УДК 37.012
ПОТЕНЦИАЛ ОБНОВЛЕННОГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Л.В. Гущина
В статье представлена актуальность и новации регионального мониторинга качества условий реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области. Связь с региональными и муниципальными механизмами качества образования аргументирована через позиции сбора реальных данных, их анализа и интерпретации как основополагающих прогнозирования возможностей повышения качества условий реализации основных образовательных программ в общеобразовательных организациях и выстраивания эффективного управления образовательной системой на региональном и муниципальном уровнях.
Ключевые слова: региональная инвариантная периодическая процедура, региональная информационная система, концепция региональной системы оценки качества образования, управление качеством образования, мониторинг качества образования.
Выстраивание государственной образовательной политики и создание общероссийских механизмов оценки качества образования в образовательном пространстве Российской Федерации требуют развития и региональных систем независимой оценки качества общего образования, региональных механизмов управления качеством образования и реализации комплекса мер, направленных на формирование стандартизированных измерительных материалов оценки региональных практик управления качеством образования.
На базе ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования» в марте - сентябре 2022
года была организована деятельность проектной группы с целью актуализации содержания мониторинга качества условий реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области (далее - Мониторинг ФГОС), методики и информационной системы мониторинга качества условий реализации основных и адаптированных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области в соответствии с нормативными требованиями ФГОС общего образования к условиям реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области и определения стартовых значений в соответствии с обновленным мониторингом ФГОС общего образования.
Мониторинг ФГОС, собирая по-новому реальные данные по условиям реализации основных образовательных программ общего образования (начального, основного и среднего) в общеобразовательных организациях Челябинской области, усилился в позиции связи с региональными и муниципальными механизмами качества образования, так как стал основой, в том числе, по предоставлению данных для комплексной аналитики системе образования и обновления содержания ВСОКО - МСОКО - РСОКО через развитие региональных, муниципальных и институциональных механизмов развития управления качеством образования по направлениям (трекам):
система оценки качества подготовки обучающихся;
система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях;
система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций.
В Мониторинге ФГОС ОО отобразились идеи развития РСОКО, обеспечивающие интеграцию данного инструмента в единое оценочное и информационное пространство системы образования Челябинской области на основе принципов объективности, достоверности и сравнимости данных. Именно такой механизм непрерывного наблюдения за фактическим состоянием качества условий реализации основных образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования (далее -ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО) в соответствии с требованиями ФГОС ОО необходим для всех общеобразовательных организаций региона для системного анализа происходящих изменений и предупреждения негативных тенденций, а также для прогнозирования и принятия обоснованных управленческих решений [4].
С 2019 года в региональной системе образования осуществляется мониторинг качества условий реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области в соответствии с утвержденным приказом Министерства образования и науки Челябинской области о проведении мониторинга качества условий реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области.
Информация, получаемая по результатам данной региональной (инвариантной) процедуры оценки качества условий реализации основных общеобразовательных программ,
служит основой проведения регионального, муниципального и институционального анализа, напрямую касающегося развития механизмов управления качеством образования, обозначенных в методических рекомендациях по развитию механизмов управления качеством образования, выработки на его основе адресных рекомендаций, проведения мероприятий, принятия управленческих решений, а в дальнейшем оценки эффективности принятых мер на региональном, муниципальном и институциональном уровнях [3].
В целом практика проведения мониторин-гов системы образования как систематического стандартизированного наблюдения за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, в том числе в рамках оценки качества образования, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 97) показывает, что данный мониторинг 2019-2022 годов, с одной стороны, обеспечивал всестороннюю и объективную оценку качества условий реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в динамике на всех уровнях (начального, основного, среднего) общего образования, а с другой, явился для общеобразовательных организаций инструментом самоанализа в условиях функционирования и прогнозирования в условиях её развития в рамках ВСОКО [7].
В новой редакции мониторинга ФГОС указывается, что следуя логике нормативных и методологических новаций федерального уровня и факторам обновления содержания мониторинга качества условий реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего
образования в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2022 году в системе образования региона появилась потребность совершенствования содержания данной оценочной процедуры с целью развития ее управленческого потенциала в условиях внедрения документов и концептуальных подходов на федеральном и региональном уровнях, таких как:
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и основного общего образования, введенный в действие с 01 сентября 2022 года, включающий в себя новые требования к условиям реализации программ начального и основного общего образования: общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям;
обновленный перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций, утвержденный на федеральном уровне;
методология мотивирующего мониторинга субъектов Российской Федерации, применяемая в оценке эффективности управления качеством образования, а его результаты рассматриваются, в том числе, как совокупный результат деятельности образовательных организаций региона по обеспечению требований к качествам условий реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;
федеральная методология оценки во всех направлениях региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования оценивания сформированности циклов управления на основе данных, с его компонентами: целями и задачами; показателями; мониторингом показателей; анализом результатов мониторинга; адресными рекомендациями по результатам анализа; мероприятиями, мерами, управленческими решениями и анализом эффективности принятых мер [5, 6,
8, 9].
