Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ / МЕДИАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ / КОНФЛИКТ / МЕДИАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ВИКТИМОЛОГИЯ / ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолянинова Ольга Георгиевна, Коршунова Вера Владимировна, Андронникова Ольга Олеговна

Введение. Актуальность исследования обусловлена наличием дефицита обученных педагогов - руководителей школьных служб медиации и будущих медиаторов. Снижение дефицита возможно только через повышение компетентности педагогов в области разрешения конфликтов и формирование способности и готовности к применению практик медиации, направленных на создание бесконфликтной образовательной среды и гармонизацию межнациональных отношений в поликультурном образовательном пространстве. Авторами представлена покомпонентная модель формирования медиативной компетентности участников образовательного процесса из числа руководителей школьных служб медиации и будущих медиаторов и проведена ее апробация. Материалы и методы. В исследовании были использованы методики измерения компонент медиативной компетентности: коммуникативной, информационно-аналитической, организационно-управленческой, эмоциональной. В исследовании приняли участие две группы: слушатели программы профессиональной переподготовки «Медиация. Психология управления конфликтом» 55 человек (экспериментальная группа) и 60 человек (контрольная группа), педагоги, не имеющие подготовки по программам медиации. Сравнительный анализ групп проводился с использованием критерия U-Манна-Уитни. Результаты. Анализ эффективности формирования медиативной компетентности показал значимые различия (p<0,05) по ряду шкал, влияющих на эффективность формирования компонентов медиативной компетентности. Достоверные изменения (p<0,05) выявлены по параметрам выраженности коммуникативных умений, что говорит о сформированности уверенного партнерского стиля поведения. Значимы изменения компоненты эмоциональной компетенции: эмоциональная осведомленность (p= 0, 002), управления эмоциями (p= 0, 045), распознавание эмоций других людей (p= 0,021). Наблюдается достоверная разница в сформированности информационно-аналитической компетенции (p<0,05), в первую очередь по параметру мотивации (p=0,000) использования практик медиации для решения конфликтов. Заключение. Выявлено, что формирование медиативной компетенции участников образовательного пространства Красноярского края, может проходить через программы профессиональной переподготовки и будет эффективным при объединении усилий академического сообщества и практикующих медиаторов, профессиональных сообществ медиаторов и кооперации ресурсов различных университетов Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смолянинова Ольга Георгиевна, Коршунова Вера Владимировна, Андронникова Ольга Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MEDIATION COMPETENCE OF PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE KRASNOYARSK TERRITORY IN THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY

Introduction. The relevance of the study is due to the lack of trained teachers - heads of school mediation services and future mediators. Reducing the deficit is possible only through increasing the competence of teachers in the field of conflict resolution and the formation of the ability and readiness to use mediation practices aimed at creating a conflict-free educational environment and harmonizing interethnic relations in a multicultural educational space. The authors presented a component-wise model of the formation of mediated competence of participants in the educational process from among the heads of school mediation services and future mediators and tested it. Materials and methods. The study used methods of measuring the components of mediation competence: communicative, information-analytical, organizational and managerial, emotional. The study involved two groups: students of the professional retraining program “Mediation. Psychology of Conflict Management ”55 people (experimental group) and 60 people (control group), teachers who are not trained in mediation programs. Comparative analysis of groups was carried out using the U-Mann-Whitney test. Results. Analysis of the effectiveness of the formation of mediation competence showed significant differences (p <0.05) on a number of scales that affect the effectiveness of the formation of components of mediation competence. Significant changes (p <0.05) were revealed in terms of the parameters of the severity of communicative skills, which indicates the formation of a confident partner style of behavior. Changes in the components of emotional competence are significant: emotional awareness (p = 0, 002), emotion management (p = 0, 045), recognition of other people's emotions (p = 0.021). There is a significant difference in the formation of information and analytical competence (p <0.05), primarily in the parameter of motivation (p = 0.000) of using mediation practices to resolve conflicts. Conclusion. It was revealed that the formation of the mediation competence of participants in the educational space of the Krasnoyarsk Territory can go through professional retraining programs and will be effective when combining the efforts of the academic community and practicing mediators, professional mediator communities and the cooperation of resources of various Siberian universities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-05/ Дата публикации: 31.10.2020 УДК 159.9 + 378.046.4

О. Г. СмоляниновА, В. В. Коршунова, О. О. Андронниковд

Формирование медиативной компетентности участников образовательного пространства (на примере Сибирского федерального университета)

Введение. Актуальность исследования обусловлена наличием дефицита обученных педагогов -руководителей школьных служб медиации и будущих медиаторов. Снижение дефицита возможно только через повышение компетентности педагогов в области разрешения конфликтов и формирование способности и готовности к применению практик медиации, направленных на создание бесконфликтной образовательной среды и гармонизацию межнациональных отношений в поликультурном образовательном пространстве. Авторами представлена покомпонентная модель формирования медиативной компетентности участников образовательного процесса из числа руководителей школьных служб медиации и будущих медиаторов и проведена ее апробация.

Материалы и методы. В исследовании были использованы методики измерения компонент медиативной компетентности: коммуникативной, информационно-аналитической, организационно-управленческой, эмоциональной. В исследовании приняли участие две группы: слушатели программы профессиональной переподготовки «Медиация. Психология управления конфликтом» 55 человек (экспериментальная группа) и 60 человек (контрольная группа), педагоги, не имеющие подготовки по программам медиации. Сравнительный анализ групп проводился с использованием критерия и-Манна-Уитни.

