Научная статья на тему 'Потенциал поликультурного цифрового образовательного пространства вуза в условиях цифровизации'

Потенциал поликультурного цифрового образовательного пространства вуза в условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
поликультурное цифровое пространство / цифровизация / поликультурная личность / поликультурная среда / multicultural digital space / digitalization / multicultural personality / multicultural environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аетдинова Расуля Рифкатовна

Изменения рынка труда и приоритет формирования человеческого капитала ставят перед университетами новую задачу профессиональное развитие студента, предполагающее навыки работы в мультикультурной среде, расширенные цифровые компетенции. Рост доли иностранных студентов в контингенте обучаемых и трудности, связанные с их адаптацией и повышением качества обучения, также повышают значимость формирования поликультурного цифрового пространства вуза. Целью данного исследования является анализ потенциала поликультурного цифрового пространства вуза в условиях роста цифровой составляющей образовательного процесса. Методологической базой исследования стали методы общенаучного уровня (индуктивно-дедуктивный анализ, конкретизация и обобщение) и методы конкретно-научного уровня (систематизация и обобщение концепций). В рамках исследования выполнен анализ понятий поликультурной среды и поликультурного пространства, проведено их сравнение. На основе выполненного анализа показана важность использования потенциала поликультурного образовательного пространства на современном этапе развития российского высшего образования, обозначены сущностные характеристики. Автором выделены стадии цифровизации в соответствии с этапами развития ЭВМ, рассмотрены проблемы цифровизации образования. Выделены факторы, определяющие необходимость применения потенциала поликультурного образовательного пространства, показана связь между цифровым и поликультурным пространствами, перспективность применения поликультурного цифрового пространства. Также выделены компоненты поликультурного цифрового пространства, которые значимы для раскрытия поликультурной цифровой личности: поликультурные преподаватели «цифрового университета», поликультурно ориентированные студенты, центры поликультурного образования в сочетании с центрами развития цифровой грамотности при университете. Анализ этапов развития цифровизации с точки зрения развития ЭВМ, проблемы цифровизации составляют основу теоретической значимости исследования. Практическую ценность исследования имеют выделенные компоненты поликультурного цифрового пространства, которые могут быть применены вузами для развития потенциала данных пространств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аетдинова Расуля Рифкатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential of multicultural digital educational space of the university in the context of digitalization

Changes in the labor market and the priority of human capital formation give universities a new task professional development of the student, implying skills of working in a multicultural environment, expanded digital competences. The increase in the share of foreign students and the difficulties associated with their adaptation and improvement of the quality of training, also increases the importance of the formation of multicultural digital space of the university. The aim of this study is to analyze the potential of the multicultural digital space of the university in the context of the growth of the digital component of the educational process. The methodological basis of the study includes methods of the general scientific level (inductive deductive analysis, concretization and generalization) and methods of the specific scientific level (systematization and generalization of concepts). The study analyzed the concepts of the multicultural environment and multicultural space, and compared them. On the basis of the analysis, the article shows the importance of using the potential of multicultural educational space at the present stage of Russian higher education development, highlights its essential characteristics. The author defines the stages of digitalization in accordance with the stages of computer development, examines the problems of digitalization of education, finds out the factors that determine the need to use the potential of the multicultural educational space, shows the relationship between the digital and multicultural spaces, the prospects of the multicultural digital space use. She also notes the components of the multicultural digital space, which are important for the development of the multicultural digital personality: multicultural teachers of "digital university", multiculturally oriented students, centers for multicultural education in combination with centers for the development of digital literacy at the university. The analysis of the stages of digitalization development from the point of view of the development of computers, the problems of digitalization form the basis of the theoretical significance of the study. The identified components of the multicultural digital space, which can be used by universities to develop the potential of these spaces, have practical value.

Текст научной работы на тему «Потенциал поликультурного цифрового образовательного пространства вуза в условиях цифровизации»



ISSN 2304-120X

Huer

научно-методический электронный журнал

2024, № 05 (май)

Раздел 5.8. Педагогика

ART 241076

DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11076

УДК 378.14.015.62

Потенциал поликультурного цифрового образовательного пространства вуза в условиях цифровизации

Potential of multicultural digital educational space of the university in the context of digitalization

Автор статьи

L

Author of the article

L

Аетдинова Расуля Рифкатовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики предприятий и организаций ФГБОУ ВО «Казанский федеральный университет», г. Казань, Российская Федерация rasulya_a@mail.ru ORCID: 0000-0002-3047-5918

Rasulya R. Aetdinova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Economics of Enterprises and Organizations, Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation rasulya_a@mail.ru ORCID: 0000-0002-3047-5918

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

For citation

L

Аетдинова Р. Р. Потенциал поликультурного цифрового образовательного пространства вуза в условиях цифровизации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 05. - С. 255-266. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241076.htm. - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11076

R. R. Aetdinova, Potential of multicultural digital educational space of the university in the context of digitalization // Scientific-methodological electronic journal "Kon-cept". - 2024. - No. 05. - P. 255-266. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241076.htm. - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11076

Поступила в редакцию Received 13.03.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 29.04.24

Принята к публикации Accepted for publication 29.04.24 Опубликована Published 31.05.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Аетдинова Р. Р., 2024

