Научная статья на тему 'К вопросу о воспитании гражданственности молодежи'

К вопросу о воспитании гражданственности молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
224
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / VALUES / ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ / БАЗОВЫЕ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ / BASIC QUALITIES OF CIVIC CULTURE AND LAW RESPECTATION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОЦИУМЕ / FORMATON OF THE CIVILITY / CO-EXISTENCE IN THE SOCIAL LIFE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гнездилова Полина Александровна

В статье рассматривается гражданственность с точки зрения культурологии, в частности, как одна из форм передачи культурного опыта, которая формируется в культуре повседневного взаимодействия человека в системе общественных отношений в каждой историческо-культурной реальности. Проведено исследование, что гражданственность молодежи определяется многими факторами (уровень культуры личности, особенности культурно-исторической реальности, богатство культурных ценностей, природно-климатические особенности окружающей среды, нормы поведения в социальной группе, характер и содержание социальных коммуникаций и многое другое), обусловливающими появление и отбор более эффективных культурных практик. В современной ситуации преподавателям важно дать молодым людям возможность для личностного роста и становления, используя образовательнокультурные практики, такие как экскурсия, проведение и участие в опросах, фильмы, интернет-конференции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUES OF MODERN YOUNG GENERATION: CIVILITY

The article is dedicated to analysis of civility from culturological point of view, as one of the form in the translation of cultural experience formed in the everyday communication in the particular historical period. Its findings consist in the following: civic qualities of the young generation were influenced by such factors as the level of general culture, historical period, climate and geography, rules of behavior in the particular social group, etc., which formed the conditions for the most efficient cultural practical methods. Such method as an educational excursion can be very useful for personal growth together with social activities, discussion of different forms of behavior and on-line conferences.

Текст научной работы на тему «К вопросу о воспитании гражданственности молодежи»

три «м»: методология — методика — метод

УДК 008

П.А. Гнездилова

К вопросу о воспитании гражданственности молодежи

В статье рассматривается гражданственность с точки зрения культурологии, в частности, как одна из форм передачи культурного опыта, которая формируется в культуре повседневного взаимодействия человека в системе общественных отношений в каждой историческо-культур-ной реальности. Проведено исследование, что гражданственность молодежи определяется многими факторами (уровень культуры личности, особенности культурно-исторической реальности, богатство культурных ценностей, природно-климатические особенности окружающей среды, нормы поведения в социальной группе, характер и содержание социальных коммуникаций и многое другое), обусловливающими появление и отбор более эффективных культурных практик. В современной ситуации преподавателям важно дать молодым людям возможность для личностного роста и становления, используя образовательнокультурные практики, такие как экскурсия, проведение и участие в опросах, фильмы, интернет-конференции.

Ключевые слова: ценности, формирование гражданственности, базовые качества формирования правовой и гражданской культуры, взаимодействие в социуме.

Ценности и идеалы относятся к важнейшим составляющим культуры, а происходящие в современном обществе изменения оказывают значительное влияние на формирование ценностного сознания, соединяющего в себе как лучшие культурно-исторические традиции духовности и гуманизма, так и новые нравственные и ценностные императивы. В ответ на эти изменения возникают новые требования, предъявляемые к системе воспитания гражданских качеств подрастающего поколения как базисного механизма подготовки человека к современным социально-культурным условиям существования.

Ключевое противоречие состоит в том, что, с одной стороны, наблюдается объективная потребность Российского государства в формировании гражданственности подрастающего поколения, а с другой стороны, низкая эффективность мер по воспитанию гражданских качеств, востребованных в современ-

© Гнездилова П.А., 2014

62

К вопросу о воспитании гражданственности молодежи

ном обществе, обусловленная недооценкой роли и значения образовательно-культурных практик в становлении гражданственности современной молодежи.

В определенной степени данное противоречие является продуктом социальных и политических реформ постсоветского периода, которые часто происходили без учета роли и значения культуры в формировании новой системы общественных отношений и оказали во многом деструктивное влияние на духовную жизнь и ценностные ориентации всех социальных групп и слоев российского общества.

