуют разработки системы средств оценивания результатов обучения.

Ведущие специалисты тестологии (В.С. Аване-сов, А.Н. Майоров, М.Б. Мельникова, М.Б. Челыш-кова [18; 19]) выделяют педагогическое тестирование как одно из современных средств контроля, которое дает объективную информацию о качестве образовательных результатах обучаемых [20]. Повышению мотивации обучения и заинтересованности обучаемого способствует введение тестового контроля.

В построении педагогического теста можно определить такие этапы, как:

- постановка цели тестирования (определение формы контроля, контингент);

- анализ содержания учебной дисциплины и отбор учебного материала для контроля;

- разработка модели теста (определение содержательной валидности теста, разработка тестовых заданий);

- апробация теста;

- анализ и обработка полученных результатов с последующей корректировкой тестовых заданий [20].

При реализации педагогического контроля по экологическим дисциплинам посредством тестирования необходимо использовать системный подход, т.к. данный подход является методологической основой для проектирования, разработки и анализа тестов. Применение в образовательном процессе данного подхода позволяет оценивать экологические знания, обучаемость респондентов, т.к. успешное выполнение тестов тесно связано с уровнем умственного развития абитуриентов и студентов 1 курса, а также их мотивацией и успеваемостью в высшей школе [14; 15].

В ходе педагогического эксперимента, организованного на базе естественного-географического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета, нами оценивалась степень сформированности экологической компетентности у студентов педагогического вуза. По каждому компоненту экологической компетентности были определены высокий, средний и низкий уровень сформированности. В качестве инструментария для диагностики уровня было выбрано педагогическое тестирование. Степень сформированности когнитивного компонента экологической компетентности будущих учителей определялась по результатам выполнения тестовых заданий закрытой формы с выбором правильного ответа. Для оценки уровня цен-ностно-мотивационного компонента применялись тестовые задания открытого типа с применением метода ранжирования. Сформированность профессио-нально-деятельностного компонента оценивалось по качеству выполнения практико-ориентированных заданий педагогического теста. В эксперименте приняли участие 184 студента.

Результаты констатирующего педагогического эксперимента представлены в табл. 2.

Таблица 1 - Образовательные результаты реализации модели формирования экологической компетентности будущих учителей

Образовательные результаты Компоненты экологической компетентности

Когнитивный компонент Ценностно-мотивационный компонент Профессионально-деятельностный компонент

Знает Основные экологические понятия, закономерности, теории и законы; причины возникновения и развития глобальных экологических проблем. Особенности становления жизненных ценностей в области взаимодействия человека и природы. Нормы и правила экологического поведения и экологической деятельности в природной среде.

Умеет Устанавливать закономерные связи между природными объектами и явлениями; описывать модели формирования и развития экологических проблем. Прогнозировать не только реальные, ощутимые здесь и сейчас последствия воздействия человека на природную среду, но потенциальные угрозы, которые могут возникнуть в отдаленном будущем; видеть, сопереживать, созерцать, наслаждаться красотой природы. Подбирать рациональные методы и технологии организации природоохранной деятельности; проектировать и планировать разные способы и формы организации экологического обучения, воспитания и просвещения подрастающего поколения.

Владеет Действиями по изучению различных типов взаимоотношений природных объектов между собой и с окружающей средой; действиями по анализу и обсуждению результатов воздействия человека на окружающую среду. Мотивами и установками на познание и сохранение природы. Действиями по осуществлению экологического просвещения и пропаганде экологических идей, действиями по реализации творческого потенциала при организации природоохранной и природовосстано-вительной деятельности.