Аннотация

Изменения рынка труда и приоритет формирования человеческого капитала ставят перед университетами новую задачу - профессиональное развитие студента, предполагающее навыки работы в мультикультурной среде, расширенные цифровые компетенции. Рост доли иностранных студентов в контингенте обучаемых и трудности, связанные с их адаптацией и повышением качества обучения, также повышают значимость формирования поликультурного цифрового пространства вуза. Целью данного исследования является анализ потенциала поликультурного цифрового пространства вуза в условиях роста цифровой составляющей образовательного процесса. Методологической базой исследования стали методы общенаучного уровня (индуктивно-дедуктивный анализ, конкретизация и обобщение) и методы конкретно-научного уровня (систематизация и обобщение концепций). В рамках исследования выполнен анализ понятий поликультурной среды и поликультурного пространства, проведено их сравнение. На основе выполненного анализа показана важность использования потенциала поликультурного образовательного пространства на современном этапе развития российского высшего образования, обозначены сущностные характеристики. Автором выделены стадии цифровизации в соответствии с этапами развития ЭВМ, рассмотрены проблемы цифровизации образования. Выделены факторы, определяющие необходимость применения потенциала поликультурного образовательного пространства, показана связь между цифровым и поликультурным пространствами, перспективность применения поликультурного цифрового пространства. Также выделены компоненты поликультурного цифрового пространства, которые значимы для раскрытия поликультурной цифровой личности: поликультурные преподаватели «цифрового университета», поликультурно ориентированные студенты, центры поликультурного образования в сочетании с центрами развития цифровой грамотности при университете. Анализ этапов развития цифровизации с точки зрения развития ЭВМ, проблемы цифровизации составляют основу теоретической значимости исследования. Практическую ценность исследования имеют выделенные компоненты поликультурного цифрового пространства, которые могут быть применены вузами для развития потенциала данных пространств.

Ключевые слова

Abstract

Changes in the labor market and the priority of human capital formation give universities a new task - professional development of the student, implying skills of working in a multicultural environment, expanded digital competences. The increase in the share of foreign students and the difficulties associated with their adaptation and improvement of the quality of training, also increases the importance of the formation of multicultural digital space of the university. The aim of this study is to analyze the potential of the multicultural digital space of the university in the context of the growth of the digital component of the educational process. The methodological basis of the study includes methods of the general scientific level (inductive deductive analysis, concretization and generalization) and methods of the specific scientific level (systematization and generalization of concepts). The study analyzed the concepts of the multicultural environment and multicultural space, and compared them. On the basis of the analysis, the article shows the importance of using the potential of multicultural educational space at the present stage of Russian higher education development, highlights its essential characteristics. The author defines the stages of digitalization in accordance with the stages of computer development, examines the problems of digitalization of education, finds out the factors that determine the need to use the potential of the multicultural educational space, shows the relationship between the digital and multicultural spaces, the prospects of the multicultural digital space use. She also notes the components of the multicultural digital space, which are important for the development of the multicultural digital personality: multicultural teachers of "digital university", multiculturally oriented students, centers for multicultural education in combination with centers for the development of digital literacy at the university. The analysis of the stages of digitalization development from the point of view of the development of computers, the problems of digitalization form the basis of the theoretical significance of the study. The identified components of the multicultural digital space, which can be used by universities to develop the potential of these spaces, have practical value.

Key words

поликультурное цифровое пространство, цифровиза-ция, поликультурная личность, поликультурная среда

multicultural digital space, digitalization, multicultural personality, multicultural environment

Благодарности

_ Acknowledgements

Автор выражает благодарность кафедре педагогики высшей школы Института психологии и образования Казанского федерального университета и лично заведующему кафедрой, доктору педагогических наук, доценту Альфие Рафисовне Масалимовой за помощь и поддержку в проведении исследования.

The author expresses her gratitude to the Department of Higher School Pedagogy of the Institute of Psychology and Education at the Kazan Federal University and personally to the Head of the Department, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor Alfiya R. Masalimova for her help and support in conducting the research.

Введение / Introduction

Современный вуз отличается наличием возможностей для обучения по индивидуальной траектории развития (самообразование, самоактуализация); развитием вариативных контактов с вузами-партнерами (на данный период наиболее актуально взаимодействие со странами Востока); диверсификацией образовательных программ (это позволяет выбрать направление обучения в соответствии со способностями и

склонностями студента), а также его многопрофильностью (это дает возможность осуществления непрерывной подготовки кадров). Задача университета - это не только подготовка компетентных, конкурентоспособных кадров высшей квалификации для различных профессиональных отраслей, но и культивирование таланта студента. При этом выпускники ведущих современных вузов отличаются своей гибкостью, мобильностью, динамичностью, дивергентностью мышления, чтобы справляться с вариативными профессиональными задачами [1].

В условиях трансформации рынка труда студент в университете рассматривается как «инвестиционный проект»: чем больше интеллектуальных ресурсов, лучших практик обучения «вкладывать» в личностно-профессиональное развитие студента, тем более успешна будет учебная и научно-исследовательская деятельность студента, а значит, обучающий вуз будет занимать лидирующие позиции в российских рейтингах. Р. Х. Гильмеева рассматривает университет как «социально-ориентированную интеллектуальную корпорацию» в связи с тем, что ключевые задачи вуза - развитие человеческого капитала образовательной организации (он складывается из профессиональных достижений педагогов и студентов) и успешная социализация студентов в образовательном пространстве вуза (развитие адаптивности студентов к меняющимся условиям будущей профессиональной деятельности) [2].

Современное образование можно рассматривать также с позиции развития «культуры жизнеспособности»: специалисту, обладающему наибольшими конкурентными преимуществами и умеющему работать в условиях неопределенности, отдается наибольшее предпочтение со стороны работодателей.

Формирование профессионально значимых качеств студента осуществляется наиболее успешно, если реализуется воздействие пространства на личность студента.

Обзор литературы / Literature review

Университет - это пространство для межкультурного взаимодействия, где поэтапно развивается поликультурная личность студента. Поликультурная личность -это личность, открытая к новому опыту взаимодействия, проявляющая толерантность к культурному разнообразию, склонная к эмпатии, способная гармонично сосуществовать с другими культурами. Применительно к поликультурному образованию в начале XXI века применяется чаще понятие «поликультурная среда вуза».

