Научная статья на тему 'Обучение младших школьников английскому языку на основе предметной и образной наглядности'

Обучение младших школьников английскому языку на основе предметной и образной наглядности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1140
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГЛЯДНОСТЬ / ТИПОЛОГИИ НАГЛЯДНОСТИ / ПРЕДМЕТНАЯ / ОБРАЗНАЯ / КЛАССИФИКАЦИИ / ФУНКЦИИ / СЕМАНТИЗАЦИЯ ЛЕКСИКИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / VISUAL AIDS / VISUAL AIDS TYPOLOGY / SUBJECT / IMAGE / CLASSIFICATION / FUNCTIONS / VOCABULARY SEMANTIZATION / DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова Елена Владиленовна, Мещерякова Юлия Витальевна, Исаева Ульяна Андреевна

Авторы рассматривают особенности применения принципа наглядности в процессе обучения английскому языку в младших классах средней общеобразовательной школы. Уточняются психологические особенности обучения младших школьников, описывается применение абстрактно-понятийного образа мышления. Выделяются и описываются виды наглядности, являющиеся эффективными при работе с младшими школьниками. Авторы приводят несколько типологий предметно-образной наглядности. Особе внимание уделено использованию цифровых технологий и современных платформ. В качестве подтверждения решения поставленной цели описывается опытная работа в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 93 г. Краснодара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещерякова Елена Владиленовна, Мещерякова Юлия Витальевна, Исаева Ульяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGLISH TEACHING FOR ELEMENTARY SCHOLCHILDREN THE LANGUAGE ON THE BASIS OF SUBJECT AND IMAGE VISUAL AIDS

The authors of the given article consider how to apply the principle of visual aids in English teaching process for elementary school students. This research specifies the psychological features in younger students’ teaching process; also, it describes how to concern abstract and conceptual way of thinking. The types of visual materials that are effective when working with younger students are identified and described. Moreover, the authors give several typologies for subject and image visual aids. Special attention is paid to digital technologies and modern platforms. The results of the given research are described and confirmed by the experimental work in the municipal autonomous educational institution secondary school № 93 in Krasnodar.

Текст научной работы на тему «Обучение младших школьников английскому языку на основе предметной и образной наглядности»

менеджер социальной сферы с квалификацией менеджер образования, признание на государственном уровне управленческой линии в деятельности педагога и необходимости целенаправленной подготовки к ее реализации в рамках профессионального образования педагогических кадров.

Литература:

1. Кирпичева А.Г. Педагогические основы деятельности комсомольской организации института по подготовке студентов к воспитательной работе в школе: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / А.Г. Кирпичева. Минск, 1973

2. Крупская Н.К. Заветы Ленина в области народного просвещения. - М.: Работник просвещения, 1924. - 31 с. То же. - М.: Работник просвещения, 1925. - 31 с.

3. Крупская Н.К. О вожатом и его работе с пионерами. - М.: Мол. гвардия, 1961. - 224 с.

4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 208 с.

5. Лутошкин А.Н. Системная модель коллектива и некоторые принципы исследования групповых эмоциональных потенциалов // Костромской гос. пед. ин-т им. Н.А. Некрасова. Социально-психологические проблемы личности и коллектива: Республиканский сборник трудов. - Ярославль, 1977. - Вып. 48. - С. 20-37.

6. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности / А.С. Макаренко. Москва: Педагогика, 1972., с. 65

7. Сластении В.А. Педагогика профессионального образования / В.А. Сластенин. М.: «Академия, 2002. - 414 с.

8. Уманский Л.И., Лутошкин А.Н. Психология и педагогика работы комсорга. - М.: Молодая гвардия, 1975. - 208 с.

9. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 11 т. М.-Л., 1948 - 1952.

Педагогика

УДК 372.881.1

доктор педагогических наук, профессор Мещерякова Елена Владиленовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград); кандидат филологических наук, доцент Мещерякова Юлия Витальевна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград); учитель английского языка Исаева Ульяна Андреевна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 93 (г. Краснодар)

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТНОЙ

И ОБРАЗНОЙ НАГЛЯДНОСТИ

Аннотация. Авторы рассматривают особенности применения принципа наглядности в процессе обучения английскому языку в младших классах средней общеобразовательной школы. Уточняются психологические особенности обучения младших школьников, описывается применение абстрактно-понятийного образа мышления. Выделяются и описываются виды наглядности, являющиеся эффективными при работе с младшими школьниками. Авторы приводят несколько типологий предметно-образной наглядности. Особе внимание уделено использованию цифровых технологий и современных платформ. В качестве подтверждения решения поставленной цели описывается опытная работа в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 93 г. Краснодара.

