Научная статья на тему 'Лютеранский аспект германского трудового воспитания'

Лютеранский аспект германского трудового воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / RELIGION / ЛЮТЕРАНСТВО / LUTHERANISM / ГЕРМАНИЯ / GERMANY / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LABOR EDUCATION / ОПЫТ / EXPERIENCE / ХРИСТИАНСКИЕ ИСТИНЫ / CHRISTIAN TRUTH / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / FOLK PEDAGOGY / ЦЕРКОВЬ / CHURCH / СЕМЬЯ / FAMILY / ШКОЛА / SCHOOL / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстова Елена Владимировна

Рассмотрено педагогическое наследие по трудовому воспитанию. Автор считает, что кризис человека вызван пробелами в трудовом воспитании. Изучен опыт Германии в трудовом воспитании подрастающего поколения, позволяющий осознать ценностные основания для воспитания уважения, доброты и толерантности в нашем обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LUTHERAN ASPECT OF GERMAN LABOUR EDUCATION

Considered is pedagogical legacy of labor education. The author believes that human crisis is caused by gaps in the labor education. Studied is the experience of Germany in the labor education of the younger generation, which allows to realize the value foundations for the development of respect, kindness and tolerance in our society.

Текст научной работы на тему «Лютеранский аспект германского трудового воспитания»

список литературы 2. Солдатова Г.У. Психология межэтниче-

1. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: ской ш^яжшвдсти. М.: ^ью^ 1998. Академия, 2002.

ТЕНЯКОВА Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Россия. Чебоксары. E-mail: kaf-inyaz@yandex.ru

TENYAKOVA, Elena Aleksandrovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Foreign Languages. The Chuvash State Pedagogical University of I.Ya. Yakovlev. Russia. Cheboksary. E-mail: kaf-inyaz@yandex.ru

удк 37.018.1

лютеранский аспект германского трудового воспитания

Е.в. толстова

Рассмотрено педагогическое наследие по трудовому воспитанию. Автор считает, что кризис человека вызван пробелами в трудовом воспитании. Изучен опыт Германии в трудовом воспитании подрастающего поколения, позволяющий осознать ценностные основания для воспитания уважения, доброты и толерантности в нашем обществе.

Ключевые слова: религия; лютеранство; Германия; трудовое воспитание; опыт; христианские истины; народная педагогика; церковь; семья; школа; толерантность.

E.V. Tolstova. LUTHERAN ASPECT OF GERMAN LABOUR EDUCATION

Considered is pedagogical legacy of labor education. The author believes that human crisis is caused by gaps in the labor education. Studied is the experience of Germany in the labor education of the younger generation, which allows to realize the value foundations for the development of respect, kindness and tolerance in our society.

Keywords: religion; Lutheranism; Germany; labor education; experience; Christian truth; folk pedagogy; church; family; school; tolerance.

В педагогическом наследии по трудовому воспитанию приоритетное место занимает мысль о том, что работа есть естественное и самое здоровое состояние человека, она важна не только ради материальной выгоды, но и для духа и тела. Чтобы жить долго и быть здоровым, человеку важно делать хорошее дело, которое ему по душе. Кризис экономики вызван кризисом духа, кризисом воспитания, кризисом человека, пробелами в трудовом воспитании. Из нашей жизни исчез культ работы, культ создающего и созидающего человека, работа стала фоном и потеряла свою гуманистическую ценность. Единичные всплески трудоголизма, вызванные скорее боязнью лишиться работы нежели любовью к труду, вряд ли улучшат картину, ибо они смещают баланс между офисной и личной жизнью, в результате чего страдает снова общество. В связи с этим падает уровень образования, разрушается система жизненных стимулов и как следствие деградирует система образования. В условиях вступления России в

единое образовательное пространство поиск путей повышения воспитательного потенциала побуждает к изучению зарубежного опыта. В прошлом Россия успешно использовала опыт Пруссии в промышленности, культуре и образовании, выбирала лучшее и вводила его в дело, потому считаем актуальным обратить внимание педагогов на любовь к работе немцев, опыт Германии в трудовом воспитании подрастающего поколения. Школа возникла и сложилась в качестве необходимого дополнения к тому, что давалось семьей и церковью. Ограничившись в нашей статье опытом в трудовом воспитании Германии, рассмотрим, какую функцию играли в этом деле церковь, семья и школа.

