Научная статья на тему 'Социокультурная среда образовательной организации как основа формирования позитивных ценностных ориентаций молодежи'

Социокультурная среда образовательной организации как основа формирования позитивных ценностных ориентаций молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1499
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонина Светлана Алексеевна, Винникова Екатерина Васильевна

В статье рассматриваются вопросы формирования позитивных ценностных ориентаций современной российской молодежи. Социокультурная среда образовательной организации определена как один из основных социальных институтов, формирующих жизненные стратегии подрастающего поколения. Рассмотрены основные структурные компоненты социокультурной среды образовательной организации, обеспечивающие индивиду условия для формирования личности. Рассмотрены основные структурные компоненты среды образовательной организации, обеспечивающие индивиду условия для освоения главных принципов взаимодействия с разными социокультурными пространствами. Описана практика образовательной деятельности и воспитательной работы в сфере формирования у молодежи ценностных ориентаций, основанных на духовных традициях России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонина Светлана Алексеевна, Винникова Екатерина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная среда образовательной организации как основа формирования позитивных ценностных ориентаций молодежи»

УДК 316

Тихонина Светлана Алексеевна

доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и психологии.

Нижегородский институт управления Российской академии народного

хозяйства и государственной службы при Президенте Российской

Федерации,

Vinkaterina@yandex. ru

Винникова Екатерина Васильевна

аспирант кафедры социологии и психологии.

Нижегородский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Vinkaterina@yandex. ru Svetlana A. Tikhonina

doctor of social. N.,

Professor, Department of sociology and psychology of The Nizhny Novgorod Institute of management The Russian Presidential Academy of National Economy And Public Administratio Vinkaterina@yandex. ru Ekaterina V. Vinnikova

postgraduate student of the Department of sociology and psychology of The Nizhny Novgorod Institute of management The Russian Presidential Academy of National Economy And Public Administration Vinkaterina@yandex. ru

Социокультурная среда образовательной организации как основа формирования позитивных ценностных ориентаций молодежи

Socio-cultural environment of the educational organization as the basis of a positive value orientations of young people

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования позитивных ценностных ориентаций современной российской молодежи. Социокультурная среда образовательной организации определена как один из основных социальных институтов, формирующих жизненные стратегии подрастающего поколения. Рассмотрены основные структурные компоненты социокультурной среды образовательной организации, обеспечивающие индивиду условия для формирования личности. Рассмотрены основные структурные компоненты среды образовательной организации, обеспечивающие индивиду условия для освоения главных принципов взаимодействия с разными

социокультурными пространствами. Описана практика образовательной деятельности и воспитательной работы в сфере формирования у молодежи ценностных ориентаций, основанных на духовных традициях России.

Ключевые слова: молодежь, ценностные ориентации, образование, социокультурная среда, духовно-нравственное воспитание.

Annotation: The article considers actual issues of the development of positive value orientations of modern Russian young people. Socio-cultural environment of educational organization is defined as one of the major social institutions that form the life strategy of the younger generation. Considered are the main structural components of the educational environment of the organization, ensuring the individual conditions for the development of the main principles of interaction with different socio-cultural spaces. Describes the practice of educational activity and training work in the sphere of formation of the youth value orientations, based on spiritual traditions of Russia.

Key words: young people, value orientations, education, socio-cultural environment, spiritual and moral education.

В настоящее время в нашем обществе проблема формирования ценностных ориентаций молодого поколения является особо актуальной и исследования в данной области исключительно востребованы. И это закономерно, так как молодое поколение расценивается как стратегический социальный ресурс любого общества и его будущее во многом зависит от мировоззренческих установок молодежи, от характера ценностей, которыми она руководствуется при выборе жизненных стратегий. Государство как субъект социального управления лишь тогда способно эффективно решать актуальные задачи экономического, социального и политического развития общества, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, основанная на преемственности поколений. И именно молодежь является одной из ведущих звеньев в сохранении и развитии духовных и культурных ценностей. С другой стороны, молодежь следует воспринимать как «исключительно важный фактор перемен, как носителя новых идей и программ, как социальную ценность особого рода»[5, с.6]. Модернизация российского общества не могла не сказаться на процессах социализации и становления целого поколения молодых людей, поскольку именно эта возрастная категория граждан особо остро реагирует и откликается на социально -экономические, политические и культурные изменения.

