Потенциал обновленного мониторинга качества условий реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в системе образования Челябинской области
usloviy realizatsii osnovnykh obshcheob-razovatel'nykh programm v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS obshchego obrazovaniya v obshcheobrazovatel'nykh organizatsiyakh
Chelyabinskoy oblasti: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 27.10.2022 № 01/2341 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/oko/prikaz_2431_ monitoring_fgos.pdf (data obrashcheniya: 10.11.2022).
8. Ob utverzhdenii perechnya sredstv obucheniya i vospitaniya, sootvetstvuyushchikh sovremennym usloviyam obucheniya, neobkhodimykh pri osnashchenii
obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy v tselyakh realizatsii meropriyatiy, predusmotrennykh podpunktom «g» punkta 5 prilozheniya n 3 k gosudarstvennoy programme rossiyskoy federatsii «Razvitie obrazovaniya» i podpunktom «b» punkta 8 prilozheniya n 27 k gosudarstvennoy programme rossiyskoy federatsii «Razvitie obrazovaniya», kriteriev ego formirovaniya i trebovaniy k funktsional'nomu osnashcheniyu obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy, a takzhe opredelenii normativa stoimosti osnashcheniya odnogo mesta obuchayushchegosya ukazannymi sredstvami obucheniya i vospitaniya»
(Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 27.10.2021 № 65586) : prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii ot 23.08.2021 g. № 590 -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_d oc_LAW_399291/ (data obrashcheniya: 11.11.2022).
9. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 05.07.2021 № 64101) : prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 31.05.2021 g. № 287. - URL: http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/ (data obrashcheniya: 11.11.2022).
Сведения об авторе
Гущина Любовь Владимировна - методист управления сопровождения оценочных процедур ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск
Information about the author
Gushchina L.V. - Methodologist of Administration of Assessing Procedures Support, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk
УДК 371
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ «БЕРЕЖЛИВОЙ ШКОЛЫ» В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ
Л.А. Вшивцева, Т.В. Дубынина
В статье раскрываются содержательные Ключевые слова: цифровая трансформа-особенности инновационного проекта «Фор- ция, информационная политика образователь-мирование «бережливой школы» в условиях ной организации, проектно-целевой метод цифровой трансформации образования на управления, бережливые технологии в систе-основе информационной политики образова- ме образования. тельной организации». Обоснована актуальность проекта для образовательных организа- Стратегия развития информационного ций региона, описана модель «бережливой общества в Российской Федерации на школы», реализация которой осуществляется 2017-2030 годы положила начало новому методом проектного управления. периоду - периоду цифровой трансформации
92 № 2 (16) 2022
системы образования. Стратегия определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики государства в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленных на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов [4]. Как следствие в образовательную практику прочно вошли электронные ресурсы, дистанционные технологии и цифровые инструменты, это позволило сделать процесс образования более открытым, технологичным и адаптированным. С другой стороны, встала проблема выбора качественных цифровых образовательных ресурсов и формирования цифровой образовательной среды.
Именно поэтому, главной целью стратегии цифровой трансформации образования стало обеспечение доступности качественного и верифицированного цифрового образовательного контента, а также сопутствующих сервисов во всех регионах России [5]. Таким образом, все образовательные программы общего образования можно будет реализовы-вать с применением цифровых образовательных технологий и электронного обучения через единую систему, интегрированную с региональными ресурсами.
Цифровая трансформация образования опирается на оптимизацию процессов, включающую минимизацию негативных факторов (потерь ресурсов) и максимизацию качества результатов образования и образовательных услуг. Процесс происходит посредством реализации проектов с применением принципов, ценностей и инструментов бережливого производства, а также формирования бережливой среды и бережливого мышления у сотрудников и обучающихся образовательной организации - бережливых технологий [3]. Таким образом, возникает необходимость разработки модели «бережливой образовательной организации - бережливой школы».