В современных научных исследованиях понятия «среда» и «пространство» часто употребляются синонимично, однако в нашем исследовании эти понятия будут разграничены.

Так, М. С. Якушина полагает, что среда - это объективная данность, конструкт, к созданию которого непричастен педагог. Педагог лишь реализует свою профессиональную деятельность в образовательной среде, не прилагая усилия для ее модификации (термин заимствован из биологии, употребляется в контексте «среда обитания»). Среда может повлиять на поддержание комфортной атмосферы и микроклимата в коллективе, чтобы студенты могли успешно самореализоваться в учебной/ профессиональной деятельности [3].

Е. А. Пугачева определяет понятие «поликультурная образовательная среда» как атмосферу, которая не только способствует формированию стиля мышления, но и призвана ориентировать на освоение межкультурных ценностей [4].

А. С. Кац в своем исследовании определяет понятие «поликультурная образовательная среда» с позиции преобладания культурологических аспектов, отмечая, что

взаимодействие в ней основывается на принципах равенства и признания ценности каждого индивида как представителя определенной культуры в поликультурном социуме [5].

А. Н. Джуринский рассматривает понятие поликультурной среды как общества, включающего разные социальные группы, обладающие своей специфической культурой [6]. В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко считают, что «поликультурное образовательное пространство способствует культурной идентификации личности, содействует более успешной ее социализации и адаптации в современном информационном мире» [7]. Н. И. Башмакова, Н. И. Рыжова считают, что поликультурная образовательная среда представляет собой «личностно ориентированный образовательный процесс, который реализует более мощный потенциал гуманитарного вуза» [8]. О. В. Гукаленко видит поликультурное пространство как среду для «формирования российской гражданско-патриотической идентичности молодежи» [9].

M. Худа, М. Ч. Мустафа, A. K. Мохамед рассматривают особенности поликультурного образования и показывают возможности применения поликультурной среды как фактора формирования мультикультурной устойчивости [10]. П. Карачони, В. Паштова, М. Виниченко, П. Гусска исследуют факторы поликультурного образования и рассматривают его как основу будущего плюралистического общества [11].

В отличие от среды, пространство можно трансформировать в зависимости от цели, задач и особенностей реализации специально организованной деятельности педагога. Следует отметить, что пространство призвано воздействовать только на субъектов образовательного процесса в контексте вспомогательного элемента для формирования личностной и профессиональной позиции студентов, а также культурологических аспектов, связанных с мировосприятием. Ключевой особенностью пространства вуза является то, что не только педагог воздействует на студента. Информационное влияние извне, такое как СМИ, интернет-источники и другие ресурсы, также характерно для поликультурного образовательного пространства.

Е. Ю. Левина, О. В. Стукалова, Е. Н. Прокофьева совместно разработали принцип культуросообразности, который соотносится с когнитивной парадигмой образования. Его сущность заключается в том, что студент должен почувствовать себя частью определенной культуры, в таком случае он приобретает жизненные ценности и ориентиры, соответствующие этой культуре [12]. Каждая культура уникальна, самобытна; при «погружении» в другую культуру происходит переосмысление своей собственной культурной идентичности, повышается чуткость к проявлениям особенностей других культур (cultural sensitivity). Культуросообразность связана в первую очередь с социальной сущностью личности, ее социальной включенностью, вариативностью ее социальных ролей.

В условиях повышенной турбулентности общества возникают некоторые затруднения в осуществлении коммуникации с представителями других стран. Однако представители ведущих вузов России по-прежнему стремятся к диалогу культур и укреплению взаимоотношений со странами Востока.

В связи с этим большие возможности открываются в контексте сетевого взаимодействия. Эпоха цифровизации ощутимо воздействовала на все сферы деятельности, включая образование. Отмечено, что катализатором резкого перехода к дистанционному образованию в школах и вузах являлась пандемия COVID-19.

Е. Ю. Левина полагает, что современный мир разделился на цифровых иммигрантов (digital immigrants) и цифровых аборигенов (digital natives) [13]. К цифровым

аборигенам относятся студенты поколения Z. Они от рождения наделены способностью легко управляться с гаджетами, их привлекают цифровые технологии в обучении, они могут работать с большим объемом информации. При этом у них сохраняется некоторая «клиповость» мышления.

Т. М. Трегубова убеждена, что у студентов поколения Z «наблюдается явная тенденция к переносу такого онлайн-взаимодействия через цифровые технологии и в образовательную среду» [14]. Действительно, дистанционный формат обучения с возможностью саморазвития в процессе индивидуальной образовательной траектории является более привлекательным для них. Отмечено, что студенты поколения Z больше всего ценят «цифровую свободу», т. е. возможность самостоятельно обучаться, получать информацию из различных интернет-источников, а также контактировать с друзьями с помощью социальных сетей («ВКонтакте», «Одноклассники») и мессенджеров («Телеграм») и др. [15, 16] В контексте сетевого взаимодействия они могут закрепить полученные знания на практике, общаясь с представителями других культур в онлайн-формате [17]. Цифровая культура оказывает влияние и на преподавателей. Поликультурный педагог, работающий в «цифровом университете», способен ответить на возникающие этнокультурные и цифровые запросы студентов, т. е. помочь им разобраться во взаимоотношениях культур, включая обучение использованию удобных сервисов для коммуникации и формирование основ «цифрового этикета» [18].

Итак, в исследованиях сущностных характеристик понятия «поликультурное образовательное пространство» можно проследить некоторую преемственность: каждое последующее исследование дополняет и расширяет проблемное поле исследуемого феномена. Однако ученые-исследователи не пришли к единому мнению относительно содержания и структуры поликультурного образовательного пространства.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Материалом для исследования послужили работы исследователей высшего образования и профессионального развития будущего специалиста. В качестве методов исследования были использованы методы общенаучного уровня (индуктивно-дедуктивный анализ, конкретизация и обобщение) и методы конкретно-научного уровня (систематизация и обобщение концепций).

