Научная статья на тему 'Формирование индивидуальной траектории профессионального развития студента'

Формирование индивидуальной траектории профессионального развития студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное развитие студента / индивидуальная траектория / professional development of student / individual trajectory

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аетдинова Расуля Рифкатовна

Повышение качества высшего профессионального образования неразрывно связано с формированием профессионального развития студента. Оценка перспектив будущей профессиональной деятельности, исходя из его склонностей и способностей, общей направленности личности, позволяет выработать четкий план профессионального развития и сформировать индивидуальную траекторию студента. Проведенный анализ показывает, что большинство студентов испытывают проблемы профессионального самоопределения и оценки собственного потенциала. В рамках исследования выделены основные индикаторы сформированности индивидуальной траектории профессионального развития студентов. В качестве индикаторов выделены: определение когнитивных возможностей студента, развитие осознанности и самостоятельности в ходе решения учебно-профессиональных задач, раскрытие творческого и профессионального потенциала личности, soft-skills: развитие навыков взаимодействия в поликультурном, цифровом пространстве вуза, само-рефлексия учебно-профессиональной деятельности. Также определены условия для реализации индивидуальной траектории студентов в процессе профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AN INDIVIDUAL TRAJECTORY OF A STUDENT’S PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Improving the quality of higher vocational education is connected with the formation of the student’s professional development. Assessment of prospects of future professional activity, based on his inclinations and abilities, the general orientation of the person, allows to develop a plan of professional development and to form an individual trajectory of the student. The analysis shows that most students have problems with professional self-determination and assessing their own potential. In the study the main indicators of formation of individual trajectory of professional development of students were allocated. As indicators, the following indicators have been identified: identification of cognitive capabilities of the student, development of awareness and independence in the solution of educational and professional tasks, development of creative and professional potential of the individual, soft-skills: development of skills of interaction in the multicultural, digital space of the university, self-reflection of educational and professional activities. Conditions for realization of individual trajectory of students in the process of professional development are defined in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование индивидуальной траектории профессионального развития студента»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Формирование индивидуальной траектории профессионального развития студента

Аетдинова Расуля Рифкатовна,

к.пед.н., доцент, доцент кафедры производственного менеджмента Казанского (Приволжского) федерального университета E-mail: rasulya_a@mail.ru

Повышение качества высшего профессионального образования неразрывно связано с формированием профессионального развития студента. Оценка перспектив будущей профессиональной деятельности, исходя из его склонностей и способностей, общей направленности личности, позволяет выработать четкий план профессионального развития и сформировать индивидуальную траекторию студента. Проведенный анализ показывает, что большинство студентов испытывают проблемы профессионального самоопределения и оценки собственного потенциала. В рамках исследования выделены основные индикаторы сформированности индивидуальной траектории профессионального развития студентов. В качестве индикаторов выделены: определение когнитивных возможностей студента, развитие осознанности и самостоятельности в ходе решения учебно-профессиональных задач, раскрытие творческого и профессионального потенциала личности, soft-skills: развитие навыков взаимодействия в поликультурном, цифровом пространстве вуза, само-рефлексия учебно-профессиональной деятельности. Также определены условия для реализации индивидуальной траектории студентов в процессе профессионального развития.

Ключевые слова: профессиональное развитие студента, индивидуальная траектория.

о с

U со

Высокая степень социально-экономической неопределенности и высокий темп изменений на рынке труда формируют потребность в подготовке специалистов, умеющих быстро перестраиваться под новые условия и постоянно профессионально совершенствоваться.

Концепция непрерывного образования приобретает новое содержание, подразумевая постоянное повышение профессиональной продуктивности через непрерывность её развития и реализацию в течение всей жизни (Lifelong Professional Development).

