Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ВОИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тиц Роман Владимирович

Цель исследования - изучить основные направления воспитательного процесса военнослужащих в военной педагогике и обосновать эффективность использования педагогического метода активного обучения в Вооружённых Силах Российской Федерации (далее - ВС РФ). В статье раскрывается понятие «коллектив», а также необходимые условия для его формирования. Также раскрывается использование метода активного обучения «Деловая игра» на примере апробации данного метода в ВС РФ. Научная новизна исследования заключается в использовании активного метода обучения «Деловая игра» в ВС РФ, для выявления личностных качеств и индивидуальных способностей военнослужащих командным составом подразделения и формирования сплоченного воинского коллектива. В результате исследования представлены необходимые условия и направления воспитания в военной педагогике, которые прямым образом влияют на адаптацию личного состава к новым жизненным условиям и формирование воинского коллектива, а также раскрыто использование активного педагогического метода «Деловая игра». Приведен пример использования данного педагогического метода из личного опыта работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тиц Роман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ACTIVE TEACHING METHODS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF MILITARY PERSONNEL

Goal investigation - to study fundamental direction army pedagogical and basing of effectiveness use pedagogical method’s active education at army Russian Federation (the next ARF) for study of personal staff and to form of united army collective. In article open conception “collective”, and also necessary for him form. Also open use of education “Busy game” on example of use this method at (ARF) scientific novelty investigation conclude in use active method education “Busy game” in ARF, for discovering personal quality and personal ability serviceman commanding group their former united military collective. In result investigation present necessary condition and direct education in military pedagogical, which straight relation influence on adaptation personal staff to new life’s condition army collective and also open use active pedagogical method’s “Busy game”. Brought example use of this pedagogical method from personal experience work.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

Применение активных методов обучения в воспитательном процессе военнослужащих

Тиц Роман Владимирович,

аспирант, ФГБОУ ВО «Псковский государственный

университет»

E-mail: tits1992@mail.ru

Цель исследования - изучить основные направления воспитательного процесса военнослужащих в военной педагогике и обосновать эффективность использования педагогического метода активного обучения в Вооружённых Силах Российской Федерации (далее - ВС РФ). В статье раскрывается понятие «коллектив», а также необходимые условия для его формирования. Также раскрывается использование метода активного обучения «Деловая игра» на примере апробации данного метода в ВС РФ. Научная новизна исследования заключается в использовании активного метода обучения «Деловая игра» в ВС РФ, для выявления личностных качеств и индивидуальных способностей военнослужащих командным составом подразделения и формирования сплоченного воинского коллектива. В результате исследования представлены необходимые условия и направления воспитания в военной педагогике, которые прямым образом влияют на адаптацию личного состава к новым жизненным условиям и формирование воинского коллектива, а также раскрыто использование активного педагогического метода «Деловая игра». Приведен пример использования данного педагогического метода из личного опыта работы.

Ключевые слова: Вооруженные Силы Российской Федерации, воинский коллектив, воинское воспитание, методы активного обучения, воинское обучение, групповая сплоченность.

Введение

Актуальность исследования. Главной особенностью международной обстановки в настоящее время является возрастание военно-политической напряженности в мире. Как отмечено в Стратегии Национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. «Национальными интересами на долгосрочную перспективу являются: закрепление за Россией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира». В данном документе особое внимание как национальному приоритету уделяется укреплению обороны страны, что невозможно без качественной подготовки тех, кто её обеспечивает.

В современных условиях, с учётом высокотехнологичных образцов вооружения и военной техники, огромное значение имеет качество подготовки военнослужащих. Целью обучения военных специалистов в конечном итоге является их подготовка к самостоятельной деятельности на определенных должностях при выполнении поставленных задач в сложной обстановке современного общевойскового боя и воспитание при этом высоких морально-боевых качеств.

Воинское обучение и воспитание молодого пополнения организуется в системе боевой подготовки ВС РФ. Большое количество учебных часов в программах боевой подготовки отводится на групповые и коллективные формы обучения, которые применяются при проведении занятий в составе подразделения.

Качественное проведение таких методов организации занятий, как групповые упражнения, тактические (тактико-специальные) занятия и учения, командно-штабные учения и военные (военно-специальные) игры невозможно провести без высокого уровня сплоченности воинского коллектива. При этом не стоит забывать, что образование воинского коллектива происходит не на добровольных началах, а решением комиссии по приему, изучению и распределению нового пополнения, формируемого в воинской части.

