ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
УДК 008
Влияние социокультурной среды и образовательного пространства на формирование гражданственности современной молодежи
В статье дается культурологическое обоснование влияния социокультурной среды и образовательного пространства на формирование гражданственности молодежи в современном обществе. Посредством использования социокультурных практик общество формирует у молодежи ценностное отношение к социокультурной реальности, которая выражается в гуманистической общественной позиции. Сложившаяся иерархия ценностей транслируется в моделях и нормах поведения, поступках и отношениях между людьми, выступая предпосылками для становления гражданского общества и достижения его устойчивости в условиях открытой социальной среды.
Ключевые слова: гражданственность, гражданская позиция, социальная среда, социокультурные практики, культура гражданского общества, культурологический аспект.
Социально-политические и социально-культурные преобразования последнего десятилетия во многом изменили роль Российского государства и его функции во всех сферах жизнедеятельности общества, роль личности как гражданина общества и его место в системе социальных отношений. Кардинальным образом трансформировались и представления о гражданственности, гражданской позиции, содержании и характере взаимоотношений гражданина и государства. В этих условиях вопрос о формировании гражданственности молодежи приобретает особую актуальность, поскольку рассматривается как одна из важнейших государственных задач, от решения которой во многом зависит будущее развитие страны.
Гражданственность как одна из форм передачи культурного опыта формируется в культуре повседневного взаимодействия человека в системе общественных отношений в каждой культурно-исторической реальности. Успешность данного процесса
© Гнездилова П.А., 2013
П.А. Гнездилова
определяется многими факторами (уровень культуры личности, особенности культурно-исторической реальности, богатство культурных ценностей, природно-климатические особенности окружающей среды, нормы поведения в социальной группе, характер и содержание социальных коммуникаций и др.), обусловливающими появление новых, более эффективных культурных практик.
В этой связи наиболее важным представляется выявление факторов, которые оказывают влияние на формирование гражданственности подрастающего поколения, и особенно современной молодежи, а также изучение особенностей этого процесса, связанных с динамикой социокультурной среды.
Исследования феномена гражданственности отличаются возрастающим разнообразием предлагаемых подходов к анализу данной проблемы. В работах отечественных ученых гражданственность рассматривается в нескольких аспектах, которые позволяют рассматривать этот феномен как:
• форму идентичности человека, которая выражается в установлении его связи с конкретным государством и обществом на основе принятия и усвоения общих ценностей, смыслов, норм поведения и ответственности;
• политическую позицию человека, которая реализуется в его готовности и способности к участию в решении вопросов общественных и государственных проблем, в осознании сопричастности социальным процессам;
• качественное состояние общества и личности, которое было достигнуто в ходе развития, противоположное по своему содержанию традиционности, базирующееся на принципах рационализма и обмена результатами своей деятельности [2, с. 19].
Особенностью современной молодежи является то, что процесс ее включения в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путем появления новых форм проявления собственной активности при реализации возможности самостоятельного выбора адекватных форм социального взаимодействия.
Особая роль в формировании гражданственности молодежи принадлежит окружающей молодого человека социокультурной среде. Обычно в данное понятие включают многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Она состоит из социально-культурной среды (поля жизнедеятельности); многообразия сфер жизнедеятельности, где формируются и реализуются основные составляющие образа жизни (ценности, мотивы и цели деятельности, человеческий потенциал и др.) [7]; а также — каждодневной социальной и культурной практики, определяющей условия социализации и адаптирующей поведение субъекта к современным реалиям.
В рамках современной социокультурной среды (предмета деятельности человека) и сферы активности человека можно выделить определенные компоненты — поля жизнедеятельности. Данная классификация рассматривается в зависимости от культурного материала, с которым человек имеет дело [3, с. 235]:
1. Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованности).
2. Художественная среда обитания человека.
3. Социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей).
4. Духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, так и на интерсубъективном уровне).
5. Политическая среда обитания.
6. Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире).
При этом следует особо отметить роль и значение объектов исторического и культурного наследия в воспитании подрастающего поколения, доступность к которым и грамотное погружение в социокультурное пространство которых не только создает возможность для культурной самоидентификации личности, но и обусловливает успешность процесса формирования гражданственности.
Замечено, что если в семье и в школе уделяется достаточно внимания вопросам ознакомления ребенка с культурными ценностями разных эпох и народов, с героическими достижениями представителей предыдущих поколений, с продуктами художественного и литературного творчества, составляющими культурные ценности нации, то у такого ребенка формируется не только широкий кругозор, но и множество чувств, ценных для него как для гражданина: чувство принадлежности к культуре своего народа, чувство Родины, чувство толерантности, чувство ответственности.
