Выводы. Таким образом, на основе проведённого анализа отечественных и зарубежных источников в области профессиональной мотивации студентов, можно прийти к выводу, что мотивация является важным элементом образовательного процесса, без которого невозможно достигнуть высоких результатов. Для формирования мотивации у студентов необходимо оказывать комплексное направленное влияние на студентов, способствующее её повышению: как со стороны преподавателей, которые в том числе должны отбирать более эффективные методы и средства обучения, так и со стороны созданной в образовательной организации обучающей среды.
Литература:
1. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий: Учеб. пособие. - М.: Логос, 2006. - 184 с.
2. Гаинцева, О.И. Мотивация учебной деятельности студента как залог успешной профессиональной подготовки выпускника вуза / О.И. Гаинцева // Международный научный журнал «Символ науки». - 2015. - № 6. - С. 263-267.
3. Грант Хэлворсон Х. Психология мотивации. Как глубинные установки влияют на наши желания и поступки / Грант Хэлворсон Х., Хиггинс Т. - М.: ИД «Манн, Иванов и Фербер», 2014. - 234 с.
4. Иванова, В.П. Мотивация достижения как мотивация компетентности / В.П. Иванова // Вестник КРСУ. - 2014. -Том 14. - № 10. - С. 35-38.
5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
6. Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным / Джули Дирксен. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 276 с. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2018/181042.htm. (дата обращения 1.12.2020)
7. Кадди, Э. Присутствие духа. Как направить силы своей личности на достижение успеха / Э. Кади. - М.: Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус, 2016. - 320 с.
8. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. - СПб.: Питер, 2007. - 672 с.
9. Оселедец, М.А. К вопросу о мотивациях студентов к обучению / М.А Оселедец // Инновационная экономика и общество. - 2014. - № 2 (4). - С. 67-73
10. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии / А.П. Панфилова // Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
11. Сайдман, Д. Отношение определяет результат / Д.Сайдман. - М.: ИД «Манн, Иванов и Фербер», 2017. - 400 с.
12. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 304 с.
13. Соколков, Е.А. Психология познания: методология и методика преподавания: Учеб. пособие / Е.А. Соколков. - М.: Университетская книга; Логос, 2007. - 384 c.
14. Трейси, Б. Достижение максимума. 12 принципов / Б. Трейси. - Минск: Издательство «Попурри». - 2018. - 352 с.
15. Трейси, Б. Мотивация / Б. Трейси. - М.: ИД «Манн, Иванов и Фербер», 2015. - 144 с.
16. Ульрих, О.К. Мотивации к исследовательской деятельности как условие развития профессиональных компетенций у студентов технического вуза / О.К. Ульрих // Образование и саморазвитие. - 2013. - № 3 (37). - С. 92-97.
17. Braun, S. Planspiel zur Existenzgründung und Unternehmensnachfolge als Lehr - und Forschungsmethode // Universität Lüneburg Institut für Unternehmensentwicklung Lehrstuhl Gründungsmanagement. Diskussionspapier Nr. 6. November 2009. [Electronic resource] URL:http://hdl.handle.net/10419/41945 (accessed 1/12/2020)
18. Pivec, M. Game-Based Learning in Universities and Lifelong Learning / Pivec Maja, Dziabenko Olga // Journal of Universal Computer Science, vol. 10, no. 1 (2004), p. 14-26.
19. Williams, K.C. Five Key Ingredients for Improving Student Motivation / K.C. Williams // Research in Higher Education Journal, 12, 2011, 1-23.
Педагогика
УДК 372.891
кандидат педагогических наук Трикула Людмила Николаевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород); учитель Вареных Инна Владимировна
МБОУ «Новогородковская СОШ» Одинцовский городской округ Московская область (п. Новый Городок); кандидат философских наук, доцент Костина Ирина Борисовна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования экологической компетентности обучающихся во внеурочной деятельности по географии. В статье подчеркивается актуальность формирования экологической компетентности обучающихся в сложившейся экологической ситуации. Авторы, анализируя подходы современных ученных по обозначенной проблеме, характеризуют сущность, особенности и структуру экологической компетентности обучающихся. Описывают этапы формирования экологической компетентности обучающихся в ходе реализации программы внеурочной деятельности по географии, построенной с учетом краеведческого принципа.
Ключевые слова: экологическая компетентность обучающихся, внеурочная деятельность по географии, авторская программа.
