Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИАТОРОВ: ОПЫТ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА'

МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИАТОРОВ: ОПЫТ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / МАГИСТРАТУРА / МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ / МЕДИАТОРЫ / СТУДЕНТЫ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Никита Андреевич

На фоне роста нестабильности, неопределенности как одного из основных и глобальных вызовов современности необходимым условием качественной реализации образовательных программ является применение цифровых технологий. Возможности цифровизации целесообразно рассматривать как ответы на вызовы, возникающие перед системой формального образования на фоне пандемии коронавируса. С учетом массового и интенсивного применения интернет - технологий в формальном образовании, обусловленного текущей ситуацией социальных отношений, поиск и реализация новых подходов к их эффективному применению в образовательной деятельности становится одной из приоритетных задач развития e - learning в российских и мировых университетах. В настоящей статье представлено исследование, целью которого стала разработка модели комплексного электронного сопровождения магистерской подготовки медиаторов (на примере магистерской программы Сибирского федерального университета «Медиация в образовании») как средства расширения дидактического потенциала электронного обучения. В условиях поликультурного региона, для которого профессия медиатора является одной из наиболее востребованных, данная проблематика в особенности актуальна. Среди регионов Енисейской Сибири Красноярский край, в частности, Красноярск, по сути, является лидером и первооткрывателем в сфере медиации, помимо создания и функционирования частных центров медиации и школьных служб примирения здесь осуществляется подготовка и переподготовка специалистов соответствующей квалификации. С 2018 года в Институте педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета успешно реализуется магистерская подготовка поликультурных медиаторов. Исследование выполнено при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, проект «Практико - ориентированная магистерская программа „Медиация в образовании“ в стратегическом партнерстве университетов и профессиональных сообществ медиаторов Сибири и Казахстана».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF ELECTRONIC SUPPORT FOR MASTER’S TRAINING OF MEDIATORS: EXPERIENCE OF THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY

Against the background of growing instability and uncertainty as one of the main and global challenges of our time, the use of digital technologies is a necessary condition for the high - quality implementation of educational programs. Digitalization opportunities should be considered as responses to the challenges facing the formal education system in the context of the coronavirus pandemic. Taking into account the massive and intensive use of Internet technologies in formal education, due to the current situation of social relations, the search and implementation of new approaches to their effective application in educational activities is becoming one of the priority tasks for the development of e - learning in Russian and world universities. This article presents a study aimed at developing a model of integrated electronic support for master’s training of mediators (on the example of the master’s program of the Siberian Federal University “Mediation in education”) as a means of expanding the didactic potential of e - learning. In a multicultural region, for which the profession of mediator is one of the most popular, this issue is particularly relevant. Among the regions of the Yenisei Siberia, the Krasnoyarsk territory, in particular, Krasnoyarsk, in fact, is a leader and pioneer in the field of mediation. In addition to the creation and operation of private mediation centers and school reconciliation services, specialists with appropriate qualifications are trained and retrained here. Since 2018, the Institute of pedagogy, psychology and sociology of the Siberian Federal University has successfully implemented master’s training for multicultural mediators. The research was supported by the Vladimir Potanin Charitable Foundation, the project “Practice - oriented master’s program ‘Mediation in education’ in a strategic partnership of universities and professional communities of mediators in Siberia and Kazakhstan”.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИАТОРОВ: ОПЫТ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 378.147:004 DOI 10.26170/po20-06-24

ББК Ч448.026.843 ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08

Иванов Никита Андреевич,

аспирант, кафедра информационных технологий обучения и непрерывного образования, Институт педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет; 660041, Россия, г. Красноярск, пр-т Свободный, 79; e-mail: ni7923049@gmail.com

МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИАТОРОВ: ОПЫТ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: электронное сопровождение; цифровизация образования; информатизация образования; информационная образовательная среда; информационные технологии; цифровые технологии; социальные медиа; магистратура; магистерские программы; медиаторы; студенты; высшие учебные заведения.

