Научная статья на тему 'ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ПОТЕНЦИАЛЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И РИСКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ'

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ПОТЕНЦИАЛЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И РИСКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социальная педагогика / социальная психология / поликультурная образовательная среда (ПОС) / социальное воспитание / социализация личности / информатизация образования / эстетическое воспитание / средовой подход в воспитании. / Social pedagogy / social psychology / multicultural educational environment (PES) / social education / personality socialization / informatization of education / aesthetic education / environmental approach to education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильинская И. П., Работягова Е. И.

Авторы размышляют о феномене поликультурной образовательной среды, принципах и механизмах интеграции школьника в поликультурную среду образовательного учреждения. Авторы акцентируют внимание на становлении новой цифровой реальности, отражении жизни поликультурного сообщества школьников в информационном пространстве, в социальных сетях. Особое внимание в статье уделяется способам и механизмам социализирующего влияния поликультурной образовательной среды на формирование опыта социально одобряемого поведения личности школьника, принятие им норм и ценностей поликультурной образовательной среды. Авторы обосновывают принципы эстетического воспитания школьников в поликультурной среде, механизмы интериоризации ценностей поликультурной среды, нравственных норм на основе постижения ценностей своей родной культуры, истории своего народа. Авторы рассуждают о сложностях и противоречиях социального развития личности школьника в условиях становления новой цифровой реальности, потенциалах и рисках социализации детей, формирования их этнокультурной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE MODERN SCHOOL AND THE FORMATION OF A NEW DIGITAL REALITY: INFORMATIZATION POTENTIALS AND SOCIALIZATION RISKS

The authors reflect on the phenomenon of a multicultural educational environment, the principles and mechanisms for integrating a student into the multicultural environment of an educational institution. The authors focus on the formation of a new digital reality, reflecting the life of a multicultural community of schoolchildren in the information space, in social networks. Particular attention is paid to the methods and mechanisms of the socializing influence of a multicultural educational environment on the formation of the experience of socially approved behavior of a student's personality, his acceptance of the norms and values of a multicultural educational environment. The authors substantiate the principles of aesthetic education of schoolchildren in a multicultural environment, the mechanisms of internalization of the values of a multicultural environment, moral norms on the basis of comprehension of the values of their native culture, the history of their people. The authors discuss the complexities and contradictions of the social development of the student's personality in the context of the formation of a new digital reality, the potentials and risks of the socialization of children, the formation of their ethnocultural identity.

Текст научной работы на тему «ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ПОТЕНЦИАЛЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И РИСКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ»

УДК 37.013.42+373.3+316.6

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

И СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ПОТЕНЦИАЛЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И РИСКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

© 2022 И. П. Ильинская 1, Е. И. Работягова 2

1 кандидат педагогических наук, доцент e-mail: ilirpe @ rambler. ru 2 аспирант кафедры педагогики e-mail: rabotyagova e@bsu.edu.ru

Белгородский национальный исследовательский университет

Авторы размышляют о феномене поликультурной образовательной среды, принципах и механизмах интеграции школьника в поликультурную среду образовательного учреждения. Авторы акцентируют внимание на становлении новой цифровой реальности, отражении жизни поликультурного сообщества школьников в информационном пространстве, в социальных сетях. Особое внимание в статье уделяется способам и механизмам социализирующего влияния поликультурной образовательной среды на формирование опыта социально одобряемого поведения личности школьника, принятие им норм и ценностей поликультурной образовательной среды. Авторы обосновывают принципы эстетического воспитания школьников в поликультурной среде, механизмы интериоризации ценностей поликультурной среды, нравственных норм на основе постижения ценностей своей родной культуры, истории своего народа. Авторы рассуждают о сложностях и противоречиях социального развития личности школьника в условиях становления новой цифровой реальности, потенциалах и рисках социализации детей, формирования их этнокультурной идентичности.

Ключевые слова: социальная педагогика, социальная психология, поликультурная образовательная среда (ПОС), социальное воспитание, социализация личности, информатизация образования, эстетическое воспитание, средовой подход в воспитании.

MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE MODERN SCHOOL AND THE FORMATION OF A NEW DIGITAL REALITY: INFORMATIZATION POTENTIALS AND SOCIALIZATION RISKS

© 2022 I. P. Ilyinskaya 1, E. I. Rabotyagova 2

1 Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor e-mail: ilirpe @ rambler. ru 2 Postgraduate Student of the Department of Pedagogy e-mail: rabotyagova e@bsu.edu.ru

Belgorod National Research University

The authors reflect on the phenomenon of a multicultural educational environment, the principles and mechanisms for integrating a student into the multicultural environment of an educational institution. The authors focus on the formation of a new digital reality, reflecting the life of a multicultural community of schoolchildren in the information space, in social networks. Particular attention is paid to the methods and mechanisms of the socializing influence of a multicultural educational environment on the formation of the experience of socially approved behavior of a student's personality, his acceptance of the norms and values of a multicultural educational environment. The authors substantiate the principles of aesthetic education

of schoolchildren in a multicultural environment, the mechanisms of internalization of the values of a multicultural environment, moral norms on the basis of comprehension of the values of their native culture, the history of their people. The authors discuss the complexities and contradictions of the social development of the student's personality in the context of the formation of a new digital reality, the potentials and risks of the socialization of children, the formation of their ethno-cultural identity.

Keywords: social pedagogy, social psychology, multicultural educational environment (PES), social education, personality socialization, informatization of education, aesthetic education, environmental approach to education.