Результаты исследования / Research results

Включение российских вузов в мировое образовательное пространство через инструменты совместных образовательных программ, программ двойных дипломов, реализацию программы «Экспорт российского образования» повышает важность реализации потенциала поликультурного образовательного пространства вуза. Основываясь на генезисе понятия «поликультурное образовательное пространство», можно выделить его сущностные характеристики:

1. Позитивное воздействие на формирование значимых культурологических ценностей и идеалов. В поликультурном образовательном пространстве вуза происходит кросс-культурное обогащение за счет того, что в вузе обучаются и взаимодействуют представители разных культур.

2. Формирование студенческой позиции относительно культурной диверсификации, что в будущем приведет к развитию глобального мировоззрения. Студенты, находясь в поликультурном пространстве вуза, начинают постепенно осознавать, что они живут в поликультурном мире и взаимодействуют с представителями разных культур. Важно,

сохраняя свою культурную идентичность, «влиться» в многополярный студенческий коллектив, обогащая его своим культурным наследием.

3. Укрепление позитивных взаимоотношений между представителями разных культур на основе толерантности, взаимного уважения, эмпатии. В поликультурном образовательном пространстве вуза студент ощущает себя комфортно, свободно, гармонично, поэтому стремится проявить себя наиболее этично и дипломатично.

4. Культурологический обмен и взаимообогащение субъектов образовательного процесса. В поликультурном образовательном пространстве наиболее благоприятно укреплять взаимоотношения, связанные с сотрудничеством в сфере образования. Результатом данного сотрудничества является взаимопроникновение культур, которое основывается на взаимном культурологическом интересе, принципах равенства и ценности каждой личности.

5. Внедрение поликультурных аспектов в образовательный процесс в вузе. В поликультурном образовательном пространстве акцент делается на развитии поликультурной личности средствами обучения и воспитания. Поликультурное образование ориентировано на формирование «новой» ментальности у студента, открытой к усвоению ценностей другой культуры.

Активная цифровизация всех сторон высшего образования не только расширяет возможности обучения, но и дает новые направления для социально-педагогического взаимодействия и формирования основ поликультурного развития студента.

Анализируя историю цифровизации образования, необходимо рассматривать этот процесс согласно техническим возможностям использования информационных технологий. Рассмотрим стадии цифровизации в соответствии с этапами развития ЭВМ.

Первая стадия - раннекибернетический период (40-50-е годы). В этот период формируются основы кибернетики как науки, занимающейся вопросами сбора, хранения, генерации полученной информации, а также ее трансляции. На смену «ламповым» ЭВМ пришли транзисторные ЭВМ, меньшие по своему объему, но более мощные. Отмечено, что задача ЭВМ - это максимально структурировать информацию.

Вторая стадия - кибернетический период (50-70-е годы). ЭВМ начинает сильно прогрессировать, это связано с тем, что четвертое поколение ЭВМ смоделировано на основе микропроцессоров. Следовательно, технику ЭВМ начинают использовать для решения серьезных военно-политических, а также научно-исследовательских задач. Прогрессивная техника ЭВМ призвана помочь консолидировать усилия ученых и военных для решения стратегических задач, ориентированных на достижение устойчивого развития общества.

Третья стадия - алгоритмический период (70-2000-е годы). В этот период осуществляется массовая компьютеризация населения. Главное достижение этого периода -компьютер - становится персональным (ПК). При этом у пользователей ПК закладываются основы компьютерной грамотности. В этот период акцент делается на автоматизации рабочих мест на производстве для организации эффективной работы на производстве. Разработка алгоритмов для решения профессиональных задач - алгоритмизация - также выходит на первый план.

Четвертая стадии - информационно-цифровой период (2000-е годы - настоящее время). Информатизация образования - новый этап в развитии компьютерных технологий. В связи с этим были пересмотрены ключевые инструменты работы с информацией, создано единое информационное пространство внутри нашей страны в целях достижения информационного общества.

В современных условиях все более актуализируется цифровизация всех сфер деятельности. На основании этого была осуществлена цифровая трансформация, которая привела к формированию «цифрового» мышления (т. е. осознание того, что циф-ровизация всех сфер деятельности необходима для совершенствования образовательного процесса в вузе, при этом цифровые технологии в образовании становятся объективной реальностью) [19-21].

Практика использования цифровых технологий в образовании в России имеет и ряд проблем:

1. Психологическая неготовность педагогов к работе с цифровыми технологиями. Опытные педагоги привыкли к традиционным методам обучения, и они не готовы менять привычные средства обучения, содержание обучения, поскольку они полагают, что данные методики проверены временем. Решение проблемы - «реверсивное наставничество», при котором молодежь выступает в качестве наставников и помогает старшему поколению преодолеть «цифровой разрыв». Это не только эффективная технология по устранению цифровых пробелов, но и возможность сближения сфер интересов старшего и младшего поколения. В таком случае увлеченность студентов цифровыми технологиями будет являться стимулом к обучению опытных педагогов [22, 23].

2. Недостаточная мотивация студентов к изучению цифровой грамотности и цифровой компетентности. Т. М. Трегубова, И. Н. Айнутдинова отмечают, что студентам поколения Z следует осознанно подходить к совершенствованию ключевых навыков XXI века, поскольку они «способствуют профессиональному росту и развитию, совершенствованию лидерских качеств в новой цифровой среде (ICT-mediated learning environment)» [24]. Некоторые студенты ограничиваются определенным уровнем владения цифровых технологий, приемлемым для их обучения, и не хотят развиваться дальше. Решением данной проблемы является вовлеченность студентов в следующие мероприятия: MOOC, веб-лектории с приглашением известного ученого или деятеля культуры, обучение с применением технологий «перевернутого класса» с обновленным содержательным контентом, который будет привлекательным для студентов поколения Z [25, 26].