Коллектив - это группа людей с определёнными межличностными связями, выполняющих общую деятельность для достижения конкретной цели. В армейской повседневной жизни коллективом называют любое подразделение. Благодаря должностной иерархии, отношениям субординации, определению обязанностей каждого во-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см со

еннослужащего подразделения внешне выглядят высокоорганизованными. Однако при более тщательном изучении нередко оказывается, что личный состав подразделения раздроблен на микрогруппы, лидеров положительной и отрицательной направленности, военнослужащих, держащихся обособленно. Межличностные отношения в таком коллективе непрочные, что может привести к ухудшению эмоционального климата, что в последствии может привести к ухудшению психического здоровья военнослужащих и различным конфликтам. Основополагающим критерием развития армейского коллектива является групповая сплоченность, которая дает основу и возможность для дальнейшего развития положительного взаимодействия в коллективе.

Таким образом, актуальность темы исследования заключается в изучении способов организации воспитательного процесса военнослужащих и использовании педагогического активного метода «Деловая игра» в ВС РФ для формирования сплоченного воинского коллектива.

Задачи данного исследования:

1) рассмотреть основные направления воспитания в военной педагогике;

2) представить деловую игру, как метод сплочения воинского коллектива.

Для решения данных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Сравнительно-сопоставительный. Данный метод использовался для анализа научной литературы и источников с целью отбора необходимой для темы исследования информации.

2. Метод обобщения, позволяющий выявить связи частных и общих свойств.

Теоретической базой исследования послужили работы С.М. Михайлина (2005), В.И. Андреева (1988), К.Д. Ушинского (1989), А.С. Макаренко (1955), В.И. Максаковой (2004) раскрывающие вопросы воспитания и теоретических аспектов развития полноценной личности, а также работы

H.Б. Ачкасова (2008), М.И. Драгомирова (2005) описывающие теоретические основы военной педагогики и её значимость в воспитании личного состава.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования и представленный личный опыт могут быть использованы в практической деятельности при организации военно-политической работы в воинских частях для совершенствования воспитательного процесса.

Основные направления воспитания в дореволюционной военной педагогике

Еще в дореволюционной России военная педагогика развивалась в трех неразрывных основных направлениях:

I. Умственное воспитание. Целью данного направления является развитие у военнослужащих способности правильно оценивать обстановку и принимать верное решение в бою.

2. Нравственное воспитание. Цель этого направления заключается в формировании у военнослужащих нравственных ценностей и обязанностей.

3. Физическое воспитание. Данное направление ставит перед собой цель в развитии у военнослужащих уверенности в собственных силах и готовности выполнить поставленные задачи в любых условиях обстановки.

Как отмечали педагоги военных учебных заведений Российской Империи все три направления воспитания должны реализовываться совместно, дополняя друг друга для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности. Стоит отметить, что каждое направление имеет уникальные функции, что, в свою очередь, исключает возможность их неиспользования в воспитательном процессе. Нравственное, умственное и физическое воспитание является краеугольным камнем организации военно-политической работы и в современных Вооруженных Силах.

Основоположник современной педагогики А.С. Макаренко говорил, что общая цель, которую совместными усилиями достигают члены коллектива, создаёт крепкие межличностные связи. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что любой сплоченный коллектив будет достигать наилучших результатов в любом виде деятельности, например, наиболее точно и своевременно выполнять поставленные задачи.

Для формирования сплоченного воинского коллектива, а также в целях качественного выполнения задачи по обучению и воспитанию военнослужащих командиру подразделения необходимо системно управлять коллективным настроением. Для достижения данной цели и создания благоприятной атмосферы в подразделении командир может повысить роль военнослужащих, обладающих прирождённым оптимизмом и юмором.

Примером управления коллективным настроением явилось массовое тиражирование в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. произведений А.Т. Твардовского о неунывающем солдате-оптимисте Василии Теркине, С.И. Кирсанова о старом, лукавом, мудром солдате Фоме Смысловые, которые в самые критичные моменты были способны поднять моральный дух военнослужащих, что, в свою очередь, оказывало положительное влияние на боеспособность подразделений.