Эффективной основой модели «бережливой
школы» может выступать сформированная информационная политика образовательной организации, приоритетным условием -современная цифровая образовательная среда.
Опираясь на основные направления деятельности в системе образования Челябинской области, ориентированные на оптимизацию процессов управления на всех уровнях, в качестве темы инновационного проекта, реализуемого в нашей образовательной организации, была выбрана следующая: «Формирование «бережливой школы» в условиях цифровой трансформации образования на основе информационной политики образовательной организации».
Несомненно, при реализации инновационного проекта планируется формирование и апробация модельного решения (построение модели «бережливой школы») для образовательных организаций Челябинской области, где «бережливость» обеспечивается в том числе за счет использования ресурсов ИК-инфраструктуры системы образования региона, в сочетании со сформированной на данный момент информационно-
коммуникационной инфраструктурой образовательной организации.
Если говорить про правовую основу реализации инновационного проекта, то ее составляют нормативные правовые акты в сфере образования, определяющие полномочия на различных уровнях управления образованием, и регламентирующие информационную политику в системе образования Челябинской области, внедрение цифровой образовательной среды и процессы внедрения бережливых технологий:
1. Концепция (обновленная) информационной политики в системе образования Челябинской области / Министерство образования и науки Челябинской области. - 2-е изд., переработанное и дополненное;
2. О внедрении бережливых технологий в системе образования Челябинской области: приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.09.2021 г. № 01/2488.
При реализации модели бережливой школы
используется проектн0-целевой метод, как наиболее оптимальный в условиях ограниченности ресурсов (временные, кадровые, содержательные и др.). Данный метод является для решения поставленных задач крайне очевидным, так как «предусматривает: определенность планируемых результатов (продуктов) и индикативов, операциональ-ность и этапность их достижения; специально организованную деятельность по реализации проекта; применение специальных управленческих механизмов; наличие системы контроля исполнения» [1, с. 11].
В школе создан проектный офис, курирующий направления внедрения «улучшений» в образовательной организации. На сегодняшний день выделено пять основных направлений деятельности проектного офиса и школьных проектных команд:
1. разработка учебно-методической документации;
2. организация рабочего места педагога;
3. организация пространства для проектной деятельности обучающихся;
4. оптимизация обмена информацией;
5. внутриорганизационное обучение.
Портфель проектов разработан для каждого
из представленных направления. Проект «Учимся дома» представляет собой уроки по формированию функциональной грамотности. Учителями школы, при организационном участии администрации, разрабатываются в соответствии с ФГОС уроки, цель которых формирование функциональной грамотности по выбранному направлению: читательская, математическая и естественнонаучная. Функциональная грамотность обучающихся на современном этапе развития системы образования, является важным показателем качества образования и позволяет акцентировать внимание на умении применять полученные академические знания в жизни. Уровень функциональной грамотности является важным индикатором общественного благополучия, именно поэтому система таких уроков может стать эффективным образовательным ресурсом не только на муниципальном, но и на
региональном уровне. Планируются внутри-организационные мероприятия, которые будут способствовать повышению уровня подготовки педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся. В рамках внутренней системы оценки качества образования осуществляется контроль включения в уроки заданий открытого банка по формированию функциональной грамотности. Организована внутренняя диагностика функциональной грамотности обучающихся с помощью цифрового образовательного контента (единый бесплатный доступ к материалам ведущих верифицированных, образовательных онлайн-сервисов России) на образовательной платформе для школьников, их родителей и учителей Учи.ги.
При организации рабочего места педагога будет реализован проект «Организация рабочего места, кабинета». Планируется использование системы 5С, выстроенной на основе пяти принципов: Сортировка, Самоорганизация, Систематическая уборка, Стандартизация, Совершенствование. Для успешной реализации проекта, необходимо проведение внутриорганизационного обучения в форме семинаров, практикумов, деловых игр, конкурсов, способствующих становлению бережливого мышления педагогов и, как следствие, формированию атмосферы «бережливой школы» [6].