Понятие «профессиональное развитие» студентов является многоаспектным, поэтому учёные-исследователи не могут предложить единого определения этого понятия. Взгляды отечественных учёных варьируются и в определении результата профессионального развития: высокий уровень профессионализма, выполнение сложных трудовых действий качественно и результативно (Т.М. Трегубова); качественная трансформация ценностных ориентаций личности (Э.Ф. Зеер); расширение обыденного сознания (Л.М. Митина); изменение профессиональных установок и системы ценностей (Е.А. Климов); изменение психологических характеристик личности (А. Ангелов-ский); выход на качественно новый уровень образовательных потребностей (О.В. Юдакова), развитие как личности и как профессионала (В.Н. Яну-шевский).

Самое важное в ходе профессионального развития - это определить индивидуальную траекторию профессионального развития для каждого студента, в соответствии с его склонностями и способностями.

С.И. Ожегов в толковом словаре русского языка определил понятие «траектория» как «линия движения чего-либо» [7]. В данном контексте, движение рассматривается как часть профессионального становления и развития личности; при этом цели и задачи профессионального развития, а также перспективы будущей профессиональной деятельности обозначены заранее.

И. А. Щербакова предлагает достаточно ёмкое определение понятия «индивидуальная траектория» - это индивидуальный путь студента, обеспечивающий ему выбор оптимального темпа обучения, определение уровня сложности выполняемых заданий в соответствии с индивидуальными

возможностями, форм организации деятельности, в ходе которой реализуется имеющийся личностный потенциал» [11, а 17]. Отмечено, что у современных студентов прослеживается потребность в психолого-педагогическом сопровождении в контексте их профессиональной подготовки. Мотивы для оказания содействия студентам могут быть различными: поддержка одарённых студентов для

участия в студенческих олимпиадах, конкурсах, грантах с целью поднятия социального статуса студента и престижа университета; помощь студентам с ограниченными возможностями здоровья с целью помочь им успешно адаптироваться к поликультурному, цифровому пространству вуза; содействие физкультурно-оздоровительной деятельности студентов-будущих спортсменов и т.д.

Таблица 1. Индикаторы сформированности индивидуальной траектории профессионального развития студентов

Индикаторы сформированности индивидуальной траектории профессионального развития студентов

Деятельность педагога-наставника

Деятельность студента

Комментарий

Определение когнитивных возможностей студента

Педагог-наставник формулирует задачи на развитие дивергентного мышления студентов, проведение логических параллелей, систематизацию большого объема данных

Студент расширяет применение когнитивного инструментария для решения учебно-профессиональных задач (актуализируются внимание, память, мышление, воображение)

Когнитивные возможности -это способность обрабатывать большой объем информации, отбирать релевантную информацию, генерировать её и транслировать

Развитие осознанности и самостоятельности в ходе решения учебно-профессиональных задач

1. Педагог-наставник делает акцент на «мотивацию достижений», т.е. отмечает поэтапное прогрессирование студента

2. Педагог-наставник ранжирует задания по уровню сложности: от наиболее лёгких до наиболее сложных

1. Студент самостоятельно разрабатывает алгоритм выполнения простых упражнений, и транслирует свой опыт на более сложные задания. В ходе выполнения задания, он может использовать другие источники (Интернет, СМИ).

Психологическая готовность -комплекс психологических установок личности, а также свойств личности, позволяющих самостоятельно выполнять профессиональную деятельность

Раскрытие творческого и профессионального потенциала личности

1. Педагог-наставник осуществляет мониторинг достижений студентов.

2. Педагог-наставник определяет профессиональные «дефициты» студента

3. Педагог-наставник определяет динамику личностно-профессионального развития

1. Студент стремится проявить себя как «профессиональная, творческая личность»

2. Студент осознает, что в силу отсутствия опыта профессиональной деятельности,

у него есть пробелы в знаниях и практических навыках, и стремится их восполнить.

3. Студент, осознавая свои достижения и профессиональные «дефициты», стремится найти баланс и учесть ошибки учебно- профессиональной деятельности для будущей карьеры.