В последнее время в научной литературе и периодике все чаще обсуждаются вопросы поликультурного образования подрастающего поколения в нашей стране, особенно на фоне обострения отношений Востока и Запада, углубления «украинского кризиса». Все острее оказывается проблема соотношения национального и общечеловеческого в культуре и образовании, поиск выхода из затянувшегося «кризиса культуры» [1; 8; 6; 2; 4; 35; 37; 40; 45;55; 59; 61; 65; 69; 71]. Открытые национальные границы, развитие транснациональных корпораций и глобализация культуры, развитие коммуникаций и средств и возможностей передвижения усилили многокультурность и многоэтничность населения практически каждого государства на нашей планете. Отсутствие монокультурных социальных сред в мире во многом определяется принципами политики конкретных государств (принцип мультикультурализма в Европе), тенденциями демократизации общества, соблюдения прав и свобод человека, миграционными процессами. Это не всегда приводило к желаемым результатам и часто превращалось в переселение беженцев вследствие военных действий и гуманитарных катастроф на территории различных государств, но актуализировало вопросы поликультурности в области политики, экономики и образования, воспитания подрастающих поколений. Неоднозначность понимания феномена поликультурности породило и различные подходы к организации и конструированию поликультурной образовательной среды в разных странах. Так, образовательная политика в области поликультурного воспитания в Российской Федерации (О.В. Гукаленко, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, Л.Л. Супрунова, В.А. Тишков и др.) имеет существенные отличия от решения проблем мультикультурного образования в США и стран Западной Европы. Логика рассмотрения феноменологии поликультурной образовательной среды обусловливает необходимость рассмотрения понятий «поликультурность» - «образование» - «среда» в их взаимосвязи.

Феномен поликультурности используется весьма широко и изучается с разных позиций учеными разных стран: философский, психологический, социологический, культурологический, аксиологический, средовой и собственно педагогический аспекты. Особенно активно изучением вопросов поликультурного воспитания (образования) ученые США (Джеймс Бэнкс, Леонард Бака, Карл Грант, Донна Голдник и др.), Западной Европы, а затем и России занимаются с середины XX в. Однако, несмотря на результаты большого количества серьезных исследований, выполненных диссертаций, нет единого понимания вышеозначенных понятий, нет единства в моделировании поликультурной образовательной среды, ее прогнозирования и экспертизы. В нашем понимании поликультурное воспитание является более широким и всеобъемлющим термином, обозначающим процессы воспитания, обучения, развития и социализации личности. Поликультурная среда выступает важнейшим и влиятельным фактором социального развития личности, освоения входящим в жизнь ребенком ценностей и нормативов культуры, устойчивых традиций этноса, формирования стереотипов социально одобряемого поведения и отношений. В большом ряду

определений феномена поликультурного образования, пожалуй, одним из наиболее приемлемых является трактовка, предлагаемая в словаре, рассматривающем феномен поликультурного воспитания и образования как педагогический процесс, представляющий несколько культурных систем, отличающихся по этническому, языковому, расовому или религиозному признаку. Этой точки зрения придерживается А.Н. Джуринский, размышляя о сущности и содержании феномена поликультурного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике [20].

Существующие на настоящий момент точки зрения на определение понятия «поликультурное воспитание» можно было бы обозначить, разделив их на направления.

Первое из них можно было бы условно назвать «социальным». Это направление, к которому можно было отнести определения данные такими учеными, как Дж. Бэнкс, О.В. Гукаленко, Л.В. Колобова и др., и в которых успешная социализация индивида, а также его педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение занимают ключевые позиции. Речь в исследования этих авторов идет о поисках путей адаптации и социализации личности в поликультурной среде, равных возможностях для представителей разных культур (Дж. Бэнкс), педагогическом сопровождении детей-мигрантов (О.В. Гукаленко).

Представители второго направления, которое можно было бы назвать «средовым» (И.П. Ильинская, В.В. Макаева, З.А. Малькова, Ю.С. Мануйлов, Л.Л. Супрунова и др.) рассматривают поликультурное воспитание личности как формирование и развитие у нее способности к активному взаимодействию, продуктивной жизни и деятельности в поликультурной среде, личности, способной к ценностному, уважительному отношению к своей и другим культурам, умеющей взаимодействовать на основе общечеловеческих ценностей, жить в режиме диалога культур.

Третье направление можно было бы определить как «личностное», поскольку его представители определяют понятие поликультурного воспитания через ключевое понятие «идентичности», «гражданской идентичности», «идентификации» личности в условиях многокультурного социума, среды (Т. А. Апитян, С. А. Баклушинский, А. Н. Махинин, Н. Г. Орлова, А. В. Репринцев, И. С. Сухоруков, С. Г. Тишулина и др.).

Важной опорой в определении поликультурного воспитания выступает понятие собственно культуры, и можно было выделить также «культурологическое» направление, основанное на теории диалога культур М.М. Бахтина, В.С. Библера, принципах культуросообразности педагогики, культуростроительства и культуротворчества личности (Е.П. Белозерцев, А.Я. Данилюк, И.П. Ильинская, И.Ф. Исаев, А.Н. Махинин и др.). Важными представляются публикации исследователей, в которых вопросы поликультурного воспитания рассматриваются широко, с учетом многих точек зрения («полипарадигмальное» направление), дается анализ современного состояния проблем поликультурного воспитания, обзор существующих подходов, концепций, принципов (А.Н. Джуринский, О.В. Гукаленко, И.П. Ильинская, С.А. Расчетина, Л.В. Супрунова и др.). Выделенные нами направления весьма условны, этот перечень также возможно продолжать и переосмысливать, а многих упомянутых авторов мы могли бы отнести не к одному из направлений, а к нескольким, но наши рассуждения помогают нам проиллюстрировать неоднозначность понимания сущности и содержания поликультурного воспитания в России и за рубежом на протяжении его становления и развития в последние десятилетия.

Генезис понятия «поликультурность» обусловливает необходимость очертить семантическое поле этого понятия, поскольку оно весьма и весьма обширно и неоднозначно. Вместе с тем мы понимаем, что этот сложный вопрос не может быть рассмотрен в рамках данной статьи, но поможет нам выразить обширность и неоднозначность категориального поля исследования вопросов поликультурности

в педагогике. Терминологически мы встречаем в педагогической литературе такие понятия, как «поликультурное воспитание», «поликультурное образование», «поликультурная образовательная среда», «поликультурное образовательное пространство», «полиэтническое воспитание», «полиэтническая образовательная среда», «культура межэтнического (межнационального) взаимодействия», «этническая идентичность», «гражданская идентичность», «инкультурация личности» и др. При этом необходимо отметить, что приставки «поли», «много», «мульти» используются часто в синонимичных понятиях, равно как и понятия «этноса» и «нации» (например, «межэтнический» и «межнациональный») в сугубо узком или широком смысле слова. Не вдаваясь в лингвистические тонкости (это не входило в нашу задачу), нам хотелось бы лишь отметить взаимосвязь используемых понятий и ширину категориального поля исследования. Также необходимо отметить тесную взаимосвязь и взаимозависимость поликультурного воспитания с другими типами воспитания.

