Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО В РАЗВИТИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ВОЕННЫХ ВУЗОВ И ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ'

ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО В РАЗВИТИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ВОЕННЫХ ВУЗОВ И ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / СПЛОЧЕНИЕ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА / А.С. МАКАРЕНКО / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ВОИНСКАЯ ЧАСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быков Анатолий Карпович

В статье обосновываются значительные возможности применения педагогических идей А.С. Макаренко о воспитательных системах детско-молодежных интернатных учреждений к формированию воспитательных систем военных вузов и воинских частей по причине наличия в них общих характеристик закрытости этих систем, происходящих в них социально-педагогических процессов. Наиболее востребованными в военной педагогике могут быть педагогические идеи А.С. Макаренко: о социально значимых целях в деятельности организации, ее коллектива, способных на этой основе создать ценностно-ориентационное единство всех его членов; об обязательности формирования сплоченного коллектива в детско-молодежной организации; об объединении и взаимопереплетении целей коллектива подразделения и целей каждого из его членов путем применения метода коллективных и индивидуальных перспективных линий; о полноценной жизни коллектива с решением большого количества задач, постоянным проведением мероприятий, составляющих все разнообразие его жизни; о гуманистическом подходе к взаимодействию с детьми, основанном на уважении к личности ребенка, вере в его личностные возможности; о накоплении и развитии положительных внутриколлективных традиций; о недопустимости абсолютизации воспитательных методов и приемов, диалектическом подходе к их применению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF A.S. MAKARENKO’S PEDAGOGICAL HERITAGE IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SYSTEMS OF MILITARY UNIVERSITIES AND MILITARY UNITS

The article substantiates the significant possibilities of applying the pedagogical ideas of A.S. Makarenko about the educational systems of children’s and youth boarding institutions to the forming of educational systems of military universities and military units due the general characteristics of the secrecy of these systems, the sociopedagogical processes occurring in them. The most popular in military pedagogy may be the pedagogical ideas of A.S. Makarenko: about socially significant goals in the activities of the organization, its collective, capable of creating value-oriented unity of all its members on this basis; about the obligatoriness to form a cohesive team in a children’s and youth organization; about the unification and interweaving of the goals of the unit’s collective and the goals of each of its members by applying the method of collective and individual perspective lines; about a full-fledged life of the team with the solution of a large number of tasks, the constant holding of events that make up all the diversity of his life; about the humanistic approach to interaction with children based on respect for the child’s personality, faith in his personal capabilities; about the accumulation and development of positive intra-collective traditions; about the inadmissibility of the absolutization of educational methods and techniques, dialectical approach to their application.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО В РАЗВИТИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ВОЕННЫХ ВУЗОВ И ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ»

УДК 37.017.4

ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО В РАЗВИТИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

И ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ

Быков Анатолий Карпович1,

д-р пед. наук, профессор, e-mail: [email protected], 'Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Россия

В статье обосновываются значительные возможности применения педагогических идей А.С. Макаренко о воспитательных системах детско-молодежных интернатных учреждений к формированию воспитательных систем военных вузов и воинских частей по причине наличия в них общих характеристик закрытости этих систем, происходящих в них социально-педагогических процессов. Наиболее востребованными в военной педагогике могут быть педагогические идеи А.С. Макаренко: о социально значимых целях в деятельности организации, ее коллектива, способных на этой основе создать ценностно-ориентацион-ное единство всех его членов; об обязательности формирования сплоченного коллектива в детско-мо-лодежной организации; об объединении и взаимопереплетении целей коллектива подразделения и целей каждого из его членов путем применения метода коллективных и индивидуальных перспективных линий; о полноценной жизни коллектива с решением большого количества задач, постоянным проведением мероприятий, составляющих все разнообразие его жизни; о гуманистическом подходе к взаимодействию с детьми, основанном на уважении к личности ребенка, вере в его личностные возможности; о накоплении и развитии положительных внутриколлективных традиций; о недопустимости абсолютизации воспитательных методов и приемов, диалектическом подходе к их применению.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная система, системный подход, воинский коллектив, сплочение воинского коллектива, А.С. Макаренко, военный вуз, воинская часть