An^tatton. The article is devoted to the problem of the formation of environmental competence of students in extracurricular activities in geography. The article emphasizes the relevance of the formation of environmental competence of students in the current environmental situation. The authors, analyzing the approaches of modern scientists on the designated problem, characterize the essence, features and structure of environmental competence of students. escribe the stages of the formation of environmental competence of students during the implementation of the program of extracurricular activities in geography, built taking into account the local history principle.
Key words: environmental competence of students, extracurricular activities in geography, author's program.
Введение. В настоящее время остро стоит проблема улучшения состояния окружающей природы. Сложившаяся экологическая ситуация характеризуется как критическая, главной причиной которой является потребительское отношение человека к окружающей природе. Улучшить состояние природы могут лишь те люди, которые понимают законы природы, деятельность которых учитывает все стороны взаимодействия природных сообществ, а также люди с понимаем того, что
человек - это часть природы. В связи с этим повышение уровня экологической грамотности населения является приоритетным направлением развития общества. В Конституции Российской Федерации закреплена обязанность граждан беречь и охранять природу вместе с её богатствами. Для того, чтобы это не было обязанностью, а стало привычным образом жизни людей, следует с ранних лет прививать и воспитывать в детях чувство ответственного отношения к окружающей природной среде. В этой связи, как никогда актуальна роль экологического образования, одной из целью которого является воспитание и образование человека экологически компетентного.
Формирование экологического сознания и поведения, экологической культуры и, соответственно, экологической компетентности может осуществляться с помощью проводимой политики в области охраны окружающей среды, через СМИ, экономическую сферу и т.д., но главным социальным институтом, призванным формировать экологическую компетентность была и остается общеобразовательная школа. Особое место в экологическом образовании и воспитании отводится школьной дисциплине «География», так как данная дисциплина способствует изучению экосистем от планетарного до локального уровней, пониманию взаимосвязей общества и природы, а также учит анализировать с экологической точки зрения любые виды деятельности человека. В последнее время возрастает экологическая направленность школьных курсов географии, за счет увеличения информации о значимости природы для человека, о его положительном или отрицательном влиянии на нее, а также о различных экологических взаимосвязях. Экологизация географического образования способствует развитию экологического мышления, формирует умение анализировать и делать выводы об экологическом состоянии природы на основе полученных знаний.
Таким образом, актуальность исследования связана с возросшими потребностями воспитания экологически грамотной личности, обладающей экологической компетентностью, проявляющейся в повседневном соблюдении норм и правил экологически целесообразного поведения.
Теоретической основой исследования в области экологического образования послужили труды, философов педагогов, психологов и методистов: А.В. Гагарина (2011), С.Н. Глазачева (2008), С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина (1999), Л.Е. Пистуновой (2006), А.Н. Захлебного (1981), И.Д. Зверева (1980), И.Т. Суравегиной (1995), Л.С. Чопенко (2013), Е.А. Шульпиной (2001), В.И. Панова (2017) и др.
Изложение основного материала статьи. Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры человека, проявляющейся в бережном ответственном отношении к окружающей природе (Глазачев, 2008, Захлебный, 1981, Кучер, 1990, Palmer J., 2003). Одним из показателей сформированности экологической культуры человека является экологическая компетентность.
Анализ научных публикаций ведущих ученых, методистов, изучающих проблему формирования экологической компетентности показал, что многие рассматривают экологическую компетентность обучающихся как личностную характеристику, как сумму экологических знаний, умений, как готовность человека в любой ситуации выбирать решение проблемы с учетом рационального природопользования (Шульпина Е. А. (2001), Пистунова Л.Е. (2006), Ромейко Н.В. (2000). Согласно взглядам Д.С. Ермакова экологическая компетентность - это качество личности, включающее в себя усвоенные экологические знания, умения, навыки, убеждения, мотивы, ценностные представления, экологически значимые личностные критерии и практический опыт экологической деятельности (Ермаков, 2006).
Панфилова Л.В., Захлебный А.Н. под экологической компетентностью понимают знания, опыт поведения в окружающей среде, которые направлены на стремление к деятельности по сохранению природы, признание важной ценностью общества экологических благ, которые могут обеспечить увеличение продолжительности жизни, способствовать сокращению заболеваемости среди населения (Захлебный, 1981, Панфилова, 2002).
Гагарин А.В. рассматривает экологическую компетентность как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков), необходимых для осуществления различных видов практической деятельности с позиций ее экологической целесообразности, в т.ч. продуктивной природосохранительной деятельности» (Гагарин, 2011, С. 49).