Мониторинг достижений студентов - это ежедневный контроль прогресси-рования студента в учебно-профессиональной деятельности

-БоЙ^кН^: развитие навыков взаимодействия в поликультурном, цифровом пространстве вуза

1. Педагог-наставник транслирует позитивные установки на взаимодействие внутри поликультурного, цифрового пространства вуза

2. Педагог-наставник стремится вовлечь студентов в многомерные отношения внутри студенческого коллектива

1. Студент чуток и восприимчив к позитивным установкам на взаимодействие.

2. Студент психологически готов к восприятию нового, культурологического опыта средствами коммуникации

в онлайн и офлайн-форматах.

-Soft skills - это «гибкие» навыки, позволяющие быть социально активным и включенным во взаимодействие

сз о со "О

1=1 А

—I

О

сз т; о m

О от

З

ы о со

Само-рефлексия учебно-профессиональной деятельности

Педагог-наставник развивает в своих студентах способности к самоанализу, а также актуализирует навык критического мышления

Студент осуществляет са-мо-рефлексию учебно-профессиональной деятельности в целях выбора оптимальной карьерной стратегии

Само-рефлексия - это понимание сущности и содержания профессиональной деятельности, основанное на самооценке

Однако практически у каждого студента в ходе профессиональной подготовки могут возникнуть первоначальная неуверенность в выборе профес-

сии; недостаточная осознанность выбора профессии, проявляющаяся в идеализировании будущей профессии; недостаточное знание своих конку-

1

2

3

4

5

рентных преимуществ. В результате профессионального развития по индивидуальной траектории вместе с педагогом-наставником, студент более реалистично представляет особенности будущей профессии, и готов продемонстрировать свои профессиональные навыки.

Рассмотрим индикаторы сформированности индивидуальной траектории профессионального развития студентов (табл. 1).

Отметим, что в современных источниках понятия «профессиональное развитие» и «личностно-профессиональное развитие» коррелируют между собой, поскольку результат профессионального развития предполагает изменение как мотиваци-онной сферы студента, так и его психологических установок, т.е. происходит трансформация личности студента.

В.А. Мищенко, И.А. Тенюнина классифицировали условия для реализации индивидуальной траектории студентов в процессе профессионального развития [6]. В контексте развития профессиональных возможностей студента можно рассмотреть следующие условия:

1. Мотивационные условия. Студент с высоким уровнем мотивации осознаёт цель и задачи профессионального развития, что позволит ему достичь высоких результатов в будущей профессии. У студента хорошо развиты -self - компетенции, он самостоятелен не только в принятии решений относительно учебно-профессиональных задач, но и в выборе профессионального и жизненного пути. Студент «программирует» себя на самоактуализацию в профессии, он способен достичь вершин педагогического мастерства.

2. Содержательные условия. Студент может осваивать основы профессиональной деятельности в двух вариациях:

• В среде, приближенной к условиям реальной профессиональной деятельности. В таком случае, педагог-наставник моделирует ситуации, которые могут быть реализованы в профессиональной среде.

• В настоящей профессиональной среде, если рассматривать как возможность прохождения практики

В первом случае, педагог-наставник стремится проиллюстрировать различные подходы к реализации профессиональной деятельности. Он готовит своих студентов, в первую очередь, к работе в формате сетевого взаимодействия, к осуществлению профессиональной деятельности в условиях нестабильности и неопределённости. Это означает, что студентам - будущим профессионалам, предстоит систематично обновлять свои компетенции.

3. Организационные условия. Характер и направленность взаимоотношений между педагогом-наставником и студентом определяется организационными условиями. Предпочтительно, чтобы в студенческом коллективе была атмосфера сотрудничества и гармонии. При этом,

воздействие поликультурного, цифрового пространства вуза будет заключаться в стремлении студентов к кросс-культурному взаимодействию, обогащению культурологического опыта, реализуемое в онлайн и офлайн-форматах.