THE POTENTIAL OF A.S. MAKARENKO'S PEDAGOGICAL HERITAGE IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SYSTEMS OF MILITARY UNIVERSITIES AND MILITARY UNITS

Bykov A.K.1,

doctor of pedagogical sciences, professor, e-mail: [email protected], 1Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation,

Moscow, Russia

The article substantiates the significant possibilities of applying the pedagogical ideas of A.S. Makarenko about the educational systems of children's and youth boarding institutions to the forming of educational systems of military universities and military units due the general characteristics of the secrecy of these systems, the socio-pedagogical processes occurring in them. The most popular in military pedagogy may be the pedagogical ideas of A.S. Makarenko: about socially significant goals in the activities of the organization, its collective, capable of creating value-oriented unity of all its members on this basis; about the obligatoriness to form a cohesive team in a children's and youth organization; about the unification and interweaving of the goals of the unit's collective and the goals of each of its members by applying the method of collective and individual perspective lines; about a full-fledged life of the team with the solution of a large number of tasks, the constant holding of events that make up all the diversity of his life; about the humanistic approach to interaction with children based on respect for the child's personality, faith in his personal capabilities; about the accumulation and development

of positive infra-collective traditions; about the inadmissibility of the absolutization of educational methods and techniques, dialectical approach to their application.

Keywords: éducation, educational system, systematic approach, military team, military team cohésion, A.S. Makarenko, military university, military unit

DOI 10.21777/2500-2112-2023-1-21-26

Л ^ марта 2023 года исполнилось 135 лет со дня рождения выдающегося отечественного педа-J. гога Антона Семеновича Макаренко. Многие творческие идеи и практические наработки А.С. Макаренко применимы в войсковой педагогической практике. Цель настоящей статьи - выявить, обосновать и кратко раскрыть педагогические идеи А.С. Макаренко, востребуемые современным развитием воспитательных систем военных вузов и воинских частей.

Военно-педагогическая практика показывает, что наибольших успехов в выполнении поставленных задач добиваются те военные вузы и воинские части, где эти задачи решаются на системной основе.

Системный подход - один из ведущих общенаучных подходов, активно используемый в педагогической теории, в том числе в теории воспитания военнослужащих. Он позволяет выявлять такой вариативный компонент научного знания, как система со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие [1; 2]. В основе системного подхода лежит представление о системе как упорядоченной совокупности взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования, взятых в устойчивом единстве и целостности, имеющих интегральные свойства.

Под воспитательной системой военного вуза, воинской части в военной педагогике понимается развивающаяся во времени и пространстве совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (подсистем): целевого, субъектно-объектного, содержательного, технологического, оценочно-результативного, отношенческого, средового, управленческого, - образующая и обеспечивающая единый, целостный и непрерывный процесс формирования и развития у военнослужащих высоких морально-политических и психологических качеств, ответственного выполнения воинского долга перед Родиной.

В развитии воспитательных систем военных вузов и воинских частей в значительной мере новаторский опыт А.С. Макаренко может быть широко использован в силу его разработанности на практике интернатных детских учреждений.

Интернатные учреждения, в которых работал А.С. Макаренко, в рамках системного подхода представляют собой закрытые или полузакрытые воспитательные системы, в отличие от школ, которые являются открытыми воспитательными системами. Военные вузы и воинские части по своим социально-воспитательным характеристикам также относятся к закрытым или полузакрытым воспитательным системам. Как показывают практика и специальные исследования, в таких системах, вне зависимости от статуса организаций, функционируют идентичные по направленности процессы формирования и развития.

В интернатных учреждениях велика доля коллективной работы воспитанников. В условиях военного вуза и воинской части деятельность военнослужащего также носит коллективный характер. В воспитательной системе как интернатных учреждений, так и военных вузов, воинских частей, приобретает референтную субъектную функцию коллектив, а принцип воспитания в коллективе и через коллектив становится одним из наиболее востребуемых.