Результаты. Анализ эффективности формирования медиативной компетентности показал значимые различия (р<0,05) по ряду шкал, влияющих на эффективность формирования компонентов медиативной компетентности. Достоверные изменения (р<0,05) выявлены по параметрам выраженности коммуникативных умений, что говорит о сформированности уверенного партнерского стиля поведения. Значимы изменения компоненты эмоциональной компетенции: эмоциональная осведомленность (р= 0, 002), управления эмоциями (р= 0, 045), распознавание эмоций других людей (р= 0,021). Наблюдается достоверная разница в сформированности информационно-аналитической компетенции (р<0,05), в первую очередь по параметру мотивации (р=0,000) использования практик медиации для решения конфликтов.

Заключение. Выявлено, что формирование медиативной компетенции участников образовательного пространства Красноярского края, может проходить через программы профессиональной переподготовки и будет эффективным при объединении усилий академического сообщества и практикующих медиаторов, профессиональных сообществ медиаторов и кооперации ресурсов различных университетов Сибири.

Ключевые слова: медиация в образовании, медиативные практики, конфликт, медиативная компетентность, поликультурность, виктимология, школьные службы медиации, восстановительные практики

Ссылка для цитирования:

Смолянинова О. Г., Коршунова В. В., Андронникова О. О. Формирование медиативной компетентности участников образовательного пространства (на примере Сибирского федерального университета) // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 413-428. сМ: 10.32744^.2020.5.29

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-05/ Accepted: 11 August 2020 Published: 31 October 2020

O. G. SMOLYANINOVA, V. V. KORSHUNOVA, O. O. ANDRONNIKOVA

Formation of mediation competence of participants in the educational space of the Krasnoyarsk Territory in the Siberian Federal University

Introduction. The relevance of the study is due to the lack of trained teachers - heads of school mediation services and future mediators. Reducing the deficit is possible only through increasing the competence of teachers in the field of conflict resolution and the formation of the ability and readiness to use mediation practices aimed at creating a conflict-free educational environment and harmonizing interethnic relations in a multicultural educational space. The authors presented a component-wise model of the formation of mediated competence of participants in the educational process from among the heads of school mediation services and future mediators and tested it.

Materials and methods. The study used methods of measuring the components of mediation competence: communicative, information-analytical, organizational and managerial, emotional. The study involved two groups: students of the professional retraining program "Mediation. Psychology of Conflict Management "55 people (experimental group) and 60 people (control group), teachers who are not trained in mediation programs. Comparative analysis of groups was carried out using the U-Mann-Whitney test.

Results. Analysis of the effectiveness of the formation of mediation competence showed significant differences (p <0.05) on a number of scales that affect the effectiveness of the formation of components of mediation competence. Significant changes (p <0.05) were revealed in terms of the parameters of the severity of communicative skills, which indicates the formation of a confident partner style of behavior. Changes in the components of emotional competence are significant: emotional awareness (p = 0, 002), emotion management (p = 0, 045), recognition of other people's emotions (p = 0.021). There is a significant difference in the formation of information and analytical competence (p <0.05), primarily in the parameter of motivation (p = 0.000) of using mediation practices to resolve conflicts.

Conclusion. It was revealed that the formation of the mediation competence of participants in the educational space of the Krasnoyarsk Territory can go through professional retraining programs and will be effective when combining the efforts of the academic community and practicing mediators, professional mediator communities and the cooperation of resources of various Siberian universities.

Keywords: mediation in education, mediation practices, conflict, mediation competence, multiculturalism, alternative dispute resolution, school mediation services, restorative practices

For Reference:

Smolyaninova, O. G., Korshunova, V. V., & Andronnikova, O. O. (2020). Formation of mediation competence of participants in the educational space of the Krasnoyarsk Territory in the Siberian Federal University. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 47 (5), 413-428. doi: 10.32744/pse.2020.5.29

_Введение

/сходя из прогноза виктимологической напряженности современного общества, Красноярский край находиться в одной из зон рисков уязвимости, к которым относятся территории больших мультикультурных городов, располагающиеся на пересечении миграционных потоков [1]. Многонациональность Красноярского края, стремление каждой нации к максимальному проявлению своих особенностей и самобытности, порождает риски возникновения конфликтов и требует особых технологии для ее снижения. Образовательное пространство в этой ситуации выступает областью концентрации напряжения, как одно из первичных социальных институтов. Это в первую очередь касается тех школ, в которых обучаются дети разных национальностей и религиозной принадлежности по количеству сравнимы с числом учащихся титульной нацией (более 40%). Отметим, что современные приоритеты в области государственной политики и модернизации образования ставят ряд требований к организации образовательного пространства, в том числе требования безопасности и без-конфликтности. Анализ современных документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций [13; 20], констатирует факт того, что в качестве основных направлений развития региональной системы образования выступает создание и методическая поддержка школьных служб медиации для мирного разрешения конфликтных ситуаций среди участников образовательного процесса.

В большом мультикультурном городе возникает противоречие между конфликто-генностью образовательной среды и потребностью в обеспечении безопасного образовательного пространства.

Одним из наиболее эффективных способов разрешения данного противоречия является медиативный подход, как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, который закреплен в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 1430-р, в котором утверждена Концепция развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации [4; 14].

Решение обозначенного выше противоречия возможно только через повышения компетентности педагогов в области разрешения конфликтов образовательной среды и формирование способности и готовности к применению практики медиации, направленной на урегулирование конфликтов.

Это возможно, при изменении содержания профессиональной подготовки будущих и уже практикующих педагогов по формированию медиативной компетентности навыков продуктивной коммуникации, мотивации на самообразование, поиск, отбор и генерации новых идей необходимых для реализации педагогической деятельности в условиях интернационализации.

Изменение учебного контента с ориентацией на овладение специалистами медиативной компетентностью определяется практико-ориентированной составляющей модульного учебного плана. Данный факт актуализирует необходимость подробного изучения и анализа технологий регулирования конфликтов в образовательной среде

для преодоления их деструктивных последствий и повышения морально-психологического климата всех участников образовательного процесса.

