Научная статья на тему 'Современные методы педагогических взглядов А. С. Макаренко'

Современные методы педагогических взглядов А. С. Макаренко Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1999
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КОЛЛЕКТИВ / ЛИЧНОСТЬ / МЕТОДЫ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / А.С. МАКАРЕНКО / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / EDUCATION / TEAM / PERSONALITY / METHODS / TRAINING / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / A.S. MAKARENKO / TEACHER / EDUCATIONAL PROCESS SYSTEM / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гасанова Рената Рауфовна, Маркова Галина Анатольевна

В статье раскрывается современность педагогических идей А.С.Макаренко, его методов организации воспитательного процесса. По-новому представлены взгляды великого педагога, касающиеся вопросов воспитания и развития несовершеннолетних детей в гармоничном единстве учебной, трудовой, общественной, досуговой жизнедеятельности в условиях определенного коллектива. Показана актуальность научных работ А.С. Макаренко на формирование и развитие личности, приучения её к трудовой дисциплине и ответственности, которые в целом оказали ценное успешное психолого-педагогическое воздействие. Отмечается и необходимая важность применения его методических находок в современной системе образовательного процесса. Резюмируется, что в мировом сообществе методы А.С. Макаренко, скорее прижились не в педагогике, а в мире бизнеса, менеджмента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern methods of pedagogical views of A.S. Makarenko

The article reveals the modernity of pedagogical ideas of A.S. Makarenko, his methods of organizing the educational process. The views of the great teacher concerning the issues of education and development of minor children in the organic unity of educational, labor, social, leisure activities in the conditions of a certain team are presented in a new way. The relevance of A.S. Makarenko's scientific works on the formation and development of personality, its accustoming to labor discipline and responsibility, which in General had a valuable successful psychological and pedagogical impact, is shown. The necessary importance of the application of his methodological findings in the modern system of the educational process is also noted. It is summarized that in the world community the methods of A.S. Makarenko, oddly enough, rather took root not in pedagogy, but in the world of business and management

Текст научной работы на тему «Современные методы педагогических взглядов А. С. Макаренко»

Современные методы педагогических взглядов А.С. Макаренко

Гасанова Рената Рауфовна

к.психол.н., ст. преподаватель кафедры истории и философии образования, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, renata_g@bk.ru

Маркова Галина Анатольевна

специалист по учебно-методической работе юридического факультета, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, g22111973@gmail.com

В статье раскрывается современность педагогических идей А.С.Макаренко, его методов организации воспитательного процесса. По-новому представлены взгляды великого педагога, касающиеся вопросов воспитания и развития несовершеннолетних детей в гармоничном единстве учебной, трудовой, общественной, досуговой жизнедеятельности в условиях определенного коллектива. Показана актуальность научных работ А.С. Макаренко на формирование и развитие личности, приучения её к трудовой дисциплине и ответственности, которые в целом оказали ценное успешное психолого-педагогическое воздействие. Отмечается и необходимая важность применения его методических находок в современной системе образовательного процесса. Резюмируется, что в мировом сообществе методы А.С. Макаренко, скорее прижились не в педагогике, а в мире бизнеса, менеджмента.

Ключевые слова: воспитание, коллектив, личность, методы, обучение, образование, образовательная среда, А.С. Макаренко, преподаватель, система образовательного процесса, обучающиеся.

Советский педагог А.С. Макаренко как автор воспитательной системы развития личностной индивидуальности человека, основанной на идеологии формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, по решению ЮНЕСКО в 1988 г., был признан среди выдающихся педагогов, определивших развитие мирового педагогического мышления в XX в.

Свою педагогическую деятельность Антон Семёнович Макаренко начал в 20-е годы прошлого столетия. Известно, что ему для воспитательной работы потребовалось немалых вложений сил и времени, энтузиазма и любви к детям, т.к. его деятельность формировалась в особых революционных условиях, с создания трудовой колонии для малолетних детей и трудных подростков, оставшихся без попечения родителей и прошедших сызмальства испытания жизнью.

