Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФУНКЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдакимова О.В.

Статья посвящена исследованию потенциала поликультурного образовательного пространства в подготовке будущих педагогов к успешной профессиональной деятельности в условиях культурного разнообразия. Проведен анализ имеющихся в научной литературе подходов к изучению поликультурного образовательного пространства. Основное внимание уделено характеристике социально-психологических, коммуникативных, когнитивных и педагогических аспектов поликультурного образовательного пространства. Представлена характеристика ценностно-ориентационной,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE AND FUNCTIONS OF THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the study of the potential of multicultural educational space in the preparation of future teachers for successful professional activity under the conditions of cultural diversity. The analysis of the approaches available in the scientific literature to the study of the multicultural educational space is carried out. The main attention is paid to the characteristics of socio-psychological, communicative, cognitive and pedagogical aspects of the multicultural educational space. The article presents the characteristics of value-orientation, motivational-cognitive, activity-behavioral, reflexive-evaluative functions of the multicultural educational space, directions, forms and methods of their implementation in a pedagogical university.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 378.4

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

О.В. Алдакимова

THE STRUCTURE AND FUNCTIONS OF THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY O.V. Aldakimova

Аннотация. Статья посвящена исследованию потенциала поликультурного образовательного пространства в подготовке будущих педагогов к успешной профессиональной деятельности в условиях культурного разнообразия. Проведен анализ имеющихся в научной литературе подходов к изучению поликультурного образовательного пространства. Основное внимание уделено характеристике социально-психологических, коммуникативных, когнитивных и педагогических аспектов поликультурного образовательного пространства. Представлена характеристика ценностно-ориентационной, мотивационно-познавательной, деятельностно-поведенческой, рефлексивно-оценочной функций поликультурного образовательного пространства, направлений, форм и методов их реализации в педагогическом вузе.

Abstract. The article is devoted to the study of the potential of multicultural educational space in the preparation of future teachers for successful professional activity under the conditions of cultural diversity. The analysis of the approaches available in the scientific literature to the study of the multicultural educational space is carried out. The main attention is paid to the characteristics of socio-psychological, communicative, cognitive and pedagogical aspects of the multicultural educational space. The article presents the characteristics of value-orientation, motivational-cognitive, activity-behavioral, reflexive-evaluative functions of the multicultural educational space, directions, forms and methods of their implementation in a pedagogical university.

Ключевые слова: педагогическое образование, образовательное пространство, поликультурное образовательное пространство, функции поликультурного образовательного пространства.

Keywords: pedagogical education, educational space, multicultural educational space, functions of the multicultural educational space.

К числу ведущих трендов, определяющих развитие педагогического образования, без сомнения, относится цифровизация, влияющая на изменение многих структурно-содержательных и технологических параметров.

В то же время цифровизация образования по-новому актуализирует проблему сохранения ценностно-смысловых характеристик особой миссии педагогических вузов [1].

В наиболее общем виде миссия университета рассматривается в научной литературе как перспективное видение его базовых ценностей, принципов деятельности в быстро меняющейся социокультурной среде [6; 7]. Мы разделяем позицию М.И. Алдошиной об особой роли университетов в формировании «...духовной, этнической и интеллектуальной идентичности личности» [2, с. 200].

Особым потенциалом в реализации новых задач и функций университета обладает поликультурное образовательное пространство педагогических вузов. В научной литературе образовательное пространство рассматривается как целостная система, включающая интеграцию разнородных подсистем, ориентированных на успешную реализацию обучающей, воспитательной и развивающей функций [3]. Для реализации данных функций образовательное пространство в педагогических вузах выстраивается на основе принципов культуросообразности и гуманистической направленности.

Нам представляется убедительной и обоснованной позиция исследователей, которые рассматривают образовательное пространство как сложную интегральную целостную систему, которая состоит из разнородных подсистем [3; 4]. Каждая из таких подсистем выполняет воспитательную, обучающую и развивающую функцию и характеризуется радом качеств, к которым можно отнести культуросообразность, гуманистическую направленность, диалогический характер.