АННОТАЦИЯ. На фоне роста нестабильности, неопределенности как одного из основных и глобальных вызовов современности необходимым условием качественной реализации образовательных программ является применение цифровых технологий. Возможности цифровизации целесообразно рассматривать как ответы на вызовы, возникающие перед системой формального образования на фоне пандемии коронавируса. С учетом массового и интенсивного применения интернет-технологий в формальном образовании, обусловленного текущей ситуацией социальных отношений, поиск и реализация новых подходов к их эффективному применению в образовательной деятельности становится одной из приоритетных задач развития e-learning в российских и мировых университетах. В настоящей статье представлено исследование, целью которого стала разработка модели комплексного электронного сопровождения магистерской подготовки медиаторов (на примере магистерской программы Сибирского федерального университета «Медиация в образовании») как средства расширения дидактического потенциала электронного обучения. В условиях поликультурного региона, для которого профессия медиатора является одной из наиболее востребованных, данная проблематика в особенности актуальна. Среди регионов Енисейской Сибири Красноярский край, в частности, Красноярск, по сути, является лидером и первооткрывателем в сфере медиации, помимо создания и функционирования частных центров медиации и школьных служб примирения здесь осуществляется подготовка и переподготовка специалистов соответствующей квалификации. С 2018 года в Институте педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета успешно реализуется магистерская подготовка поликультурных медиаторов. Исследование выполнено при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, проект «Практико-ориентированная магистерская программа „Медиация в образовании" в стратегическом партнерстве университетов и профессиональных сообществ медиаторов Сибири и Казахстана».

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Иванов, Н. А. Модель электронного сопровождения магистерской подготовки медиаторов: опыт Сибирского федерального университета / Н. А. Иванов. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 6. - С. 210-217. - DOI: 10.26170/po20-06-24.

Ivanov Nikita Andreevich,

Postgraduate Student, Department of Information Technologies of Education and Continuing Education, Institute of Pedagogy, Psychology and Sociology, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia

MODEL OF ELECTRONIC SUPPORT FOR MASTER'S TRAINING OF MEDIATORS: EXPERIENCE OF THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY

KEYWORDS: electronic tracking; digitalization of education; informatization of education; information educational environment; information technology; digital technologies; social media; magistracy; master's programs; mediators; students; higher education institutions.

ABSTRACT. Against the background of growing instability and uncertainty as one of the main and global challenges of our time, the use of digital technologies is a necessary condition for the high-quality implementation of educational programs. Digitalization opportunities should be considered as responses to the challenges facing the formal education system in the context of the coronavirus pandemic. Taking into account the massive and intensive use of Internet technologies in formal education, due to the current situation of social relations, the search and implementation of new approaches to their effective application in educational activities is becoming one of the priority tasks for the development of e-learning in Russian and world universities. This article presents a study aimed at developing a model of integrated electronic support for master's training of mediators (on the example of the master's program of the Siberian Federal University "Mediation in education") as a means of expanding the didactic potential of e-learning. In a multicultural region, for which the profession of mediator is one of the most popular, this issue is particularly relevant. Among the regions of the Yenisei Siberia, the Krasnoyarsk territory, in particular, Krasnoyarsk, in fact, is a leader and pioneer in the field of mediation. In addition to the creation and operation of private mediation centers and school reconciliation services, specialists with appropriate qualifications are trained and retrained here. Since 2018, the Institute of pedagogy, psychology and sociology of the Siberian Federal University has successfully implemented master's training for multicultural mediators. The re-

search was supported by the Vladimir Potanin Charitable Foundation, the project "Practice-oriented master's program 'Mediation in education' in a strategic partnership of universities and professional communities of mediators in Siberia and Kazakhstan".

FOR CITATION: Ivanov, N. A. (2020). Model of Electronic Support for Master's Training of Mediators: Experience of the Siberian Federal University. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 210-217. DOI: 10.26170/po20-06-24.

Постановка проблемы. На сегодняшний день достаточно трудно найти сферу деятельности, в которой не использовались бы цифровые технологии. Информатизация (цифровизация) как феномен и явление, расширяющее свои масштабы, позволяет решать учебно-профессиональные задачи более эффективно и менее затратно в плане применения различных ресурсов. Все чаще в образовании используются облачные технологии, выступающие средством трансформации педагогических технологий [4], применяются методы мобильного обучения, способствующие интенсификации образовательного процесса и самообразования.

Цифровые технологии сегодня совершенствуются, одновременно выступая при этом средством преобразования окружающего мира и образования, поддержания непрерывности и обеспечения индивидуализации образовательного процесса. Переход к всеобщему непрерывному индивидуализированному образованию - одна из задач, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, ориентированная на развитие человеческого капитала [7] и решаемая в условиях массового образования в том числе за счет цифровых технологий.