В организациях с закрытой воспитательной системой в условиях коллективной деятельности значительной проблемой является нивелирование личности членов коллектива, необходимость специальных воспитательных действий по развитию инициативы и творчества воспитанников.

Созданные А.С. Макаренко воспитательные системы отличались высокой эффективностью, комплексностью и целостностью в функционировании структурных элементов этих систем с учетом вышеперечисленных факторов.

В настоящее время в научной литературе рассматриваются различные аспекты творческого наследия А.С. Макаренко применительно к современным реалиям педагогической практики [3-6], в том

числе в военной педагогике, педагогике высшей военной школы [7; 8]. Рассмотрим, какие идеи воспитательных систем, реализованных А.С. Макаренко, могут быть применены при формировании воспитательной системы военного вуза, воинской части:

1) идея о социально значимых целях в деятельности организации, ее коллектива, способных на этой основе создать ценностно-ориентационное единство всех его членов.

Цели воспитания в возглавляемых А.С. Макаренко организациях соответствовали целям создаваемой в 20-е гг. ХХ в. в Советской России, затем в СССР общегосударственной системы социального воспитания - подготовка «борца и строителя социалистического общества». Социально значимая цель деятельности организаций заключалась в активном участии в решении задач, которые решались в то время советским государством, в том числе в создании Нового человека.

Социально значимые цели, по мнению А.С. Макаренко, должны быть поставлены в каждом коллективе и перед каждым коллективом. А.С. Макаренко писал: «Я убежден, что если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способ его организации. Перед каждым коллективом должна быть поставлена общая коллективная цель, - не перед классом, а обязательно перед целой школой» [9, т. 5, с. 124].

В ориентации коллективов организаций на решение социально значимых целей мы видим также реализацию принципа обеспечения широкой связи жизни ребенка с обществом: никакое воспитание невозможно без активного включения ребенка в жизнь общества, необходимо через конкретные задачи вырабатывать у него максимальный интерес к социально полезной деятельности.

Социально значимые цели, решаемые Вооруженными силами РФ, определены в Федеральном законе от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне». В статье 10 Закона говорится1, что «Вооруженные силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации». Социально значимая цель для каждого военнослужащего определена в Конституции Российской Федерации, в которой в ст. 59 сказано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Исходя из этих общих целей, перед коллективами военных вузов и воинских частей формулируются свои, более узкие социально значимые задачи;

2) идея об обязательности формирования сплоченного коллектива в детско-молодежной организации. Для сплочения коллектива необходима специально организованная воспитательная деятельность, целостность и системность педагогического процесса на базе комплексной интеграции усилий руководителей, коллектива и его членов.

В концентрированном виде идея обязательности формирования сплоченного коллектива в наследии А.С. Макаренко сформулирована М.В. Богуславским: «Центральным принципом воспитательной системы являлось следующее кредо: если создать крепкий коллектив, исповедующий социально-позитивные ценности, то какими бы специфичными чертами не обладал трудный подросток, он все равно перевоспитается и станет таким же, как все колонисты - гражданином и патриотом своей страны, сохранив при этом и свои индивидуально-личностные особенности» [10, с. 15].

По мнению А.С. Макаренко, необходимо обеспечить наличие у коллектива основных признаков: общественно значимая цель; общественно значимая деятельность; отношения ответственной зависимости; единая система требований; наличие актива, а затем и органов самоуправления; защищенность членов коллектива; наличие внутриколлективных традиций. «...Коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» [11, с. 82];

3) идея об объединении и взаимопереплетении целей коллектива подразделения и целей каждого из его членов путем применения метода коллективных и индивидуальных перспективных линий. В теории А.С. Макаренко закон развития (движения) коллектива реализуется через организацию перспек-

1 Федеральный закон от 31 мая 1996 № 61-ФЗ «Об обороне». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10591/ (дата обращения: 13.02.2023). - Текст: электронный.

тивных устремлений воспитанников (близкой, средней, далекой), о чем свидетельствует его высказывание: «Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость».

