Научная статья на тему 'ОБЗОР ПРАКТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИАТОРОВ: КОНТЕКСТ ГУМАНИТАРИЗМА'

ОБЗОР ПРАКТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИАТОРОВ: КОНТЕКСТ ГУМАНИТАРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МЕДИАТОРОВ / ГУМАНИТАРИЗМ / ГУМАНИЗМ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРАЛИЗМ / АРКТИКА И СЕВЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолянинова О.Г., Иванов Н.А.

В статье представлены результаты контент-анализа практик профессионального обучения медиации. Выявлены теоретические предпосылки профессиональной подготовки медиаторов в фокусе гуманитаризма. Предложены и обоснованы организационно-педагогические механизмы расширения гуманитарной составляющей профессиональной подготовки медиаторов как средства антропологизации содержания образования. Представлен опыт гуманитаризации профессиональной подготовки педагогов-медиаторов в Сибирском федеральном университете. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении понимания сущностных характеристик гуманитаризации профессиональной подготовки медиаторов на основе интеграции медиации, педагогики и поликультурализма. Исследование выполнено при финансовой поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках научного проекта «Разработка пропедевтической модели образовательной поликультурной медиации для регионов Енисейской Сибири и Крайнего Севера», код заявки 2021102307858 (КФ-863).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смолянинова О.Г., Иванов Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE PRACTICE OF PROFESSIONAL TRAINING OF MEDIATORS: CONTEXT OF HUMANITARIANISM

The article presents the results of a content analysis of the practices of professional mediation training. The theoretical prerequisites for the professional training of mediators in the focus of humanitarianism are revealed. Organizational and pedagogical mechanisms of expanding the humanitarian component of the professional training of mediators as a means of anthropologizing the content of education are proposed and substantiated. The experience of humanitarization of professional training of teachers-mediators at the Siberian Federal University is presented. The theoretical significance of the study is to expand the understanding of the essential characteristics of the humanitarization of the professional training of mediators based on the integration of mediation, pedagogy and multiculturalism.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ПРАКТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИАТОРОВ: КОНТЕКСТ ГУМАНИТАРИЗМА»

Обзор практик профессиональной подготовки медиаторов: контекст гуманитаризма Ольга Георгиевна Смолянинова

доктор педагогических наук, академик РАО, профессор, заведующий кафедрой информационных технологий обучения и непрерывного образования Сибирский федеральный университет Красноярск, Россия smololga@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Никита Андреевич Иванов

аспирант кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования Сибирский федеральный университет Красноярск, Россия ni7923049@gmail.com 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 17.01.2022 Принята 07.02.2022 Опубликована 15.04.2022

< 10.25726/е7691-3585-1354-е

Аннотация

В статье представлены результаты контент-анализа практик профессионального обучения медиации. Выявлены теоретические предпосылки профессиональной подготовки медиаторов в фокусе гуманитаризма. Предложены и обоснованы организационно-педагогические механизмы расширения гуманитарной составляющей профессиональной подготовки медиаторов как средства антропологизации содержания образования. Представлен опыт гуманитаризации профессиональной подготовки педагогов-медиаторов в Сибирском федеральном университете. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении понимания сущностных характеристик гуманитаризации профессиональной подготовки медиаторов на основе интеграции медиации, педагогики и поликультурализма. Исследование выполнено при финансовой поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках научного проекта «Разработка пропедевтической модели образовательной поликультурной медиации для регионов Енисейской Сибири и Крайнего Севера», код заявки 2021102307858 (КФ-863).

Ключевые слова

медиация в образовании, профессиональная подготовка медиаторов, гуманитаризм, гуманизм, гуманитаризация, поликультурализм, Арктика и Север.

Исследование выполнено при финансовой поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках научного проекта «Разработка пропедевтической модели образовательной поликультурной медиации для регионов Енисейской Сибири и Крайнего Севера», код заявки 2021102307858 (КФ-863).