В практике воспитательной работы А.С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Эти перспективы легко сформулировать и донести до подчиненных. В их достижении окажут помощь большие и малые традиции, испокон веков развивающиеся и крепнущие в Вооруженных Силах Российской Федерации:

• беззаветная преданность к Родине;

• верность воинскому долгу, Военной присяге, Боевому знамени;

• дружба и войсковое товарищество;

• уважение к командиру и защита его в бою;

• соблюдение требований воинского этикета;

• проведение масштабных воинских ритуалов.

Многие из воинских ритуалов оказывают огромное воспитательное воздействие, олицетворяют красоту воинской деятельности. Огромное значение имеет военная музыка, без которой не обходится ни одно торжественное мероприятие. Она вызывает эмоциональный подъем, способствует проявлению героизма. Музыка выполняет и дисциплинирующую роль, помогает согласовывать действия и движения военнослужащих, чему все граждане нашей страны становятся свидетелями при проведении военных парадов, посвященных Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Не потеряло актуальности в настоящее время высказывание генералиссимуса А.В. Суворова «Солдат без песни, что без ружья», ведь оказывая влияние на духовный мир военнослужащего, строевая песня способна помочь в сплочении воинского коллектива и нравственном воспитании личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что военная педагогика со времен дореволюционной России направлена на умственное, нравственное и физическое воспитание. Данные педагогические направления не теряют своей актуальности и в наши дни, так как военная служба в современных реалиях отличается высокой динамичностью, что в свою очередь требует подготовки всесторонне развитого специалиста.

Также использование потенциала воинских традиций и ритуалов в повседневной деятельности позволяет повышать морально-политическое и психологическое состояние личного состава, и, как следствие, оказывать непосредственное влияние на сплоченность воинского коллектива.

Деловая игра как метод сплочения воинского коллектива

Во многих образовательных учреждениях нашей страны практикуется применение методов активного обучения студентов, направленных на развитие коммуникации, кооперации, креативности и критического мышления. Одним из методов активного обучения, возможным для использования в воинских частях, является «Деловая игра», которая актуальна в настоящее время развитых рыночных отношений. Проводить ее целесообразно по завершению комплектования роты военнослужащими нового пополнения. Она позволяет в краткие сроки первоначально изучить личный состав, выявить положительные (лидерство, коммуникативность, креативность, сообразительность и т.п.) и отрицательные (замкнутость, агрессия, обидчивость и т.п.) качества, благотворно повлиять на создание устойчивых межличностных связей.

Рассмотрим один из возможных вариантов проведения деловой игры.

Необходимая учебно-материальная база (для 120 человек):

- нагрудные номера на 100% личного состава;

- листы формата А4-500 шт.;

- скрепка канцелярская - 400 шт.;

- малярный скотч - 4 мотка;

- бельевая веревка - 30 м;

- 4 учебных класса;

- секундомер;

- классная доска, мел;

- имитация денежных средств - 12 купюр по 20 «у.е.», 800 купюр по 5 «у.е.», 250 купюр по 1 «у.е.»;

- реквизит - 15 предметов разных размеров и массы (например, веник, мяч, шар для настольного тенниса, полотенце, конфета, сте-плер, дырокол, ручка, тетрадь, мусорная корзина, указка, отвертка, малая пехотная лопатка, тапок, конверт, гантель и т.п.).

Перед началом игры личный состав надевает нагрудные номера, составляется ведомость, в которой прописаны фамилии военнослужащих и их нагрудные номера; получает по 7 «у.е.» каждый. Руководитель доводит сведения до участников, что победителями игры станут военнослужащие, «заработавшие» по итогу наибольшее количество «у.е.», при этом определяет форму поощрения победителей.

В начале деловой игры проводится конкурс «Импульс дружбы». Военнослужащие становятся в круг, берутся за руки, руководитель с секундомером становится в центре и по его команде рукопожатие передается от одного к другому военнослужащему круга, по завершении засекается время, которое озвучивается и запоминается руководителем.

Личный состав делится на 12 групп, убывает в классы к руководителям.

После 50 минут одного занятия, каждая группа отправляется в те классы, в которых еще не была, согласно таблице 1.