Таблица 2 - Сформированное^ компонентов экологической компетентности студентов педагогического вуза (констатирующий эксперимент)

Уровни сформированности

Компоненты низкий средний высокий

экологической кол-во кол-во кол-во

компетентно- студентов студентов студентов

сти абс., отн., абс., отн., абс., отн.,

чел. % чел. % чел. %

Когнитивный 89 48,4 78 42,4 17 9,2

Ценностно-мо-тивационный 113 61,4 55 29,9 16 8,7

Профессио-

нально-дея- 142 77,2 34 18,5 8 4,3

тельностный

Уровни сформированности

Компоненты низкий средний высокий

экологической кол-во кол-во кол-во

компетентно- студентов студентов студентов

сти абс., отн., абс., отн., абс., отн.,

чел. % чел. % чел. %

Когнитивный 33 17,9 123 66,8 28 15,3

Ценностно-мо-тивационный 79 42,9 85 46,2 20 10,9

Профессио-

нально-дея- 92 50,0 77 41,8 15 8,2

тельностный

В рамках когнитивного компонента экологической компетентности нами были изучены уровни сформированности экологической картины мира у студентов. Анализ двух экспериментов показал положительную динамику в формировании экологической картины мира. В формирующем эксперименте мы видим значительное повышение числовых показателей на уровнях выше среднего (60%) и высокого (18%) (рис. 1).

60%

Обработка результатов констатирующего эксперимента показала, что у большинства студентов когнитивный компонент экологической компетентности находится на низком уровне (48,4%). Сопоставимые цифры были получены у студентов, обладающих средним уровнем когнитивного компонента (42,4%). И значительная разница отмечалась в уровне сформированности ценностно-мотивационного и про-фессионально-деятельностного компонентов. Большая часть студентов продемонстрировали низкий уровень: 61,4% и 77,2% соответственно. И лишь малая часть обладала средним и высоким уровнем экологической компетентности.

Повторное тестирование студенты проходили по итогам освоения вышеперечисленных дисциплин. Результаты формирующего эксперимента представлены в табл. 3.

Таблица 3 - Сформированность компонентов экологической компетентности студентов педагогического вуза (формирующий эксперимент)

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

20% п

0%

52%

I

27%

22%

0% 1%

18%

0%

высоким

ниже средним выше среднего среднего

□ формирующий эксперимент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

] констатирующим эксперимент

Рисунок 1 - Результаты сформированности экологической картины мира у студентов

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

п

20%

п рр

0% 0%

40%,-

45%

40%

5%

15%

0%

п

высокий

Анализ полученных данных показывает, что число студентов со средним уровнем когнитивного компонента экологической компетентности увеличилось на 24,4%, а число студентов с низким уровнем сократилось на 30,5%. При этом количество обучающихся с высоким уровнем когнитивного компонента несколько увеличилось (15,3% вместо 9,2%). Увеличилось также число студентов, продемонстрировавших средний уровень ценностно-мотивационного и профессионально-деятельностного компонентов: 46,2% и 41,8% соответственно. Однако данные показатели ниже, чем у когнитивного компонента экологической компетентности.

низким ниже средним выше

среднего среднего

□ констатирующим эксперимент Сформирующим эксперимент

Рисунок 2 - Результаты сформированности экологического мышления у студентов

В рамках ценностно-мотивационного компонента экологической компетентности нами были изучены уровни сформированности экологического мышления у студентов. Анализ двух экспериментов показал положительную динамику в формировании экологического мышления. В формирующем эксперименте мы видим значительное повышение числовых показателей на уровнях выше среднего (40%) и высокого (15%).

Проанализировав результаты, полученные при констатирующем и формирующем экспериментах когнитивного, ценностно-мотивационного и профес-сионально-деятельностного компонентов экологической компетентности можно сказать, что систематическое применение тестирования также позволяет повысить оценочные показатели на 0,5 балла при формирующем эксперименте (табл. 4).

Таблица 4 - Оценочные показатели средних баллов

Вид тестирования Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент

Ср. балл при промежуточном тестировании 3,9 4,0

Ср. балл при итоговом тестировании 4,0 4,5

Статистическая обработка экспериментальных данных проводилась на основе критерия однородности х2эмп, который вычислялся по следующей формуле [21, с. 52]:

Так как все эмпирические значения критерия j на каждом этапе педагогического эксперимента получились выше критического значения (j20,05 = 5,99) [21, с. 52], то достоверность различий данных полученных в ходе формирующего и констатирующего этапа эксперимента составляет 95%.

