Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ЦИФРОВОЙ ПРОПЕДЕВТИКИ В СФЕРЕ МЕДИАЦИИ: ОПЫТ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ЦИФРОВОЙ ПРОПЕДЕВТИКИ В СФЕРЕ МЕДИАЦИИ: ОПЫТ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ / ЦИФРОВАЯ ПРОПЕДЕВТИКА МЕДИАЦИИ / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ СООБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / АРКТИКА И СЕВЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолянинова О.Г., Иванов Н.А.

В статье представлен опыт формирования единого информационного пространства цифровой пропедевтики в сфере медиации под эгидой Сибирского федерального университета - одного из флагманов становления и развития образовательной медиации в Арктике и Севере. Актуальность темы обусловлена ростом конфликтогенности социума и недостаточной изученностью потенциальных возможностей пропедевтики и продвижения медиативных и восстановительных практик в поликультурных регионах Енисейской Сибири. Разрешение данного противоречия видится авторами в консолидации социального капитала средствами цифровой педагогики в условиях единого информационного пространства, интегрирующего ресурсы федерального университета и возможности социальных медиа, и инициирующего условия для пропедевтики, аккумуляции, обмена знаниями и опытом в сфере медиации в рамках сетевого детско-взрослого сообщества. Теоретическая значимость исследования заключается в попытке концептуализации феномена «пропедевтика медиации» во взаимосвязи с цифровизацией, а также в расширении понимания сущностных характеристик сетевого детско-взрослого сообщества на примере области «медиация». Практическая значимость исследования состоит в разработке и тиражировании модели, информационных ресурсов и педагогического опыта цифровой пропедевтики в сфере медиации. Исследование выполнено при финансовой поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках научного проекта «Разработка пропедевтической модели образовательной поликультурной медиации для регионов Енисейской Сибири и Крайнего Севера», код заявки 2021102307858 (КФ-863).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смолянинова О.Г., Иванов Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A SINGLE INFORMATION SPACE DIGITAL PROPAEDEUTICS IN THE FIELD OF MEDIATION: THE EXPERIENCE OF THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY

The article presents the experience of forming a unified information space of digital propaedeutics in the field of mediation under the auspices of the Siberian Federal University - one of the flagships of the formation and development of educational mediation in the Arctic and the North. The relevance of the topic is due to the growing conflictogenicity of society and the insufficient study of the potential possibilities of propaedeutics and the promotion of mediation and restorative practices in the multicultural regions of Yenisei Siberia. The authors see the resolution of this contradiction in the consolidation of social capital by means of digital pedagogy in a single information space integrating the resources of the federal University and the possibilities of social media, and initiating conditions for propaedeutics, accumulation, exchange of knowledge and experience in the field of mediation within the network of the children's and adult community. The theoretical significance of the research lies in an attempt to conceptualize the phenomenon of "mediation propaedeutics" in connection with digitalization, as well as in expanding the understanding of the essential characteristics of the network childadult community on the example of the field of "mediation". The practical significance of the research consists in the development and replication of a model, information resources and pedagogical experience of digital propaedeutics in the field of mediation. The study was carried out with the financial support of the regional state autonomous institution "Krasnoyarsk Regional Fund for Scientific and Scientific-Technical Activities Support" within the framework of the scientific project "Development of a propaedeutic model of educational multicultural mediation for the regions of Yenisei Siberia and the Far North", application code 2021102307858 (CF-863)

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ЦИФРОВОЙ ПРОПЕДЕВТИКИ В СФЕРЕ МЕДИАЦИИ: ОПЫТ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Формирование единого информационного пространства цифровой пропедевтики в сфере медиации: опыт Сибирского федерального университета

Ольга Георгиевна Смолянинова

доктор педагогических наук, академик РАО, профессор, заведующий кафедрой информационных технологий обучения и непрерывного образования Сибирский федеральный университет Красноярск, Россия smololga@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Никита Андреевич Иванов

аспирант кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования Сибирский федеральный университет Красноярск, Россия ni7923049@gmail.com 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 21.01.2022 Принята 11.02.2022 Опубликована 15.04.2022

