Научная статья на тему 'Современное зарубежное и отечественное макаренковедение'

Современное зарубежное и отечественное макаренковедение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКАРЕНКОВЕДЕНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ МАКАРЕНКОВЕДЕНИЯ / НАСЛЕДИЕ А.С. МАКАРЕНКО / ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илалтдинова Елена Юрьевна, Аксёнов Сергей Иванович, Кувабара Кийоси

В статье подводятся итоги Международного макаренковедческого симпозиума, организованного нижегородской исследовательской лабораторией Мининского университета «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко». Представлена противоречивая история становления и развития отечественного и зарубежного макаренковедения, его состояние и перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илалтдинова Елена Юрьевна, Аксёнов Сергей Иванович, Кувабара Кийоси

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INTERNATIONAL AND RUSSIAN MAKARENKOSTUDIES

The articles presents the results of international Symposium on Makarenkostudies held by Nizhny Novgorod research laboratory “Pedagogy of A.S. Makarenko”. The history of development, modern state and prospects of Russian and international makarenkostudies are shown.

Текст научной работы на тему «Современное зарубежное и отечественное макаренковедение»

УДК 371

Е.Ю. ИЛАЛТДИНОВА, кандидат педагогических наук, доцент, зав. исследовательской лабораторией «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко», зав.кафедрой общей и социальной педагогики, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected]

С.И. АКСЁНОВ, кандидат педагогических наук, доцент,научный сотрудник исследовательской лаборатории «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко», НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected] К. КУВАБАРА, доктор педагогических наук, доцент, Хоккайдский педагогический университет, Государственная университетская корпорация, Саппоро, Япония, е-mail: kuwabara.kiyoschi@s. hokkyodai .ac.jp

СОВРЕМЕННОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ И ОТЕЧЕСТВЕННОЕ МАКАРЕНКОВЕДЕНИЕ E.U. Ilaltdinova, S.I. Aksenov, K.Kuwabara

MODERN INTERNATIONAL AND RUSSIAN MAKARENKOSTUDIES

В статье подводятся итоги Международного макаренковедческого симпозиума, организованного нижегородской исследовательской лабораторией Мининского университета «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко». Представлена противоречивая история становления и развития отечественного и зарубежного макаренковедения, его состояние и перспективы.

Ключевые слова: макаренковедение, методология макаренковедения, наследие А.С. Макаренко, педагогика, воспитание.

The articles presents the results of international Symposium on Makarenkostudies held by Nizhny Novgorod research laboratory "Pedagogy of A.S. Makarenko". The history of development, modern state and prospects of Russian and international makarenkostudies are shown. Keywords: makarenkostudies, methodology of makarenkostudies, A.S. Makarenko's legacy, pedagogy, social and emotional education.

30 октября 2014 г. на базе Мининского университета завершил работу международный макаренковедческий симпозиум «Современное макаренковедение: история, состояние, перспективы». Симпозиум организован исследовательской лабораторией «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко» (научный консультант профессор А.А. Фролов) и Международной макаренковской ассоциацией под председательством профессора Н.С. Де Кумиса (университет La Sapienca, Италия).

Богатейший макаренковедческий материал, охватывающий уже 75-летний период, является предметом специального изучения отечественных и зарубежных исследователей. На современном этапе есть общее признание специалистами того факта, что дальнейшее развитие макаренковедения, определение перспективной проблематики уже невозможно [8] без обобщения результатов проведенных до сего дня теоретических разработок и опыта практического применения педагогики А.С. Макаренко.

Симпозиум 2014 г. продолжает традиции, которые были заложены в 1960-х гг. в Марбурге. Первые международные встречи макаренковедов проходили в различных форматах - совещание, конференция и пр. - и только к концу 1980-х гг. международное сообщество вышло на такую форму научного сотрудничества как симпозиум. Шестой международный макаренковедческий симпозиум прошел в ФРГ, в Марбурге, в 1989 г., по теме: «Современное состояние и перспективы макаренковедения». Его материалы [12] были опубликованы позднее в 1994 г.

Отношения отечественного и зарубежного макаренковедения за долгий путь исторического развития неоднократно меняли свою направленность и характер: от прямого противостояния, взаимных обвинений [11], терпимого сосуществования, до взаимообогащения и признания значимости исследований [5] одной и другой сторонами. В 1980-х гг. именно зарубежное макаренковедение стало важнейшим фактором [10] развития отечественных исследований, вывело его на новый уровень осмысления наследия А.С. Макаренко.