Пристальный интерес к процессу формирования ценностных ориентаций современного подрастающего поколения связан и с тем, что он происходит в условиях глубоких изменений в социальной структуре общества, в деятельности всех его социальных институтов. Социальная среда, окружающая молодого человека, пополнилась новыми структурами, влияние которых достаточно велико. Средства массовой информации и

сеть Интернет стали одним из важнейших каналов социализации, которые активно транслируют новые ориентиры, усиливающие преобладание материальных ценностей над духовными. В тоже время в результате перехода к рыночным отношениям сформировались новые экономические условия жизнедеятельности, которые тоже требуют новых моделей поведения. Современное общество предлагает молодежи множество вариантов жизненных стратегий, основанных на разных, противоречивых ценностях. Тот факт, что формирование ценностных ориентаций молодежи находится под воздействием, с одной стороны, традиций национальной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, порождает противоречивый, конфликтный характер процесса становления мировоззрения и системы жизненных ориентиров молодого поколения.

Поэтому одной из наиболее острых проблем в современных условиях, по нашему мнению, является ценностное воспитание молодежи, формирование ценностных ориентиров, присущих российской культурной традиции. Одним из основных социальных институтов, формирующих эти ценности, является образование, в деятельности которого реализуются и органично взаимодействуют функция передачи знаний (образовательная функция) и функция поддержания культурного образца. В этой связи именно социокультурный подход к изучению деятельности образовательных организаций в процессе формирования ценностных ориентаций молодежи представляется нам наиболее перспективным.

По мнению А.С. Ахиезера, общий смысл социокультурной методологии и теории заключается в необходимости общества самосовершенствоваться, подчинять свою мысль и действия динамике своей культуры и отношений, достижению эффективного противостояния опасностям дезорганизации. Это требует формирования институтов, опирающихся на соответствующую культуру, на развитие организационных форм диалогизации, требует преодоления социальной патологии, прежде всего раскола, повышенного уровня дезорганизации, возрастающей способности к самоизменению, развитию все более высоких форм нравственности[1].

Для достижения целей нашего исследования представляется перспективным выделить в качестве объекта исследования среду образовательной организации, как сложный, комплексный социальный объект, некое окружение, оказывающее на человека формирующее влияние и само подверженное влиянию и изменению[3]. Отметим, культура как объективная данность для человека есть также явление средовое, поэтому «средовой» взгляд на образовательную организацию предполагает анализ ценностного, культурного окружения личности как социокультурной среды.

В самом общем виде социокультурная среда образовательной организации понимается нами как сложная система взаимодействия общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется

деятельность молодого человека. В широком смысле социокультурную образовательную среду можно понимать как структуру, включающую несколько взаимосвязанных уровней действия различных факторов. На макроуровне (глобальном) уровне здесь развертываюся общемировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, глобально-информационные сети и др. На мезоуровне (на уровне страны, региона) факторы макроуровня определяют образовательную политику, культуру, систему образования, особенности жизнедеятельности в соответствии с национальными нормами, обычаями и традициями, направленность функционирования средств массовой коммуникации и др. На микроуровне взаимодействие различных факторов характеризует образовательное учреждение (его микрокультуру, микроклимат), проявляется в ценностной составляющей ближайшего окружения молодого человека.

В узком смысле слова к среде можно отнести лишь непосредственное окружение индивида. Именно это окружение и общение с ним может оказывать наиболее сильное влияние на становление и развитие человека. Однако, среда конкретной образовательной организации потенциально несет в себе все основные факторы, влияющие на процесс развития молодого человека, что и делает ее не просто окружением, а социокультурной средой формирования личности. Нам импонирует мнение тех исследователей, которые под образовательной социокультурной средой понимают систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека: люди, которые влияют на образовательные процессы; общественно-политический строй страны; природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды); средства массовой информации; случайные события[2, с. 133].

Ведущей сферой социокультурной среды образовательной организации несомненно является ее образовательная составляющая. С социологической точки зрения образовательная среда может рассматриваться как системно организованное образовательное пространство для овладения различными видами и формами человеческой деятельности, имеющее свои социальные, социально-педагогические, психолого-педагогические, кадровые, материально-технические особенности; которое обеспечивает процесс передачи и освоения социального опыта и ценностных ориентаций, формирование системы целостного мировоззрения, навыков, знаний и умений, необходимых для социализации личности.

