Научная статья на тему 'Потенциал малого бизнеса проблемного региона как объект экономической трансформации'

Потенциал малого бизнеса проблемного региона как объект экономической трансформации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МАРКЕТИНГ / ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / SMALL BUSINESS / THE SOCIO-ECOLOGICAL-ECONOMIC SYSTEM / GOVERNMENT REGULATION / THE REGIONAL PROGRAM / MARKETING / FINANCIAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казанчева Х. К., Ципинов О. А.

Анализ региональных программ поддержки МП субъектов СКФО показал, что особых различий стимулирования предпринимательской деятельности в республиках, относящихся к разному уровню по состоянию МП, не наблюдается. Установлено, что эффективность задействования региональных программ зависит от установки органов власти региона, которые и определяют достигаемую с помощью программы цель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Казанчева Х. К., Ципинов О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF THE SMALL BUSINESS OF A PROBLEMATIC REGION AS AN OBJECT OF ECONOMIC TRANSFORMATION

The analysis of the regional programs of small business support of the subjects of the North Caucasus Federal district showed that there is no much difference in the stimulation of entrepreneurial activity in the republics belonging to different levels as the small business level. It is established that the efficiency of engagement of regional programs depends, primarily, on the administrative regulations of the regional authorities, which determine the goal, attainable with the help of the program.

Текст научной работы на тему «Потенциал малого бизнеса проблемного региона как объект экономической трансформации»

Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН № 2 (58) 2014

РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ЭКОНОМИКА

УДК 338.45

ПОТЕНЦИАЛ МАЛОГО БИЗНЕСА ПРОБЛЕМНОГО РЕГИОНА КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Х.К. КАЗАНЧЕВА, О.А. ЦИПИНОВ

ФГБУН Институт информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН 360000, КБР, г. Нальчик, ул. И.Арманд, 37-а Е-таП@гатЪ1ег. гц

Анализ региональных программ поддержки МП субъектов СКФО показал, что особых различий стимулирования предпринимательской деятельности в республиках, относящихся к разному уровню по состоянию МП, не наблюдается. Установлено, что эффективность задействования региональных программ зависит от установки органов власти региона, которые и определяют достигаемую с помощью программы цель.

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственное регулирование, региональная программа, маркетинг, финансовый менеджмент.

Анализ государственного регулирования как трансформационного процесса включает в себя составляющие, финализирующие преобразование всей системы, а не частичное изменение в фиксированном времени и пространстве. Государственное регулирование, являясь объектом трансформационного процесса, призвано обеспечить устойчивое развитие региона и основывается на формировании конкурентного внутреннего рынка; прогнозировании и реализации алгоритма выхода на траекторию роста и увеличении инвестиционных возможностей экономики региона.

К настоящему времени экономика РФ при низких темпах ее роста находится на пределе: производственные мощности практически загружены, для ускорения темпов роста экономики необходимы значительные инвестиции. Для выхода из данной ситуации необходимы структуризация производства, создание новых рабочих мест, привлечение и вложение инвестиций в производственный сектор. И это при ситуации, когда волатильность мировой экономки будет снижаться при одновременном замедлении роста. По оценкам Всемирного банка, в 2014 году глобальная экономика вырастет на 3,5%, а в 2015 году - на 3,3% [3]. Ключевым фактором рыночной конкуренции в развитых странах является внедрение нововведений в технологии, оборудование, квалификацию кадров и организацию производства. Более того, успех в глобализирующейся мировой экономике все больше определяется конкурентоспособностью региональных, территориальных инновационных систем. Развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное существование предприятий различных форм собственности и размеров. Поддержка инноваций, как правило, ориентирована на малый и средний бизнес, поскольку они более гибки и склонны к рискованным проектам. Преимущество малых предприятий по сравнению с крупным и средним бизнесом в их восприимчивости к нововведениям в производственной и управленческой деятельности, быстрой адаптации к внешним воздействиям, высокой оборачиваемости средств и небольших расходах по управлению, и это создает определенный потенциал в реализации инновационных проектов. Малое предпринимательство в инновационной сфере является важнейшим структурным элементом новых экономических бизнес-моделей и питательной средой для системных изменений в технологии и социальных отношениях. Доминантой развития экономики РФ, укрепления её позиций в глобальной экономике, создания условий для самореализации наших граждан является модернизация, поскольку только через модернизацию экономики и развитие инновацион-