© 10.25726Л9133-4654-5798-у

Аннотация

В статье представлен опыт формирования единого информационного пространства цифровой пропедевтики в сфере медиации под эгидой Сибирского федерального университета - одного из флагманов становления и развития образовательной медиации в Арктике и Севере. Актуальность темы обусловлена ростом конфликтогенности социума и недостаточной изученностью потенциальных возможностей пропедевтики и продвижения медиативных и восстановительных практик в поликультурных регионах Енисейской Сибири. Разрешение данного противоречия видится авторами в консолидации социального капитала средствами цифровой педагогики в условиях единого информационного пространства, интегрирующего ресурсы федерального университета и возможности социальных медиа, и инициирующего условия для пропедевтики, аккумуляции, обмена знаниями и опытом в сфере медиации в рамках сетевого детско-взрослого сообщества. Теоретическая значимость исследования заключается в попытке концептуализации феномена «пропедевтика медиации» во взаимосвязи с цифровизацией, а также в расширении понимания сущностных характеристик сетевого детско-взрослого сообщества на примере области «медиация». Практическая значимость исследования состоит в разработке и тиражировании модели, информационных ресурсов и педагогического опыта цифровой пропедевтики в сфере медиации. Исследование выполнено при финансовой поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках научного проекта «Разработка пропедевтической модели образовательной поликультурной медиации для регионов Енисейской Сибири и Крайнего Севера», код заявки 2021102307858 (КФ-863).

Ключевые слова

медиация в образовании, цифровая пропедевтика медиации, единое информационное пространство, детско-взрослое сообщество, социальные медиа, человеческий капитал, Арктика и Север.

Исследование выполнено при финансовой поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках научного проекта «Разработка пропедевтической модели образовательной поликультурной медиации для регионов Енисейской Сибири и Крайнего Севера», код заявки 2021102307858 (КФ-863).

Введение

Становление и развитие постиндустриального общества неразрывно связано с полномасштабным распространением Интернета и цифровых технологий, и зависит в том числе от темпов модернизации в сфере цифровизации. Сегодня интернет-технологии используются практически повсеместно, расширение охвата и степени их влияния в различных сферах, включая образование, набирает обороты. Как следствие, даже людям пенсионного возраста уже сегодня должен быть присущ определенный минимум в части владения информационно-коммуникационными технологиями, составляющими цифровую грамотность. Однако требуемый начальный бэкграунд постоянно меняется, становится выше, что задает контекст непрерывности обучения.

Непрерывное образование, в свою очередь, все чаще переносится из реального пространства в виртуальное, что помимо явленных преимуществ - независимости от местонахождения в момент обучения, сэкономленного свободного времени и пр., несет в себе существенные ограничения и недостатки. Так, пространство виртуальной реальности или киберпространство менее защищено в части буллинга и экстремистских настроений. В особенности уязвимы в этом плане дети и подростки. Между тем детство, подростничество и юношество являются сенситивными периодами развития личности, в немалой степени определяющими дальнейшую взрослую жизнь человека. Соответственно, актуализируются вопросы нормативно-правового и психолого-педагогического обеспечения пространств жизнедеятельности и образования в условиях цифровизации для выявления действенных и эффективных механизмов сохранности института детства от деструктивных психологических влияний и их возможных пролонгированных негативных последствий в будущем.

В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. в числе основных задач отмечается формирование информационного пространства знаний в целях расширения кругозора граждан и способствования их непрерывному развитию, что, в свою очередь, подразумевает предварительную реализацию комплекса сопутствующих организационно-педагогических механизмов по духовно-нравственному воспитанию, сохранению общероссийской идентичности и культуры этносов РФ, модификации механизмов знаниевого обмена между людьми - всего этого предлагается достичь в том числе за счет просветительской работы, ориентированной на обеспечение доступности знаний и артефактов науки и культуры, а также посредство применения и развития дистанционных образовательных технологий и технологий электронного обучения (Указ, 2017). Перечисленные задачи и механизмы дополняются содержанием Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года в части признания необходимости обучения молодежи навыкам бесконфликтного общения, образцам культуросообразного поведения, а также содействия дружбе между представителями разных культурных групп; кроме того, указывается необходимость разработки и внедрения педагогических методик противодействия экстремизму (Указ, 2022). Помимо общих в федеральном масштабе тенденций и нормативно-правовых ориентиров развития цифровизации образования имеет место быть образовательная специфика отдельных территорий, в частности, Арктики и Севера. Как отмечают