3. Не во всех вузах России были созданы условия для создания цифровой среды/цифрового образовательного пространства. Только 15 вузов России можно отнести к «цифровому университету» с развитой инфраструктурой. В большинстве вузов России реализовалась только «оцифровка» учебного материала. Современный вуз нуждается в развитии цифровой инфраструктуры: наличии симуляторов и тренажеров, которые позволят сделать практические занятия наглядными и безопасными, гаджетов для определенных видов занятий; установке аналитических программ для оценивания результатов обученности студентов. Решение - наличие «умных» устройств - позволит более эффективно сформировать позитивные «цифровые привычки» у студентов [27, 28].

Анализ сущностных характеристик понятий «поликультурное образовательное пространство», «цифровизация» позволяет дать авторское определение понятия «поликультурное цифровое пространство» как подсистемы поликультурного образовательного пространства, в которой реализуется конструктивный диалог культур на основе педагогического и социального взаимодействия, которое также может быть реализовано в цифровом формате.

Важность исследования потенциала поликультурного цифрового пространства обусловлена следующими факторами:

1. Необходимость изучения студентами основных культурологических особенностей представителей разных культур, что будет способствовать взаимопониманию

между культурами (открытый доступ к информации, содержащей культурологические аспекты, позволит студентам поколения Z больше узнать о своем окружении).

2. Наличие мотивации к консолидации у представителей различных культур (отмечено, что цифровые средства коммуникации призваны облегчить осуществление коммуникации, сокращая географический разрыв).

3. Стремление к осуществлению бесконфликтного, толерантного общения и взаимодействия на основе уважения к представителям другой культуры, признания безусловной ценности иного культурологического опыта (отметим, что культуры поведения следует придерживаться в процессе не только «живого» общения, но и опосредованного цифровым форматом. Важно, чтобы за годы обучения в вузе студент усвоил элементы «цифрового этикета» и применял его в соответствующих ситуациях, например в ходе переписки в личных и учебных чатах и онлайн-форумах, где следует быть наиболее корректным).

4. Возможности для трансляции общечеловеческих, гуманистических ценностей (отметим, что реализация волонтерской деятельности часто связана с формированием личностных и профессионально значимых качеств студента, а также ориентирована на формирование гуманистических ценностей. Волонтерская деятельность может быть организована в смешанном формате, с элементами онлайн-волонтерства и краудсорсинга. Кроме того, очень часто проходят онлайн-марафоны, которые призваны сделать личность не только красивее, но и духовно богаче) [29, 30].

Следовательно, создание поликультурного цифрового пространства в вузе предоставляет возможности для обмена культурологическим опытом как в очном формате, так и в формате сетевого взаимодействия. Цель обучения в поликультурном, цифровом пространстве вуза - это формирование поликультурной личности, готовой к реализации межкультурных задач в ходе профессиональной деятельности; при этом преимущество в выборе средств взаимодействия отдается цифровым технологиям.

В связи с тем что отличительная особенность цифрового пространства - это высокая степень индивидуализации обучения с возможностью построения вариативных индивидуальных образовательных маршрутов, то у студентов поколения Z появляются возможности для саморазвития и самообучения. Они могут самостоятельно изучать тот образовательный контент, который является наиболее привлекательным для них и значимым для их последующей профессионализации. Используя различные онлайн-ресурсы, они могут получить доступ к изучению культурологического опыта.

Рассмотрим компоненты поликультурного цифрового пространства, которые значимы для раскрытия поликультурной цифровой личности.

1. Поликультурные преподаватели «цифрового университета» - это педагоги, которые наиболее мотивированы на реализацию основополагающих принципов поликультурного образования, при этом в ходе каждого занятия используется цифровой компонент, который призван мотивировать студентов поколения Z.

2. Поликультурно ориентированные студенты поколения Z (одногруппники) - это ближайший круг общения и взаимодействия для студента, где он проводит достаточное количество аудиторного и внеаудиторного времени. Студенческий коллектив оказывает максимальное воздействие на формирование субъектной позиции студента. Следовательно, важно, чтобы каждый студент, входящий в студенческий коллектив, осознавал, как можно использовать возможности и перспективы для сотрудничества внутри студенческого коллектива и за его пределами, реализуя на практике цифровые навыки, необходимые для сетевого взаимодействия.

3. Центры поликультурного образования в сочетании с центрами развития цифровой грамотности при университете - структурные подразделения при университете, которые относятся к системе дополнительного профессионального образования для студентов. Данные центры выполняют как консультативную функцию (любой студент может проконсультироваться относительно интересующих поликультурных и цифровых аспектов), мировоззренческую функцию (обучение бесконфликтному решению проблемных и кризисных ситуаций, формирование основ цифрового мышления), так и коммуникативную функцию (в процессе изучения культурологических аспектов происходит сближение культур и интересов при условии, что студенты работают над схожей проблематикой, в которой заключены основные позиции поликультурализма и аспекты цифровизации). Наличие данных центров в структуре университета - это показатель не только высокого статуса университета, но и наличия развитой цифровой инфраструктуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Дискуссионные площадки в очном и виртуальном форматах при «цифровом университете». Наиболее конструктивное пространство для взаимопроникновения культур - это дискуссионные площадки, где каждый студент может выразить свою точку зрения перед целевой аудиторией. Более коммуникативно ориентированные студенты выбирают «живую» аудиторию. Для тех, кто стесняется высказать свое мнение открыто, существуют онлайн-форумы, реализуемые на онлайн-платформах, где современный студент чувствует себя наиболее комфортно. При общении очно или взаимодействии в сети важно, чтобы студент стремился постичь культурологический аспект, благодаря которому возможен диалог культур, и изучил цифровые инструменты, которые помогут ему осуществить онлайн-коммуникацию.

