Народным ПРОЕКТ
УДК 37.013
О НОВОМ ИЗДАНИИ трудов A.C. Макаренко
Анатолий Аркадьевич Фролов,
профессор, доктор педагогических наук, научный консультант исследовательской лаборатории Макаренко, г. Нижний Новгород
Елена Юрьевна Илалтдинова,
кандидат педагогических наук, доцент, зав. исследовательской лабораторией «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко», заведующий кафедрой общей и социальной педагогики, НГПУ им. К. Минина (Мининский университет), Нижний Новгород
Сергей Иванович Аксёнов,
кандидат педагогических наук, доцент, научный сотрудник исследовательской лаборатории «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко», НГПУ им. К. Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
В России издано собрание сочинений великого педагога XX века — A.C. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания: в 9 частях (томах) / сост. и коммент. A.A. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова, С.И. Аксёнов. Коллективу присуждена премия Правительства Российской Федерации в области образования 2017 г. (Распоряжение Правительства РФ от 9 августа 2017 г. № 1706-р г. Москва. Опубликовано: Российская газета от 15 августа 2017 г. № 181, с. 9). Что ожидать педагогическому сообществу от этой книги?
• наследие А.С. Макаренко • новое издание • педагогика общества
• социальный детско-взрослый воспитательный коллектив • новая методология педагогики
Новое издание трудов A.C. Макаренко
Это новое, 9-томное издание трудов А.С. Макаренко, оно существенно отличается от предыдущих, в том числе и от 8-томного издания 1986 — 1988 гг. (М.: Изд-во «Педагогика»). Главное отличие: издание оформлено как «учебная книга по истории, теории и практике воспитания» (в его принципиальном отличии от обучения-образования) .
Другие важные отличия.
Во-первых, публикуются абсолютно все известные к настоящему времени авторские материалы А.С. Макаренко, включая множество выявленных в последние 50 лет.
Чтобы издание при этом «не разбухло» и новые материалы «не потерялись» в массе изданного ранее, художественно-педагогические произведения А.С. Макаренко (наиболее объёмная и наиболее известная часть его наследия) даются лишь в наиболее важных фрагментах.
Но и в таком виде предполагаемые 5 томов превратились в 9, причём томов большего объёма, чем в 8-томном издании 1980-х годов.
Произведён решительный отход от традиционной трактовки трудов А.С. Макаренко лишь как «произведений», «сочинений». Важна каждая написанная им строчка. Это и его многочисленные, обстоятельные деловые письма; большая, глубоко личная переписка; различные сведения из записных книжек; конспекты и выписки; подготовительные материалы к задуманным произведениям.
Во-вторых: для понимания текстов А.С. Макаренко, всей его жизни и деятельности, наследия в целом принципиальное значение имеет социально-экономическая и морально-политическая обстановка его времени, начиная с рождения и начавшейся в 1905 г. педагогической работы.
Великое множество документов свидетельствует о теснейшей связи А.С. Макаренко со своим временем. Его социально-педагогическое и литературно-художественное творчество энергично поддерживалось властями и общественностью. Упорным было и противодействие его идеям и деятельности.
На этом фоне наследие А.С. Макаренко выступает как социально-культурное явление, далеко выходящее за традиционные рамки предмета, задач и методов педагогики как науки. Это поистине социальная педагогика, в самом точном, широком её понимании: «педагогика общества». Она может восприниматься по аналогии с «народной педагогикой».
Это не традиционная «педагогика школы» и «детская педагогика». Они органическая и активно-творческая часть социальной педагогики.
В издании публикуются абсолютно все известные к настоящему времени документы о противоречивой связи идей и опыта А.С. Макаренко с историей России на рубеже XIX—XX веков, с Советской властью, органами народного образования и общественностью. Это не его авторские материалы, поэтому они помещаются в комментариях, даются фрагментно или в кратком изложении.
Третье: тексты А.С. Макаренко и документация о его деятельности публикуются в их непосредственной связи, строго хронологически. Таким образом, воспитание как социальное явление (то, что не включалось ранее в предмет педагогики) и воспитание как «педагогическая деятельность» предстают во взаимодействии, «в общем потоке жизни». Могут выявляться широкие общественно-педагогические тенденции и закономерности, факторы социально-педагогического прогресса.
Комментарии отражают современные достижения макаренковедения, результаты
проведённых в течение уже почти 80 лет в СССР, России и зарубежных странах исследований. Даны ценнейшие в научно-педагогическом отношении сведения об отсроченных результатах воспитания (что обычно выпадает из поля зрения педагогики), о жизненных судьбах многих воспитанников колонии горьковцев и коммуны дзержинцев. (См. также книги об этом в части 9, с. 391).
