Научная статья на тему 'АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ / ПОТЕНЦИАЛ / ВЛИЯНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грошева Татьяна Юрьевна

В обзоре представлен анализ научных работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме использования мультипликации в формировании познавательной самостоятельности дошкольников . Акцент в материалах статьи сделан на теоретические исследования, определяющие степень разработанности заявленной проблемы в разных областях научного знания. Проанализировав массив исследований по проблеме использования мультипликации в образовательном процессе обучающихся в России и за рубежом, стало возможно определить состояние развития мультипликационной педагогики как науки и выявить потенциальные векторы ее развития. Определена сущность мультипликационных ресурсов и их значимость для формирования познавательной самостоятельности у старших дошкольников. В статье автором рассматриваются разные позиции использования мультипликации как средства обучения детей. В образовательной практике накоплен достаточно обширный эмпирический материал по применению мультипликации в обучении, воспитании и развитии детей, который требует анализа, систематизации и обобщения. Анализ показал, что данная проблематика носит междисциплинарный характер. В результате доказано, что мультипликация обладает педагогическим потенциалом в решении образовательных задач современной школы. Несмотря на широкий пласт наработок по данной проблематике, следует отметить, что отсутствуют системные исследования о влиянии мультипликации на развитие детей, а также разработки методик с использованием возможностей мультипликационных средств, как образовательного инструментария. В условиях существующего социального запроса на многосторонний анализ педагогических возможностей мультипликации, отмечается очевидный дефицит педагогических, социально-психологических исследований, связанных с данным средством обучения детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грошева Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL REVIEW OF THE STUDY OF THE PROBLEM OF USING ANIMATION IN THE FORMATION OF COGNITIVE INDEPENDENCE OF PRESCHOOLERS

The review presents an analysis of scientific works by domestic and foreign authors on the problem of using animation in the formation of cognitive independence of preschoolers. The emphasis in the materials of the article is on theoretical studies that determine the degree of elaboration of the stated problem in various fields of scientific knowledge. Having analyzed the array of studies on the use of animation in the educational process of students in Russia and abroad, it became possible to determine the state of development of animation pedagogy as a science and identify potential vectors of its development. The essence of cartoon resources and their significance for the formation of cognitive independence in older preschoolers are determined. In the article, the author examines different positions of using animation as a means of teaching children. In educational practice, quite extensive empirical material has been accumulated on the use of animation in teaching, upbringing and development of children, which requires analysis, systematization and generalization. The analysis showed that this problem is interdisciplinary in nature. As a result, it is proved that animation has pedagogical potential in solving educational problems of a modern school. Despite a wide range of developments on this issue, it should be noted that there are no systematic studies on the impact of animation on the development of children, as well as the development of techniques using the possibilities of animation tools as educational tools. In the conditions of the existing social demand for a multilateral analysis of the pedagogical possibilities of animation, there is an obvious shortage of pedagogical, socio-psychological research related to this means of teaching children.

Текст научной работы на тему «АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

- в первой группе числовые выражения с действиями сложения и вычитания (это действия первичной ступени);

- во второй группе числовые выражения с действиями умножения и деления (это действия второй ступени).

5) Найдите значения числовых выражений.

6) Допишите по два выражения в каждом столбике.

Работа по формированию самоконтроля у учащихся в процессе выполнения данных заданий заключается в организации учителем проверки выполнения. Наиболее продуктивными можно считать те, в которых учащиеся имеют возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

Выполняя предложенные учебные задания, учащиеся анализируют свои достижения или ошибки, сравнивают свои результаты с эталоном, тем самым развивая самоконтроль. Верное решение задания может быть представлено на карточке учителя, на экране, на доске и пр.

Учителю необходимо грамотно организовывать учебную деятельность на уроках математики в начальной школе, чтобы учащиеся могли максимально продуктивно погрузиться в учебный процесс, а сам процесс обучения способствовал наиболее эффективному формированию необходимых умений, в том числе и самоконтролю.

Выводы. Для получения максимально эффективного результата при формировании контроля и самоконтроля у младших школьников необходимо систематическое выполнение учащимися развернутых учебных заданий. Подобные задания были представлены нами выше.