Он писал, сравнивая воспитание и обучение: «Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно». Ведь большинство его воспитанников, к моменту попадания в колонию, прошли длительный этап беспризорного детства, и поэтому, Антон Семёнович считал, что для этих детей «...завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы» педагога с ними [4, 5, 6]. Видение будущего, как бы мы сейчас сказали «психолого-педагогической перспективы», выражающей оптимизм от успешной реализации решаемых социальных задач стоит и, по сей день, актуальной психолого-педагогической проблемой. И наиболее точная характеристика индивидуально-группового подхода к воспитанию детей и подростков видится в знаменитой книге А.С. Макаренко - «Педагогическая поэма» [6].

Идея создания колонии, пронизанная революционным духом, построение нового общества, а точнее - перевоспитание детей, испытавших в столь юном возрасте лишения людской теплоты и заботы, явилось нелегкой миссией для А.С. Макаренко. Важной её задачей решалось создать коммуну - с климатом взаимоподдержки и взаимовыручки, привить детям ростки социальной адаптации в обществе, т.е. необходимо было их социализировать, дать им «... социальное воспитание» [2, с. 212-213].

Социальное воспитание это процесс целенаправленного формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации. Процесс не новый, он внедрялся и раньше. Ведь каждый исторический

о о ш и т

О т э т й А

X £ т

О

х О т

0

01 и А ы О ш А X X т

о с

СП ^

о

сч

период «заказывает», «диктует» «знаменует» свои установки и ценности. Так, и во времена царствования Екатерины II была предпринята попытка воспитания детей без участия родителей и, тогда создавались специальные учреждения социального воспитания и обучения, но, к сожалению, этот эксперимент потерпел неудачу, и его прекратили. А в первой половине XX в., т.е. в революционный период, стал набирать силу и развиваться научный подход социализации общества.

Здесь следует отметить, что процесс социализации не может быть статичным, и в каждом новом историческом периоде претерпевает определенные трансформационные изменения. Нужно учитывать и тот факт, что человек развивается медленнее или стихийно, но в своей только ему присущей последовательности: темпе и среде, чем происходит новый запрос общества и культуры. Главной воспитательной задачей становится гармонизация «личных и коллективных перспективных линий», отношение к трудовому коллективу как к расширенной семье, где её члены не только выполняют общественно значимую работу, но и испытывают человеческие эмоции. «Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути» [5, 6]. Тут возникали вопросы, на которые и сам А.С. Макаренко затруднялся ответить. А именно, как переломить уже устоявшиеся общественные нормы поведения и учить действовать по-иному, раскрывая в своих воспитанниках «светлую» часть себя, высокую духовность, любовь к ближнему, и тот потенциал, который заложен природой в человеке, направляя их развитие личности в нужное русло? Восприятие воспитателями детей как существ, нуждающихся в постоянном «укрощении», он считал главным «педагогическим пороком». «В его понимании каждый ребенок, даже «трудный» - это прекрасная и живая жизнь. В детях нужно видеть товарищей и граждан, уважать их права и обязанности, в том числе право на радость и обязанность ответственности» [5, 6].

И еще одной нелегкой задачей, которая назрела в тот период, была необходимость найти педагогов для этой цели, а также научить весь персонал сотрудников работать с обездоленными детьми. У каждого человека свои возможности и свои устремления, а являясь членом общества, существует и его соподчиненность обществу и зависимость его благополучия от общественного положения. Как показывает опыт, воспитывать подрастающую молодежь, гораздо тяжелее, чем растить маленького ребенка, который гибче реагирует на изменения, происходящие во внешнем мире. «Даже если не меняются за это время общественные идеалы, нельзя не видеть разницы в целях воспитательной работы в зависимости от возраста воспитуемого, уровня сформированности его личности» [7, с. 253].

Ученый исследователь Е.А. Базалей в своей статье «Интерпретация идей А.С. Макаренко в современном образовательном пространстве» отмечает: «Внутреннюю природу педагога характеризовали его психические качества, которые имели гу-

манистическую направленность. Ведущим фактором развития личности педагога - это есть интерес к людям и к жизни» [1]. Многие ученые сейчас соглашаются с мнением о том, что человек является главным героем своей жизни и, именно такой личностный подход, по сей день не теряет своей актуальности, а в тот непростой период наиболее был востребован и значим для людей, как для воспитанников, так и для педагогов.

Другой аспект, который необходимо затронуть, это как действенный пример самого педагога, умеющего балансировать в чрезвычайных обстоятельствах, пересматривать и перестраивать свой привычный уклад жизни, ради небольших шагов успеха своих подопечных. Это необходимость идти в «ногу со временем», экстренно находить решения на возникающие непредвиденные задачи, стоящие перед человеком и обществом и, при этом, проявлять профессиональное чутьё и прозорливый ум.