ных отраслей можно реализовать свой потенциал в области образования и науки. Апробированные малыми предприятиями инновации впоследствии в массовом масштабе легче внедряются крупными предприятиями. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций добывающей и обрабатывающей отраслей РФ составляет всего 9,6%, удельный вес инновационных товаров - 4,8%. Удельный вес малых предприятий по РФ, осуществляющих технологические инновации, в числе организаций добывающей и обрабатывающей отрасли составляет 5,1%. При этом удельный вес инновационных товаров составляет только 1,5% [3]. В рамках республиканской целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на 2012-2015 годы» осуществляется поддержка инновационных проектов. С начала реализации данного механизма поддержано четыре проекта на общую сумму 1,5 млн. руб.: ООО «Научно-производственно-монтажное объединение «Альтернативная энергетика, ООО «Ларти», ООО «Н Арт Роботикс», ООО «Технотрейд» [4].

Инновации как системное для экономики понятие ввел И. Шумпетер. Но он считал инновациями любое деяние, принципиально меняющее порядок вещей в сложившейся ранее экономической системе. Он называл пять типов инноваций: новые рынки, новые технологии, новые товары, новые ресурсы, новые методы управления. Любое из этих действий меняет систему, но чаще они выступают в совокупности, что и дает взрывной рост. Инновационный взрыв должен быть подготовлен и поддержан, иначе он не происходит. И. Шумпетером в предложенной им теории предпринимательства впервые была выделена особая роль предпринимателя как одного из движущих факторов экономического развития. Основу стратегии малого бизнеса составляют постоянный поиск общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним. По мнению зарубежных экономистов, стабильность рыночной системы обеспечивается уже тогда, когда 20-30% граждан страны имеют собственное дело. В развитых странах малый бизнес составляет основу среднего класса - влиятельной общественной страты, объединяющей 60-80% населения [4]. Особенно актуальны малые предприятия для регионов, так как, функционируя в основном на местных рынках, они способствуют решению целого ряда социально-экономических проблем, прежде всего занятости и увеличения доходов населения.

Исследование МП как объекта экономической трансформации предполагает следующее:

- МП и его количественная и качественная харктеристика: устойчивость, сопряженность разнонаправленных процессов в его развитии, эффективность;

- предметное воплощение МП - интерпретация в терминах и рамках теоретических подходов, раскрывая его как многофакторный и комплексный процесс;

- интеграционная природа МП позволяет раскрыть трансформационные процессы на уровнях экономики, на стадиях воспроизводственного цикла;

- критерии отбора: социально-экономическая значимость МП для трудоизбыточных регионов и экологическая безопасность их деятельности.

Трансформация преимущественно характеризует не функционирование, а развитие системы. Трансформация отношений - это процесс динамического постоянства и обновления системы, сферы предпринимательства как за счет преобразования традиционных экономических отношений, так и с помощью их обогащения инновационными экономическими отношениями. Политику государственного регулирования предпринимательства можно определить как фактор - трансформер - движущую силу по выбору траекторий преобразований в целях усовершенствования условий, определяющих взаимовлияние факторов внутреннего и внешнего порядка в функционировании национального бизнеса. Госрегулирование предпринимательства, трансформация - последовательная смена состояний в становлении предпринимательства и развитии предпринимательской среды, основано на наличии конкурентной экономики и конкурентного внутреннего рынка; выходе

на рынки развитых стран; на росте инвестиционных возможностей экономики. При этом базовым законом является закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом - принцип всеобщих связей и явлений. В исследовании государственного регулирования предпринимательства применен блок научных подходов: концептуальный, системный, процессный, ситуационный, функциональный.

Приоритет малого бизнеса состоит в массовом характере его распространения. Доля его в странах с развитой экономикой - до 90% от общего числа предприятий, им производится свыше половины всей продукции страны. По данным экспертов ООН, в мире малым бизнесом занято более 50% населения. В России в 1996 году было более 80 тыс. малых предприятий, в США - примерно 15 млн. [2]. Массовость группы мелких собственников определяет социальную значимость МП, обслуживающих основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка:

- неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;

- занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

- сектор МП способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности.

Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий за последние годы практически не меняется. Непроизводственная сфера (40%) остается более привлекательной для МП, чем производственная. В промышленности сосредоточено 22% малых предприятий, в строительстве - 15%. На 1000 чел. населения РФ приходится 128 малых предприятий [3]. В экономике КБР на 1000 человек населения приходится 49 предприятий малого бизнеса. Отличительной особенностью МП продолжает оставаться как в центре, так и на периферии высокая доля «теневого» бизнеса. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов МП, что делает недостаточно эффективной их деятельность с точки зрения формирования доходов бюджетов всех уровней.

Таблица 1.