Результаты апробации использования подобных учебных заданий в практике учителей начальных классов позволяют сделать следующие выводы:

- предложенные задания способствуют формированию ориентировочной основы действий и умения использовать определенные алгоритмы у младшего школьника;

- выполнение подобных заданий на уроках математики формирует у школьника умение планировать последовательность выполняемых действий;

- систематическое использование учебных заданий развивает у учащихся такие качества, как внимание, память и т.д.;

- применение учителем комплекса заданий формирует умение осуществлять текущий контроль хода и результатов выполнения учебной задачи;

- обеспечивает постепенный переход от действий контроля, организованного учителем, к самоконтролю учащегося.

Литература:

1. Абакумова, Л.В. Формирование умений и навыков самоконтроля в учебной деятельности школьников начальных классов: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.В. Абакумова. - Санкт-Петербург, 2014. - 26 с.

2. Аргинская, И.И. Математика: учебник для 2 класса / И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина. - В 2 ч. -Ч. 2. - Самара: Учебная литература, 2012. - 128 с.

3. Бормотова, М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики / М.М. Бормотова // Начальная школа. - 2005. - № 9. - С. 34-35.

4. Габеева, Л.Н. Педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников / Л.Н. Габеева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - №15. - С. 102-107.

5. Крылова, Н.Б. Формирование у младших школьников учебных действий самооценки и самоконтроля // Социальная сеть работников образования. - URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/01/13/doklad-po-teme-formirovanie-u-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 12.02.2021).

Педагогика

УДК 373.2

аспирант кафедры педагогики Грошева Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В обзоре представлен анализ научных работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме использования мультипликации в формировании познавательной самостоятельности дошкольников. Акцент в материалах статьи сделан на теоретические исследования, определяющие степень разработанности заявленной проблемы в разных областях научного знания. Проанализировав массив исследований по проблеме использования мультипликации в образовательном процессе обучающихся в России и за рубежом, стало возможно определить состояние развития мультипликационной педагогики как науки и выявить потенциальные векторы ее развития. Определена сущность мультипликационных ресурсов и их значимость для формирования познавательной самостоятельности у старших дошкольников. В статье автором рассматриваются разные позиции использования мультипликации как средства обучения детей. В образовательной практике накоплен достаточно обширный эмпирический материал по применению мультипликации в обучении, воспитании и развитии детей, который требует анализа, систематизации и обобщения. Анализ показал, что данная проблематика носит междисциплинарный характер. В результате доказано, что мультипликация обладает педагогическим потенциалом в решении образовательных задач современной школы. Несмотря на широкий пласт наработок по данной проблематике, следует отметить, что отсутствуют системные исследования о влиянии мультипликации на развитие детей, а также разработки методик с использованием возможностей мультипликационных средств, как образовательного инструментария. В условиях существующего социального запроса на многосторонний анализ педагогических возможностей мультипликации, отмечается очевидный дефицит педагогических, социально-психологических исследований, связанных с данным средством обучения детей.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, старший дошкольник, мультипликация, потенциал, влияние, формирование.

Annotation. The review presents an analysis of scientific works by domestic and foreign authors on the problem of using animation in the formation of cognitive independence of preschoolers. The emphasis in the materials of the article is on theoretical studies that determine the degree of elaboration of the stated problem in various fields of scientific knowledge. Having analyzed the array of studies on the use of animation in the educational process of students in Russia and abroad, it became possible to determine the state of development of animation pedagogy as a science and identify potential vectors of its development. The essence of cartoon resources and their significance for the formation of cognitive independence in older preschoolers are determined. In the article, the author examines different positions of using animation as a means of teaching children. In educational practice, quite

extensive empirical material has been accumulated on the use of animation in teaching, upbringing and development of children, which requires analysis, systematization and generalization. The analysis showed that this problem is interdisciplinary in nature. As a result, it is proved that animation has pedagogical potential in solving educational problems of a modern school. Despite a wide range of developments on this issue, it should be noted that there are no systematic studies on the impact of animation on the development of children, as well as the development of techniques using the possibilities of animation tools as educational tools. In the conditions of the existing social demand for a multilateral analysis of the pedagogical possibilities of animation, there is an obvious shortage of pedagogical, socio-psychological research related to this means of teaching children.

Key words: cognitive independence of older preschoolers, child, animation, potential, influence, formation, cognitive independence.