Таблица 1

№ группы 1 час 2 час 3 час 4 час

№ класса

1 1 2 3 4

2 1 3 4 2

3 1 4 2 3

4 2 1 4 3

5 2 3 1 4

6 2 4 3 1

7 3 1 4 2

8 3 2 1 4

9 3 4 2 1

10 4 1 3 2

11 4 2 1 3

12 4 3 2 1

В классе руководитель проводит 3 конкурса (спортивного, творческого и логико-математического направлений, что соответствует также трем не-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

разрывным направлениям воспитания, а именно: физического, нравственного и умственного. Стоимость каждого конкурса 100 «у.е.». Руководитель объявляет названия конкурсов, участники совместно оплачивают свое участие в конкурсе, после чего озвучиваются правила. Если команда побеждает, ей выплачивается премия в размере стоимости конкурса, если проигрывает, потраченные деньги забираются руководителем. Если у команды заканчиваются деньги, руководитель дает им деньги в долг за выполнение простейшего задания (спеть хором песню, присесть или отжаться по 10 раз и т.п.).

Руководитель в ходе проведения конкурсов наблюдает за действиями личного состава и тайно отмечает номера военнослужащих, проявивших положительные и отрицательные качества. Например, кто из участников выступил в роли командира и насколько быстро был признан лидером. Также в ходе выполнения заданий возможно возникновение конфликтов между участниками. Руководителю необходимо быть готовым к пресечению неуставных взаимоотношений между военнослужащими и отметить участников, агрессия которых направлена вовне.

За 5-10 минут до окончания занятия руководитель сообщает участникам о том, что у них имеется возможность разделить выигранные деньги пропорционально индивидуальному вкладу каждого военнослужащего на протяжении конкурсов.

После проведения всех этапов деловой игры необходимо построить личный состав, довести сведения до военнослужащих, что победителей в игре нет, так как все участники проявили себя на высоте, а количество выигранных денег не имеет значения. В качестве поощрения личного состава в целях создания благоприятной атмосферы в коллективе рекомендуется провести просмотр художественного фильма военно-патриотической направленности.

В завершение мероприятия целесообразно провести «Импульс дружбы» повторно. Как правило, время передачи рукопожатия уменьшается, что воспринимается личным составом как признак сплочения коллектива.

Перечень возможных конкурсов

Класс № 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. «Тяни-толкай» - встать в 2 шеренги «спина к спине», синхронно сесть на пол, вытянуть правую, затем левую ноги вперед, затем поочередно согнуть ноги и встать. Если действия участников не согласованы и не синхронны - выполнение не засчитывается. Количество попыток не ограничено.

2. «Бонус» - трём военнослужащим дарят по 20 «у.е.», кому - должна решить команда единоглас-

5 но и обоснованно (по заслугам). Руководителю 5 необходимо обратить внимание на способ определения участников, претендующих на получение еЗ «бонуса» и активность военнослужащих в обсуж-^ дении. Единогласность мнения участников прове-

ряется голосованием путем поднятия руки вверх за каждого выбранного для получения бонуса военнослужащего. Рекомендуется сначала провести голосование с открытыми глазами (решение, как правило, будет единогласным), затем с закрытыми глазами (необходимо отметить для себя номера военнослужащих, несогласных с мнением команды, но стеснявшихся высказаться в открытую).

3. «Монетный двор» - на монетном дворе 100 станков, на каждом выпускаются золотые монеты весом по 10 гр., один рабочий выпускает монеты внешне одинаковые с остальными, но весом по 9 гр., а 1 гр. забирает себе. Как с помощью одного взвешивания любого количества монет на очень точных весах определить, кто из рабочих крадет золото?

Ответ: необходимо каждому рабочему поставить задачу выпустить разное количество монет (например, первому - одну, второму две и т.д.), рассчитать ожидаемый вес монет. Количество граммов, которого не будет хватать на взвешивании, укажет на рабочего, крадущего золото.

Класс № 2

1. «Зеркало» - Построиться в одну шеренгу по росту между двумя линиями (расстояние между ними - длина ступни), перестроиться наоборот, не выходя за пределы линий. При заступлении любым из участников за пределы ограничительной линии выполнение задания останавливается, личный состав выстраивается в исходном положении, выполнение задание начинается заново. Количество попыток не ограничено.

2. «Визитка» - всем участникам нужно познакомиться, рассказать о себе. Затем, нарисовать на классной доске (при отсутствии - на листе бумаги) визитку, которая будет отображать индивидуальность каждого участника и общую черту коллектива в целом. Задание не засчитывается, если не выполнено хотя бы одно из условий.