Активное всеобщее распространение цифровых технологий связано с таким феноменом, как цифровая трансформация социальной среды, по сути, являющимся качественно новым этапом цифровизации социальных взаимодействий. Цифровая трансформация предполагает использование цифровых технологий для существенного повышения производительности труда и стоимости предприятий, определяется влиянием цифровых технологий на общество [15]. Вопросы цифровизации образования в своих работах рассматривают Е. З. Власова, С. Г. Григорьев, В. В. Гришкун, С. Д. Каракозов, М. Э. Кушнир, М. П. Лапчик, Н. И. Пак, М. И. Рагулина, И. В. Роберт, О. Г. Смоля-нинова, А. Ю. Уваров и др.

Совершенствование цифровых технологий, их углубление в сфере образования требует развития прикладных и методических аспектов электронного обучения, технологии которого наиболее релевантны для реализации и развития дидактического потенциала цифровых инструментов. Необходимость развития e-learning закреплена на нормативно-правовом уровне, в частности,

в Паспорте национальной программы «Цифровая экономика», предполагающем в том числе применение и совершенствование образовательных технологий, включая электронное обучение [11].

Условия повсеместной цифровизации, ее меняющиеся с течением времени качественные характеристики трансформируют формы социальных взаимодействий, требуют от человека высокой адаптивности и мобильности, готовности к изменениям применительно к себе, в том числе к освоению новых профессий. Одной из таковых является профессия медиатора социальных конфликтов, включенная в Атлас новых профессий, разработанный под эгидой «Сколково» и Агентства стратегических инициатив, определяемая в нем как профессия, представитель которой призван способствовать решению возникающих в социуме конфликтных ситуаций ненасильственным путем, будь то имущественные споры, межнациональные, межрелигиозные конфликты, конфликты по культурным различиям [1]. Значимость владения инструментами конструктивного разбора и разрешения конфликтных ситуаций подтверждается в том числе содержанием Атласа новых профессий Енисейской Сибири, где умения и навыки регулирования конфликтов определены как надпредметные [2], проходят красной нитью сквозь представленные в издании профессиональные портреты менеджеров и специалистов будущего.

Немаловажную роль в подготовке специалистов новых профессий играет ступень магистратуры, в рамках которой условия образовательной деятельности позволяют совмещать и взаимообогащать трудовую деятельность и обучение, решать профессиональные задачи на качественно новом уровне с применением научной методологии и средств цифровых технологий. Специфика обучения в магистратуре связана в том числе с расширением самообразования студентов, что определяет особенности организации образовательной деятельности на этапе магистерской подготовки, которые в условиях цифровизации неразрывно связаны с использованием интернет-технологий, электронной информационно-образовательной среды университета.

Анализ публикаций по проблеме исследования. К числу приоритетных задач профессиональной подготовки студентов, обучающихся в магистратуре, относит-

© Иванов Н. А., 2020

ся выработка у магистрантов целостной картины мира на основе знаний о закономерностях взаимосвязи человека, природы, общества и культуры и, как следствие, становление эмоционально-ценностного отношения к педагогической (профессиональной) деятельности [14]. Современные технологии визуализации информации позволяют решать эту задачу, в частности, повышать у обучающихся мотивацию к обучению, способствовать эмоциональному насыщению образовательной деятельности, реализуемой с использованием интернет-технологий. Проблеме эмоционального сопровождения дистанционного обучения, обеспечения в его реализации единства интеллектуальной и эмоциональной компонент для активизации познавательной деятельности обучающегося [12] посвящены работы А. С. Роботовой.

Слова «поддержка» и «сопровождение» применяются для характеристики действий, целью совершения которых является сохранение целостности чего-либо, будь то объект, система, явление или процесс (А. С. Ломов) [8]. Некоторые авторы (А. А. Ахаян, И. А. Боч-карева) синонимизируют, отождествляют поддержку и сопровождение применительно к использованию интернет-технологий в профессиональной подготовке студентов вуза. При этом следует отметить, что как педагогическое явление сопровождение предполагает наличие или конструирование образовательной среды и ресурсов в ней, реализуется более опосредованно, чем поддержка, преимущественно ориентировано на долгосрочную перспективу, обеспечивает становление субъектности обучающегося в контексте, в котором организовано сопровождение, за счет высокой учебно-познавательной активности и самостоятельности студента, что позволяет ему обнаружить свои интересы и способности, в том числе применительно к профессиональной деятельности.