Статья выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров (« Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева») по теме «Формирование

самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Введение. Жизнь в современных реалиях колоссально отличается от прошлого скоростью быстроменяющихся событий и явлений. Современный человек должен оперативно адаптироваться и приспосабливаться к новым моделям обучения, воспитания и поведения, стараться добиваться самостоятельно имеющиеся знания у поколения, объективно, которые невозможно передать в полном объеме. На данный момент явственно обозначается противоречие между потребностью общества в личностях, обладающих инициативностью и готовностью самостоятельно ставить, решать познавательные задачи и ответственно относиться к полученному результату, и несформированностью на достаточном уровне требуемых качеств у современных детей дошкольного возраста. При грамотно организованной систематической и целенаправленной работе по формированию познавательной самостоятельности старших дошкольников стремление к новым знаниям может укрепиться и стать устойчивой чертой личности ребенка, которая будет оказывать большое влияние на его дальнейшее становление. Усиливается актуальность поиска эффективных путей и средств решения данной проблемы. На наш взгляд, таким зарождающимся и перспективным средством является мультипликация. Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации в современном мире создало необходимость в специализированном обучении разумному и безопасному использованию этих технологий [11]. Разнообразие мультипликационного контента на телевидении и в интернет пространстве значительно выросло за последнее десятилетие и неуклонно расширяется в настоящее время, интерес к анимационной деятельности огромен, однако в теории педагогических наук данный вопрос не был достаточно раскрыт. Анализ показывает, что данная проблематика носит междисциплинарный характер и лежит в области педагогики, психологии, социологии, культурологии и филологии.

Изложение основного материала статьи. В последние десятилетия средства массовой информации становятся все более важными в повседневной жизни семей и детей. Сто лет назад детские книги имели огромное значение для социализации детей, с тех пор к ним присоединились такие средства, как кино, телевидение и интернет. В частности, телевидение, которое по-прежнему является одним из самых популярных средств массовой информации для детей.

В 2000 годах в педагогической науке появляется термин «мультипликационная педагогика», позиционируемая как педагогика будущего. Вопрос о развитии методологического инструментария и выведения мультипликационной педагогики в ранг теории поднирается в работах А.А Мелик-Пашаева (2014), Е.С. Стольниковой (2016), С.Н. Серегина (2020), М.В. Воропаева, А.П. Каитова, С.И. Карповой (2021), О.С. Джафаровой (2022).

В современной действительности мультипликационная педагогика расширяется до целой системы развития детей и может стать альтернативной традиционной, а может быть, параллельной ей и компенсирующей её стремительное «усыхание» [20].

Теперь о развивающем потенциале мультипликации, о ее преимуществах, позволяющих, с моей точки зрения, связывать с ней надежды на формирование познавательной самостоятельности.

Наукой накоплены отдельные теоретические предпосылки, позволяющие осуществить более детальное и глубокое изучение вопроса формирования познавательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации.

Начало развития детской мультипликации относится к 1920-м годам. Основоположником мультипликации был французский художник и изобретатель Эмиль Рейно (1844-1918), сконструировавший особый оптический прибор -праксиноскоп, позволяющий видеть последовательность из нескольких рисунков как плавное движение. Такой способ оживления рисунков получил название «image par image» (изображение за изображением). Примерно в это же время в нашей стране (1926-1927) на кинофабрике «Межраблом - Русь» художниками И. Ивановым - Вано и Д. Черкесом был создан первый детский черно-белый мультфильм по мотивам произведений Корнея Чуковского «Сенька Африканец», в котором мультипликация соединена с натурными съемками [21]. После создания в 1936 году студии «Союздетмультфильм» (с 1937 «Союзмультфильм»), что стало прорывом развития отечественной детской анимации, данное средство сразу стало рассматриваться как значимое и действенное в воспитательном процессе.

Мультипликация, как жанр, проникла в разные области научного знания и оказалась востребованной в сфере образования. Значимость и потенциал использования анимационной культуры в процессе обучения детей впервые обозначалось зарубежными учеными-исследователями в 1980-х годах (J. Gibbons, D.R. Anderson, R. Smeith, D.E. Field, C. Fisher). Ими было проведено исследование с использованием аудиовизуальных материалов в образовательном процессе, в том числе анимационной кинопродукцией.

Целесообразным будет добавить точки зрения зарубежных авторов, изучающих влияние анимационных технологий на усвоение знаний и умений обучающимися R.K. Lowe (2003), S. Alaba (2007), W. Schontz, T. Rasch (2008), M. Barak, T. Ashkar, Y.J. Dori (2011), C. Eker, O. Karadeniz, (2014), S. Berney, M. Bеtrancourt (2016), D.C. Yang, M.N. Li (2016), C. Studeny, U. Zartler (2018), J. Li, P. Antonenko, J. Wang (2019), K. Maton, S.K. Howard (2021).