5. Научно-методическое обеспечение поликультурных и цифровых аспектов образования - это интегративный комплекс методических идей и разработок, которые внедряются в образовательный процесс с целью совершенствования механизмов межкультурного взаимодействия, реализующегося в онлайн- и офлайн-форматах. Соответственно, речь идет о методическом и цифровом сопровождении не только процесса педагогического взаимодействия, но и социального взаимодействия внутри вуза (если рассматривать с позиции поликультурализма, предпочтительно, чтобы студент был интегрирован в многомерную систему взаимоотношений, которая характеризует его как поликультурную личность. Вариативность студенческих контактов может быть расширена средствами включения студента в глобальную виртуальную сеть).

Заключение / Conclusion

На основе исследования можно сделать следующие выводы:

1. Понятие «поликультурное цифровое пространство» заключает в себе сущностные характеристики поликультурного образовательного пространства и цифрового пространства. Ключевым понятием является поликультурное образовательное пространство, рассматриваемое как территориально обозначенное пространство, которое отличается культурным многообразием, где взаимодействуют различные культуры на основе принципов равенства и ценности личности. Цифровое пространство рассматривается как подпространство, где также могут быть транслированы культурологические аспекты по обмену опытом, однако они реализуются в онлайн-фор-мате, наиболее комфортном для студентов поколения Z.

2. В ходе исследования были обозначены возможности реализации педагогического и социального взаимодействия в условиях поликультурного цифрового пространства. От-

метим, что в поликультурном образовательном пространстве взаимодействие рассматривается в контексте взаимопроникновения и взаимообогащения культур; возможности мирного сосуществования в многополярном мире. Применительно к цифровому пространству наибольшее значение имеет наличие у студентов сформированной «цифровой культуры», благодаря которой студент будет ориентирован на бесконфликтное общение в сети.

3. В результате исследования были выделены компоненты поликультурного цифрового пространства, в которых отражены сущностные характеристики двух исследованных пространств. В структуру поликультурного цифрового пространства входят субъекты образовательного процесса (педагоги и студенческий коллектив), которые ориентированы на поликультурные и цифровые аспекты; межкультурные и цифровые центры системы дополнительного, профессионального образования для студентов, которые призваны помочь студентам адаптироваться в поликультурном цифровом пространстве вуза; научно-методическое обеспечение поликультурных и цифровых аспектов образования, благодаря которому реализуется методическая и цифровая поддержка деятельности педагогов и студентов.

Ссылки на источники / References

1. Аетдинова Р. Р. Инструменты цифровизации поликультурного образовательного пространства университета // Профессиональное образование и наставничество в период образовательных трансформаций XXI века. IX Махмутовские чтения: сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (26-27 сентября 2023 г.). - Казань: КФУ, 2023. - С. 8-11.

2. Гильмеева Р. Х. Педагогические условия развития университета как социально ориентированной интеллектуальной корпорации // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2022. - № 3(116). - С. 162-171.

3. Якушина М. С. Образовательная среда и образовательное пространство как понятия современной педагогической науки // Человек и образование. - 2013. - № 2(35). - С. 66-69.

4. Пугачёва Е. А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Н. Новгород, 2008. - 251 с.

5. Кац А. С. Формирование межэтнической толерантности студентов в поликультурной среде вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 2018. - С. 13.

6. Джуринский А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме: учеб. и практикум для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2023. - 257 с. - (Высшее образование). - URL: https://urait.ru/bcode/511312

7. Гукаленко О. В., Борисенков В. П., Панова Л. Д. Поликультурное образовательное пространство университета как социально-педагогический феномен // Вестник Московского университета (Серия 20. Педагогическое образование). - 2020. - № (1). - С. 66.

8. Башмакова Н. И., Рыжова Н. И. Поликультурная образовательная среда: генезис и определение понятия // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12635

9. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: проблемы и перспективы развития // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 9. - С. 7.

10. Huda M., Mustafa M. C., Mohamed A. K. Understanding of Multicultural Sustainability through Mutual Acceptance: Voices from Intercultural Teachers' Previous Early Education. Sustainability. - 2021. - P. 5377-5388. - URL: https://doi.org/10.3390/su13105377

11. Karacsony P., Pásztóová V., Vinichenko M., Huszka P. The Impact of the Multicultural Education on Students' Attitudes in Business Higher Education Institutions // Educ. Sci. - 2022. - No. 12. - P. 173-185. - URL: https://doi.org/10.3390/educsci12030173

12. Левина Е. Ю., Стукалова О. В., Прокофьева Е. Н. Культуросообразность как целевой ориентир развития высшего педагогического образования // Казанский педагогический журнал. - 2022. - № 3. - C. 8-17.

13. Левина Е. Ю. Цифровизация - условие или эпоха развития системы высшего образования? // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 5 (136). - C. 8-13.

14. Трегубова Т. М. Трансформация компетенций педагогов, обусловленная цифровизацией образовательной среды вузов: взгляд компаративиста // Цифровая трансформация в высшем и профессиональном образовании: материалы 16-й Междунар. науч.-практ. конф., Казань, 25 мая 2022 года / под общ. ред. Р. С. Сафина, И. Э. Виль-данова. - Казань: Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2022. - С. 3.

15. Колыхматов В. И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования: учеб.-ме-тод. пособие. - СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. - 135 с.

16. Ломовцева Н. В., Заречнева К. М. Готовность преподавателя вуза к цифровой трансформации образовательного процесса // Инсайт. - 2020. - № 1(1). - С. 45-53.

17. Koskin A., Maslova I., Aetdinova R. Digitization models of education in Russia as the basis of the universities' digital collaborations // Proceedings - International Conference on Developments in eSystems Engineering, DeSE. - 12th International Conference on the Developments in eSystems Engineering, DeSE 2019. - 2019. - Р. 396-399.