Большинство публикуемых авторских материалов А.С. Макаренко и документов сверено с первоисточниками; восстановлены сделанные купюры. Многие материалы публикуются впервые, это обозначается ссылками на архивные источники.
Четвёртое: относящиеся в основном к теории или практики материалы и документы не обособляются, публикуются также «в общем потоке». В комментариях представлен большой массив документации трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского: протоколы совета командиров и общих собраний, педсоветов, стенные газеты, печатная газета «Дзержинец». Материалы (архив) трудовой колонии им. М. Горького не сохранились. Представлено множество связанных с её деятельностью документов различных государственных и общественных организаций.
Практику макаренковской колонии, коммуны комментарии отражают и в свидетельствах очевидцев, в многочисленных корреспонденци-ях 1920 — 1930-х гг., опубликованных в украинских местных, республиканских и центральных газетах и журналах.
К свидетельствам очевидцев следует отнести и огромное число воспоминаний сотрудников, воспитанников и друзей, родственников А.С. Макаренко. Этого материала нет в издании. Список публикаций воспоминаний в различных изданиях и неопубликованных, архивных материалов (см. в части 9-го издания, с. 392—394. О его жизни и деятельности до сентября 1920 г. — см. там же с. 331—362). Воспоминания могут составить отдельный том.
Практику колонии, коммуны 1928—1933 гг. можно увидеть в кинохронике (см. часть 9, с. 395).
Представленное в издании единство педагогической теории и практики позволяет исследовать их во взаимообусловленности, целостно, в органической связи всех четырёх «этажей» педагогики: методологического, теоретического, организационно-методического и технологического.
Практическая направленность теоретических разработок и теоретическая обоснованность организационных и технологических решений — фундаментальная основа замечательных успехов А.С. Макаренко как педагога-теоретика и практика.
Его наследие предстаёт в издании как практико-ориентировочная педагогика. Она стремится быть предельно социально активной, «целеустремлённой и результативной, ответственной» (как он говорил) перед обществом и каждой отдельной личностью.
Пятое, очень важное обстоятельство: в издании «собственно педагогические» труды А.С. Макаренко и его публицистические статьи, работы по этике и литературоведению, литературные отзывы, рецензии даются в единой хронологии. Преодолевается отрыв его литературной работы от педагогики. Таким образом, обнаруживается основа основ педагогики — её кровная связь с развитием всей системы социально-гуманитарного знания, культуры, литературы и искусства, социального творчества.
А.С. Макаренко — педагог-мыслитель и практик, новатор, писатель и общественный деятель одновременно. Он впервые в педагогике гениально применил во взаимодействии три пути познания и преобразования мира: практически — опытный, экспериментально-научный (рациональный) и чувственно-образный (свойственный искусству).
Этот его уникальный вклад в педагогику ещё предстоит хорошо оценить
и начать его освоение. Именно «Педагогическая поэма» стала художественным манифестом новой педагогики, принесла А.С. Макаренко мировую известность, признание и высокий авторитет классика педагогики.
Наконец, шестое. Вся структура издания показывает, что А.С. Макаренко основополагающими в педагогике сделал два понятия: «жизнь» и «человек» (не просто «ребёнок», как это было в педологии). Утверждается нераздельность жизни и человека в ней.
Наименование и содержание издания
Жизнь предстаёт в широком многообразии её проявлений и целостно, в неуклонном и диалектически противоречивом развитии, в единстве её познания и преобразования, в неразрывной связи бытия и сознания, духовного мира человека.
«Центральная установка о ценности человека», говорит А.С. Макаренко, всегда имела и имеет в педагогике основополагающее значение. В чём конкретно проявляется эта ценность при разных социально-экономических условиях? — на этом строится «логика педагогической целесообразности», та или иная концепция педагогики, вся система её педагогических средств. У А.С. Макаренко чётко обозначено: это человек труда, ставший «гражданином-хозяином».
Учение о человеке, антропология, заложенная К.Д. Ушинским в фундамент педагогики, противоречивое единство в человеке природного и социального, общего и индивидуального, объективных и субъективных факторов становления и развития личности — глубинный компонент успешной теоретической разработки и практического использования наследия А.С. Макаренко.
Это человеко-центристская, по-новому гуманистическая, жизненно-ориентированная педаго-
гика. Она возвращает человека к самому себе как к человеку общественному, творцу истории, культуры и цивилизации. Преодолевается исторически сложившееся отчуждение человека от средств и результатов труда, от социального управления. Устраняется «расщепленность» человека по разрозненным социальным функциям, индивидуалистическая обособленность.