Мы считаем, что экологическая компетентность обучающегося, представляет комплексную системную характеристику, включающую экологические знания, умения, навыки, мотивы, ценностные установки, действия и поступки, направленные на бережное отношение к природе, на сохранение и поддержание ее экологического равновесия. Предполагаем, что экологическая компетентность может сформироваться только в ходе практического участия ребенка в природоохранной деятельности.
На основе анализа научных работ выше представленных авторов мы выделили следующие компоненты экологической компетентности обучающихся:
1) мотивационно-ценностный (отношенческий);
2) когнитивный;
3) деятельностный (поведенческий).
Для мотивационно-ценностного компонента экологической компетентности обучающихся, мы выделили мотивационно-чувственный критерий, который включает следующие показатели:
- убеждения, ориентированные на бережное отношение к природе;
- ценностные ориентации личности ребенка, побуждающие ответственно относиться к окружающей природе и осуществлять природоохранную деятельность;
- мотивы, чувства ребенка, направленные на гуманность, сопереживание, бережливость, ответственность за результаты своей экологической деятельности.
Положительные чувства формируются через восприятие мира природы, они основываются на эстетическом восприятии окружающей среды, осознании и понимании ее хрупкости. В процессе общения с природой личность дает ей психологическую и эмоциональную оценку, а также, обладая всеми компонентами экологической культуры, формирует у себя положительное отношение к окружающей природе.
Ценностные ориентации - компонент структуры личности, который позволяет определять отношение к действительности и характеризует ее отношение к ценностям, определяющим ее мотивы и поведенческие реакции в общественной жизни. В педагогической среде ценностные ориентации определяются как вид отношений, возникающих как первоначальное предпочтение индивидуумом каких-либо ценностей. Только те ценности, которые ребенок принимает (например, ценность природных объектов, природоохранной деятельности) переходят в ценностные ориентации. Результатом формирования мотивационно-ценностного компонента должны быть: потребность обучающихся в охране окружающей среды и стремление организовать других людей для осуществления природоохранной деятельности.
Для когнитивного компонента был выделен знаниевый критерий, представленный системой экологических знаний, обеспечивающих понимание и усвоение учащимися закономерностей развития и существования природы, осознание роли человека в природной системе, формирование экологических принципов отношения к природе. В данном контексте экологические знания понимаются как система понятий, усвоенных учеником, в рамках учебного процесса
общеобразовательной школы, как совокупность научно-теоретических понятий, необходимых для сознательного выполнения различных практических природоохранных мероприятий (Шаронова, 2002).
Для деятельностного компонента был определен поступочный критерий, показателями которого будут выступать действия и поступки, направленные на охрану и бережное отношение к окружающей природе. Мы считаем, что эти показатели будут формироваться через систему экологических умений. Обучающиеся должны уметь анализировать и устанавливать причинно-следственные связи возникших экологических проблем, уметь давать оценку и прогнозировать последствия деятельности человека. В повседневной жизни соблюдать установленные правила и нормы экологического поведения.
Внеурочная деятельность по географии создает широкие возможности для формирования экологической компетентности обучающихся, что подтверждено требованиями к уровню подготовки выпускников по географии. Эти требования предполагают, что обучающиеся должны уметь прогнозировать, например, тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природного комплекса в результате хозяйственной деятельности человека, проводить оценку антропогенной нагрузки на окружающую природную территорию, моделировать последствия вмешательства человека в природу и т.д. (Васильев, 2002, Гладкий, 2017).
Для исследования возможностей школьного курса географии по формированию экологической компетентности обучающихся нами был организован педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие обучающиеся 8 классов, было выделено 2 группы: контрольная и экспериментальная (всего 44 человека). Эксперимент длился один учебный год.
Педагогический эксперимент состоял из следующих этапов: подготовительного, констатирующего, формирующего, заключительного. Контрольная группа не участвовала в формирующем этапе.
Подготовительный этап предполагал изучение состава учеников, разработку плана проведения эксперимента по теме исследования, выбор методик для изучения уровня сформированности экологической компетентности, определения педагогических условий.
На этапе констатирующего эксперимента для определения сформированности экологической компетентности школьников использовались адаптированные методики: «Диагностика уровня экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву, С.Н. Глазычеву, «Экологическая культура обучающихся» Е.В. Асафовой. Данные методики позволяли оценить уровень мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов. Для оценки уровня когнитивного компонента анализировались результаты диагностических работ, показывающих сформированность социально-экологических знаний обучающихся. Так же для оценки деятельностного компонента использовалось наблюдение за школьниками в процессе природоохранной и трудовой деятельности в природе.
