три «м»: методология — методика — метод
УДК 008
П.А. Гнездилова
К вопросу о воспитании гражданственности молодежи
В статье рассматривается гражданственность с точки зрения культурологии, в частности, как одна из форм передачи культурного опыта, которая формируется в культуре повседневного взаимодействия человека в системе общественных отношений в каждой историческо-культур-ной реальности. Проведено исследование, что гражданственность молодежи определяется многими факторами (уровень культуры личности, особенности культурно-исторической реальности, богатство культурных ценностей, природно-климатические особенности окружающей среды, нормы поведения в социальной группе, характер и содержание социальных коммуникаций и многое другое), обусловливающими появление и отбор более эффективных культурных практик. В современной ситуации преподавателям важно дать молодым людям возможность для личностного роста и становления, используя образовательнокультурные практики, такие как экскурсия, проведение и участие в опросах, фильмы, интернет-конференции.
Ключевые слова: ценности, формирование гражданственности, базовые качества формирования правовой и гражданской культуры, взаимодействие в социуме.
Ценности и идеалы относятся к важнейшим составляющим культуры, а происходящие в современном обществе изменения оказывают значительное влияние на формирование ценностного сознания, соединяющего в себе как лучшие культурно-исторические традиции духовности и гуманизма, так и новые нравственные и ценностные императивы. В ответ на эти изменения возникают новые требования, предъявляемые к системе воспитания гражданских качеств подрастающего поколения как базисного механизма подготовки человека к современным социально-культурным условиям существования.
Ключевое противоречие состоит в том, что, с одной стороны, наблюдается объективная потребность Российского государства в формировании гражданственности подрастающего поколения, а с другой стороны, низкая эффективность мер по воспитанию гражданских качеств, востребованных в современ-
© Гнездилова П.А., 2014
62
К вопросу о воспитании гражданственности молодежи
ном обществе, обусловленная недооценкой роли и значения образовательно-культурных практик в становлении гражданственности современной молодежи.
В определенной степени данное противоречие является продуктом социальных и политических реформ постсоветского периода, которые часто происходили без учета роли и значения культуры в формировании новой системы общественных отношений и оказали во многом деструктивное влияние на духовную жизнь и ценностные ориентации всех социальных групп и слоев российского общества.
Особое внимание всего общества концентрируется на проблеме формирования гражданственности подрастающего поколения в ее ценностносмысловом и культурологическом выражении, то есть связывающегося с развитием тех качеств, что делают человека дееспособной и зрелой личностью, осознающей и свои права, и свою ответственность в роли гражданина своей страны. Гражданственность, как одна из форм передачи культурного опыта, формируется в культуре повседневного взаимодействия человека в системе общественных отношений в каждой историко-культурной реальности. Успешность данного процесса определяется многими факторами (уровень культуры личности, особенности культурно-исторической реальности, богатство культурных ценностей, природно-климатические особенности окружающей среды, нормы поведения в социальной группе, характер и содержание социальных коммуникаций и многое другое), обусловливающими появление и отбор более эффективных культурных практик. Очевидно, что содержание гражданственности претерпевает изменения в зависимости от специфики социально-политической системы, характерной для той или иной эпохи. Причем эти изменения проявляются как в трансформации качеств личности (от явно выраженного коллективизма через индивидуализм к их гармоничному сочетанию), так и в усложнении, приращении элементной базы интегративных качеств гражданственности. Вместе с тем некоторые качества, выступающие базовыми в формировании правовой и политической культуры личности, являются неизменными на протяжении всего времени (например, патриотизм, законопослушность и другие, направленные на сохранение целостности государства и общества).
При этом можно отметить устойчиво присущую всем эпохам закономерность: качества, которые базируются на общечеловеческих (более стабильных терминальных) ценностях и составляют духовно-нравственную культуру личности, остаются неизменными, а качества, основанные на присущих данной социально-политической системе (более динамичных инструментальных) ценностях, изменяются в соответствии с требованиями времени.
Характер системных изменений комплекса качеств, составляющих основу гражданственности, на наш взгляд, демонстрирует изменения в спо-
63
К вопросу о воспитании гражданственности молодежи
собах достижения обществом целей развития, происходящие в общественно-политических системах в процессе эволюционирования цивилизации.
Таким образом, цели, стоящие перед обществом на каждом витке цивилизационного развития, являются определяющим фактором для изменения в системе ценностей и эталонов, которые, в свою очередь, определяют требования к качествам личности, в том числе составляющим содержание гражданственности.
Например, если раньше, на заре возникновения государственно-общественных формаций, античные философы не усматривали общности человеческих интересов и направляли человеческую нравственность на служение конкретному государству и в значительно меньшей степени — обществу, то сейчас, в эпоху информатизации общества, глобализации национальных экономик и распада привычных представлений о государственно-общественных отношениях, наблюдается другая тенденция — нравственность и гражданственность должны быть подчинены целям, ценностям и интересам всей человеческой цивилизации с учетом интересов каждой отдельной личности.
