Научная статья на тему 'Роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии региона'

Роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богатырев Т. З., Гайрабекова Р. С.

В статье проведен анализ состояния и развития малого предпринимательства в регионе. Дана оценка роли малого предпринимательства в обеспечении экономического роста и социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богатырев Т. З., Гайрабекова Р. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии региона»

РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ЭКОНОМИКА

УДК 332

РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА

Т.З. БОГАТЫРЕВ1, Р.С. ГАЙРАБЕКОВА2

!ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.

М. Кокова»

2Институт информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН

В статье проведен анализ состояния и развития малого предпринимательства в регионе. Дана оценка роли малого предпринимательства в обеспечении экономического роста и социально-экономического развития региона.

Задачи по обеспечению социально-экономического развития региона могут быть успешно решены при условии постоянного расширения зоны влияния малого и среднего бизнеса в общем экономическом пространстве, то есть развития инфраструктуры малого и среднего бизнеса.

Рыночная экономика предполагает сосуществование и взаимодействие предприятий различного типа и масштаба. Крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национальной экономики, используя возможности массового производства, средние предприятия удовлетворяют достаточно устойчивые тенденции спроса, малые же предприятия занимают свою нишу на рынке удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере. В целом малые и средние предприятия играют доминирующую роль в обеспечении социальной стабильности и финансовых доходов в регионах. Они получают наибольшее развитие главным образом в трудоемких отраслях, являясь огромной сферой общественного трудоустройства и значительным источником местных финансовых поступлений на уровне районов, республик.

За последние годы в процессе структурной перестройки нашей экономики произошли массовые сокращения на государственных предприятиях (или вследствие простоя производства годами не выплачивалась заработная плата). В такой ситуации именно малые и средние предприятия могут создать большое количество мест для трудоустройства увольняемых рабочих и служащих.

Малые и средние предприятия приближены к рынку, к потребителю, обладают гибким механизмом функционирования и высоким потенциалом обновления, поэтому они способствуют расширению масштабов рыночной экономики. Они весьма активны в тех сферах, где еще не работают или не могут работать крупные предприятия, занимаясь « многоассортиментным» и «мелкосерийным» производством и обслуживанием.

Себестоимость продукции на малых и средних предприятиях ниже, чем на крупных, процедуры их функционирования довольно просты, поэтому в сферу бизнеса данных предприятий новая система входит достаточно безболезненно.

В развитых странах малый бизнес вносит далеко не малый вклад в экономическое развитие,

25

производя около половины ВВП, в нем занято свыше 50-70% трудоспособного населения. В США эффективно функционируют 25 млн. малых и средних предприятий, что составляет 99,6% общего числа предприятий [1, с. 15]. В них работает 2/3 всех американцев (или около половины трудоспособного населения) и производится более 50% продукции. Малые американские предприятия осваивают вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы, и представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности.

В других развитых странах наблюдается аналогичная картина. Так, в Германии, Канаде, Великобритании, Испании, Италии доля малых и средних предприятий (МСП) в промышленном производстве составляет 60-70%. Особенно выделяется в этом отношении Германия. Только за минувшее десятилетие число малых и средних фирм здесь возросло и составило порядка 2 млн., на их долю приходится около 75% стоимости всей произведенной продукции [2, с. 25], тогда как в России вклад в ВВП составляет 8%, а доля занятых в МСП составляет 12,5%.

Очевидно, что данный сектор экономики России не получил должного развития, и разрыв между нашей страной и экономически развитыми странами велик. Но хочется отметить и позитивные изменения в данном направлении. Так, в России наблюдается тенденция к росту субъектов малого предпринимательства. В 2007 году по отношению к 2000 году произошел рост количества малых предприятий на 15 процентов. Доля малых предприятий по отношению к общему количеству предприятий по всем отраслям экономики в 2007 году составила 23 процента. По количеству физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, также наблюдается рост на 4,9 процента. Небольшой спад произошел по количеству крестьянских (фермерских) хозяйств. В 2000 и 2007 годах численность занятых на малых предприятиях составила соответственно 6,5 млн. человек и 8,5 млн. человек. С учетом зарегистрированных ПБОЮЛ общее количество занятых в малом предпринимательстве в 2000 и 2007 году составило соответственно 11,9 млн. человек и 12,7 млн. человек (17,7% экономически активного населения страны).

