ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3
ТЕНДЕНЦИИ РАЗБИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ВАЖНЕЙШЕГО ФАКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕГИОНА
АБАЗОВА Ф.М.,
кандидат э к о ном ич е с к их наук, доцент, Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова, e-mail: [email protected];
AБРЕГОВА МХ,
кандидат экономических наук, доцент, Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова, e-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию формирования регионального инновационного потенциала и тенденции его развития на примере Кабардино-Балкарской Республики.
Ключевые слова: инновационный потенциал; стратегия развития; региональная инновационная политика; инновационная модель.
The article is devoted to research of formation of the regional innovative potential and the strategy of its development on the example of Kabardino-Balkarian Republic.
Keywords: innovative potential; strategy development; regional innovative-system policy; innovative model.
Коды классификатора JEL: 031, 032.
Основу эффективности развития национальной экономики современной России наряду с природными, трудовыми, финансовыми и научно-техническими ресурсами составляет инновационный потенциал, приобретающий в настоящее время особую значимость. Переход экономики на новый качественный уровень в еще большей степени повысил роль активизации инновационной деятельности в решении проблем формирования инновационного потенциала страны.
В настоящее время важнейшими приоритетами экономической политики на региональном уровне являются: осуществление прогрессивных структурных преобразований в экономике регионов, сохранение научно-промышленного потенциала, обеспечение социальной стабильности. Определение перспективных производств, нуждающихся в государственной поддержке, выбор оптимальных форм, методов и организационного механизма процесса, разработка мероприятий по привлечению частных инвесторов - все это означает усиление роли федеральных и региональных органов власти в управлении экономикой страны в целом.
Сфера компетенции государственных органов управления заключается в следующем. Во-первых, в поддержке социально и стратегически значимых предприятий, деятельность которых в настоящий момент коммерчески неэффективна и не представляет интереса для частного бизнеса. Во-вторых, в поддержке: коммерчески эффективных видов деятельности или секторов региональной экономики, в которые не может быть привлечен частный бизнес в силу высоких стартовых инвестиций; необходимости решения сложных организационных и технологических проблем; большого срока окупаемости инвестиций; высоких уровней риска.
В связи с этим основные задачи государственной экономической политики на уровне региона должны заключаться в следующем: сохранение и расширение ресурсного, производственного и научно-технического потенциала; обеспечение экономического роста в темпе не ниже общероссийского; укрепление налогооблагаемой базы; устойчивость работы бюджетообразующих, социально значимых предприятий; снижение уровня безработицы.
Практика показывает, что финансовые возможности региональных органов управления для решения этих задач очень ограничены. Для того чтобы столь ограниченные средства давали заметный социально-экономический результат, рациональная государственная поддержка должна реализовываться в одну из следующих стратегий:
S объектами поддержки должны стать сверхэффективные инновационные проекты;
S все средства должны концентрироваться на одном-двух предприятиях, имеющих чрезвычайно важное социальноэкономическое значение для региона;
S направление средств на развитие и поддержку малого и среднего бизнеса;
© Ф.М. Абазова, М.К. Абрегова, 2012
■/ объектами поддержки должны стать организации обеспечивающего сектора, т.е. объекты рыночной инфраструктуры [4].
На наш взгляд, наиболее перспективной является последняя стратегия, так как развитие рыночной инфраструктуры является основным фактором развития малого и среднего бизнеса, где зарождаются высокоэффективные инновационные проекты, в связи с чем необходимо развитие тех элементов рыночной инфраструктуры, которые ориентированы на обеспечение деятельности инновационного сектора, это вытекает из необходимости реализации высокотехнологического сценария социально-экономического развития региона. Безусловно, для каждого региона требуется индивидуальный подход к решению возникающих проблем инновационного развития.
Рассмотрим указанные проблемы на примере Кабардино-Балкарской республики, где система управления инновационной деятельностью уже адаптируется на работу в рыночных условиях. Так, в республике начата поддержка инновационных проектов субъектов малого и среднего бизнеса, начинающим компаниям и фирмам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе средства на регистрацию и компенсируются расходы на научно-исследовательские работы.
На сегодняшний день в республике по данным министерства экономического развития и торговли КБР 5695 малых и средних предприятий и 28 339 индивидуальных предпринимателей, на поддержку малого и среднего бизнеса в 20072011 гг. направлено 1075,7 млн руб. [4].
Принята республиканская целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в КБР» на 2012-2015 гг.
По итогам реализации целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в КБР на 2007-2011 гг.», республика стала одной из первых, предоставляющей студентам и молодым ученым средства на реализацию своих бизнес-идей. Так, с 2007 по 2011 гг. поддержано 84 проекта на сумму 32,1 млн руб. Кроме этого, предприниматели, осуществляющие деятельность не более 2 лет, могут получить компенсацию части стоимости приобретенных основных средств. Для действующих субъектов малого и среднего предпринимательства компенсируется процентная ставка по кредитам и договорам лизинга [6].