На это способна педагогика, ставшая всецело «наукой о воспитании», она настойчиво и убедительно утверждает приоритет воспитания в педагогической теории и практике. Чёткое определение специфики «собственно воспитания», в его качественном отличии от обучения — образования (при их диалектическом единстве в целостном педагогическом процессе) — в этом кроется главный секрет огромных научно-теоретических и практических достижений А.С. Макаренко.
«а м/
Следуя великой идее Ш.-Ш. Руссо «Жизнь образует» и его генеральному направлению «естественного, свободного воспитания», А.С. Макаренко в основах жизни нового общества и государства выделил их первичную ячейку — трудовой коллектив.
Из всего многообразия (коллектив предприятия, учреждения, организации, воинский) выделяется «воспитательный коллектив». Это единый трудовой коллектив педагогического учреждения, воспитанников и сотрудников вместе (не просто «детский» сам по себе, как это было в советской педагогике). В колонии им. М. Горького — единая «трудовая община».
Это база для решения первостепенной педагогической задачи: обеспечение преемственности поколений, их творческого взаимодействия и развития. Цели воспитания, образования, считает А.С. Макаренко, должны изменяться с каждым поколением; соответственно должны изменяться и условия, материальная база воспитания, образования.
В отличие от обычного трудового коллектива «воспитательный коллектив», активно участвуя в жизни современного общества по всем её направлениям (включая экономическое, социально-культурное), устремлён в будущее на 25—30 лет, когда сегодняшние малыши станут ведущей социальной силой. Поэтому современная педагогика становится «педагогикой завтрашнего дня», а педагогическое учреждение — «социальной лабораторией», к этому стремился и Дж. Дьюи.
Иначе «современная» педагогика становится «педагогикой вчерашнего дня». Она превращается в мощный тормоз социально-гуманитарного прогресса и может даже разворачивать его вспять.
История человеческой цивилизации — это не только история экономики, культуры, науки и искусства, а ещё история поколений. Всегда существовала и существует драматическая история «отцов и детей».
«Воспитательный коллектив», весь уклад его жизни, система управления; вся его деятельность (производственно-хозяйственная, образовательно-культурная, всесторонне развивающая молодого человека) — это основной фактор нового воспитания, главный объект и субъект воспитания одновременно. Здесь возникают наилучшие, многообразные условия для развития индивидуальностей: личное становится производным от общего при огромном богатстве её потребностей и возможностей этого общего.
В таком коллективе, в его трудовых и бытовых отношениях, личных взаимоотношениях реализуется новое отношение к человеку: соединяются требование и уважение к нему.
Цель высокого совершенства человека, воспитания и развития духовно богатой и «сильной» (А.С. Макаренко) личности побуждает к высокому человеческому «уважению-требованию». Этот философско-этический принцип — краеугольный камень педагогики, всей её системы сверху донизу. Примечателен тезис: «С лучших требовать больше».
В характеристике личности на первый план выходят её перспективы, отношение к будущему. «Завтрашняя радость» прочно опирает-
ся на удовлетворённость сделанным сегодня.
В человеке укрепляется его «сила и красота», воспитывается характер, единство воли, разума и нравственности. Вершина воспитания и развития молодёжи — возникновение у неё «самой радостной перспективы: ценность человеческой личности» (А.С. Макаренко) её достоинство, требовательное «отношение к себе».
Общий итог: можно сказать, что в структуре 9-томного издания макарен-ковских трудов, в его содержании отражается методология новой педагогики. Это результат работы трёх поколений отечественных и зарубежных макаренко-ведов и макаренковцев, итог исследования 34-летней деятельности А.С. Макаренко в педагогике, на фоне 112 лет общей истории педагогики и образования.
Одновременно это и методология дальнейшей разработки макаренковского наследия, его творческого, многогранного использования в перспективно развивающихся социально - экономичес -ких условиях.
Наименования издания: «Школа жизни, труда, воспитания» — указывает на основные ориентиры в этой работе.
Теоретические разработки и практический опыт А.С. Макаренко — важнейший ресурс для радикального повышения роли «человеческого фактора» в жизни народа, государства и общества. Его наследие поднимает педагогику, воспитание и образование на уровень первостепенных средств социально-гуманитарного, экономического и культурно -го прогресса, избавления от многих общественных зол и бедствий.
Вместе с массовым удовлетворением насущных материальных потребностей людей на первый план в их жизни выходят растущие духовные потребности. И если
материальные потребности человека физиологически ограничены, то интеллектуально-познавательные, нравственные и эстетические потребности в активно-творческой деятельности человека, в сфере его волевых действий по существу безграничны.
Решающее значение приобретает борьба за умы и сердца людей. Изменяется ценность человеческой жизни и её смысл.
