Научная статья на тему 'ОТ АПРОБАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» К РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОЦЕДУРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ'

ОТ АПРОБАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» К РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОЦЕДУРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / РАЗВИТИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латыпова И.В., Уразманова Ф.Н.

В статье рассматриваются информационные и организационные условия внедрения в системе образования Челябинской области региональной модели оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций; раскрывается процедура апробации информационного ресурса оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества оказания образовательных услуг (Челябинская область). Проанализированы результаты и представлены выводы апробации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латыпова И.В., Уразманова Ф.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТ АПРОБАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» К РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОЦЕДУРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 371: 004

ОТ АПРОБАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» К РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОЦЕДУРЕ ОЦЕНКИ

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

И.В. Латыпова, Ф.Н. Уразманова

В статье рассматриваются информационные и организационные условия внедрения в системе образования Челябинской области региональной модели оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций; раскрывается процедура апробации информационного ресурса оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества оказания образовательных услуг (Челябинская область). Проанализированы результаты и представлены выводы апробации.

Ключевые слова: деятельность образовательной организации, развитие, повышение качества образовательных услуг, оценка эффективности руководителя, информационный ресурс.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач регулирования отношений в сфере образования устанавливает необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации (ст. 8, п. 11, ч. 1.) [3].

Одним из условий решения задач государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2018 - 2025 годы» определено развитие единой общероссийской системы оценки качества образования на всех уровнях образования [1]. Региональные системы оценки качества образования являются частью единой системы оценки качества образования, что, в свою очередь обеспечивает комплексный подход к анализу процессов и результатов

функционирования и развития региональных образовательных систем.

Концепция региональной системы оценки качества образования отражает полномочия региона, закрепленные в практике функционирования и развития региональной системы оценки качества образования в части формирования и ведения региональных информационных систем, а также накопление баз данных по результатам процедур оценки качества образования. В Концепции представлены процедуры оценки качества образования, которые фактически применяются в оценивании качества систем общего образования, дополнительного образования и среднего профессионального образования, другие - являются потенциально применяемыми (введение которых связано с развитием РСОКО) [2].

В системе процедур оценки качества образования представлены информационные системы, как федеральные, так и региональные.

В статье раскрывается потенциал региональной информационной системы«Оценка эффективности деятельности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества оказания образовательных услуг (Челябинская область)», которая содержит результаты (базы данных) по итогам проведения самооценкидеятельности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества оказания образовательных услуг.

Апробация информационной системы оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации по обеспечению

деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества оказания образовательных услуг (Челябинская область) (ИС «Оценка эффективности деятельности руководителя») осуществлялась в Челябинской области в соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области [4] в период с февраля по сентябрь 2020 года. Следует отметить, что ИС «Оценка эффективности деятельности руководителя» разработана в соответствии с Модельной методикой оценки эффективности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества образовательных услуг, которая прошла в 2019 году процедуру профессионально- общественной экспертизы и профессионально-общественного обсуждения в рамках презентации деятельности межмуниципальных проектных групп [5].

Целью апробации Модельной методики оценки эффективности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества образовательных услуг стало создание информационных и организационных условий внедрения в системе образования Челябинской области региональной модели оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций [4]. Для реализации цели в ходе апробации необходимо было последовательно решать задачи:

разработать региональный информационный ресурс для оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций в соответствии с утвержденной Модельной методикой оценки эффективности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества образовательных услуг и требованиями к функционированию и интеграции региональных информационных систем;

создать информационно-технологические условия функционирования ИС «Оценка эффективности деятельности руководителя»;

обеспечить организационные условия участия

в апробации ИС «Оценка эффективности деятельности руководителя» органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и руководителей образовательных организаций (дошкольного образования, общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования);

обеспечить информационно-методическое и консультационное сопровождение специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО участников апробации ИС «Оценка эффективности деятельности руководителя»;

отработать регламент функционирования ИС «Оценка эффективности деятельности руководителя»;

определить объемы доработки ИС «Оценка эффективности деятельности руководителя»;

получить апробационные результаты оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации в части определения уровня эффективности руководства: образовательной деятельностью образовательной организации; развитием образовательной организации; ресурсами образовательной организации; представлением организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями; образовательной организацией в целом.