Организационно-методические, технологические аспекты поддержки и сопровождения образовательной деятельности в вузе средствами интернет-технологий подробно раскрыты в трудах российских ученых. По данной проблематике, в том числе применительно к магистерской подготовке (А. А. Аха-ян, И. А. Бочкарева, А. В. Личик), к организации педагогической практики в сетевом формате (С. А. Маркелова), к организации корпоративного обучения специалистов (С. В. Роговкин) как формата, схожего с условиями обучения магистрантов, исследования проводятся преимущественно учеными из Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Анализ отечественных исследований дает основание полагать о недостаточной изу-

ченности в педагогической науке вопросов поддержки и сопровождения образовательного процесса средствами интернет-технологий, связанных со спецификой использования последних в рамках направленности конкретной дисциплины или образовательной программы, со спецификой уровня образования, будь то бакалавриат, магистратура или аспирантура. В условиях расширения цифровой трансформации социальных отношений, модернизации информационно-образовательной среды вузов и появления задачи подготовки кадров новых квалификаций для цифровой экономики актуальность проблематики поддержки и сопровождения образовательной деятельности в вузе средствами цифровых технологий возрастает. Каждый новый этап развития цифровизации общества и образования определяет широкий спектр научно-методических и прикладных вопросов по обеспечению эффективности и результативности образовательного процесса с применением средств e-learning. В настоящей статье раскрыт подход к сопровождению магистерской программы подготовки поликультурных медиаторов, основанный на идее комплексного использования средств цифро-визации.

Содержание модели электронного сопровождения магистерской подготовки медиаторов. В основу структуры модели, разработанной нами в рамках педагогического эксперимента, легли логика и «скелет» модели формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов под авторством Л. В. Бочаровой. Новизна предлагаемой нами модели электронного сопровождения определяется масштабом, расширенным до профиля подготовки, и тем, что сопровождение реализуется в логике интегра-тивного подхода информатизации (цифрови-зации) педагогического образования, который выражается во взаимной интеграции и консолидации разобщенных частей и функций в единую систему [3]. Помимо реализации идеи целостной интеграции процесса обучения в информационно-образовательную среду, под которой мы понимаем взаимную интеграцию компонентов последней (электронные курсы, ресурсы электронной библиотеки, сведения о программе, дисциплинах и преподавателях), модель нацелена на формирование в Сети бренда профессии поликультурного медиатора и магистерской программы Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета «Медиация в образовании», что отражено в целевом компоненте. Реализация целевого компонента достигается за счет формирования информационной среды профессиональной подготовки медиаторов (методологический компонент) как следствия

интеграции ресурсов электронной информационно-образовательной среды Сибирского федерального университета, социальных медиа, адаптивного сайта - наиболее удобной презентационной площадки программы для интернет-пользователей - и открытых образовательных платформ. Содержание модели

В рамках разработки и апробации модели комплексного электронного сопровождения магистерской подготовки нами был создан логотип магистерской программы «Медиация в образовании» (рис. 2) как системообразующий фактор информационной среды профессиональной подготовки поликультурных медиаторов, как инструмент содействия становлению корпоративной культуры магистрантов - будущих медиаторов, реализации культурологического подхода в сопровождении, который отражен в смысловой нагрузке. Центральным элементом логотипа и фирменной символики программы является бумажный журавль, что, по сути, представляет собой вариант воплощения геометрического дизайна - одной из мировых тенденций создания и продвижения услуг на рынке. Вместе с тем бумажный журавль является одним из общепризнанных символов мира. С журавлем как символом мира связаны военные события. Косвенным аргументом, определяющим релевантность данного образа, яв-

пронизано идеологией открытого образования, отражает логику системной цифровиза-ции профессиональной подготовки магистрантов - будущих медиаторов и направлено на повышение удовлетворенности магистрантов обучением с использованием e-learning (рис. 1).

ляется то обстоятельство, что 2020 год по инициативе WWF объявлен Всемирным годом журавля [5]. Птица в форме оригами является персонажем фильма аниматора Г. Бардина «Адажио», по выражению Е. А. Ямбурга, олицетворяющего собой матрицу культуры [6] и транслирующего культуру мирного урегулирования споров, составляющую суть метода медиации. Книга как атрибут подчеркивает образовательную направленность формируемого бренда профессии медиатора и магистерской программы. Круг и квадрат, как и оригами, можно определить как элементы геометрического дизайна. Объединение круга и квадрата в одном логотипе можно интерпретировать как метафору схожести и различия людей одновременно, что, в сущности, составляет основу понимания поликультурности. Метафоричность круга можно связать с объединением, неслучайно одна из форм проведения медиативных процедур носит название «круги сообществ».

