Научная статья на тему 'Экологическая компетентность личности как педагогическое явление'

Экологическая компетентность личности как педагогическое явление Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ENVIRONMENTAL COMPETENCE / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / УМЕНИЯ / SKILLS / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / PHILOSOPHY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ПРИРОДА / NATURE / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чопенко Любовь Семеновна

Изучены вопросы экологического образования, формирования экологического мировоззрения и экологической компетентности человека. Проанализирована отечественная и зарубежная литература по данной проблеме, приведены концептуальные подходы к содержанию и структуре экологической компетентности, определена авторская позиция о необходимости интегрированного подхода в процессе ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL COMPETENCE OF PERSONALITY AS A PEDAGOGICAL EVENT

In this paper we study environmental education, ecological worldview formation and ecological competence person. Analyzed the domestic and foreign literature on this issue, given the conceptual approaches to the content and structure of ecological competence, defined the author's position on the need for an integrated approach in the process of its formation.

Текст научной работы на тему «Экологическая компетентность личности как педагогическое явление»

личие традиционного человека от протестанта Макс Вебер представил в виде сравнительной таблицы [2].

Обобщить вышеизложенное о лютеранском трудовом воспитании можно таким образом: творчество, труд, земная активная деятельность является в христианстве величайшей ценностью. Человек одухотворяет труд, который раскрывает данный Богом талант и направлен на совершенствование и воспитание души. Протестантская трудовая этика - религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости добросовестно и усердно работать. Она распространялась на все слои населения и была вероятной причиной экономического успеха в них. Являясь продуктом длительного воспитания, протестантская этика стала частью германского менталитета, который несомненно связан с религией. Христианское, в том числе протестантское воспитание, как элемент духовно-нравственного

воспитания Германии принесло и продолжает приносить свои плоды. В нашей действительности воспитание нередко оказывается направленным только на передачу конкретных знаний и умений, оставляя брешь в трудовом и нравственном воспитании, поэтому назрела необходимость обращения к христианской педагогике и протестантскому опыту Германии. Ведущая цель немецкой христианской педагогики совпадает с традиционной православной педагогикой - приобщение к христианскому образу жизни во имя спасения души.

Исследование рассмотренного опыта способно оказать позитивное влияние на имеющуюся антитрудовую ментальность, устранить культ обмана, воровства, заменить пафос чуда пафосом труда. Для нашей многонациональной и многоконфессиональной страны крайне важно осознание ценностных оснований как компонента педагогической и общей культуры, необходимого для воспитания уважения, доброты и толерантности в качестве социального заказа. Интегрированное целостное знание о мире не может сегодня не включать в себя как составную часть знание религии, основанное на философском осмыслении. Предпринимаемые попытки восстановления христианского воспитания являются добрыми вестниками оздоровления нашего общества.

список литературы

1. Alberth Wittstock. Die Erziehung im Sprichwort oder die deutsche Volkspaedagogik. Verlag von C.G. Naumann, Leipzig, 1889.

2. URL: http://www.zonakz.net/blogs/user/ spravedlivyj_ vozhd/6493.html (дата обращения 01.02.2011).

традиционный человек протестант

Работает, чтобы жить Живет, чтобы работать

Профессия - бремя Профессия - форма существования

Стратегия: минимизировать количество работы при желательном сохранении стабильного дохода Стратегия: максимизировать доход, даже если это требует более интенсивного труда

Принцип коммерции: «не обманешь - не продашь» Принцип коммерции: «честность - лучшая гарантия»

ТОЛСТОВА Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

TOLSTOVA, Elena Vladimirovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of World Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

уцк 37.01

экологическая компетентность личности как педагогическое явление

Л.с. Чопенко

Изучены вопросы экологического образования, формирования экологического мировоззрения и экологической компетентности человека. Проанализирована отечественная и зарубежная литература по данной проблеме, приведены концептуальные подходы к содержанию и структуре эко-

логической компетентности, определена авторская позиция о необходимости интегрированного подхода в процессе ее формирования.

Ключевые слова: экология; личность; экологическая компетентность; знания; умения; мировоззрение; общество; природа; окружающая среда.

L.S. Chopenko. ECOLOGICAL COMPETENCE OF PERSONALITY AS A PEDAGOGICAL EVENT

In this paper we study environmental education, ecological worldview formation and ecological competence person. Analyzed the domestic and foreign literature on this issue, given the conceptual approaches to the content and structure of ecological competence, defined the author's position on the need for an integrated approach in the process of its formation.

Keywords: ecology; personality; environmental competence; knowledge; skills; philosophy; society; nature; environment.