Резюмируя, перечислим всю совокупность противоречий: 1) между: конфликто-генностью образовательной среды большого мультикультурного города и потребностью в обеспечении безопасного образовательного пространства; 2) между широким интересом к вопросам медиации и слабой разработанностью теоретических моделей медиативной компетентности педагогов; 3) между необходимостью повышения медиативной компетентности педагогов и слабой разработанностью комплексных программ повышения медиативной компетентности.

Выявленная проблематика определяет дизайн исследования и его целевые задачи, заключающиеся в разработке и апробации покомпонентной модели формирования медиативной компетенции участников образовательного пространства, направленной на мирное разрешение конфликтных ситуаций среди участников образовательного процесса и создания бесконфликтной среды в образовательной организации.

Основные положения

Прежде чем говорить непосредственно о компетенциях будущих педагогов в части урегулирования конфликтов в образовательной среде, целесообразно рассмотреть само понятие медиативной компетентности.

Медиативная компетентность выражается в умении выстраивать общение, приводящее конфликтующие стороны к разрешению возникающих разногласий [19].

По мнению А.В. Качаловой [6] медиативная компетентность - это способность личности выстраивать продуктивное взаимодействие и организовывать коммуникацию в условиях столкновения интересов сторон для обеспечения мирного разрешения конфликта. В основе понимания медиативной компетентности находиться феномен конфликта [5; 14]. В соответствии с требованиями ФГОС и профессиональным стандартом педагога важным для создания безопасной и бесконфликтной среды является готовность и способность педагога к профилактированию конфликтов, а также к обращению к другим специалистам педагогического коллектива, которые будут способствовать разрешению конфликтной ситуации. Любой неконструктивно разрешаемый конфликт в образовательной сфере способен свести на нет результативность работы образовательной организации, а в некоторых случаях, вообще препятствует решению поставленных задач образовательного процесса. Ввиду усложнения профессиональных педагогических задач, присутствия необходимости урегулирования взаимоотношений между субъектами образовательного процесса, педагогу необходимо обладать медиативной компетенцией, иметь навыки управления конфликтной ситуацией, уметь предупредить ее возникновение и нивелировать острое проявление.

В этом смысле важным для педагога является сформированность медиативной компетенции, как условия выбора эффективных технологий разрешения конфликта средствами медиации с учетом характера конфликта, состава участников, их возраста, личностной зрелости и понимания стратегий поведения участников в конфликтной ситуации [2; 3; 21].

Умения, которыми должна владеть личность для осуществления медиативной деятельности, логично рассмотреть в рамках модели интеграции различных компетенций.

В статье рассматривается модель медиативной компетентности педагога предложенная М.С. Бойко. В качестве ключевых компонентов медиативной компетентности педагога выделяем следующие: коммуникативная, информационно-аналитическая, мнемическая, организационно-управленческая, эмоциональная компетенции [3].

Рассматривая внутреннее наполнение и структуру выделенных М.С. Бойко компетенций, обратимся к их описанию, определенному в отечественной науке.

Коммуникативная компетенция описана в работах многих авторов в отечественной и зарубежной психологии и педагогике. Коммуникативную компетенцию можно рассматривать как комплекс внутренних ресурсов, которые необходимы с целью построения эффективного коммуникативного процесса в ситуациях личностного взаимодействия [5; 11]. Важным аспектом коммуникативной компетентности выступает умение адекватно и гибко менять психологические позиции [3; 5].

Вслед за С.В. Поповой в качестве основных компонент коммуникативной компетенции будем рассматривать: когнитивную, регулятивную, рефлексивно-статусную, нормативную компоненты [12].

Компоненты коммуникативной компетенции важны для применения процедуры медиации, как одного из альтернативных способов мирного разрешения конфликта. Для медиатора в процессе разрешения конфликтной ситуации важным является установление и понимание причины возникновения конфликта, на основе которой будет выстраиваться продуктивное взаимодействие конфликтующих сторон [8]. В этой связи важны практические аспекты медиатора в части ведения диалога, использования психологических уловок и отклонения от манипуляций с учетом морально-этических и корпоративных норм общения [5; 11].

Информационно-аналитическая компетенция определена в работах Е.С. Теслен-ко как способность к целенаправленной деятельности по сбору, обработке и анализу информации [16].

Скибицкий Э.Г., Скибицкая И.Ю., Фадейкина Н.В. считают, что к аналитической деятельности принадлежат такие процедуры и процессы интеллектуальной деятельности, которые имеют признаки творчества, порождают новую информацию, позволяют выявлять новые проблемы или их аспекты и предлагает нетрадиционные способы их решение. Вследствие этого, информационную аналитику будем рассматривать как особую область деятельности человека в информационном пространстве, целью которой является нахождение информации, извлечение максимальной пользы из неё для решения поставленного задания [14; 15].

В контексте подготовки медиатора информационно-аналитическая компетенция может быть рассмотрена как представления о причинном поле конфликтов, их специфики, механизмах и инструментарии их урегулирования в рамках применения медиативных практик [19].

В статье нами за основу взята теория И. Хофмана, который определяет мнемиче-скую компетенцию как деятельность по запоминанию и воспроизведению (инструментальная основа памяти).

Также при формировании медиативной компетентности стоит обратить особое внимание на формирование эмоциональной компетенции под которой вслед за Мох-ряковым М. О. мы понимаем систему эмоциональных способностей по управлению собственной эмоционально-волевой сферой и готовности к влиянию на эмоциональное состояние других людей [9; 21].

П w w

В качестве последней компоненты медиативной компетенции, отметим организационно-управленческую. Сформированность организационно-управленческой компетенции для реализации профессиональной деятельности в качестве медиатора представляется нам как наличие доминирующих мотивов принятия на себя посреднической и управленческой функции в ситуации конфликта, выбора средств и технологий его урегулирования через процедуру медиации.