В республике начата работа по поддержке инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности, начинающим инновационным компаниям предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе на регистрацию субъекта малого среднего предпринимательства, а также финансирование расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, научно исследовательских работ грант до 300 тыс. руб. С момента реализации данного механизма поддержано 4 проекта, на общую сумму 1,5 млн руб.
Большое значение для расширения объемов инвестиций имеет созданный в республике в 2009 г. объект инфраструктуры поддержки малого бизнеса - Гарантийный фонд, активы которого составляют 352,45 млн руб., что позволит привлекать в сферу малого и среднего предпринимательства ежегодно более 1,5 млрд руб. кредитных средств [5].
В республике открыты бизнес-инкубаторы, на базе которых было размещено свыше 100 начинающих субъектов малого предпринимательства, которым на льготных условиях предоставлены офисные и производственные помещения в данных бизнес-инкубаторах. В 2011 г. начата реализация проекта по строительству первого в СКФО агропромышленного бизнес-инкубатора [3].
Проводится большая работа по подготовке кадров для сферы малого и среднего предпринимательства. КБР первый и единственный субъект в РФ, где реализуется программа подготовки управленческих кадров, в рамках которой осуществляется обучение по программам антикризисного управления, обучение в лучших бизнес-школах Европейского Союза по программам МВА. Уже обучено 37 антикризисных управляющих.
В рамках действующих механизмов поддержки субъектов малого предпринимательства поддержано 7,5 тыс. предпринимателей и людей желающих заниматься предпринимательской деятельностью (табл. 1).
Таблица 1
Количество поддержанных проектов в КБР по механизмам государственной поддержки*
№ Механизм поддержки Кол-во единиц
1 Компенсация разницы процентных ставок по банковским кредитам и договорам лизинга 173
2 Субсидирование затрат, связанных с приобретением основных фондов и нематериальных активов 42
3 Поддержка микрофинансовых организаций 43
4 Предоставление поручительств за счет средств Гарантийного фонда КБР 74
5 Поддержка инновационных проектов 4
6 Поддержка молодежного предпринимательства (гранты на реализацию бизнес-идей) 180
7 Субсидирование затрат, связанных с прохождением сертификации по международным стандартам качества 1
8 Субсидирование затрат, связанных с подключением энергопринимающих устройств к электрическим сетям 7
9 Размещение в бизнес-инкубаторе 134
10 Реализация программ обучения 1538
* Составлена по данным Инвестиционного паспорта КБР [6]
Как видно из табл. 1, в республике наибольшее число поддержанных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства по финансовым и имущественным механизмам реализуется в сфере промышленного производства и в
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3
148
Ф.М. АБАЗОВА, М.К. АБРЕГОВА
сфере услуг, на долю которых приходится 64% от общего количества поддержанных проектов. Реализация поддержанных проектов позволила: привлечь свыше 2 млрд руб. частных инвестиций в экономику республики; создать и сохранить свыше 6800 рабочих мест; создать новые или расширить действующие производства по всей территории республики.
За период 2007-2011 гг. на реализацию Программы привлечено 806,2 млн руб. из федерального бюджета. За счет средств федерального бюджета профинансированы следующие мероприятия: строительство 5 бизнес-инкубаторов; создание и пополнение гарантийного фонда республики; финансирование муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства; софинансирование муниципальных программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства; поддержка инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержка начинающих предпринимателей; подготовка кадров для сферы малого и среднего предпринимательства [2].
Проводится также работа по оптимизации налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства, так в республике налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения снижена с 15 до 10 %.
Однако, несмотря на внушительный инновационный потенциал республики, инновационная активность бизнеса остается на низком уровне. На наш взгляд, это связано с несовершенностью системы управления инновационной деятельностью в республике; отсутствием таких ее главных элементов как фонд научно-технического развития, центр экспертизы в научно-технической сфере, территориальный консультационный центр по оказанию патентных услуг, защите интересов авторов, а также органы управления, ответственные за координацию развития научной и инновационной деятельности в регионе. В республике необходимо создать эффективный механизм управления социально-экономическим развитием на основе информационного обеспечения инновационной деятельности [2].
Таким образом, на региональном уровне насущной задачей является создание и развитие широкой сети предприятий, учреждений и организаций, непосредственно участвующих в инновационном процессе или обслуживающих этот процесс, заполняя свободные ниши инновационного рынка. Согласно действующему законодательству администрация региона вправе создавать такие хозяйствующие субъекты, находящиеся во введении региональных органов власти, а также содействовать образованию других объектов инфраструктуры инновационного рынка, возникающих по инициативе различных предпринимательских структур.