В ряде работ представлена достаточно детальная характеристика поликультурного образовательного пространства как ресурса воспитания у молодежи уважительного отношения к разнообразию культур, понимания их ценности в процессе профессионально-личностного взаимодействия в условиях открытых коммуникаций и интенсивных межкультурных обменов [3; 8].

Нам импонирует позиция О.В. Гукаленко, рассматривающей поликультурное образовательное пространство как территориально определенную среду [4]. Данная среда включает, с ее точки зрения, совокупность социальных систем, ориентированных, прежде всего, на создание особой культуро-сообразной атмосферы, обеспечивающей трансляцию и сохранение гуманистических ценностей. Следует особо отметить важность акцентов исследователей на роли поликультурного образовательного пространства как части глобального поликультурного информационного общества, что актуализирует важность проблемы безопасности, снижения рисков межкультурных конфликтов и социальной напряженности в молодежной среде [5].

Исследователи подчеркивают особую роль поликультурного образовательного пространства педагогических вузов, ориентированных на подготовку будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях культурного разнообразия, диалога культур [8]. Важнейшей задачей педагогических вузов

становится включение в образовательной и воспитательный процесс отдельных учебных дисциплин и модулей, обеспечивающих развитие межкультурных компетенций студентов, интереса к изучению достижений мировой и национальной культуры как фактора взаимного уважения и взаимопонимания в поликультурном обществе.

В контексте исследуемой проблемы заслуживает особого внимания акцент исследователей [4] на сложности структуры поликультурного образовательного пространства, в котором выделяются несколько основных аспектов:

- социально-психологические аспекты поликультурного образовательного пространства: нормы и правила межличностного взаимодействия с учетом культурного разнообразия; психологическое сопровождение профессионально-личностного развития субъектов образования; проектирование корпоративной культуры на принципах уважения культурного разнообразия как ценности;

- коммуникативные аспекты поликультурного образовательного пространства: целенаправленное обучение студентов и преподавателей навыкам межкультурной коммуникации;

- когнитивные аспекты поликультурного образовательного пространства: формирование у студентов системы междисциплинарных знаний о культурных ценностях, культурном разнообразии, принципах гармоничного взаимодействия с представителями других культур;

- педагогические аспекты поликультурного образовательного пространства: научно-методическое обеспечение программ поликультурного образования в вузе; повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области межкультурной коммуникации.

Обобщение результатов выполненных исследований позволяет нам выделить следующие функции поликультурного образовательного пространства педагогического вуза:

- ценностно-ориентационная функция поликультурного образовательного пространства: формирование осознанной готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности в поликультурном социуме; осознание будущими педагогами воспитательного потенциала традиционных духовно-нравственных ценностей народной культуры;

- мотивационно-познавательная функция поликультурного образовательного пространства: мотивация студентов к изучению истории и традиций, региональных особенностей народной культуры как фактора воспитания патриотических чувств и этнической идентичности; интерес к изучению опыта межкультурного взаимодействия в регионе; понимание культурообразующей миссии педагогической деятельности, глубокое изучение современных форм и методов поликультурного образования;

- деятельностно-поведенческая функция поликультурного образовательного пространства: развитие межкультурных компетенций студентов как условия успешной профессионально-педагогической деятельности в поликультурном социуме; формирование установок гармоничного взаимодействия с представителями других культур; овладение обучающимися моделями бесконфликтного поведения в различных сферах жизнедеятельности;

- рефлексивно-оценочная функция поликультурного образовательного пространства: создание психолого-педагогических условий открытого обсуждения проблем межкультурного взаимодействия в вузе, рефлексивная оценка и коррекция используемых образовательно-воспитательных технологий по предупреждению этнической напряжённости в молодежной среде.

В таблице 1 в обобщённом виде представлена взаимосвязь функций поликультурного образовательного пространства, направлений, форм и методов их реализации в педагогическом вузе и ожидаемые результаты.

