Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПОТЕНЦИАЛ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМИРОВАНИЕ / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УЧИТЕЛЬ / ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гумашвили Инга Рамазовна, Батырова Айна Магометовна, Арсакаева Хапта Салтмуратовна

В статье рассмотрен процесс потенциал игровых технологий в формировании культуры общения младших школьников. Процесс формирования культуры общения младших школьников является важной задачей организации обучения в современной школе. Рассмотрены и проанализированы современные педагогические технологии, направленные на активное формирование культуры общения младших школьников. Показана роль игровых технологий в процессе обучения может стать результативным средством формирования культуры общения младших школьников. В процессе формирования культуры общения также необходимы классные часы, внеурочная деятельность. Подчеркнута роль учителя, которые должны формировать культуру общения младших школьников, при необходимости, им стоит проводить развивающие работы с детьми. Автор пришел к выводу, что игра имеет особое педагогическое значение: она является фактором развития ребенка, средством социализации, способом приобщения к миру культуры, педагогическим средством для развития мотивации и интереса к образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гумашвили Инга Рамазовна, Батырова Айна Магометовна, Арсакаева Хапта Салтмуратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF GAMING TECHNOLOGIES IN FORMING A CULTURE OF COMMUNICATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

The article considers the process of the potential of gaming technologies in the formation of a culture of communication among younger students. The process of forming a culture of communication among younger students is an important task of organizing education in a modern school. Modern pedagogical technologies aimed at the active formation of a culture of communication among younger students are considered and analyzed. The role of gaming technologies in the learning process is shown, which can become an effective means of forming a culture of communication among younger students. In the process of forming a culture of communication, classroom hours and extracurricular activities are also necessary. The role of teachers is emphasized, who should form a culture of communication among younger students, if necessary, they should carry out developmental work with children. The author came to the conclusion that the game has a special pedagogical significance: it is a factor in the development of the child, a means of socialization, a way of familiarization with the world of culture, a pedagogical tool for developing motivation and interest in educational activities.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

6. Lowe, R.K. Animation and learning: selective processing of information in dynamic graphics / K.R. Lowe // Learning and Instruction. - 2003. - P. 157-176.

7. Maton, K. Animating science: Activating the affordances of multimedia in teaching / K. Maton, S.K. Howard. - Routledge, 2021. - P. 76-102.

8. Schontz, W. Does animation facilitate better learning in primary education? A comparative study of three different subjects / W. Schontz, T. Rasch // Creative Education. - 2016. - 1800 p.

9. Yang, D.C. Assessment of animated self-directed learning activities modules for children's number sense development /

D.C. Yang, M.N. Li // Journal of Educational Technology & Society. - 2013. - P. 44-58.

10. Абдулова, Д.А. Педагогический потенциал мультипликационных фильмов и специфика его использования в системе дошкольного образования / Д.А. Абдулова, Е.В. Вовк // Проблемы современного педагогического образования. -2017. - № 55. - С. 3-8.

11. Гущина, Г.А. Мультфильмы как средство развития познавательного интереса старших дошкольников / Г.А. Гущина // Дошкольное воспитание. - 2021. - № 3. - С. 8-14.

12. Джафарова, О.С. Мультипликационная педагогика в начальной школе: пути решения современных образовательных задач / О.С. Джафарова // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2022. - Т. 7. - № 1. - С. 11-15.

13. Ернеева, А.Ф. Применение мультипликационных фильмов в процессе обучения детей / А.Ф. Ернеева,

B.А. Боговарова // Казанский вестник молодых учёных. - 2020. - Т. 4. - №. 4. - С. 29-34.

14. Карпова, С.И. Педагогический потенциал мультипликации в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста / С.И Карпова, Н.С. Муродходжаева, О.В. Цаплина, А.П. Каитов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2020. - № 6 (212). - С. 46- 56.