Каждая из перечисленных компетенций не может быть сформирована сама по себе, они формируются комплексно и могут быть продемонстрированы медиатором при выполнении процедурных моментов или на различных фазах проведения медиации.

Исходя из методологического обоснования были подобраны методики исследования, позволяющие изучить все выделенные компоненты медиативной компетентности.

_Материалы и методы исследования

Дизайн исследования исходил из поставленных задач. На первом этапе исследования были определены основные компоненты медиативной компетентности и подобраны методики для их изучения. Второй этап содержал работу по сбору эмпирического материала в рамках реализации проекта РФФИ. По результатам диагностики была откорректирована программа профессиональной переподготовки «Медиация. Психология управления конфликтом», реализованная на базе СФУ г. Красноярск. На третьем этапе проверялась эффективность программы профессиональной подготовки.

В исследовании участвовали слушатели программы профессиональной переподготовки «Медиация. Психология управления конфликтом» 55 человек (среди них 46 женщин и 9 мужчин) составившие экспериментальную группу исследования и 60 человек (контрольная группа, из них женщин -40, мужчин -20) педагоги не имеющие подготовки по программам медиации. Средний возраст респондентов составляет 37 лет.

Для выявления уровня сфрормированности медиативной компетентности среди участников образовательного пространства была проведена первичная диагностика. Для исследования было взято две группы, одна из которых являлась экспериментальной группой (обучающиеся программы переподготовки), вторая - контрольная (не прошедшие переподготовку).

Диагностика проходила в электронном формате по средствам следующих методик: «Методика «Коммуникативная компетентность» (Тест Л. Михельсона, в модификации Ю.З. Гильбуха) [18], Опросник коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко) [10], Авторский опросник для измерения информационно-аналитической компетенции [14; 15], Методика Н. Холла «Оценка «эмоционального интеллекта» [7], тест «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) [17].

Математическая обработка результатов проводилась при помощи критерия MannWhitney U-test.

_Результаты и их обсуждение

Основные результаты сформированности компетенций медиатора в экспериментальной и контрольной группе представлены в таблице 1 и позволяют сделать ряд выводов. Достоверных различий в сформированности компетенций в экспериментальной и контрольной группе не выявлено.

Таблица 1

Сравнительный анализ между экспериментальной и контрольной группами по методикам сформированности компетенций медиатора (первичный замер)

Mann-Whitney U-test

Переменные Среднее значение U p-level

Контрольная группа Экспериментальная группа

Тест Л. Михельсона, в модификации Ю.З. Гильбуха Умение оказать и принимать знаки внимания 15,96 14,41 752,5 0,604

Реагирование на справедливую критику 17,23 19,59 656,0 0,457

Реагирование на несправедливую критику 13,12 14,86 824,0 0,636

Реагирование на задевающие, провоцирующие вопросы 18,19 20,68 639,0 0,450

Умение принять сочувствие, поддержку 14,96 14,86 838,0 0,911

Умение вступить в контакт 13,73 12,32 812,5 0,642

Реагирование на попытку другого вступить в контакт 14,12 15,23 760,5 0,704

Умение просить и принимать помощь 14,19 14,77 848,0 0,829

Реагирование на собственный неуспех и успех другого 14,27 17,05 636,0 0,205

Опросник коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко) Неприятие или непонимание индивидуальности человека 5,25 5,98 880,5 0,905

Использование себя в качестве эталона при оценках других 4,31 4,90 728,5 0,842

Категоричность или консерватизм в оценках людей 7,10 7,22 884,0 0,912

Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства 6,24 6,18 864,5 0,940

Стремление переделать, перевоспитать партнера по общению 5,33 4,78 684,0 0,660

Стремление подогнать других участников коммуникации под себя 5,89 5,12 694,0 0,754

Неумение прощать другому ошибки 6,43 6,52 834,0 0,892

Нетерпимость к дискомфортным (болезнь, усталость, отсутствие настроения) состояниям партнера по общению 5,33 5,34 840,0 0,984

Неумение приспосабливаться к другим участникам общения 3,45 3,67 880,0 0,904

Авторский опросник для измерения информационно-аналитич. компетенции Познавательная активность 28,25 29,18 849,0 0,856

Мотивация достижения 19,23 18,67 756,0 0,846

Информированность 17,12 20,38 639,0 0,443

Понимание и применение технологий медиации 8,20 10,34 628,5 0,434

Методика Н. Холла оценки «эмоционального интеллекта» Эмоциональная осведомленность 10,23 13,41 631,5 0,165

Шкала" Управления эмоциями" 10,12 8,56 643,5 0,254

Шкала "Самомотивация" 14,45 10,10 643,0 0,240

Шкала "Эмпатия" 11,11 9,89 645,5 0,340

Шкала "Распознование эмоций других людей" 12,23 11,74 641,0 0,450

Методика КОС Коммуникативные умения 0,60 0,72 888,5 0,940

Организаторские умения 0,75 0,90 684,0 0,680

Анализ специфики сформированности отдельных компонентов компетентности медиатора позволяет сделать следующие выводы.

По результатам диагностики коммуникативной компетенции было выявлено, что в обеих группах по всем блокам коммуникативных умений сформирована компетенция на равных, кроме блоков: реагирование на несправедливую критику -сформирована агрессивная компетентность; реагирование на задевающие, провоцирующие вопросы - сформирована зависимая компетентность; реагирование на попытку другого вступить в контакт - сформирована зависимая компетентность; умение просить и принимать помощь - сформирована агрессивная компетентность; реагирование на собственный неуспех и успех другого - сформирована зависимая компетентность.

По результатам первичной диагностики коммуникативной толерантности обе группы показали высокую степень сформированности.