Таблица 1

Функции поликультурного образовательного пространства, направления, формы, методы реализации, ожидаемые результаты

Функции поликультурного образовательного пространства Направления, формы, методы реализации функций поликультурного образовательного пространства Ожидаемые результаты

Ценностно- ориентационная функция - диагностика ценностных ориента-ций студентов; - диагностика уровня межкультурной компетенции субъектов образовательного процесса; - усиление культурологической направленности воспитательных событий; - интеграция социокультурных ресурсов региона в подготовку будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурном социуме - концептуализация поликультурной миссии и корпоративной культуры университета; - разработка целостной системы поликультурного образования в вузе

Мотивационно-познавательная функция - включение в ООП вуза дисциплин культурологической и этнорегио-нальной направленности; - разработка и реализация культурно ориентированных образовательных технологий - глубокие и прочные знания студентов о культурном многообразии в России и мире; - понимание студентами принципов межкультурного взаимодействия в различных областях жизнедеятельности

Деятельностно- поведенческая функция - усиление практико-ориентированной направленности образовательного процесса в вузе, ориентации на развитие компетенций межкультурной коммуникации; - активное использование деятельност-ных воспитательных практик - безопасное образовательное пространство: - снижение конфликтоген-ности в молодежной среде; - социокультурная адаптация обучающихся, в том числе из других российских регионов и зарубежных стран, к условиям региональной среды

Рефлексивно-оценочная функция - разработка системы мониторинга развития межкультурных компетенций в вузе - удовлетворенность студентов качеством образования в вузе; - создание научно обоснованной системы противодействия молодежному экстремизму

Проведенный анализ позволяет подчеркнуть многокомпонентную сложность поликультурного образовательного пространства педагогического университета, его особую миссию в системной подготовке будущих работников образования к осознанию гуманистической направленности национальной культуры, к сохранению и развитию традиционных культурных ценностей и традиций.

Таким образом, обобщая результаты проведенного исследования, можно сформулировать следующие выводы:

1. Поликультурное образовательное пространство как сложный научно-практический феномен включает в себя взаимосвязанную совокупность социально-психологических, коммуникативных, когнитивных и педагогических аспектов.

2. Поликультурное образовательное пространство обладает высоким потенциалом в подготовке будущих педагогов к успешной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия.

Поликультурное образовательное пространство в педагогическом вузе выполняет ценностно-ориентационную, мотивационно-познавательную, деятель-ностно-поведенческую, рефлексивно-оценочную функции, взаимосвязь между которыми обеспечивает системность, непрерывность и результативность реализуемых в вузе образовательных программ, воспитательно-социальных проектов культурологической направленности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алдакимова, О. В. О миссии педагогического университета в поликультурном регионе / О. В. Алдакимова. - Текст : непосредственный // Материалы международного научного форума «Образование. Наука. Культура» (20 ноября 2019 г.). В 5 ч. Ч. 2: Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в современной системе образования» : сборник научных статей / отв. ред. Н. В. Осипова. - Гжель : ГГУ, 2020. - С. 22-23.

2. Алдошина, М. И. Вызовы XXI века и функции современного университетского образования / М. И. Алдошина. - Текст : непосредственный // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2018. - № 3 (80). - С. 196-201.

3. Горшенина, С. Н. Поликультурное образовательное пространство как педагогический феномен / С. Н. Горшенина, И. А. Неясова, Л. А. Серикова. - Текст : непосредственный // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. -№ 6 (22). - С. 64-69.

4. Гукаленко, О. В. Поликультурное образовательное пространство университета как социально-педагогический феномен / О. В. Гукаленко, В. П. Борисенков, Л. Д. Панова. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. - 2020. - № 1. - С. 21-36.

5. Гукаленко, О. В. Безопасность детей и молодежи в поликультурном образовательном пространстве России: проблемы и перспективы / О. В. Гукаленко, В. Н. Пустовойтова. - Текст : непосредственный // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. - 2017. - Вып. 7. - С. 25-34.