15. Костюшина, Е.В. Влияние современных мультипликационных фильмов на нравственное развитие дошкольников /

E.В. Костюшина // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии: материалы II Всерос. заоч. науч-практ. конф. / редкол.: Г.А. Винокурова [и др.]. - Саранск: МГПИ, 2010. - С. 95-99.

16. Кравченко, Ю.Е. Соотношение субъективного переживания, понимания эмоций и телесных ощущений в реакции на веселый мультфильм / Ю.Е. Кравченко, О.В. Балуева // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2015. - Т. 12. -№ 2. - С. 150-159.

17. Куниченко, О.В. О критериях отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5-7 лет / О.В. Куниченко // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2014. - № 5. - С. 133-137.

18. Ли, Х. Прецедентные феномены из мультфильмов в интертекстуальном тезаурусе: диссертация ... канд. филол. наук 10.02.01 / Ли Хуэй. - Санкт -Петербург, 2022. - 178 с.

19. Медведева, Е.А. Особенности телетрансляции мультипликационных фильмов, ориентированных на детей дошкольного возраста / Е.А. Медведева // Социология дошкольного воспитания. - 2006. - С. 65-71.

20. Мелик-Пашаев, А.А. Создание мультфильмов как творческая деятельность детей / А.А. Мелик-Пашаев // Культурно-историческая психология. - 2014. - Т. 10. - № 4. - С. 66-71.

21. Психолого-педагогический потенциал мультипликации в современном образовании: монография / М.В. Воропаев, А.П. Каитов, С. И. Карпова [и др.]; Известия института педагогики и психологии образования. - Москва, 2021. - 150 с.

22. Рябов, О.В. «Как хорошо, что наяву я не в Америке живу!» Образ США в гендерном дискурсе советской мультипликации (1946-1963) / О.В. Рябов // Женщина в российском обществе. - 2018. - № 2(87). - С. 89-103.

23. Серегин, С.Н. Мультипликационная педагогика - инновационная форма в дополнительном образовании /

C.Н. Серегин, В.Н. Лукьяненко // Инновационные технологии в кинематографе и образовании: материалы и доклады VI Межд. науч.-практ. конф. / под общ. ред. О.Н. Раева. Москва, 2020. - С. 166-174.

24. Смирнова, Е.О. Психолого-педагогическая экспертиза мультфильмов для детей и подростков / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Культурно-историческая психология. - 2014. - Т. 10. - № 4. - С. 4-11.

25. Трапезникова, Е.В. Эволюция образа художественного пространства в российской анимации (1985-2014 гг.): диссертация ... канд искусств. 17.00.03 / Елена Владимировна Трапезникова. - Москва, 2015. - 180 с.

26. Федотова, И.П. Вербальные интерТЕкстуальные маркеры в серии мультфильмов о трёх богатырях / И.П. Федотова // Вестник Брянского государственного университета. - 2016. - № 4 (30). - С. 233-240.

27. Холодова, Т.А. Анимация как способ организации культурно-досуговой деятельности в современной России: институциональные особенности и социокультурный потенциал: диссертация ... канд. соц. наук 22.00.06 / Татьяна Алексеевна Холодова - Майкоп, 2019. - 163 с.

Педагогика

УДК 37.032

кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии и МПХ Гумашвили Инга Рамазовна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования Батырова Айна Магометовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас); старший преподаватель кафедры русского языка Арсакаева Хапта Салтмуратовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

ПОТЕНЦИАЛ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрен процесс потенциал игровых технологий в формировании культуры общения младших школьников. Процесс формирования культуры общения младших школьников является важной задачей организации обучения в современной школе. Рассмотрены и проанализированы современные педагогические технологии, направленные на активное формирование культуры общения младших школьников. Показана роль игровых технологий в процессе обучения может стать результативным средством формирования культуры общения младших школьников. В процессе формирования культуры общения также необходимы классные часы, внеурочная деятельность. Подчеркнута роль учителя, которые должны формировать культуру общения младших школьников, при необходимости, им стоит проводить развивающие работы с детьми. Автор пришел к выводу, что игра имеет особое педагогическое значение: она является

фактором развития ребенка, средством социализации, способом приобщения к миру культуры, педагогическим средством для развития мотивации и интереса к образовательной деятельности.