Возникновение новых, более эффективных и адекватных времени подходов к воспитанию личности также подтверждает объективность данной закономерности. Например, переход от педагогики индустриального периода, которая была нацелена на воспитание коллективизма без учета индивидуальных запросов личности, к педагогике постиндустриальной, нацеленной на гармонию в личности индивидуального и общественного, привела к тому, что для современного человека стали актуальны такие качества, как самостоятельность, внутренняя свобода личности, способность к самопознанию, самоопределению и самоутверждению, инициативность и гражданская активность.
Отсюда возникает понимание гражданственности как результата передачи духовной культуры всей человеческой цивилизации и процесса передачи от поколения к поколению положительного социального и культурного опыта, актуального для данного социума. Это дает возможность (в рамках культурологии) сформулировать новое определение гражданственности, по сути, расширив предыдущее и придав ему более четкую целевую направленность и системность: «Гражданственность — это сложная система гражданских качеств, формирующих культуру личности и социально-политический портрет общества, возникновение которых обусловлено различными пластами человеческой культуры (социокультурным, морально-нравственным, когнитивным, отношенческим, волевым, пове-денчески-ролевым, рефлексивно-регулятивным). Основное целевое назначение гражданственности — обеспечивать эффективную социализацию и самореализацию индивида в социуме и успешную адаптацию общества к социальным изменениям для сохранения целостности и повышения дееспособности».
64
К вопросу о воспитании гражданственности молодежи
Говоря о комплексе качеств с системных позиций, необходимо отметить, что понятие «качество» выступает здесь как философская категория, определяющая элементный состав (базис) системы более высокого порядка, описывающая свойство какой-либо системы, а совокупность свойств, в свою очередь, формирует характерные особенности, присущие системе [3].
Отсюда, системное определение гражданственности должно звучать как «одно из общекультурных свойств, присущих личности как субъекту общественных отношений, от наличия и развитости которого зависит характер всего общества».
Таким образом, наличие или отсутствие гражданственности, а также степень проявленности этого свойства в масштабах всего общества может выступать одной из ключевых характеристик уровня развитости гражданского общества.
Тогда под воспитанием гражданственности у отдельного индивида следует понимать процесс формирования в личности системы гражданских качеств, а под развитием гражданственности общества — процесс становления гражданского общества за счет повышения гражданственности его членов и масштабирования этого свойства путем внедрения институтов гражданственности.
От того, какие качества в личности наиболее развиты и востребованы обществом, стремление к каким ценностям и идеалам наиболее характерно для большинства людей, зависит не только характер общественных отношений, но и вектор развития общества. Однако в современных условиях процесс воспитания подрастающего поколения и привития ему высоких духовно-нравственных идеалов значительно усложняется.
Дети и молодежь, находясь в активной фазе адаптации к жизненным укладам общества, в условиях необходимости социализации личности в сфере культурных отношений, испытывают в этот переломный период тяжелый груз противоречий и социальной несправедливости, присущих современному обществу, из-за чего их поведение часто имеет агрессивнозащитный характер, а по форме проявления становится протестным, девиантным и асоциальным.
Однако именно обладание высокими моральными и нравственными качествами делает личность наиболее стойкой к жизненным невзгодам и трудностям, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания выдвигается сегодня на первый план как основа гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, отягощенных слабо развитой правовой культурой в обществе.
Как пишет С.В. Иванова, «при современном уровне межкультурных коммуникаций люди, работающие в различных отраслях промышленности, в сфере науки и производства, культуры и искусства, политики и образования, во всех областях общественной жизни, стремятся к обогащению универсальными знаниями, освоению знаний в сфере управления,
65
К вопросу о воспитании гражданственности молодежи
организационных процессов, масс-медийных технологий, психологии общения и т.п. Кроме того, современные люди, понимая стремительное развитие всех процессов в информационном веке, ориентированы на постоянное обучение. В образовательной стратегии XXI века в качестве основного не стоит вопрос “Учиться или не учиться?”» [4].
Общепризнанным является факт, что уровень нравственной зрелости характеризуется высокой степенью социальной ответственности как общепсихологического феномена, а формирование объективного нравственного сознания общества начинается с формирования активной гражданской позиции его граждан.
Российская наука всегда ставила вопрос воспитания духовно-нравственных качеств личности на первый план, поскольку они являются целенаправляющими для всех остальных качеств индивида и влияют на степень дееспособности личности в окружающем социуме, иными словами, определяют результат социализации человека в социокультурном пространстве на данном историческом этапе.
Несмотря на огромное количество трудов, посвященных проблеме нравственного воспитания, нельзя считать этот процесс законченным, поскольку кардинальные перемены, происходящие в обществе и обусловливающие изменения условий существования индивида, каждый раз предъявляют особые требования к качествам личности, необходимым для ее адаптации в социуме.