4. Регулирующие условия. Студент, готовый трансформироваться как личность в процессе профессионального развития, становится все более вдумчивым и самостоятельным, учится рефлексировать свои профессиональные действия и определять дальнейшие перспективы своего профессионального развития. Он способен осуществить само-мониторинг своих профессиональных достижений и проблемных зон. Соответственно, студент наполняет свою учебно-профессиональную деятельность новыми смыслами.

Литература

1. Аетдинова Р.Р. Педагогическая диагностика уровней обученности как условие выбора технологий обучения (в процессе общеобразовательной подготовки студентов ССУЗ): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/Аетдинова Расуля Рифкатовна. - Казань, 2001. - 181 с.

2. Аетдинова Р.Р. Инструменты цифровизации поликультурного образовательного пространства университета/ Р. Р. Аетдинова // Профессиональное образование и наставничество в период образовательных трансформаций XXI века. IX Махмутовские Чтения: сборник научных статей Международной научно-практической конференции. - Казань, 2023. - С. 8-11.

3. Ангеловский А.А. Профессиональное развитие личности: психолого-педагогические и социально-философские факторы становления профессионала / А.А. Ангеловский // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - № 13 (2-3). - С. 512521.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2006. - 240 с.

5. Митина, Л.М. Психология труда учителя: учебное пособие для вузов / Л.М. Митина. - 2-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. -337 с.

6. Мищенко В.А., Тенюнина И.А. Условия становления траектории профессионального развития студентов / В.А. Мищенко, И.А. Тенюнина // Перспективы науки и образования. - 2018. -№ 1(31). -С. 237-240.

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л.И. Скворцова. - 28-е изд., пере-раб. - Москва: Мир и Образование: ОНИКС, 2012. - 1375 с.

8. Трегубова Т.М. Профессиональное развитие педагогов: вызов времени и бенчмаркинг лучших практик / Т.М. Трегубова // Инновационные процессы в высшем и профессиональ-

ном образовании и профессиональном обучении: коллективная монография / Авторы-составители: Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов, М.Н. Стриханов. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Экон-Информ», 2021. - С. 243-254.

9. Трегубова Т.М. Профессиональное развитие педагогов: концептуальные идеи и бенчмар-кинг лучших практик / Т.М. Трегубова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2020. - № 2(107). -С.200-209.

10. Трегубова Т.М., Масалимова А.Р. Зарубежные модели дополнительного профессионального образования: теоретико-методологический анализ: научно-методическое пособие. - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2013. - 66 с.

11. Щербакова И.А. Определение индивидуальной траектории профессионального становления как условие повышения эффективности их профессиональной подготовки / И.А. Щербакова // Педагогическая наука и практика. -2022. - № 3(37). -С. 15-22.

12. Юдакова О.В. Личностно-профессиональное развитие студентов вуза - будущих педагогов профессионального обучения: автореф. дис. ...канд.пед.наук: 13.00.08 / Юдакова Ольга Владимировна. - Нижний Новгород, 2006. - 26 с.

13. Янушевский В.Н. Педагогическое моделирование профессионального развития студентов-филологов в вузе: дис. . канд.пед.наук: 13.00.08 /Янушевский Владимир Николаевич. - Ульяновск, 2007. - 285 с.

14. Aetdinova R., Nikolaeva A. Identification of Risks of Higher Education Institutions/ R. Aetdinova, A. Nikolaeva // Вюник НацюнальноУ академи керiвних кадрiв культури i мистецтв. - 2017. -No. 2. - Р. 214.

FORMATION OF AN INDIVIDUAL TRAJECTORY OF A STUDENT'S PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Aetdinova R.R.