Введение

В условиях роста технократизма и агрессивности социальной среды, нескоординированного масштабирования цифровизации и ее негативных проявлений в единстве со стагнацией общественного

развития в целом и образования как института созидания и креативности в частности, происходит изменение сознания личности в логике его дегуманизации, массовизация потребительской идеологии вопреки общепризнанному созидательному предназначению человека. Образование как инструмент приобщения к культуре, развития творческих и гуманных начал уже не воспринимается в таком качестве в контексте общества потребления, что приводит к расширению маргинализации, приумножению экзистенциального вакуума. Как следствие, ухудшается качество жизни, обучения, воспитания и развития. Обостряется несостоятельность и ограниченность распространенного концепта, в соответствии с которым исключительно «бытие определяет сознание» (Е.А. Ямбург). Актуализируется значимость обращения к предельным основаниям жизнедеятельности, гармоничности личности и человеческих взаимоотношений, которые определяют культурный бэкграунд образования.

Трансляция культуры составляет суть педагогической деятельности, которая, надо признать, теряет свою монополию на рынке труда. Профессия педагога перестает входить в список наиболее востребованных в России, как и образование в гуманитарной сфере в целом, которое не пользуется высоким спросом, следовательно, менее престижно в сравнении, например, с инженерными специальностями. Как отмечается в докладе «Тенденции развития высшего образования в мире и в России», подготовленном в 2021 году научно-исследовательским институтом развития образования РЭУ имени Г. В. Плеханова, доля выпускников в области гуманитарных наук в нашей стране значительно мала в сравнении с аналогичными международными показателями в других странах (Тенденции, 2022). Между тем очевидно, что рост конфликтогенности и поликультурности общества требует значительных вложений в человеческий капитал в части гуманитарного образования, поскольку именно оно ориентировано на решение социальных и культурных проблем, которых становится все больше ввиду углубления межкультурных различий, роста невротичности людей в социуме.

Изменение социокультурного ландшафта влечет за собой трансформацию рынка труда и профессий, что проявляется, с одной стороны, в появлении принципиально новых специальностей взамен устаревающим, с другой стороны, в обновлении профессиональных задач и функций специалистов ранее существовавших профессий. Профессия «педагог», упомянутая выше, относится к числу последних, и в условиях изменения социальных реалий становится более междисциплинарной, хотя по своей природе априори является аккумулятивной, интегрируя знания различных наук о человеке.

Одним из интересных и перспективных разворотов развития педагогической сферы является ее интеграция с медиацией. Операциональное сходство медиации и педагогики состоит в их посреднической логике. И профессия педагога, и профессия медиатора, вернее, роль посредника в конфликте в лице третейского судьи и пр. существуют издавна, проблематика конфликтов является временной, как и проблематика «взращивания человеческого» в человеке. В свою очередь, медиация, как и педагогика, основывается на идеях гуманизма, ориентирована на примирение сторон, то есть восстановление человеческих взаимоотношений, составляющих содержание психолого-педагогической теории и практики. Кроме того, как отмечает У.А. Удавихина, медиация всегда исследовалась в логике междисциплинарности, в последние несколько лет возрос интерес к ней с позиции психологии (Удавихина, 2021). С другой стороны, профессию медиатора, как и педагогическую, можно рассматривать в том числе как отдельно взятую, не исключая при этом ее взаимозависимость с другими специальностями из широкого спектра профессий XXI века и будущего, тем более, что владение навыками урегулирования конфликтов включено во многие профессиограммы специалистов принципиально новых профессий (Иванов, 2020), в том числе пока не существующих в реальной жизнедеятельности.

Материалы и методы исследования

Будучи социальной и гуманитарной практикой, медиация, как педагогика и психология, базируется на философии гуманитаризма или гуманизма, служащей фактором снижения и преодоления дегуманизации и технократизма. В науке одни ученые различают гуманизм и гуманитаризм, другие отождествляют. В психолого-педагогическом дискурсе они, в сущности, эквивалентны друг другу, и составляют основу таких педагогических явлений, как гуманитаризация и гуманизация (принцип

гуманизма), взаимообуславливающих друг друга. По мнению российского философа Ю.М. Резника, в совокупности гуманизм и гуманитаризм являют собой знание о релевантных способах человеколюбия и понимания человека (Резник, 2015). С педагогической точки зрения гуманизм трактуется как совокупность взглядов, в основу которых положено уважение прав и достоинства человека, осознание ценности человеческой личности, заботы о других людях, всяческом содействии их развитию (Ширшов, 2017).

