Научная статья на тему 'Основные вехи биографии А. С. Макаренко'

Основные вехи биографии А. С. Макаренко Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
954
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КОЛОНИЯ ИМЕНИ МАКСИМА ГОРЬКОГО / КОММУНА ИМЕНИ Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОГО / КРИТИКА / КОЛЛЕКТИВ / ПОЛИТИКА / COLONY NAMED AFTER A.M. GORKY / COMMUNE NAMED AFTER F.E. DZERZHINSKY / PEDAGOGY / THEORY OF EDUCATION / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / CRITICISM / COLLECTIVE / POLITICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тюгаева Нина Алексеевна

в статье рассматриваются важные периоды жизни педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко, а также актуальные вопросы теории ипедагогической практики Макаренко в различных образовательных учреждениях и трудовых колониях для несовершеннолетних правонарушителей; называются его основные педагогические, публицистические илитературно-художественные произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN MILESTONES OF THE BIOGRAPHY OF A.S. MAKARENKO

in the article the author considers the most important dates of life of the educator and writer Anton Semenovych Makarenko, urgent issues of his theory and pedagogical practice in different educational institutions and labour colonies for juvenile offenders. The main pedagogical, publicistic and literary works by Makarenko are mentioned in the article.

Текст научной работы на тему «Основные вехи биографии А. С. Макаренко»

К 125-летию со дня рождения А. С. Макаренко

N.A. TYUGAEVA*

MAIN MILESTONES OF THE BIOGRAPHY OF A.S. MAKARENKO

УДК 376 ББК 74.663 Т98

Аннотация: в статье рассматриваются важные периоды жизни педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко, а также актуальные вопросы теории и педагогическойпрактики Макаренко в различных об-разовательныхучрежденияхи трудовыхколонияхдля несовершеннолетнихправонарушителей, называются его основные педагогические публицистическиеи литературно-художественныепроизведения.

Ключевые слова: педагогика, теория воспитания, педагогический эксперимент; колония имени Максима Горького коммуна имени Ф.Э. Дзержинского, критика, коллектив политика

НИНА

АЛЕКСЕЕВНА

ТЮГАЕВА*

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ БИОГРАФИИ А.С. МАКАРЕНКО

Annotation', in the article the author considers the most important dates of life of the educator and writer Anton Semenovych Makarenko, urgent issues of his theory and pedagogical practice in different educational institutions and labour colonies for juvenile offenders. The main pedagogical, publicistic and literary works by Makarenko are mentioned in the article.

Key words pedagogy, theory of education, pedagogical experiment, colony named after A.M. Gorky, commune named after F.E. Dzerzhinsky, criticism, collective, politics.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) -педагог и писатель. Родился 1 (13) марта 1888 г. в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра. В 1904 г. окончил 4-классное училище в городе Кременчуге, затем - годичные учительские курсы. В 1905-1914 гг. преподавал в железнодорожных училищах. В 1916-1917 гг. служил ратником в действующей армии, демобилизован в связи с близорукостью. В 1917 г. с золотой медалью окончил Полтавский педагогический институт, написав выпускное сочинение «Кризис современной педагогики». Имел реальные перспективы научной карьеры, однако с 1918 г. избрал путь практической педагогики. Работал инспектором Высшего начального училища в городе Крюков Посад Кременчугского уезда, заведовал начальным городским училищем в Полтаве.

С сентября 1920 г. - заведующий Полтавской колонией для несовершеннолетних правонарушителей ( впоследствии - колония имени Максима Горького!, где решил осуществить методику «горьковского отношения к человеку». Именно Горькому в 1914 г. отослал Макаренко на отзыв свой первый рассказ «Глупый день», а с 1925 г. состоял с ним в переписке. В 1928 г. М. Горький, лично познакомившись с Полтавской колонией и Харьковской коммуной, писал в письме Макаренко: « Огромнейшего значения и поразительно удачный педагогический эксперимент Ваш имеет мировое значение».

* Доктор педагогических наук, профессор,

профессор кафедры юридической психологии и педагогики

(Академия ФСИН России)

E-mail: editor62@vandex.ru.