Н.В. Дядик и А.Н. Чапаргина, цифровая образовательная среда арктических регионов по своему функционалу неравномерна в сравнении со среднероссийским стабилизированным уровнем развития цифровизации образования, помимо цифрового разрыва имеет место быть разрыв цифрового использования, связанный с целью применения цифровых технологий - для задач образовательной (творческой) деятельности или решения рутинных повседневных задач (Дядик, 2021). Наряду с неоднозначностью цифрового аспекта развития образования в Арктике исследователями, в частности, Ю.Ф. Лукиным, Е.А. Груздевой и др. отмечается конфликтогенность социальных и этнокультурных отношений внутри арктических и северных регионов, обусловленных особенностями их бытия - климата,

экономического состояния, а также наличие сопряженных с этим проблем миграции (Груздева, 2021; Лукин, 2020).

Материалы и методы исследования

Основу исследования, представленного в статье, составляют теоретические и эмпирические методы - изучение, анализ и обобщение научной и нормативно-правовой литературы, моделирование, педагогический эксперимент, контент-анализ продуктов деятельности. Теоретико-методологическую основу образуют системный, личностно-ориентированный, культурологический, междисциплинарный, региональный, антропологический, информационный и интегративно-целостный подходы в педагогике.

Проблематика формирования единого информационного пространства отражена в исследованиях с разных позиций, в том числе в дискурсе цифровизации. В сущности, так или иначе, она сопряжена с консолидацией и аккумулированием человеческих, информационных и пр. ресурсов, выступающих основанием объединения субъектов коммуникации. В самом общем смысле информационное пространство можно определять и воспринимать в контексте двух взаимодополняющих друг друга подходов - с одной стороны, как пространство информации, представляющее собой прототип реальной среды, с другой - как единство информационных ресурсов, их соответствующей инфраструктуры и технологий взаимодействия (Асалханова, 2022).Понятие пространства или среды (их часто синонимизируют) в образовательном измерении является одним из ключевых, поскольку практики посредничества и сопровождения личности, наиболее передовые в учительстве и тьюторстве, подразумевают целенаправленное конструирование и структурирование пространства в целях содействия личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, развитию их самостоятельности и т.д.

В контексте педагогики наиболее распространено понятие «информационно-образовательное пространство» (или «информационно-образовательная среда»), которое подразумевает интеграцию образовательных и информационных ресурсов и служит средством электронного и дистанционного обучения, обеспечивает информационную открытость. В логике цифрового использования информационное пространство преимущественно ориентировано на удовлетворение насущных информационных потребностей, а образовательное пространство направлено на способствование творческой, созидательной активности личности.

На стыке информационного и образовательного дискурсов понимания категории пространства актуализируется пропедевтика как педагогическое явление. Общеизвестно, что пропедевтика означает вводный, подготовительный этап знакомства с той или иной областью человеческого знания. Вопросы пропедевтики в образовательном контексте с разных позиций раскрыты в работах Л.Н. Коврижкиной, И.А. Столярчук, В.И. Самбур, Н.И. Хохловой, Е.В. Киприяновой, Н.А. Сапрыкиной, Т.А. Михайловой, Е.А. Германовой, С. В. Пилипчук и др. Однако преимущественно пропедевтика рассматривается учеными в контексте школьного образования, и не только на предметном содержании школьной программы. Так, например, Е.В. Куприянова в своем диссертационном исследовании рассматривает философскую пропедевтику как область социального и гуманитарного знания, которая создает условия для ориентирования человека в разных видах активности, формирует бэкграунд в форме знаний, связанных с выполнением типичных видов деятельности, способствует осознанию личных возможностей и возможностей социальных, а также связана с осмыслением себя как части социальной группы, с обогащением ресурсов и содержания общения, развитием коммуникативных навыков личности (Киприянова, 2000). Разработке модели педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков в пространстве духовно-нравственного воспитания посвящено диссертационное исследование Е.А. Германовой, педагогическая пропедевтика раскрывается автором как феномен, сопряженный с развитием ценностного отношения относительно окружающего мира и себя, которое основано на гуманистических ценностях и проявляется в интериоризации ценностей, формировании соответствующих поведенческих установок в настоящем с их пролонгированием в будущее (Германова, 2015).