3. «Ветераны» - математическая задача. На парад строятся ветераны. Их ставят в колонну по два, но в последней шеренге остается один человек, что смотрится не эстетично. Ветеранов перестраивают в колонну по три, но в последней шеренге также остается один человек. Происходит перестроение в колонну по четыре, но в последней шеренге все равно один человек. При построении в колонну по пять в последней шеренге остается один человек. Построение в колонну по шесть -в последней шеренге остается один человек. При построении в колонну по семь последняя шеренга оказывается заполнена. Сколько было ветеранов?

Ответ: 301.

Класс № 3

1. «Пирамида» - построить пирамиду из тел в три ряда (на четвереньках), оставив только трех страхующих. Особое внимание в ходе проведения конкурса уделяется соблюдению требований безопасности. Практика проведения игр показывает, что именно в этом конкурсе проявляется нежелание отдельных военнослужащих (потенциальных нарушителей воинской дисциплины в будущем)

становиться на колени или занимать место в нижнем ряду.

2. «Крокодил» - руководитель поочередно загадывает каждому военнослужащему слово, которое он только жестами должен показать остальным военнослужащим, пытающимся это слово отгадать. Победа засчитывается, если угадано более половины слов.

3. «Фальшивый алмаз». В сокровищнице находится 242 неотличимых с виду алмаза, однако один из камней - ненастоящий. Фальшивый алмаз весит несколько легче, чем настоящие. Как с помощью 5 взвешиваний на чашечных весах определить фальшивый алмаз?

Ответ:

1 взвешивание: разделить алмазы на три части - 81, 81 и 80 штук. Две части по 81 штуке положить на разные чаши весов. Та часть драгоценных камней, которая весит меньше - содержит фальшивый алмаз. Если части имеют одинаковый вес, то поддельный камень находится в части из 80 штук.

Аналогично проводятся следующие 4 взвешивания:

2 взвешивание: 27-27-27 или 27-27-26

3 взвешивание: 9-9-9 или 9-9-8

4 взвешивание: 3-3-3 или 3-3-2

5 взвешивание: 1-1-1 или 1-1-0.

Класс № 4

1. «Лава» - В обозначенной на полу окружности находится 15 предметов. Необходимо, используя только листы А4 и скрепки, не касаясь пола в кругу и предметов руками, достать каждый предмет новым способом. Если способ повторился, вытащенный предмет возвращается в круг.

2. «Миниатюра» - показать миниатюру о процессе ухода в армию. Условие - в миниатюре участвует вся команда.

3. «Амнистия» - у царя родился сын. В честь такого события правитель решил объявить амнистию всем заключенным: срок оставшегося заключения уменьшается в два раза. Однако после подписания указа возник вопрос: «Как быть с заключенными пожизненно?». Помогите царю найти решение.

Ответ: заключенные пожизненно проводят один день на свободе, один в тюрьме, так до самой смерти.

По окончании деловой игры проводится подведение итогов, в ходе которого руководители на учебных местах обмениваются мнениями об изучении личного состава. Вырабатываются выводы и меры, которые необходимо предпринять в отношении отдельных военнослужащих или коллектива в целом. Обобщаются и доводятся рекомендации до командира изучаемого подразделения. Задача по сплочению коллектива во все времена ложилась на плечи командира подразделения. И результат его деятельности в данном направлении во многом зависит от его авторитета, который подкрепляется сочетанием высокой требовательности с заботой о подчиненных.

Таким образом, общие усилия имеют целью укрепление морального духа военнослужащих, создание атмосферы дружбы и войскового товарищества, обеспечение условия для нормальной адаптации солдат нового пополнения. Поддержка здоровой обстановки даёт свой положительный результат - военнослужащие показывают образцовое поведение и выполнение обязанностей военной службы. Что является целенаправленной работой справедливых и заботливых командиров.

Заключение

В целях качественной реализации в современных условиях рассмотренных основных направлений воспитания в военной педагогике целесообразно использование в ВС РФ педагогических методов, направленных на изучение интеллектуального уровня, личностных качеств и компетенций военнослужащих. Это обусловлено тем, что для формирования сплоченного воинского коллектива командному составу необходимо знать индивидуальные особенности военнослужащих. Опыт работы показывает, что педагогический метод «Деловая игра» позволяет в краткие сроки первоначально изучить личный состав, выявить положительные и отрицательные качества военнослужащих, благотворно повлиять на создание устойчивых межличностных связей, укрепление морального духа, войскового товарищества и адаптацию личного состава к новым условиям жизни. Что в свою очередь позволяет командному составу сформировать сплоченный воинский коллектив.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы заключаются в расширении используемых педагогических методов командным составом ВС РФ, с целью повышения эффективности организации военно-политической работы, развития интеллектуального уровня, нравственных и физических качеств, скорейшей адаптации военнослужащих.