Объектом апробации ИС «Оценка эффективности деятельности руководителя» являлась собственно Модельная методика оценки эффективности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества образовательных услуг, а предметом-разработанный в соответствии с ней региональный информационный ресурс.

Участниками апробации ИС «Оценка эффективности деятельности руководителя» стали руководители образовательных организаций дошкольного образования, общеобразовательных организаций и образовательных организаций дополнительного образования. Также участниками апробации ИС «Оценка эффективности деятельности руководителя» выступили

специалисты 34 органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, выполняющие функции муниципальных координаторов и специалисты ГБУ ДПО РЦОКИО -координаторы апробации.

Участие в апробации носило заявительный характер. Общее количество руководителей образовательных организаций - участников апробации ИС «Оценка эффективности деятельности руководителя» составило 1113 человек (42% от общего числа руководителей ОО в Челябинской области - 2648), общее количество территорий - 34 (79%).

В апробации приняли участие 481 руководитель общеобразовательной организации, 541 руководитель дошкольной образовательной организации, 81 директор учреждений дополнительного образования. Статистика и качественный состав участников апробации ИР «Оценка эффективности деятельности руководителя» свидетельствуют о репрезентативности выборки.

Порядок проведения апробации устанавливался регламентом, который утверждался письмом ГБУ ДПО РЦОКИО и предполагал этап-ность ее проведения: подготовительный, деятель-ностный, завершающий.

Регламентом так же были определены полномочия всех ее участников и способы их взаимодействия.

Порядок проведения самой процедуры апробации ИС «Оценка эффективности деятельности руководителя» в рамках деятельностного этапа всей апробации включал три уровня: подготовительный, диагностический, автоматизированной обработки. Подготовительный уровень предусматривал создание оптимальных организационных, информационно-

методических и технологических условий ее проведения. На диагностическом уровне прошло заполнение данных исполнителями и муниципальными координаторами ИС «Оценка эффективности деятельности руководителя». На уровне автоматизированной обработки данных было осуществлено формирование стандартизированных отчетов по сведениям, внесенным участниками апробации в информационную систему, а также определены уровни оценки эффективности деятельности руководителя

образовательной организации.

На каждом уровне процедуры апробации ИС «Оценка эффективности деятельности руководителя» соблюдался единый порядок, предусматривавший конкретное содержание деятельности его участников, основания проведения мероприятий, сроки и ответственных.

Завершающий этап предусматривал введение в эксплуатацию информационной системы; консультирование и повышение квалификации руководителей образовательных организаций; представление итогов апробации на V межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования»; решения о внедрении модельной методики.

Необходимо подчеркнуть, что руководители образовательных организаций осуществляли самооценку своей деятельности посредством заполнения формы мониторинга, а специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, реализовали учредительский контроль в форме согласования оценки по показателям эффективности деятельности руководителей подведомственных образовательных организаций.

Хотелось бы отметить, что успешно завершили процедуру апробации 94 % заявившихся участников, причем в 21 муниципалитете 100 % организаций прошли процесс апробации в полном объем, а в 9 муниципалитетах данный показатель составляет более 90 %.

Таким образом, результаты участия свидетельствуют о высокой степени заинтересованности руководителей образовательных организаций в проведении новой технологии оценки эффективности их деятельности.

По общим итогам мониторинга достигнут допустимый уровень оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций на всех уровнях образования. Так, общее количество набранных баллов составляет: дошкольные образовательные организации -30 баллов при минимальном необходимом количестве баллов 20;

общеобразовательные организации -50 баллов при минимальном необходимом количестве баллов 25;

организации дополнительного образования - эффективности деятельности руководителей 34 балла при минимальном необходимом коли- образовательных организаций в соответствии с честве баллов 20. категориями руководителей образовательных

Сводная информация по уровням оценки организаций представлена в таблице 1.

Таблица 1

Сводные результаты оценки эффективности деятельности руководителей

образовательных организаций

Категория руководителей Критический Допустимый Оптимальный

образовательных уровень уровень уровень

организации

ДОО 69 (9%) 656 (90%) 6 (1%)

ООО - 446 (98%) 9 (2%)

ООДОП 2 (2%) 73 (90%) 6 (8 %)

Итого 71 (5%) 1175 (93%) 21 (2%)

Следует отметить, что критическому уровню эффективности деятельности соответствуют руководители 69 дошкольных образовательных организаций и 2 организаций дополнительного образования, а наибольший процент руководителей (8%), результаты деятельности которых соответствуют оптимальному уровню - в организациях дополнительного образования.