В настоящей статье представлена попытка научного осмысления феноменологии цифровой пропедевтики в контексте образовательного содержания медиации - междисциплинарной области, сосредоточенной на профилактике и разрешении конфликтов. Интенсивность внедрения медиации стремительно растет, вместе с тем отечественный и региональный педагогический опыт показывает, что до сих пор медиация для большинства участников образовательных отношений представляет собой принципиально новое, не присвоенное знание. Это, в свою очередь, требует разработки и реализации условий для формирования представлений о медиации как культуре диалога, их органичной и целостной интеграции в картине мира обучающегося. Создание информационного пространства пропедевтики можно рассматривать в качестве одного из них.

Результаты и обсуждение

Несмотря на то, что аспекты пропедевтики достаточно подробно детализированы в психолого-педагогической литературе, понятие «цифровая пропедевтика» на сегодняшний день не концептуализировано в науке, что в условиях стремительного развития цифровизации представляется существенным упущением, требует научно-методической и междисциплинарной проработки.

Рассмотрение медиации как объекта педагогической и цифровой пропедевтики целесообразно ввиду взаимопереплетения реального и виртуального измерений образовательного пространства, повышения роли средств цифровизации в обучении, воспитании и развитии и, как следствие, назревшей необходимости модернизации образовательных технологий в логике цифровой трансформации образования. В контексте Арктики и Севера данная проблематика усиливается указанными выше проблемами разрыва цифрового использования интернет-ресурсов, высоким конфликтогенным потенциалом жизненной среды, обусловленным поликультурностью, что в совокупности актуализирует необходимость создания единого межрегионального информационного пространства поликультурной медиации как инструмента консолидации и приращения человеческих ресурсов, развития гуманитарного значения интернет-технологий (Указ, 2017), снижения социальной напряженности в молодежной среде, повышения гуманитарной образованности обучающейся молодежи, развития этнического самосознания и поликультурного сознания личности.

Опыт создания подобного информационного пространства был инициирован Сибирским федеральным университетом в 2022 году. Организационно-педагогическим механизмом, послужившим триггером формированию сетевого межрегионального пространства, стало проведение образовательных событий для школьников в дистанционном формате - онлайн-олимпиады в формате прохождения массового открытого онлайн-курса (Межрегиональная, 2022) и творческого конкурса цифровых работ среди обучающихся 8-11 классов регионов Енисейской Сибири, охватывающих территории Арктики и Севера - Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва.

Следует отметить, что в России фестивальное движение в сфере медиации, в целом, недостаточно развито, масштабные мероприятия проходят редко и не систематично, носят, как правило, командный характер. В данном случае конкурс предполагал индивидуальное участие и был направлен в том числе на выявление и содействие в развитии одаренных детей в области образовательной медиации. Основаниями для выбора возраста обучающихся и формата мероприятий послужили следующие обстоятельства: во-первых, указанные рамки сообразны сложившейся тенденции работы служб школьной медиации - как правило, медиаторы-ровесники входят именно в данную возрастную категорию. Во-вторых, период подростничества и юношества, охватывающий 8-11 классы, связан с переходом ведущей деятельности от интимно-личностного общения со сверстниками к учебно-профессиональной активности, где наиболее релевантна пропедевтика профессионального самоопределения в контексте понятийного мышления (Д.Б. Эльконин). Период трансформации приоритета межличностного общения в фокус ранней профессионализации, на наш взгляд, является сенситивным в части формирования ценностного отношения к профессии медиатора, становления и развития личностных и коммуникативных качеств, необходимых для выстраивания социальных связей и партнерских отношений, в частности, это такие качества, как эмоциональный интеллект, эмпатия, доброжелательность и пр. В рамках конкурса цифровых работ (8-9 классы) инициируется творческая

интерпретация тематики конфликта и поликультурализма в формате фотографий, видео, социальной рекламы службы школьной медиации, создания интернет-ресурса просветительской направленности и т.д., что является в том числе пропедевтикой гуманизации личности, обеспечивает восполнение ощутимой дефицитарности позитивного контекста обсуждения конфликта в образовательной практике.