Таким образом, использование педагогического тестирования в профессиональном образовании дает возможность определения соответствия содержания, уровня и качества их подготовки, а систематическое проведение тестового контроля позволяет оценивать формирование экологических компетентности у будущих учителей.

Список литературы:

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 // Консуль-тантПлюс [Электронный ресурс]. - https://consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174.

2. Об Экологической доктрине Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 1225-р // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92097.

3. О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19.04.2017 г. № 176 // Консультант-Плюс [Электронный ресурс]. - https://consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_215668.

4. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Вагнер И.В., Либеров А.Ю. Концепция общего экологического образования в интересах УР (2010) // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2012. № 2. С. 4-15.

5. Носова Т.М. Система методической подготовки учителя начальных классов к экологическому образованию школьников: дис. ... д-ра пед. наук. Самара, 1998. 379 с.

6. Пономарева И.Н. Основные концептуальные положения к проблеме экологического образования и воспитания // Проблемы экологического образования в школе и педвузе: мат-лы тез. межвуз. конф. по методике преподавания биологии / науч. ред.: И.Н. Пономарева. СПб.: Образование, 1993. С. 4-6.

7. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Г.В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика. 1990. № 12. С. 47-51.

8. Глазачева А.О., Глазачев С.Н. Формирование экологической компетентности будущего дизайнера в системе высшей школы // Акмеология. 2013. № 1. С. 93-98.

9. Алексеев С.В. Экологическая компетентность как прогнозируемый результат экологического образования // Сборник материалов VI междунар. методологического семинара. СПб.: Тесса, 2006. С. 20-23.

10. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция - новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2007. № 3. С. 3-8.

11. Панфилова Л.В. Формирование экологической компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя химии: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. Тольятти, 2002. 42 с.

12. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. М.: МИОО, 2009. 180 с.

13. Макарова Е.А. Методика формирования экологической компетентности будущих учителей: технологии сотрудничества: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2011. 26 с.

14. Дятлова К.Д. Системный подход к составлению и анализу качества педагогических тестов по биологии: монография. Нижний Новгород: НГСХА, 2006. 237 с.

15. Дятлова К.Д., Михалева Т.Г. Разработка заданий в тестовой форме и тестов по биологии: учебно-методическое пособие. Новосибирск: Областной центр мониторинга образования, 2008. 123 с.

16. Столярова И.В. Педагогический контроль как фактор повышения качества обучения слушателей вузов МВД России: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1999. 198 с.

17. Чернилевский Д.В., Лузик Э.В. Подходы к диагностике качества обучения. М.: МГТА, 2000. 27 с.

18. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2005. 155 с.

19. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М.: Народное образование, 2000. 352 с.

20. Непопалова Е.С. Средства оценивания результатов обучения в профессиональной подготовке учителя географии // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. Т. 11, № 4 (4). С. 881-886.

21. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. 67 с.

TESTING AS A WAY TO ASSESS THE DEVELOPMENT OF BACHELORS' ENVIRONMENTAL COMPETENCE AT PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

© 2020

Makarova Ekaterina Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of Biology, Ecology and Methods of Teaching Department Stepanova Ekaterina Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of Chemistry, Geography and Methods of Teaching Department

Samara State University of Social Sciences and Education (Samara, Russian Federation)

Abstract. The paper is devoted to the problem of prospective teachers' ecological competence development, as well as to the peculiarities of diagnostics of ecological competence components development. The goal of the paper is to show the experience of implementing a competence-based approach for a professional training of bachelors majoring in Pedagogical Education and methodological approaches aimed at assessing the process of professional competencies development. The paper deals with the concepts of «environmental education» and «environmental compe-

tence». The authors define the environmental competence of a pedagogical university graduate as an integrated quality of personality based on theoretical knowledge, practical skills in the field of ecology and readiness of a prospective teacher for environmentally adequate and professionally appropriate behavior in situations of moral choice. A student's environmental competence is presented as a complex system that includes a number of components (cognitive, value-motivational, professional-activity). The authors describe means of assessing students' environmental competence development, paying special attention to a pedagogical testing. The paper defines the main stages of designing a pedagogical test and the conditions for its use. The paper also contains the results of a pedagogical experiment which was done at Natural Geography Institute of Samara State University of Social Sciences and Education. The use of testing for professional education makes it possible to determine the compliance of the content, level and quality of students' training, while systematic testing allows you to evaluate the process of pedagogical university students' environmental competence development.