R.K. Lowe в своём исследовании, на основе проведенного эксперимента, раскрывает отличительные возможности анимации от статистической графики как ресурса для обучения [6]. Аналогичное исследование проведено S. Berney, M. Bеtrancourt [3] о полезном влиянии анимация для обучения, по сравнению со статичной графикой, а также определение факторов, оказывающие данное влияние.

W. Schontz, T. Rasch предполагают, что анимация повышает мотивационную сторону к обучению. В книге впервые представлена комплексная методика обучения с помощью образовательной анимации. Однако фиксируется, что анимация не является эффективной по своей сути, а эффективность будет зависеть от степени взаимодействия с психологическим функционированием ребенка [8]. Такой же точки зрения придерживаются и M. Barak, T. Ashkar, Y.J. Dori. Изучали влияние анимационных фильмов на результаты обучения и мотивацию учащихся к обучению. Результаты показали, что

использование анимационных фильмов способствовало способности учащихся объяснять и понимать научные концепции [2].

В статье S. Alaba представлены результаты экспериментального исследования о возможности использования мультфильмов для повышения качества креативности учащихся [1]. C. Eker, O. Karadeniz на основе экспериментального исследования, пришли к выводу, что обучение, проводимое с использованием мультфильмов, положительно влияет на сохранение полученных знаний [4]. D.C. Yang, M.N. Li обсуждают влияние использования компьютерной анимации для самостоятельной учебной деятельности [9].

Авторы J. Li, P. Antonenko, J. Wang раскрывают принципы мультимедийного обучения, поднимают проблему индивидуальных различий в познании во время обучения с применением мультимедиа [5]. Данное мнение разделяет K. Maton, S. K. Howard, в своей работе транслирует эффективность использования мультимедийных средств в преподавании, раскрывает принципы проектирования мультимедиа, способствующие усвоению когнитивной обработке информации [7].

Отечественные исследователи так же актуализируют данную проблему во многих научных трудах.

0.В. Рябов исследовал потенциал мультипликации в создании гендерного образа США через специфические свойства анимации как искажение пропорций тел, изображение внешних и внутренних «чужих» в обликах малосимпатичных животных, акцентирование цветового контраста «своих» и «чужих», привлечение джазовой музыки. Автор показывает, что мультипликация является эффективным оружием пропаганды [22].

Анализ лингвистической системы мультфильмов представлен в работах И.П. Федотовой. Мультфильмы, представляющие собой один из видов креолизованных текстов, обеспечивают комплексное воздействие на адресата. В статье фиксируется особенности мультипликационного кино как узнаваемость ситуаций, фраз, действий, одним словом интертекстуальность мультипродукции [26].

Ю.Е. Кравченко, О.В. Балуева раскрывают значение мультипликационной продукции в зарождении эмоций у личности. Авторы приходят к выводу, что условия свободного просмотра мультфильмов более благоприятные, нежели при просмотре с подавлением эмоциональной экспрессии [16].

Н.И. Мeдведeва (2006), Е.В. Костюшина (2010), О.В. Куниченко (2014), Е.О. Смирнова, М.В. Соколова (2014), Д.А. Абдулова (2017) и др., выделяют требования, предъявляемые к отбору мультипродукции для детей, в которых нет размытых границ между злом и добром, грамотно построена речь героев, приятный визуальный образ героев и так далее.

Образовательный потенциал мультфильмов описывается в исследовании А.Ф. Ернеевой, ВА. Боговаровой. Авторами приведен анализ мультфильмов, пригодных для обучения дошкольников по разным образовательным областям. Исследователи приходят к выводу, что мультипликационное кино, обладая особыми возможностями воздействия на ребенка при соответствующей профессиональной подготовленности педагога, может найти широкое применение в воспитательной и образовательной работе [13].

О влиянии мультипликации на развитие личности дошкольника затрагивается в трудах Г.А. Гущиной. Профессор доказала, что правильно подобранные мультипликационные фильмы оказывают положительное влияние на развитие познавательного интереса старших дошкольников [11].