Проект «Бережливые технологии в проектной деятельности детей». Бережливые технологии активно используются в процессе обучения и воспитания. У обучающихся, находящихся в атмосфере «бережливой школы», формируется бережливый стиль мышления и бережливый образ жизни, что актуально в быстро меняющихся условиях современного мира. Обучающиеся 8-х классов, начиная с текущего года приступили к реализации следующих проектов:
«Бережливые технологии. Визуальная навигация», проектным продуктом является разработка и дизайн школьного навигатора;
«Бережливые технологии. Канбан», проект будет представлен в 2-х направлениях:
94
№ 2 (16) 2022
творческий (изготовление Канбана и социальный (разработка и дизайн Канбана).
Канбан - популярная методология гибкого управления. Система реализуется через физические и виртуальные канбан-доски, на которых карточки проходят несколько этапов, двигаясь из одной колонки в следующую. Все участники команды видят, на каком этапе находится задача, что уже сделано и что предстоит сделать. Это помогает повысить продуктивность, выстроить процессы, отрегулировать нагрузку сотрудников и соблюдать сроки;
«Бережливые технологи. Организация рабочего пространства (5С)», проектным продуктом будет являться пакет рекомендаций для учителей и учеников.
Проект «Алгоритмизация деятельности управления» основывается на принципах визуального менеджмента - отображение полезной информации для принятия правильных решений. А также на регламенте информационного взаимодействия внутри образовательной организации, разработанном в соответствии с концепцией информационной политики в системе образования Челябинской области [2]. Регламент информационного взаимодействия - это набор принципов и порядка работы с информацией внутри образовательной организации, которые позволяют сократить длительность процессов обработки информации, что способствует решению проблем, возникающих при насыщении управленческой и образовательной среды новыми цифровыми технологиями и большими данными
Разработка и проведение мероприятий внутриорганизационного обучения сотрудников реализуется в рамках проекта «Курс бережливого мышления». Результатами работы над проектом должны стать методические рекомендации, учебные пособия, разработки семинаров, мастер-классов и других мероприятий, которые будут способствовать устойчивому воспроизводству результатов инновационного проекта по окончании его реализации как в самой общеобразовательной организации, так и в образовательных органи-
зациях - партнерах проекта.
Таким образом, все проекты взаимосвязаны и взаимопроникаемы, что, по нашему мнению, при правильной реализации может привести к достижению главной цели - построению модели «бережливой школы».
В ходе реализации инновационного проекта планируется проведение научно-
образовательных мероприятий, подготовка модельных локальных актов по тематике проекта с методическими рекомендациями по их использованию, обобщение и трансляция опыта через научные публикации. Все это, в конечном итоге обеспечит условия развития системы образования Челябинской области на более качественном уровне, через распространение элементов новой модели «бережливой школы», соответствующей действующей социально-экономической политике государства. Сформированная в результате модель школы позволит определить актуальные векторы функционирования образовательных организаций региона в условиях цифровой трансформации.
Кроме этого, работа образовательной организации над реализацией инновационного проекта способна повысить вероятность достижения образовательных эффектов, одним из которых является практико-преобразующая профессиональная компетенция педагогических и руководящих работников. Другим ожидаемым эффектом, практически достоверно, станет опыт по созданию условий формирования бережливого мышления участников образовательной деятельности на институциональном уровне, который может быть использован образовательными организациями муниципалитета и региона как аналоговый.
Список литературы
1. Актуальные вопросы совершенствования внутренних систем оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / Барабас А.А., Баранова Ю.Ю., Латыпова И.В., Кузнецо-
ва Л.Е., Е.А. Солодкова и др.- Челябинск: ГБУ politiki v si-steme obrazovaniya CHelyabinskoj
ДПО РЦОКИО, 2017. - 130 с. ISBN 978-5- oblasti / Ministerstvo obrazovaniya i nauki
906934-16-1. CHelyabinskoj oblasti. - 2-e izd., pererabotannoe
2. Концепция (обновленная) информацион- i dopolnennoe. - CHelyabinsk: RCOKIO, 2022. -ной политики в системе образования Челябин- 116 s. - ISBN 978-5-906934-54-3.