Для диагностики уровня сформированности информационно-аналитической компетенции была проведена диагностика с помощью авторского опросника для измерения информационно-аналитической компетенции.

Анализ результатов диагностики показал, что у обоих групп II уровень познавательной активности - продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу. Данный показатель остался без изменения. Данные диагностики показывают, что информационно-аналитическая компетенция одинаково сформирована у респондентов группы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам диагностики эмоциональной компетенции по средствам методики Н. Холла оценки «эмоционального интеллекта» можно сделать вывод, что «Эмоциональная осведомленность» у обеих групп развита на среднем уровне; следует обратить внимание на шкалу «Управление эмоциями», т.к. у обеих групп она сформирована на низком уровне; остальные шкалы сформированы у обеих групп также на среднем уровне значение которых варьируется от 10 до 12 баллов. Кроме шкалы «Самомотивация», которая в контрольной группе более выражена, однако разница не достигает значимых различий.

Анализируя полученные данные по результатам теста КОС необходимо отметить, что коммуникативных умений сформированы на среднем уровне. По результатам организаторских умений - 0,7, что также показывает III - средний уровень сформирован-ности данных умений.

Анализ эмпирических данных, полученный по результатам диагностики коммуникативной, информационно-аналитической, мнемической, организационно-управленческой и эмоциональной компетенций, входящих в состав медиативной компетентности позволяет сделать заключение о том, что особое внимание стоит акцентировать на системность процесса их формирования.

При этом стоит отметить, что эффективность формирования медиативной компетентности определяется реализацией определенных организационно-педагогических условий:

1. Проектирование практико-ориентированного образовательного пространства для обеспечения возможности обучающимся проведения проб профессионального действия в качестве медиатора;

2. Проведение диагностирования личных дефицитов по средствам проведения супервиизи, проводимой практикующими медиаторами и руководителями школьных служб медиации;

3. Применение интерактивных форматов обучения организация смены видов образовательной деятельности как основного условия выстраивания субъект-субъектного взаимодействия между участника

4. Предоставление обучающимся в процессе обучения выбора индивидуальной траектории освоения модульного учебного плана, включение аутентичной системы оценивания образовательных результатов с обязательной демонстрации сформированных компетенций на практике.

5. После анализа результатов первичной диагностики было принято решение о расширение содержания образования в контексте поставленной проблемы формирования медиативной компетентности. Данные первичной диагностики так же подтверждены результатами, полученными в результате контент-анализа отчетов научных проектов РФФИ и мониторинга информированности о практиках медиации при разрешении конфликтов в школьной среде.

Анализ показал, что различия в потребностях педагогических коллективов, осуществляющих функционирование школьных служб медиации, в целом обусловлены их ресурсными характеристиками. Отметим тот факт, что наиболее частое упоминание прозвучавшее у 85% респондентов является потребность в курсах повышении квалификации или переподготовки по медиации в сфере образования и потребность в методическом сопровождении процесса формирования медиативных компетенций у субъектов образовательного процесса, 13% отметили необходимость организации профессиональной и экспертной включенности представителей академического сообщества и практикующих медиаторов в процесс медиации сложных случаев. Лишь у 2% респондентов чьи образовательные организации выступают базовыми площадками по внедрению медиации в меньшей степени испытывают дефицит в формировании структурных компонентов медиативной компетенции, но при этом склонны к коллаборации и включенности в работу профессионального сообщества медиаторов в сфере образования Красноярского края.

_Программа профессиональной переподготовки

Для формирования медиативных компетентностей и практических навыков, способности и готовности их использования была разработана программа профессиональной переподготовки «Медиация. Психология управления конфликтами». Данная программа, разработанная проектной группой ИППС СФУ, представлена четырьмя содержательными модулями с цифровым контентом. Предполагаемая форма реализации программы очно-заочная с использованием дистанционных образовательных технологий.

Каждый учебный модуль программы - выступает как дидактическая самостоятельная единица, представленная следующей структурой: теоретическая часть, методическая часть, рефлексивная часть, интерактивная часть. Каждый модуль образовательной программы ориентирован на достижение определенного результата обучения. Перечень модулей и ожидаемые результаты их освоения представлены в таблице 2.

Таблица 2

Реализация программы переподготовки с учетом достижения результаты обучения

Модули программы переподготовки Результаты обучения

Модуль 1. Медиация. Конфликты в образовании и социальных коммуникациях Применять базовые процедуры медиации и эффективной коммуникации с отдельным индивидом и в группе.

Модуль 2. Коммуникативная компетентность медиатора Проводить организацию медиативных процедур для разрешения конфликтной ситуации с использованием традиционных методов и технологий разрешения и управления конфликтом.

Модуль 3. Медиация. Особенности применения медиации Использовать факторы, влияющие на эффективность медиации, методы отбора и подготовки медиации для осуществления процедуры медиации.

Модуль 4. Практика (педагогическая) Демонстрировать применение основных инструментов и процедуры медиации при выстраивании коммуникативного процесса в условиях конфликта.

Разрабатывать индивидуальную образовательную траекторию собственного профессионального развития и саморазвития на основе выявления дефицитов компетенций.

Все части модуля состоят из учебных элементов, которые представлены разделами и посвящены изложению законченной темы. Модуль может содержать от 5 до 8 учебных элементов.

Была реализована следующая структура учебного элемента: учебные цели элемента (конкретизация целей модуля); конкретная ситуация (кейс), представляющая собой основные проблемы учебного элемента; видео-лекции, содержащий примеры, упражнения; выводы - поддержанные контентом электронного курса в MOODLE, с реализацией интерактивных упражнений и видеолекций в ZOOM.

Модульный принцип построения программы обеспечивает индивидуальный подход и позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для формирования медиативной компетенции слушателей и развития навыков по применению медиативных технологий в сфере образования для управления конфликтом и ведения переговорного процесса.