KOMRONMII MOJMI Cl>,1'|liURHf КОМПОИСК •• МО U.III

Целевой II г.ш. цел ост пли птприш! профессионалкпоА подготовка магистратов булуатх мелмяюров в пиформаинопио-ntyiMiBftir тшую г ре.ту утшвгрпгтетя, формироанииг в цифровом пространстве брея.-u щмфлчлш по.-яис)~>ьту|яюто чслниорв и магистерской программы «Мели nun a в обра »omhhii»

Me t оа" .юг нчес к itfl Вел шин и три консо lo.wmu во«тети а обраюм 1елыаоЙ про»ртмми в единую нпфирмаштонную среду

Принципы: системная работе с рссур.ими пек тронной срглы. итеративность и мутьтммелиймость контента, инфривн tauiti м ai iivmn кой ПОДГОТОВКИ. iii'HHUHiipei имия umuiii

ОргатгштоиныМ Opt нищ antra itponerra: ткгагтропиое cottpoBOtK.ieiHte подтержапо гкпгтроатими курсами на платформе NCoodle. ревтитуетса в логике информационного, куътуротогического, cilCTемкого и срелоиого подходов в педагогике, л такяое мр«л\ч мацпвает |*u oi пиши» немлпов гы ear пищ. продвка«*)« посредством электронного дороюалейия sukv>ш н »<чшешшп программы, ее конкуренты* пренм> шее ta. iU*o tor ни сис|ем»ой инф^ошсlaxiiai« Maine т«рскоМиод|о|овкн

Ресурсным < рмпва пифроммааши Mai не терской 110.11 оювки цчлрсы ипфровоМ цшформы Wtx. системы > »ектронною обучения СФУ (LMS Moodiei. оптаЙн-сервнсоа 5 Ыс. ru "voice. «Google Претентвинн • tint фор ми оилявн>курсс* ( ИЙР1IKOO, caltron университета и его по.тратлелгниИ яндеоксжттт • мдго об оЛриошпмыюй программе н профессии МеЛПЯКфВ. МДСОТреА TepU ЛЖ1ШЛИП1. П|ИГ11ч»ЛЯВЛГЧК\ ПО программок ресурсы COUHBlbKblX CPffÄ M BlUfOXOCTHHIil. брепдбув otya кчм ieшмоМ itpofpaaam; иЫиж-нрпешяниа обраюваичкпеЛ нро1р<тмми <цремпташя в режиме демонстрант в браузере); общее руководство по оформлению магистерских диссертаций в формате готосовых сообщений, плгйтнстя

Pets ibitiiiianufl ii |ип по паруемые petvn.taiwi: у;юв к-пи^чит«ль магнетрмнов - б> луших мелниоров учебной леи* iMi<vit*o с псттольювлинеч e-leernui* и икл.ипакшнил обраювиtciwtux технологий. poet нптепспвпосга применения средств е> learning

МетолтсскиМ M я годи чк ми ус »овив реяли тянии пгкцмпшм« ишроволлеии*. рагширямчппо m тактические мнчидиш• в» • teK тройною «тппшя в * г irai irai мяшпергкой пи.иоюпкп чешаiоров иашчне коорлмтра мектроитнмо сопровождения. наполмяиттето информационную сред)* н пвнмалгМствумипего с паткюаатеиыи; гохляииг трейлере« дисшттии с диикчичимм луто м индеориом. с превалированием видео фоня; интеграция ресурсов нмформяшюяно* e»fyexiBiiie iun4 среды уннвфшгпв. адвшняиого сайта, солив îuiux медиа н открытых обраичнн+гьныч птагфирм, енпхронняшия якяауитов сервисов, испо.тьтуемых тля реп им aim и э тектрошю« о сопроаож лгнпа соиямне в niii^optminionnoA среде птлерпгыхп* сактыялюпт* рес)-рги ппформашпитпМ среди друг с друтм jiea-muima QR* коло® >-чг! особеиносгеЯ itjk>cjmmmu при проектировании и pea «полни элястрвяиого охтровожлптв, в частности, «v ,1р.ч^Т>1»-Н11Шнон>1*'П <о«-|ав11И>ив'П. прнмемение ииструменюи ссншатьиш спей в пролмнАенни юотлиа мвгиперсьой программы, о бес ti car пир ипформапиоююО паддераекк обрвюввте tute* о npouecca дтв в i анм ол со от г ння ссчфовождрнпя п подлержки гредстиачт гогтфиет-техюгюгнА ргашшт асннхропиоП и ппехранной впртуктысой кои\|уникат|1|, в той ни? if п«чре> тпом го к^овш соо<1огин11

