Научная статья на тему 'Виды и направления социокультурного сельского молодёжного образовательного клуба "мбастдзинад"'

Виды и направления социокультурного сельского молодёжного образовательного клуба "мбастдзинад" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUES / ЦЕННОСТНОЕ СОЗНАНИЕ / VALUE CONSCIOUSNESS / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / RURAL SCHOOL / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛУБ / EDUCATIONAL CLUB

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заоева Н.К., Везиров Т.Г.

В статье рассматриваются трансформация ценностных ориентаций российской молодежи как фактор её социальной адаптации. Обсуждаются виды, направления и основные тенденции изменения ценностных ориентаций современной российской сельской молодежи. Для решения данной проблемы нами предлагается процесс организации социокультурного молодежного образовательного клуба "Æмбастдзинад" на базе ГКООУ санаторная школа-интернат им. М.С. Бароева селения Гизель Пригородного района Республики Алании, а также выделяются основные принципы реализации программы молодёжного клуба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TYPES AND DIRECTIONS OF SOCIAL AND CULTURAL RURAL YOUTH EDUCATIONAL CLUB "ÆМБАСТДЗИНАД”

The article discusses the transformation of value orientations of Russian youth as a factor of social adaptation. The authors discuss the types, directions and main trends of value orientations of the modern Russian rural youth. For the solution of this problem the researchers offer a process of organization of a sociocultural youth educational club “ambastdzinad” on the basis of Sanatorium boarding school n.a. M.S. Baroyev of the settlement of Gizel in Prigorodny District of the Republic Alania. The basic principles of implementation of the program of youth club are distinguished.

Текст научной работы на тему «Виды и направления социокультурного сельского молодёжного образовательного клуба "мбастдзинад"»

2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32 - 38.

3. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в Школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, 2014; 4 (39): 99 - 104.

4. Семёнов В.А. Современная школа игры на баяне: учебное пособие. Москва: Музыка, 2007.

5. Егоров Б.М. К вопросу о систематизации баянных штрихов. Баян и баянисты: сборник статей; вып. 6. Под общей редакцией Б. Егорова и С. Колобкова. Москва: Советский композитор,1984: 104 - 128.

6. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 233 - 239.

7. Горбунова И.Б., Белов Г.Г. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.

8. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.

9. Петрова Н.Н. Цифровой баян: новые возможности на основе старых традиций. Инновационные формы преподавания в ДМШ И ДШИ. Отв. ред.-сост. Е.В. Орлова, А.В. Чернышов, Л.Н. Шайхутдинова. Москва: МЦ «Искусство и образование», 2013: 53 - 55.

10. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 254 - 257.

11. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.

12. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.

13. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.

References

1. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena, 2004; 4 (9): 123 - 138.

2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.

3. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya, 2014; 4 (39): 99 - 104.

4. Semenov V.A. Sovremennaya shkola igry na bayane: uchebnoe posobie. Moskva: Muzyka, 2007.

5. Egorov B.M. K voprosu o sistematizacii bayannyh shtrihov. Bayan i bayanisty: sbornik statej; vyp. 6. Pod obschej redakciej B. Egorova i S. Kolobkova. Moskva: Sovetskij kompozitor,1984: 104 - 128.

6. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 239.

7. Gorbunova I.B., Belov G.G. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.

8. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.

9. Petrova N.N. Cifrovoj bayan: novye vozmozhnosti na osnove staryh tradicij. Innovacionnye formy prepodavaniya vDMSh I DShI. Otv. red.-sost. E.V. Orlova, A.V. Chernyshov, L.N. Shajhutdinova. Moskva: Me «Iskusstvo i obrazovanie», 2013: 53 - 55.

10. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.

11. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.

12. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

13. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.

Статья поступила в редакцию 30.01.17

УДК 371

Zaoeva N.K., senior teacher, Department of English Philology and Foreign Languages, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: timur.60@mail.ru

Vezirov T.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Teaching Methods of Mathematics and Computer Science, Dagestan State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: timur.60@mail.ru

THE TYPES AND DIRECTIONS OF SOCIAL AND CULTURAL RURAL YOUTH EDUCATIONAL CLUB "^МБАСТДЗИНАД".

The article discusses the transformation of value orientations of Russian youth as a factor of social adaptation. The authors discuss the types, directions and main trends of value orientations of the modern Russian rural youth. For the solution of this problem the researchers offer a process of organization of a sociocultural youth educational club "ambastdzinad" on the basis of Sanatorium boarding school n.a. M.S. Baroyev of the settlement of Gizel in Prigorodny District of the Republic Alania. The basic principles of implementation of the program of youth club are distinguished.

Key words: values, value consciousness, rural school, extracurricular activities, educational club.

Н.К. Заоева, ст. преп. каф. английской филологии и иностранных языков, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ, E-mail: timur.60@mail.ru

Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф. каф. методики преподавания математики и информатики, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: timur.60@mail.ru

ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СЕЛЬСКОГО МОЛОДЁЖНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛУБА «£МБАСТДЗИНАД»

В статье рассматриваются трансформация ценностных ориентаций российской молодежи как фактор её социальной адаптации. Обсуждаются виды, направления и основные тенденции изменения ценностных ориентаций современной российской сельской молодежи. Для решения данной проблемы нами предлагается процесс организации социокультурного

молодежного образовательного клуба «/мбастдзинад» на базе ГКООУ санаторная школа-интернат им. М.С. Бароева селения Гизель Пригородного района Республики Алании, а также выделяются основные принципы реализации программы молодёжного клуба.