Нижегородский симпозиум, собравший исследователей из России, Италии [13], Украины, Норвегии, Великобритании и Японии, является седьмым международным макаренковедческим симпозиумом. В центре его внимания плодотворная работа исследователей разных стран по осмыслению хода и результатов освоения наследия А.С. Макаренко.

Шестой марбургский симпозиум положил начало закреплению термина «макаренковедение», в значении относительно самостоятельного направления в педагогической науке и ее истории. В СССР, России этот термин использован в 1991 г. в сборнике «Пионеры макаренковедения» [15]. В нем освещена макаренковедческая работа двадцати трех наиболее известных последователей А.С. Макаренко, работавших в СССР с 1940-1950-х гг.

В этом сборнике, как и в материалах марбургского симпозиума, обозначилось значение понятия «макаренковедение» в узком смысле: освоение и разработка наследия А.С. Макаренко путем критического анализа и обобщения трудов его последователей, педагогов-теоретиков и практиков, историков педагогики, литературоведов.

Выделение этого аспекта в макаренковедческой работе предполагает, что он составляет органическую часть макаренковедения в широком смысле [7], когда исследуется непосредственно то, что заложено в трудах А.С. Макаренко, в документации его практического опыта, в многочисленных других источниках. Этот массив источников представляется сегодня в шести укрупненных блоках. Исследования истории освоения и разработки наследия А.С. Макаренко с 1939 г. [3] показывают, что источниковая база макаренковедения постоянно расширяется и будет расширяться и дальше.

Указанные два аспекта в макаренковедении имеют общую методологию в русле методологии истории педагогики [3]. Макаренковедение в узком смысле, несомненно, имеет некоторые методологические особенности, которые разрабатываются в ракурсе методологии педагогической историографии освоения и разработки наследия А.С. Макаренко.

Важным условием и фактором дальнейшего развития макаренковедческой работы остается труд профессора А.А. Фролова «А.С. Макаренко в СССР, России и мире» [16], отражающий освоение и разработку его наследия в период с 1939 г. по 2005 г. Проведенная в последующие годы работа исследователей и последователей А.С. Макаренко отражена в учебно-методическом материале каждой части нового издания работ А.С. Макаренко [1].

На нижегородский международный симпозиум прислано 28 материалов из России, Италии, Украины, Норвегии, Великобритании, Японии, из них 21 авторский материал размещен на сайте симпозиума (mininuniver.ru). В числе участников также представители Российской макаренковской ассоциации - Москва, Нижний Новгород, Волгоград, Челябинск, Якутск.

Дискуссионная площадка симпозиума позволила членам его Научного комитета обменяться мнениями в соответствии с целями и задачами симпозиума по содержанию макаренковедческой работы на современном этапе.

Доктор педагогических наук, профессор А.А. Фролов, анализируя материалы симпозиума в целом, остановился на четырех важнейших проблемах, отсутствующих в сфере интересов современных макаренковедов. Первое, отсутствие слова «Макаренковедение» в заголовках большинства присланных на симпозиум материалов, а

значит и этого понятия в системе нашего мышления и действия. Об этом факте необходимо серьезно подумать.

Второе: фундаментальная в педагогической теории и практике проблема соотношения педагогики, воспитания - и идеологии, политики обходится вниманием в представленных материалах. Говорится в этом духе не прямо, а как бы в плане отрицания политико-идеологических «ярлыков». Предлагается, что нужно ориентироваться на гуманизацию и демократию, в их «чистом виде». При этом время показало, что «деидеологизация» и «деполитизация» - это отказ от духовных скреп общества и государства, от проблем нравственности во всех сферах нашей жизни, включая культуру, искусство, средства массовой информации. Это и утрата духовно-нравственного стержня человеческой личности.

Отказ в педагогике от политики и ее идеологических основ нужно рассматривать как отрыв от жизни педагогики и школы. Отрыв умозрительный, т.к. нельзя исключить из жизни государства и общества то, без чего они существовать не могут.

И наконец, по мнению А.А. Фролова, в представленных материалах недостаточно затронута проблема управления. В педагогике А.С. Макаренко, это прежде всего управление трудовым, «воспитательным», «учрежденческим» коллективом. Соотношение детей и взрослых в нем (педагогов, мастеров производства, служащих) в лучшие годы педагогической деятельности А.С. Макаренко (1924-1933 гг.) выражалось как 3:1. В управлении этим коллективом действуют две линии [17], [6]: административное управление и самоуправление.

Председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО (Институт теории и истории педагогики и образования РАО) доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО М.В. Богуславский выделил три основных позиции, вокруг которых ведется макаренковедческая работа. Во-первых, исследователи продолжают работу по объяснению феномена жизнестойкости наследия А.С. Макаренко; во-вторых, ряд исследователей обращается к задачам представления своего целостного видения А.С. Макаренко и его наследия; в-третьих, макаренковедческая работа идет в русле проблематики внедрения идей и опыта А.С. Макаренко. Кроме этого, выделено как отдельное направление в макаренковедческой работе - историографическое.

Научный комитет международного макаренковедческого симпозиума при обсуждении представленных участниками докладов и статей отметил их инновационную составляющую даже при многолетнем исследовании ключевых проблем макаренковедения отдельными авторами. Отмечено, что примерно 1/3 из них имеют нетрадиционные, креативные, полемичные формулировки. При этом в качестве недостатка было высказано и положение о несоответствии некоторых из них основной цели мероприятия, исследованию макаренковедения в его узком смысле.

В ходе обобщающих выступлений членов научного комитета международного симпозиума было высказано мнение о том, что А.С. Макаренко «выпал» из российской культуры, подчеркнута и актуализирована ценность историко-педагогических персоналий, их сохранность. Важным аспектом исследований должны стать отечественные и зарубежные макаренковедческие школы.

Президент Российской макаренковской ассоциации Т.Ф. Кораблева подчеркнула, что педагогика А.С. Макаренко по сути является гуманной, а не коммунистической, выступила с предложением о создании экспертного сообщества по вопросам воспитания на базе ассоциации.

А.А. Абаринов (Киев) подчеркнул, что впервые в истории макаренковедения обсуждение идей и новых веяний, касающихся педагогического наследия А. С. Макаренко, было проведено 30 октября 2014 года в формате, который ранее был недоступен для широкого обмена мнениями. Новаторский подход организатора способствовал привлечению к обсуждаемому вопросу не только новых исследователей, но и позволил в период сложной международной обстановки расширить круг участников, направленность и границы объекта

изучения. В силу субъективных причин, ряд исследователей смогли принять участие в работе симпозиума только заочно, однако это не только не внесло диссонанс в общее содержание и тематику симпозиума, но и является достижением симпозиума.

Методология макаренковедения и методология педагогики А.С. Макаренко -ключевые исследовательские проблемы, требующие четкого разграничения, обобщения и глубокого исследования. В ходе свободной дискуссии участниками симпозиума высказано утверждение, что методология А.С. Макаренко представляет собой синтез классической и гуманитарной методологии. Профессор, доктор педагогических наук Л.И. Гриценко определила основные вопросы сетевой методологии в русле синтетической педагогики А.С. Макаренко.

Украинский исследователь Б.Н. Наумов обратил внимание участников симпозиума на создание синтетической педагогики; системы полицентризма; парадигмы макаренковедения; целостности развития каждого для развития всех; системы целостного образование в триединстве «Здоровье, духовность, активность». Важными проблемами исследования, на его взгляд, являются следующие: идеология образования, методология образования, история образования, теория образования, технология образования, изучение передового педагогического опыта и пр.

Симпозиум обнажил проблемы слаборазвитой коммуникативности, плодотворного взаимодействия, в первую очередь, внутри макаренковской ассоциации; поиска, обмена, введения в научный оборот, научного осмысления новых исследовательских источников, макаренковедческих работ, а также культуры их цитирования.

Члены научного комитета международного макаренковедческого симпозиума обратили пристальное внимание исследователей к необходимости строгого оперирования научной терминологией Макаренко и макаренковедения (социальный педагог-реформатор, воспитатика), и не использовать термины, преимущественно используемые в журналистском стиле. Подтверждена необходимость разработки терминологического словаря-справочника по макаренковской педагогике.

Р.В. Соколов акцентировал внимание на необходимости разработки разнообразных образовательных программ, нацеленных на достижение образовательных результатов разной направленности, на основе педагогики А.С. Макаренко.

В.В. Лущиков, руководитель лаборатории «Педагогика А.С. Макаренко» ЧИРПО, ознакомил участников симпозиума с деятельностью средних профессиональных образовательных организаций, использующих производственный труд в русле его макаренковского понимания. Челябинская область является сегодня лидером по целенаправленному и продуктивному развитию системы среднего профессионального образования на основе вовлечения учащихся в продуктивный, производственный труд. Эта деятельность в Челябинской области отражена в специально созданном Интернет-ресурсе, обобщающем и популяризирующем производственные возможности учреждений среднего профессионального образования.