Модульная реализация программы переподготовки усиливает консультативную функцию преподавателя и позволяет преподавателю и обучаемому вместе находить наилучший путь обучения. На рисунке представлена структурная схема Модуля 1. «Медиация. Конфликты в образовании и социальных коммуникациях», позволяющая выбирать варианты вариативных модулей. Отметим, что освоение образовательных результатов по модулю может быть организовано за счет перезачетов образовательных результатов из программ и/или курсов повышения квалификации, или МООС формирующее те же образовательные результаты, а также компетенций.

Рисунок 1 Структурная схема модуля 1. «Медиация. Конфликты в образовании и

социальных коммуникациях»

При завершении реализации программы переподготовки была проведена итоговая диагностика сформированности медиативной компетентности по методикам, обозначенным ранее. Результаты сравнения итоговой диагностики между экспериментальной и контрольной группой представлены в таблице 3.

Анализ полученных результатов, проведенный при помощи критерия MannWhitney U-test позволяет сделать вывод, что программа профессиональной переподготовки «Медиация. Психология управления конфликтами» является эффективным средством формирования компетенций медиатора. Достоверные различия (с разной степенью достоверности p-level) наблюдаются среди параметров сформированности коммуникативной компетентности по таким шкалам как: умение оказать и принимать знаки внимания; реагирование на несправедливую критику; умение принять сочувствие, поддержку; умение вступить в контакт; реагирование на попытку другого вступить в контакт; умение просить и принимать помощь. Это означает, что после прохождения курса профессиональной переподготовки «Медиация. Психология управления конфликтами» испытуемые сформировали базовые навыки выстраивания коммуникативной компетентности и гибкости в межличностном взаимодействии.

Так же наблюдается достоверная разница в сформированности информационно-аналитической компетенции (авторская методика) и эмоциональной компетентности, определяемой по методике Н. Холла (шкалы эмоциональная осведомленность и управления эмоциями).

Таблица 3

Сравнительный анализ между экспериментальной и контрольной группами по методикам сформированности компетенций медиатора (вторичный замер).

Критерий Mann-Whitney U-test

Переменные Среднее значение U p-level

Контрольная группа Экспериментальная группа

Тест Л. Михельсона, в модификации Ю.З. Гильбуха Умение оказать и принимать знаки внимания 15,96 21,40 502,0 0,014

Реагирование на справедливую критику 17,23 23,60 632,5 0,056

Реагирование на несправедливую критику 13,20 21,80 564,0 0,036

Реагирование на задевающие, провоцирующие вопросы 18,30 22,45 638,5 0,180

Умение принять сочувствие, поддержку 15,20 24,86 508,0 0,011

Умение вступить в контакт 13,80 20,58 502,0 0,002

Реагирование на попытку другого вступить в контакт 14,15 25,32 460,5 0,000

Умение просить и принимать помощь 15,34 20,88 548,0 0,029

Реагирование на собственный неуспех и успех другого 15,12 19,17 632,0 0,055

Опросник коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко) Неприятие или непонимание индивидуальности другого 5,34 2,98 638,5 0,065

Использование себя в качестве эталона при оценках других 3,31 1,25 634,0 0,062

Категоричность или консерватизм в оценках людей 6,10 3,22 584,5 0,017

Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства 4,24 3,78 664,0 0,156

Стремление переделать, перевоспитать партнера по общению 4,33 2,15 684,5 0,254

Стремление подогнать других участников коммуникации под себя 3,12 1,10 631,5 0,051

Неумение прощать другому ошибки 6,43 4,12 630,0 0,050

Нетерпимость к дискомфортным (болезнь, усталость, отсутствие настроения)состояниям партнера по общению 6,23 4,24 639,0 0,068

Неумение приспосабливаться к другим участникам общения 3,45 1,26 630,0 0,050

Авторский опросник для измерения информационно-аналитич. компетенции Познавательная активность 28,05 33,50 632,0 0,052

Мотивация достижения 19,30 28,54 438,0 0,000

Информированность 17,56 23,15 527,5 0,001

Понимание и применение технологий медиации 9,20 15,34 614,5 0,045

О Эмоциональная осведомленность 10,33 17,41 502,5 0, 002

2 й- 5 ^ Шкала" Управления эмоциями" 10,23 14,52 602,0 0, 045

1 о"? 3 ™ §5 Шкала "Самомотивация" 14,45 16,10 872,5 0,182

» г 5 ° § 1 ^ х £ ^ (Л Шкала "Эмпатия" 11,20 14,89 632,0 0,057

Шкала "Распознавание эмоций других людей" 12,34 15,74 545,5 0,021

Методика Коммуникативные умения 0,66 0,88 640,0 0,186

КОС Организаторские умения 0,74 0,92 692,0 0,278

При анализе полученных данных итоговой диагностики следует, что обучающиеся экспериментальной группы за счет освоения дополнительной профессиональной программы «Медиация. Психология управления конфликтом» показали наиболее лучший результат по показателям сформированности.

_Выводы

В результате контент-анализа нами установлено, что медиативная компетентность является ключевой как для современного педагога, так и для руководителя школьной службы медиации. В результате исследования удалось выявить наиболее эффективные организационно-педагогические условия для формирования ключевых компонентов медиативной компетентности среди которых коммуникативная, информационно-аналитическая, мнемическая, организационно-управленческая, эмоциональная компетенции.

По результатам апробации модульной программы переподготовки, реализованной в дистанционном формате, удалось предложить современный формат обучения медиаторов для системы образования.

Усиление практической составляющей процесса обучения позволило в период освоения каждого модуля программы на основе полученных образовательных результатов реализовать пробы профессионального действия по разрешению конфликтных ситуаций. Реализация профессиональных проб и проведение рефлексии позволило сформировать медиативную компетентность на основе овладения необходимыми межпредметными теоретическими знаниями и умениями, предполагающими формирование способности конструктивного урегулирования конфликтов.