Следует отметить, что среда образовательного учреждения имеет следующие структурные компоненты, обеспечивающие индивиду условия для освоения главных принципов взаимодействия с разными социокультурными пространствами; помогает раскрывать себя миру, овладевать значимыми социальными ролями. Выделяют содержательно -методический компонент, включающий в себя концепции обучения и

воспитания, образовательные и учебные программы, учебные планы, учебники и учебные пособия, а также формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, экскурсии, исследовательские общества и другие). В тоже время федеральные государственные образовательные стандарты определяют ориентацию планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и такие важные для характеристики личности параметры, как общее развитие, сформированность учебной деятельности, коммуникативные умения, усвоение морально-нравственных, этических норм, ценностных ориентаций, обеспечивающих адаптацию личности к социальной и природной среде. Коммуникативно-организационный компонент включает особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности педагогов и обучающихся, их ценности, установки и стереотипы); коммуникативную сферу (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования и другие) и организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.).

Таким образом, под социокультурной средой образовательной организации мы будем понимать такой комплекс целенаправленно созданных условий, в которых происходит не только приобретение конкретных компетенций, но и формирование, развитие личности, передача культурного наследия молодому поколению, формирование ценностных ориентиров, присущих российской социокультурной традиции через учебно-воспитательный процесс.

В государственной образовательной политике современной России нравственная составляющая образования молодежи все в большей степени выходит на первый план. Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации приоритетной задачей определено «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, ... способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [7]. Отмечено, что духовное и нравственное воспитание предполагает «формирование выраженной в поведении нравственной позиции, способности к сознательному выбору добра, .формированию позитивных жизненных ориентиров и планов» [7].

Культурное развитие России определило систему духовно-нравственных ценностей, на которых основываются позитивные ценностные ориентации. Опираясь на исторический опыт развития Российского государства, следует отметить, что особое воздействие на формирование культурных традиций и нравственных норм оказала православная культура.

Под ее воздействием сложились устойчивые стереотипы семейных, межличностных и общественных отношений, которые веками определяли

жизнь русского народа. В православии основой идеал человека призван пробуждать стремление к благочестию и совестливости, умеренности и сдержанности, служению Отечеству и людям. В Российской Федерации насчитывается более 200 православных гимназий, зарегистрированных в форме частных и муниципальных образовательных организаций, которые целенаправленно формируют особую социокультурную среду развития личности молодого человека.

В этой связи интересен опыт реализации в Нижегородской области культурно-образовательных и социальных проектов и практик, направленных на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в рамках деятельности православных образовательных организаций. Православные школы уже в течение 20 лет являются площадкой, где развивается модель традиционной школы как воспитывающей среды. В регионе осуществляют образовательную деятельность 10 православных гимназий и Дивеевская православная школа. Это составляет 37,93% от общего количества православных гимназий Приволжского федерального округа. Из них 4 образовательные организации находятся в Нижнем Новгороде, остальные - в районных центрах (г. Семенов, г. Дзержинск, г. Арзамас, г. Саров, г. Бор).

В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации 100% православных образовательных организаций имеют действующую лицензию и конфессиональное представление Русской Православной Церкви, прошли процедуру государственной аккредитации. В своей деятельности гимназии реализуют Федеральный государственный стандарт общего образования, а также конфессиональный компонент. В системе православного образования работают более 250 педагогических работников, 23% из которых имеют высшую квалификационную категорию, 39 педагогов являются победителями региональных, всероссийских и международных конкурсов педагогического мастерства, 9 имеют ученую степень кандидата наук, 7 — ведомственные звания и награды.

В последние годы отмечается устойчивый рост общественной потребности в православно ориентированной школе: во многих гимназиях набор учащихся проходит досрочно, а число заявлений родителей превышает возможности инфраструктуры школы в 1,5-2 раза. Конкурс на прием в первые классы составляет 4-5 человек на 1 место. Около 90% выпускников православных гимназий ориентированы на получение высшего профессионального образования и выбирают как гуманитарные, так и технические специальности в ведущих вузах страны.

В своей деятельности православная школа стремится к всестороннему развитию и образованию подрастающего поколения в духе классического образования российской школы. Реализация образовательных программ направлена на возрождение в системе общего образования нравственно-развивающих основ обучения и традиционного

для России духовно-нравственного воспитания. Процесс воспитания направлен на:

-формирование нравственного самосознания, представления о духовной и нравственной ответственности человека;

-изучение и развитие национальных традиций, привитие почтительного отношения отечественной истории, памятникам воинской славы и государственным символам России;

-привитие навыков благотворительности, милосердия и сострадания; служения и любви к ближним на примерах православных святых.