В контексте рассматриваемой идеи находится и применяемый А.С. Макаренко метод параллельного педагогического действия: воспитательное влияние на личность оказывается как прямо, так и опосредованно (на личность через коллектив и на коллектив через личность). Так, А.С. Макаренко практиковал и требовал коллективного обсуждения серьезных проступков: обсуждая проступок одного воспитанника, осуществлялось воздействие на коллектив в целом и на каждого в отдельности;

4) идея о полноценной жизни коллектива с решением большого количества задач, постоянным проведением мероприятий, составляющих все разнообразие его жизни. По А.С. Макаренко, форма жизни коллектива - движение, остановка - форма его смерти. Коллектив должен жить полнокровной жизнью, ставить перед собой задачи и решать их.

Одним из показателей качества жизни в коллективе является мажор. А.С. Макаренко писал: «Постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, веселое, бодрое настроение, но вовсе не истеричность» [9, т. 5, с. 212].

Полноценная бодрая жизнь в коллективе организуется и сопровождается широким использованием коллективных и индивидуальных форм и методов воспитательной работы;

5) идея А.С. Макаренко о значимой и определяющей роли актива в сплочении коллектива, решении поставленных перед коллективом задач.

В педагогическом наследии А.С. Макаренко ключевое место занимает технология формирования сплоченного коллектива, в которой содержание деятельности субъектов воспитания по развитию и сплочению коллектива ориентировано на 3 этапа (в зависимости от ответа на вопрос: кто предъявляет требования коллективу и личности?): 1) требования к коллективу предъявляет руководитель; 2) требования руководителя поддерживает группа детей (неформальный актив); 3) требования к личности начинает предъявлять коллектив. Сплочение коллектива в решающей степени зависит от наличия социально мотивированного и профессионально подготовленного актива;

6) идея гуманистического подхода к взаимодействию с детьми, основанного на уважении к личности ребенка, вере в его личностные возможности. Принцип гуманного отношения к ребенку в педагогике А.С. Макаренко органично соотносится с двумя другими принципами воспитания: принципом сочетания заботы о человеке с высокой требовательностью к нему, принципом опоры на положительное в человеке. А.С. Макаренко писал: «Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог обязан это делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться...». Перечисленные три принципа воспитания при применении в педагогической системе А.С. Макаренко обеспечивали особую атмосферу защищенности личности в коллективе;

7) идея раскрытия сущностных сил ребенка, его задатков, творчества, инициативы. Включенность ребенка в разнообразную и сложную систему деятельностных активностей (учебной, производственной, театральной, спортивной, досуговой и др.) в воспитательной системе А.С. Макаренко позволяла формировать и развивать у каждого воспитанника его индивидуально-личностные качества с учетом имеющихся наклонностей. Характер решаемых детьми задач исключал шаблонные решения, требовал проявления таких важнейших личностных качеств, как ответственность, уверенность в себе, настойчивость, решительность, инициативность;

8) идея накопления и развития положительных внутриколлективных традиций. А.С. Макаренко утверждал: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиции. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций ... не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал - это школы, которые накопили традиции» [9, т. 5, с. 125];

9) идея «командирской педагогики», военизации жизни коллектива [12]. Сущность «командирской педагогики» раскрыта А.С. Макаренко в лекции «Методы воспитания»: терминология; система деятельности отрядов, единоначалие командира, система рапортов командира, система деятельности совета командиров, введение дежурных командиров, часового, караула, сигнала трубы, маршевых мелодий оркестра, знамени как воспитательного средства, системы нарядов как средств воспитания, еди-

ной формы, военной подготовки. Терминология, по мнению А.С. Макаренко, важна. В его воспитательной системе применялась военная терминология; например, «отряд», «командир отряда», «единоначалие», «рапортовать».

Содержательная направленность военизации раскрывалась категорией «военной эстетики». В связи с этим А.С. Макаренко писал: «В военном быту, особенно в быту Красной Армии, есть много красивого, увлекающего людей, и в своей работе я все более и более убеждался в полезности этой эстетики. Ребята умеют еще больше украсить эту "военизацию", сделать ее более детской и более приятной. Должна быть эстетика военного быта, подтянутость, четкость... "Военизация" - это эстетика, и в детском обществе она совершенно необходима, в особенности она хороша потому, что сохраняет силы коллектива, сохраняет от неразборчивых, неладных движений, от разболтанности движений, от разбросанности их» [13, т. 4, с. 137].