Литература

1. Ананьин О. И., Гайдар Е.Е. Сравнительный метод и его использование в исследовании хозяйственных механизмов // Сборник трудов ВНИИСИ, 1984. № 15.

2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань: Изд-во КГУ, 1988.

3. Ачкасов Н.Б. Глава 8. «Традиции российского воинства» // Военная история. Учебник для военных вузов. - СПб.: Питер, 2018. - С. 416. -448 с.

4. Билуха Н.П. Методология научных исследований: Учебник. - К.: АБУ, 2002. - 328 с.

5. Великая Отечественная Война в советской литературе. - М. 1985. - С. 43-49.

6. Драгомиров М. И. «Военно-педагогические взгляды». СПБ., 2005, 162 с.

7. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // О воспитании детей в се-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

мье: Избранные педагогические сочинения // А.С. Макаренко под ред. Е.Н. Медынского. М.: Учпедгиз, 1955. С. 197-311.

8. Михайлин С. М. «Динамика содержания образовательного процесса в военно-учебных заведениях России: вторая половина XIX - начало XX вв. М. 2005.

9. Петров Д.П. Поэзия и наука: (Заметки и размышления). - М.: Знания, 1974. - 64 с.

10. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

11. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский //Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11-ти тт. - Т. 5. - М.: Педагогика, 1989. - 526 с.

12. Черток М. Д. - История одной песни // Человек и культура. - 2013. - № 6. - С. 73-89.

THE USE OF ACTIVE TEACHING METHODS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF MILITARY PERSONNEL

Tits R.V.

Pskov State University

Goal investigation - to study fundamental direction army pedagogical and basing of effectiveness use pedagogical method's active education at army Russian Federation (the next ARF) for study of personal staff and to form of united army collective. In article open conception "collective", and also necessary for him form. Also open use of education "Busy game" on example of use this method at (ARF) scientific novelty investigation conclude in use active method education "Busy game" in ARF, for discovering personal quality and personal ability serviceman commanding group their former united

military collective. In result investigation present necessary condition and direct education in military pedagogical, which straight relation influence on adaptation personal staff to new life's condition army collective and also open use active pedagogical method's "Busy game". Brought example use of this pedagogical method from personal experience work.

Keywords: Army Russian Federation, army collective, army education, methodical active study, group of united.

References

1. Ananyew O. I., Gaidar E.E. Comparison method and his use in investigation economic mechanism // collection trouble 1984. № 15.

2. Andreev V.I. Dialects education and self - education creative personal - Kazan: Publishing 1988.

3. Achcasov N.B Chapter 8. «Traditional Russian army» // Warrior history. Book for military institutes SPB.: Piter, 2018. -with. 416. - 448.

4. Biluha N, P. Method scientific investigation: Book. - 2002,-328

5. The Great Patriotic war in soviet literature. - M. 1958. - with. 4349

6. Dragomirov M.I. "Military - pedagogical views" SPB. 2005, 162

7. Makarenko A.C. Problem soviet school education // About education child in family: Elected pedagogic composition // A.C. Makarenko under redaction E.N. Medinskogo. M.: Study pedagogic publishing, 1955.with. 197-311.

8. Mihaileen S.M. "Dinamic maintenance education process in military- school Russia: second half XIX - start XX. M. 2005

9. Petrov D.P. Poetry and scientific: (note and reflection). - M.: Knowledge. 1974. - 64

10. Decree President Russian Federation from 31.12.2015 y. № 683 "About strategy national safety Russian Federation".

11. Ushinsky K.D. Man as a subject of education. The experience of pedagogical anthropology / K.D. Ushinsky //Ushinsky K.D. Collected works: in 11 volumes. - Vol. 5. - M.: Pedagogy, 1989. -526 p.

12. Chertok M.D - history about a song // People and culture -2013 - № 6 - with 73-89.

о с

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.