Проблемы XXI в. определяют новую роль образования и ставят важные задачи. К числу таких задач относится экологизация образования, организация всеобщего, непрерывного экологического образования, формирование экологического мировоззрения и экологической компетентности каждого человека, его нацеленности на природосообразную деятельность, экологически чистые технологии производства.

Теоретические основы современной отечественной системы экологического образования закладывались в 60-е гг. XX столетия трудами Н.В. Верзилина, Я.И. Габеева, В.М. Корсун-ской, Б.Д. Комисарова, А.И. Можатовой, И.А. Рыкова, Д.И. Трайтак и других.

Основополагающее значение для формирования экологии как самостоятельного направления научного знания, для понимания места и роли человека в современном мире имели труды философов и культурологов: Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, И.А. Ильина, Н.Н. Моисеева, А. Печчеи, B.C. Соловьева, О. Тойнби, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, К.Э. Циолковского,

A. Швейцера и др.

Важное значение в понимании сути экологического знания, экологической культуры стали идеи философии русского религиозного возрождения С.Н. Булгакова и идея русского космизма, яркими представителями которого были

B.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров, А.Л. Чижевский, Н.Г. Холодный и др.

Мировоззренческие идеи, заложенные в конце XIX - начале XX вв., активно развиваются отечественными и зарубежными учеными. Идеи устойчивого и опережающего развития, биологической регуляции окружающей среды, биосферной концепции развития мира, концепции экологического социализма пронизаны ноогуманистическими идеалами (Н.А. Агаджанян, Д.А. Адманд, Ю.М. Ар-ский, М.И. Будыко, Э.В. Гирусов, В.Г. Горшков, В.И. Данилов-Данильян, Д.С. Лихачев, КС. Лосев, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев,

Н.Ф. Реймерс, А.Д. Урсул, А.П. Федоров, А.Л. Яншин и многие др.).

Однако эти идеи могут быть реализованы только лишь при формировании глобального экологического мышления. Именно поэтому экологическое образование должно стать фундаментальной основой современной системы образования.

Большую роль в становлении и развитии экологического образования сыграли работы А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзе-на, Д.Н. Кавтарадзе, В.М. Константинова, С.С. Красновидовой, Т.В. Кучер, Л.Я. Лавриненко, И.П. Лаптева, Н.М. Мамедова, И.С. Матрусова, И.Н. Пономаревой, Т.В. Потаповой, Л.П. Сале-ева, И.Т. Суравегиной, Л.П. Печко, Г.И. Таршис, Н.М. Черновой и др.

Определение экологического образования принято связывать с конференцией, прошедшей в 1970 г. в г. Карсон-Сити (США), выводом которой была такая формулировка: «Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, важных для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды» [1].

Н.М. Мамедов под экологическим образованием понимает «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей культуры, экологической ответственности за судьбу своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной» [5].

Д.Н. Кавтарадзе дает следующее определение экологического образования. «Экологическое образование - основа национальной

безопасности, оно направлено на обеспечение долгосрочных интересов общества путем распространения общих ценностей и привития социальных норм в области взаимодействия людей со средой обитания» [3].

Международный союз охраны природы и природных ресурсов дает такую формулировку: «Экологическое образование - это процесс признания ценностей и прояснение понятий, необходимых для понимания взаимосвязи человека, его культуры и его биосферы. Экологическое образование включает также практику принятия решений и формулировок кодекса поведения, касающегося вопросов экологии».

В своей статье «Школа будущего - школа развития личности», опубликованной в «Зеленом мире», Г.А. Ягодин подчеркивает: «Экологическое образование - это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет жизни, в особую роль человека - капитана команды космического корабля «Земля», имеющего уникальные механизмы саморегуляции» [8].

В.А. Кобылянский утверждает, что экологическое образование способно выполнить свое ведущее назначение лишь в том случае, если оно будет содержательным, непрерывным и охватит собой все стороны жизни человека и общества. «В общественном сознании настойчиво должно формироваться мнение, что образованным ... человеком может считаться лишь тот, кто образован в экологическом отношении» [4].

И.Д. Зверев дает такое определение экологического образования. «Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социопри-родной среды» [2].

Существенный вклад в разработку проблемы формирования экологической компетентности обучающихся внесли Г.И. Кушникова, Л.В. Панфилова, М.В. Полякова, Н.В. Ромейко, Г.П. Сикорская, Е.А. Шульпина и др.

Е.А. Шульпина в своем исследовании экологическую компетентность обучающихся определяет как личностную характеристику, основанную на интеграции знаний, умений в области экологии и нравственного отношения к природе, обуславливающую готовность выбирать, применять и создавать технологии, отвечающие требованиям нравственного и экологического императивов.

Н.В. Ромейко считает, что экологическая компетентность - это сложный системный объект, построенный на интеграции теоретических знаний, практических умений в области экологии и определенного набора личностных качеств, выполняющих специфическую функцию в системе профессиональной деятельности, обуславливающую готовность к экологически адекватному поведению в ситуациях морального выбора.