Феномен поликультурности реализуется посредством поликультурного воспитания (образования), для чего мы конструируем определенную среду и хотим достичь определенных результатов - поликультурной воспитанности личности. В разных концепциях результатом может выступать поликультурная личность, толерантность и др., каждый автор видит результат поликультурного воспитания по-своему. Поликультурность существует как принцип и методологическая основа в кросскультурных исследованиях по психологии и в педагогических исследованиях; рассматривается как принцип мультикультурализма в политике США и стран Западной Европы для поддержки детей-мигрантов, решения проблем полирасового и полиэтнического воспитания в многонациональных социумах; трактуется как фундамент в становлении мульитикультурной личности в психологических концепциях; используется как сущностное основание воспитания подрастающего поколения в духе мира и ненасилия, воспитания толерантности, поликультурного воспитания. Поликультурное воспитание тесно связано с духовно-нравственным воспитанием, патриотическим воспитанием и формированием этнокультурной и гражданской идентичности личности. Взаимосвязь этих типов воспитания отмечали многие ученые (Е.В. Бондареская, О.В. Гукаленко, А.Н. Джуринский и др.). В тесной взаимосвязи поликультурного и духовно-нравственного воспитания осуществляется осмысление этих процессов как основополагающих принципов социализации личности. Мы никогда не сможем достичь высокого уровня поликультурной воспитанности личности, если у нее отсутствуют нравственные императивы и соответствующий этим императивам уровень духовно-нравственного развития. Высокий уровень поликультурной воспитанности проявляется в способности к позитивному творческому взаимодействию с представителями иных культур, способности к диалогу, полилогу культур с целью обогащения и развития всех сторон такого взаимодействия. Но для построения таких взаимодействий и демонстрации такого отношения к инокультурным проявлениям в образовательной среде необходимо обладать соответствующими качествами, то есть качествами, характеризующими высокую нравственную устойчивость личности, ее общую и нравственную культуру: дисциплинированность, эмпатия, ответственность, доброта, милосердие, способность прийти на помощь, благородство, благорасположенность к людям, общительность, тактичность, широкий культурный кругозор как ценностное отношение к науке, искусству и культуре. Если рассматривать духовно-нравственную культуру личности как совокупность эстетического, нравственного и интеллектуального компонентов, отражающих, с одной стороны, внутренний мир человека, его потенциал, с другой же стороны, обусловливающих его картину мира, то мы с уверенностью можем сказать, что средствами духовно-нравственного (а следовательно, и поликультурного)

воспитания выступают искусство, наука, культура, то есть тот культурный, цивилизационный пласт, который лежит в основе образованности и интеллигентности человека.

Духовно-нравственное воспитание тесно связано с поликультурным воспитанием, является его основой, но не менее тесная, связь существует между патриотическим и поликультурным воспитанием [7; 11; 14]. Еще несколько лет назад исследователи понимали под поликультурным воспитанием новую версию термина «интернациональное воспитание», которое всегда находилось в тесной связи с патриотическим воспитанием и обозначалось относительно него как «другая сторона медали»: с одной стороны -патриотическое, с другой стороны - интернациональное. Несомненно, поликультурное воспитание в России имеет преемственную связь с интернациональным воспитанием, но понимается гораздо шире и глубже. Его связь с патриотическим воспитанием носит определяющий характер, так как патриотизм трактуется через любовь к Родине, и прежде всего, своей семье и малой родине, к своим корням и родной культуре. Это выступает в качестве первоосновы поликультурного воспитания ребенка, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, которое строится на принципе ценностного отношения к своей родной культуре как основы для уважения культуры иной. Не зная и не уважая культуру своего народа, нельзя уважать культуру народа другого [39; 41; 42; 44; 51-53].

Приобщение к ценностям своей культуры, инкультурация как вхождение в мир культуры, идентификация личности по национальному признаку происходит в детском возрасте. Так, было показано в свое время в исследованиях Ж. Пиаже, базовые этнические стереотипы и установки формируются в сознании детей уже в старшем дошкольном возрасте; в первые годы школьного обучения дети углубляют свои представления об этнической принадлежности, начинают идентифицировать себя с определенной этнической средой, ориентируются на этническую принадлежность родителей, привыкают к дифференциации «своих» и «чужих»; как правило, в первые годы школьного обучения у детей складывается представление о своей малой родине, о родном языке, пробуждаются первые ощущения идентификации с конкретным местом проживания и социальной средой; а в подростковом возрасте весь комплекс идентификационных маркеров получает окончательное закрепление и оформление в сознании личности. На этом же этапе происходит осмысление национальной истории, культуры, религиозных традиций, наиболее типичных черт национального характера [66; 56; 60; 72]. Таким образом, для реализации процесса поликультурного воспитания можно рассматривать образование во всех его ипостасях: как явление (прежде всего ценностные основы образования), как процесс, как система и как результат. Образование в триаде «поликультурность» -«образование» - «среда» выступает прежде всего как инструмент социализации личности. Сегодня заметно обострились вопросы воспитания и социализации личности, формирования социально-нравственной культуры детей и молодежи [3; 5; 10; 11]. Исследователи отмечают усиление деструктивных тенденций в социально-нравственном развитии будущих граждан, нарастании стихийности в этом процессе, рост влияния информационной среды, социальных сетей в становлении этнокультурной идентичности подростков и юношества [57; 58; 61; 63]. Именно этими обстоятельствами определяется необходимость целенаправленного обогащения духовно-нравственного опыта детей, интенсификация межпоколенного диалога, обеспечение условий для освоения входящими в жизнь школьниками социального опыта своих предков. Социализация детей и молодежи предполагает перевод в устойчивые привычки социально одобряемых форм поведения каждого воспитанника. А для этого важно обеспечить продуктивную социализацию детей, комфортную поликультурную среду, в которой наследование ценностей и нормативов культуры будет происходить наиболее успешно [36; 38; 43; 47-50].