Хорошо изучив к этому времени педагогическую литературу; Макаренко, вопреки распространенной концепции врожденной доброкачественности или порочности людей, в духе коммунистического неопросветительства исходил из принципа правильного воспитания как определяющего условия для формирования достойного человека. Доказывать это бескорыстный энтузиаст начал в полуразрушенных зданиях первой колонии на зыбучих песках, а с 1927 г. -под Харьковом, объединившись с колонией, имевшей по всей У краине печальную славу притона самых неисправимых воров и беспризорников. Последовавшие вскоре беспримерные успехи педагога-новатора были основаны на использовании огромного воспитательного потенциала коллектива, сочетании школьного обучения с производительным трудом, создании обстановки доверия и требовательности.

Первые статьи Макаренко о колонии появились в 1923 г. в полтавской газете «Голос труда» и в журнале «Новыми стежками». В 1927 г. были написаны первые главы «Педагогической поэмы». Тогда же Макаренко разработал проект управления детскими колониями Харьковской губернии для широкого внедрения своего опыта. Однако в связи с нападками со стороны педагогической общественности (основой которых были не столько действительные упущения Макаренко, сколько консерватизм, а то и обыкновенная зависть менее удачливых коллег) после объявления летом 1928 г. Наркомпросом Украины его системы воспитания «несоветской» подал заявление об уходе с работы.

В 1932 г. было опубликовано большое художественное педагогическое произведение «Марш 30 года» - цикл очерков, объединенный основными действующими лицами, пока еще в краткой форме, но уже в свойственной Макаренко документально-«кинематографической», неявно наставительной манере, лишенной сентиментальности, тяготеющейк юмору как своеобразному смягчающему способу передачи остроты внутренних переживаний и внешних коллизий, рассказывающий о жизни воспитательной колонии новаторскоготипа.

С 1928 г. Макаренко работает над созданием нового коллектива- коммуны имени Ф.Э. Дзержинского под Харьковом, которая не только способствовала перевоспитанию «трудных подростков» в ходе общественного труда, но и окупала себя, давая государству огромную прибыль, и даже начала выпуск сложных приборов - фотоаппаратов ФЭД и первой модели отечественных электросверлилок что выразилось в назва-

нии следующейкниги Макаренко- «ФД-1» (1932 г.), уцелевшая часть рукописи опубликованав 1950 г.

С помощью М. Горькогов 1933-1935 гг. была издана «Педагогическая поэма», принесшая ее автору всемирную известность и открывшая новую страницу в истории педагогики. Уникальное художественное произведение о научном творчестве в области практического воспитания, оно показывало путь не только должного развития личности, основанный на принципе целеполагания, «положительной» деятельности, продуктивности, гуманистической взаимопомощи и социальной ответственности, но и, главное, уважительного доверия к человеку. Содержание книги раскрывало живые и убедительные типы воспитанников с разнообразными, часто агрессивными задатками и сложными судьбами, эволюцию их характеров. Представлен подкупающий правдивостью образ самого Макаренко - наставника, организатора, старшего друга. Процесс воспитания раскрывается в конкретных (часто забавных, заранее проецирующих на «разрешимость» конфликта) ситуациях, психологический динамизм которых проявлялся главным образом в диалогах с их эффектом читательского присутствия и тонкой речевой индивидуализацией.

В 1933 г., после того как Харьковский театр стал шефом руководимой им коммуны, Макаренко пишет пьесу «Мажор» (опубликована в 1935 г. под псевдонимом А. Гальченко), нацеленную на передачу бодрого, жизнерадостного настроя коммунаров. Следующей была «производственная» пьеса из жизни заводских оптиков, борющихся за устранение брака, - «Ньютоновы кольца» (не опубликована). Макаренко написал также сценарии «Настоящий характер», «Командировка» (опубликованы в 1952 г.), роман «Пути поколения» (незаконченный, также из заводской жизни).