Анализируя результаты, можно выделить показатели, которые вызвали наибольшие затруднения у руководителей образовательных организаций при прохождении мониторинга.

Необходимо отметить, что для руководителей дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования в «зоне риска» достижения являются показатели, которые определяют целевые показатели реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда». У руководителей общеобразовательных организаций затруднения связаны с результативностью распределения и использования ресурсов деятельности образовательной организации (финансово-экономических, материальных); обеспечения функционирования внутреннего информационного пространства, его интеграции во внешнее информационное пространство.

Следует признать, что для руководителей образовательных организаций всех уровней образования общим затруднением при заполне-

нии информационного ресурса выступила неспособность подтвердить документально наличие тех или иных взаимоотношений с научно-профессиональным сообществом,

предприятиями и организациями, реализацию себя в роли инновационной площадки, а также включенность педагогических и/или руководящих работников в региональный реестр экспертов в сфере оценки качества образования.

Таким образом, модельная методика оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации в региональной системе образования может быть применена в качестве инвариантной процедуры оценки качества образования в рамках региональной системы оценки качества образования в штатном режиме в 2021 году

Применение модельной методики оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации в форме информа-ционнойсистемы «Оценка эффективности деятельности руководителя», как региональной процедуры оценки качества образования позволит обеспечить внутренний, учредительский и региональный контроль эффективности деятельности руководителей образовательной организации и осуществлять:

эффективное (по результатам) управление кадровым ресурсом руководителей образовательных организаций Челябинской области;

эффективное управление повышением профессиональных компетентностей руководителей образовательных организаций (адресность, персонализация);

корректировку направлений и механизмов развития кадрового резерва руководителей образовательных организаций.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы : постановление Правительства Российской Федерации № 1642 от 26.12.2017 г. - URL: http://docs.cntd.ru/document/556183093 (дата обращения: 11.09.2020).

2. Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область) - 2-е изд. испр. и доп. - Челябинск : РЦ0КИ0,2020. - С.130 - ISBN 978-5-90693442-0.

3. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.09.2020).

4. Об утверждении Модельной методики оценки эффективности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества образовательных услуг: приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 19 декабря 2019 г. № 03/4597 - URL: https://rcokio.ru/files/publica tions/prikas_4597_modelnaia_metodika.pdf (дата обращения: 04.10.2020).

5. Организация профессионально-общественного обсуждения научно-прикладных продуктов в общеобразовательной организации / Г. Н. Пешкова, М. Б. Меренков, И. В. Латыпова, Л. В. Пекарская // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2019. - № 3 (8). - С. 91-94.

References

1. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya» na 2018-2025 gody : postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii № 1642 ot 26.12.2017 g. - URL:

http://docs.cntd.ru/document/556183093 (data obra-shcheniya: 11.09.2020).

2. Kontseptsiya (obnovlennaya) regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast') - 2-e izd. ispr. i dop. -Chelyabinsk : RTsOKIO, 2020. - S.130 - ISBN 9785-906934-42-0.

3. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. N 273-FZ -URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_ doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 11.09.2020).

4. Ob utverzhdenii Model'noy metodiki otsenki effektivnosti rukovoditelya obrazovatel'noy organizatsii po obespecheniyu deyatel'nosti obrazovatel'noy organizatsii, ee razvitiya, povysheniya kachestva obrazovatel'nykh uslug: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 19 dekabrya 2019 g. № 03/4597 - URL: https://rcokio.ru/files/publica tions/prikas_4597_modelnaia_metodika.pdf (data obrashcheniya: 04.10.2020).

5. Organizatsiya professional'no-obshchestvennogo obsuzhdeniya nauchno-prikladnykh produktov v obshcheobrazovatel'noy organizatsii / G. N. Peshkova, M. B. Merenkov, I. V. Latypova, L. V. Pekarskaya // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2019. - № 3 (8). - S. 91-94.

Сведения об авторах

Латыпова Ирина Владимировна - начальник организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Уразманова Флюра Наильевна - директор МОУ «Гимназия № 53», Челябинская обл., г. Магнитогорск

Information about authors

Latypova I.V. - Head of the Organizational and Publishing Department, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Urazmanova F.N. - Director of Municipal General Education Institution «Gymnasium № 53», Chelyabinsk region, Magnitogorsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.