6. Коротова, О. Г. Культуросозидающая функция университета в пространстве культуры / О. Г. Коротова. - Текст : непосредственный // Регионология. - 2013. -№ 2 (83). - С. 132-140.

7. Ольшанникова, Н. А. Контент-анализ миссий современных университетов / Н. А. Ольшанникова. - Текст : непосредственный // Идеи и идеалы. - 2018. - № 2. -Т. 2. - С. 100-112.

8. Чекалева, Н. В. Специфика подготовки будущего педагога в условиях поликультурного образования / Н. В. Чекалева. - Текст : непосредственный // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 4. - С. 80-88.

REFERENCES

1. Aldakimova O.V. O missii pedagogicheskogo universiteta v polikul'turnom regione [About the mission of a pedagogical university in a multicultural region]. Materialy mezhdunarodnogo nauchnogo foruma «Obrazovanie. Nauka. Kul'tura» (20 noyabrya 2019 g.). Ch. 2. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Pedagogika I psihologiya v sovremennoy sisteme obrazovaniya»: sbornik nauchnykh statey = Materials of International Scientific Forum "Education. Science. Culture" (November 20, 2019). Part 2. International Scientific Practical Conference "Pedagogy and Psychology in the Modern Education System". A collection of scientific articles, Gzhel, 2020, pp. 22-23. (In Russian).

2. Aldoshina M.I. Vyzovy XXI veka i funkcii sovremennogo universitetskogo obrazovanija [Challenges of the XXI century and functions of modern university education]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta = Scientific Notes of Orel State University, 2018, No. 3 (80), pp. 196-201. (In Russian).

3. Gorshenina S.N. Polikul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo kak pedagogicheskiy fenomen [Multicultural educational space as a pedagogical phenomenon]. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl = Historical and Socio-Educational Thought, 2013, No. 6 (22), pp. 64-69. (In Russian).

4. Gukalenko O.V., Borisenkov V.P., Panova L.D. Polikul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo universiteta kak social'no-pedagogicheskiy fenomen [Multicultural educational space of a University as a socio-pedagogical phenomenon]. Vestnik Moskovgkogo universiteta. Ser. 20. Pedagogicheskoe obrazovanie = Bulletin of Moscow University. Ser. 20. Pedagogical education, 2020, No. 1, pp. 21-36. (In Russian).

5. Gukalenko O.V., PustovoytovaV.N. Bezopasnost' detey i molodezhi v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve Rossii: problemy i perspektivy [Safety of children and youth in the multicultural educational space of Russia: problems and prospects]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. Filologiya. Filosofiya = Bulletin of Buryat State University. Pedagogy. Philology. Philosophy, 2017, iss. 7, pp. 25-34. (In Russian).

6. Korotova O.G. Kul'turosozidayushhaya funkciya universiteta v prostranstve kul'tury [The culture-creating function of a university in the cultural space]. Regionologiya = Regional Studies, 2013, No. 2 (83), pp. 132-140. (In Russian).

7. Olshannikova N.A. Kontent-analiz missiy sovremennykh universitetov [Content analysis of the missions of modern universities]. Idei i idealy = Ideas and Ideals, 2018, No. 2, Vol. 2, pp. 100-112. (In Russian).

8. Chekaleva N.V. Specifika podgotovki budushhego pedagoga v usloviyakh polikul'turnogo obrazovanija [The specifics of training a future teacher in the conditions of multicultural education]. Jaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2018, No. 4. pp. 80-88. (In Russian).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Алдакимова, О. В. Структура и функции поликультурного образовательного пространства педагогического вуза / О. В. Алдакимова. - Текст : непосредственный // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2022. - № 1. - С. 9-15.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Aldakimova O. V. The Structure and Functions of the Multicultural Educational Space of a Pedagogical University / O. V. Aldakimova / / The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2022, No. 1, pp. 9-15. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.