Малыми предприятиями в 2007 году произведено продукции (работ, услуг) на сумму 12099,9 млрд. рублей (136% к уровню 2000 года), что составляет 6,7% от общего объема производства товаров и услуг в отраслях экономики России, за 9 месяцев 2007 года выпуск товаров и услуг малыми предприятиями в фактических ценах составил 1207,1 млрд. рублей. Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о преимущественном его развитии в сфере торговли и общественного питания - 28,1%, промышленности - 25,2%, строительства - 24,7%, транспорта и связи - 4,1%, науки и научного обслуживания - 2,5%.

В 2000 году, по данным МНС России, поступления по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 25,4 млрд. рублей, в 2002 г. - 33,5 млрд. рублей. За 9 месяцев 2003 года данные отсутствуют. Инвестиции в основной капитал малых предприятий по отраслям экономики в 2001 году составили 43,5 млрд. рублей, в 2002 году - 49,7 млрд. рублей (2,8% от общего объема инвестиций), за 9 месяцев 2007 года инвестиции в основной капитал малых предприятий в фактически действовавших ценах составили 40,4 млрд. рублей.

Южный федеральный округ не является передовым регионом развития малого предпринимательства. Рассматривая непосредственно сам регион, необходимо выделить области, которые являются доминирующими по численности и развитию малых предприятий. Это Ростовская область - в 2000 году приходилось 30,4% МП от общего количества малых предприятий в регионе; Краснодарский край - второе место по численности МП - 24,9%; 25

Волгоградская область - 15,8 МП и Ставропольский край - 8,6% от общего количества МП в регионе. На долю Республики Северная Осетия - Алания и Астраханской области приходится по 4,5% от общего количества МП. Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика находятся в одинаковом положении по численности предприятий - по 2,7% от общего количества малых предприятий в регионе. Наименьшая доля приходится на республики Ингушетия и Калмыкия - 0,4%.

Таблица 1.

Распределение числа МП по регионам страны*

2000 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Место, занимаемое в РФ, в 2004 г.

РФ 879,3 843,0 882,3 890,0 897,0

Центральный федеральный округ, г. Москва 308,2 180,0 304,3 308,2 331,3 322,2 1 1

Северо-запад. фед. округ, в т.ч. г. Санкт- Петербург 156,3 109,2 157,7 108,7 156,3 78,6 122,3 89,6 136,1 89,9 3 2

Южный федеральный 82,2 81,8 85,5 94,4 95,5 5

округ

В т. ч. Ростовская область 25,0 25,5 25,0 25,2 24,2 8

Краснодарский край 20,5 21,9 20,5 23,9 29,6 5

Волгоградская область 13,0 17,9 13,0 12,8 13,8 14

Ставропольский край 7,1 7,1 7,1 7,4 12,7 19

Кабардино-Балкарская Республика 2,2 2,2 2,2 3,4 2,3 65

Карачаево-Черкесская Республика 1,8 1,9 1,4 1,2 1,1 73

* Таблица составлена авторами по данным ТО ФГСС

В приведенной нами таблице не случайно рассчитано процентное соотношение количества малых предприятий в областях по отношению к ЮФО. Это дает нам возможность наиболее точно оценить ситуацию в регионе и определить, насколько исследуемая нами Карачаево-Черкесская Республика расположена к возникновению и развитию малого предпринимательства.

Как и в целом по России, в регионе в основном преобладают предприятия частной формы собственности - 94,1%. Наибольший удельный вес занимает сектор торговли и общественного питания - 44,5%. Это объясняется теми же факторами, которые описывались выше: торговля - это быстрый оборот капитала и как следствие - возможность получения краткосрочных кредитов, приемлемых даже при существующей процентной банковской ставке. Также значительная часть в доле МП отводится сектору промышленности - 26% и строительству -14%.

25

Динамика роста числа субъектов малого предпринимательства

2007г. 2720 19813

/

2006г. 2407 16586

2005г. 2339 15277

□ Малые предприятия

□ Индивидуальные предприниматели

Рис. 1. Динамика роста числа субъектов малого предпринимательства По состоянию на 2007 год на 1000 человек постоянного населения Кабардино-Балкарии приходится в среднем 3 малых предприятия, то есть на каждые 333 человека приходится одно малое предприятие. К сожалению, продолжается сокращение количества крестьянских ( фермерских) хозяйств. За последние три года их численность снизилась на 13%, а это 628 семей, пытавшихся организовать свой нелегкий крестьянский семейный бизнес.

сельское хозяйство 7%

строительство 9%

торговля 38%

промышленность 23%

прочие 11%

здравоохранение и социальные услуги 1%

транспорт и связь 5%

гостиницы и рестораны 6%

Малый бизнес в Кабардино-Балкарской Республике развивается динамично и превышает среднероссийские темпы роста количества малых предприятий. По состоянию на 1 января 2007 года в республике действует 2 720 малых предприятий и 21 983 индивидуальных предпринимателя, по сравнению с 2005 годом рост составил 118 и 128 процентов.

25

Рис. 2. Структура малых предприятий по отраслям экономики КБР

На долю предприятий торговли и общественного питания приходится 165 млн. руб. товаров и услуг малых предприятий, 316,6 млн. руб. - на объем строительных работ, 405 млн. руб. - на объем производства промышленной продукции. За 2004 год малыми предприятиями произведено товаров и услуг по всем видам деятельности на 1273,6 млн. руб. (7,9% регионального объема продукции).

Если учесть, что указанные 7,9% общего объема продукции, произведенной в регионе малыми предприятиями, приводятся на основании официальной статистики, а реально малые предприятия имеют большую возможность, чем крупные, показывать заниженные объемы произведенной продукции с целью уменьшения налогообложения, то можно говорить, что малый бизнес сегодня производит около одной четверти всех товаров и услуг. Это, конечно, значительно меньше, чем в странах с развитой экономикой, но это уже существенная доля, заслуживающая значительно большего внимания со стороны органов власти, чем в настоящее время.

По итогам 2007 года налоговые поступления от малого бизнеса по специальным налоговым режимам увеличились в 2 раза. Доля малого бизнеса в общих налоговых платежах в консолидированный бюджет оценочно составляет 18%, малый бизнес формирует порядка 23% валового регионального продукта республики, в сфере малого бизнеса занято около 20% от общего количества занятых в экономике КБР.

25

Рис. 3. Доля малого бизнеса в общих налоговых платежах в консолидированный бюджет КБР

Значительно увеличены бюджетные расходы на данную сферу. Если в 2005 году расходы бюджета (с учетом федеральных средств) составили всего 10,7 млн. рублей, то по итогам 2007 года расходы на поддержку малого предпринимательства составили 149,5 млн.рублей, что в 14 раз выше уровня 2005 года (таб. 2).

Таблица 2.

Бюджетные расходы на поддержку субъектов малого предпринимательства*

Расходы 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Объем средств, направленных на государственную поддержку малого предпринимательства, - всего 5 12,7 10,65 42,12 149,459

в том числе:

республиканский бюджет 5 12,7 8,2 21,6 46,705

федеральный бюджет - - 2,5 20,5 102,754

* Таблица составлена авторами по данным ТО ФСГС за 2007 г.

Для точной оценки государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в регионе нами проведен мониторинг эффективности реализации действующих программ и мер поддержки, которые приводятся ниже:

1. Утверждена республиканская целевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике на 2007 - 2011 годы». Данная система государственной поддержки малого бизнеса позволяет охватить начинающих и уже действующих предпринимателей.

2. В республике создана инфраструктура микрофинансирования субъектов малого предпринимательства, включающая 13 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства и 26 кредитных кооперативов. В 2007 году микрофинансовыми организациями выдано свыше 800 кредитов на общую сумму 78 млн. рублей. Основная доля кредитов приходится на сферу сельского хозяйства - 35% и производства - 25%.

3. Разработаны меры, направленные на поддержку микрофинансовых организаций на территории Кабардино-Балкарской Республики, где они получили возможность возмещать свои расходы, связанные с проведением аудиторских проверок, приобретением программного обеспечения, обучением специалистов основам микрофинансовой деятельности, проведением

25

рейтинговых оценок, размещением рекламы. Кроме того, микрофинансовые организации могут получать субсидии в размере до 500 тыс. руб. на реализацию программ микрофинансирования начинающих субъектов микропредпринимательства, а также в случае привлечения банковского кредита получать возмещение разницы процентной ставки в размере ставки рефинансирования (при условии, если маржа микрофинансовой организации не превышает 10%).

4. Создана Ассоциация микрофинансовых организаций Кабардино-Балкарской Республики, в г. Нальчике открыто представительство Российского микрофинансового центра по Южному федеральному округу.

Другим направлением поддержки начинающих предпринимателей является субсидирование части затрат на приобретение основных фондов и нематериальных активов в приоритетных отраслях. По данному направлению поддерживаются предприниматели, с момента регистрации которых прошло не более 2 лет и осуществляющие деятельность в сфере производства и переработки сельхозпродукции, производственной и инновационной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства, туристко-рекреационной и санаторно-курортной деятельности. Компенсируется часть стоимости приобретенного оборудования, но не более 500 тыс. руб., а также выделяются средства на уплату первоначального взноса по договору лизинга в размере до 1000 тыс. руб. субъектам малого и среднего предпринимательства. В 2007 году было поддержано 5 проектов на сумму 2,1 млн. рублей в сфере деревообрабатывающего производства, ЖКХ и переработки сельхозпродукции [3].

Для действующих субъектов малого бизнеса компенсируется часть процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам и договорам лизинга. По данному механизму в республике созданы одни из самых благоприятных условий в Южном федеральном округе. Так, предпринимателям компенсируются процентные расходы в размере ставки рефинансирования Центрального банка России, максимальная сумма привлеченных кредитных ресурсов не может превышать 30 000 тыс.руб., а срок окупаемости проекта не более пяти лет. Количество поддержанных проектов по данному механизму имеет тенденцию к росту [4].

25

Динамика количества поддержанных проектов за период 2002-2007 годы

63

Рис. 4. Динамика количества поддержанных проектов за 2002-2007 годы

При этом приоритет отдается проектам в сфере промышленности, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, на долю которых приходится 53% всех поддержанных проектов. Открыты новые или расширена деятельность существующих объектов на всей территории республики. Так, при поддержке государства начато производство стеклопластиковых труб, металлочерепицы, металлоизделий и изделий из дерева. Осуществляется строительство кирпичного завода в г. Тереке и жилого дома в г. Баксане и многое другое.

В целях повышения конкурентоспособности продукции, производимой предпринимателями республики, осуществляется субсидирование затрат субъектов малого предпринимательства по аренде выставочных площадей, т. е. предприниматель при предоставлении подтверждающей документации об оплате выставочных площадей может получить возмещение в размере 50% от понесенных затрат. Также субъекты малого и среднего предпринимательства могут получить возмещение на прохождение сертификации по международным стандартам качества, в данном случае предприниматель при предоставлении подтверждающей документации может получить средства в размере 50% понесенных затрат ( не более 300 тыс. руб.) на покрытие расходов, связанных с получением одного сертификата. При этом субъект малого и среднего предпринимательства при получении нескольких сертификатов не может получить возмещение более 1000 тыс. руб.

В рамках имущественной поддержки малого предпринимательства для начинающих бизнесменов осуществляет деятельность офисный бизнес-инкубатор. В настоящее время в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации решен вопрос о создании бизнес-инкубаторов в городском округе Прохладный и Баксанском муниципальном районе.

В республике действует Программа Президента КБР по подготовке кадров для экономики Кабардино-Балкарской Республики на 2007-2011 годы. Отличительной чертой данной

25

программы является то, что аналогичных программ в субъектах Южного федерального округа на данный момент нет. В рамках программы осуществляется подготовка по трем направлениям:

1). Обучение специалистов Кабардино-Балкарской Республики в международных бизнес-школах по программам МВА. Принять участие в данном направлении могут жители Кабардино-Балкарской Республики, имеющие высшее экономическое образование и стаж работы не менее одного года.

2). Обучение арбитражных (антикризисных) управляющих. Участник данной программы должен быть жителем Кабардино-Балкарской Республики, а также иметь высшее экономическое или юридическое образование и стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности.

3). Подготовка кадров для сферы малого и среднего бизнеса. Слушателями данной программы могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства, индивидуальные предприниматели со стажем работы не менее одного года, а также студенты, выпускники ВУЗов и СУЗов, желающие заниматься предпринимательской деятельностью, в возрасте до 30 лет.

В результате выполнения Программы темп роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства должен составить, по прогнозным расчетам: оптимистичный вариант -не менее 124%, базовый вариант - 112%; число занятых в сфере малого и среднего бизнеса по отношению к общему числу занятых в экономике Кабардино-Балкарской Республики по оптимистичному варианту должно увеличиться до 22%, до 20% - по базовому варианту. При этом доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте Кабардино-Балкарской Республики достигнет 30% по оптимистичному варианту, 26% - по базовому.

В итоге отметим, что государственная поддержка малого предпринимательства в КБР неизменно улучшается и оправдание прогнозных расчетов приведет к экономическому росту, что неизменно приведет к улучшению качества жизни - сегодня это является самой важной проблемой в государственной политике. Социальная направленность в развитии малого предпринимательства является особенно актуальной. В настоящее время около 11 тыс. человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы в сфере малого бизнеса. При возрастающей напряженности на рынке труда малый бизнес остается основной возможностью создания новых рабочих мест. Многие из зарегистрированных МП являются местом второй или третьей работы для работников крупных промышленных предприятий и объединений, вынужденных искать дополнительный приработок. Нередки случаи, когда регистрация МП осуществляется с целью облегчить одноразовые сделки и минимизировать налоги в рамках закона.

Анализ становления и развития малого предпринимательства в КБР позволяет выделить ряд недостатков, тормозящих сегодня развитие малого предпринимательства. Первый фундаментальный недостаток - это высокие налоговые ставки с предпринимателей, которые бьют по всем предприятиям, но особенно по малому бизнесу.

Второй недостаток - практическое отсутствие источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует несколько источников капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, залог и продажа собственного имущества.

Первый источник вначале был уничтожен гиперинфляцией, а позже слабо пополнялся ввиду очень низких доходов основной массы населения.

Второй источник - кредиты - практически закрыт для малого предпринимательства размером процентов за кредит и нежеланием коммерческих банков вкладывать деньги в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25

малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий.

Третий источник тоже работает слабо, так как у молодых предпринимателей практически отсутствует имущество, которое можно продать или заложить, а у более старшего поколения, имеющего семьи и детей, существуют большие моральные ограничения перед семьей для риска предпринимательства. Поэтому недостаток собственных финансовых ресурсов и сложность их приобретения у государства сдерживают развитие малого предпринимательства и к тому же часто толкают малые предприятия к контактам с теневой экономикой и дают последней возможность постепенно подчинять их себе.

Третий фундаментальный недостаток - отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. Несмотря на то, что созданы государственные органы, призванные содействовать становлению и развитию малого бизнеса, - комитеты и отделы поддержки малых предприятий и предпринимательства на федеральном, региональном и местных уровнях, статус этих комитетов, их подчиненность структурам отвечающим за развитие промышленности в целом, скудность их финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данным органам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кауфова Д.Х. Актуальные проблемы современной экономики: международные, внутринациональные и региональные аспекты. Мат. 2-й НПК молодых ученых и специалистов АПК. г. Нальчик: Издательство КБГСХА. 2008.

2. Караев А.Р., Караева Ф.Е. Стабильность финансового состояния - главная характеристика конкурентной стратегии хозяйственного субъекта. Мат. 2-й НПК молодых ученых и специалистов АПК. г. Нальчик: Издательство КБГСХА. 2008.

3. Диденко Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса в РФ. 2-е издание. СПБ. 2004.

4. Ненюшев Е.В. Анализ финансовых результатов предприятия в условиях рынка. М.: Высшая школа. 2007.

ROLE OF SMALL BUSINESS IN SOCIO - ECONOMIC DEVELOPMENT OF A REGION

T.Z. BOGATYREV, R.S. GAYRABEKOVA

In this article the analysis of a condition and development of small business in region is carried out. The estimation of a role of small business in maintenance of economic growth and social and economic development of region is presented.

Работа поступила 19. 10. 2009 г.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.