Были получены следующие результаты по уровню сформированности экологической компетентности обучающихся в экспериментальной группе: высокий уровень - 10%; средний уровень - 54%; низкий - 36%. Данные показатели были одинаковыми и в контрольной группе.
На этапе формирующего эксперимента в учебно-воспитательный процесс была внедрена авторская программа внеурочной деятельности по географии по формированию экологической компетентности «Сохраним природу п. Новый Городок и его окрестностей» рассчитана на обучающихся 8 класса (экспериментальная группа). Программа была разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, рабочих программ по географии, в соответствии с возрастными особенностями, с учетом краеведческого принципа. Цель программы: повышение уровня экологической компетентности обучающихся посредством различных форм занятий, а также создание условий для активной практической деятельности в окружающей среде на основе краеведческого принципа. Тематический план программы внеурочной деятельности включал следующие разделы:
1. Введение (5 ч).
Геоэкология как область научного знания. Методы геоэкологических исследований. Проблема сохранения природных богатств. Роль географической науки в сохранении и рациональном использовании природных ресурсов. Глобальные экологические проблемы человечества.
2. Природа п. Новый Городок и его окрестностей (8 ч).
Физико-географическая характеристика Одинцовского ГО. Правила поведения в природе. Экскурсия для изучения видового состава растений и животных, определение степени воздействия человека на видовое разнообразие. Водные ресурсы. Практическая работа исследовательского характера. Природоохранные акции. Подготовка к зиме.
3. Экологические проблемы п. Новый Городок и его окрестностей (10 ч).
Источники загрязнения атмосферы п. Новый Городок. Методы мониторинга атмосферного воздуха. Экологическое состояние почв в нашей местности. Опасность химического загрязнения для природной среды и здоровья человека. Реки и источники их загрязнения. Исследования состояния водной среды.
4. Экология малой Родины. Сохранение природных богатств (11 ч).
Редкие виды растений и животных. Красная книга МО. Переработка отходов антропогенной деятельности для сохранения ресурсов. Решение ситуационных задач экологического характера. Дискуссия на тему: «Сохранение природы -долг каждого человека!». Экологические акции. Создание свода законов о правилах поведения в окружающей среде.
Разработанная программа внеурочной деятельности по географии экологической направленности предполагала следующие формы работы с обучающимися: семинары, диспуты, дискуссии, дебаты, мозговой штурм, практическую природоохранную деятельность на местности, экологические акции, выполнение мини-проектов, исследовательскую деятельность по изучению окружающей среды, игры, экскурсии, проведение праздников, Всероссийских экологических уроков.
Для дебатов, дискуссий, диспутов подбирали совместно с обучающимися самые важные для них темы, касающиеся экологических проблем своего родного края, например, «Экологические проблемы парка в п. Сан. им. Герцена задача администрации или каждого человека». Применялся метод «анализа конкретных ситуаций», который призван был помогать школьникам научиться анализировать представленную информацию, выявлять ключевые компоненты, выбирать пути решения проблемы, оценивать их. Содержание ситуаций определялось исходя из актуальных экологических проблем, которые сложились в месте проживания.
Большое значение имело практическое участие школьников в природоохранной деятельности. В ходе занятий обучающиеся осваивали деятельность по практической оценке состояния окружающей среды, выявлению социально-экологических проблем, причин их возникновения, выбору способов решения указанных проблем, а также формированию экологически грамотного поведения в природной, культурной, образовательной среде. Так же формирование экологической компетентности проводилось и в рамках проведения исследовательских работ и экологических акций, таких как, «Изучение характеристик родника в п. Сан. им. Герцена, и оценка экологического состояния родника», «Сдай макулатуру - спаси дерево», «Чистый лес» и т.д.
На заключительном этапе после проведения экспериментальной работы по апробации программы внеурочной деятельности по географии, направленной на формирование экологической компетентности обучающихся, так же была проведена диагностика уровнях экологической компетентности обучающихся (по раннее представленным методикам). Мы получили существенные различия в процентном отношении детей по уровням сформированности экологической компетентности в контрольной и экспериментальной группах. В последней количество детей с низким уровнем сократилось до 10 %, в тоже время выросло количество обучающихся со средним уровнем (77%), что говорит о том, что программа внеурочной деятельности, внедренная в образовательный процесс, помогла повысить уровень сформированности экологической компетентности обучающихся.