Культ труда, добросовестное отношение к нему наблюдаются во всех протестантских странах и уходят корнями к эпохе Реформации, роль которой исключительна не только для Германии, но и для мировой цивилизации и культуры. Реформаторы призывали вернуться

120

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №4(14)

к истокам христианства (лат. Reformation - преобразование, исправление), стремились к непосредственному общению с Богом и личному спасению, достигавшемуся в процессе глубокой личной молитвы. Католическую церковь исправить им не удалось, однако было основано третье ведущее направление в христианстве - протестантизм, где главным является воспитание внутреннего религиозного чувства непосредственной связи христианина с Богом. Положение о том, что христианин спасается собственной верой, таило в себе невиданную взрывную силу, давало самостоятельность и независимость, освобождало от церковного гнета. В Германии из 65 имперских городов протестантским при Лютере стал 51 город. Призывая к отказу от идеалов созерцательной отшельнической веры, основным мерилом религиозной убежденности мирянина лютеранство провозглашало деятельность христианина, который исполняет непосредственно указания Бога. Понятие труда, впервые появившееся в христианстве, понималось в лютеранстве как внутренний мотив, как служба ближнему ради поддержания на Земле дарованного Богом мирского порядка. Впервые в христианской культуре протестантизм противопоставил труд и праздность как добродетель и порок. Поэтому тот, кто трудится, вырастает в глазах Бога, даже если его сословие презираемо, а должность -еле приметна, так протестантизм нравственно возвысил и назвал почетным любой труд, считавшийся ранее уделом рабов и черни. Мартин Лютер при переводе Библии выдвинул идею о религиозном значении мирского труда, объединив в немецком слове "призвание" (Berufung) два смысла - обычное призвание человека и его призвание Богом к вечной жизни. Служа своему призванию, каждый христианин выполняет священный долг и вступает на путь обретения святости, которая заключается не в отказе от земных благ, а в пользовании многообразными дарами земного бытия при условии воспитания в себе евангелического чувства меры.

Христианские истины вплетаются в народную систему трудового воспитания. Для иллюстрации реализации принципов протестантизма в немецкой народной педагогике, положительного влияния религиозных мотивов на отношение к труду обратимся к устному народному творчеству. Огромный опыт многих поколений усваивается детьми через пословицу, закрепляется и сохраняется в сознании и побуждает работать так, как завещали предки, поэтому ниже будут рассмотрены педагогические миниатюры о труде по следующим аспектам.

1. Немецкая народная педагогика рассматри-

вает профессиональную деятельность как самую полезную школу, подчеркивает, что каждый человек должен иметь профессию, которая вместе с добродетелями составит лучшее наследство для ребенка: Tugenden und ein Gewerbe sind der Kinder bestes Erbe [1, 206]. Умелые руки востребованы везде и всегда и сами проложат себе дорогу: Kunstreiche Hand geht durc hganzes Land [1,

211]. Однако мастерство не падает с неба: Es ist kein Meister vom Himmel gefallen [1, c. 212], оно приходит к ученику в результате прилежной кропотливой учебы у мастера, пословица напоминает: Lehrjahre sind keine Meisterjahre [1, с. 212] и останавливает тех, кому сразу хочется в мастера, не проделав весь путь из низов профессии: Will Meister sein und ist kein Lehrling gewesen [1, с.

212]. Равенство профессий давно провозглашено народной педагогикой: Wenn man vom Lehrstand, Wehrstand und Naehrstand den ersten Buchstaben thut, so sind sie alle gut [1, с. 211], тем более, что в немецком языке разница между учительским, военным и кормящим (крестьянским) сословием только в одной букве - L, W, N. Все сословия равным образом вносят вклад в благосостояние общества. Лучшая награда человеку - осознание того, что он кормит семью, доставляет ей радость, обеспечивает достойную жизнь, поэтому его труд становится нравственным подвигом. Любой трудящийся, пусть даже самый бедный - высоконравственный человек. Детям пословица внушает, что любой труд облагораживает: Ein jeder Stand ist ehrenhaft, der edel wirkt und gutes schafft [1, с. 218], а самая почетная профессия -быть порядочным дельным человеком. При этом важно отметить, что народная мудрость не обходит вниманием и труд женщин - жен и матерей, существует великое множество пословиц, например, о том, что хорошая жена подобно золоту: Eine gute Frau ist Goldes wert [1, с. 223], что у толковой жены всегда будет счастливый муж: Eine verstaendige Frau macht einen gluecklichen Mann [1, с. 223], что окна дома доброй хозяйки светятся радостью: Ist eine liebe Frau im Haus, so lacht die Freude zum Fenster hinaus [1, с. 223] и вообще мир в доме исходит от хозяйки: Hausfriede kommt von der Hausfrau [1, с. 223].