Отличительная особенность православной гимназии в системе общего образования является формирование единого социокультурного пространства семьи, педагогического коллектива, прихода храма. Это важно, когда в процесс воспитания подрастающего поколения включены основные каналы социализации. Когда традиции воспитания молодежи в семье, школе и социуме совпадают, формируется среда, позволяющая развивать целостную духовно-нравственную личность. В социальном плане это дает возможность гибко ориентироваться в обществе и успешно строить социальные отношения.

Интересен опыт духовно-нравственного воспитания и развития личности на основе православных ценностей в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов» города Нижнего Новгорода. С этой целью в 2010 году был заключен трехсторонний договор о сотрудничестве между школой, департаментом образования администрации города Нижнего Новгорода и Нижегородской Епархией Русской православной церкви. На базе школы создан Центр духовно-нравственного воспитания и гражданского образования имени Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, интегрирующий в образовательном пространстве школы основные виды деятельности, которые обеспечивают воспитание и социализацию учащейся молодежи на основе православных ценностей - урочную, внеурочную (культурные и социальные практики), семейную, общественно полезную. Организовано обучение педагогического коллектива с целью подготовки в области духовно-нравственного, православно-ориентированного образования. Отмечен высокий уровень программно-методической оснащенности образовательного процесса. Педагогами школы разработан целый ряд авторских программ для начальной ступени («Гражданское образование. Азбука маленького нижегородца», «Ступень добра и справедливости», «Уроки для души»), для средней ступени («С чего начинается Родина.», «Православные мотивы в русской литературе 19-20 веков», «История русской государственности и церкви»), программа по духовно -просветительской работе с родителями «Русская нравственная традиция в воспитании». Эффективность реализации данных программ достигается с помощью разработанных методов и форм взаимодействия педагогов,

учащихся и родителей. Предусмотрены разнообразные формы внеучебной деятельности - кружковая деятельность, экскурсионные и паломнические поездки по историческим и святым местам, участие в епархиальных конкурсах.

Для определения эффективности модели духовно-нравственного воспитания был проведен мониторинг ценностных ориентаций учащихся, в котором использовались анализ сочинений учащихся на тему «Я через 10 лет», педагогическое наблюдение и беседы с учащимися. В мониторинге приняли участие 153 обучающихся пятых, девятых и одиннадцатых классов. Анализ сочинений позволил выделить семь основных групп ценностных ориентаций учащихся. Это духовно-нравственные ценности (альтруистическая и религиозная направленность личности), социальные (положительное отношение к семье, друзьям, сверстникам, старшему поколению), профессиональные (положительное отношение к труду, профессиональным видам деятельности), ценности, ориентированные на здоровый образ жизни, связанные с положительным отношением к учебе и образованию, материальные ценности, личностные, связанные с развитием личностных качеств. Учащиеся выделяют из ряда ценностей духовно-нравственные и социальные, положительно относятся к образованию, труду и здоровому образу жизни. Девятиклассники более ориентированы на семейные ценности, созидательное общение со сверстниками, старшим поколением. Полученные результаты свидетельствуют о том, целенаправленно организованная работа в школе в целом показывает положительные результаты в процессе формирования позитивных ценностей обучающихся.

По нашему мнению, описанные образовательные проекты и программы могут значительно расширить и обогатить практику образовательной деятельности и воспитательной работы в сфере формирования у молодежи ценностных ориентаций, основанных на духовных традициях России.

Таким образом, следует предположить, что процессы, происходящие в социокультурной среде различных образовательных организаций современной России, представляют собой отдельную проблему, требующую самостоятельного анализа, в том числе в рамках социологической науки.

Литература/literature

1. Akhiezer A. S. Russia: criticism of historical experience (Sociocultural dynamics of Russia). From past to future. Moscow: New chronograph, 2008.

2. Tarasov S. V. learning environment: concept, structure and typology. - Vestnik of Leningrad state University. A. S. Pushkin. 2011. - №3(3).

3. Tikhonina S. A. Professional environment of the civil service: theoretical and methodological aspects of sociological analysis: Monograph./S. A. Tikhonina.- N. Novgorod: VVAGS, 2005.

4. Spiritually-moral education and development of students. A collection of original programs for teachers of educational institutions.-N. Novgorod, 2013

5. The youth of Russia: Tendencies, prospects /ed. by I. M. Ilinsky, A. V. Sharonov. M.: Mol. Guard, 1993.

6. A collection of educational programs on spiritual and moral development of children and youth: materials of the competition "St. Seraphim's teacher-2013 ". -N. Novgorod, 2014

"The strategy of development of education in the Russian Federation for the period till 2025". The government of the Russian Federation from 29.05.2015 No. 996-R.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.