Организационно-методическое сопровождение профессионального развития педагогов как механизм управления качеством образовательной деятельности
ния оценочной процедуры «Оценка профессиональных затруднений педагогических работников МАОУ Гимназия №23» - URL: https://gym23trk.educhel.ru/uploads/42900/4282 6/section/2193168/otsenochnye_materialy.pdf (дата обращения 10.09.2022).
References
1. Bakurskaya, N. Е. Ekspertiza v sovremennoy organizatsii / N. E. Bakurskaya // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik
- 2015. - № 51. - S. 5-17 - URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/512015bakursk aya.htm. (dataobrashcheniya 12.08.2022).
2. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 goda № 273-FZ.
- URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 10.08.2022).
3. Ob utverzhdenii metodicheskikh rekomendatsiy po poryadku i formam diagnostiki professional'nykh defitsitov pedagogicheskikh rabotnikov i upravlencheskikh kadrov obrazovatel'nykh organizatsii s vozmozhnost'yu
polucheniya individual'nogo plana : rasporyazhenie Ministerstva prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii ot 27.08.2021 g. № R-201-URL: https://docs.cntd.ru/document/608717062 (dataobrashcheniya 10.09.2022).
4. Metodicheskie materialy dlya provedeniya otsenochnoy protsedury «Otsenka
professional'nykh zatrudneniy pedagogicheskikh rabotnikov MAOU Gimnaziya №23» - URL: https://gym23trk.educhel.ru/uploads/42900/4282 6/section/2193168/otsenochnye_materialy.pdf(d ata obrashcheniya 10.09.2022).
Сведения об авторе
Михалева Надежда Геннадьевна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ «Гимназия № 23», г. Троицк
Information about the author
Mikhaleva N.G. - Deputy Director for Teaching and Educational Work of Municipal Autonomous Education Institution «Gymnasium № 23», Troitsk
УДК 371.111
КОМПЛЕКСНОСТЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
И.В. Латыпова
трудовые функции, направления оценки 82
условии, обеспечи-№ 2 (16) 2022
вающих достижение показателей организации, которые нашли своё отражение и в программе развития и во внутренней системе оценки качества образования. Личность руководителя является тем стратегом, мотиватором, который ведет за собой коллектив к достижению цели, что собственно и подтверждается нормативно. В данном случае имеем в виду статью 26 ФЗ-273 «Об образовании Российской Федерации», которая говорит о том, что руководитель осуществляет руководство деятельностью вверенной им организации и, в соответствии со статьей 51 указанного Федерального закона, несет ответственность за её жизнедеятельность. В уставе образовательной организации должны быть отражены основные направления деятельности от хозяйственной до образовательной. Для эффективного руководства организацией необходимо выстраивать работу не хаотично, а в соответствии с правами и обязанностями, которые представлены в статье 51 ФЗ-273 «Об
образовании в Российской Федерации» [4].
Более детально деятельность руководителя обозначена в профессиональном стандарте, который вступил в силу 01.03 2022 г. Приказом Минтруда России от 19.04.2021 г. № 250н. Профессиональный стандарт руководителя, детализируя функции, определяет направления деятельности руководителя в управлении и администрировании. Руководителю необходимо не только уметь управлять деятельностью и развитием образовательной организации, но и грамотно выстаивать текущую в работу. Все это нашло отражение в трудовых функциях, позиции которых легли в основу направлений оценки эффективности в рамках обновленной методики оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации в системе образования Челябинской области [5]. В таблице 1 представлена связь между оценкой деятельности руководителя, критериями оценки и позициями профессионального стандарта руководителя.