Ключевой и долгосрочной целью разработки единого информационного пространства цифровой пропедевтики стало создание и развитие сетевого детско-взрослого сообщества медиаторов, педагогов (включая не только школьных учителей, но и преподавателей университетов), школьников и студентов. Детско-взрослое сообщество в педагогической теории трактуется как устойчивая система социальных связей и отношений между взрослыми и детьми, которая складывается в ходе совместной и внеурочной деятельности (Тезаурус, 2022). Как и олимпиада (10-11 классы), выбранный формат организации коммуникации, с нашей точки зрения, представляется наиболее релевантным, за счет удержания не только логики информирования в свете профессий (профориентации), но и логики образовательной (просветительской) и творческой как условия результативной профессиональной социализации школьников и студентов. Кроме того, создание межвозрастного сообщества и его функционирование в сетевом формате способствует расширению открытости общего образования, в частности, содействует приращению образовательного опыта школьников в части информального и неформального обучения на гуманитарном материале. А такжеразвитию взаимодействия субъектов образования в системе «школа-вуз» - с одной стороны, в плане сопровождения одаренных детей, с другой стороны, в части развития методологии практической подготовки студентов, обучающихся медиации в Сибирском федеральном университете.

Иными словами, под цифровой пропедевтикой в сфере медиации мы понимаем комплекс синхронных и асинхронных образовательных и профориентационных мероприятий, организационно-педагогических условий, информационных и образовательных ресурсов, образовательных платформ и ресурсов социальных медиа, консолидированных в единое информационное пространство, функционирующее в рамках сетевого детско-взрослого сообщества в межрегиональном масштабе, способствующее профессиональному самоопределению и профессиональной социализации обучающейся молодежи в сфере медиации, а также содействующее интериоризации гуманистических и поликультурных ценностей детьми за счет формирования и развития их представлений о профессии медиатора.

Структура и характер функционирования единого информационного пространства цифровой пропедевтики в сфере медиации определяются логикой системности и основаны на интегративно-целостном подходе, который выражается в объединении ресурсов цифровой среды Сибирского федерального университета (сайта университета, сайта Института педагогики, психологии и социологии, а также платформы Сибирского регионального центра компетенций в области онлайн-обучения) и социальных медиа, причем не только на уровне информационного пространства как совокупности информационных объектов, но и в плане его восприятия как прототипа реальности, где компоненты взаимообусловлены. Так, например, социальные медиа включают в том числе галерею цифровых работ творческого конкурса (Поликультурная, 2022) и фрагменты работ участников онлайн-олимпиады, используемые и после завершения образовательного события. На рис. 1 отображен пример применения в рамках пропедевтической работы метафорической карты, разработанной при выполнении конкурсных заданий онлайн-олимпиады одним из участников. Предлагалось расшифровать ее название.

Фокус системного и интегративно-целостного подходов цифровой пропедевтики удерживается тремя сквозными процессами, представленными в разработанной модели (рис. 2), пронизывающими все компоненты информационного пространства. Это процессы брендирования поликультурной медиации в Арктике и Севере, профориентационной деятельности в сфере медиации средствами цифровизации и мониторинг жизненной среды, подразумевающий диагностику динамики личностных и социально-образовательных изменений, определяющий в дальнейшем векторы трансформации модели в зависимости от полученных результатов. Брендирование медиации представляет собой пропедевтику разработки дизайна информационного пространства, несет ценностно-смысловую нагрузку медиации во взаимосвязи с этнокультурными, территориальными особенностями Арктики и Севера, и обеспечивает

информационную связь объектов пространства друг с другом, их визуальную идентификацию. Проведение образовательных событий в этом смысле является вариацией еуеп^брендинга, укрепляет позиции федерального университета как флагмана становления медиации в Енисейской Сибири и создает условия для сетевого партнерства, формирования и приумножения социальных и образовательных связей между регионами Арктики и Севера.