Ключевые слова: потенциал, игровые технологии, формирование, культура общения, младшие школьники, учитель, школа.

Annotation. The article considers the process of the potential of gaming technologies in the formation of a culture of communication among younger students. The process of forming a culture of communication among younger students is an important task of organizing education in a modern school. Modern pedagogical technologies aimed at the active formation of a culture of communication among younger students are considered and analyzed. The role of gaming technologies in the learning process is shown, which can become an effective means of forming a culture of communication among younger students. In the process of forming a culture of communication, classroom hours and extracurricular activities are also necessary. The role of teachers is emphasized, who should form a culture of communication among younger students, if necessary, they should carry out developmental work with children. The author came to the conclusion that the game has a special pedagogical significance: it is a factor in the development of the child, a means of socialization, a way of familiarization with the world of culture, a pedagogical tool for developing motivation and interest in educational activities.

Key words: potential, game technologies, formation, communication culture, junior schoolchildren, teacher, school.

Введение. В общеобразовательных организациях уделяют пристальное внимание проблеме формирования культуры общения учащихся. Особенно это актуально для младших школьников, так как именно в данном возрасте закладываются основы культуры общения, которые предопределяют характер общения в последующие годы.

Тем самым крайне важным является заложить базовую основу данного процесса, которая будет впоследствии развиваться в процессе обучения на последующих ступенях образования.

В современных условиях учитель должен выбирать активные формы обучения, к которым относятся и игровые технологии. Как показал анализ проводимой в школах страны работы в данном направлении, школьники достаточно эффективно формируют культуру общения с помощью уже знакомой для них с дошкольного детства игровой деятельности. Причём, игровые технологии достаточно эффективны как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Используя игровые технологии, педагог может эмоционально окрасить деятельность школьников на уроке, привнести интерес, разнообразить учебный процесс. Это происходит с помощью занимательности условного мира игры. Благодаря эмоциональным действиям игры у обучающихся активизируются психические процессы. Помимо этого, игра направлена на практику, так как она дает возможность применять знания в новых условиях. Коммуникативные умения и культура общения является важными элементами формирования личности младшего школьника, его социализации и индивидуализации.

ФГОС НОО ориентирует учителя начальной школы на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, предполагающих развитие умения общаться, вооружение обучающихся знаниями правил эффективного общения.

Изложение основного материала статьи. Стоит рассмотреть само понятие «культура» и отметить, что существует обширная отечественная и зарубежная литература, в той или иной степени затрагивающая проблемы культуры. Культура может быть определена по-разному в зависимости от подхода к ней конкретных наук, изучающих ее. Культура человека представляет собой внутреннее явление, связанное с уровнем его духовной культуры, которое не всегда зависит от уровня цивилизованности.

Понятие «культура» в современном смысле слова характеризует систему активной деятельности человека, направленной на производство, сохранение, потребление материальных и духовных ценностей и относится к числу наиболее широких гуманитарных понятий.

В лингвистике сферой функционирования термина «культура» является область теории культуры языка, речи и ее прикладные аспекты. В словаре- справочнике «культура речи» определяется как раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации и оптимизации общения [1, С. 17].

Существует множество научных подходов к изучению сущности феномена «культура общения» [1, С. 18].

Дефиниции «культура» и «общение» взаимосвязаны:

• общение является ведущим способом социализации каждой личности;

• именно в процессе общения наиболее ярко проявляется культура личности;

• общение является одним из способов бытия культуры. Благодаря общению сохраняются и воспроизводятся все народные традиции, различные формы и способы деятельности;

• в процессе общения происходит интенсивное взаимодействие различных культур, в результате которого происходит обмен знаниями, чувствами, ценностями;

• общение нельзя разделить с культурой, поскольку и сфера культуры, и сфера общения являются миром значений.