В процессе профессиональной переподготовки «Медиация. Психология управления конфликтом» слушатели продемонстрировали сформированность медиативной компетентности по средствам участия в супервизии процедуры медиации с ведущими специалистами-практиками. Отметим, что в рамках данной статьи не представляется возможным в полном объеме осветить результаты исследования, направленного на изучение основных подходов и эффектов формирования медиативной компетентности у педагогов. Однако, результаты изучения данной проблемы позволяют с уверенностью констатировать ее актуальность и потребность тщательного изучения.

_Финансирование

Статья подготовлена в рамках исследования, проводимого при финансовой поддержки проекта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) № 18013- 00528 «Исследование медиативных практик в сфере образования для гармонизации межнациональных отношений в поликультурной среде».

ЛИТЕРАТУРА

1. Андронникова О.О., Радзиховская О.Е. (2020). Виктимологические аспекты развития практики восстановительного медиации в поликультурном обществе: проблемы, потребности, перспективы развития. J. Сиб. Кормили. Университет Humanit. Soc. Sci., 13 (2), 158-166. DOI: 10.17516 / 1997-1370-0547

2. Балыкина Т.В., Новичкова Н.М. Медиация в контексте формирования готовности будущего педагога к урегулированию межличностных конфликтов [Электронный ресурс] // МНКО. 2018. №6 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatsiya-v-kontekste-formirovaniya-gotovnosti-buduschego-pedagoga-k-uregulirovaniyu-mezhlichnostnyh-konfliktov (дата обращения: 22.07.2020).

3. Бойко М.С. [и так далее.]. Базовый курс по медиации: рефлексивные заметки / под. Всего изд. С.В. Лабода. Минск: Медисон, 2011.

4. Дьячкова М. А. Духовно-нравственное воспитание как социально-педагогический феномен. Вестник Волгоградского государственного педагогического университета, 2008, № 4, с. 4 (28), с. 23-28.

5. Захарова Т.В., Басалаева Н.В., Казакова Т.В., Игнатьева Н.К., Киргизова Е.В., Бахор Т.А. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/artide/view?id=20413 (дата обращения: 04.07.2020).

6. Качалова А.Б. Медиативная компетентность как эффективное условие развития психологической культуры педагога [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и социальные науки. 2014. № 51. URL: http://online-science.ru/userfiles/file/h9zuoeu5aby6p5q2exhwjaq8 9yn8dnas.pdf (дата обращения: 10.07.2020).

7. Методика Н. Холла оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ) // Е.И. Ильин. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. С. 633-634.

8. Мишина Е.И. Феномен личностной рефлексии в психологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2015. № 2. С. 6-10.

9. Мохряков М.О. Эмоциональная компетентность и ее составляющие в структуре требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования младших школьников с общей речевой недостаточностью развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 398-403. URL: http://e-koncept.ru/2016/46255.htm.

10. Опросник коммуникативной толерантности» В.В. Бойко [Электронный ресурс]. URL: http://www.miu.by/kaf_ new/mpp/013.pdf (дата обращения 21.07.2020)

11. Осипова А.Н., Маясова Т.В. Сравнительный анализ уровня коммуникативной толерантности среди учеников учителей и юристов // В сб: Учитель 3.0: подготовка учителя к школе будущего. 2016. С. 174-181.

12. Попова С.В. Образовательный потенциал разновозрастной команды в детском загородном лагере: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Воронеж, 2008. 24 с.

13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 1430-р, в котором утверждена Концепция развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_166695/ (дата обращения: 13.07.2020).

14. Скибицкий Е.Г., Скибицкая И.Ю., Фадейкина Н.В. Медиация и подготовка студентов к ее реализации на основе профессиональных стандартов // Сибирская финансовая школа. 2017. № 3. С. 82-101.

15. Смолянинова О.Г., Коршунова В.В. Отношение участников образовательного пространства Красноярского края к медиапрактикам // Наука для образования сегодня. 2019. № 3. С. 7-27. DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2658-6762.1903.01

16. Тесленко Е.С. Информационно-аналитическая подготовка в системе подготовки юристов по направлению подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности» // Правопорядок: история, теория, практика. 2017. № 4 (15). С. 61-63.

17. Тест «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) [Электронный ресурс]. URL: http://azps.ru/ tests/tests2_kos.html (дата обращения 21.07.2020)

18. Тест коммуникативных умений Л. Михельсона. Перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха [Электронный ресурс]. URL: http://azps.ru/tests/5/mihelson.html (дата обращения 21.07.2020)

19. Хорошевская И. В. Формирование медиативной компетентности будущих педагогов как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Известия ВГПУ. 2019. № 1 (134). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/formirovanie-mediativnoy-kompetentnosti-buduschih-pedagogov-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 21.07.2020).

20. ЮНЕСКО: рекомендации, адресованные Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Образование для СМИ и цифровой век. Вена: ЮНЕСКО, 1999, стр. 273-274.

21. Glas G. Conceptual issues in neuroscientific research on empathy. International Journal of law and Psychiatry. 2019 Jul - Aug; 65:101358. DOI: 10.1016/j.ijlp.2018.05.006.

REFERENCES

1. Andronnikova, O.O., Radzikhovskaya, O.E. (2020). Victimological aspects of the development of restorative mediation practices in a multicultural society: problems, needs, development prospects. J. Sib. Fed. Univ. Humanit. Soc. Sci., 13(2), 158-166. DOI: 10.17516/1997-1370-0547

2. Balykina T.V., Novichkova N.M. Mediation in the context of the formation of the future teacher's readiness to resolve interpersonal conflicts. MNKO, 2018, no. 6 (73). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatsiya-v-kontekste-formirovaniya-gotovnosti-buduschego-pedagoga-k-uregulirovaniyu-mezhlichnostnyh-konfliktov (accessed 22 July 2020).