В 1935 г. Макаренко был переведен в Киев помощником начальника отдела трудовых колоний НКВД Украины, куда в сентябре 1936 г. на него из коммуны имени Ф.Э. Дзержинского поступил политический донос. Макаренко обвинялся в критике И.В. Сталина и поддержке украинских оппортунистов! Писателю дали возможность скрыться, он переехал в Москву (1937 г.), где завершил работу над книгой для родителей в соавторстве с женой Г.С. Салько. Повести «Честь» (1937 г.) и «Флаги на башнях» (1938 г.) продолжили темы предшествующих художественно-педагогических произведений писателя, но уже в романтически-апологетической тональности, акцентируя внимание не столько

К 125-летию со дня рождения А.С. Макаренко

К 125-летию со дня рождения А. С. Макаренко

на трудностях процесса, сколько на блеске успешного результата многолетних усилий и отточенной педагогической техники. Это был ответ на упреки критики в идеализации изображаемого. Макаренко писал: «Это не сказка и не мечта, это наша действительность, в повести нет ни одной выдуманной ситуации... нет искусственно созданного колорита, и жили мои колонисты, представьте себе, во дворце»1.

При жизни Макаренко подвергался постоянной критике: ему ставили в вину увлечение дореволюционной педагогикой, стремление к утверждению авторитаризма, дисциплины. Педагоги-гуманисты (П. П. Блонский, В.Н. Сорока-Росинский и др.) не принимали его революционной активности, увлеченности коллективистскими формами работы и пр. В 1928 г. вступил в конфликт с НИИ педагогики Наркомпроса Украины, наиболее последовательно поддерживающим позицию В.Н. Шульгина о классовом подходе к анализу педагогических влияний. О практике Макаренко негативно высказывались Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и др. Преследования критиков продолжались и после публикации «Педагогическойпо-эмы». В 1938 г. против него развернулась кампания по обвинению в намерении исказить революционную действительность, педагогическом непрофессионализме и некомпетентности вреде его книг для социалистического воспитания.

Активная публицистическая и литературно-художественнаядеятельность Макаренко в Москве была прервана его скоропостижной смертью в вагоне пригородного поезда 1 апреля 1939 г.

После смерти Макаренко наибольший урон изучению его идей нанесла канонизация образа Макаренко в официальной педагогической теории СССР. До середины 80-х годов ХХ века издания Макаренко выходили с купюрами и значительными исправлениями, комментарии носили ярко выраженный идеологический характер. С конца 80-х годов появились многочисленные публикации, в которых предпринимались попытки дать оценку творчества Макаренко с современных позиций. Однако вопрос о месте Мака-

1 Литературнаягазета. 1939. 26 апр.

ренко в педагогическойтеории и практике до настоящего времени остается дискуссионным. Бесспорно, его открытие оказали существенное влияние на развитие смежных с педагогикойдис-циплин, которые в 30-х годах ХХ столетия практически были запрещены, - социальной педагогики, педагогическойпсихологии и др.

Особый вклад Макаренко внес в исправительно-трудовую педагогику. Его опыт позволил в короткий срок наладить практическую работу трудовых колоний НКВД в масштабах Украины. Макаренко выступал против карательных функций перевоспитания, против использования в работе с детьми элементов тюремного режима. В колониях для несовершеннолетних упразднил карцеры и внутреннюю охрану. В 90-е годы ХХ столетия в научный оборот введен термин «пенитенциарная педагогика» вместо ранее употреблявшегося понятия «исправительно-трудовая педагогика». Самостоятельная пенитенциарная педагогика для несовершеннолетних не разрабатывается. Все вопросы исправления несовершеннолетних осужденных рассматриваются в русле общей пенитенциарной педагогики. Одним из основоположников советской исправительно-трудовой педагогики по праву считается А. С. Макаренко.

«Запрограммированный» оптимизм Макарен-ко-воспитателя во второй половине ХХ века был скорректировандостижениями современной педагогики, учитывающей и чуждое Макаренко обращение к наследственности, сфере подсознания, к национальному менталитету и т. п. Однако время борьбы с «макаренковщиной» уже прошло: концепция и практический опыт Макаренко изучаются и поныне, находя отклик у многих педагогов разных стран. Значительную исследовательскую и текстологическую работу провели сотрудники Марбургского университета (Германия), где с начала 60-х годов ХХ столетия действует макаренковская лаборатория, основанная Л. Фрезе. Педагогическая теория и практика А. С. Макаренко продолжают оставаться актуальными и в XXI веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.