Добрый вечер, дорогие друзья! Совсем скоро мы анонсируем очередной прямой эфир, а пока предлагаем Вам небольшой графический ребус в виде метафорической карты. Это работа участника нашего конкурса. Ответ на ребус есть в одном из предыдущих прямых эфиров. Как же называется данный рисунок? О

49 о 22:29

Ç) Прокомментировать

котенок

п

забившийся в угол внутренний котенок, который боится всего

Внутренний титр, которым котенок себя считает

■ 2 комментария

Рисунок 1. Постинг с работой участника онлайн-олимпиады по медиации в формате метафорической карты «Внутриличностный конфликт»

Цифровая пропедевтика в сфере медиации реализуется как в синхронном режиме в формате видеоконференций (прямых эфиров) - встреч с представителями профессионального сообщества (рис. 3) с последующим конвертированием видео в формат подкаста, так и в режиме асинхронной коммуникации посредством постинга, разработки инфографики и пр. По жанру формат прямых эфиров (видеоинтервью), с нашей точки зрения, можно отнести как к информационным (профориентационным), так и образовательным ресурсам одновременно. С педагогической точки зрения пропедевтика дополняется профориентационной работой, в совокупности с ней обеспечивает системность представлений о профессии. Однако в своем операциональном плане она не может быть сведена к профориентации или информированию о профессии, характеризуется отражением конструкции профессиональных знаний, воспроизведением их логики, в том числе за счет событийности. В этом смысле показателен пример с рекламированием медиации, которое подразумевалось в творческом конкурсе цифровых работ. Создание рекламы медиативных служб и практик предполагает не просто структурирование и оформление информации, но предварительную аналитическую работу по представлению ее с позиций бренда, выявлению конкурентных преимуществ медиации среди других форм конфликторазрешения, что высвечивает значимые смысловые и культуросообразные характеристики профессии, профессиограмму медиатора и т.д.

Профориентационная деятельность в сфере медиации средствами цифровизации

' \

I Мониторинг жизненной среды: гуманитарная экспертиза социально-психологической I

безопасности межрегионального образовательного пространства Арктики и Севера,

\ исследование динамики поликультурного сознания и этнического самосознания обучающихся \

\ Арктики и Севера, представлений о медиации, особенностей профессиональной \

социализации в сфере медиации, мониторинг деятельности служб школьной медиации и

| школьных служб примирения Арктики и Севера по поликультурным конфликтам >

Рисунок 2. Модель единого информационного пространства цифровой пропедевтики в сфере медиации в условиях Арктики и Севера

Поликультурная медиация в Енисейской Сибири

48 участников

Рисунок 3. Фрагмент пользовательского интерфейса межрегионального telegram-кaнaлa «Пол и культурная медиация в Енисейской Сибири» (Поликультурная, 2022)

Релевантной образовательной технологией в части профессиональной социализации школьников, органично вписывающейся в предложенный нами концепт цифровой пропедевтики,

является технология электронного портфолио. С точки зрения сущностных характеристик цифровой трансформации, в структуре спроектированного информационного пространства е-портфолио представляет собой цифровой след, позволяющий помимо презентации в Сети отследить образовательную и профессиональную предыстории человека. Он может выступать системообразующим цифровым профилем, интегрирующим цифровые следы конкретной персоналии с разных интернет-ресурсов (рис. 4).

Об институте ▼ Новости Обучение ▼ Поступление ▼ Наука ▼ Ресурсы ▼ СФУ

Главная » Сотрудники » Бакалавры

Подусова Наталья Сергеевна. Портфолио

Резюме || Достижения || Рефлексия || Личное || Контакты | Здравствуйте, меня зовут Наталья!

Я работаю ассистентом на кафедре "Радиотехника" и являюсь магистрантом 2-го курса "Медиация в образоЕ

Учение — только свет, по народной пословице, — оно также и свобода Ничто так не освобождает чело( Желаю вам. чтобы вы были свободны, а ваши ресурсы безграничны!

Резюме с платформы online.edu Резюме

Портфолио на сайте Wix

Рисунок. 4. Портфолио выпускника магистерской программы СФУ «Медиация в образовании» на сайте ИППС СФУ (Портфолио, 2022)

По справедливому замечанию В.В. Мантуленко, цифровой след может содействовать понинманию поведения студентов, педагогическому сопровождению в плане раскрытия и совершенствования способностей личности (Мантуленко, 2022).