18. Chorosova O. M., Aetdinova R. R., Solomonova G. S., Gerasimova R. E. Spring 2020: Toward a Digital Transformation of Education // ARPHA Proceedings. - 2020. - 3. - Р. 381.

19. Белевитин В. А. Цифровизация образования: от становления и развития до цифровой трансформации: учеб.-метод. пособие. - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуманит.-пед. ун-та, 2022. - 131 с.

20. Когнитивная педагогика: учеб.-метод. пособие / Р. Х. Гильмеева, А. Р. Камалеева, А. С. Кац и др.; под науч. ред. Е. Ю. Левиной. - Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. - 228 с.

21. Кудлаев М. С. Процесс цифровизации образования в России // Молодой ученый. - 2018. - № 31(217). - С. 3-7.

22. Заборина М. А., Жукова П. В. Поликультурное пространство современного вуза: теория и практика // Научные труды Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского, Калуга, 08-09 апреля 2020 года. - Калуга: Изд-во Калужского гос. ун-та им. К. Э. Циолковского, 2020. - С. 852-856.

23. Тульчинский Г. Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки. -2017. - № 6. - С. 121-136.

24. Ainoutdinova I. N., Tregubova T. M., Ng J., Kopnov V. A. New roles and competencies of teachers in the ICT-mediated learning environment of Russian universities // Education and Science Journal. - 2021. - No. 24 (1). -P. 199. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-1-191-22

25. Alenezi M. Deep Dive into Digital Transformation in Higher Education Institutions // Education Sciences. - 2021. -No. 11. - P. 770-783. - DOI: https://doi.org/10.3390/educsci11120

26. Reis J., Amorim M., Melao N., Matos P. Digital Transformation: A Literature Review and Guidelines for Future Research // Trends and Advances in Information Systems and Technologies. - Springer International Publishing AG, part of Springer Nature, 2018. - P. 411-421. - DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-77703-0_412018

27. Днепровская Н. В. Оценка готовности российского образования к цифровой экономике // Статистика и экономика. - 2018. - № 4. - C. 16-28.

28. Ситуационный аналитический центр КФУ «Цифровой университет»: буклет. - Казань: КФУ, 2022. - 20 с.

29. Хан Е. И. Пространственный подход к изучению общественных явлений // Academia.edu: платформа для обмена исследовательскими работами. - URL: www.academia.edu/5656871/

30. Чепеленко К. О. К вопросу о пространственном подходе в искусстве // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. - 2017. - № 25. - С. 40-43.

1. Aetdinova, R. R. (2023). "Instrumenty cifrovizacii polikul'turnogo obrazovatel'nogo prostranstva universiteta" [Tools for digitalization of the multicultural educational space of the university], Professional'noe obrazovanie i nastavnichestvo v period obrazovatel'nyh transformacij XXI veka. IX Mahmutovskie chteniya: sb. nauch. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (26-27sentyabrya 2023 g.), KFU, Kazan', pp. 8-11 (in Russian).

2. Gil'meeva, R. H. (2022). "Pedagogicheskie usloviya razvitiya universiteta kak social'no orientirovannoj intel-lektual'noj korporacii" [Pedagogical conditions for the development of the university as a socially oriented intellectual corporation], Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva, № 3(116), pp. 162-171 (in Russian).

3. Yakushina, M. S. (2013). "Obrazovatel'naya sreda i obrazovatel'noe prostranstvo kak ponyatiya sovremennoj ped-agogicheskoj nauki" [Educational environment and educational space as concepts of modern pedagogical science], Chelovek i obrazovanie, № 2(35), pp. 66-69 (in Russian).

4. Pugachyova, E. A. (2008). Formirovanie tolerantnosti studentov v polikul'turnoj srede vuza [Formation of student tolerance in a multicultural university environment]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, N. Novgorod, 251 p. (in Russian).

5. Kac, A. S. (2018). Formirovanie mezhetnicheskoj tolerantnosti studentov vpolikul'turnoj srede vuza [Fostering inter-ethnic tolerance of students in the multicultural environment of the university]: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, Kazan', p. 13 (in Russian).

6. Dzhurinskij, A. N. (2023). Polikul'turnoe obrazovanie v mnogonacional'nom sociume [Multicultural education in a multinational society]: ucheb. i praktikum dlya vuzov, 2-e izd., pererab. i dop., Yurajt, Moscow, 257 p. (Vysshee obrazovanie). Available at: https://urait.ru/bcode/511312 (in Russian).

7. Gukalenko, O. V., Borisenkov, V. P., & Panova, L. D. (2020). "Polikul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo universiteta kak social'no-pedagogicheskij fenomen" [Multicultural educational space of the university as a socio-pedagogical phenomenon], Vestnik Moskovskogo universiteta (Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie), № (1), p. 66 (in Russian).

8. Bashmakova, N. I., & Ryzhova, N. I. (2014). "Polikul'turnaya obrazovatel'naya sreda: genezis i opredelenie ponyatiya" [Multicultural educational environment: genesis and definition of the concept], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12635 (in Russian).

9. Gukalenko, O. V. (2016). "Polikul'turnoe obrazovanie: problemy i perspektivy razvitiya" [Multicultural education: problems and prospects for development], Doshkol'noe vospitanie, № 9, p. 7 (in Russian).

10. Huda, M., Mustafa, M. C., & Mohamed, A. K. (2021). "Understanding of Multicultural Sustainability through Mutual Acceptance: Voices from Intercultural Teachers' Previous Early Education", Sustainability, pp. 5377-5388. Available at: https://doi.org/10.3390/su13105377 (in English).