Keywords: environmental competence; environmental education; environmental culture; competence approach; diagnostics and control of educational results; training of prospective teacher; bachelor's degree; pedagogical university; testing; assessment tools; quality of students' training.

k k k

УДК 37/58.006

DOI 10.24411/2309-4370-2020-11308

Статья поступила в редакцию 16.01.2020

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОТАНИЧЕСКОГО САДА ПЕТРА ВЕЛИКОГО БИН РАН

© 2020

Мусинова Лариса Петровна, методист культурно-просветительского центра Калугин Юрий Гурьянович, научный сотрудник

Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация) Митина Елена Гарисоновна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры естественных наук

Мурманский арктический государственный университет (г. Мурманск, Российская Федерация)

Аннотация. В статье приводится обзор экскурсоводческой деятельности в одном из старейших садов России - Ботаническом саду Петра Великого Ботанического института им. В.Л. Комарова РАН. Авторами впервые обобщен опыт работы с посетителями Ботанического сада Петра Великого за период с конца XIX в. по настоящее время. Большое внимание уделено истории становления экскурсионного дела в России и в Ботаническом саду. Стимулом к работе послужил возрастающий интерес к ботаническим садам и разнообразные формы экскурсоводческой работы, существующие сейчас в ботаническом саду г. Санкт-Петербурга. Современное экскурсоведение достаточно широко описывает общие основы ведения экскурсий, однако частные, практические приёмы представлены недостаточно. Поэтому актуальной становится задача методических разработок для специалистов узкоспециализированной профессии - экскурсоводов ботанического сада. На основе исторического опыта описываются правила подготовки к экскурсии в ботаническом саду, уделено внимание аспектам при отборе информации для экскурсии, приведены специальные методические приёмы, даны общие рекомендации по проведению экскурсий. Знание особенностей проведения экскурсий в Ботаническом саду поможет специалистам эффективно и грамотно организовать работу по экологическому и биологическому просвещению как взрослых, так и юных экскурсантов.

Ключевые слова: экскурсия; экскурсовод; прогулка; ботанический сад; оранжереи; профессиональная подготовка; методические приёмы; посетители; экологическое просвещение; биологическое просвещение.

В настоящее время возрастающий интерес людей к изучению растений выражается в популярности посещения таких мест, как ботанические сады. Правильно организованная деятельность участников экскурсий в садах зачастую оставляет неизгладимый след в памяти экскурсантов, влияет на их мировоззрение, формирует новые знания и положительные эмоции. Однако если в современном экскурсоведе-нии общие основы ведения экскурсий освещены достаточно широко, то частные практические приёмы и правила представлены недостаточно. Мы считаем экскурсию в ботанический сад узкоспециализированной экскурсией, в которую органично заложены основы экологического и биологического просвещения. Это особенный вид общения с посетителем, требующий от экскурсовода специальных знаний и наличия индивидуальных приёмов, которые могут быть эффективны в каждом конкретном случае. При Самарский научный вестник. 2020. Т. 9, № 1 (30)

создании такой экскурсии специалисту требуются не только ботанические знания, личностные качества, но и творческие усилия.

Ботанический сад Петра Великого Ботанического института им. В.Л. Комарова РАН (БИН РАН) - одно из старейших учреждений науки, где экскурсионная работа ведется предположительно с конца XIX в. Повышенное внимание к Саду со стороны посетителей, современные разнообразные формы экскурсионной работы, стремление сотрудников Сада к эффективным способам изложения научной информации стали причинами создания правил по организации подготовки и проведения экскурсий в Ботаническом саду Петра Великого. Несмотря на то, что группы экскурсантов в Саду разнообразны и отличаются уровнем знаний, возрастом, потребностями и т.п., общими остаются принципы, положенные в основу экскурсии, требования к изложению информа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.