92
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №4(14)
ловек одинок и несчастен, общество, частью которого он является, не может быть счастливым. Осуществление модернизационного рывка невозможно без завершения социальной и социокультурной модернизации, без формирования в массовом масштабе личности нового типа.
список литературы
1. ГоршковМ.К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки // СОЦИС, №12(320), 2010.
2. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994.
3. Шопенгауэр А. Афоризмы для усвоения житейской мудрости. М.: АСТ, 2003.
4. Матвеев Д.А. Осмысление феномена одиночества в философии Востока // Научные записки НГУЭУ (электронное научное издание). 2007. №3.
5. Матвеев Д.А. Феномен одиночества и проблема нарушения коммуникации: социально-философский аспект (автореферат). Новосибирск, 2008.
ЕВГРАФОВА Татьяна Николаевна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и педагогики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
EVGRAFOVA, Tatyana Nikolaevna - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Philosophy, History and Pedagogics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 140.8
кооперативные ценности и принцип соборности в трудовой этике чувашского народа
т.н. Евграфова, л.с. Чопенко
Рассмотрены социально-философские аспекты идеи и практики коллективного бытия российского социума. Исследование показало, что коллективизм и соборность как ценности бытия российского социума обретают в эпоху обострения глобальных проблем современности вселенское значение, а информационная, постиндустриальная эпоха ведет к преодолению отчуждения между людьми и народами.
Ключевые слова: труд; кооперация; этика; традиции; чуваши; мировоззрение; ценности; соборность; религия; информационное общество.
T.N. Evgrafova, L.S. Chopenko. COOPERATIVE VALUES AND THE PRINCIPLE OF UNITY IN THE WORK ETHIC OF THE CHUVASH PEOPLE
The social and philosophical aspects of the idea and practice of collective life of Russian society. The study showed that teamwork and collegiality as the value of life of Russian society in the era of acute gain global problems of our universal significance, and information, post-industrial era is to overcome the alienation between people and nations.
Keywords: labor; cooperation; ethics; traditions; Chuvash; worldview; values; collegiality; religion; information society.
«Кооперация» означает сотрудничество, совместный труд, выражает определенную форму организации труда, при которой большое количество людей участвует в одном или различных, но связанных между собой процессах труда [1].
У всех народов трудолюбие, прилежание, добросовестность входят в число важных добродетелей, но люди разных вероисповеданий могут понимать эти ценности по-разному. Каждая религия, каждая культура представляет
свой вариант отношения к миру, в каждой отражается соответствующий образ жизни огромных людских масс [2]. При всей несхожести различных религиозных систем среди них нет таких, которые бы отвращали человека от трудовой активности. Религии самым разным образом оказывают воздействие на весь ход хозяйственной жизни. Религиозная обусловленность жизненного поведения остается одной из детерминант трудовой этики. Это утверждение можно доказать последовательным анализом
основных мировых религий, но для примера мы остановимся на одной из древнейших религий - зороастризме, которую нередко называют «религией труда».
Главная добродетель зороастрийца - добросовестное, прилежное занятие сельским хозяйством, бережное, заботливое отношение к скоту и усердная обработка земли. В Авесте, священной книге зороастризма, земледелие описывается как некий символ благополучия и совершенства. Земля чувствует себя счастливей там, где «верующий больше всего возделывает хлеба, и травы, и плодов», «ибо несчастлива та почва, которая долго лежит необработанной», и «кто хлеб возделывает, тот возделывает Истину» [3]. Труд и прилежание соседствуют в Авесте с такими добродетелями, как правдивость, верность и справедливость. Добрая мысль, доброе слово и доброе дело являются основой нравственности зороастризма.
Элементы, воспринятые от зороастризма, присутствовали в сохранившейся вплоть до середины XVIII в. народной, языческой религии чувашей [4]. Исследования истории и культуры чувашского народа показали, что для чувашского язычества характерен дуализм зоро-астрийцев. Они верили в злых и добрых богов. Многие чувашские боги обитали не на небесах, а непосредственно на земле. Обращенные в христианство, чуваши внутренне оставались при прежнем миросозерцании.
Основу традиционного хозяйства чувашей составляли земледелие и животноводство. Известный исследователь истории чувашей Н.В. Никольский считает, что земледелие существовало у чувашей уже около X в. [5]. Старинные документы с XVI в. называют чувашей земледельцами. Литературные источники характеризуют чувашей как очень смышленых, усердных и трудолюбивых тружеников.
По представлению чувашей, земледелию человека научил еж. «Для обработки нужно иметь соху, борону, телегу. Надо вспахать землю, пробороновать, засеять, а когда вырастет хлеб, нужно сжать серпом, затем обмолотить на току цепами, обмолотивши, следует смолоть зерно, замесить тесто и испечь хлеб. И так надо поступать всю жизнь» [6].