Любое ремесло прокормит, древняя пословица ремесленников говорит о его золотом дне: Handwerk hat einen goldenen Boden [1, с. 211], однако надо пройти сквозь землю и проникнуть вглубь своего дела, чтобы добраться до этого золотого дна. Знания - это прочный фундамент профессии, он важен в любой постройке. Разумеется, необходимо много труда и практики, чтобы стать профессионалом: Uebung macht den Meister [1, с. 214].

2. Никто одновременно не может служить

двум хозяевам, обречены попытки освоить сразу несколько ремесел, это портит человека и приносит одни несчастья: Viel Handwerke verderben den Meister [1, с. 214] или Zwoelf Handwerke, dreizehn Ungluecke [1, с. 215]. В России православная традиция, наоборот, учит быть мастером на все руки. Немецкая народная мудрость гласит: кто разбазаривает свои силы и бросается от одного дела к другому, остается в конце концов ни с чем, а возможно даже пойдет по миру: Wer viel Handwerk treibt, dem bleibt zuletzt Betteln das Beste [1, с. 215]. Конечно, история может назвать людей, гениальных в нескольких областях, но их единицы, и они добились успеха в результате титанического труда. Народная мудрость на стороне тех, кто хранит верность избранной профессии: Was einer lernt, dabei soll er bleiben [1, с. 215], тем более никогда не знаешь, будет ли обмен равноценный, стоит ли уходить с насиженного места: We gut sitzt, der rueckt nicht [1, с. 215]. В каждой профессии есть свои издержки, счастлив тот, кто испытывает радость от своего дела, живет им и чувствует себя при этом комфортно.

Преданность историческим традициям никогда не позволит немцу презирать труд, ремесло, ибо еще во времена Ганзейского союза немецкое ремесло было в почете, как и в других странах: в Англии королевские принцы состояли в гильдии ремесленников; во все времена епископы и королевские дочери занимались ремеслом - тогда работа пользовалась уважением.

Протестантская вера по убеждению выливается в трудовом народном воспитании в увлеченность своим делом, полную самоотдачу, как говорил Лютер: «Каждое дело должно быть хорошо сделано, оно должно захватывать человека полностью - и душу, и тело» [1, с. 215].

3. Только воспитание в труде прокладывает путь к счастью, но как же несчастен тот, кто так и не научился трудиться. Arbeitsamkeit ist die Mutter des Glueckes [1, с. 232]. В результате работы скалы могут стать цветущими полями: Arbeit macht aus Steinen Brot [1, с. 232]. Смысл жизни - в движении, стремлении, развитии, прогрессе: Solange wir leben, solange wir streben [1, с. 233]. Немецкая народная педагогика даже не столько ценит жизнь, сколько труд, потому что без труда не может быть и жизни: Leben ist nicht notwendig, aber arbeiten und schaffen [1, с. 233]. В народе справедливо считается, что умереть можно скорее от лени, чем от работы: Man kann sich eher zu Tode faulenzen als zu Tode arbeiten [1, с. 233]. Фридрих Великий говорил: «Ничто не похоже на смерть больше, чем праздность» [1, с. 234]. Не стоит терять время в ожиданиях удачи, счастливого случая, ведь

простои стоят денег и времени, что принесет человеку немало бед: Der Fleiss bingt Brot, die Faulheit Not [1, с. 234].

Нельзя зарывать клад, который есть в каждом человеке, даже бедном. Именно люди из низов благодаря упорству, честности и праведности, постоянной борьбе добивались побед, открытий, значительных успехов. Потому немцы достигли высокого благосостояния, были богатым народом. Главное - воля к победе, надо хотеть нужные и достижимые вещи: man kann alles was man will, wenn man nur will was man kann [1, с. 238]. Не следует искать советов - это удел слабых, полагаться надо на себя: Der schwach ist, sucht Rat, wer stark ist, uebt That [1, 238]. Пословица напоминает, что в основе любых дел должно лежать добро, и рекомендует сохранять спокойствие, даже если глупцы будут осуждать твой поступок: Wenn dein Verdienst bei Weisengilt, sei ruhig, wenn der Thor dich schilt [1, с. 238]. Добрые дела не терпят отлагательств: Was du heute kannst besorgen, das verschiebe nicht auf morgen [1, с. 240].