Рис. 1. Модель электронного сопровождения магистерской подготовки медиаторов в ИППС СФУ

Рис. 2. Логотип образовательной программы «Медиация в образовании»

Системный характер обеспечения магистерской программы средствами интернет-технологий находит отражение в том числе в воплощении элементов мобильной информационно-образовательной среды и продвижении программы в цифровом пространстве за счет реализации адаптивного веб-дизайна компонентов информационной среды и создания сетевых сообществ в одних из наиболее популярных социальных сетях - «ВКонтакте», «Инстаграм», что, как ожидается, позволит существенно расширить охват аудитории, потенциально заинтересованной проблематикой конструктивного разрешения конфликтов средствами медиативных технологий [16], обеспечить как презентационную площадку программы в Сети, так и единое виртуальное пространство для дискуссий. Презентация программы академическим и профессиональным сообществам, продвижение ее идеологии подразумевается в том числе за счет переноса отдельных электронных курсов по про-

грамме на платформу Сибирского регионального центра компетенций в области онлайн-обучения (СибРЦКОО).

Значимым результатом электронного сопровождения в университете может стать профессиональное самоопределение, чему способствует реализация профориентацион-ного компонента, его продвижение посредством социальных медиа, в частности, создания канала на видеохостинге «YouTube» (рис. 3). Модель магистерской программы «Медиация в образовании» подразумевает ежегодный рекрутинг магистрантов в рамках международной летней молодежной школы «Поликультурная медиация в образовании», поэтому использование социальных медиа оправдано. Одним из средств цифровизации магистерской подготовки и профориентации служат трейлеры преподаваемых по программе дисциплин, содержащие аудиоряд и эмоциональный, визуально насыщенный видеоряд, структурно организованные в плей-лист и представленные на видеоканале [9].

Рис. 3. Реализация электронного сопровождения средствами социальных медиа

В контексте электронного сопровождения предусмотрена реализация QR-кодов (рис. 4), в частности, создание в сетевых сообществах каталога образовательных ресурсов для медиатора с тэгами, QR-кодами и гиперссылками на ресурсы электронной библиотеки университета, что способствует эффективной интеграции компонентов формируемой информационной среды друг с другом. Профориентационная составляющая электронного сопровождения также представлена видео о профессии медиатора и ма-

гистерской программе «Медиация в образовании», реализуемой в Институте педагогики, психологии и социологии. Процесс создания видео был автоматизирован за счет использования бесплатного онлайн-сервиса [10], обладающего внушительным функционалом по озвучиванию текста, изменению характеристик звучания (скорость, окрас тембра). В содержательном плане видео включает в себя данные относительно поликультурности Красноярского края, что характеризует реализацию принципа региональности в сопро-

вождении. Встроенные в видео QR-коды обеспечивают удовлетворение информационной потребности интернет-пользователя «на пике интереса» (А. А. Ахаян) - момен-

тальный переход к разделу сайта университета для абитуриентов, к содержанию программы вступительных испытаний по магистерской программе «Медиация в образовании».

Рис. 4. Реализация элементов мобильного обучения в рамках электронного сопровождения

Основанием, предпосылкой коммуникативного обеспечения информационной среды профессиональной подготовки медиаторов стала процедура проведения нормоконтроля, формат которой в условиях тотального перехода на дистанционный режим обучения в вузе был изменен, переориентирован на синхронную коммуникацию средствами социальных сетей и мессенджеров, в частности, в формат обмена голосовыми сообщениями. С педагогической точки зрения это позволило обеспечить, с одной стороны, персонифицированную поддержку в ходе диалога с конкретным студентом, и, с другой стороны,

электронное сопровождение процедуры в формате записи голосовых сообщений и их рассылки в групповые чаты социальных сетей (рис. 5). Содержание записей отражает наиболее типичные ошибки, допускаемые студентами, общие требования к оформлению магистерских диссертаций. Для дальнейшего использования материалов электронного сопровождения возможен экспорт аудиосообщений посредством специализированного бота [13] в формат аудиофайла для скачивания и выгрузки обратно в «ВКонтак-те» с последующим созданием тематического плейлиста в сетевом сообществе.