Отдельные показатели деятельности малых предприятий в КБР

Количество предприятий Средняя численность работников Оборот организаций

единиц в % к итогу человек в % к итогу млн. руб. в % к итогу

Всего в экономике, в т.ч. по видам экономической деятельности 4315 100,0 20200 100,0 30077,7 100,0

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 525 12,5 1633 8,4 4000,0 13,3

Обрабатывающие производства 622 14,8 4958 25,6 9775,3 32,5

Строительство 492 11,7 1798 9,3 2376,1 7,9

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1224 29,1 3579 18,4 11249,1 37,4

Транспорт и связь 252 6,0 1155 6,0 872,3 2,9

Прочие виды экономической деятельности 790 18,7 5132 26,4 1804,7 6,0

При этом отметим, что сложившаяся отраслевая структура МП в республике в целом не меняется: доминирует сфера торговли и общественного питания (30%). Численность предприятий МП в 2012 году в КБР составляла 4315 ед., т.е. более 30% общей численности предприятий и организаций в республике [1]. На первый взгляд, ситуация позитивная, однако численность населения, занятого в МП, составляет 20,2 тыс. чел. Обороты МП в республике в 2012 году составили 30077,7 млн. руб.

Таблица 2.

Основные экономические показатели деятельности средних и малых предприятий в КБР в 2012 г.

Средние предприятия Малые предприятия (включая микропредприятия)

всего Из них микропредприятия

Число предприятий (на конец года) 82 4315 3838

Среднесписочная численность работников, тыс. чел. 5,2 20,2 9,0

Оборот организаций, млн. руб. 16106,5 30077,7 11645,8

Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 3915,3 429,5 116,0

Анализ реального состояния МП в регионе позволяет выделить ряд недостатков, тормозящих его развитие:

- высокие налоговые ставки;

- высокий уровень страховых выплат;

- нехватка источников формирования первоначального капитала для МП: сбережения населения, кредиты, залог и продажа собственного имущества;

- недоступность гарантийных выплат из-за высокой платы за поручительство;

- отсутствие эффективной информационной, консультационной, правовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- отсутствие инфраструктуры поддержки и реальных систем государственной и общественной поддержки МП [8, 9].

Вышеназванные проблемы могут быть эффективно решены при условии наличия действенной инфраструктуры поддержки МП. В США, Канаде, Италии, Великобритании, Японии практикуется значительное бюджетное финансирование инфраструктуры поддержки МП. Они в целях кредитования сектора МП имеют специальные инфраструктурные элементы - государственные или иные организации, кредитующие или предоставляющие малым предприятиям государственные гарантии. Основой государства, которое проводит политику рыночной экономики, является малый бизнес. Правильно, ведь малый бизнес - это не только занятость населения, но еще и валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения, большое количество налогов в бюджет, кредитование и т.д. Предпринимательство в США, а особенно малый бизнес, занимает около 90% ВВП, тогда как в России на долю МП приходится лишь 25% этого показателя.

В КБР в целом существует инфраструктура поддержки МП; при этом слабая управляемость и отсутствие согласованности деятельности всех ее элементов не позволяют говорить о реальной и целенаправленной помощи частному бизнесу. Следовательно, необходимо развивать инфраструктуру, государству следует определить реальные пути повышения качества и эффективности ее деятельности.

Целесообразно интенсивнее вовлекать трудовые ресурсы в сектор МП для сокращения структурных отставаний и эффективного решения малым бизнесом существующих социальных проблем. Анализ региональных особенностей развития показывает необходимость расширения сферы действия рыночных отношений в экономике, что будет возможно только при снижении процентных ставок банковских кредитов. Обязательным является целенаправленное содействие федеральных государственных структур в сфере улучшения качества деятельности кредитных структур для развития МП в экономике проблемных регионов (производство, инновация).

Важнейшим инструментом для наращивания ВВП и уникальной возможностью для РФ развивать экспорт в условиях ВТО является органическое сельское хозяйство. Имеется большой потенциал для экспорта органической сельхозпродукции, в первую очередь зерновых и дикоросов. В то же время органическое сельское хозяйство во всем мире является признанным методом решения экологических проблем в аграрном рынке. Практика формирования рынка органических продуктов способствует развитию сельского экологического и агротуризма.

В аграрной республике возможно продвижение малого предпринимательства в сфере аграрного туризма для решения блока вопросов в сфере занятости сельского населения, развития сельских территорий и расширения привлекательности региона (агротехнический туризм, фитотуризм, зоотуризм, экотуризм) посредством роста порога доступности ресурсов кредитных организаций; привлечение средств кредитных учреждений в МП для создания реабилитационно-оздоровительных комплексов с апиаромафитотерапией на базе стационарного пчелопавильона, иппотерапией - в сфере коневодства. К 2014 г. на Земле примерно 40 млн. га сельхозземель используются в соответствии с принципами органического сельского хозяйства. В РФ в настоящее время 40 млн. га сельхозземель не используются. И так как они не получали удобрения более 20 лет, эти земли не требуют проведения конверсии и в любой момент могут быть введены в оборот по производству органической сельхозпродукции. По экспертным данным, в 2010 г. мировые продажи органических продуктов достигли 59 млрд. долл. [6]. Ежегодный рост рынка органических продуктов в среднем составляет 20% и в 2020 г. ожидается оборот в пределах 200-250 млрд. долл. По экспертным данным, РФ может занять в течение 5-10 лет до 25% мирового рынка органической продукции [7].

Целесообразна оптимизация комплексной системы поддержки МП:

- субсидирование затрат на приобретение ОФ и нематериальных активов для формирования технологической базы;

- механизм компенсации процентных расходов по банковским кредитам и договорам лизинга;

- создание в республике повсеместно фондов поддержки МП для предоставления микрозаймов на период до года в размере до 100 тыс. руб. без залогового обеспечения;

- субсидирование вновь создаваемых кредитных кооперативов;

- в целях повышения конкурентоспособности продукции осуществлять субсидирование затрат по аренде выставочных площадей и на прохождение сертификации по международным стандартам качества;

- расширение базы финансирования бизнес-проектов молодежи;

- введение ускоренной амортизации; размещение не менее 15% государственных заказов на малых предприятиях;

- кредитование субъектов МП на льготных условиях. Это осуществляется, с одной стороны, за счет компенсации соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки МП. С другой стороны, кредитные организации сами пользуются льготами, устанавливаемыми законодательством РФ и субъектов Федерации.

Для решения задач необходим круг основных программных мероприятий:

- правовое регулирование и устранение административных барьеров;

- развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка МП;

- развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- рост конкурентоспособности и доступ субъектов МП на новые рынки;

- информационное, статистическое обеспечение, формирование имиджа МП.

В настоящее время обеспечение как в центре, так и в регионах устойчивого развития методами «догоняющего развития» невозможно. К долговременному успеху может привести только стратегия «обгоняющего развития» на основе результатов долгосрочного прогнозирования научно-технического и технологического прогресса. Т.к. устойчивое развитие региона - это инновационно направленный процесс развития самоорганизующейся региональной системы, способствующий гармонизации жизнедеятельности местного сообщества, то в русле этого в аграрной республике целесообразно развитие МП в сфере сельского туризма:

- продвижение разновидностей сельского (аграрного) туризма для решения блока вопросов в сфере занятости сельского населения, развития сельских территорий и расширения привлекательности региона (агротехнический туризм, фитотуризм, зоотуризм, экоту-ризм).

- привлечение инвестиций в МСП для создания реабилитационно-оздоровительных комплексов с апиаромафитотерапией на базе стационарного пчелопавильона, иппотерапи-ей - в сфере коневодства.

Реализация проекта позволит фермерским хозяйствам и владельцам ЛПХ повысить жизненный уровень за счёт создания и развития новой формы хозяйствования, обеспечивающего весь цикл от производства, переработки до реализации сельскохозяйственной продукции. Введением в культуру можно сохранить исчезающие дикорастущие растения и обеспечить спрос на эти виды растительного сырья (создание малотоннажных производств эфиромасличных, овощных и лекарственных растений). Таким образом, это направление будет представлять интерес не только с точки зрения сохранения культурного наследия, но и получения прибыли.

Развитие социально-экономических систем на перспективу должно отличаться инновационным характером. Внедрение нововведений в технологии, оборудование, квалификацию кадров и организацию производства стало ключевым фактором рыночной конкуренции. Успех в глобализирующейся экономике определяется конкурентоспособностью региональных, территориальных инновационных систем [10]. Саморазвитие экономики в постиндустриальном обществе может быть достигнуто за счет социальных факторов и эффективного использования человеческого капитала: накопления знаний и превращения их в нововведения.

Стратегия промышленной политики должна быть финализирована на развитие обрабатывающих отраслей промышленности с применением современных технологий, на постепенный переход от трудоёмких к наукоёмким, инновационно направленным высокотехнологичным отраслям, обеспечивающим выпуск высококонкурентной продукции [11]. В регионе перспективными для инновационной деятельности будут являться современные агротехнологии (создание МСП по глубокой переработке сельхозпродукции, кормопере-рабатывающие производства, развитие традиционных промыслов: коневодство, пчеловодство), рекреация, здравоохранение, информационные технологии. Направлениями освоения должны быть виды сырья, дающие при небольших затратах, высокую ликвидность и быструю окупаемость, но возможно и использование ресурсов ветровой и солнечной энергии, глубинного тепла [5].