Ключевые слова: наглядность; типологии наглядности; предметная; образная; классификации; функции; семантизация лексики; цифровые технологии.

Annotation. The authors of the given article consider how to apply the principle of visual aids in English teaching process for elementary school students. This research specifies the psychological features in younger students' teaching process; also, it describes how to concern abstract and conceptual way of thinking. The types of visual materials that are effective when working with younger students are identified and described. Moreover, the authors give several typologies for subject and image visual aids. Special attention is paid to digital technologies and modern platforms. The results of the given research are described and confirmed by the experimental work in the municipal autonomous educational institution secondary school № 93 in Krasnodar.

Keywords: visual aids; visual aids typology; subject; image; classification; functions; vocabulary semantization; digital technologies.

Введение. В течение длительного времени наглядность считается эффективным средством обучения и является одной из актуальных проблем в классической дидактике (В.А. Далингер, А.Н. Карасик, А.В. Славин, А.В. Хуторской и др.). Предметная и образная наглядность на младшей ступени обусловлена возрастающими требованиями к использованию различных раздаточных материалов для более успешного усвоения учащимися основ устной иноязычной речи. Однако, как показывает практика, не всегда этот процесс строится достаточно корректно для эффективного обучения иностранным языкам, при обучении которых наглядность является приоритетным принципом использования.

Изложение основного материала статьи. Предметная и образная наглядность - это материал, который организован особым образом, композиция предметов, способствующих формированию ясных и нужных представлений об окружающем мире и обеспечивающих переход от возникновения мотива высказывания к самостоятельно речемыслительной активности. Предметная наглядность является результатом восприятия непосредственно предъявляемого объекта, образная наглядность - результатом восприятия воспроизводимых образов когда-то созерцавшихся объектов.

В нашем исследовании мы придерживались самым распространенным классификациям предметно-образной наглядности. Часто предметную наглядность называют перцептивной, а образную - мнемической. Однако, следует заметить, что в свою очередь предмет может созерцаться и в его изображении, а образы

фантазии могут быть нарисованы. То есть мы получаем взамен имевшихся 2-х наглядностей, четыре -непосредственно-перцептивная (примером может служить показ учителем положения губ при произнесении губной фонемы), изображенно-перцептивная (примером может служить демонстрация учителем фотографий с изображенными на них положением губ при произнесении какой-либо губной фонемы), непосредственно-мнемическая (к примеру, образ памяти, как конкретный звук произносил любой носитель языка) и изображенно-мнемическая (к примеру, рисунок по памяти лица того же носителя языка).

С данной классификацией тесно связана классификация по степени натуральности или схематичности:

• фотографии, рисунки, схемы;

• звучащий звук, синтетический звук и его спектрограмма (либо сагитальный разрез, органов артикуляции при произнесении конкретной фонемы).

В классификации по участию в наглядности органов ощущений выделяют зрительную наглядность, слуховую, мышечно-двигательную и т. п., а также смешанную. К примеру, программированное научение речевой интонации учащегося предполагает следующие его действия: слышать речь в магнитофонной записи, видеть на табло схематические изображения интонаций во всей совокупности их составляющих и отбивать ритм произношения, к примеру, место ударения и/или членение фразы на синтагмы.

Классификация по чистой наглядности и наглядности, сопровождаемой аналитическим объяснением, например, согласно аудио-визуальному методу Губерина, в которой на первых уроках применяется чистая наглядность, то есть учащиеся воспринимают речь на английском языке только на слух [8-12].

Классификация по предметной (со всеми вместе взятыми её видами) и языковой наглядности связана с тем, что предмет обучения получает статус средства обучения, а также средства наглядного обучения. На примере, обучая детей звуковому составу английского языка, учитель всегда проговаривает изучаемый материал вслух (воспроизводит данный материал в цифровой записи), в связи с этим речь учителя обязана быть в меру громкой и выразительной, а дикция отчетливой и ясной. К цифровой записи предъявляются требования: высоко совершенная без всякого рода акустических помех, но с фоновым звучанием, например, гул толпы на стадионе, вокзале, шум голосов в парке, магазине при прослушивании аутентичных текстов и пр. Следует заметить, что при обучении синтаксису к речи учителя предъявляются следующие требования: ей должна быть присуща логическая, эмоциональная и волевая выразительность. Данное обстоятельство связано с тем, что средствами иноязычной интонации доносится до школьников именно этот вид (подвид) интонации и синтаксической структуры высказывания. Именно поэтому, устная речь в английском языке приобретает статус наглядного средства для усвоения правил, понимания звуковой, лексической, синтаксической и интонационной системы языка.