Погружаясь в пространство социокультурной среды, наделенное разнообразными ценностными смыслами и культурными символами, человек обретает возможность освоения культурно-исторического опыта, в процессе передачи которого он усваивает и систему ценностей, определяющую его поведение и отношение к государству и обществу.
Из этого следует решение со стороны государства задачи доступности исторических и культурных ценностей, что является необходимым условием формирования гражданственности современной молодежи и привития ей актуальных для общества и государства и адекватных историческим и социокультурным условиям ценностей.
В ситуации социальной и экономической нестабильности и отсутствия четкой модели будущего в обществе значительно усиливается ког-
нитивный диссонанс, что выражается в том числе и в отсутствии целевых и нравственных ориентиров у современной молодежи. В этих условиях особую роль приобретает вопрос о качестве социокультурной среды, в которую погружено молодое поколение. Именно культурное развитие молодежи создаст возможности наиболее полно вовлечь ее в активную деятельность общества и государства, что, в свою очередь, даст направление к становлению гражданственности молодого поколения.
Многими исследователями подтверждается необходимость комплексного решения проблемы воспитания гражданственности у молодежи, основываясь на влиянии социокультурной среды и осуществлении доступа широких слоев населения к культурным ценностям и изучения истории России. В частности, С.В. Ивановой отмечено, что «нужно помочь гражданам страны, потерявшей большую долю своих земель и своего могущества в современный период, не потерять ощущения причастности к великой истории и великому наследию. Для России высокий моральный дух — это огромный шанс выстоять во всех испытаниях, даже испытаниях благополучием» [7].
Формирование духовных и нравственных оснований личности особенно актуально сегодня для подрастающего поколения, которое в скором времени станет управлять страной, определять ее стратегические ориентиры, социальную и культурную политику, образ жизни будущих поколений. С этой точки зрения проблема формирования гражданственности современной молодежи является важнейшей задачей, от решения которой зависит и соблюдение преемственности в усвоении исторического опыта, и жизнеспособность общества будущего.
Исследуя гражданственность в системе ценностей современной молодежи и роль образовательно-культурных практик по формированию гражданственности, автор пришла к убеждению, что гражданственность можно рассматривать как одну из культурных компетенций личности, востребованной обществом на каждом историческом этапе, которую следует понимать как интегративную способность личности быть гражданином в совокупности с готовностью проявлять свои гражданские качества, которые, в свою очередь, формируют часть культурных свойств личности и определяют ее культурную идентичность.
Очевидно, что при формировании гражданственности молодежи культурологическим аспектам необходимо уделять больше внимания, так как именно контекст социокультурной среды (то, с чем непосредственно соприкасается человек в процессе социальной и культурной практики) и будет определять базовые условия его адаптации, а значит, и трансформации культурных свойств личности.
Процесс формирования культурных свойств личности происходит одновременно как в социокультурном, так и в образовательном пространстве.
Современное гражданское образование предусматривает введение в содержание школьного образования курса культурного и гражданского образования в качестве отдельного школьного предмета или факультатива. Он выступает под различными названиями: «Граждановедение», «Гражданские отношения», «Человек и общество», «Политическое образование». Основу этих программ составляют знания об обществе и человеке, которые помогают школьникам подготовиться к жизни в современном обществе.
В США опыт введения данного предмета используется еще с конца прошлого века [11]. Уклад самой школы, а также широкое использование различного вида инсценированных процессов и ролевых игр в американских школах не в меньшей степени способствует формированию определенных гражданских качеств у школьников [8]. Гражданское воспитание осуществляется на специальных занятиях в течение всего учебного процесса. В начальных школах на обязательных уроках граждановедения детей знакомят с правами и обязанностями граждан. Кроме того, во многих школах есть портреты американских президентов, а также текст Билля о правах.
Группа исследователей из Висконсинского университета разработала специальный вариант программы по гражданскому образованию с акцентом на формировании навыков высокой гражданственности. В качестве стержневого умения они выбрали способность влиять на общественные дела, активно участвовать в жизни общества.
Курс «Граждановедение» в средней школе Японии учит уважению к национальному флагу и символике. Вместе с тем обучение направлено на воспитание духовности, выработку высоких нравственных устоев. Занятия организуются в форме групповой работы (спорт, искусство, уроки труда и проч.), бесед, участия в детских клубах, при выездах на природу, на экскурсиях.