Н и кита 5.06.20

Убедительная просьба - перед отправкой работы прослушать эту информацию

С Никита

25.06 20

—I—

iiIIIIIIIMIIIIMI'MlllliH'illl.......н"|||'н......1||..............

...........................................................II"

................

0 ""|11<<111111<'<1|<"'1|111111111<<11||1111"'<1|||||<1<"<1||1'"1|||1'11|"1|1

-Ulli.........

"||||||||'|||'|||||.....||||||||'||........HI.......

-0:02

|||......1|||||1Ц|'||11111||.....0:27

11111»111||||.......Ii............0:06

1<||||.....

О ....................................................................................................................

Рис. 5. Общее руководство по оформлению выпускных работ магистрантов

в формате голосовых сообщений

Выводы и заключение. Обобщив все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что описанное в настоящей статье электронное сопровождение образовательной программы ИППС СФУ «Медиация в образовании» реализуется в полипарадиг-мальной логике с элементами мобильного

обучения (в частности, с использованием QR-кодов и социальных медиа, интегрированным с информационно-образовательной средой университета), ориентировано на решение задач как информационного и психолого-педагогического, так и профори-ентационного плана, что в совокупности

обеспечивает комплексный характер сопровождения программы магистерской подготовки средствами интернет-технологий с элементами пропедевтики.

Представленное исследование - один из подходов к сопровождению программы магистерской подготовки медиаторов средствами цифровых технологий, не претендует на полноту раскрытия всех аспектов затронутой проблематики. На наш взгляд, перспективными для дальнейших научных изысканий являются вопросы расширения дидактического потенциала электронного портфолио применительно к магистерской подготовке

поликультурных медиаторов, модификации модели для реализации программы в сетевом партнерстве с образовательными организациями Енисейской Сибири, определение организационно-педагогических условий внедрения практик онлайн-медиации в обучение медиаторов, определение организационно-методических основ создания и функционирования единого сетевого образовательного пространства студентов и абитуриентов регионов Енисейской Сибири, обучающихся и планирующих обучаться по профессии медиатора.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. - М. : Интеллектуальная Литература, 2020. - 456 с.

2. Атлас новых профессий Енисейской Сибири. - URL: https://ensib.ru/up/helpful/ Атласновыхпрофессий.pdf (дата обращения: 14.10.2020). - Текст : электронный.

3. Безызвестных, Е. А. Электронный портфолио как средство формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов-тьюторов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Безызвестных Е. А. - Красноярск, 2019. - 24 с.

4. Бекузарова, Н. В. Мобильные и облачные технологии в образовании : учеб.-метод. пособие / Н. В. Бекузарова, Е. В. Ермолович, Л. М. Туранова. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2019. - 80 с.

5. Всемирный фонд дикой природы объявил 2020-й годом журавля. - URL: https: //www.interfax.ru/world/693465 (дата обращения: 14.10.2020). - Текст : электронный.

6. Заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург - о том, чему и как нужно учить детей. - URL: https: //www.youtube.com/watch?v=pCyWFOvSwjE (дата обращения: 14.10.2020). - Текст : электронный.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90601/?lrame=1#p28 (дата обращения: 14.10.2020). - Текст : электронный.

8. Ломов, А. С. Дистанционная поддержка в процессе подготовки студентов высших учебных заведений / А. С. Ломов. - Текст : элеткронный // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnaya-podderzhka-v-protsesse-podgotovki-studentov-vysshih-uchebnyh-zavedeniy.

9. Медиация в образовании. - URL: https://www.youtube.com/channel/ UCW5rjWKjgRHv18GCtQo1EZQ (дата обращения: 14.10.2020). - Текст : электронный.

10. Озвучка текста онлайн. - URL: http://5btc.ru/voice/ (дата обращения: 14.10.2020). - Текст : электронный.

11. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. № 16). - URL: http://base.garant.ru/72190282/ (дата обращения: 14.10.2020). -Текст : электронный.

12. Роботова, А. С. Эмоциональное сопровождение дистанционного образовательного процесса средствами электронного учебного текста / А. С. Роботова. - Текст : электронный // Письма в Эмис-сия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters). - 2018. - № 2. - URL: http://www.emissia.org/ offline/2018/2582.htm (дата обращения: 14.10.2020).

13. Скачать голосовое сообщение вконтакте VOICELOAD. - URL: https://vk.com/voiceload (дата обращения: 14.10.2020). - Текст : электронный.