Вся древнейшая мудрость учит: не богатство - источник счастья, не то, что мы имеем, а то, какие мы есть. Бедняк может быть счастливее, чем богач, борющийся с беспокойством и страхом потерять богатство. Богат тот, кто больше ничего не желает:

Gluecklich ist, wer nicht begehrt,

Was das Schicksal ihm vermehrt [1, с. 243].

И детей надо учить обходиться малым, радоваться тому, что есть, такое наследство стоит больше, чем богатство: Wer seine Kinder lehrt, mit wenigem auszukommen, hinterlaesst ihnen mehr als Reichtum [1, с. 246].

4. Пословица соединяет труд с бережливостью, честностью, вдумчивостью, последовательностью, неторопливостью, чувством меры, терпением:

- Экономный и трудолюбивый всегда себя прокормит: Wer Arbeit liebt und sparsam zehrt, der sich in aller Welt ernaehrt [1, с. 240].

- Добытое нечестным трудом можно легко потерять: Wie gewonnen, so zerronnen [1, с. 240], а хорошая репутация - лучше всякого богатства: Ein guter Name geht ueber allen Reichtum [1, с. 240].

- В работе очень важна обдуманность действий, сначала подумай, потом действуй: Erst besonnen, dann begonnen [1, с. 240].

- Народные педагоги учат доводить начатое до конца, прилагать все силы и не останавливаться на полпути, иначе лучше вообще ничего не начинать: Besser unbegonnen als unvollendet [1, с. 241].

- Беспокойной, суетной, распыленной заня-

тости народная педагогика противопоставляет упорядоченную, организованную деятельность. Главное - терпеливо продвигаться вперед, пусть даже маленькими шажками, не терять цель из виду: Es gelingt, wonach man ringt [1, с. 241].

Любовь к труду надо закладывать с детства, безделие в молодости приведет к необходимости работать в старости: Muessiggang in der Jugend, Arbeit im Alter [1, с. 248].

Успех пропорционален нашим усилиям и зависит от нас самих, нашей активности. На судьбу уповать не стоит, поскольку небеса наделили каждого человека задатками, дело каждого человека - исполнить долг, возложенный Богом - творить благие дела, остальное придет само: Thu' nur das Rechte in deinen Sachen, Das an dere wird sich selber machen [1, с. 241]. Немецкая народная педагогика рассматривает работу как общую профессию человечества, для этого мы и живем в мире. Блажен тот, кто, оглядываясь на прожитую как один трудовой день жизнь, может сказать, что совершенствовал и правильно использовал силы, данные Творцом, добросовестно и честно зарабатывал свой хлеб, протягивал руку помощи слабому, относился к людям как братьям своим, вел жизнь, полную мира, умеренности, добродетели. На такую жизнь не стыдно оглянуться в последний час и со спокойным сердцем уходить на покой: Auf ein gutes Leben sieht man gern zurueck [1, с. 249].

Основной массе людей, живущих одним днем и сиюминутными сверхприбылями, стоит задуматься над советами немецкой народной педагогики. Живя, думай о смерти, только так научишься ценить каждый момент жизни и с пользой проживать ее:

Lebe als sollest du morgen sterben Und arbeite als sollest du ewig leben [1, с. 251]. Исторически доказано, что именно церковь и школа в свое время смогли сплотить и возродить Германскую империю (начало XIX в., вторая половина ХХ в.). С изучением Закона Божьего передавались национальные традиции и принципы взаимодействия в школе. Преподавание Закона Божьего (альтернатива - предмет «Этика») включено во все стандартные программы общего образования в Германии, ибо согласно немецкому образовательному стандарту дети должны получать общекультурные знания. На этих уроках дети знакомятся с особенностями своей церкви, изучают основы других религий, затрагивают проблемы межконфессиональных отношений (обучение веротерпимости), обсуждают проблемы взаимодействия мужчин и женщин, основы семейной жизни. Изучая Библию, дети утверж-

даются в мысли, что труд - важный фактор человеческой жизни. Райская жизнь не была бездельем, заповедь труда и первое благословение на труд человек получает сразу же, как бы создан и поселен в Эдамском саду: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 1,28). В райский период человек должен был с любовью преображать мир, возделывать и хранить землю. Так, на уроках учащиеся знакомятся с библейскими корнями трудовой этики. В ней запрещается задержка заработной платы «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра» (Библия, Левит 19:13); запрещены издевательства и жестокое господство начальства над подчиненными -«Не господствуй над ним с жестокостью» (Библия, Левит 25:43); поощряется высокое качество товаров и услуг, честное отношение к клиентам, запрещает лживые способы обогащения («приобретения сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти» (Притчи 21:6), «Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные» (Левит, 19:35-36); ограничение рабочего дня и рабочей недели путем запрета работать 7 день недели - день Покоя, который христиане перенесли на воскресенье: Иисус учил: «Покой для человека, а не человек для дня покоя» (Евангелие от Марка 2:27).