Интересен опыт интерактивных образовательных проектов в Нидерландах, в которых внимание акцентируется не столько на передаче знаний, сколько на практическом обучении. Рациональное зерно этих проектов заключается в том, что:
— учащиеся на собственном опыте познают процесс выработки решений, особенно когда присутствуют интересы, противоречащие друг другу (речь идет об умении принимать участие в выборных кампаниях); интерактивные проекты предусматривают участие школьников в таких процессах, когда требуется взвешивать все аргументы «за» и «против»;
— интерактивные проекты позволяют школьникам научиться формулировать политические требования и проявлять интерес к проблемам общественной жизни;
— интерактивный подход предполагает проявление энтузиазма школьников, так как всё, чему они научатся, будет усвоено на основании их собственного опыта и позволит им лучше осознать собственные интересы и свою роль в обществе.
Важным в условиях глобализации современного общества является, конечно, поддержка государственными структурами научно-исследовательской и проектной деятельности, инновационных программ и инициатив, соответствующих целям культурного развития общества и обеспечения доступности культурных ценностей [4, с. 11].
Активное участие молодежи в сфере сохранения культурно-исторического наследия является важным условием становления гражданственности личности россиянина. Значение активности в данной сфере определяется ее направленностью, а также содержанием и тем, насколько она отвечает потребностям и объективным интересам общества в стратегической перспективе [6, с. 38].
Культурное наследие страны во многом сохраняет традиции, преемственность гуманитарных ценностей и формирует менталитет. Сохранение культурного наследия — основа дальнейшего развития общества, это конституционная обязанность каждого гражданина страны. Объекты культурного наследия народов Российской Федерации являются уникальной ценностью для всего многонационального народа нашей страны, а также неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Общественный интерес к памятникам истории и культуры, как интерес к культурному наследию вообще, является одной из форм извечного стремления человека к поиску универсальной меры, высшего начала [6, с. 40]. Отсюда следует, что интерес к традициям, истории является проявлением духовного начала молодежи, ее стремления к обогащению собственной культуры и культуры общества в целом; происходит становление активной гражданской позиции, а также патриотизма.
Итак, вовлечение молодых людей в процесс приобщения к культурным ценностям, воспитание на исторических примерах гордости за свою страну создает предпосылки к формированию активной гражданской позиции молодого человека, его готовности и способности к участию в решении вопросов общественных и государственных проблем, к принятию общекультурных ценностей и норм поведения.
Таким образом, вовлечение молодежи в активную общественную и культурную жизнь общества имеет определяющее значение для становления гражданственности личности.
Литература
1. Агошкин А.В. Справедливость как высший закон? Социо-гуманитарно-эко-номические этюды из истории культуры России // Вопросы культурологии. 2011. № 3. С. 85—92.
2. Айвазян А.А. Гражданственность и гражданское участие: (Теоретико-методологический анализ). Екатеринбург, 2001. С. 19.
3. Астафьева О.Н. Культурные потребности современной молодежи: Смена приоритетов // Культурные потребности молодежи: Динамика в условиях
социокультурных изменений. Материалы ХХХ научно-методологического семинара «Культура и культурная политика» / Под общ. ред. О.Н. Астафьевой, В.К. Егорова. М.: Изд-во РАГС, 2010. С. 15-37.
4. Князев А.М., Сорокин В.С. Гражданственность. М.: Граница, 2013. С. 9.
5. Гришина Т.А. От гражданского образования молодежи к становлению гражданственности в России // Молодежь и формирование гражданского общества в России: Материалы II Общероссийской научно-практической конференции. Волгоград, 5—6 октября 2006 г. Волгоградский институт бизнеса. Волгоград: ПринТерра, 2006. С. 233—241.
6. Иванова С.В. К вопросу о национальной идентичности в России и в Германии // Пространство и время. 2011. № 1. С.188—193.
7. Кирово-Чепецк православный: Материалы III православных краеведческих чтений. Киров, 2011. 161 с.
8. Кожина О.В., Александрова Н.С. Практика формирования гражданственности студенческой молодежи в современных социокультурных условиях // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. URL: www. science-education.ru/107-8285 (дата обращения: 28.02.2013).
9. Савельева О.Е. Из опыта США: применение инсценированных процессов и ролевых игр в гражданском образовании http://smolpedagog.ru/article%207. html.
10. Ярошевская Т.Л. Культурная политика современной России (Лекции 1—3)// Сб. научных статей «Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления». СПб.: Институт бизнеса и права, 2009; URL: http://www.ibl. ru/konf/031209/120.html (дата обращения 1.03.2013).