Заключение

Медиация является одним из наиболее перспективных и востребованных средств духовно-нравственного развития и поликультурного воспитания школьников, междисциплинарной практикой и психологическим ресурсом личности, инструментом гармонизации межличностных и педагогических отношений, и может быть интересна для изучения с позиции педагогической пропедевтики в цифровом дискурсе. В данной статье на примере опыта Арктики и Севера предприняты попытки выявления и раскрытия сущностных характеристик цифровой пропедевтики в сфере медиации средствами единого информационного пространства, в условиях информационно-образовательной деятельности сетевого детско-взрослого сообщества, задающего контексты расширения преемственности и открытости образования на межрегиональном уровне.

Ведущая идея представленного исследования опирается на интегративно-целостный подход, выражающийся в сложноорганизованной информационно-технологической системе координирования информационных, образовательных, технологических и человеческих ресурсов, позволяющей за счет взаимозависимости элементов цифрового пространства обеспечивать целостное формирование и развитие представлений о профессии в логике репрезентации ее слагаемых в киберпространстве.

Освоение медиации можно рассматривать как пропедевтику гуманистической направленности личности, событийную по своей сущности и релевантную в условиях XXI века. Развитие дискурса пропедевтики медиации в логике цифровой трансформации образования открывает возможности эффективного предотвращения форм буллинга и кибербуллинга, способствует гуманитаризации воспитания средствами цифровых технологий, сокращению образовательного неравенства в части цифровизации в контексте Арктики и Севера, развитию школьной медиации и ее переходу в смешанный формат (онлайн и оффлайн). На наш взгляд, в дальнейших научных изысканиях феномен цифровой пропедевтики целесообразно эксплицировать сквозь призму цифровой культуры, во взаимосвязи с сопряженным с ней терминологическим аппаратом (цифровой гигиеной и пр.).

Список литературы

1. Асалханова С.А.Формирование единого информационного пространства в цифровой экономике // Известия СПбГЭУ. 2020. № 1 (121). С. 141-147.

2. Германова Е.А. Педагогическая пропедевтика гуманизации личности подростков как средство духовно-нравственного воспитания : дис. ... канд. пед. наук . Санкт-Петербург, 2015. 164 с.

3. Груздева Е.А. Медиативный опыт общеобразовательных учреждений территорий Арктики и Крайнего Севера Красноярского края // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 3 (43). С. 29-38.

4. Дядик Н.В., Чапаргина А.Н. Цифровизация в образовании и территориальная удалённость в российской арктике: проблемы и перспективы // АиС. 2021. № 43. С. 143-160.

5. Киприянова Е.В. Философская пропедевтика как фактор социализации личности старшеклассников : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2000. 207 с.

6. Лукин Ю.Ф. Проблемы обеспечения кибербезопасности россии в Арктике // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2020. № 1 (31) С. 94-102.

7. Мантуленко В. В. Перспективы использования цифрового следа в высшем образовании // Преподаватель ХХ1 век. 2020. № 3-1. С. 32-42.

8. Межрегиональная онлайн-олимпиада по медиации и поликультурному образованию. Ьйр8://оп11пе.8Ти-кгаз.ги/соигзе/у1еш.рЬр?1Ь=195

9. Поликультурная медиация в Енисейской Сибири. https://t.me/mediationandpoli

10. Поликультурная медиация в Енисейской Сибири. https://vk.com/club203163200

11. Портфолио магистров. http://ipps.sfu-kras.ru/node/72

12. Тезаурус для педагогов-экспериментаторов. https://didacts.ru/slovari/tezaurus-dlja-pedagogov-eksperimentatorov.html

13. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года». http://kremlin.ru/acts/bank/45555/page/1

14. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». https://base.garant.ru/71670570/

Formation of a single information space digital propaedeutics in the field of mediation: the experience

of the Siberian Federal University

Olga G. Smolyaninova

Doctor of Pedagogical Sciences, Academician of the Russian Academy of Sciences, Professor, Head of the Department of Information Technologies of Training and Continuing Education Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russia smololga@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Nikita A. Ivanov

Postgraduate student of the Department of Information Technologies of Training and Continuing Education Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russia ni7923049@gmail.com 0000-0000-0000-0000