Школа, система образования и воспитания — это всегда «сколок» общества и государства. При всеобщем образовании, всеохватывающем влиянии средств массовой коммуникации, при широком распространении «виртуальных» жизненных представлений, в условиях развернувшейся информационно-психологической войны, всё более явственно и масштабно проявляются гибельные последствия устаревшей системы образования и воспитания на все сферы жизни государства и общества. Они могут превратиться в «сколок» образовательной системы, упорно тормозящей социально-гуманитарное развитие.
Содержащийся в каждом томе издания учебно-методический материал включает: «Общие указания»; обозначение наиболее значимых макаренковских идей, содержащиеся в каждом томе («цитатник», даётся на первых его страницах); «От составителей» — публикация 3—4 важных в методологическом отношении макаренковедчес-ких публикаций последних лет (отечественных и зарубежных); тематика учебных и исследовательских работ (даётся по содержанию тома); список современных ма-ренковедческих отдельных изданий, статей, публикаций материалов научно-практических конференций, диссертационных работ (отечественных и зарубежных), относящихся ко времени, близкому к выпуску тома (иногда с краткими аналитическими аннотациями); макаренковедческие материалы из ресурсов сети Интернет; именной указатель лиц, упомянутый в авторских материалах А.С. Макаренко и в комментариях к ним (по тому).
Специально в учебно-методических целях комментарии к авторским материалам А.С. Макаренко даются не в конце книги (как обычно делятся, их там мало кто читает), а сразу после макаренковского текста. Это побуждает читателя к более осмысленному восприятию материала, в контексте многих сопутствующих ему явлений и процессов. Читатель может понимать макаренковские идеи и опыт не догматически, системно и в их неуклонном противоречивом развитии.
Важно и то, что при сопоставлении текста А.С. Макаренко и комментария читатель получает возможность проверить восприятие текста и оценить комментарий в его обоснованности. Это одно из важнейших средств формирования педагогического мышления.
Работа над наследием
Работа над наследием А.С. Макаренко по материалам его жизни и деятельности, данным в 9-томнике (до апреля 1939 г.), может продолжаться по материалам книги, Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире. 1939-2005 гг. Критический анализ. — Н. Новгород. Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы. 2007. — 417 с. Формат 60/84х16. Тираж 300 экз.
Сведения об издании трудов А.С. Макаренко, освоении и практическом применении его наследия с 2006 до начала 2017 г. см. по спискам макаренковедче-ской литературы, данным в 1-9 томах, в разделе «Учебно-методический материал».
Исследовательская лаборатория «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко», работающая с 2003 г. в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина и подготовившая 9-томное издание трудов А.С. Макаренко, далее планирует:
Издание: «Сводный тематический указатель» и «Сводный именной указатель» к вышедшему новому изданию трудов А.С. Макаренко (в виде отдельной брошюры);
Издание: «Актуальные и малоизвестные труды А.С. Макаренко» (по вышедшему 9-томнику), в 2-х томах, примерно по 25—30 печатных листов, в многотиражном издании;
Издание: «Идеи А.С. Макаренко в творчестве зарубежных и отечественных деятелей экономики, образования и культуры» (по рубрике «От составителей» в 9-томнике) и по 5—9 выпускам серии «Наследие А.С. Макаренко: современная разработка и перспективы» — с материалами из США, Израиля, Бразилии, России, всего 9 материалов; в многотиражном издании;
Издание: «Педагогика А.С. Макаренко: очерк методологии» (по рубрике «От составителей» в 9-томнике), в многотиражном издании;
Издание: «Педагогика общества, детства и молодёжи. По наследию А.С. Макаренко (прошлое — настоящее — будущее)» — научно популярное издание, многотиражное, не более 25 печатных листов.
Продолжение серии: «Наследие А.С. Макаренко: современная разработка и перспективы (в аспекте методологии)» — № 10, 11. НО
On The New Edition Of Works By A.S. Makarenko
A.A. Frolov, Professor, doctor of pedagogical Sciences, scientific consultant of the research laboratory Makarenko, Nizhny Novgorod
E.Yu. Ilaldinov, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, head research laboratory «Educational pedagogics A.S. Makarenko», head of the Department of General and social pedagogics NSPU them. K. Minina (Mininsky University), Nizhny Novgorod
S.I. Aksenov, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, scientific employee research laboratory «Educational pedagogy A.S. Makarenko», NSPU them. K. Minina (Minino University), Nizhny Novgorod, e-mail: [email protected]
Abstract. Edition of the works of A.S. Makarenko in 9 volumes. Brief description of the publication and approaches to the formation of content. Prospects for the development of publications on the activities and works of the great teacher.
Keywords: the legacy of A. S. Makarenko, a new publication, education society, social children and adult educational group, the new methodology of pedagogy.