Kazan (Volga) Federal University

Improving the quality of higher vocational education is connected with the formation of the student's professional development. Assessment of prospects of future professional activity, based on his inclinations and abilities, the general orientation of the person, allows to develop a plan of professional development and to form an individual trajectory of the student. The analysis shows that most students have problems with professional self-determination and assessing their own potential. In the study the main indicators of formation of individual trajectory of professional development of students were allocated. As indicators, the following indicators have been identified: identification of cognitive capabilities of the student, development of awareness and independence in the solution of educational and professional tasks, development of creative and professional potential of the individual, soft-skills: development of skills of interaction in the multicultural, digital space of the university,

self-reflection of educational and professional activities. Conditions for realization of individual trajectory of students in the process of professional development are defined in the article.

Keywords: professional development of student, individual trajectory.

References

1. Aetdinova R.R. Pedagogical diagnostics of levels of learning as a condition for the choice of learning technologies (in the process of general education training of Tertiary Education Students): PhD thesis: 13.00.01/Aetdinova Rasulya Rifkatovna. -Kazan, 2001. - 181 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Aetdinova R.R. Tools of digitalization of the polycultural space of the university/ R.R. Aetdinova // Professional education and mentoring in the period of educational transformations of the XXI century. IX Mahmutovskie Readings: collection of scientific articles of the International scientific and practical conference. -Kazan, 2023. - P. 8-11.

3. Angelovsky A.A. Professional personal development: psychological and pedagogical and socio-philosophical factors of professional formation / A.A. Angelovsky // Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences News. - 2011. 13 (2-3). - P. 512-521.

4. Seer E.F. Psychology of professional development. M.: Academy, 2006. 240 p.

5. Mitina, L.M. Psychology of Teacher's Work: Manual for Universities / L.M. Mitina. - 2nd edition. - Moscow: Publisher Yurait, 2023. - 337 p.

6. Mishenko V.A., Tenyunina I.A. Conditions of formation of a trajectory of professional development of students / V.A. Mish-chenko, I.A. Tenyunin // Prospects of science and education. -2018. 1(31). P. 237-240.

7. Ozhegov S. I . Explanatory dictionary of the Russian language [Text]: about 100,000 words, terms and phraseological expressions / S.I. Ozhegov; under general. ed. L.I. Skvortsova. -28th edition. - Moscow: World and Education: ONYX, 2012. -1375 p.

8. Tregubova T.M. Professional development of teachers: challenge of time and benchmarking of best practices / T.M. Tregu-bova // Innovation processes in higher and vocational education and training: collective monograph / Author-drafters: E.N. Ge-vorkyan, N.D. Podfalov, M.N. Strikhanov. - Moscow: Limited Liability Company "Publishing House "Econ-Inform", 2021. -P. 243-254.

9. Tregubova T. M. Professional development of teachers: conceptual ideas and benchmarking of the best practices / T. M. Tregubova // Vestnik CSPU them. I.Y. Yakovlev. - 2020. 2(107). -P. 200-209.

10. Tregubova T.M., Masalimova A.R. Foreign models of additional vocational education: theoretical and methodological analysis: scientific and methodological manual. - Kazan: Publishing house «Danis» IPP RAO, 2013. - 66 p.

11. Shcherbakova I.A. Determination of individual trajectory of professional development as a condition for increasing the effectiveness of their professional training / I.A. Shcherbakova // Pedagogical science and practice. - 2022. 3(37). P. 15-22.

12. Yudakova O.V. Personal and professional development of students of the university - f uture teachers of vocational training: PhD thesis: 13.00.08 / Yudakova Olga Vladimirovna. - Nizhny Novgorod, 2006. - 26 p.

13. Yanushevsky V.N. Pedagogical modeling of the professional development of students-philologists at the university: PhD thesis: 13.00.08 / Yanushevsky Vladimir Nikolayevich. - Ulyanovsk, 2007. - 285 p.

14. Aetdinova R., Nikolaeva A. Identification of Risks of Higher Education Institutions/ R. Aetdinova, A. Nikolaeva // BicHi/iK Ha^oHanbHoT aKageMiT KepiBHi/ix KaflpiB Kyntrypu i Mi/icre^rB. -2017. - No. 2. - P. 214.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

О

C3 t; о m

О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.