Как свидетельствует анализ литературы термин мультипликация и анимация многими авторами рассматривается как синонимические понятия Отличительные черты кроются в технике разработки визуального изображения. Мультипликация (от лат. multiplicatio - «умножение») - комплекс технических приемов, создающих эффект движущихся объектов, это трудоемкий процесс, каждый кадр создается «вручную», затем тиражируется. Анимация (от лат. animatio - «оживление; одушевление»), движение объектов создаются посредством специальных компьютерных программ [14].

В рамках рассматриваемого проблемного поля особую роль играют диссертационные исследования, в которых раскрывается потенциал мультипликации для развития личности подрастающего поколения: «Особенности декодирования разными социальными группами смыслов, транслируемых средствами массовой коммуникации: на материале мультсериалов» (А.Д. Хусид, 2011). «Анализ влияния структуры сюжета и содержания культурных текстов на развитие сюжетно-ролевой игры современных дошкольников: на примере мультипликационных сериалов» (М.В. Шакарова, 2012). «Эволюция образа художественного пространства в российской анимации (1985-2014 гг.)» (Е.В. Трапезникова, 2015) [25]. «Анимация как способ организации культурно-досуговой деятельности в современной России: институциональные особенности и социокультурный потенциал» (Т.А. Холодова, 2019) [27]. «Прецедентные феномены из мультфильмов в интертекстуальном тезаурусе» (Ли Хуэй, 2022) [18].

Однако в теории педагогических наук эта тема ещё не привлекла достаточного внимания исследователей и на данный момент существует лишь малая часть диссертаций по данному направлению. «Компьютерная графика и мультипликация как средство развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста» (В.А. Самойлов, 1999). «Развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией в системе дополнительного образования» (С.В. Радостева, 2004). «Особенности воспитания нравственного поведения старших дошкольников средствами мультипликационных фильмов» (О.В. Куниченко, 2015).

Выводы. Анализ литературы посвященной проблеме использования потенциала мультипликации в формировании познавательной самостоятельности дошкольников показывает, что с одной стороны существует широкий пласт наработок, отражающих возможности мультипликации в работе с детьми дошкольного возраста, с другой стороны, не находит целостное отражение методологический инструментарий, наиболее полно и эффективно раскрывающий принципы, процедуры, подходы, методы построения занятий с дошкольниками учитывающий особенности мультипликации. Было обращено внимание, что в исследованиях отсутствует разработанное научно-теоретическое обоснование мультипликации, методологического инструментария мультипликационной педагогики, методик работ с применением мультипликационного контента.

Литература:

1. Alaba, S.O. The use of educational cartoons and comics in enhancing creativity in primary school pupils in Ile-ife, Osun State, Nigeria / S.O. Alaba // Journal of Applied Sciences Research. - 2007. - P. 913-920.

2. Barak, M. Learning science via animated movies: Its effect on students' thinking and motivation / М. Barak, T. Ashkar, Y. J. Dori // Computers & Education. - 2011. - P. 839-846.

3. Berney, S. Does animation enhance learning? A meta-analysis / S. Berney, M. Betrancourt // Computers & Education. -2016. - P. 150-167.

4. Eker, С. The Effects of Educational Practice with Cartoons on Learning Outcomes / С. Eker, O. Karadeniz // International Journal of Humanities and Social Science. - 2014. - P. 223-234.

5. Li, J. Trends and issues in multimedia learning research in 1996-2016: A bibliometric analysis / J. Li., P. Antonenko, J. Wang // Educational Research Review (Educ Res Rev). - 2019. - P. 1-21.

6. Lowe, R.K. Animation and learning: selective processing of information in dynamic graphics / K.R. Lowe // Learning and Instruction. - 2003. - P. 157-176.

7. Maton, K. Animating science: Activating the affordances of multimedia in teaching / K. Maton, S.K. Howard. - Routledge, 2021. - P. 76-102.

8. Schontz, W. Does animation facilitate better learning in primary education? A comparative study of three different subjects / W. Schontz, T. Rasch // Creative Education. - 2016. - 1800 p.

9. Yang, D.C. Assessment of animated self-directed learning activities modules for children's number sense development /

D.C. Yang, M.N. Li // Journal of Educational Technology & Society. - 2013. - P. 44-58.

10. Абдулова, Д.А. Педагогический потенциал мультипликационных фильмов и специфика его использования в системе дошкольного образования / Д.А. Абдулова, Е.В. Вовк // Проблемы современного педагогического образования. -2017. - № 55. - С. 3-8.