Received 21.01.2022 Accepted 11.02.2022 Published 15.04.2022

i 10.25726/t9133-4654-5798-v

Abstract

The article presents the experience of forming a unified information space of digital propaedeutics in the field of mediation under the auspices of the Siberian Federal University - one of the flagships of the formation and development of educational mediation in the Arctic and the North. The relevance of the topic is due to the growing conflictogenicity of society and the insufficient study of the potential possibilities of propaedeutics and the promotion of mediation and restorative practices in the multicultural regions of Yenisei Siberia. The authors see the resolution of this contradiction in the consolidation of social capital by means of digital pedagogy in a single information space integrating the resources of the federal University and the possibilities of social media, and initiating conditions for propaedeutics, accumulation, exchange of knowledge and experience in the field of mediation within the network of the children's and adult community. The theoretical significance of the research lies in an attempt to conceptualize the phenomenon of "mediation propaedeutics" in connection with digitalization, as well as in expanding the understanding of the essential characteristics of the network child-adult community on the example of the field of "mediation". The practical significance of the research consists in the development and replication of a model, information resources and pedagogical experience of digital propaedeutics in the field of mediation. The study was carried out with the financial support of the regional state autonomous institution "Krasnoyarsk Regional Fund for Scientific and Scientific-Technical Activities Support" within the framework of the scientific project "Development of a propaedeutic model of educational multicultural mediation for the regions of Yenisei Siberia and the Far North", application code 2021102307858 (CF-863).

Keywords

mediation in education, digital propaedeutics of mediation, unified information space, child-adult community, social media, human capital, the Arctic and the North.

The study was carried out with the financial support of the regional state autonomous institution "Krasnoyarsk Regional Fund for the Support of Scientific and Scientific-Technical Activities" within the framework of the scientific project "Development of a propaedeutic model of educational multicultural mediation for the regions of Yenisei Siberia and the Far North", application code 2021102307858 (CF-863).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Asalhanova S.A.Formirovanie edinogo informacionnogo prostranstva v cifrovoj jekonomike // Izvestija SPbGJeU. 2020. № 1 (121). S. 141-147.

2. Germanova E.A. Pedagogicheskaja propedevtika gumanizacii lichnosti podrostkov kak sredstvo duhovno-nravstvennogo vospitanija : dis. ... kand. ped. nauk . Sankt-Peterburg, 2015. 164 s.

3. Gruzdeva E.A. Mediativnyj opyt obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij territorij Arktiki i Krajnego Severa Krasnojarskogo kraja // Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika. 2021. № 3 (43). S. 29-38.

4. Djadik N.V., Chapargina A.N. Cifrovizacija v obrazovanii i territorial'naja udaljonnost' v rossijskoj arktike: problemy i perspektivy // AiS. 2021. № 43. S. 143-160.

5. Kiprijanova E.V. Filosofskaja propedevtika kak faktor socializacii lichnosti starsheklassnikov : dis. ... kand. ped. nauk. Cheljabinsk, 2000. 207 s.

6. Lukin Ju.F. Problemy obespechenija kiberbezopasnosti rossii v Arktike // Evrazijskaja integracija: jekonomika, pravo, politika. 2020. № 1 (31) S. 94-102.

7. Mantulenko V.V. Perspektivy ispol'zovanija cifrovogo sleda v vysshem obrazovanii // Prepodavatel' HHI vek. 2020. № 3-1. S. 32-42.

8. Mezhregional'naja onlajn-olimpiada po mediacii i polikul'turnomu obrazovaniju. https://online.sfu-kras.ru/course/view.php?id=195

9. Polikul'turnaja mediacija v Enisejskoj Sibiri. https://t.me/mediationandpoli

10. Polikul'turnaja mediacija v Enisejskoj Sibiri. https://vk.com/club203163200

11. Portfolio magistrov. http://ipps.sfu-kras.ru/node/72

12. Tezaurus dlja pedagogov-jeksperimentatorov. https://didacts.ru/slovari/tezaurus-dlja-pedagogov-eksperimentatorov.html

13. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 29.05.2020 g. № 344 «Ob utverzhdenii Strategii protivodejstvija jekstremizmu v Rossijskoj Federacii do 2025 goda». http://kremlin.ru/acts/bank/45555/page/1

14. Ukaz Prezidenta RF ot 9 maja 2017 g. N 203 «O Strategii razvitija informacionnogo obshhestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody». https://base.garant.ru/71670570/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.