Трудовая деятельность чувашей была связана с закрепившимися на практике моделями поведения - обрядами, обычаями. Традиционные народные праздники и обряды чувашей связаны с сельскохозяйственными работами. Важной вехой в древнем календаре был, к примеру, праздник дынде, во время которого прекращались все работы на земле. Чуваши совершали общественные жертвоприношения,
испрашивали у бога хорошего урожая, тучного скота, здоровья [7].
Главным праздником земледельцев был, конечно, акатуй, «праздник земледелия», который начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Его происхождение связано с бытовавшими у ряда древнетюркских племен обрядами ритуального вступления в брак с природой. Поэтому первоначально игры и состязания акатуя носили сакральный характер.
Глубокой осенью, после завершения молотьбы, чуваши совершали чуклеме - обряд освящения нового урожая. Во время его исполнения они произносили молитву, которая является своего рода гимном великому крестьянскому труду. «Великий и добрый боже! Мы просим у тебя здоровья всему народу от мала до велика, просим прибыли семейства, прибыли скота, прибыли хлеба... Когда наступят теплые весенние дни, и наши помыслы и чаяния обратятся к хлебопашеству, мы выйдем на поля работать. Способствуй нам год от года собираться вместе за большим столом и семьюдесятью семью языками на разных ладах с открытой душой, чистым сердцем, светлыми лицами, сладкими устами, ласковыми словами отблагодарить тебя за твою великодушную помощь.» [8, с. 224-225].
Идеал чуваша воспевается в его застольном гимне пахаря - быть верным родной земле, сохе-кормилице, отцу-матери, сородичам: «С пашней-севом (плугом-сохою) мы не расстанемся, отца и мать не оставим... незабвенные родные и друзья, дорогие соседи и односельчане, да жить нам в согласии неразлучными до самой смерти» («Алран кайми аки-сухи»).
Традиционный характер имеет у чувашей обычай устройства помочей (ныме) при строительстве домов, уборке урожая. Совместный труд, согласие, сотрудничество являются характерными качествами трудовой этики чувашского народа; и эти идеи перекликаются с кооперативными ценностями.
Организация совместного труда в системе кооперации основана на таких ценностях, как взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, справедливость и солидарность. В традициях основоположников кооперации члены кооперативов придерживаются таких этических принципов, как честность, открытость, ответственность и забота о других. Данная формулировка, включенная в текст Декларации о кооперативной идентичности, стала ныне основополагающей для кооперативного движения в современном мире [8]. Кооперативные ценности реализуются в ежед-
94
вестник Российского университета кооперации. 2013. №4(14)
невной социально-экономической деятельности кооперативов. Они отражают общественные ценности, разделяемые членами кооперативов, работниками и лицами, заинтересованными в их развитии, способствуют сохранению особенностей кооперативов, которые отличают их от других субъектов рыночной экономики.
Кооперативную идеологию «сердечного единения людей для жизни» [9] принимал Л.Н. Толстой, который в своих «Письмах о кооперации» писал, что, если бы был молод, то занялся бы этим делом, ибо он отрицал роль насилия, а кооперация, хотя и соперничает постоянно со своими конкурентами на рынке, ведет эту борьбу мирными экономическими средствами. Ведь нравственные ценности кооперации созвучны библейским заповедям.
Л.Н. Толстой очень серьезно интересовался кооперативным движением, рассматривал его как одно из проявлений свободной самодеятельности, способной облегчить страдания рабочего люда. Причем успех кооперативной деятельности он связывал с религией, с религиозным обновлением.
Идеи единства, декларируемые кооперацией, созвучны принципам соборности русской религиозной философии. Соборность - понятие, введённое (применительно к русской деревенской общине) русским философом А.С. Хомяковым - целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Такое понимание соборности соответствовало древнерусскому понятию «лад» и было неразрывно связано с общинной жизнью русского народа. Свое теоретическое развитие и попытку практического воплощения эта идея нашла именно в России потому, что в России больше, чем где-либо были распространены артельные способы хозяйствования и традиции общинного бытия.
Соборность противоположна и католической авторитарности, и протестантскому индивидуализму, она означает коммунитарность (общинность), не знающую внешнего над собой авторитета, но не знающую и индивидуалистического уединения и замкнутости. Соборность в христианской традиции понимается как церковное единение христиан в любви, вере и жизни. Община превращается в этико-религиозную категорию, сливается с понятием соборности. Содержание церковной соборности в социальном аспекте замещается «цельностью и разумностью» традиционных форм социальных связей общинного уклада «народной жизни внутри себя», существующей благодаря традициям русского православия. Упование на
общину как единственную «органическую» социальную силу и последнюю реальность в историческом процессе было реакцией на монополию государства в решении социальных проблем.