11. Karacsony, P., Pásztóová, V., Vinichenko, M., & Huszka, P. (2022). "The Impact of the Multicultural Education on Students' Attitudes in Business Higher Education Institutions", Educ. Sci, no. 12, pp. 173-185. Available at: https://doi.org/10.3390/educsci12030173 (in English).

12. Levina, E. Yu., Stukalova, O. V., & Prokof'eva, E. N. (2022). "Kul'turosoobraznost' kak celevoj orientir razvitiya vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya" [Cultural conformity as a target for the development of higher pedagogical education], Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, № 3, pp. 8-17 (in Russian).

13. Levina, E. Yu. (2019). "Cifrovizaciya - uslovie ili epoha razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya?" [Digitalization -a condition or era of the higher education system development?], Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, № 5 (136), C. 8-13 (in Russian).

14. Tregubova, T. M. (2022). "Transformaciya kompetencij pedagogov, obuslovlennaya cifrovizaciej obrazovatel'noj sredy vuzov: vzglyad komparativista" [Transformation of teachers' competencies due to the digitalization of the educational environment of universities: a comparatist's view], Cifrovaya transformaciya v vysshem i profession-al'nom obrazovanii: materialy 16-j Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Kazan', 25 maya 2022 goda, Kazanskij gosu-darstvennyj arhitekturno-stroitel'nyj universitet, Kazan', p. 3 (in Russian).

15. Kolyhmatov, V. I. (2020). Professional'noe razvitie pedagoga v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya [Professional development of a teacher in the context of digitalization of education]: ucheb.-metod. posobie, GAOU DPO "LOIRO", St. Petersburg, 135 p. (in Russian).

16. Lomovceva, N. V., & Zarechneva, K. M. (2020). "Gotovnost' prepodavatelya vuza k cifrovoj transformacii obra-zovatel'nogo processa" [University teacher's readiness for digital transformation of the educational process], In-sajt, № 1(1), pp. 45-53 (in Russian).

17. Koskin, A., Maslova, I., & Aetdinova, R. (2019). "Digitization models of education in russia as the basis of the universities' digital collaborations", Proceedings - International Conference on Developments in eSystems Engineering, DeSE, 12th International Conference on the Developments in eSystems Engineering, DeSE 2019, pp. 396-399 (in English).

18. Chorosova, O. M., Aetdinova, R. R., Solomonova, G. S., & Gerasimova, R. E. (2020). "Spring 2020: Toward a Digital Transformation of Education", ARPHA Proceedings, 3, p. 381 (in English).

19. Belevitin, V. A. (2022). Cifrovizaciya obrazovaniya: ot stanovleniya i razvitiya do cifrovoj transformacii [Digitalization of education: from formation and development to digital transformation]: ucheb.-metod. posobie, Izd-vo Yu-zhno-Ural. gos. gumanit.-ped. un-ta, Chelyabinsk, 131 p. (in Russian).

20. Gil'meeva, R. H., Kamaleeva, A. R., Kac, A. S. et al. (2020). Kognitivnaya pedagogika [Cognitive pedagogy]: ucheb.-metod. posobie, Institut pedagogiki, psihologii i social'nyh problem, Kazan', 228 p. (in Russian).

21. Kudlaev, M. S. (2018). "Process cifrovizacii obrazovaniya v Rossii [The process of education digitalization in Russia], Molodoj uchenyj, № 31(217), pp. 3-7 (in Russian).

22. Zaborina, M. A., & Zhukova, P. V. (2020). "Polikul'turnoe prostranstvo sovremennogo vuza: teoriya i praktika" [Multicultural space of a modern university: theory and practice], Nauchnye trudy Kaluzhskogo gosudarstvennogo uni-versiteta imeni K. E. Ciolkovskogo, Kaluga, 08-09 aprelya 2020 goda, Izd-vo Kaluzhskogo gos. un-ta im. K. E. Ciol-kovskogo, Kaluga, pp. 852-856 (in Russian).

23. Tul'chinskij, G. L. (2017). "Cifrovaya transformaciya obrazovaniya: vyzovy vysshej shkole" [Digital transformation of education: challenges to higher education], Filosofskie nauki, № 6, pp. 121-136 (in Russian).

24. Ainoutdinova, I. N., Tregubova, T. M., Ng J., & Kopnov, V. A. (2021). "New roles and competencies of teachers in the ICT-mediated learning environment of Russian universities", Education and Science Journal, no. 24 (1), p. 199. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-1-191-22 (in English).

25. Alenezi, M. (2021). "Deep Dive into Digital Transformation in Higher Education Institutions", Education Sciences, no. 11, pp. 770-783. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci11120 (in English).

26. Reis, J., Amorim, M., Melao, N., & Matos, P. (2018). "Digital Transformation: A Literature Review and Guidelines for Future Research", Trends and Advances in Information Systems and Technologies, Springer International Publishing AG, part of Springer Nature, pp. 411-421. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-77703-0_412018 (in English).

27. Dneprovskaya, N. V. (2018). "Ocenka gotovnosti rossijskogo obrazovaniya k cifrovoj ekonomike" [Assessing the readiness of Russian education for the digital economy], Statistika i ekonomika, № 4, pp. 16-28 (in Russian).

28. (2022). Situacionnyj analiticheskij centr KFU "Cifrovoj universitet": buklet [Situational analytical center of KFU "Digital University": booklet], KFU, Kazan', 20 p. (in Russian).

29. Han, E. I. "Prostranstvennyj podhod k izucheniyu obshchestvennyh yavlenij" [Spatial approach to the study of social phenomena], Academia.edu: platforma dlya obmena issledovatel'skimi rabotami. Available at: www.aca-demia.edu/5656871/ (in Russian).

30. Chepelenko, K. O. (2017). "K voprosu o prostranstvennom podhode v iskusstve" [On the issue of spatial approach in art], Vestnik Tomskogo gos. un-ta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie, № 25, pp. 40-43 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.