Школа, в отношении культуры общения, имеет целенаправленную возможность формирования коммуникативных

способностей, а дети имеют соответствующую потребность в последующем развитии.

Традиционные технологии не создают достаточных условий для преодоления коммуникативных трудностей школьников в процессе обучения и воспитания.

Большинство детей «проносят» эти трудности в будущее, и у многих данные характеристики становятся хроническими. Так, школа и непосредственно учитель должны «прививать» максимальный спектр коммуникативных навыков, а также помогать младшим школьникам преодолевать эгоцентрическую позицию.

В процессе формирования культуры общения особую значимость приобретают классные часы, различные виды внеурочной деятельности (в качестве примера можно привести уроки доброты и вежливости, различные конкурсные программы, уроки этикета и др).

Следует особо отметить, что начало обучения в школе позволяет ученикам занять новую и пока абсолютно неизвестную для них жизненную позицию.

К моменту поступления в первый класс, у большинства детей уже имеются предпосылки для формирования самых важных социальных качеств и коммуникативных навыков.

Для качественного формирования культуры общения учителю, психологам, родителям (всем, кто задействован в обучении и воспитании ребенка) необходимо следующее:

• знать о специфике данной возрастной группы;

• использовать разнообразные технологии, педагогические приемы и методы, которые наиболее эффективно могут себя зарекомендовать именно с учащимися данной возрастной группы (в нашем случае - младших школьников).

В контексте вышесказанного можно отметить, что именно игра, как технология предоставляет большие возможности в процессе воспитания и развития младших школьников.

С древних времён человек использовал игру в качестве эффективного способа передачи важнейшего социального опыта. На протяжении веков применение игры в учебных и воспитательных целях оттачивалось и постепенно приобрело вид педагогической технологии.

Благодаря своей гибкости, известные по всему миру игры используются в разных педагогических ситуациях, с обучающимися всех возрастных категорий.

Современные педагоги пользуются игровой деятельностью с разными целями: в качестве самостоятельной технологии при изучении нового понятия или темы; как элемент более общей технологии; в качестве части урока на этапе введения или контроля или даже как полноценный урок; как технологию для внеклассной работы. Также в образовательных организациях открывают отдельные кружки, внеурочные программы с использованием игровых технологий [2; 4; 7 и др].

В процессе игры учащиеся выступают в определенных ролях и выполняют интересные для себя действия. При этом ведущей целью игры для самих учащихся является сама деятельность, а учебный характер игры ученик часто не осознает.

Школьник может осознавать заложенную в игре обучающую цель, но с точки зрения педагога структура игровой технологии усложняется именно благодаря внедрению учебных и учебно-воспитательных задач, а также из-за необходимости создания определенных условий.

Одной из ведущих задач педагогической игры является создание мотива общения. Обучающиеся не только играют, получая определенные знания и умения, они общаются в игре, соотносят свои действия с действиями своих одноклассников. Помимо этого, они совместно эмоционально переживают в ходе игры, что способствует формированию и укреплению межличностных отношений, создается особая культура общения.

Однако, хотелось бы особо отметить и подчеркнуть, процесс формирования культуры общения посредством игры будет успешным при соблюдении ряда условий. Игра должна быть целесообразной, планомерной, подчиненной всем известным правилам, скоординированной.

Сложность классификации игр заключается в том, что на них, оказывает влияние постоянно меняющиеся процессы, меняющееся общество, а значит и новые мировоззрения, интересы. Важно уметь грамотно адаптировать игру для различных классов, опираясь на их возрастные и психологические особенности, интересы и происходящие процессы в мире в целом.

Опираясь на классификацию игр, которую приводит в своём пособии по Г.К. Селевко [6], для своей работы мы выбрали, прежде всего, следующие виды игр:

• ролевые;

• сюжетные;

• ситуативные [6].