14. Скуднова, Т. Д. Психолого-педагогическая антропология : учебное пособие / Т. Д. Скуднова, Л. И. Кобышева, С. Ю. Шалова. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 355 с.

15. Уваров, А. Ю. От компьютеризации до цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. - 2019. - № 4. - С. 5-11.

16. Smolyaninova, O. G. Strategic Upgrade of the Master's Programme "Mediation in Education" in Digital Transformation Context / O. G. Smolyaninova, E. S. Egle, N. A. Ivanov // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. - 2020. - Vol. 13 (9). - P. 1481-1498.

REFERENCES

1. Varlamova, D., Sudakov, D. (Eds.). (2020). Atlas novykh professiy 3.0 [Atlas of new professions 3.0]. Moscow, Intellektual'naya Literatura. 456 p.

2. Atlas novykh professiy Eniseyskoy Sibiri [Atlas of new professions in Yenisei Siberia]. URL: https://ensib.ru/up/helpful/Atlasnovykhprofessiy.pdf (mode of access: 14.10.2020).

3. Bezyzvestnykh, E. A. (2019). Elektronnyy portfolio kak sredstvo formirovaniya IKT-kompetentnosti budushchikh pedagogov-t'yutorov [Electronic portfolio as a means of forming ICT competence of future teacher-tutors]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Krasnoyarsk. 24 p.

4. Bekuzarova, N. V., Ermolovich, E. V., Turanova, L. M. (2019). Mobil'nye i oblachnye tekhnologii v obra-zovanii [Mobile and cloud technologies in education]. Krasnoyarsk, Sib. feder. un-t. 80 p.

5. Vsemirnyy fond dikoy prirody ob"yavil 2020-y godom zhuravlya [WWF announced 2020 as the year of the crane]. URL: https://www.interfax.ru/world/693465 (mode of access: 14.10.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Zasluzhennyy uchitel' RFEvgeniy Yamburg — o tom, chemu i kak nuzhno uchit' detey [Honored Teacher of the Russian Federation Evgeny Yamburg - about what and how to teach children]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=pCyWFOvSwjE (mode of access: 14.10.2020).

7. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period up to 2020]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90601/?frame=1#p28 (mode of access: 14.10.2020).

8. Lomov, A. S. (2011). Distantsionnaya podderzhka v protsesse podgotovki studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Distance support in the process of preparing students of higher educational institutions]. In Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnaya-podderzhka-v-protsesse-podgotovki-studentov-vysshih-uchebnyh-zavedeniy.

9. Mediatsiya v obrazovanii [Mediation in education]. URL: https://www.youtube.com/channel/ UCW5rjWKjgRHv18GCtQo1EZQ (mode of access: 14.10.2020).

10. Ozvuchka teksta onlayn [Voice over text online]. URL: http://5btc.ru/voice/ (mode of access: 14.10.2020).

11. Pasport natsional'noy programmy «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii» [Passport of the national program "Digital Economy of the Russian Federation"]. URL: http://base.garant.ru/72190282/ (mode of access: 14.10.2020).

12. Robotova, A. S. (2018). Emotsional'noe soprovozhdenie distantsionnogo obrazovatel'nogo protsessa sredstvami elektronnogo uchebnogo teksta [Emotional accompaniment of the distance educational process by means of electronic educational text]. In Pis'ma v Emissiya.Offlayn (The Emissia.Offline Letters). No. 2. URL: http://www.emissia.org/offline/2018/2582.htm (mode of access: 14.10.2020).

13. Skachat' golosovoe soobshchenie vkontakte VOICELOAD [Download VKontakte voice message VOYTSELOAD]. URL: https://vk.com/voiceload (mode of access: 14.10.2020).

14. Skudnova, T. D., Kobysheva, L. I., Shalova, S. Yu. (2018). Psikhologo-pedagogicheskaya antropologiya [Psychological and pedagogical anthropology]. Moscow, Berlin, Direkt-Media. 355 p.

15. Uvarov, A. Yu. (2019). Ot komp'yuterizatsii do tsifrovoy transformatsii obrazovaniya [From computerization to digital transformation of education]. In Informatika i obrazovanie. No. 4, pp. 5-11.

16. Smolyaninova, O. G., Egle, E. S., Ivanov, N. A. (2020). Strategic Upgrade of the Master's Programme «Mediation in Education» in Digital Transformation Context. In Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. Vol. 13 (9), pp. 1481-1498.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.