3. Boyko M.S. [and etc.]. Basic course in mediation: reflective notes / under. total ed. S.V. Laboda. Minsk, Medison Publ., 2011. (in Russian)

4. Dyachkova M.A. Spiritual and moral education as a socio-pedagogical phenomenon. Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University, 2008, no. 4 (28), pp. 23-28. (in Russian)

5. Zakharova T.V., Basalaeva N.V., Kazakova T.V., Ignatieva N.K., Kirgizova E.V., Bakhor T.A. Communicative competence: concept, characteristics. Modern problems of science and education, 2015, no. 4. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20413 (accessed 4 july 2020). (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kachalova A.B. Mediative competence as an effective condition for the development of the psychological culture of a teacher. Humanities, socio-economic and social sciences, 2014, no. 51. Available at: http://online-science.ru/ userfiles/file/h9zuoeu5aby6p5q2exhwjaq8 9yn8dnas.pdf (accessed 10 july 2020).

7. Method N. Hall's of assessing "emotional intelligence" (EQ questionnaire). E.I. Ilyin. Emotions and feelings. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2001. pp. 633-634. (in Russian)

8. Mishina E.I. The phenomenon of personal reflection in psychology. Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Psychological Sciences, 2015, no. 2, pp. 6-10. (in Russian)

9. Mokhryakov M.O. Emotional competence and its components in the structure of requirements for the results of mastering the basic educational program of primary general education of junior schoolchildren with general speech underdevelopment. Scientific and methodological electronic journal "Concept", 2016, vol. 17. pp. 398-403. - URL: http://e-koncept.ru/2016/46255.htm. (in Russian)

10. Questionnaire of communicative tolerance "(V.V. Boyko) [Electronic resource]. Available at: http://www.miu.by/ kaf_new/mpp/013.pdf (accessed 21 july 2020)

11. Osipova A.N., Mayasova T.V. Comparative analysis of the level of communicative tolerance among students of teachers and lawyers. In the collection: Teacher 3.0: preparing a teacher for the school of the future, 2016, pp. 174181. (in Russian)

12. Popova S.V. The educational potential of a multi-age team in a children's country camp: Abstract Diss. PhD Psychol. Sci., Voronezh, 2008. p. 24. (in Russian)

13. Decree of the Government of the Russian Federation of July 30, 2014 No. 1430-r, which approved the Concept for the development of a network of mediation services in order to implement restorative justice in relation to children, including those who have committed socially dangerous acts, but who have not reached the age at which criminal liability occurs In Russian Federation. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166695/ (accessed 13 July 2020).

14. Skibitsky E.G., Skibitskaya I.Yu., Fadeykina N.V. Mediation and training students for its implementation on the basis of professional standards. Siberian financial school, 2017, no. 3, pp. 82-101 (in Russian)

15. Smolyaninova O.G., Korshunova V.V. The attitude of participants in the educational space of the Krasnoyarsk Territory to media practitioners. Science for education today, 2019, no. 3, pp. 7-27. DOI: 10.15293/2658-6762.1903.01

16. Teslenko E.S. Information and analytical training in the system of training lawyers in the direction of training Legal support of national security. Law and order: history, theory, practice, 2017, no. 4 (15), pp. 61-63 (in Russian)

17. Test "Communicative and organizational inclinations" (CBS). Available at: http://azps.ru/tests/tests2_kos.html (accessed 21 july 2020)

18. Communicative skills test L. Michelson. Translation and adaptation by Yu.Z. Gilbukha. Available at: http://azps.ru/ tests/5/mihelson.html (accessed 21 july 2020)

19. Khoroshevskaya I.V. Formation of mediated competence of future teachers as a psychological and pedagogical problem. Izvestia VSPU, 2019, no. 1 (134). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mediativnoy-kompetentnosti-buduschih-pedagogov-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema (accessed 21 july 2020).

20. UNESCO: Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization. Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999, pp. 273-274.

21. Glass G. Conceptual issues in neuroscientific research on empathy. International Journal of Law and Psychiatry, 2018. doi: 10.1016/j.ijlp.2018.05.006

Информация об авторах Смолянинова Ольга Георгиевна

(Россия, Красноярск) Доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования Директор института педагогики, психологии и социологии Сибирский федеральный университет E-mail: smololga@mail.ru; ORCID ID: 0000-0002-5597-6348 Scopus ID:55150186700

Коршунова Вера Владимировна

(Россия, Красноярск) Кандидат педагогических наук, доцент

Заместитель директора по науке Сибирский федеральный университет E-mail: wera7@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-2042-2417 Scopus ID: 57207947700

Андронникова Ольга Олеговна

(Россия, Красноярск) Кандидат психологических наук, доцент Декан факультета психологии Новосибирский государственный педагогический университет E-mail: andronnikova_69@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-1756-7682 Scopus ID: D-2926-2014

Information about the authors Olga G. Smolyaninova

(Russia, Krasnoyarsk) Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician of the Russian Academy of Education Director of the Institute of Pedagogy, Psychology and Sociology Siberian Federal University E-mail: smololga@mail.ru; ORCID ID: 0000-0002-5597-6348 Scopus ID:55150186700

Vera V. Korshunova

(Russia, Krasnoyarsk) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor Deputy Director for Science Siberian Federal University E-mail: wera7@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-2042-2417 Scopus ID: 57207947700

Olga O. Andronnikova

(Russia, Krasnoyarsk) PhD in Psychology, Associate Professor Dean of the Faculty of Psychology Novosibirsk State Pedagogical University E-mail: andronnikova_69@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-1756-7682 Scopus ID: D-2926-2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.