По мнению Л.И. Гриценко [14], сущность военизации в учреждениях А.С. Макаренко заключалась в представляющей особым образом инструментированной игре, целью которой выступало формирование системы привычек (стереотипов), необходимой человеку для успешной жизнедеятельности.

В условиях военного вуза, воинской части военизация уклада организации выступает как поддержание в части, подразделении образцового уставного порядка, что позволяет придать романтику и эстетику военной службе, формировать у военнослужащих привычки дисциплинированного поведения, самореализации в службе;

10) идея о недопустимости абсолютизации воспитательных методов и приемов, диалектический подход к их применению. Шаблона в воспитании не может быть, считал А.С. Макаренко, так как воспитанники индивидуальны. По его мнению, ни одно воспитательное средство не может быть ни плохим, ни хорошим, поскольку оно соотносится с целью и условиями применения.

Положение о диалектическом подходе к выбору средств воспитательного воздействия у А.С. Макаренко вписано в контекст соотношения педагогической логики и педагогического мышления: логика пронизывает педагогическое мышление, объективируя его. В воспитательной системе сначала осуществляется моделирование личности воспитанника в соответствии с запросами общества и государства, а затем уже проектирование педагогических средств и методов, которые обеспечивают достижение поставленной цели [15].

Вышеперечисленные идеи А.С. Макаренко в области воспитательных систем детско-молодеж-ных организаций на уровне воспитательных систем военных вузов, воинских частей могут быть в целом сформулированы на уровне педагогических аксиом: высокий уровень решаемых задач может быть обеспечен при установке на формирование в военном вузе, воинской части воспитательной системы; эта воспитательная система может быть эффективной при целенаправленной деятельности по решению социально-значимых задач, сплочению коллектива, созданию полноценного актива, гуманных отношений в воинской среде и заботе о развитии личности военнослужащих, поддержке внутриколлективных традиций, организации наполненной интересными делами жизнедеятельности коллективов с опорой на эстетизацию и романтизацию военной службы. В развитии воспитательных систем военных вузов и воинских частей творческое наследие А.С. Макаренко на уровне концептуальных установок и принципов может быть применено на всех этапах развития от проектирования до реализации и коррекции.

Список литературы

1. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: СИНТЕГ, 2007. - 668 с.

2. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М.: Наука, 1978. - 213 с.

3. Быков А.К. А.С. Макаренко: к дискуссии о творческом наследии // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 3. Образовательные ресурсы и технологии. - 2013. - № 1 (2). - С. 4-11.

4. Быков А.К. А.С. Макаренко и мировая социально-педагогическая теория и практика // Профилактика зависимостей. - 2018. - № 2 (14). - С. 148-152.

5. ЕгорычевА.М. Великий педагог А.С. Макаренко и его педагогическое наследие: достояние России и всего человечества // Профилактика зависимостей. - 2018. - № 2 (14). - С. 121-128.

6. Мардахаев Л.В. Воспитательная система А.С. Макаренко и ее синергетический анализ // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 1. - С. 13-20.

7. Кожевников Д.М. Педагогическая система A.C. Макаренко - школа военно-политических лидеров будущего? // Вестник Российского нового университета. ^рия: человек в современном мире. - 2020. -№ 1. - C. 45-50.

8. ЛихомановИ.В., ИвановИ.А. ^временная военная педагогика и теоретическое наследие A.C. Макаренко // Гуманитарные проблемы военного дела. - 2016. - № 4 (9). - C. 82-86.

9. Макаренко А.С. Оочинения: в 7 т. - М.: Изд-во Am РШСТ, 1957-1958.

10. Богуславский М.В. Воспитательная педагогика A.C. Макаренко: генезис, трактовка, актуальность (вступительное слово к разделу) // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - Т. 1. - № 3 (50). -C.13-18.

11. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания / под ред. EC. Макаренко. - М.: Изд-во A^. пед. наук РШСТ, 1949. - 131 с.

12. Просветова Т.С. «Командирская педагогика» A.C. Макаренко // Вестник Воронежского государственного университета. ^рия: Проблемы высшего образования. - 2013. - № 2. - C. 143-147.

13. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 4: [Педагогические произведения 1936-1939 гг.] / отст.: М.Д. Виноградова, A.A. Фролов. - М.: Педагогика, 1983-1986. - Т. 4. - 396 с.

14. Гриценко Л.И. «Военизация» в учреждениях A.C. Макаренко // Педагогика. - 2015. - № 3. - C. 89-95.

15. Бурцев А.Н., Шарухин А.П., Шарухина Т.Г. Педагогическая логика A.C. Макаренко как образец для проектирования воспитательного процесса в подразделениях Росгвардии // Мир образования - образование в мире. - 2022. - № 2 (86). - C. 15-22.

References

1. NovikovA.M., NovikovD.A. Metodologiya. - M.: SINTEG, 2007. - 668 s.

2. Yudin E.G. Sistemnyj podhod i princip deyatel'nosti. - M.: Nauka, 1978. - 213 s.

3. BykovA.K. A.S. Makarenko: k diskussii o tvorcheskom nasledii // Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S.Yu. Vitte. Seriya 3. Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii. - 2013. - № 1 (2). - S. 4-11.

4. Bykov A.K. A.S. Makarenko i mirovaya social'no-pedagogicheskaya teoriya i praktika // Profilaktika zavisi-mostej. - 2018. - № 2 (14). - S. 148-152.

5. EgorychevA.M. Velikij pedagog A.S. Makarenko i ego pedagogicheskoe nasledie: dostoyanie Rossii i vsego chelovechestva // Profilaktika zavisimostej. - 2018. - № 2 (14). - S. 121-128.

6.Mardahaev L.V. Vospitatel'naya sistema A.S. Makarenko i ee sinergeticheskij analiz // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2014. - № 1. - S. 13-20.

7. KozhevnikovD.M. Pedagogicheskaya sistema A.S. Makarenko - shkola voenno-politicheskih liderov budu-shchego? // Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. Seriya: chelovek v sovremennom mire. - 2020. - № 1. -S.45-50.

8. Lihomanov I.V., Ivanov I.A. Sovremennaya voennaya pedagogika i teoreticheskoe nasledie A.S. Makarenko // Gumanitarnye problemy voennogo dela. - 2016. - № 4 (9). - S. 82-86.

9. Makarenko A.S. Sochineniya: v 7 t. - M.: Izd-vo APN RSFSR, 1957-1958.

10. Boguslavskij M.V. Vospitatel'naya pedagogika A.S. Makarenko: genezis, traktovka, aktual'nost' (vstupitel'noe slovo k razdelu) // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. - 2018. - T. 1. - № 3 (50). -S.13-18.

11. Makarenko A.S. Problemy shkol'nogo sovetskogo vospitaniya / pod red. G.S. Makarenko. - M.: Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR, 1949. - 131 s.

12. Prosvetova T.S. «Komandirskaya pedagogika» A.S. Makarenko // Vestnik Voronezhskogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. - 2013. - № 2. - S. 143-147.

13. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochineniya: v 8 t. T. 4: [Pedagogicheskie proizvedeniya 1936-1939 gg.] / cost.: M.D. Vinogradova, A.A. Frolov. - M.: Pedagogika, 1983-1986. - T. 4. - 396 s.

14. GricenkoL.I. «Voenizaciya» v uchrezhdeniyah A.S. Makarenko // Pedagogika. - 2015. - № 3. - S. 89-95.

15. Burcev A.N., Sharuhin A.P., Sharuhina T.G. Pedagogicheskaya logika A.S. Makarenko kak obrazec dlya proektirovaniya vospitatel'nogo processa v podrazdeleniyah Rosgvardii // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. - 2022. - № 2 (86). - S. 15-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.