Взаимодополняемость медиации и педагогики, обусловленная их гуманистической природой, а также обозначенное выше противоречие между объективно существующим социальным запросом на массовую подготовку специалистов социально-гуманитарной сферы и их дефицитарностью на рынке труда актуализируют вопросы качества и содержания профессионального образования специалистов соответствующих профилей, в том числе в аспекте междисциплинарности, на стыке медиации и образования. Вопросы профессиональной подготовки медиаторов социальной сферы, в том числе в контексте педагогической области, где наиболее явлена гуманистическая составляющая труда медиатора, отражены в работах Ц.А. Шамликашвили, О.Г. Смоляниновой, В.В. Коршуновой и Ю.В. Поповой, О.В. Аллахвердовой, О.П. Вечериной и И.Б. Путаловой, Р.Р. Салимзяновой и Л.Л. Сабировой, А.С. Чуприс, Е.В. Белоноговой, А.В. Тимошкова, Я.А. Корнеевой и Ю.Н. Рудаковой, О.А. Мусатовой, М.В. Ветлинской и др. В частности, гуманный характер медиации, ее воспитательный потенциал и особую востребованность в образовании, а также необходимость специализированной подготовки педагогических работников, которые способны транслировать соответствующую философию, отмечает Ц.А. Шамликашвили, основоположник медиации в России (Шамликашвили, 2017). В плане гуманитаризации исследователями в числе требований к личностно-профессиональным характеристикам медиатора указываются качества, определяющие гуманитарную образованность и базирующиеся на гуманизме, такие, как эмпатия, толерантность, широкий кругозор, подразумевающий в том числе осведомленность об особенностях культур разных народов, эмоциональный интеллект и пр. (Вечерина, 2021; Смолянинова, 2019).

Несмотря на непреходящий характер идей гуманизма, которые составляют суть современной гуманистической парадигмы в педагогике, вопросы гуманитаризации, то есть «очеловечивания» знания актуальны, в особенности относительно профессий типа «человек-человек», к которым относится медиация. На фоне неутешительных тенденций изменений социальной и, следовательно, образовательной действительности, описанных в начале статьи, актуализируется необходимость поиска и применения форм и средств содействия становлению и развитию гуманистической направленности личности, социализация которой происходит сегодня преимущественно в цифровом пространстве, изобилующем проявлениями кибербуллинга.

Исследование практик обучения медиации в аспекте гуманитаризации и гуманизации содержания профессионального образования явилось целью настоящего исследования. Основу исследования, представленного в статье, составляют теоретические и эмпирические методы - изучение, анализ и обобщение диссертаций тематики профессиональной подготовки медиаторов, научно-методических публикаций по медиации и профессиональному обучению медиаторов, контент-анализ информационных ресурсов и научных статей по подготовке в области медиации и обучения ей. Теоретико-методологическую основу образуют системный, компетентностный, личностно-ориентированный, культурологический, междисциплинарный, региональный, антропологический и информационный подходы в педагогике.

Результаты и обсуждение

Целесообразность специального рассмотрения гуманизации и гуманитаризации образования как предмета научного исследования обусловлена как минимум постоянным появлением новых знаний, зачастую имеющих междисциплинарную природу и интегрирующих полярные относительно друг друга области (цифровая этика, цифровая эстетика, цифровая личность, цифровая культура). В этом смысле следует признать, что медиация на сегодняшний день хоть и представляет собой инновацию и не всесторонне исследована, однако ее междисциплинарная сущность имеет синтетический характер,

органично сочетает в себе знания из юриспруденции, педагогики, психологии, культурологии, лингвистики и др. областей, их целостное и практико-ориентированное освоение релевантно в условиях гуманитаризации.