Особое внимание всего общества концентрируется на проблеме формирования гражданственности подрастающего поколения в ее ценностносмысловом и культурологическом выражении, то есть связывающегося с развитием тех качеств, что делают человека дееспособной и зрелой личностью, осознающей и свои права, и свою ответственность в роли гражданина своей страны. Гражданственность, как одна из форм передачи культурного опыта, формируется в культуре повседневного взаимодействия человека в системе общественных отношений в каждой историко-культурной реальности. Успешность данного процесса определяется многими факторами (уровень культуры личности, особенности культурно-исторической реальности, богатство культурных ценностей, природно-климатические особенности окружающей среды, нормы поведения в социальной группе, характер и содержание социальных коммуникаций и многое другое), обусловливающими появление и отбор более эффективных культурных практик. Очевидно, что содержание гражданственности претерпевает изменения в зависимости от специфики социально-политической системы, характерной для той или иной эпохи. Причем эти изменения проявляются как в трансформации качеств личности (от явно выраженного коллективизма через индивидуализм к их гармоничному сочетанию), так и в усложнении, приращении элементной базы интегративных качеств гражданственности. Вместе с тем некоторые качества, выступающие базовыми в формировании правовой и политической культуры личности, являются неизменными на протяжении всего времени (например, патриотизм, законопослушность и другие, направленные на сохранение целостности государства и общества).

При этом можно отметить устойчиво присущую всем эпохам закономерность: качества, которые базируются на общечеловеческих (более стабильных терминальных) ценностях и составляют духовно-нравственную культуру личности, остаются неизменными, а качества, основанные на присущих данной социально-политической системе (более динамичных инструментальных) ценностях, изменяются в соответствии с требованиями времени.

Характер системных изменений комплекса качеств, составляющих основу гражданственности, на наш взгляд, демонстрирует изменения в спо-

63

К вопросу о воспитании гражданственности молодежи

собах достижения обществом целей развития, происходящие в общественно-политических системах в процессе эволюционирования цивилизации.

Таким образом, цели, стоящие перед обществом на каждом витке цивилизационного развития, являются определяющим фактором для изменения в системе ценностей и эталонов, которые, в свою очередь, определяют требования к качествам личности, в том числе составляющим содержание гражданственности.

Например, если раньше, на заре возникновения государственно-общественных формаций, античные философы не усматривали общности человеческих интересов и направляли человеческую нравственность на служение конкретному государству и в значительно меньшей степени — обществу, то сейчас, в эпоху информатизации общества, глобализации национальных экономик и распада привычных представлений о государственно-общественных отношениях, наблюдается другая тенденция — нравственность и гражданственность должны быть подчинены целям, ценностям и интересам всей человеческой цивилизации с учетом интересов каждой отдельной личности.

Возникновение новых, более эффективных и адекватных времени подходов к воспитанию личности также подтверждает объективность данной закономерности. Например, переход от педагогики индустриального периода, которая была нацелена на воспитание коллективизма без учета индивидуальных запросов личности, к педагогике постиндустриальной, нацеленной на гармонию в личности индивидуального и общественного, привела к тому, что для современного человека стали актуальны такие качества, как самостоятельность, внутренняя свобода личности, способность к самопознанию, самоопределению и самоутверждению, инициативность и гражданская активность.

Отсюда возникает понимание гражданственности как результата передачи духовной культуры всей человеческой цивилизации и процесса передачи от поколения к поколению положительного социального и культурного опыта, актуального для данного социума. Это дает возможность (в рамках культурологии) сформулировать новое определение гражданственности, по сути, расширив предыдущее и придав ему более четкую целевую направленность и системность: «Гражданственность — это сложная система гражданских качеств, формирующих культуру личности и социально-политический портрет общества, возникновение которых обусловлено различными пластами человеческой культуры (социокультурным, морально-нравственным, когнитивным, отношенческим, волевым, пове-денчески-ролевым, рефлексивно-регулятивным). Основное целевое назначение гражданственности — обеспечивать эффективную социализацию и самореализацию индивида в социуме и успешную адаптацию общества к социальным изменениям для сохранения целостности и повышения дееспособности».