В осуществлении выбора конфигурации региональной инфраструктуры рынка инноваций важную роль может сыграть моделирование инновационного потенциала региона. На наш взгляд, модель инновационного потенциала должна структурировать наиболее типичные для данного региона элементы инновационной инфраструктуры в следующие базовые массивы:
♦ массив научно-технических организаций, имеющихся в регионе, таких как научно-исследовательские институты и лаборатории, кафедры вузов и т.д.;
♦ массив проектно-конструкторских и экспериментальных организаций региона, включающий технологические институты, занимающиеся опытно-конструкторскими и проектными работами, испытательные станции;
♦ массив корпоративных организаций, охватывающих широкий спектр различных видов инновационной деятельности и обеспечивающих научно-техническое сотрудничество в сфере инноваций;
♦ массив предприятий и организаций, имеющих производственные мощности для осуществления инновационной деятельности и которые могут выступать в роли производителя и потребителя инновационной продукции;
♦ массив предприятий и организаций, осуществляющих сервисное обслуживание инновационного процесса (транспортные, ремонтно-монтажные и т.п.);
♦ массив фирм, предоставляющих различные интеллектуальные услуги, включающих экспертизу, консалтинг, инжиниринг и т.п.;
♦ массив информационного обеспечения инновационной деятельности (предприятия связи, средства массовой информации, рекламные агентства и т.п.);
♦ массив кадрового обеспечения, обучения, повышения квалификации (высшие учебные заведения, профтехучилища и т.п.);
♦ массив организаций, способных обеспечить экономический механизм функционирования рынка инноваций, правовую регламентацию действий участников инновационного производство, финансово-ресурсную и административно-организационную поддержку инновационного предпринимательства (банки, финансовые, юридические, административные, налоговые, таможенные службы региона, региональные инвестиционные и инновационные фонды).
Представленная модель инновационного потенциала региона делает возможным всесторонне обоснованный и взвешенный выбор варианта инновационной инфраструктуры, что делает реальным последовательное налаживание четкого взаимодействия всех составляющих эту модель массивов и гарантирует создание наиболее благоприятного социальноэкономического климата для ускоренного развития инновационной деятельности.
Следующим условием развития инновационной стратегии региона является консолидация и наращивание мощи инновационного потенциала. Для этого необходима разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на консолидацию опыта кадров, материальных и финансовых ресурсов всех предприятий и организаций, функционирующих на территории данного региона.
Важную роль в этом процессе должны сыграть местные органы государственной власти, которые могут обеспечить необходимую координацию инновационной деятельности в масштабах данного региона. Региональный потенциал должен рассматриваться и развиваться как многозвенная и интегрированная единая система, включающая не только соответствующие потенциалы, находящегося в ведении регионального органа власти, но и весь научно-технический по-
тенциал, имеющийся у всех других хозяйствующих субъектов, расположенных на территории региона, независимо от отраслевой принадлежности и форм собственности.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Научные организации: Кабардино-Балкарский Финансово-кредитная
- научно-исследовательские институты РАН; - ВУЗы; - отраслевые научные организации инновационный центр: База данных: - о субъектах инновационной деятельности; - об инновационных проектах; - экспертиза проектов; - заключение договоров; - мониторинг; - консультации система: - средства бюджетов; - внебюджетные фонды; - частный капитал
Научно-технологические и приборные Изобретатель: Производственные
парки: А - идеи; к. предприятия:
- НИОКР; ■ С | - технические решения; - предприятия, производящие товары
- экспериментальное производство - рационализаторские предложения и услуги
- подготовка кадров
Инновационный рынок
Рис. 1. Организационно-управленческая модель регулирования инновационной деятельности региона
Организационно-управленческая модель регулирования инновационной деятельности в республике, представленная на рис. 1, она объединяет все необходимые элементы управления инновационной системой региона.
Результативность предложенного нами механизма в значительной мере зависит от качества непрерывного социально-экономического мониторинга региона, который должен охватить наблюдение, анализ, оценку и прогноз экономической, социальной, экологической, научной и инновационной обстановки в регионе с целью подготовки управленческих решений и рекомендаций, направленных на улучшение и развитие инновационной деятельности.
Таким образом, проблема управления инновационным потенциалом региона остается одной их сложных как на региональном, так и на федеральном уровне. Среди главных причин, сдерживающих развитие инновационного сектора экономики на региональном уровне, - нестабильная экономическая ситуация, нехватка инвестиционных средств, несовершенство системы управления инновационной деятельностью в регионе. В данной ситуации возрастает роль государства, которое должно поддержать развитие региональных и предпринимательских структур.
ЛИТЕРАТУРА
1. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Стат. сб. М.: Федеральная служба государственной статистики; Высшая школа экономики, 2009.
2. Нагоев А.Б. Вопросы инвестиционно-инновационного процесса в регионе с депрессивным состоянием экономики. Нальчик: Изд. КБЦН РАН, 2008.
3. Опалева О.И., Черенкова Ю.В. Инновационный потенциал Российского предпринимательства // Финансы и кредит. 2009. № 4.
4. Шидов А.Х. Региональные аспекты инновационно-инвестиционного развития. СПб.: СПб ГУЭР, 2000.
5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. kbr-invest.ru.
6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravitelstvokbr.ru.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3