Таким образом, разработка и апробация программы внеурочной деятельности оп географии, направленной на формирование экологической компетентности обучающихся позволила повысить уровень последней в экспериментальной группе.
Выводы. Таким образом, экологическая компетентность обучающихся является важной составляющей экологической культуры человека. Программа внеурочной деятельности по географии, построенная с учетом краеведческого принципа, с применением активных методов и форм, ориентированных на природоохранную, исследовательскую деятельность способствует формированию экологической компетентности обучающихся.
Литература:
1. Васильев, С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография / С.В. Васильев. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 91 с.
2. Гагарин, А.В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование / А.В. Гагарин.
- М.: Издательство РУДН, 2011 - 160 с.
3. Гладкий, Ю.Н. География 10-11 классы / Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. - М.: Просвещение, 2017. - 272 с.
4. Глазачев, С.Н. Экологическая компетентность: теория и практика / С.Н. Глазачев, О.Е. Перфилова. - М.: РИО МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. - С. 5-8.
5. Дерябо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С.Д. Дерябо. - М.: МПСИ, 1999. -С. 130-151.
6. Ермаков, Д.С. Экологическая компетентность / Д.С. Ермаков // Актуальные проблемы и перспективы развития биологического и экологического образования. - СПб.: Тесса, 2006. - № 5. - C. 24-25.
7. Захлебный, А.Н. Школа и проблемы охраны природы / А.Н. Захлебный. - М.: Педагогика, 1981. - 184 с.
8. Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования / И.Д. Зверев. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
9. Кучер, Т.В. Экологическое воспитание учащихся / Т.В. Кучер. - М.: Просвещение, 1990. - 121 с.
10. Панов, В.И. Экологическое сознание в парадигмальном контексте понятия «природа» / В.И. Панов // Ноосферные исследования, 2017. - Выпуск 2(18). - С. 17-30.
11. Панфилова, Л.В. Формирование экологической компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя химии: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. / Л.В. Панфилова. - Тольятти, 2002. - 42 с.
12. Пистунова, Л.Е. Формирование экологической компетентности студентов вуза: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. / Л.Е. Пистунова. - Кемерово, 2006. - 204 с.
13. Ромейко, Н.В. Формирование экологической компетентности в условиях послевузовского образования / Н.В. Ромейко // Методология, теория и практика формирования экологической культуры в системе непрерывного образования: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. - Тобольск, 2000. - С. 72-79.
14. Суравегина И.Т. Как учить экологии / И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич. - М.: Просвещение, 1995. - 96 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Официальный интернет-портал правовой информации - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?index=0&rangeSize=1 (дата опубликования 05.07 2021).
16. Чопенко, Л.С. Экологическая компетентность личности как педагогическое явление / Л.С. Чопенко // Вестник Российского университета кооперации. - 2013. - №4. - С. 125.
17. Шаронова, Е.Г. Формирование экологической культуры подростков в объединениях натуралистско-экологического направления учреждений дополнительного образования: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Е.Г. Шаронова.
- Чебоксары, 2002. - 167 с.
18. Шульпина, Е.А. Педагогические условия формирования экологической компетентности у студентов университета (на примере общепрофессиональных дисциплин специальности «География»): автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13. 00. 08. / Е.А. Шульпина. - Челябинск, 2001. - 23 с.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Хайруллин Рестям Давлетбаевич
Российский государственный университет правосудия, Приволжский филиал (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Храмова Юлия Николаевна
Российский государственный университет правосудия, Приволжский филиал (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ипатова Ирина Серафимовна
Российский государственный университет правосудия, Приволжский филиал (г. Нижний Новгород)
ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО ВРЕМЯ
COVID-19
Аннотация. Авторы статьи затрагивают актуальную на сегодняшний день тему преподавания иностранного языка в условиях COVID-19. Необходимость быстрого перехода на дистанционное обучение заставила преподавателей и студентов по-новому взглянуть на все стороны учебного процесса и адекватно ответить на вызовы в условиях пандемии. В статье указывается на трудности в преподавании и изучении иностранного языка и пути их преодоления. Сравнивая очное и дистанционное обучение, авторы не дают предпочтения ни одному способу, но объективно оценивают online формат, предлагая способы его совершенствования и дальнейшего внедрения в учебный процесс. В статье особо подчеркивается роль преподавателя в этих условиях, как главного действующего лица и вдохновителя в успешной реализации учебных и воспитательных задач.
Ключевые слова: online образование, цифровая платформа, технологии обучения, коммуникация, мотивация, учебная нагрузка, обучающая стратегия.