Императивы выхода региона на траекторию роста определяются исходя из сущности цели концептуальной модели развития МП в регионах и формализуются через постановку и исследование конкретных целевых индикаторов:

- обеспечение устойчивого развития МСП;

- увеличение вклада МСП в экономику региона;

- увеличение числа занятых в МСП;

- создание эффективной системы поддержки МСП;

- стимулирование МСП к повышению прозрачности своей деятельности и создание необходимых для этого условий;

- доля прибыльных МСП в регионе, производительность труда на них;

- доля налоговых поступлений от субъектов МСП в бюджет региона.

Перспективность сектора МСП в современной экономике, углубленный интерес к нему

надо рассматривать не как кампанию в системе антикризисных мер, а как целенаправленную структурную политику, обеспечивающую органичное взаимодействие воспроизводственных и рыночных процессов в региональной экономике, реализацию современной стратегии экономического роста на перспективу. МП при разработке целеориентирован-ной государственной политики могут стать основой рыночных структур в ряде отраслей, обеспечить перелив инвестиций в сферы эффективного приложения ресурсов и соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Анализ региональных программ поддержки МП субъектов СКФО показал, что особых различий стимулирования предпринимательской деятельности в республиках с разным уровнем состояния МП не наблюдается. Установлено, что эффективность задействования региональных программ зависит от установки органов власти регионов, которые и определяют достигаемую с помощью программы цель. При этом в регионах довольно часто программа МП еще не стала действенным инструментом реализации и совершенствования региональной экономической политики. Причина дифференциации различного состояния МП в регионах СКФО заключается не в недостатке запланированных мер поддержки, а в отсутствии заинтересованности в их реализации.

Таким образом, установлено, что несогласованность региональных программ развития МП со стратегией регионального развития является препятствием для реализации этих программ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кабардино-Балкария в цифрах. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кабардино-Балкарской Республике. Нальчик, 2013. 207 с.

2. Кимельман С.А. Будет ли в России справедливая экономика // Образование, экономика, общество, 2012. № 3. С. 21-32.

3. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. http://www.consultantplus.ru.

4. Республиканская целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на 2012-2015 годы». Минэкономразвития КБР, 2011. 45 с.

5. Энергосбережение в учреждениях научно-исследовательского профиля // Под общей редакцией академика В.Е. Фортова. М., 2001. 307 с.

6. Источник: http://www.znaytovar.ru/s/Mezhdunarodnaya_federaciya_organi.html

7. Вельматов А.А. Органическое сельское хозяйство. Департамент технической научной политики Минсельхоза РФ, 2013. 49 с.

8. Чикатуева Л.А., Тоторкулов Ш.М., Мисаков В.С. Системный анализ прогнозных оценок показателей эффективности деятельности предприятий малого бизнеса // Terra Economicus, 2012. Т. 10. № 1-3. С. 137-141.

9. Мисаков В.С. Методологические основы моделирования процесса экономического анализа состояния бизнеса. Российская академия наук, Кабардино-Балкарский научный центр. Ин-т информатики и проблем регионального управления. Нальчик, 2006.

10. Иванов П.М., Махошева С.А. Формирование новой архитектуры развития региональных социально-экономических систем // Вопросы экономики и права, 2011. № 12.

11. Иванов П.М., Махошева С.А. Совершенствование управления экономическими процессами постиндустриального развития на мезоуровне // Экономические науки, 2011. № 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

POTENTIAL OF THE SMALL BUSINESS OF A PROBLEMATIC REGION AS AN OBJECT OF ECONOMIC TRANSFORMATION

H.K. KAZANCHEVA, O.A. TSIPINOV

Institute of Computer Science and Problems of Regional Management of KBSC of the Russian Academy of Sciences 360000, KBR, Nalchik, 37-a, I. Armand street E-mail: iipru@rambler. ru

The analysis of the regional programs of small business support of the subjects of the North Caucasus Federal district showed that there is no much difference in the stimulation of entrepreneurial activity in the republics belonging to different levels as the small business level. It is established that the efficiency of engagement of regional programs depends, primarily, on the administrative regulations of the regional authorities, which determine the goal, attainable with the help of the program.

Key words: small business, the socio-ecological-economic system, government regulation, the regional program, marketing, financial management.

Работа поступила 24. 02. 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.