Для формирования культуры общения в игре необходимо, чтобы младший школьник имел конкретную функциональную роль:

1. лидера, который помогает педагогу направлять работу малых групп;

2. функциональной роли («друг спорта», «цветовод», «санитар», «затейник»);

3. роли, которые помогают осуществлять поиск нужной информации в том или другом виде («библиотекарь», «журналист», «консультант»);

4. роли, которые стимулируют самоорганизацию и самодисциплину групповой деятельности («дежурный», «боцман», «вахтенный», «впередсмотрящий») [3, С. 255].

Тем самым удаётся мобилизовать и сконцентрировать интеллектуальные способности обучающихся, их мышление, память, внимание, а также создать мотивацию к изучению предмета.

В игре происходит непроизвольное усвоение учебного материала, который, как показали исследования, нередко запоминается лучше, чем при прямом заучивании учебного материала.

Игровая деятельность создает благоприятные условия для применения имеющегося социального опыта и норм поведения обучаемых, для регулярного анализа ранее усвоенных и приобретаемых в игре знаний, умений и навыков.

В целом, игра способствует повышению мотивации обучающихся к процессу обучения.

Отсутствие принуждения со стороны учителя во время игры способствует развитию способностей учеников, учит их в непроизвольной форме конструктивному взаимодействию со сверстниками, с коллективом.

Учителю важно ответственно подходить к подбору игровых технологий и учитывать особенности классного коллектива, тогда они будут более эффективны. Так, с целью расширения коммуникативных способностей следует применять групповые игры, в которых необходимо вовлекать как можно большее число детей, особенно, робких и скромных, которым трудно проявить себя в обычной учебной и воспитательной деятельности.

Обратим внимание, что в настоящее время игра является современным методом преподавания, который делает учебный процесс увлекательным и интересным, стимулирует мыслительную деятельность учеников, а также является эффективным стимулом к овладению нового материала.

Таким образом, педагогу, при использовании педагогических игр и игровых технологий на уроках и во внеурочное время, следует делать их доступными тдля восприятия младшими школьниками; не забывать о традиционной форме урока, однако вносить элементы новизны с целью активизации познавательной деятельности обучающихся, так, чтобы при этом учебно-воспитательные цели урока были реализованы в полном объеме.

Достоинством игры является то, что по своей сущности игра синтетична. Для участия в ней необходимо задействовать не только рациональную и интеллектуальную сферы, но и иррациональную, и эмоциональную. В процессе игры обучающиеся непроизвольно коммуницируют и усваивают знания. При правильно спланированной работе учителя, школьник овладевает необходимыми компетенциями (в нашем случае - коммуникативными) в непринужденной и ненавязчивой форме.

Существует множество разных дидактических игр, которые учитель может использовать в своей профессиональной деятельности.

Во-первых, это игры-упражнения. Например, игра «Пятый-лишний». Она больше подходит для индивидуальной работы, хотя возможна ее организации я в коллективной форме. С ее помощью, обучающиеся закрепляют изученный материал, учитель может проверить знания. Суть игры состоит в том, что из приведенного списка, необходимо выделить лишнее/случайно попавшее определение.

Во-вторых, другой вид дидактической игры - это игра-поиск. Здесь ученикам из текста необходимо вычленить определенные учителем конкретные слова или группы слов.

Учителя активно используют игровые ситуации для закрепления пройденного материала, формирования языковой интуиции, как средство социализации. Так, попадая в заданную ситуацию, ученик должен говорить по конкретной теме, используя определенные речевые конструкции и т.д.

В такой ситуации, школьник расширяет свой лексикон, нарабатывает умение использовать различные грамматические формы, формирует культуру общения. Работа в паре или мини-группе помогает ученикам научиться выражать свои мысли так, чтоб их поняли окружающие, вести себя в соответствии с нормами поведения. В ходе общения ученики анализируют грамматические конструкции, лексику своих собеседников, а также сами строят предложения по теме разговора, стараясь четко выразить свои мысли и эмоции. Также они используют вежливую речь и доброе, уважительное отношение к человеку.