Одним из главных вопросов, по мнению И.З. Гликмана, является вопрос о том, как добиться того, чтобы макаренковское наследие пошло в школу [4]. На этом пути он видит два основных препятствия: первое - работа школьного учителя ориентирована на обучение, на подготовку к ЕГЭ, им не до воспитания. И второе, задачи воспитания по сути лишь декларируются государством во ФГОС. И так будет продолжаться до тех пор, пока при лицензировании школ не будут введены такие реальные показатели оценки воспитательной деятельности образовательных организаций, как массовая клубная и спортивная деятельность, общественная, волонтерская работа, предоставление возможности участия обучающихся в педагогически целесообразно организованном, оплачиваемом труде и прочее. Высказано предположение, что если сегодня от педагогов потребуют воспитательной работы в школе, то, как следствие, увеличится количество бесед. Необходимо показать основный смысл воспитания - организация среды для формирования

характера. Самые хорошие беседы этого не создают. Цель воспитания не личность, а характер.

В итоговом документе симпозиума были отражены исторические тенденции, современное состояние и перспективы развития макаренковедения. Симпозиум подтвердил выводы, отраженные в итоговом документе, прошедшей 28-29 марта 2013 г. в Нижнем Новгороде международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию со дня рождения А.С. Макаренко [14; 249-250], [2]. Это прежде всего характеристика А.С. Макаренко как классика педагогики, социального педагога-реформатора, творца новой концепции педагогики на основе традиций ее реализации как науки о воспитании. Симпозиум засвидетельствовал, что фундаментальным основанием педагогики А.С. Макаренко является единство воспитания и жизни, органическая связь с общественным производством, культурой, идеологией и политикой.

Симпозиум показал острую необходимость углубленной и широкой теоретической и методологической работы над наследием А.С. Макаренко, в особенности над проблемой соотношения объективных и субъективных предпосылок педагогики и воспитания. При слабой ориентировке в педагогической теории и методологии педагогики практическое использование этого наследия ведет к его упрощению, искажению и дискредитации.

Вместе с тем, было отмечено, что настало время вырабатывать конкретную программу действий по реализации потенциала макаренковского наследия в современных, быстроменяющихся сейчас условиях. Нужно выявлять и обобщать современный опыт реализации идей и опыта А.С. Макаренко, критически осмысливать результаты уже 20-летней практики «личностно-ориентированной» педагогики.

Симпозиум поддержал новый проект нижегородской макаренковедческой лаборатории по созданию учебника: «Педагогика А.С. Макаренко». На начальном этапе этой работы предполагается обобщить исследования по методологии макаренковской педагогики и разработать ее понятийно-терминологический аппарат, имея в виду его 4 уровня: методологический, теоретический, организационно-методический и технологический.

Симпозиум рекомендовал усилить внимание к изучению педагогики А.С. Макаренко как опытно-экспериментальной науки, приближающейся к точности естественнонаучного знания. Для этого специальным объектом исследования должна стать доказательная база макаренковского педагогического творчества (фактологическое макаренковедение), ее логика согласованной теории и практики взаимодействия педагогических целей, средств и результатов.

Участниками симпозиума была высказана необходимость рассмотрения макаренковского наследия в связи с другими социально-гуманитарными науками. Эта проблема может успешно разрабатываться путем обращения к литературно-художественным и публицистическим произведениям А.С. Макаренко, в них раскрываются социальные, этические и эстетические основы его педагогики. Эти произведения и современные педагогические комментарии к ним представлены в новом издании трудов А.С. Макаренко: «Школа жизни труда, воспитания» [1] - в 1-6 его частях - Н.Новгород, 2008-2013; тт.7-9 выйдут в конце 2014 и в 2015, 2016 гг.

На симпозиуме было отмечено, что проблема «Макаренко и современность» решается сегодня в одном направлении: от современных, новых педагогических понятий - к Макаренко, в порядке их приспособления к нему. Главным необходимо сделать другой вектор: от его понятий - к тому, чего нет в современной системе педагогики. Результат -обогащение и новая систематизация понятийного аппарата педагогики.

Подчеркнута необходимость активно использовать и расширять электронный ресурс всех материалов, посвященных А.С. Макаренко, практиковать издание и распространение брошюр по результатам исследований, продолжать поиски новых макаренковедческих источников, в полной мере использовать материалы описи № 5 фонда А.С. Макаренко в РГАЛИ.

Было рекомендовано проводить международный симпозиум по проблемам макаренковедения в узком смысле (методологии макаренковедения) не менее чем один раз в два года с предоставлением всем участникам возможности выступить с вопросами.