Феномен среды трактуется чаще всего как некая совокупность обстоятельств бытия человека, как набор инвариантных и вариативных условий его социального взаимодействия. При этом образовательную среду чаще всего интерпретируют как сегменты среды социальной, в которой происходит освоение ценностей и нормативов культуры, совершается множество интеракций, реализуются принятые в социуме нормы и правила социального поведения людей. Среда в этом случае выступает пространством личностной самореализации индивида, воплощения его субъектности [37]. Какова современная образовательная среда? Одной из первых и основных ее характеристик является цифровизация, которая, в свою очередь, предполагает множество факторов влияния на личность обучающегося, особенностей и аспектов реализации цифровых технологий цифрового контента в целом. Так, если смотреть на проблему цифровизации образования с позиции генезиса, то мы можем выделить три этапа ее становления:

- информатизация, то есть введение и применение цифровых технологий в образовательном процессе;

- компьютеризация образования, то есть насыщение образовательной среды компьютерной техникой, мультимедийным оборудованием - от создания компьютерных классов до оснащения рабочего места учителя компьютером, от первых персональных компьютеров у обучающихся дома до выполнения необходимых заданий на личных ПК и ноутбуках;

- цифровизация, то есть современный этап внедрения цифровых моделей обучения, онлайн-обучение, СМАРТ-технологии, мобильное обучение и т.п.

В последнее время, с развитием цифровизации среды, понимания сети Интернет, интернет-среды как истинно поликультурной, выходящей далеко за рамки этнокультурного пространства, вопросы поликультурного воспитания становятся все более актуальными. С одной стороны, это поле для развития межкультурного диалога, с другой - среда все чаще ассоциируется с негативным влиянием на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. И все-таки возможности информационной среды, социальных сетей в поликультурном воспитании детей и молодежи чрезвычайно велики. Об этих возможностях сегодня размышляют многие педагоги и психологи, фиксируя влияние этих референтных субъектов на формирование этнокультурной идентичности, выработку жизненной стратегии и социальной позиции юных граждан страны [67; 68; 73-76]. Многие авторы отмечают возможности информационной среды в изучении иностранных языков, освоении средств межкультурной коммуникации для старшеклассников и студентов [29-32]. Становится очевидным, что информационная среда, социальные сети сегодня являются, пожалуй, наиболее влиятельными субъектами социального развития личности, формируя весь спектр базовых поведенческих установок личности, ее представления о мире, ее убеждения и идеалы, ее гражданскую позицию и жизненное кредо. Неконтролируемость и неуправляемость погружением детей и молодежи в информационную среду представляет серьезную опасность для нравственного развития юных граждан. Вместе с тем наиболее важным нам представляется заострить внимание на формулировке проблем поликультурного воспитания личности в цифровую эпоху, начиная уже с младшего школьного возраста:

• правильно ли будет сегодня говорить о проблемах приобщения младших школьников к духовно-нравственным ценностям своих предков, историческим корням, ценностям православной культуры и русского мира (ортодоксальным ценностям) или же нужно признать их несоответствующими времени и ставить вопрос о смене системы ценностей соответственно времени и развитию общества и технологий (относительно поколений)?

• каким образом мы будем позиционировать цифровизацию образования: как средство повышения его эффективности, качества или как конечную цель развития общества и человека, реализуемую посредством образования?

Следует задуматься о последствиях влияния цифровизации образования на социализацию подрастающего поколения уже с младшего школьного возраста, предстоит осмыслить возможности цифровой образовательной среды как средства духовно-нравственного, а следовательно, патриотического и поликультурного воспитания. Активное развитие процесса цифровизации, результаты исследования проблем цифровизации образования различными учеными позволяют выделить ее отрицательные и положительные последствия. К негативным последствиям цифровизации чаще всего относят: снижение уровня физического и психического здоровья обучающихся (валеологический аспект); быструю утомляемость от использования средств ИКТ (мерцание экрана и т.п.); зависимость от ИКТ при выборе способов поиска информации; отсутствие непосредственного контакта («живого» общения) учителя и ученика, что может нанести ущерб духовно-нравственному становлению личности ребенка. Также к издержкам цифровизации образования, отрицательно влияющим на развитие социализации и духовно-нравственной сферы личности ребенка, относят возрастание эмоционального дискомфорта ребенка, отсутствие способности к разрешению простейших конфликтов, возрастание раздражительности, агрессии, ориентация на потребление, аутизация, гиперактивность, нетерпеливость, сосредоточенность в основном на краткосрочных целях, снижение уровня социальных навыков у обучающихся, тотальный контроль над ребенком и его семьей, игровую зависимость как следствие геймификации цифровой образовательной среды и доступность компьютера и интернета и др. [25].

Вместе с тем очевидными становятся возможности цифровых технологий, способствующие повышению уровня интеллекта обучающихся. Об этом свидетельствуют результаты исследований Н.П. Петровой, Г.А. Бондаревой [33], Н.Ш. Козловой [21] и др. На сегодняшний день наблюдается увеличение категории одаренных детей, развивается «феномен детской многозадачности» (способность выполнять одновременно несколько операций, функций, дел), который признается многими учеными и педагогами как положительный эффект цифровизации образования, но в то же время имеющий и свои отрицательные черты. Это и утрата (или недоразвитие) у детей способности концентрировать внимание, и стрессогенные факторы при таком виде деятельности, и так называемая «помехозависимость» стиля работы, когда одновременное выполнение многих задач не позволяет выполнить ни одну из них качественно, и, как правило, выполняются они с ошибками. Современный младший школьник, младший подросток, ребенок цифрового века, «цифровой человек» (Марк Пренски) [82] владеет цифровыми технологиями, способен, создавать презентации, сайты, флэш-фильмы, развивать посредством этих технологий свое творчество. Таким детям свойственна ориентация на высокий уровень достижений, они ценят такие качества, как честность и откровенность, но способны ли они сами на такие качества по отношению к другим, к своим родителям? Ведь дети склонны скрывать содержание своих занятий с гаджетами от родителей, педагогов, они постоянно заняты, погружены в свои дела и не интересуются состоянием здоровья и дел родителей, взрослых, обращаясь к ним только по мере возникновения необходимости со своей стороны, в чем также выражается потребительское отношение подрастающего поколения к жизни.