ской области / Министерство образования и 3. O vnedrenii berezhlivyh tekhnologij v
науки Челябинской области. - 2-е изд., sisteme obrazovaniya CHelyabinskoj oblasti:
переработанное и дополненное. - Челябинск: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelya-
РЦОКИО, 2022. - 116 с. - ISBN 978-5-906934- binskoj oblasti ot 30.09.2021 g. № 01/2488 - URL:
54-3. https://chel-edu.ru/pics/docs/3989filename.pdf
3. О внедрении бережливых технологий в (data obrashcheniya: 25.09.2022).
системе образования Челябинской области: 4. O Strategii razvitiya informacionnogo
приказ Министерства образования и науки obshchestva v Rossij-skoj Federacii na 2017 -
Челябинской области от 30.09.2021 г. 2030 gody: ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 g.
№ 01/2488 - URL: https://chel-edu.ru/pics/docs/ № 203. - URL: http://www.kremlin.ru/
3989filename.pdf (дата обращения: acts/bank/41919 (data obrashcheniya
25.09.2022). 28.08.2022).
4. О Стратегии развития информационного 5. Pasport strategii «Cifrovaya transformaciya общества в Российской Федерации на 2017 - obrazova-niya»: utv. prikazom Ministerstvom 2030 годы: указ Президента РФ от 09.05.2017 г. Prosveshcheniya RF ot 15.07.2021. - URL: № 203. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/ https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc939 bank/41919 (дата обращения 28.08.2022). 4c4fd7db31026f68f2dd/ (data obrashcheniya:
5. Паспорт стратегии «Цифровая трансфор- 25.09.2022).
мация образования»: утв. приказом Министе- 6. SHarina, A.V. Sistemnyj podhod k
рством Просвещения РФ от 15.07.2021. - URL: upravleniyu prostran-stvom v shkole i detskom
https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc939 sadu (Sistema 5S): uchebno-metodicheskoe poso-
4c4fd7db31026f68f2dd/ (дата обращения: bie / A. V. SHarina, L. V. Sibiryakova. - Nizhnij
25.09.2022). Novgorod: Nizhegorod-skij institut razvitiya
6. Шарина, А.В. Системный подход к obrazovaniya, 2020. - 53 s. - ISBN 978-5-7565-управлению пространством в школе и детском 0918-2.
саду (Система 5С): учебно-методическое
пособие / А. В. Шарина, Л. В. Сибирякова. - Сведения об авторах
Нижний Новгород: Нижегородский институт Вшивцева Лариса Алексеевна - директор
развития образования, 2020. - 53 с. - ISBN 978- МОУ «СОШ № 13», г. Кыштым
5-7565-0918-2. Дубынина Татьяна Владимировна -
заместитель директора по учебной работе
References МОУ «СОШ № 13», г. Кыштым
1. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya
vnutrennih sistem ocenki kachestva obrazovaniya Information about authors
na osnove regional'noj modeli ocenki kachestva Vshivtseva L.A. - Director of Municipal
obshchego obrazovaniya: metodicheskie General Education Institution «Secondary school
rekomendacii dlya rukovo-ditelej obrazovatel'nyh № 13», Kyshtym
organizacij / Barabas A.A., Baranova Yu.Yu., Dubynina T.V. - Deputy Director for Educa-
Latypova I.V., Kuznecova L.E., E.A. Solodkova i tional Work of Municipal General Education
dr.- CHelyabinsk: GBU DPO RCOKIO, 2017. - Institution «Secondary school № 13», Kyshtym 130 s. ISBN 978-5-906934-16-1.
2. Koncepciya (obnovlennaya) informacionnoj
96 № 2 (16) 2022