Утопия общинной жизни с ее коммунитар-ным трудом, единством «любви и свободы», в русской философии надолго останется мотивом для славянофилов (И. Киреевский, К. Аксаков, А. Григорьев и др.), для представителей и «русского социализма» (А. Герцен), «христианского социализма» (С. Булгаков), «евангельского» социализма Л. Толстого. Мировоззрение коллективистской цивилизации выросло в такое уникальное направление в философии, как «русский космизм», который в качестве базовой ценности бытия социума рассматривал «общее дело», т.е. совместные усилия всех для устранения существующего в обществе «неродственного» состояния и установления подлинной «братскости».
Идеи и практика коллективного бытия и коллективного спасения российского социума нашли дальнейшее развитие в соборности как способе бытия человечества в органическом единстве общего, особенного и единичного. Коллективизм и соборность как ценности бытия российского социума обретают в эпоху обострения глобальных проблем современности поистине вселенское значение. Информационная, постиндустриальная эпоха открывает путь к ликвидации отчуждения между людьми и народами и создает такой миропорядок, при котором коллективные достижения человечества в разных областях деятельности становятся достоянием каждого человека и каждого народа.
список литературы
1. Исмуков Н.А. Кооперация как философская категория // Философия потребительской кооперации: социальный аспект. Сб. науч ст. преп. кафедры философии и политологии. Чебоксары: Новое время, 2006. С. 6.
2. Лапицкий М.И. Деятельный без принуждения. М.: НОВЫЙ ВЕК, 2002. С. 12.
3. Авеста в русских переводах. СПб, 1998. С. 19, 90.
4. Чуваши: этническая история и традиционная культура. М.: ДИК, 2000. С. 82.
5. Никольский Н.В. Очерк истории чувашской народности // Собр. соч. Т. 1. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. С. 66.
6. Чаваш халах самахлахё: мифсемпе халап-сем. Шупашкар: Чаваш кенеке изд-стви, 1987. VI том. II пайе.
7. Культура Чувашского края. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995. Ч. 1. С. 175.
8. Вахитов К.И. История потребительской перации. М.: Центросоюз России, 1998. С. 16. кооперации России: учебное пособие для обра- 9. Вахитов К.И. Лев Толстой и кооператоры // зовательных учреждений потребительской коо- Рос. кооперация. 2011. № 1. С. 8.
ЕВГРАФОВА Татьяна Николаевна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и педагогики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
ЧОПЕНКО Любовь Семеновна - кандидат педагогических наук, зав. аспирантурой. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
EVGRAFOVA, Tatyana Nikolaevna - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Philosophy, History and Pedagogics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
CHOPENKO, Lyubov Semenovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Manager of Postgraduate Study. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 808.2-085 (082)
КОМПЕТЕНТНОСТНЫй ПОДХОД КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
Т.В. Иванчикова
На основе анализа литературы и источников рассмотрены сущность и показаны преимущества компетентностного подхода как соответствующего идее гуманитаризации образования и не опровергающего ценности культурологического подхода в формировании речевой культуры обучающихся.
Ключевые слова: образование; студенты; модернизация; компетентностный подход; культурологический подход; компетенции; модернизация; речевая культура.
T.V. Ivanchikova. COMPETENCE-BASED APPROACH AS BASIS OF MODERNIZATION OF THE CONTENTS EDUCATIONS IN THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Based on the analysis of literature and sources with the essence and the advantages of the competency approach as an appropriate idea of humanization of education and not worth refuting cultural approach to the formation of speech culture of students.
Keywords: education; students; modernization; Competence approach; cultural approach; competence; modernization; speech culture.
Компетентностный подход к образованию сегодня претендует на роль концептуальной основы политики, проводимой в данной сфере (Л.А. Андреев, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская). По мнению профессора Э.Ф. Зеера, в рамках компетентностного подхода осуществляется ориентация на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. Компетентность и компетенция, наряду с метапрофессиональными качествами, объявляются «образовательными конструктами», главными инструментальны-
ми средствами достижения указанных целей [2, с. 36].
На наш взгляд, наиболее фундаментальным подходом к исследуемой проблеме характеризуется работа И.А. Зимней «Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании». В данной работе приводится поэтапная характеристика competence-based education (CBE) - идеи образования, ориентированного на компетенции. В частности, указывается, что СВЕ-подход формировался в 70-х гг. в Америке, связан с именами Н. Хомского, Р. Уайта, Дж. Равена. Понятие «компетенция» прозву-