Очерченный круг проблем и особенностей цифровизации образования позволяет определить противоречие между ее необходимостью и снижением духовно-нравственного и культурного потенциала образования. Разрешение данного противоречия сопряжено с решением проблемы: каковы педагогические условия

духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в эпоху цифровизации системы образования? Проблемы цифровизации образования сегодня активно обсуждаются отечественными учеными (Г.А. Бондарева, Е.В. Вовк, Н.П. Петрова, Н.Ш. Козлова, Е.А. Колганов, М.Ю. Лехмус, Е.В. Молчанова, В.А. Пошехонова, Е.В. Орлова, Р.М. Сафуанов, Н.Б. Стрекалова и др.). Осуществляются поиски методологии и методов организация цифровой образовательной среды (ЦОС), поиски путей использования цифровых технологий, повышения компетентности и цифровой грамотности педагогов, поиски средств диагностики и оценки цифровой образовательной среды, описание возможных рисков внедрения и развития цифровых технологий и ресурсов, предпринимаются попытки прогнозирования результатов определения стратегий развития цифрового общества в целом.

Цифровая трансформация в системе современного образования представляет собой многогранный процесс, который принципиально меняет педагогическое мышление, всю образовательную парадигму, ориентируясь на те ресурсы и способы информационной коммуникации, которые цифровизация открывает всем субъектам образовательной деятельности для получения полноценного, качественного образования. По сути, цифровизация обеспечивает возможность максимального учета индивидуальных возможностей личности, выстраивания ее индивидуального образовательного маршрута, соизмеряющего темп и глубину усвоения информации, ее осмысления и анализа и предлагающего осознанный путь к целям и результатам образовательной деятельности обучающегося. Однако, на наш взгляд, цифровизация оставляет вне пристального внимания важный и необходимый компонент личностного развития - духовно-нравственное становление личности. Раскроем эту мысль подробнее. О рисках «интеллектуализма» в ущерб нравственному развитию личности предупреждал еще И.А. Ильин, говоря о том, образование без воспитания формирует хищника, «волка». Значит, акцент на развитии интеллекта, кругозора, эрудиции не отменяет пристального внимания к нравственной сфере личности, «не снимает» вопросы формирования общей культуры человека, его жизненной позиции, социальной активности, гражданских качеств, реализации способностей. Это означает, что вместе с цифровизацией значительно актуализируется необходимость разноплановой воспитательной работы с детьми и молодежью, усиление внимания к индивидуальности, к реальным проблемам и душевным сомнениям каждого отдельного человека. Надо признать, что на фоне масштабной цифровой трансформации образования усиливаются отрицательное влияние цифровизации. Так, отсутствие или же существенное сокращение общения «лицом к лицу» между учителем и обучающимися, между учениками и их родителями грозит потерей ценностных ориентиров и смыслов. Для детей младшего школьного возраста угроза кроется в торможении процессов развития речи, в развитии дислексии и дисграфии и следующих за этим недостатках в развитии мышления и личности в целом. Не менее часто, на наш взгляд, упоминается и геймификация, которая, с одной стороны, мотивирует, стимулирует процесс познания (причем самостоятельного познания), процесс развития творческого начала в личности, а с другой - развивает игровую зависимость, ведёт к «цифровому слабоумию», снижению социальных навыков, повышенной нервозности, не защищает от «непроверенной» информации в Интернете. Заметно возрастает роль «культурного досуга» по отношению к материальным и духовным ценностям. Обеднение духовно-нравственной сферы человека может привести к печальным последствиям перехода от формирования ложных потребностей к ложным идеалам. Об этих аспектах социально-нравственного развития детей и молодежи вполне обоснованно рассуждают многие исследователи [1; 9; 12; 26-28; 37; 44; 47; 66; 56; 57; 62]. Поэтому так важны культурологический и аксиологический подходы в образовании, ибо они ориентируют человека на традиционные духовно-нравственные ценности национальной культуры.

К ним относятся здоровье, семья, религия, воспитание, любовь, дружба, свобода, образование, работа. Система таких ценностей вполне может вписываться в круг ортодоксальных православных ценностей, ценностей Русского мира. Эти же ценности представлены в законодательных и нормативных документах, регулирующих отношения в области отечественной системы образования.

Важным этапом в определении ценностно-смыслового и содержательного компонентов процесса духовно-нравственного воспитания детей и молодежи стало появление полезного и очень востребованного программного документа «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [17]. На решение задач духовно-нравственного развития детей ориентирует и ФГОС НОО, в котором определяются национальный идеал, сделан акцент на традиционных нравственных ценностях, духовно-нравственном развитии школьников, освоении ими всего набора традиционных нравственных норм, поведенческих установок, принятых в традиционной русской культуре способов социального взаимодействия [77, с. 10]. В частности, Стандарт ориентирует на формирование у детей патриотизма, гражданственности, уважительного отношения к национальной истории и культуре, заботу о семье, родителях, межпоколенный диалог и др. [17, с. 19]. Однако, основываясь на результатах исследований целого ряда ученых (Е.П. Белозерцев, С.И. Богданов, И.Е. Булатников, А.А. Воскресенский, С.Г. Камолов, А.А. Никандрова, С.В. Пашков, А.В. Подстрахова, А.В. Репринцев, К.В. Султанов, И.С. Сухоруков и др.), мы выделили группу ценностей, которые выступают жизненными ориентирами и являются основой для поведения молодежи в цифровую эпоху. Среди них - высокая самооценка (эгоизм, эгоцентризм), личное мнение, самоуверенность (часто неподтвержденная и неоправданная), мобильность, скорость, готовность к восприятию новшеств, динамизм, открытость, демократизм, нравственная устойчивость, ориентация на сегодняшний день и быстродостижимые цели, забота о будущем, о своей стране.