Кризис воспитания в современном обществе, по мнению Е.В. Бонда-ревской, состоит в том, что оно утеряло свои гуманитарные функции, перестало отвечать на сущностные вопросы жизни (о ее смысле и цели), быть питательной средой духовного и нравственного развития личности [2]. Особенную значимость проблема воспитания духовно-нравственных качеств личности приобретает в условиях перехода общества на следующий виток своего развития, при изменении форм и способов общественных отношений, смене общественно-политической формации и социально-экономической системы.
Затянувшийся в современной России переход к рыночной экономике, начавшийся без глубокой проработки социальных и идеологических вопросов и сопровождавшийся запоздалой реакцией образовательной системы на проводимые реформы, ознаменовался симптомами нарушения адаптации к новым условиям жизни у большинства членов общества.
Наиболее серьезным испытанием для большинства населения страны явилось расслоение общества по уровню материальных доходов и деградация системы духовных ценностей. Увеличение масштабов и темпов экономических и социальных изменений затронуло все слои населения и повлияло практически на весь спектр общественных отношений и целеустремлений, что проявилось в правовом нигилизме, политическом безразличии, гражданской инфантильности и других антигражданских
66
К вопросу о воспитании гражданственности молодежи
настроениях, угрожая безопасности как государства, так и общества в целом.
Культурные практики повседневности выражаются в поведении человека, опирающегося на нормы и ценности, привитые ему окружением конкретного культурно-исторического периода, а значит, и в его гражданственности, поскольку каждый день человек вступает во взаимоотношения с обществом и государством. В свою очередь, трансформация повседневных культурных практик влияет на характер социокультурного пространства, в котором воспитывается подрастающее поколение. Если оно лишено возможности воспринимать культурный опыт предыдущих поколений в форме традиций, ценностных и культурных императивов, определяющих направленность развития общества и его устойчивость к влиянию чужих культур, то прерывается нить связывающих поколения духовных основ. Это может привести к десоциализации и искажению системы ценностей современной молодежи.
Как отмечает О.Н. Астафьева, «социокультурное развитие определяется качественными изменениями, происходящими в социальной сфере и в культуре конкретного сообщества, которые отображают историческую дифференциацию этих фундаментальных сфер жизнедеятельности людей, появление в них новых форм, систем, внутренних и внешних связей. Этим понятием характеризуются ее качественные изменения (совершенствование, усложнение и т.п.), свидетельствующие о появлении новых, более сложных форм социальных структур и организации. Конечно, отдельных примеров креативных решений в разных регионах можно привести немало, однако в целом цели регулирования социокультурной сферы либо размыты и в условиях кризиса невыполнимы, либо по существу являются лишь конкретными задачами» [1].
Кросскультурные коммуникации, реализуемые в системе образовательно-культурных практик, способствуют установлению устойчивых форм социальных отношений, придающих определенную направленность процессам взаимодействия в обществе.
Многие современные исследователи считают, что проблема выхода из мировоззренческого и нравственного кризиса, решаемая посредством воспитания молодых поколений на базе позитивных социокультурных ценностей, является крайне важной.
Привитие ценностей подрастающему поколению в современных условиях требует поиска более эффективных образовательно-культурных практик, направленных на формирование гражданственности, как способности, отражающей культурную идентичность молодежи и как условие, определяющее степень готовности ее к реальной жизни в современном государстве. Эти обстоятельства повышают требования к содержанию и технологиям образовательно-культурных практик, применяемых для воспитания актуальных гражданских качеств. Сейчас важно помнить, что молодые
67
К вопросу о воспитании гражданственности молодежи
люди, студенты, нынешние 20-летние, готовы к восприятию и «присвоению» культурных ценностей. Социальные изменения идут очень быстро, и сейчас отрадно видеть молодых людей, которые не обсуждают, как плохо или сложно жить в России в современных условиях, а наоборот, они открыты для диалога о ценностях, у них получается компетентно рассуждать о гражданственности и патриотизме, у них есть желание образования и личностного роста. В современной ситуации преподавателям важно дать молодым людям возможность для личностного роста и становления, используя интересные для них, близкие для их восприятия и полезные для развития мотивации и последующего профессионального становления образовательно-культурные практики, такие как экскурсия, проведение и участие в опросах, фильмы, интернет-конференции.
Литература
1. Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. 2014. № 1 (15). URL: http://www.cr-joumal.ru/rus/journals/73.html& (дата обращения 14.05.14).
2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа // Образование в поисках человеческого смысла. Ростов н/Д., 1995. С. 11—26.
3. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001.
4. Иванова С.В. Новые вызовы системе подготовки профессионалов в бизнесе и политике // Вестник Российского философского общества. 2009. № 4.