Приступая к обзору и анализу практик обучения медиации, следует отметить, что среди разновидностей процедур медиации исследователи выделяют гуманистическую модель, для которой характерно минимальное вмешательство посредника в процесс переговоров, отсутствие жесткой регламентации медиативной встречи, с целью обеспечения более целостного и глубокого понимания сторонами друг друга, преимущественно за счет свободы в их самовыражении, без ориентации на подписание медиативного соглашения (Гафнер, 2020). Однако обозначенный нами контекст гуманитаризации не может быть сведен к рассмотрению исключительно данной модели медиации, поскольку, во-первых, такой подход наряду, к примеру, с директивным может быть оспорен и не всегда релевантен, во-вторых, медиация в целом значительно шире, может декомпозироваться на другие модели ведения переговоров. Общепризнанное преобладание фасилитативной модели медиации в России, противоположной по стилю ведения переговорного процесса модели гуманистической в плане характера и степени активности медиатора в соотношении с активностью сторон и степенью регламентированности их поведения, представляется интересным и может расцениваться как то, что медиация пока не закрепилась в отечественной массовой культуре, поэтому она менее вариативна в своей реализации, воспринимается людьми узкоутилитарно (А.С. Чуприс) без цели налаживания взаимоотношений, что, в свою очередь, иллюстрирует и подкрепляет тенденцию дегуманизации жизненной среды.

С социально-психологической точки зрения медиатор за счет своих индивидуальных свойств способен сознательно варьировать стили ведения переговоров, которые могут быть направлены как на дружелюбие, так на доминирование, задавая тем самым контекст взаимоотношений с собственниками конфликта (Удавихина, 2021). Дружелюбие логично рассматривать как индикатор демократического стиля коммуникации, однако отсутствие разнообразия моделей ведения переговоров в работе медиатора, с нашей точки зрения, косвенно указывает на недостаточное педагогическое обеспечение профессиональной подготовки специалиста в части формирования его профессиональной культуры, а именно эмоционального интеллекта, поскольку выбор оптимальной модели ведения медиации сопряжен с пониманием эмоциональных реакций участников конфликта и своих эмоциональных состояний, способностью переключаться с одной эмоции на другую и влиять на эмоции окружающих в профессиональных целях. С другой стороны, указанный дефицит объясним и закономерен, учитывая, что понятие «медиативная культура» до сих пор не концептуализировано в научных изысканиях. В социально-гуманитарном дискурсе профессиональная культура медиатора может быть эксплицирована через такое личностное свойство, как интеллигентность, которое, в сущности, выступает системообразующим относительно других личностно-профессиональных качеств медиатора, является индикатором гуманитарной образованности и приверженности гуманизму, определяет профессиональную позицию и убеждения, непредвзятый стиль ведения переговорного процесса и его результативность.

Среди актуальных исследований интерес в фокусе гуманитаризации представляет анализ российского опыта подготовки медиаторов, описанный в работе О. П. Вечериной и И. Б. Путаловой, результаты которого косвенно подтверждают и актуализируют проблему дефицитарности программ обучения медиаторов в части реализации идей гуманитаризации профессионального образования. В частности, выявлено, что, несмотря на наличие в Профессиональном стандарте педагога трудовой функции профилактики, диагностики и разрешения конфликтов, стандарт профессии «медиатор» определяет урегулирование споров не как социальное обслуживание и даже не как юридическую практику, а как офисную и/или административно-управленческую работу, что не отражает ее социально-гуманитарной сущности; кроме того, профессия медиатора пока не определена как специальность, соответственно, по ней отсутствует образовательный стандарт (Вечерина, 2021). Краткосрочные курсы повышения квалификации и профессиональная подготовка, по нашему мнению, несоизмеримы с получением образования в рамках бакалавриата и/или магистратуры, тем более что последняя

предполагает начилие базового гуманитарного образования или как минимум общекультурного бэкграунда, необходимого для проведения профильных научных исследований и их оформления в формат магистерской диссертации. Имеющиеся на данный момент в сегменте высшего образования программы обучения дают возможность получить частичную профессиональную квалификацию в сфере медиации в рамках профессий педагога, психолога, конфликтолога, философа и социолога (Вечерина, 2021). При этом программы могут быть классифицированы на две ветви - обучение по медиации в целом и обучение по медиации в части социальных конфликтов. На начало 2022 г. во втором сегменте насчитывается 71 программа, в том числе 23 программы магистратуры (О профессии, 2022).