Поликультурное воспитание в России имеет свой собственный, сопряженный с вековыми традициями культуры путь развития. Этот путь связан с особым культурным кодом Русского мира, с особым духом многонационального народа России, складывавшимися столетиями принципами жизни и добрососедства. Поликультурное воспитание в России носит выраженный гуманистический характер, опирается на традиции общинно-коллективистского этоса Русского мира [39], в котором много столетий живут в согласии представители разных рас, религий, культур. Результатом поликультурного воспитания становится этнокультурная идентичность личности, ощущение собственной принадлежности растущего человека к Русскому миру, свое духовное родство с этим миром [55-57; 62; 66].

Современный мир стремительно меняется, приспосабливаясь к новым условиям социальной реальности, к новым способам коммуникации, к новому образу жизни людей, в котором информационная среда становится обычной частью жизни, важной сферой общения, взаимодействия, позволяющей человеку экономить время, оперативно реагировать на возникающие обстоятельства, находиться на постоянной связи с близкими людьми. Вхождение в жизнь современного поколения детей и молодежи уже невозможно представить без надежных и необходимых «спутников жизни» - коммуникаторов, гаджетов, систем связи. Эти устройства служат человеку, помогают ему, облегают его повседневную жизнь, ускоряют поиск и анализ разнообразной информации. Но все эти устройства, вся эта информационная среда не может и не должна подменить, уменьшить роль и ценность человеческих качеств, высоких моральных норм и ценностей, регулирующих отношения между людьми, предопределяющих отсорбированные веками правила человеческого общения. Каким бы ни был наступивший новый век, он не сможет

девальвировать ценность Добра, Красоты, Истины, не сможет разрушить великой ценности - подлинного Гуманизма.

Библиографический список

1. Белозерцев, Е. П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. 2-е издание / Е. П. Белозерцев. - Курск: Мечта, 2013.

2. Булатников, И. Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи / И. Е. Булатников // Вестник Костромского государственного университета.

- 2012. - Том 18. - № 1-1. - С. 146-152.

3. Булатников, И. Е. Концепция социально-нравственного воспитания личности в педагогическом наследии А. С. Макаренко: диалектика социального и индивидуального / И. Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск. - 2013. -№ 2 (26). - С. 99-113.

4. Булатников, И. Е. Педагогическое наследие Б. З. Вульфова в контексте «модернизации» современного российского образования: традиции и уроки системного подхода / И. Е. Булатников // Образование личности. - 2012. - № 2. - С. 36-47.

5. Булатников, И. Е. Современные проблемы социально-нравственного воспитания молодежи сквозь призму концепции А. С. Макаренко: диалектика вечного и временного / И. Е. Булатников // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. - 2013. - № 2 (17). - С. 58-65.

6. Булатников, И. Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности / И. Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск. -2011. - № 1 (17). - С. 79-90.

7. Булатников, И. Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали / И. Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск.

- 2012. - № 3 (23). - С. 60-72.

8. Булатников, И. Е. Социально-психологические основы развития ответственного отношения будущего специалиста транспорта к профессиональной деятельности / И. Е. Булатников // Вестник Костромского государственного университета. - 2010. - № 2. - С. 79-91.

9. Булатников, И. Е. Философско-педагогическое наследие Б. З. Вульфова и реалии современного российского образования: векторы деструкции социальности молодёжи / И. Е. Булатников // Берегиня. 777. Сова. - 2022. - №1 (52). - С. 185-200.

10. Булатников, И. Е. Этизация образования в концепции В.А. Сухомлинского: современное прочтение наследия великого педагога-гуманиста / И. Е. Булатников // Известия Воронежского гос. педагогического университета. - 2013. - № 2 (261). -С. 24-33.

11. Булатников, И. Е. Этические основания социально-педагогической концепции В. А. Сухомлинского в диалоге эпох и общественных отношений / И. Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - № 3 (27). - С. 86-100.

12. Булатников, И. Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К. Д. Ушинского / И. Е. Булатников // Известия Российской академии образования. - 2014. - № 3 (31). -С. 14-34.

13. Булатников, И. Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного / И. Е. Булатников, И. Ф. Исаев // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - № 4 (24). - С. 23-35.

14. Булатников, И. Е. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования / И. Е. Булатников, А. В. Репринцев // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - № 22. - С. 19-34.

15. Вульфсон, Б. Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: Актуальные проблемы / Б. Л. Вульфсон. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 336 с.

16. Гукаленко, О. В. Поликультурное образование: теория и практика: Монография / О. В. Гукаленко. - Ростов-на Дону: Издательство РГПУ, 2003. - 512 с.

17. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -Москва: Просвещение, 2005. - 24 с.

18. Дебрер, С. «Затурканные» немцы перепутали толерантность с угодничеством. Исключив свинину из меню детсадов, немцы не избавят своих детей от издевательств мусульманских сверстников / С. Дебрер. - URL: https://svpressa.ru/society/article/239983/ (дата обращения: 12.05.2022).

19. Демиденко, С. В. Развитие социокультурной среды современного российского города: диссертация ... кандидата социологических наук / С. В. Демиденко. - Ростов-на-Дону, 2002.

20. Джуринский, А. Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом / А. Н. Джуринский. - Москва, 2007.

21. Козлова, Н. Ш. Цифровые технологии в образовании / Н. Ш. Козлова // Вестник Майкопского государственного технического университета. - 2019. - № 1/40. - С. 85-93.

22. Лебедева, И. В. Социокультурная среда как фактор развития этнической общности: диссертация . кандидата социологических наук / И. В. Лебедева. - Москва, 2004.

23Малышев, А. В. Модель социокультурной среды как средство развития культуры личности подростка / А. В. Малышев // Педагогика искусства. - 2013. - № 3. - URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine (дата обращения: 12.05.2022).

24Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов. - Москва; Нижний Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. -157 с.

25. Молчанова, Е. В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования / Е. В. Молчанова // Педагогика. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-plyusah-i-minusah-tsifrovizatsii-sovremennogo-obrazovaniya/viewer. - С.133-135 (дата обращения: 22.04.2022).

26.Пашков, С. В. Духовная парадигма и нравственный выбор русского человека в контексте глобализации современного мира / С. В. Пашков // Берегиня. 777. Сова. - 2021. -№ 4 (51). - С. 180-192.

27. Пашков, С. В. Милосердие как социально-психологическая характеристика нравственного развития личности: механизмы формирования в условиях глобализации культуры / С. В. Пашков // Ученые записки. Электронный журнал Курского гос. университета. - 2021. - № 4 (60). - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4240 (дата обращения: 12.05.2022).