Ключевые слова: ценностные ориентации, ценностное сознание, сельская школа, внеучебная деятельность, образовательный клуб.

Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан, проживающих в сельской местности. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе [1].

Приходится признать, что когда-то крепкие устои сельской семьи, скрепленные религиозно-нравственными ценностями, народными традициями, начинают расшатываться и наблюдается безразличие, равнодушие многих родителей в воспитании детей. Безработица, плохое социокультурное обслуживание, незанятость детей - всё это дестабилизирует ситуацию на селе, отрицательно сказывается на нравственно-психологическом климате, взаимоотношениях детей и взрослых. Из-за подорожания транспортных расходов многие семьи оказались в своеобразной изоляции, они оторваны от большой культурной жизни, лишены человеческого общения. Все это формирует у молодежи села чувство дискомфортности, социальной заброшенности в этом изменившемся мире.

В сельской школе имеются благоприятные условия для осуществления различных интегративных связей. Малочисленность коллектива школы и классов позволяет гибко выстраивать учебно-воспитательный процесс, корректировать режим внеучебной деятельности и учебное расписание, оперативно реагировать на потребности каждого ребенка, заказ родителей, запросы педагогов, социальных партнеров. В сельской школе интеграция педагогических средств позволяет разнообразить учебно-воспитательный процесс, жизнь детей, расширить и обогатить их социальный опыт, сделать увлекательнее учебу и интереснее досуг [2].

В ФГОС ОО особое внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности школьников, которую можно рассматривать как средство интеграции. Дети смогут приобщаться к такой деятельности с начальной школы.

Для расширения контактов детей, их социального общения важна организация взаимодействия детей и родителей. В условиях села для такого взаимодействия в целом имеются благоприятные условия. Участие родителей в решении проблем детей, в организации внеурочной деятельности позволяет им стать единомышленниками, союзниками педагогов, взрослым - выработать единые подходы к обучению и воспитанию ребёнка.

Можно также отметить еще несколько факторов и условий, которые необходимо учитывать при организации внеурочной деятельности детей на селе: благоприятные условия и возможности включить в процесс обучения программ и планов внеурочной деятельности всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей), социальных партнеров, выпускников, а также педагогов системы дополнительного образования; относительная стабильность коллектива учителей и детей, сохранение традиций в школе имеют как положительные стороны (хорошее знание особенностей друг друга, способствующее взаимопониманию и взаимной поддержке, семейный характер отношений,

преемственность), так и создают определенные проблемы (формирование стереотипов, корпоративности, замкнутости, тормозящих инновационные процессы); некоторая облегченность и мобильность отслеживания результатов воспитательной работы и внеурочной деятельности детей, возможность наблюдения за судьбами выпускников; общественный контроль деятельности школы, учителей, детей.

На построении внеурочной деятельности учащихся в сельской школе отражается её малочисленность, которая имеет как положительные, так и негативные стороны. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися, существует реальная возможность проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий. В такой школе все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. В сельской школе имеются особенно благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и школьниками. При соблюдении ряда педагогических условий в небольшой школе формируется атмосфера хорошей многодетной семьи. Малочисленность коллектива благоприятна для развития школьного и детского самоуправления, так как есть реальная возможность оперативно собраться всем детям и взрослым для обсуждения важных проблем и принятия решений и так же оперативно отследить их реализацию. В ряде школ еженедельно проводятся сборы или линейки для подведения итогов работы и принятия новых решений по организации деятельности на ближайший период. Коллективность выработки решений, возможность каждому ребенку, старшему и младшему, принять участие в обсуждении школьных проблем формируют ответственность, коммуникативность, субъектность позиции в деятельности.

В то же время малочисленность школы создает определенные проблемы в организации внеурочной деятельности. В частности, затруднен и ограничен выбор форм внеурочной деятельности. Некоторые из них теряют всякий смысл. Малочисленность классов в большинстве школ является причиной ограниченности круга общения детей, затрудняет развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в новой обстановке.

При организации внеурочной деятельности учащихся важно учитывать проблемы и трудности, которые объективно существуют в сельской школе, а также обеспечить реализацию ее ресурсов, опираясь на достоинства и благоприятные условия, как самой школы, так и ее социума. Именно с этих позиций важно определить концептуальные основы и методику организации внеурочной деятельности сельских школьников [3]. Мы предлагаем организацию социокультурного молодёжного образовательного клуба «/мбастдзинад» на базе ГКООУ санаторная школа-интернат им. М.С. Бароева селения Гизель Пригородного района. Основные направления работы молодежного клуба представлены в табл 1.

Таблица 1

Основные направления работы молодёжного клуба

Направления работы молодежного клуба и их содержание

Гражданско-патриотическое:

- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- формирование ценностных представлений о любви к России, к своей малой родине;

- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость» «доверие» и др.;

- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;

- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.

2. Нравственное и духовное: - формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.); - формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур; - формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства; - формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике; - формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству: - формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства; - формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека; - формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности; - формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности; - формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.

4. Интеллектуальное: - формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.); - формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.); - формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

5. Здоровьесберегающее: - формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; - формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время; - формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

6. Социокультурное и медиакультурное: - формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве); - формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

7. Культуротворческое и эстетическое: - формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры; - формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта; - формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; - формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры; - формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей; - формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

8. Правовое воспитание и культура безопасности: - формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; - развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.