Основополаганием обновления содержания мониторинга качества условий реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования стали методологические основания региональных новаций, которые определяют развитие не только системы образования Челябинской области и отражаются в государственной программе «Развитие образования в Челябинской области», но также и задачи, направления и ключевые мероприятия региональной политики в сфере оценки качества образования. К таким методологическим новациям относятся, прежде всего, обновленные региональные концепции в сфере оценки качества образования: региональная система оценки качества образования; информационная политика в системе образования Челябинской области [1, 2].
В существующей системе оценивания качества образования Челябинской области появилась потребность в изменении методики расчета оценивания, в связи с чем в ряде мониторингов и оценочных процедур обновилась шкала оценивания. Данная новация также позволяет привести систему оценивания к единой логике с федеральными подходами [7].
Таким образом, необходимость в обновлении методики и содержания региональной процедуры оценки качества условий реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области определилась новациями федерального и регионального уровней и связана, в свою очередь, с целесообразным и логичным обновлением содержания мониторинга качества условий реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Обновленный мониторинг ФГОС ОО представлен двумя частями: мониторингом условий и мониторингом оснащенности. Объектами мониторинга условий являются совокупность требований к условиям реализации ООП НОО, ООП ООО и группа условий
реализации ООП СОО, а для мониторинга оснащенности объектами выделены - качество оснащенности образовательных организаций средствами обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения НОО, ООО, СОО.
Проектной группой ГБУ ДПО ЧИРО также разработаны: карты критериев и параметров мониторинга условий реализации ООП всех уровней в соответствии с требованиями ФГОС ОО в общеобразовательных организациях Челябинской области; диагностические карты всех учебных кабинетов с перечнем обязательного оборудования. Определенные в паспортах критерии и параметры соответствуют требованиям ФГОС общего образования к совокупности требований к условиям реализации ООП НОО, ООП ООО или требований к группе условий ООП СОО. Методика мониторинга ФГОС ОО также включает перечень учебных кабинетов и их оснащенность средствами обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения [7].
Эффективность мониторинга ФГОС ОО обеспечивается обновленным информационным ресурсом - региональной информационной системой мониторинга ФГОС ОО «Мониторинг качества условий реализации основных и адаптированных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области». Данная система позволит планомерно получать предоставленные общеобразовательными организациями Челябинской области достоверные данные в динамике о соблюдении в них требований ФГОС к условиям реализации основных общеобразовательных программ, что вероятнее всего позволит выявить проблемы при создании таких условий с целью дальнейшего принятия управленческих решений на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
Таким образом, мониторинг ФГОС ОО в обновленной версии продолжает выступать в региональной и муниципальных системах
оценки качества образования инструментарием обязательной постоянной процедуры оценки качества условий реализации образовательных программ соответствующего уровня и уровня оснащенности образовательных организаций средствами обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения. Кроме того, данный инструментарий во ВСОКО может выполнять функции индикатора: на соответствие федеральным требованиям и новациям и на потенциальное развитие и обновление функционирования общеобразовательной организации [7].
Список литературы
1. Концепция (обновленная) информационной политики в системе образования Челябинской области / М-во образования и науки Челябинской области. - Челябинск : РЦОКИО, 2022. - 115 с. - ISBN 978-5-906934-54-3.
2. Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область). - 2-изд., испр. и доп. -Челябинск : РЦОКИО, 2020. - 129 с. - ISBN 978-5-906934-42-0.
3. Методические рекомендации по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации / ФИОКО. - URL: https://fioco.ru/methodic (дата обращения: 11.11.2022).
4. Мониторинг качества условий реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, М. Ю. Школь-никова [и др.] - Челябинск: РЦОКИО, 2019. -118 с.
5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100) (ред. от 18.07.2022): приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_389561/ (дата обращения: 11.11.2022).
6. Об утверждении методологии мотивирующего мониторинга деятельности исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования : распоряжение Минпросвещения России от 01.09.2021 г. № Р - 219. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_396875/ (дата обращения: 11.11.2022).
7. Об утверждении мониторинга качества условий реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области: приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 27.10.2022 № 01/2341 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/oko/prikaz_ 2431_monitoring_fgos.pdf (дата обращения: 10.11.2022).
8. Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 приложения n 3 к государственной программе российской федерации «Развитие образования» и подпунктом «б» пункта 8 приложения n 27 к государственной программе российской федерации «Развитие образования», критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2021 № 65586) : приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.08.2021 г. № 590 - URL:http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_399291/ (дата обращения: 11.11.2022).
9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101) : приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287. - URL: http://www.consul
tant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_389560/ (дата обращения: 11.11.2022).
References
1. Kontseptsiya (obnovlennaya) informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti / M-vo obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti. - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2022. - 115 s. - ISBN 978-5-90693454-3.
2. Kontseptsiya (obnovlennaya) regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast'). - 2-izd., ispr. i dop. -Chelyabinsk : RTsOKIO, 2020. - 129 s. - ISBN 978-5-906934-42-0.
3. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii i provedeniyu otsenki mekhanizmov upravleniya kachestvom obrazovaniya v sub"ektakh Rossiyskoy Federatsii / FIOKO. -URL: https://fioco.ru/methodic (data obrashche-niya: 11.11.2022).
4. Monitoring kachestva usloviy realizatsii osnovnykh obshcheobrazovatel'nykh programm v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS obshchego obrazovaniya v obshcheobrazovatel'nykh organizatsiyakh Chelyabinskoy oblasti / A.A. Barabas, Yu.Yu. Baranova, M.Yu. Shkol'nikova [i dr.] - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2019. - 118 s.
5. Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 05.07.2021 № 64100) (red. ot 18.07.2022): prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii ot 31.05.2021 g. № 286. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_389561/ (data obrashcheniya: 11.11.2022).
6. Ob utverzhdenii metodologii motiviruyushchego monitoringa deyatel'nosti ispolnitel'noy vlasti sub"ektov RF, osushchestvlyayushchikh gosudarstvennoe upravlenie v sfere obrazovaniya : rasporyazhenie Minprosveshcheniya Rossii ot 01.09.2021 g. № R - 219. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_396875/ (data obrashcheniya: 11.11.2022).
7. Ob utverzhdenii monitoringa kachestva
usloviy realizatsii osnovnykh obshcheob-razovatel'nykh programm v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS obshchego obrazovaniya v obshcheobrazovatel'nykh organizatsiyakh
Chelyabinskoy oblasti: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 27.10.2022 № 01/2341 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/oko/prikaz_2431_ monitoring_fgos.pdf (data obrashcheniya: 10.11.2022).
8. Ob utverzhdenii perechnya sredstv obucheniya i vospitaniya, sootvetstvuyushchikh sovremennym usloviyam obucheniya, neobkhodimykh pri osnashchenii
obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy v tselyakh realizatsii meropriyatiy, predusmotrennykh podpunktom «g» punkta 5 prilozheniya n 3 k gosudarstvennoy programme rossiyskoy federatsii «Razvitie obrazovaniya» i podpunktom «b» punkta 8 prilozheniya n 27 k gosudarstvennoy programme rossiyskoy federatsii «Razvitie obrazovaniya», kriteriev ego formirovaniya i trebovaniy k funktsional'nomu osnashcheniyu obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy, a takzhe opredelenii normativa stoimosti osnashcheniya odnogo mesta obuchayushchegosya ukazannymi sredstvami obucheniya i vospitaniya»
(Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 27.10.2021 № 65586) : prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii ot 23.08.2021 g. № 590 -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_d oc_LAW_399291/ (data obrashcheniya: 11.11.2022).
9. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 05.07.2021 № 64101) : prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 31.05.2021 g. № 287. - URL: http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/ (data obrashcheniya: 11.11.2022).
Сведения об авторе
Гущина Любовь Владимировна - методист управления сопровождения оценочных процедур ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск
Information about the author
Gushchina L.V. - Methodologist of Administration of Assessing Procedures Support, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk
УДК 371
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ «БЕРЕЖЛИВОЙ ШКОЛЫ» В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ
Л.А. Вшивцева, Т.В. Дубынина
В статье раскрываются содержательные Ключевые слова: цифровая трансформа-особенности инновационного проекта «Фор- ция, информационная политика образователь-мирование «бережливой школы» в условиях ной организации, проектно-целевой метод цифровой трансформации образования на управления, бережливые технологии в систе-основе информационной политики образова- ме образования. тельной организации». Обоснована актуальность проекта для образовательных организа- Стратегия развития информационного ций региона, описана модель «бережливой общества в Российской Федерации на школы», реализация которой осуществляется 2017-2030 годы положила начало новому методом проектного управления. периоду - периоду цифровой трансформации
92 № 2 (16) 2022