С позиций гуманитаристики медиация не просто основывается на идеях гуманизма и сопряжена с ними. Она консолидирует знания и техники решения конфликтов разных культур (Х. Бесемер), обладает педагогическим потенциалом в части формирования поликультурных ценностей, которые, так или иначе, сводятся к общечеловеческим идеалам и образцам. В исследовании И.А. Пантелеевой, посвященном изучению концепта «сибирский этнос», исторически интегрирующего разные культуры, описывается гуманистическая природа всеобщего интереса к культурам коренных народов, в том числе малочисленных народов Севера и Сибири, которая обусловлена не только и не столько активностью самих народов по отстаиванию и популяризации своей самобытности и культуры, сколько потребностью людей, живущих в цивилизации и мегаполисах, в обретении смыслов бытия и поиске исторических и культурных корней и «соприкосновении с всеобщей основой мира», утраченной современной техногенной культурой (Пантелеева, 2018). Концепция поликультурализма напрямую сопряжена с гуманитаризмом и, следовательно, с поликультурной или межкультурной медиацией, которая характеризуется ориентацией на психологическую реабилитацию враждующих сторон и имеет целью снятие социокультурных барьеров (Смолянинова, 2019). Неслучайно, к примеру, у таджиков частым местом урегулирования конфликтов издавна являлась чайхана, что подчеркивает значимость и приоритетность средового подхода в переговорном процессе, обеспечивающего положительный эмоциональный фон в контексте конструктивной совместной деятельности (Муродов, 2015). Данный аспект медиативного процесса напрямую связан с гуманитаризацией образования, которая реализуется в том числе за счет создания гуманитарной, толерантной среды.

В части поликультурализма интерес представляет опыт магистерской подготовки медиаторов, реализуемый на базе Сибирского федерального университета - одного из флагманов становления медиации как психолого-педагогической практики в Арктике и Севере. Общекультурный компонент содержания образовательной программы «Медиация и управление конфликтами в образовании» реализуется посредством знакомства студентов с практиками поликультурной медиации в Италии, Германии и Португалии на материале поликультурных кейсов, основанных на реальной образовательной практике указанных стран, в формате группового решения проблемных ситуаций и проигрывания ролей конфликтующих сторон и медиатора магистрантами. Практическая подготовка студентов проходит в формате летней молодежной школы, объединяющей специалистов-практиков и студентов как России, так и зарубежья (Португалии), то есть в условиях целенаправленного создания поликультурной коммуникативной среды. В рамках школы организуются кинопоказы с последующим обсуждением и интерпретацией фильмов тематики конфликтов в образовании, то есть реализуются элементы лингвопедагогического и лингвокультурологического потенциала медиации. Мастер-классы тренеров-медиаторов по проведению медиативных процедур организуются в логике деятельностного освоения профессиональной риторики педагога-медиатора, отражающей его позицию нейтралитета или, наоборот, сочувствующего (эмпатического) слушания в форме соответствующих речевых конструкций и речевых стратегий. Помимо перечисленного в контексте практической подготовки реализуются элементы проектной деятельности, подразумевающей проектирование и создание групповых видеокейсов, включающих в том числе проигрывание студентами стратегий решения конфликтов.

С 2012 г. подготовка медиаторов в рамках психолого-педагогической магистратуры осуществляется в МГППУ, анализ педагогического опыта самими преподавателями вуза актуализирует связанную с гуманитаризацией проблему неоднородности контингента обучающихся магистратуры, поскольку помимо людей с высшим образованием в области социально-гуманитарных наук учиться

медиации приходят люди без профильного образования, следовательно, им приходится осваивать психолого-педагогическую теорию и методологию фактически с нуля (Вечерина, 2021). Обучение медиации в условиях гуманитаризации может способствовать устранению данного образовательного разрыва за счет релевантных возможностей пропедевтики психолого-педагогического образования.

Развитие методических основ обучения медиации в логике гуманитаризации способно расширить общераспространенное понимание конфликта как угрозы подрыва социальной безопасности личности и сделать его восприятие более бесстрашным и осознанным, в том числе как практики развития личности (Б.И. Хасан). Внешняя (процедурная) рамка медиации, основывающаяся на профессиональной этике и человеколюбии, способствует формированию и актуализации гуманистической направленности личности, ее установок на бесконфликтное общение, создает основу для понимания противоречий, лежащих в основе конфликта, в отрыве от личности врага. Иными словами, инициирует системное и безоценочное видение конфликтной ситуации, ее предпосылок, причин и последствий. В широком смысле удержание и популяризация такой коммуникативной логики содействует формированию в обществе культуры заботы о себе, которая, будучи компонентом этической составляющей личности, в контексте конфликта проявляется в способности управлять собой и понимании себя (Федичева, 2022). Однако создание внешней рамки медиации детерминируется внутренней логикой профессиональной деятельности медиатора, составляющей суть его профессиональной культуры, что требует наличия сопутствующих условий и механизмов результативной профессионализации.