Что же касается языковой наглядности, то она может быть и изобразительной (к примеру, фотографии лиц говорящих людей, схемы времен глагола английского языка). Интересен тот факт, что учащиеся прибыв из страны, где говорят на английском языке, ещё длительное время пользуются мнемической языковой наглядностью, при этом они у себя вызывают яркие образы устной речи на английском языке, как они её слышали от жителей той страны.

В классификации по ситуативной наглядности имеет место использование на уроках английского языка элементов театрализации и создание определённых звуковых кинофильмов. Не следует забывать, что театрализация позволяет раскрывать законы реального социума через художественные образы, т.е. используя явления театрального характера, есть возможность изучать английский язык как средство общения и речь как процесс общения, находясь за пределами страны изучаемого языка. Только для этой цели в образовательном учреждении должны быть созданы аудитории, представляющие собой модельные репрезентанты непосредственного общения на английском языке [7]. Рассмотрим более детально наглядность как средство обучения английскому языку, например, создание специальных звуковых кинофильмов, обучающих фильмов и сериалов, например, Extra English. Нужно отметить, что они создаются по специальной методической программе. Их задачей является наглядная иллюстрация языковых правил, демонстрация того, как эти правила реализуются в реальных ситуациях, а также обучение детей общению на английском языке в свойственной стране обстановке, где говорят на английском языке [4, с. 25-29].

Примером предметной и образной наглядности может выступать макет дома, в котором разыгрывают различные ситуации согласно изучаемой темы, широко применяется пальчиковый театр с куклами марионетками, или «куклой-ассистентом» учителя, надеваемой на руку и «не понимающей» русского языка [1].

При обучении английскому языку методу использования предметной и образно наглядности рекомендуется отводить, конечно же, существенное место, особенно, на начальных этапах преподавания.

Перейдем к рассмотрению основных достоинств использования наглядности с позиции психологии и методики преподавания. Предметно-образная наглядность способствует: расширению объёма усваиваемого материала; беспереводной семантизации изучаемых явлений; организации восприятия и наблюдения учащихся живой действительности; более прочному закреплению языковых явлений в памяти, установив связь между вербальным и наглядно-чувственным образом; снижению утомления; мобилизации психической активности учащихся; переводу произвольного внимания в после произвольное; побуждению интереса к занятию английским языком; тренировке творческого воображения учащихся; повышению мотивации к речевому высказыванию.

В качестве самого эффективного варианта наглядности наряду с традиционной формой предметной и образной наглядности мы можем назвать цифровую наглядность, т.е. наглядность, которая осуществляется с помощью информационно-коммуникативных технологий. Такого рода наглядность является в настоящий период времени крайне популярной среди обучаемых, поскольку дает им возможность использовать свои электронные устройства на уроках иностранного языка, что ученики младших классов всегда воспринимают с большим воодушевлением. Усвоение лексического материала, презентация лексики с помощью видеороликов, например, на YouTube также очень эффективна и позволяет быстрее проходить к следующему этапу урока иностранного языка (https://youtu.be/lMtPn1loZAk). Другие новые серверы, которые могут быть использованы учителем на уроке иностранного языка для предметной и образной наглядности - Quizizz, Socrative, Plickers т.д.

Каждое из этих средств обладает значительным потенциалом и является многофункциональным. Plickers позволяет сделает на уроке мгновенную проверку лексики, усвоенной учащимся, увидеть, корректно ли ученик соотносит предъявляемый образ предмета с соответствующим словом. C помощью Socrative

возможно провести одновременное наглядное тестирование до 50 учащихся и т.д. Подобная цифровая наглядность позволяет значительное экономить время на уроке, что сильно влияет на его эффективность и дает возможность потратить сэкономленные минуты и часы на работу над другим материалом.

Можно отметить, что предметно-образной наглядности при обучении английскому языку принадлежат важные функции. Очевидно, что это обучающая функция, которая присутствует при введении и семантизации материала. Это могут быть как новые лексические единицы, так и простые грамматические конструкции, которые необходимы для обучения на младшей ступени [1; 2].

Введение и семантизация могут производиться с помощью образцовой демонстрации понятий действующими лицами, разыгрывание ситуаций при помощи учителя. Кроме того, мы отмечаем, что для правильного применения этого вида наглядности не требуется опора на родной язык.