Чаще всего, новые идеи принимаются в «штыки» и не получают полного признания и одобрения сразу, обычно развиваясь постепенно и по определенным каким-то неподвластным закономерностям. И, как правило, на первых этапах в осложненных жизненных условиях выдвигается стратегия адаптации к новым условиям и новым людям. Поэтому, следующий необходимый сложнейший педагогический этап формирования личности, решаемый им, было построение взаимоотношений в коллективе. И А.С. Макаренко внес особый весомый вклад в разработку теории и практики коллектива. «Он доказал, что никакой метод не может быть выведен из представления о паре <учи-тель+ученик>, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива. Он первым всесторонне обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанного гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, методика параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и др. были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед» [7, с. 301]. «Сегодня организация воспитательного процесса по-прежнему в своей основе имеет необходимость формирования коллектива, считая важным моментом трудовое воспитание, принцип гуманизма и формирование социально-значимых ценностей - культурных и нравственных» [3].

Коллектив, на основе анализа своего опыта, АС. Макаренко определял, как группу детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценностные смыслы и цели, а также совместную деятельность, организуемую для их достижения. Характерные признаки коллектива это значимые цели и их последовательность движения вперед; вклю-

чение воспитанников в социальную совместную деятельность, систематическая связь детского коллектива с обществом. И не менее значимы такие признаки как атмосфера взаимопомощи, доверие и требовательность, сознательная самодисциплина, критика и самокритика, наличие положительных традиций и увлекательных перспектив. Конечно же, при формировании коллектива возникают конфликты и разногласия, в силу разного рода причин. Это: и воспитание в семье, и ценностные ориентации, и индивидуальные особенности, и культура общества и т.д. А в то время идеи построения «светлого будущего» и укрепления социального статуса рабочих и крестьян были прорывными, а значит -возникала возможность «поднять» статус детей, которые не имели иного опыта, как воровать и разбойничать.

Макаренко считал, что «чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше» [5, 6]. В связи с этим, удивительно как А.С. Макаренко вводил в обиход детской жизни элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта. Он считал важным пробудить у подростков стремление утверждать красоту всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. «В руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы отмечали массу цветов, сверкающий блеском паркет, зеркала, белоснежные скатерти в столовых, идеальную чистоту в помещениях» [7, с. 292].

Роль коллектива в развитии личности и состоит в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности [7, с. 304]. В условиях демократии, люди считаются свободными в своём выборе, но необходимость находить «общий язык», «консенсус» сотрудничества, как с преподавателями, так и с участниками данного коллектива остаётся на пике значимости. Принципиальная разница состоит в смене технологических, экономических и информационных оснащений в обществе, которые стремительно ворвались в нашу жизнь и, по сути, выставляют свои новые требования и задачи.

Демократическое государство ставит своей задачей создание таких педагогических условий для свободного поиска и развития нравственных ценностей, при которых происходит активный поиск гуманистических основ человеческого существования. Е.А. Базалей считает, что образование утратило свою основную составляющую - «деятельность по развитию нравственных ценностей человека». В обществе начали признаваться индивидуальные цели личности, включающие в себя уникальность каждого ученика, его право на личностную стратегию развития. По мнению Н.В. Купрякова: «В настоящее время, организуя воспитательно-образовательный процесс, важно полагаться на основной принцип деятельности А.С. Макаренко - предъявление требований к человеку в сочетании с уважением к его личности» [3].

В современных системах воспитания существуют похожие проблемы, на решение которых

направлял свои силы А.С. Макаренко. Стоит серьезный выбор: либо авторитарность и, как следствие, подавление личности, либо чрезмерное её уважение и излишняя индивидуализация, ведущие к отсутствию контроля в воспитательном процессе, а также к нивелируемой проблеме общественного и социального развития [3].