Согласно проводимым исследованиям, которые были описаны Н.В. Борисовой, при активном использовании игровых технологий в школьном образовании фиксируются следующие изменения:

1. статус учителя (в процессе стандартного урока учитель передает информацию, иными словами, является ее передатчиком, в то время как во время инсценировки он становится режиссером и управляет театральным действием);

2. форма обучения (традиционная форма урока сменяется на активное, творческое и инновационное действие, а именно на игру, инсценировку, импровизацию и разыгрывание ролей);

3. характер общения (ученики между собой и с учителем общаются в более свободной и доверительной манере);

4. атмосфера взаимодействия (на творческих уроках с использованием театральной технологии отмечается положительный эмоциональный фон, большая ответственность обучающихся друг перед другом и перед преподавателем, прослеживается партнерство и равенство) [5, С. 67].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитель, перед тем как использовать ту или иную игровую технологию на внеурочных занятия в начальной школе, должен провести подготовительную работу. Необходимо разработать программу на определенный временной отрезок, спроектировать содержание каждого занятия, учитывая специфику особенностей психического развития младших школьников в целом и развития учащихся конкретного класса.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное отметим, что игровые технологии имеют особое педагогическое значение, которое выражается в следующем:

• игра способствует интенсификации развития ребенка;

• является эффективным и проверенным средством социализации учащихся;

• средством приобщения учащихся к миру культуры;

• средством развития интереса к образовательной деятельности и др.

Литература:

1. Гаспарян, Л.А. Формирование культуры общения младших школьников / Л.А. Гаспарян, Е.А. Маркушевская // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - № 38. - С. 17-19.

2. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения / А.В. Конышева. - Изд. 2-е, стереотип. - Мн: ТетраСистемс, 2004. - 176 с.

3. Матвеева, М.Д. О преемственности использования игровых технологий при изучении лексики и фразеологии / М.Д. Матвеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. - С. 255-259.

4. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. - М., 1988. - 223 с.

5. Плешакова, А.Б. Игровые технологии в учебном процессе / А.Б. Плешакова // Современные проблемы философского знания. - Пенза, 2002. - Вып. 3. - 145 с.

6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

7. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин. - Москва: Просвещение, 1994. - 231 с.

Педагогика

УДК 376.2

магистрант Данилова Светлана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Данилова Светлана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

РЕЧИ

Аннотация. В статье актуализирована проблема диагностики словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлены результаты сравнительной диагностики словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормативным речевым развитием. Проведен качественный анализ выявленных в ходе экспериментального исследования нарушений словообразования у детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: словообразование, словообразовательные умения, общее недоразвитие речи, грамматический строй речи.

Annotation. The article actualizes the problem of diagnosing word-formation skills in preschoolers with general speech underdevelopment. The results of comparative diagnostics of word-formation skills in preschoolers with general speech underdevelopment and with normative speech development are presented. A qualitative analysis of the violations of word formation revealed in the course of an experimental study in children with general speech underdevelopment was carried out.

Key words: word formation, word-forming skills, general underdevelopment of speech, grammatical structure of speech.

Введение. В последние годы наблюдается тенденция увеличения численности коррекционных групп детских садов, в которых преобладают дети, имеющие общее недоразвитие речи. Для более легкой адаптации таких детей в социум необходим достаточный уровень речевого развития, который помогает ребенку при поступлении в школу овладеть чтением, орфографически правильным письмом и в целом, без проблем освоить школьную программу. Все это достаточно затруднительно без необходимого уровня сформированности языковых навыков, в том числе морфологических. Усвоение морфологии родного языка непосредственно связано с формированием у ребенка механизмов словообразования, т.е. на способности осуществлять операции анализа и синтеза слова, умении дифференцировать языковые единицы по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.