28. Пашков, С. В. Ценности традиционной культуры в духовно-нравственной жизни Русского мира: «время собирать камни» / С. В. Пашков // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: Сборник статей. - Чебоксары: ЧГПУ, 2021. - С. 253-261.

29.Переславцева, Л. И. Межкультурное взаимодействие в образовательной среде вуза как фактор профессионально-личностного развития студентов / Л. И. Переславцева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. -

2021. - № 4 (60). - иКЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get рд1У4200 (дата обращения: 13.05.2022).

30.Переславцева, Л. И. Цифровизации образования в системе факторов профессионально-личностного развития будущих специалистов в образовательной среде вуза / Л. И. Переславцева // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. - 2020. -№ 4 (47). - С. 118-124.

31.Переславцева, Л. И. «Цифровая эпоха»: особенности профессиональной подготовки специалистов сферы искусства и культуры / Л. И. Переславцева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. -№ 3 (59). - №Ь: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get р<^/4075 (дата обращения: 13.05.2022).

32. Переславцева, Л. И. Электронная информационно-образовательная среда как элемент пространственно-предметного компонента образовательной среды вуза / Л. И. Переславцева // Инновации и качество профессионального образования: Материалы 15-ой Международной научно-практической конференции. - Казань, 2021. - С. 129-134.

33. Петрова, Н. П. Цифровизация и цифровые технологии в образовании / Н. П. Петрова, Г. А. Бондарева // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 5 (78).

- С. 353-355.

34. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: Монография / В.П. Борисенков, А.Я. Данилюк, О.В. Гукаленко. - Москва-Ростов-на-Дону, 2004.

35. Репринцев, А. В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса / А. В. Репринцев // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - №1(25). - С. 26-39.

36. Репринцев, А. В. Героизация национальной истории как основа формирования патриотизма и гражданственности молодежи в системе социального воспитания / А. В. Репринцев // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: Сборник статей. - Ярославль, 2021. - С. 240-246.

37.Репринцев, А. В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека / А. В. Репринцев // Педагогика. - 2015. - №1. - С. 88-96.

38. Репринцев, А. В. Личность в культуре современного мира: риски и противоречия формирования этнокультурной идентичности / А. В. Репринцев // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: Сборник статей. - Чебоксары: ЧГПУ, 2021. - С. 275-284.

39. Репринцев, А. В. Общинно-коллективистский этос традиционного Русского мира как альтернатива неолиберальной идеологии социального воспитания / А. В. Репринцев // Психология и педагогика социального воспитания. - Кострома: КГУ, 2020. - С. 33-40.

40. Репринцев, А. В. Патриотизм и гражданственность как основа взаимодействия личности и социальной среды: диалектика вечного и временного / А. В. Репринцев // Ученые заметки ТОГУ. - 2016. - Том 7. - № 4-2. - С. 195-211.

41. Репринцев, А. В. Проблемы этнической социализации подростков и юношества в контексте формирования отношения молодежи к национальной истории и ее героям / А. В. Репринцев // Этнокультурные феномены в образовательном процессе.

- Чебоксары, 2020. - С. 150-158.

42. Репринцев, А. В. Развитие теории социально-нравственного воспитания молодёжи в исследованиях И.Е. Булатникова / А. В. Репринцев // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2018. -№ 2 (46). - иЯЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/2544 (дата обращения: 13.05.2022).

43. Репринцев, А. В. Риски и противоречия социализации подростков и юношества в контексте цифровизации социокультурной реальности / А. В. Репринцев // Гуманизация образовательного пространства: материалы международного форума. -Саратов: СГУ, 2021. - С. 362-371.

44.Репринцев, А. В. Риски и противоречия социализации студенческой молодежи в условиях «модернизации» системы профессионального образования / А. В. Репринцев // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики / под редакцией Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. - Казань, 2017. - С. 85-90.

45.Репринцев, А. В. Социализация и воспитание современной молодежи сквозь призму идеологии «модернизации» духовной сферы общества / А. В. Репринцев // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века. - Кострома: КГУ, 2016. - С. 196-208.

46. Репринцев, А. В. Социализация юношества в современном социокультурном пространстве: остается ли в воспитании место для гуманизма? / А. В. Репринцев // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. - Саратов, 2016. -С. 59-74.

47.Репринцев, А. В. Социальное воспитание как процесс формирования активной жизненной позиции современных подростков и молодёжи. Перечитывая философско-педагогическое наследие Б. З. Вульфова / А. В. Репринцев // Берегиня. 777. Сова. - 2022. -№ 1 (52). - С. 167-184.

48. Репринцев, А. В. Трансформация представлений подростков и юношества о ценностных основах трудовой деятельности человека / А. В. Репринцев // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. - 2021. - № 3 (50). - С. 193-219.

49.Репринцев, А. В. Формирование ценностно-смыслового базиса личности: диалектика свободы, необходимости и ответственности / А. В. Репринцев // Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека: Сборник статей. - Ярославль: ЯГПУ, 2021. - С. 26-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50. Репринцев, А. В. Этническая социализация личности в поликультурном мире: риски и противоречия формирования этнокультурной идентичности детей и молодежи / А. В. Репринцев // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. - 2021. - № 4 (60). - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4192 (дата обращения: 13.06.2022).

51. Репринцев, А. В. Этническая социализация подростков и молодежи в поликультурном российском обществе: проблемы и противоречия / А. В. Репринцев // Этнокультурное образование в современном мире / Научный редактор Е.А. Александрова. 2017. - С. 596-612.

52. Репринцев, А. В. Этнокультурная социализация молодежи в поликультурном российском обществе: проблемы и тенденции / А. В. Репринцев // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. - Чебоксары: ЧГПУ, 2017. - С. 91-96.

53. Репринцев, А. В. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики / А. В. Репринцев, И. С. Сухоруков // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - Том 33. -№7 (256). - С. 142-149.

54.Рыжова, Н. И. Поликультурная образовательная среда: генезис и определение понятия / Н. И. Рыжова, Н. И. Башмакова // Научное обозрение. Педагогические науки. -2015. - № 3. - С. 68-68.