И в завершении, к сожалению, в современном мировом сообществе методы А.С. Макаренко, как ни странно, скорее приживаются не в педагогике, а в мире бизнеса. В таком модном развивающемся направлении в бизнесе как коучинг тренируется и натаскивается на предприятиях слаженная работа участников всей команды сотрудников. И во всех крупных мировых корпорациях провозглашаются жесткие временные рамки и высокая ответственность за принятые обязательства для успешной завершенности работы. Здесь в организационный процесс включают похожие методы, используемые когда-то А.С Макаренко для трудных подростков. Это: и лозунги поддержки друг друга, и «чувство локтя», и воспитание новых сотрудников более опытными специалистами, и зависимость размера заработной платы служащего от общей заработной платы компании, и, подобным образом, развивают самоуправление и корпоративную культуру.

Литература

1. Базалей Е.А. Интерпретация идей А.С. Макаренко в современном образовательном пространстве // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С.515-519 -URL: http://moluch/archive/51/6492/ biblioclub.ru/index.php?page=book&id= 271716 (дата обращения: 18.10.2019).

2. Кроль В.М. Педагогика. Учеб. пособие. - 2-е изд., испр.и доп. - М.:РИОР: ИНФРА-М, 2016. - 303 с.

3. Курпяков Н.В. Педагогические взгляды и идеи А.С. Макаренко и их актуальность в современной образовательной системе// (Педагогика, психология и образование: от теории к практике. / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 4. г. Ростов-на-Дону, 2017. 106 с.

4. Макаренко А.С. Мажор / А.С. Макаренко. -Москва: Директ-Медиа, 2014. - 107 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id= 271716 (дата обращения: 12.11.2019).

5. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. [Электронный ресурс] http://www.makarenko.edu.ru/files/metodika.doc (дата обращения: 12.11.2019).

6. Макаренко А.С. «Педагогическая поэма» /

A.С. Макаренко; сост., вступ. ст., примеч. коммент. С.Невская; - М.: Изд-во ИТРК, 2003. - 736 с.

7. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /

B.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Modern methods of pedagogical views of A.S. Makarenko Gasanova R.R., Markova G.A.

Lomonosov Moscow State University

о о ш n m

О m n m й А

X £ m

О

x О m

О Dl n А ы о ш А X X m

The article reveals the modernity of pedagogical ideas of A.S. Makarenko, his methods of organizing the educational process. The views of the great teacher concerning the issues of education and development of minor children in the organic unity of educational, labor, social, leisure activities in the conditions of a certain team are presented in a new way. The relevance of A.S. Makarenko's scientific works on the formation and development of personality, its accustoming to labor discipline and responsibility, which in General had a valuable successful psychological and pedagogical impact, is shown. The necessary importance of the application of his methodological findings in the modern system of the educational process is also noted. It is summarized that in the world community the methods of A.S. Makarenko, oddly enough, rather took root not in pedagogy, but in the world of business and management.

Key words and phrases: education, team, personality, methods, training, education, educational environment, A.S. Makarenko, teacher, educational process system, students.

References

1. Bazaley EA Interpretation of the ideas of A.S. Makarenko in the modern educational space // Young scientist. - 2013. - No. 4. -S.515-519 - URL: http: // moluch / archive / 51/6492 / biblioclub.ru/index.php?page=book&id= 271716 (accessed: 10/18/2019).

2. Krol V.M. Pedagogy. Textbook allowance. - 2nd ed., Rev. And add.

- M.: RIOR: INFRA-M, 2016 .-- 303 p.

3. Kurpyakov N.V. Pedagogical views and ideas of A.S. Makarenko

and their relevance in the modern educational system // (Pedagogy, psychology and education: from theory to practice. / Collection of scientific papers based on the results of the international scientific and practical conference. No. 4. Rostov-on-Don, 2017. 106 p.

4. Makarenko A.S. Major / A.S. Makarenko. - Moscow: Direct Media,

2014 .-- 107 p. - Access mode: by subscription. - URL: http://biblioclub.ru/index. php? page = book & id = 271716 (accessed: 11/12/2019).

5. Makarenko A.S. Methods of organizing the educational process.

[Electronic resource]

http://www.makarenko.edu.ru/files/metodika.doc (accessed: 11/12/2019).

6. Makarenko A.S. "Pedagogical poem" / A.S. Makarenko; comp.,

entry Art., note. commentary. S. Nevskaya; - M.: Publishing House ITRK, 2003 .-- 736 p.

7. Slastenin V.A. Psychology and pedagogy: textbook. allowance for

students. higher textbook. institutions / V.A. Slastenin, V.P. Kashirin. - M.: Publishing Center "Academy", 2006.

o

E £

en ^

o w

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.