Термин «протестантская трудовая этика» ввел в научный оборот немецкий социолог и философ Макс Вебер в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), заметивший, что в населенной католиками и протестантами Германии наилучших экономических успехов добивались протестанты. Реформация, победившая быстро в Швеции, Норвегии и Исландии, Дании, Прибалтике, Финляндии, привела к реформированию не только церкви, но и преобразованию экономики и культуры. Наиболее динамично развивались протестантские страны такие как США, Англия и Голландия. Экономический подъем евроамериканского капитализма Вебер объяснял наличием протестантской этики, обусловившей трудовое рвение и рациональную организацию работы. Коммерция в протестантских обществах ведется не только для увеличения личного потребления, а в качестве добродетельного вида деятельности; предпринимателям-протестантам были чужды показная роскошь, упоение властью. А капиталисты традиционного общества, наоборот, стремились минимизировать собственные трудовые усилия и предпочитали наиболее простые виды заработка, например, путем установления монополии или особых отношений с властями. От-

личие традиционного человека от протестанта Макс Вебер представил в виде сравнительной таблицы [2].

Обобщить вышеизложенное о лютеранском трудовом воспитании можно таким образом: творчество, труд, земная активная деятельность является в христианстве величайшей ценностью. Человек одухотворяет труд, который раскрывает данный Богом талант и направлен на совершенствование и воспитание души. Протестантская трудовая этика - религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости добросовестно и усердно работать. Она распространялась на все слои населения и была вероятной причиной экономического успеха в них. Являясь продуктом длительного воспитания, протестантская этика стала частью германского менталитета, который несомненно связан с религией. Христианское, в том числе протестантское воспитание, как элемент духовно-нравственного

воспитания Германии принесло и продолжает приносить свои плоды. В нашей действительности воспитание нередко оказывается направленным только на передачу конкретных знаний и умений, оставляя брешь в трудовом и нравственном воспитании, поэтому назрела необходимость обращения к христианской педагогике и протестантскому опыту Германии. Ведущая цель немецкой христианской педагогики совпадает с традиционной православной педагогикой - приобщение к христианскому образу жизни во имя спасения души.

Исследование рассмотренного опыта способно оказать позитивное влияние на имеющуюся антитрудовую ментальность, устранить культ обмана, воровства, заменить пафос чуда пафосом труда. Для нашей многонациональной и многоконфессиональной страны крайне важно осознание ценностных оснований как компонента педагогической и общей культуры, необходимого для воспитания уважения, доброты и толерантности в качестве социального заказа. Интегрированное целостное знание о мире не может сегодня не включать в себя как составную часть знание религии, основанное на философском осмыслении. Предпринимаемые попытки восстановления христианского воспитания являются добрыми вестниками оздоровления нашего общества.

список литературы

1. Alberth Wittstock. Die Erziehung im Sprichwort oder die deutsche Volkspaedagogik. Verlag von C.G. Naumann, Leipzig, 1889.

2. URL: http://www.zonakz.net/blogs/user/ spravedlivyj_ vozhd/6493.html (дата обращения 01.02.2011).

традиционный человек протестант

Работает, чтобы жить Живет, чтобы работать

Профессия - бремя Профессия - форма существования

Стратегия: минимизировать количество работы при желательном сохранении стабильного дохода Стратегия: максимизировать доход, даже если это требует более интенсивного труда

Принцип коммерции: «не обманешь - не продашь» Принцип коммерции: «честность - лучшая гарантия»

ТОЛСТОВА Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: tsilvestrova@rucoop.ru

TOLSTOVA, Elena Vladimirovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of World Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: tsilvestrova@rucoop.ru

удк 37.01

экологическая компетентность личности как педагогическое явление

Л.С. Чопенко

Изучены вопросы экологического образования, формирования экологического мировоззрения и экологической компетентности человека. Проанализирована отечественная и зарубежная литература по данной проблеме, приведены концептуальные подходы к содержанию и структуре эко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.