Г.П. Сикорская и М.В. Полякова, рассматривая экологическую компетентность, понимают под ней «не только и не столько теоретические знания, но и, главное, способность искать и находить необходимую и достаточную процедуру для разрешения каких-либо проблем». С позиций авторов, экологическая компетентность предполагает соблюдение экологического императива в поиске процедур разрешения экологических проблем и в их применении.

Л.В. Панфилова под экологической компетентностью обучающихся понимает знание и опыт в области естественных наук, экологии и экологического образования, способность к деятельности по сохранению окружающей среды и признание особой социальной ценностью экологических благ, обеспечивающих максимальную продолжительность жизни человека и минимальную его заболеваемость [6].

Л.Е. Пистунова рассматривает экологическую компетентность как способность человека, основанную на знаниях, опыте, ценностях и склонностях; то, что порождает умение, действие по разрешению какой-либо экологической ситуации. В более широком смысле экологическая компетентность соответствует способности человека применять знания и действия, подходящие для продуктивного выхода из сложившейся конкретной экологической ситуации.

Экологическая компетентность человека - это его способность пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая компетентность, могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая компетентность человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. В то же время, она отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанный на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека [7].

Большинство исследователей связывают содержание экологической компетентности лич-

ности с ответственным отношением ее к природе, овладение разносторонними знаниями о социоприродной среде, приобретением умений и опыта решения экологических проблем, предвидением возможных последствий природооб-разующей деятельности, потребностью в постоянном общении с природой, непосредственном участии в природоохранном движении.

Итак, экологическая компетентность - это интегративная характеристика личности, определяющая ее способность взаимодействовать в системе «Человек - общество - природа» в соответствии с усвоенными экологическими знаниями, умениями, навыками; с убеждениями, мотивами, ценностными представлениями и практическим опытом экологической деятельности.

Экологическая компетентность включает следующие компоненты: а) когнитивный; б) мотивационно-ценностный; в) деятельностно-практический.

Когнитивный компонент предполагает сформированность системы экологических знаний (естественнонаучных, мировоззренческих, нормативно-правовых, практических), выступающих в основе выбора способа осуществления экологической деятельности.

Мотивационно-ценностный компонент предполагает сложившуюся систему мотива-ционно-ценностных образований: интересов, потребностей, убеждений, ценностных представлений, побуждающих осуществлять экологическую деятельность; социально-значимых мотивов (гражданско-патриотических - любовь к Родине, ее природе, желание приумножать и сохранять ее природные богатства; гуманистических - руководство в экологической деятельности чувством добра, милосердия, желанием охранять природу; эстетических - ощущение и понимание красоты природы), экологически значимых личностных качеств (гуманность, эм-патийность, бережливость, ответственность за результаты своей экологической деятельности).

Деятельностно-практический компонент в структуре экологической компетентности обеспечивает сформированность экологиче-

ских умений и навыков, соблюдение норм и правил поведения в природе с учетом природоохранных требований, практического опыта экологической деятельности.

Все компоненты экологической компетентности между собой тесно взаимосвязаны, и как их формирование, так и существование невозможны друг без друга. Поэтому необходима интеграция всех структурных компонентов в процессе формирования экологической компетентности.

список литературы

1. Ермаков Д.С. Приоритеты экологического образования: от изучения экологии - к устойчивому развитию // Народное образование. 2005. № 2. С.122-126.

2. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые проблемы // Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград: Изд-во Перемена, 1996. С. 72-81.

3. Кавтарадзе Д.Н. Экологическое образование и безопасность общества // Развитие непрерывного экологического образования: материалы I Московской науч.-практ. конф. по непрерывному образованию: сборник. М.: Флинта, 1995. С. 36-42.

4. Кобылянский В.А. Формирование экологической культуры и проблемы образования // Педагогика, 2001. № 1. С. 34-40.

5. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М.: РЭФИА, 1996. 151 с.

6. Панфилова Л.В. Формирование экологической компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя химии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тольятти, 2002. 42 с.

7. Сикорская Г.П., Полякова М.В. К вопросу о формировании экологической компетентности студентов // Актуальные проблемы регионального географического, экологического и биологического образования: материалы региональной науч.-практ. конф. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000. С. 15-23.

8. Ягодин Г.Я. Школа будущего - школа развития личности // Зеленый мир. 1995. № 36. С. 7.

ЧОПЕНКО Любовь Семеновна - кандидат педагогических наук, зав. аспирантурой. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

CHOPENKO, Lyubov Semenovna — Candidate of Pedagogical Sciences, Manager of Postgraduate Study. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.