55. Сухорукое, И. С. Изучение особенностей этнокультурной идентичности школьников / И. С. Сухоруков // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 6. -С. 110-116.

56. Сухоруков, И. С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды / И. С. Сухоруков // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. -Елец: ЕГУ, 2020. - С. 292-299.

57. Сухоруков, И. С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков / И. С. Сухоруков // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. -№ 4 (60). - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4193 (дата обращения: 12.05.2022).

58. Сухоруков, И. С. Клубный коллектив как социально-психологическая среда формирования этнокультурной идентичности подростка / И. С. Сухоруков // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. - 2021. - № 3 (50). - С. 220-234.

59. Сухоруков, И. С. Миссия институтов социального воспитания в формировании этнокультурной идентичности подростков и юношества / И. С. Сухоруков // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. - Саратов: СГУ, 2016. -С. 857-877.

60. Сухоруков, И. С. Мотивационно-оценочные характеристики дифференциации «своих» и «чужих» в полиэтничной подростковой среде / И. С. Сухоруков // Вестник Костромского государственного университета. - 2020. - Том 26. - № 4. - С. 14-24.

61. Сухоруков, И. С. Подростковые сообщества в социальных сетях как фактор формирования этнокультурной идентичности личности: риски социализации поколения «Z» / И. С. Сухоруков // Гуманизация образовательного пространства. - Саратов: СГУ,

2021. - С. 390-400.

62. Сухоруков, И. С. Подросток между традициями национальной культуры и реалиями информационной эпохи: риски и противоречия формирования этнокультурной идентичности личности / И. С. Сухоруков // Берегиня. 777. Сова. -

2022. - № 2 (53).

63. Сухоруков, И. С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодёжи / И. С. Сухоруков // Инновации и качество профессионального образования / под редакцией Р. С. Сафина, И. Э. Вильданова. - Казань: Школа, 2021. - С. 136-140.

64. Сухоруков, И. С. Проблемы формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества в зеркале педагогической социологии: опыт эмпирического исследования / И. С. Сухоруков // Вестник Костромского гос. ун-та. - 2016. - Том 22. -№ 4. - С. 258-263.

65. Сухоруков, И. С. Развитие этнокультурной идентичности подростков и юношества как условие возрождения духовно-нравственных основ российского общества / И. С. Сухоруков // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века (к 95-летию Л.И. Уманского). - Кострома: КГУ, 2016. - С. 230-240.

66. Сухоруков, И. С. Социокультурная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: кто воспитает гражданина и патриота? / И. С. Сухоруков // Этнокультурное образование в современном мире: сборник статей / научный редактор Е.А. Александрова. - Саратов: СГУ, 2017. - С. 710-733.

67. Сухоруков, И. С. Традиции народа в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: итоги и выводы эмпирического

исследования / И. С. Сухоруков // Этнокультурные феномены в образовательном процессе. - Чебоксары: ЧГПУ, 2021. - С. 329-338.

68. Сухоруков, И. С. Традиционное народное искусство в системе средств формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества / И. С. Сухоруков // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. - 2021. - № 3 (59). - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4070 (дата обращения: 13.06.2022).

69. Сухоруков, И. С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи в условиях возрождения Русского мира / И. С. Сухоруков // Берегиня. 777. Сова. - 2016. - № 2 (29). - С. 92-101.

70. Сухоруков, И. С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира / И. С. Сухоруков // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс. - Ярославль: ЯГПУ, 2021. - С. 247-252.

71. Сухоруков, И. С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества в контексте становления в России гражданского общества: опыт эмпирического исследования / И. С. Сухоруков // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2016. - Том 2. - №4. - С. 53-62.

72. Сухоруков, И. С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» / И. С. Сухоруков // Этнокультурные феномены в образовательном процессе. - Чебоксары: ЧГПУ, 2020. - С. 196-204.

73. Сухоруков, И. С. Ценностно-смысловые основы свободного самоопределения подростка в социальной среде: механизмы этнокультурной самоидентификации личности / И. С. Сухоруков // Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека. - Ярославль: ЯГПУ, 2021. - С. 112-117.

74. Сухоруков, И. С. Этнокультурная идентичность и дифференциация «своих» и «чужих» в подростковой среде: особенности этнической социализации подростков в условиях глобализации культуры / И. С. Сухоруков // Берегиня. 777. Сова. - 2021. -№ 4 (51). - С. 193-210.

75. Сухоруков, И. С. Этнокультурная идентичность как основа формирования жизненной стратегии подростка / И. С. Сухоруков // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст / составитель Т.Е. Коровкина, отв. редакторы Т.Н. Адеева, С.А. Хазова. - Кострома, 2021. - С. 92-98.

76. Сухоруков, И. С. Этнокультурная идентичность личности подростка в контексте культурно-исторического подхода в социальной психологии / И. С. Сухоруков // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. - 2021. - № 4 (60). - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4235 (дата обращения: 14.05.2022).

77. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: офиц. текст. - Москва, 2016. - 42 с.

78. Хагуров, Т. А. Социальное воспитание детей и молодежи в современном обществе как деструкция традиционной культуры детства / Т. А. Хагуров // Берегиня. 777. Сова. - 2016. - № 2 (29). - С. 193-199.

79. Ходырева, Е. А. Становление индивидуальности школьника в поликультурной образовательной среде: диссертация ... доктора педагогических наук / Е. А. Ходырева. - Киров, 2006. - 456 с.

80. Шабалдас, А. Е. Теория и практика формирования личности школьника в поликультурной среде: диссертация ... доктора педагогических наук / А. Е. Шабалдас. - Ставрополь, 2006.

81. Шайгерова, Л. А. Перспективы использования анализа социальных сетей для изучения этнокультурной идентичности подростков в интернет-сообществах / Л. А. Шайгерова, Р. С. Шилко, О. В. Ваханцева, Ю. П. Зинченко // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 3(35). - С. 4-16.

82. Prensky M.H. Sapiens Digital: From Digital Immigrants and Digital Natives to Digital Wisdom [Electronic resource]. - Mode of access: http:// www.wisdompage.com/Prensky01 .html (дата обращения: 22.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.