Таблица 1
Соотношение функций руководителя и оценки эффективности его деятельности
Функции (трудовые) согласно профессиональному стандарту руководителя (приказ Минтруда России от 19.04.2021 №250н) Направления оценки Критерии оценки
приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2022 года № 03/1011
Управление образовательной деятельностью Управление деятельностью Разработка/корректировка, реализация, результативность, контроль за качеством реализации основных образовательных программ
Управление развитием организации Управление развитием Наличие/разработка, реализация, анализ результативности программы развития
Администрирование деятельности Администрирование Выстраивание финансовой и хозяйственной деятельности; работа с кадрами; работа в рамках информационной политики
Управление взаимодействием с участниками отношений в сфере Управление взаимодействием Обеспечение доступности и открытости информации, в том числе об отношениях с социальными партнерами
Необходимость введения оценки деятельности руководителя вызвана потребностью жизнедеятельности организации, которая предполагает стремление команды образова-
тельной организации определить эффективность собственной деятельности. Для эффективного функционирования образовательной организации необходимо владеть в полной
мере надежной, достоверной и объективной информацией, основанной на реальных данных, а также необходимости их интерпретации и анализа. Государственная политика в сфере образования ставит задачу повышения управляемости системы образования, в том числе через умение работать с полученными данными в рамках мониторинговых исследований институционального, муниципального, регионального и федерального уровней.
Мы живем в мире, в котором надо уметь не только получать информацию, но и уметь интерпретировать её в рамках деятельности образовательной организации. В этом помогает Ситуационно-информационный центр «Образование в Челябинской области» (далее-СИЦ) - сайт, созданый для обеспечения информационной открытости результатов системы образования Челябинской области и результатов оценки качества образования и курируемый государственным бюджетным учреждением «Челябинский институт развития образования». СИЦ предоставляет пользователям достоверную актуальную информацию для проведения анализа, выявления проблемных вопросов управления системой образования и принятия управленческих решений, имея визуализированное представление данных системы образования Челябинской области. На сайте регулярно публикуются дашборды с результатами прошедших мониторинговых исследований, которые можно использовать в управленческой деятельности.
Современный руководитель образовательной организации работает в условиях комплексной деятельности, направленной на развитие вверенной им организации [1]. Для эффективной деятельности необходимо соблюдать преемственность между системами оценки качества от институциональной до региональной. Включение муниципальных органов власти в вопросы управления качеством образования позволят повысить управляемость системы образования.
В Челябинской области системы оценки качества образования на муниципальном уровне сформированы с учетом основных
положений региональной системы оценки качества образования. В соответствии со статьей 2, пункта 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» объектами региональной системы оценки качества образования являются как образовательные программы и их реализация, так и результаты прохождения образовательных программ [2]. Данные объекты нашли отражение в модели эффективного муниципального управления, которая представлена в методических рекомендациях, разработанных Федеральным институтом оценки качества образования. Показателями результативности выступают образовательные результаты и образовательная деятельность, что не противоречит Федеральному закону «Об Образовании в Российской Федерации».
Одним из механизмов управления качеством образовательной деятельности является мониторинг эффективности руководителей образовательных организаций Челябинской области.
В системе мониторинга эффективности деятельности руководителя представлены два трека (блоки показателей внутри направления):
рост качества управленческой деятельности руководителя;
наличие (создание и использование) кадрового резерва руководителей.
В рамках трека «повышения качества управленческой деятельности руководителя образовательной организации», рассматривая подходы к оцениванию муниципальных механизмов управления качеством образования, остановимся на параметрах оценивания: обоснование принимаемых мер; фактическое обеспечение организации и реализации мер: информирование образовательных организаций о сроках и содержании, детализация проведения мероприятий в зависимости от муниципальных особенностей; соответствие мероприятий региональному комплексу мер [3].
Данные параметры в развернутом виде представлены в одном из компонентов методи-
ки оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации. Направление «Управление образовательной деятельностью» конкретизируется общими критериями, которые показывают эффективность не только управления разработкой / корректировкой образовательных программ, но и результативностью данной работы с принятием управленческих решений. Направление «Управление развитием организации» конкретизирует деятельность организации в формировании и реализации программы развития образовательной организации.
Руководство образовательной организаций будет эффективным при грамотном администрировании, когда руководитель образовательной организации возглавляет деятельность по созданию безопасных условий, реализации кадровой и информационной политики. Данные критерии рассматриваются в направлении администрировании деятельности. В последнем блоке критериев по направлению взаимодействия с внешними партнерами, с участниками образовательных отношений руководителям необходимо показать результативность взаимодействия как с внешними и с внутренними партнёрами. Одним из критериев данного направления является работа с информацией по предоставлению её доступности и открытости.