Заключение

Обучение медиации преимущественно как процедуре, превалирующее на сегодняшний день в российской системе образования, с точки зрения гуманитаристики малоэффективно. Гуманитаризация образования подразумевает создание условий для формирования целостной картины мира, что в контексте профессиональной подготовки означает соотнесение субъектом себя с профессиональной культурой, обеспечивающее результативность формирования профессионального самознания. Проведенный нами анализ практик и предпосылок подготовки медиаторов, а также публикационной активности подтверждает гипотезу о дефицитарности содержания профессиональных программ в сфере медиации в аспекте гуманитаризма.

Феномен медиации представляет собой инновацию, не укоренившуюся в массовом и профессиональном сознании, соответственно, эксплицирование и интериоризация ее ценностных оснований является актуальной и значимой проблемой для теории и методики профессионального образования, и может быть детализирована в фокусе поликультурализма. Становление ролевой позиции медиатора в педагогической профессии органично вписывается в контекст гуманистической парадигмы образования, расширяя личностно-профессиональные ресурсы специалиста в социокультурном контексте XXI века. В этом отношении теория и практика профессиональной подготовки медиаторов может базироваться в том числе на исконно педагогическом материале, при его доработке в синтезе с медиативным содержанием. Видится перспективной концептуализация и пропедевтика медиативной культуры в психолого-педагогическом и региональном (межрегиональном) дискурсах.

Дальнейшие научные изыскания в данном направлении могут быть основаны на концептуализации понятий «общекультурная компетентность» или «гуманитарная компетентность» в контексте профессий педагога и медиатора, исследовании возможностей профессиональной социализации в сфере медиации в контексте развития гуманитарного потенциала электронного обучения и создания сетевых партнерств «школа-вуз», а также расширения педагогического потенциала поликультурной медиации в контексте жизненной среды Арктики и Севера.

Список литературы

1. Вечерина О.П., Путалова И.Б. Проблемы профессиональной подготовки медиаторов в России // Современное образование. 2021. № 1. С. 1-13.

2. Гафнер К.Е. Медиация как социо-коммуникативная технология конфликторазрешения: дис. ... канд. социол. наук. Санкт-Петербург, 2019. 286 с.

3. Иванов Н. А. Модель электронного сопровождения магистерской подготовки медиаторов: опыт Сибирского федерального университета // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 210-217.

4. Муродов С.А. Место и роль института посредничества в урегулировании социально-политических конфликтов: дис. ... канд. полит. наук. Душанбе, 2015. 146 с.

5. О профессии Медиатора социальных конфликтов [Электронный ресурс]. URL: https://postupi.online/professiya/mediator-socialnyh-konfliktov/ (дата обращения: 24.04.2022).

6. Пантелеева И.А. Визуализация концепта «сибирский этнос» в творчестве красноярского художника Константина Войнова // Известия Байкальского государственного университета. 2018. № 28 (2). С. 325-333.

7. Резник Ю.М. Метафизика человечности: от гуманизма и гуманитаризма к проектной культуре // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2015. № 1. С. 20-32.

8. Смолянинова О.Г. Практики поликультурной медиации в Европе (на примере Италии, Португалии, Германии) : учеб. пособие. Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2019. 188 с.

9. Тенденции развития высшего образования в мире и в России. Аналитический доклад-дайджест. https://clck.ru/Ycrfs

10. Удавихина У. А. Социально-психологические особенности профессиональной деятельности медиатора: дис. ... канд. псих. наук. Санкт-Петербург, 2021. 347 с.

11. Федичева К.В. Забота о себе: философский, онтологический и этический аспекты // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010. № 3. С. 136-144.

12. Шамликашвили Ц.А. Медиация в вопросах и ответах. М.: Издательство ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2017. 95 с.

13. Ширшов Е.В. Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений: учебное пособие. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. 138 с.