64

К вопросу о воспитании гражданственности молодежи

Говоря о комплексе качеств с системных позиций, необходимо отметить, что понятие «качество» выступает здесь как философская категория, определяющая элементный состав (базис) системы более высокого порядка, описывающая свойство какой-либо системы, а совокупность свойств, в свою очередь, формирует характерные особенности, присущие системе [3].

Отсюда, системное определение гражданственности должно звучать как «одно из общекультурных свойств, присущих личности как субъекту общественных отношений, от наличия и развитости которого зависит характер всего общества».

Таким образом, наличие или отсутствие гражданственности, а также степень проявленности этого свойства в масштабах всего общества может выступать одной из ключевых характеристик уровня развитости гражданского общества.

Тогда под воспитанием гражданственности у отдельного индивида следует понимать процесс формирования в личности системы гражданских качеств, а под развитием гражданственности общества — процесс становления гражданского общества за счет повышения гражданственности его членов и масштабирования этого свойства путем внедрения институтов гражданственности.

От того, какие качества в личности наиболее развиты и востребованы обществом, стремление к каким ценностям и идеалам наиболее характерно для большинства людей, зависит не только характер общественных отношений, но и вектор развития общества. Однако в современных условиях процесс воспитания подрастающего поколения и привития ему высоких духовно-нравственных идеалов значительно усложняется.

Дети и молодежь, находясь в активной фазе адаптации к жизненным укладам общества, в условиях необходимости социализации личности в сфере культурных отношений, испытывают в этот переломный период тяжелый груз противоречий и социальной несправедливости, присущих современному обществу, из-за чего их поведение часто имеет агрессивнозащитный характер, а по форме проявления становится протестным, девиантным и асоциальным.

Однако именно обладание высокими моральными и нравственными качествами делает личность наиболее стойкой к жизненным невзгодам и трудностям, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания выдвигается сегодня на первый план как основа гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, отягощенных слабо развитой правовой культурой в обществе.

Как пишет С.В. Иванова, «при современном уровне межкультурных коммуникаций люди, работающие в различных отраслях промышленности, в сфере науки и производства, культуры и искусства, политики и образования, во всех областях общественной жизни, стремятся к обогащению универсальными знаниями, освоению знаний в сфере управления,

65

К вопросу о воспитании гражданственности молодежи

организационных процессов, масс-медийных технологий, психологии общения и т.п. Кроме того, современные люди, понимая стремительное развитие всех процессов в информационном веке, ориентированы на постоянное обучение. В образовательной стратегии XXI века в качестве основного не стоит вопрос “Учиться или не учиться?”» [4].

Общепризнанным является факт, что уровень нравственной зрелости характеризуется высокой степенью социальной ответственности как общепсихологического феномена, а формирование объективного нравственного сознания общества начинается с формирования активной гражданской позиции его граждан.

Российская наука всегда ставила вопрос воспитания духовно-нравственных качеств личности на первый план, поскольку они являются целенаправляющими для всех остальных качеств индивида и влияют на степень дееспособности личности в окружающем социуме, иными словами, определяют результат социализации человека в социокультурном пространстве на данном историческом этапе.

Несмотря на огромное количество трудов, посвященных проблеме нравственного воспитания, нельзя считать этот процесс законченным, поскольку кардинальные перемены, происходящие в обществе и обусловливающие изменения условий существования индивида, каждый раз предъявляют особые требования к качествам личности, необходимым для ее адаптации в социуме.

Кризис воспитания в современном обществе, по мнению Е.В. Бонда-ревской, состоит в том, что оно утеряло свои гуманитарные функции, перестало отвечать на сущностные вопросы жизни (о ее смысле и цели), быть питательной средой духовного и нравственного развития личности [2]. Особенную значимость проблема воспитания духовно-нравственных качеств личности приобретает в условиях перехода общества на следующий виток своего развития, при изменении форм и способов общественных отношений, смене общественно-политической формации и социально-экономической системы.