Предметно-образная наглядность, которая вызывает слуховые и зрительные образы, стимулирует высказывание ученика, также помогает воссоздать коммуникативную ситуацию. При многократном повторении подобных речевых ситуаций новый материал закрепляется и доводится до автоматизма. Учащиеся, сами того не замечая, будучи увлечены процессом, начинают применять новый материал в процессе свободного общения.

Также, этот вид наглядности может быть использован для осуществления контролирующей функции. Разыгрывая коммуникативные ситуации на различные темы, у учителя есть возможность контролировать знание учениками, как лексических единиц, так и грамматики, что дает нам право говорить о важной роли предметно-образной наглядности в организации учебного процесса, в обучении ситуативному общению. Такой вид наглядности предоставляет возможность создания речевых ситуаций на уроке и в соответствии с заданной тематикой и поставленной задачей варьировать их. Кроме того, означенный вид наглядности является одним из методов организации условий реального общения, привнося в разыгрываемые ситуации коммуникативную направленность и естественность [5-10].

Применение предметно-образной наглядности на занятиях дает возможность учителю использовать различные формы работы (фронтальную, парную, индивидуальную, групповую).

Во время выполнения разработанных условных ситуаций, которые предполагают применение предметно-образной наглядности, младшие школьники овладевают навыками ситуативно-обусловленного говорения.

Большая роль в обучении принадлежит и эмоциональной функции наглядности. Предметно-образная наглядность в форме сконструированных самими детьми красочных макетов, кукол-марионеток выступает в качестве действенного средства актуализации положительного эмоционального опыта учащихся и, таким образом, мотивации для иноязычного высказывания. Рассматриваемый вид наглядности усиливает эмоциональный эффект. Это связано, во-первых, с содержанием предметно-образной наглядности (например, макета) - отражает ситуацию реальной действительности, окружающую ребенка, с участием таких же детей, как и он. Во-вторых, принимая участие в ситуативном общении, ребенок отождествляет себя с кем-то из героев сцены, что способствует росту эмоционального фона.

Эта функция реализуется также благодаря проработанному колориту, под которым подразумевается психофизиологическое воздействие цвета, и созданию применяемой предметно-образной наглядности.

Если говорить об эмоционально воздействии на учеников, то следует заметить также и воспитательную функцию наглядности. Создаваемые ситуации по различным темами способствуют воспитанию таких качеств, как любовь, доброта, взаимопомощь, справедливость, умение работать в коллективе, тем самым влияя на становление качеств личности учеников [3].

Таким образом, предметно-образная наглядность осуществляет контролирующую, организующую, эмоциональную, обучающую, воспитательную функции, являющиеся неотъемлемой частью учебного процесса.

В своем исследовании эффективности применения предметно-образной наглядности на занятиях по английскому языку в начальной школе, осуществляемому на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 93 г. Краснодара с учениками начальных классов, мы опирались на типологию, которая базировалась на языковых навыках и умений речевой деятельности, то есть наглядность в обучении фонетике, лексике, грамматике, обучение говорения, чтению, письму.

Особое внимание мы уделяли формированию таких средств предметно-образной наглядности, как упражнение и игра с применением реальной наглядности в виде разнообразных сюжетных картинок (рисунков), предметов и игрушек, также окружающая языковая среда служила нам незаменимым подспорьем для объяснения учащимся той или иной темы с использованием виртуальной наглядности с помощью цифровых технологий.

Опытная работа происходила в течение 2017-2019 гг., она свидетельствует, что эффективнее происходит процесс обучения монологическому и диалогическому высказыванию, если существует опора на зрительную наглядность или виртуальную наглядность. К примеру, при обучению диалогической речи, всегда применялись предметы или картинки, видеоряд из мультфильмов, блогов, использование подкастов и т.д. Для детей это было интересно, ведь в «shop» они могли не только общаться на английском языке, но и «buy», потрогать «purchase». Такой вид работы дал возможность задействовать особенности восприятия кинестетиков и их ведущий вид деятельности - игру. Контролирующая функция наглядности реализовывалась в процессе популярной игры на основе онлайн платформы Kahoot!

Выводы. В заключение мы можем утверждать согласно нашему опыту во средней общеобразовательной школе, что метод применения предметно-образной наглядности на занятиях по английскому языку является одним из самых уникальных и популярных. В обучении наглядные материалы разного характера (демонстрации, раздаточный дидактический материал) применяются для достижения различных методических целей.