Review of the practice of professional training of mediators: context of humanitarianism Olga G. Smolyaninova

Doctor of Pedagogical Sciences, Academician of the Russian Academy of Sciences, Professor, Head of the Department of Information Technologies of Training and Continuing Education Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russia smololga@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Nikita A. Ivanov

Postgraduate student of the Department of Information Technologies of Training and Continuing Education Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russia ni7923049@gmail.com 0000-0000-0000-0000

Received 17.01.2022 Accepted 07.02.2022 Published 15.04.2022

< 10.25726/e7691-3585-1354-e

Abstract

The article presents the results of a content analysis of the practices of professional mediation training. The theoretical prerequisites for the professional training of mediators in the focus of humanitarianism are revealed. Organizational and pedagogical mechanisms of expanding the humanitarian component of the professional training of mediators as a means of anthropologizing the content of education are proposed and substantiated. The experience of humanitarization of professional training of teachers-mediators at the Siberian Federal University is presented. The theoretical significance of the study is to expand the understanding of the essential characteristics of the humanitarization of the professional training of mediators based on the integration of mediation, pedagogy and multiculturalism.

Keywords

mediation in education, professional training of mediators, humanitarianism, humanism, humanitarization, multiculturalism, the Arctic and the North.

The study was carried out with the financial support of the regional state autonomous institution "Krasnoyarsk Regional Fund for the Support of Scientific and Scientific-Technical Activities" within the framework of the scientific project "Development of a propaedeutic model of educational multicultural mediation for the regions of Yenisei Siberia and the Far North", application code 2021102307858 (CF-863).

References

1. Vecherina O.P., Putalova I.B. Problemy professional'noj podgotovki mediatorov v Rossii // Sovremennoe obrazovanie. 2021. № 1. S. 1-13.

2. Gafner K.E. Mediacija kak socio-kommunikativnaja tehnologija konfliktorazreshenija: dis. ... kand. sociol. nauk. Sankt-Peterburg, 2019. 286 s.

3. Ivanov N. A. Model' jelektronnogo soprovozhdenija magisterskoj podgotovki mediatorov: opyt Sibirskogo federal'nogo universiteta // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2020. № 6. S. 210-217.

4. Murodov S.A. Mesto i rol' instituta posrednichestva v uregulirovanii social'no-politicheskih konfliktov: dis. ... kand. polit. nauk. Dushanbe, 2015. 146 s.

5. O professii Mediatora social'nyh konfliktov [Jelektronnyj resurs]. URL: https://postupi.online/professiya/mediator-socialnyh-konfliktov/ (data obrashhenija: 24.04.2022).

6. Panteleeva I.A. Vizualizacija koncepta «sibirskij jetnos» v tvorchestve krasnojarskogo hudozhnika Konstantina Vojnova // Izvestija Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. № 28 (2). S. 325-333.

7. Reznik Ju.M. Metafizika chelovechnosti: ot gumanizma i gumanitarizma k proektnoj kul'ture // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Filosofija. 2015. № 1. S. 20-32.

8. Smoljaninova O.G. Praktiki polikul'turnoj mediacii v Evrope (na primere Italii, Portugalii, Germanii) : ucheb. posobie. Krasnojarsk : Sib. feder. un-t, 2019. 188 s.

9. Tendencii razvitija vysshego obrazovanija v mire i v Rossii. Analiticheskij doklad-dajdzhest. https://clck.ru/Ycrfs

10. Udavihina U.A. Social'no-psihologicheskie osobennosti professional'noj dejatel'nosti mediatora: dis. ... kand. psih. nauk. Sankt-Peterburg, 2021. 347 s.

11. Fedicheva K.V. Zabota o sebe: filosofskij, ontologicheskij i jeticheskij aspekty // Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. 2010. № 3. S. 136-144.

12. Shamlikashvili C.A. Mediacija v voprosah i otvetah. M.: Izdatel'stvo OOO «Mezhregional'nyj centr upravlencheskogo i politicheskogo konsul'tirovanija», 2017. 95 s.

13. Shirshov E.V. Informacija, obrazovanie, didaktika, istorija, metody i tehnologii obuchenija. Slovar' kljuchevyh ponjatij i opredelenij: uchebnoe posobie. M.: Izdatel'skij dom Akademii Estestvoznanija, 2017. 138 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.