Затянувшийся в современной России переход к рыночной экономике, начавшийся без глубокой проработки социальных и идеологических вопросов и сопровождавшийся запоздалой реакцией образовательной системы на проводимые реформы, ознаменовался симптомами нарушения адаптации к новым условиям жизни у большинства членов общества.

Наиболее серьезным испытанием для большинства населения страны явилось расслоение общества по уровню материальных доходов и деградация системы духовных ценностей. Увеличение масштабов и темпов экономических и социальных изменений затронуло все слои населения и повлияло практически на весь спектр общественных отношений и целеустремлений, что проявилось в правовом нигилизме, политическом безразличии, гражданской инфантильности и других антигражданских

66

К вопросу о воспитании гражданственности молодежи

настроениях, угрожая безопасности как государства, так и общества в целом.

Культурные практики повседневности выражаются в поведении человека, опирающегося на нормы и ценности, привитые ему окружением конкретного культурно-исторического периода, а значит, и в его гражданственности, поскольку каждый день человек вступает во взаимоотношения с обществом и государством. В свою очередь, трансформация повседневных культурных практик влияет на характер социокультурного пространства, в котором воспитывается подрастающее поколение. Если оно лишено возможности воспринимать культурный опыт предыдущих поколений в форме традиций, ценностных и культурных императивов, определяющих направленность развития общества и его устойчивость к влиянию чужих культур, то прерывается нить связывающих поколения духовных основ. Это может привести к десоциализации и искажению системы ценностей современной молодежи.

Как отмечает О.Н. Астафьева, «социокультурное развитие определяется качественными изменениями, происходящими в социальной сфере и в культуре конкретного сообщества, которые отображают историческую дифференциацию этих фундаментальных сфер жизнедеятельности людей, появление в них новых форм, систем, внутренних и внешних связей. Этим понятием характеризуются ее качественные изменения (совершенствование, усложнение и т.п.), свидетельствующие о появлении новых, более сложных форм социальных структур и организации. Конечно, отдельных примеров креативных решений в разных регионах можно привести немало, однако в целом цели регулирования социокультурной сферы либо размыты и в условиях кризиса невыполнимы, либо по существу являются лишь конкретными задачами» [1].

Кросскультурные коммуникации, реализуемые в системе образовательно-культурных практик, способствуют установлению устойчивых форм социальных отношений, придающих определенную направленность процессам взаимодействия в обществе.

Многие современные исследователи считают, что проблема выхода из мировоззренческого и нравственного кризиса, решаемая посредством воспитания молодых поколений на базе позитивных социокультурных ценностей, является крайне важной.

Привитие ценностей подрастающему поколению в современных условиях требует поиска более эффективных образовательно-культурных практик, направленных на формирование гражданственности, как способности, отражающей культурную идентичность молодежи и как условие, определяющее степень готовности ее к реальной жизни в современном государстве. Эти обстоятельства повышают требования к содержанию и технологиям образовательно-культурных практик, применяемых для воспитания актуальных гражданских качеств. Сейчас важно помнить, что молодые

67

К вопросу о воспитании гражданственности молодежи

люди, студенты, нынешние 20-летние, готовы к восприятию и «присвоению» культурных ценностей. Социальные изменения идут очень быстро, и сейчас отрадно видеть молодых людей, которые не обсуждают, как плохо или сложно жить в России в современных условиях, а наоборот, они открыты для диалога о ценностях, у них получается компетентно рассуждать о гражданственности и патриотизме, у них есть желание образования и личностного роста. В современной ситуации преподавателям важно дать молодым людям возможность для личностного роста и становления, используя интересные для них, близкие для их восприятия и полезные для развития мотивации и последующего профессионального становления образовательно-культурные практики, такие как экскурсия, проведение и участие в опросах, фильмы, интернет-конференции.

Литература

1. Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. 2014. № 1 (15). URL: http://www.cr-joumal.ru/rus/journals/73.html& (дата обращения 14.05.14).

2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа // Образование в поисках человеческого смысла. Ростов н/Д., 1995. С. 11—26.

3. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001.

4. Иванова С.В. Новые вызовы системе подготовки профессионалов в бизнесе и политике // Вестник Российского философского общества. 2009. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.