Мы рекомендуем предметно-образную наглядность применять в качестве средства, стимулирующего учеников высказывать нужное содержание, с применением нужного языкового материала, презентации новой лексики, развития произношения и написания слов, диктантов и ролевых игр. По этой причине предметная и образная наглядность, на наш взгляд, оказывает значительный эффект в повышении уровня успеваемости учащихся начальных классов.

Как мы видим, на начальном этапе обучения английскому языку наглядности принадлежит большая роль; наглядные средства, цифровые и реальные на уроках английского языка повышают действенность обучения, способствуют усвоению языка учеником с большим интересом и более осмысленно, мобилизует психическую активность ученика, пробуждает его интерес к занятиям английским, увеличивает объем воспринимаемого материала, понижает утомление, развивает творческое воображение, делает эффективным процесс обучения в целом.

Литература:

1. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н.И. Гез - М.: Академия, 2005. - 436 с.

2. Дидактический и раздаточный материал в обучении иностранным языкам / Под ред. Прессмана Л.П. - М.: Прогресс, 2002. - 256 с.

3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: ВиМ, 2001. - 245 с.

4. Мещерякова Е.В. Обучение аудированию как иноязычному взаимодействию на основе видеокурса «Extra English» // Известия Волгоградского государственного педагогического университете, 2017. - № 7 (120). - С. 25-29.

5. Мещерякова Е.В. Проблема педагогического взаимодействия в образовательном пространстве при обучении иностранным языкам // Педагогические и методические аспекты профессиональной подготовки учителей иностранных языков: Сборник научных статей, посвященных памяти Г.К. Левицкой, Волгоградский государственный педагогический университет, 2002. - С. 26-38.

6. Мещерякова Е.В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя к педагогическому взаимодействию в современном образовательном пространстве (на материале подготовки учителя иностранного языка): диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Москва, 2002

7. Мещерякова Е.В., Локтюшина E.A. Образовательное пространство формирования профессиональной иноязычной компетентности управленческих кадров // Фундаментальные исследования. 2012. № 11-1. С. 79-83.

8. Мещерякова Е.В., Исаева И.С. Лингводидактический потенциал блога в обучении английскому языку // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 59

9. Мещерякова Е.В. Роль современной социокультурной ситуации в процессе подготовки будущего воспитателя (на материале английского языка): Теоретико-методологическое исследование / Волгоград, 1999.

10. Meshcheryakova E.V., Andreyeva V.K. Advanced English Мапиа1: учеб. пособ.: коммуникативно-направленное пособие по практике английского языка / Волгоград-Москва, 2003. - Том. 1. - С. 5-7.

11. Чудина Е.В. Использование визуального дидактического материала на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2006. - N 8.

12. Gouberina P. et R^nc P. Voix et images de France. - Paris: Didier, 1964.

Педагогика

УДК 376.37(045)

кандидат педагогических наук, доцент Минаева Наталья Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Опольская Анастасия Ильинична

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЭКОТЕРАПИИ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Аннотация. Статья посвящена проблеме совершенствования содержания и организации коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи. В качестве одного из эффективных средств развития устной речи младших школьников с общим недоразвитием речи авторы рассматривают внеурочные занятия с использованием средств экотерапии. В статье охарактеризована программа экотерапевтического кружка, раскрыты дидактические принципы и организационные аспекты проведения занятий, этапы реализации коррекционно-развивающей работы, направленной на развития устной связной речи младших школьников с нарушением речи, рассмотрены методы, формы, средства, используемые в целях коррекции связной речи детей.

Ключевые слова: связная устная речь, учащиеся с общим недоразвитием речи, младший школьный возраст, внеурочная работа, коррекционно-развивающая работа, экотерапия, организационно-методические условия развития связной речи.

Annotation. The article is devoted to the problem of improving the content and organization of correctional and speech therapy work aimed at the development of coherent speech of children with a general speech underdevelopment. As one of the effective means of developing oral speech of younger schoolchildren with a general underdevelopment of speech, the authors consider extracurricular activities using environmental therapy. The article describes the program of the ecotherapeutic group, disclosed didactic principles and organizational aspects of conducting classes, stages of implementation of correctional and developmental work aimed at developing oral coherent speech of younger schoolchildren with speech disorders, considered methods, forms, means used to correct the coherent speech of children.

Keywords: connected oral speech, students with general speech underdevelopment, primary school age, extracurricular work, correctional and developmental work, eco-therapy, organizational and methodological conditions for the development of coherent speech.

Введение. Развитие связной устной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.Проблема развития связной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.