Международный симпозиум выразил признательность нижегородской макаренковедческой лаборатории НГПУ им. К. Минина (А.А. Фролов), Институту теории и истории педагогики и образования РАО (М.В. Богуславский), ММА (Н.С.Де Кумис), РМА (Т.Ф. Кораблева) за всемерную поддержку и развитие макаренковедения, сохранение социально-педагогического наследия А.С. Макаренко для последующих поколений.

ЛИТЕРАТУРА

1. А.С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практики воспитания. Части 1-6. - Н. Новгород, 2007-2013.

2. Аксенов, С.И. Педагогика А.С. Макаренко: воспитание и жизнь / С.И.Аксенов, Е.Ю. Илалтдинова // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 1.- URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no1

3. Богуславский, М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии: монография / М.В. Богуславский. - М.: ИТИП РАО, 2012. - 434 с.

4. Гликман, И.З. Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 ч. Часть I. Теория и методика воспитания / И.З.Гликман. - М.: НИИ школьных технологий, 2009. - 168 с. Часть II. Организация воспитательного процесса. - М.: НИИ школьных технологий, 2009. - 320 с.

5. Зюнкель, В. В Эрлангене изучают Макаренко / В. Зюнкель// Советская педагогика. -1990. - № 4. - С. 131-139.

6. Илалтдинова, Е.Ю. Методология менеджмента И.Адизеса и А.С. Макаренко: преемственность и развитие / Е.Ю. Илалтдинова // Народное образование. 2013 - № 2, - с. 84-87

7. Илалтдинова, Е.Ю. Состав и потенциал дальнейшего освоения педагогического наследия А.С.Макаренко / Е.Ю.Илалтдинова, А.А. Фролов // Развитие образования и педагогической мысли в истории общества. Монография / под ред. Г.Б.Корнетова. М.:АСОУ, 2007. - 368 с.

8. Илалтдинова, Е.Ю. Исследования макаренковедения как основа дальнейшей разработки наследия А.С. Макаренко / Е.Ю.Илалтдинова // А.С. Макаренко - человек, педагог, ученый, писатель: СССР, Россия, Урал: материалы 10-х Всероссийских Макаренковских педагогических чтений / под ред. В.С. Третьяковой. Екатеринбург: «Раритет», 2013. 330 с. (сс. 21 -29)

9. Илалтдинова, Е.Ю. Официальная педагогика и общественно-педагогическая инициатива в истории освоения и разработки наследия А.С. Макаренко: 1939-середина 1970-х гг. -монография / Е.Ю.Илалтдинова. - Н. Новгород: ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет», 2010. - 219 с.

10. Илалтдинова, Е.Ю. Роль зарубежного макаренковедения в отечественной истории разработки наследия А.С. Макаренко (1975-1991 гг.)/ Е.Ю.Илалтдинова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2(16) (март-апрель). 2011. С.88-91.

11. Кумарин, В. В. «Фальсификаторы. Как в Марбурге создают «новый образ» А. С. Макаренко» / В. В. Кумарин // Учительская газета от 27.09.1973.

12. Международный макаренковедческий симпозиум,1989, 28 апр. -2 мая в Замке Рауишхольсхаузен. Современное состояние и перспективы макаренковедения : тезисы рефератов [Text] = Internationales Makarenko- Symposion 1989 28. April - 2. Mai im Schloss Rauischholzhausen " Der Stand und die Perspektiven der Makarenko- Forschung" .Thesen der Referate. - [Deutschland] : [s. n.], 1989. - 141 s.

13. Меттини, Э. Итальянское макаренковедение вчера и сегодня / Э. Меттини // Народное образование. - 2006. - № 6. - С. 190-193.

14. Педагогика А.С. Макаренко: воспитание и жизнь (достижения и проблемы): материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию со дня рождения А.С. Макаренко (28-29 марта 2013 г.) / Сост. Е.Ю. Илалтдинова, С.И. Аксенов. Под ред. А.А. Фролова. - Н.Новгород, 2013. - 256 с.

15. Пионеры макаренковедения : [сб. науч.-биогр. ст.] / АПН СССР, НИИ теории и методов воспитания. - М. : НИИТИМВ, 1991. - 193 с.

16. Фролов, А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939-2005гг, критический анализ) / А.А. Фролов.- Н.Новгород: Издательский дом Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. - 417с.

17. Фролов, А.А. Административное управление и самоуправление в педагогике А. С. Макаренко / А.А. Фролов // Педагогика. - 2011. - №10 2011. - с. 57-65.

© Илалтдинова Е.Ю., Аксёнов С.И., Кувабара К., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.