Деятельность руководителя рассматривается в комплексе, что позволяет говорить, в том числе и о выполнении требований профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Учитывая методологию механизмов управления качества образования руководитель в своей деятельности реализует внутреннюю систему оценки качества образования, которая является частью как муниципальной, так и региональной системой качества образования. Это позволяет, в свою очередь решать задачи эффективной деятельности руководителей образовательных организаций в достижении результатов реализации региональных концепций.
Список литературы
фактор управления качеством образования: учебное пособие / А.А. Кашаев, А. А. Петренко. - Москва: РУСАЙНС, 2022. - 150 с. ISBN 978-5-4364-9789-8.
2. Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область) / Министерство образования и науки Челябинской области. -2-е изд., испр. и доп. - Челябинск : РЦОКИО, 2020. - 26 с. - ISBN 978-5-906934-42-0.
3. Методические рекомендации по развитию механизмов управления качеством образования / ФИОКО - URL: https://fioco.ru/ Media/Default/Documents/%D0%9C%D0%B5 %D 1 %82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D 1 %8 7%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0% B5%20%D 1 %80%D0%B5%D0%BA%D0%BE %D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0% B0%D 1 %86%D0%B8%D0%B8%20%D0%A0 %D0%A3%D0%9C-2022.pdf (дата обращения: 11.11.2022).
4. Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) : Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) - URL: https://base. garant.ru/77308190/ (дата обращения: 11.11.2022).
5. Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) : приказ Минтруда России от 19.04.2021 N 250н. - URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/00012021090200 36 (дата обращения: 11.11.2022).
6. Приложение к приказу Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2022 года № 03/1011 «Об утверждении Методики (обновленной) оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации в системе образования Челябинской области - URL: https://rcokio.ru/ir-otsenka-effektivnosti-dejatel nosti-rukovoditelja-oo/ (дата обращения: 23.11.2022).
References
1. Кашаев, А. А. Методическая работа как 1. Kashaev, A. A. Metodicheskaya rabota kak
faktor upravleniya kachestvom obrazovaniya: uchebnoe posobie / A. A.Kashaev, A. A. Petrenko. - Moskva: RUSAYNS, 2022. - 150 s. ISBN 978-54364-9789-8.
2. Kontseptsiya (obnovlennaya) regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast') / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti. - 2-e izd., ispr. i dop. - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2020. -26 s. - ISBN 978-5-906934-42-0.
3. Metodicheskie rekomendatsii po razvitiyu mekhanizmov upravleniya kachestvom obrazovaniya / FIOKO - URL: https://fioco.ru/ Media/Default/Documents/%D0%9C%D0%B5 %D 1 %82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D 1 %8 7%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0% B5%20%D 1 %80%D0%B5%D0%BA%D0%BE %D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0% B0%D 1 %86%D0%B8%D0%B8%20%D0%A0 %D0%A3%D0%9C-2022.pdf (data obrashche-niya: 11.11.2022).
4. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 13.10.2022) : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 07.10.2022) - URL: https://base.garant. ru/77308190/ (data obrashcheniya: 11.11.2022).
5. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Rukovoditel' obrazovatel'noy organizatsii (upravlenie doshkol'noy obrazovatel'noy organizatsiey i
obshcheobrazovatel'noy organizatsiey) : prikaz Mintruda Rossii ot 19.04.2021 N 250n. - URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202109020036 (data obrashcheniya: 11.11.2022).
6. Prilozhenie k prikazu Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 05.05.2022 goda № 03/1011 «Ob utverzhdenii Metodiki (obnovlennoy) otsenki effektivnosti deyatel'nosti rukovoditelya obrazovatel'noy organizatsii po obespecheniyu deyatel'nosti obrazovatel'noy organizatsii v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti - URL: https://rcokio.ru/ir-otsenka-effektivnosti-deja telnosti-rukovoditelja-oo/ (data obrashcheniya: 23.11.2022).
Сведения об авторе
Латыпова Ирина Владимировна -
Почетный работник общего образования РФ, начальник организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск
Information about the author
Latypova I.V. - Honourable Worker of the General Education of the Russian Federation, Head of the Organizational and Publishing Department of Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk