Научная статья на тему 'Роль структур малого предпринимательства в развитии социально-экономической системы региона'

Роль структур малого предпринимательства в развитии социально-экономической системы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / REGION / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аленов А. В., Шорова Б. В.

Статья посвящена разработке ряда методических и практических рекомендаций, реализация которых будет способствовать созданию устойчивой системы малого бизнеса, поддерживающей стратегические направления социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SMALL BUSINESS STRUCTURES IN THE DEVELOPMENT OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEM OF THE REGION1360000, KBR, Nalchik, 37-a, I. Armand street

The article deals with the development of several methodological and practical recommendations that will help to create a sustainable system of small businesses that support the strategic directions of socio-economic development of the region.

Текст научной работы на тему «Роль структур малого предпринимательства в развитии социально-экономической системы региона»

Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН № 6 (56) 2013

РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ЭКОНОМИКА

УДК 332.2

РОЛЬ СТРУКТУР МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

РЕГИОНА

А.В. АЛЕНОВ1, Б.В. ШОРОВА2

:ФГБУН Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН 360000, КБР, г. Нальчик, ул. И. Арманд, 37-а E-mail: iipru@rambler.ru

2ФГБОУ ВПО Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова 360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173 E-mail: bsk@kbsu.ru

Статья посвящена разработке ряда методических и практических рекомендаций, реализация которых будет способствовать созданию устойчивой системы малого бизнеса, поддерживающей стратегические направления социально-экономического развития региона.

Ключевые слова: малый бизнес, устойчивое развитие, регион, предпринимательство.

Малые и средние предприятия приближены к рынку, к потребителю, обладают гибким механизмом функционирования и высоким потенциалом обновления, поэтому они способствуют расширению масштабов рыночной экономики. Они весьма активны в тех сферах, где еще не работают или не могут работать крупные предприятия, занимаясь «многоассортиментным» и «мелкосерийным» производством и обслуживанием.

Себестоимость продукции на малых и средних предприятиях ниже, чем на крупных, процедуры их функционирования довольно просты, поэтому в сферу бизнеса данных предприятий новая система входит достаточно безболезненно [6, 8, 9].

В развитых странах малый бизнес вносит далеко не малый вклад в экономическое развитие, производя около половины ВВП, в нем занято свыше 50-70% трудоспособного населения. В США эффективно функционируют 25 млн. малых и средних предприятий, что составляет 99,6% от общего числа предприятий [1]. На них работают 2/3 всех американцев (или около половины трудоспособного населения) и производится более 50% продукции. Малые американские предприятия осваивают вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы, и являются основными генераторами инновационных процессов в промышленности.

В других развитых странах наблюдается аналогичная картина. Так, в Германии, Канаде, Великобритании, Испании, Италии доля малых и средних предприятий (МСП) в промышленном производстве составляет 60-70%. Особенно выделяется в этом отношении Германия. Только за минувшее десятилетие число малых и средних фирм здесь возросло и составило порядка 2 млн., на их долю приходится около 75% стоимости всей произведенной продукции [2], тогда как в России вклад в ВВП составляет 8%, а доля занятых в МСП составляет 12,5%.

Очевидно, что данный сектор экономики России не получил должного развития, и разрыв между нашей страной и экономически развитыми странами велик. Но хочется отметить и позитивные стороны в данном направлении. Так, в России наблюдается тенденция к росту субъектов малого предпринимательства. В 2009 году по отношению к 2000-му произошел рост количества малых предприятий на 15 процентов. Доля малых предпри-

РОЛЬ СТРУКТУР МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

ятий по отношению к общему количеству по всем отраслям экономики в 2009 году составила 23 процента. По количеству физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, также наблюдается рост на 4,9%. Небольшой спад произошел по количеству крестьянских (фермерских) хозяйств. В 2000 и 2009 годах численность занятых на малых предприятиях составила соответственно 6,5 и 8,5 млн. человек. С учетом зарегистрированных ПБОЮЛ общее количество занятых в малом предпринимательстве в 2000 и 2009 году составило соответственно 11,9 и 12,7 млн. человек (17,7% экономически активного населения страны).

Малыми предприятиями в 2009 году произведено продукции (работ, услуг) на сумму 12099,9 млрд. рублей (136% к уровню 2000 года), что составляет 6,7% от общего объема производства товаров и услуг в отраслях экономики России. За 9 месяцев 2009 года выпуск товаров и услуг малыми предприятиями в фактических ценах составил 1207,1 млрд. рублей. Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о преимущественном его развитии в сфере торговли и общественного питания - 28,1%, промышленности - 25,2%, строительства - 24,7%, транспорта и связи - 4,1%, науки и научного обслуживания - 2,5%. В 2000 году, по данным МНС России, поступления по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 25,4 млрд. рублей, в 2002 г. - 33,5 млрд. рублей. За 9 месяцев 2003 года данные отсутствуют. Инвестиции в основной капитал малых предприятий по отраслям экономики в 2001 году составили 43,5 млрд. рублей, в 2002 году - 49,7 млрд. рублей (2,8% от общего объема инвестиций), за 9 месяцев 2009 года инвестиции в основной капитал малых предприятий в фактически действовавших ценах составили 40,4 млрд. рублей.

Таблица 1.

Распределение числа МП по регионам страны*

2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Место, занимаемое в РФ, 2009 г.

РФ 879,3 843,0 882,3 890,0 897,0

Центральный федеральный округ г. Москва 308,2 180,0 304,3 308,2 331,3 322,2 1 1

Северо-Западный федер. округ, в т.ч. г. Санкт- Петербург 156,3 109,2 157,7 108,7 156,3 78,6 122,3 89,6 136,1 89,9 3 2

Южный федеральный округ 82,2 81,8 85,5 94,4 95,5 5

в т.ч. Ростовская область 25,0 25,5 25,0 25,2 24,2 8

Краснодарский край 20,5 21,9 20,5 23,9 29,6 5

Волгоградская область 13,0 17,9 13,0 12,8 13,8 14

Ставропольский край 7,1 7,1 7,1 7,4 12,7 19

Кабардино-Балкарская Респуб- 2,2 2,2 2,2 3,4 2,3 65

лика

Чеченская Республика 1,8 1,9 1,4 1,2 1,1 73

*Таблица составлена авторами по данным ТО ФГСС.

Южный федеральный округ не является передовым регионом развития малого предпринимательства. Рассматривая непосредственно сам регион, необходимо выделить области, которые являются доминирующими по численности и развитию малых предприятий:

- Ростовская область - в 2000 году 30,4% от общего количества МП в регионе;

- Краснодарский край - 24,9%, второе место по численности МП;

- Волгоградская область - 15,8% от общего количества МП в регионе;

- Ставропольский край - 8,6% от общего количества МП в регионе.

На долю Республики Северная Осетия-Алания и Астраханской области приходится по 4,5% от общего количества МП. Республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия находятся в одинаковом положении по численности предприятий -2,7% от общего количества малых предприятий в регионе. Наименьшая доля приходится на республики Ингушетия и Калмыкия - 0,4%. В приведенной выше таблице не случайно рассчитано процентное соотношение количества малых предприятий в других округах по отношению к ЮФО. Это дает нам возможность наиболее точно оценить ситуацию в регионе и выяснить, насколько исследуемая нами Кабардино-Балкарская Республика обладает потенциалом к развитию малого предпринимательства.

Как и в целом по России, в регионе в основном преобладают предприятия частной формы собственности - 94,1%. Наибольший удельный вес занимает сектор торговли и общественного питания - 44,5%. В республике это объясняется тем, что торговля - это быстрый оборот капитала и как следствие - возможность получения краткосрочных кредитов, приемлемых даже при существующей процентной банковской ставке. Также значительная часть в доле МП отводится сектору промышленности - 26% и строительству -14%.

По состоянию на 2009 год на 1000 человек постоянного населения КБР приходится в среднем по 3 малых предприятия, то есть на 333 человека приходится одно малое предприятие. К сожалению, продолжается сокращение количества крестьянских (фермерских) хозяйств. За 3 последних года их численность снизилась на 13%, а это 628 семей, пытавшихся организовать свой нелегкий крестьянский семейный бизнес.

Для точной оценки государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в регионе нами проведен мониторинг эффективности реализации действующих программ и мер поддержки, которые приводятся ниже.

1. Утверждена республиканская целевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике на 20012-2015 годы». Данная система государственной поддержки малого бизнеса позволяет охватить начинающих и уже действующих предпринимателей.

2. В республике создана инфраструктура микрофинансирования субъектов малого предпринимательства, включающая 13 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства и 26 кредитных кооперативов. В 2009 году микрофинансовыми организациями выдано свыше 800 кредитов на общую сумму 78 млн. рублей. Основная доля кредитов приходится на сферу сельского хозяйства - 35% и производства - 25%.

3. Разработаны меры, направленные на поддержку микрофинансовых организаций на территории Кабардино-Балкарской Республики, где микрофинансовые организации получили возможность возмещать свои расходы, связанные с проведением аудиторских проверок, приобретением программного обеспечения, обучением специалистов основам микрофинансовой деятельности, проведением рейтинговых оценок, размещением рекламы. Кроме того, микрофинансовые организации могут получать субсидии в размере до 500 тыс. руб. на реализацию программ микрофинансирования начинающих субъектов микропредпринимательства, а также в случае привлечения банковского кредита получать возмещение разницы процентной ставки в размере ставки рефинансирования (при условии, если маржа микрофинансовой организации не превышает 10%).

РОЛЬ СТРУКТУР МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

4. Создана Ассоциация микрофинансовых организаций Кабардино-Балкарской Республики, в г. Нальчике открыто представительство Российского микрофинансового центра по СКФО.

Другим направлением поддержки начинающих предпринимателей является субсидирование части затрат на приобретение основных фондов и нематериальных активов в приоритетных отраслях. По данному направлению поддерживаются предприниматели, с момента регистрации которых прошло не более 2 лет, работающие в сфере производства и переработки сельхозпродукции, жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющие производственную и инновационную, а также туристско-рекреационную и санаторно-курортную деятельность [7]. Компенсируется часть стоимости приобретенного оборудования, но не более 500 тыс. руб., а также выделяются средства на уплату первоначального взноса по договору лизинга в размере до 1000 тыс. руб. субъектам малого и среднего предпринимательства. В 2009 году было поддержано 5 проектов на сумму 2,1 млн. рублей в сфере деревообрабатывающего производства, ЖКХ и переработки сельхозпродукции.

Для действующих субъектов малого бизнеса компенсируется часть процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам и договорам лизинга. По данному механизму в республике созданы одни из самых благоприятных условий в Южном федеральном округе. Так, предпринимателям компенсируются процентные расходы в размере ставки рефинансирования Центрального банка России, максимальная сумма привлеченных кредитных ресурсов не может превышать 30 000 тыс. руб., а срок окупаемости проекта не более пяти лет. Количество поддержанных проектов по данному механизму имеет тенденцию к росту.

Рис. 1. Динамика количества поддержанных проектов

При этом приоритет отдается проектам в сфере промышленности, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, на долю которых приходится 53% всех поддержанных проектов. Открыты новые или расширена деятельность существующих объектов на всей территории республики.

В итоге отметим, что улучшение государственной поддержки малого предпринимательства в КБР приведет к экономическому росту, что неизменно влечет улучшение качества жизни. Сегодня это является самой важной проблемой государственной политики.

Социальная направленность в развитии малого предпринимательства является особенно актуальной. В настоящее время около 13,6 тыс. человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого бизнеса. При возрастающей напряженности на рынке труда малый бизнес остается основной возможностью создания новых рабочих мест. Многие из зарегистрированных МП являются дополнительным местом работы для тех, кто трудится на крупных промышленных предприятиях и в объединениях. Нередки случаи, когда регистрация МП осуществляется с целью облегчить одноразовые сделки и минимизировать налоги в рамках закона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабаева Л.Б., Козлов М.П. и др. Малый бизнес в России: социальные типы в сфере деятельности. М.: РНФ, 2005. 152 с.

2. Блинов А. Малое предпринимательство в современной модели рыночного хозяйствования России // Проблемы прогнозирования, 1996. №1. С. 66-75.

3. Иванов П.М., Махошева С.А. Формирование новой архитектуры развития региональных социально-экономических систем // Экономические науки, 2011. № 85. С. 126-130.

4. Соболева И. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления, 2003. № 6. С. 67-73.

5. Мамбетова Ф.А., Сабанчиев А.Х. Стратегический приоритет роста экономик депрессивных регионов Юга России - развитие малого предпринимательства // Известия КБНЦ РАН, 2011. № 6 (44).

6. Махошева С.А., Иванов А.П. Направления и приоритеты устойчивого развития региона // Вопросы экономики и права, 2010. № 12.

7. Махошева С.А. Влияние сферы услуг на архитектуру региональных социально-экономических систем // Экономические науки, 2009. № 58. С. 196-202.

8. Чикатуева Л.А., Мисаков В.С. Системный анализ прогнозных оценок показателей эффективности деятельности предприятий малого бизнеса // Terra Economicus. Ростов-на-Дону, 2012. Т. 10. № 1-3. С. 137-141.

9. Этлухов О.А.Г., Мисаков В.С. Актуальные проблемы развития малого предпринимательства в современных условиях // Вопросы экономики и права, 2011. № 42. С. 123-127.

THE ROLE OF SMALL BUSINESS STRUCTURES IN THE DEVELOPMENT OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEM

OF THE REGION

A.V. ALENOV1, B.V. SHOROVA2

institute of Computer Science and Problems of Regional Management of KBSC of the Russian Academy of Sciences 360000, KBR, Nalchik, 37-a, I. Armand street E-mail: iipru@r ambler. ru

2Kabardin-Balkar State University named after H.M. Berbekov 360004, KBR, Nalchik, 173, Chernyshevsky street E-mail: bsk@kbsu.ru

The article deals with the development of several methodological and practical recommendations that will help to create a sustainable system of small businesses that support the strategic directions of socioeconomic development of the region.

Key words: small business, sustainable development, region, entrepreneurship.

Работа поступила 27. 11. 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.