11. Гущина, Г.А. Мультфильмы как средство развития познавательного интереса старших дошкольников / Г.А. Гущина // Дошкольное воспитание. - 2021. - № 3. - С. 8-14.

12. Джафарова, О.С. Мультипликационная педагогика в начальной школе: пути решения современных образовательных задач / О.С. Джафарова // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2022. - Т. 7. - № 1. - С. 11-15.

13. Ернеева, А.Ф. Применение мультипликационных фильмов в процессе обучения детей / А.Ф. Ернеева,

B.А. Боговарова // Казанский вестник молодых учёных. - 2020. - Т. 4. - №. 4. - С. 29-34.

14. Карпова, С.И. Педагогический потенциал мультипликации в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста / С.И Карпова, Н.С. Муродходжаева, О.В. Цаплина, А.П. Каитов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2020. - № 6 (212). - С. 46- 56.

15. Костюшина, Е.В. Влияние современных мультипликационных фильмов на нравственное развитие дошкольников /

E.В. Костюшина // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии: материалы II Всерос. заоч. науч-практ. конф. / редкол.: Г.А. Винокурова [и др.]. - Саранск: МГПИ, 2010. - С. 95-99.

16. Кравченко, Ю.Е. Соотношение субъективного переживания, понимания эмоций и телесных ощущений в реакции на веселый мультфильм / Ю.Е. Кравченко, О.В. Балуева // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2015. - Т. 12. -№ 2. - С. 150-159.

17. Куниченко, О.В. О критериях отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5-7 лет / О.В. Куниченко // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2014. - № 5. - С. 133-137.

18. Ли, Х. Прецедентные феномены из мультфильмов в интертекстуальном тезаурусе: диссертация ... канд. филол. наук 10.02.01 / Ли Хуэй. - Санкт -Петербург, 2022. - 178 с.

19. Медведева, Е.А. Особенности телетрансляции мультипликационных фильмов, ориентированных на детей дошкольного возраста / Е.А. Медведева // Социология дошкольного воспитания. - 2006. - С. 65-71.

20. Мелик-Пашаев, А.А. Создание мультфильмов как творческая деятельность детей / А.А. Мелик-Пашаев // Культурно-историческая психология. - 2014. - Т. 10. - № 4. - С. 66-71.

21. Психолого-педагогический потенциал мультипликации в современном образовании: монография / М.В. Воропаев, А.П. Каитов, С. И. Карпова [и др.]; Известия института педагогики и психологии образования. - Москва, 2021. - 150 с.

22. Рябов, О.В. «Как хорошо, что наяву я не в Америке живу!» Образ США в гендерном дискурсе советской мультипликации (1946-1963) / О.В. Рябов // Женщина в российском обществе. - 2018. - № 2(87). - С. 89-103.

23. Серегин, С.Н. Мультипликационная педагогика - инновационная форма в дополнительном образовании /

C.Н. Серегин, В.Н. Лукьяненко // Инновационные технологии в кинематографе и образовании: материалы и доклады VI Межд. науч.-практ. конф. / под общ. ред. О.Н. Раева. Москва, 2020. - С. 166-174.

24. Смирнова, Е.О. Психолого-педагогическая экспертиза мультфильмов для детей и подростков / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Культурно-историческая психология. - 2014. - Т. 10. - № 4. - С. 4-11.

25. Трапезникова, Е.В. Эволюция образа художественного пространства в российской анимации (1985-2014 гг.): диссертация ... канд искусств. 17.00.03 / Елена Владимировна Трапезникова. - Москва, 2015. - 180 с.

26. Федотова, И.П. Вербальные интерТЕкстуальные маркеры в серии мультфильмов о трёх богатырях / И.П. Федотова // Вестник Брянского государственного университета. - 2016. - № 4 (30). - С. 233-240.

27. Холодова, Т.А. Анимация как способ организации культурно-досуговой деятельности в современной России: институциональные особенности и социокультурный потенциал: диссертация ... канд. соц. наук 22.00.06 / Татьяна Алексеевна Холодова - Майкоп, 2019. - 163 с.

Педагогика

УДК 37.032

кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии и МПХ Гумашвили Инга Рамазовна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования Батырова Айна Магометовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас); старший преподаватель кафедры русского языка Арсакаева Хапта Салтмуратовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

ПОТЕНЦИАЛ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрен процесс потенциал игровых технологий в формировании культуры общения младших школьников. Процесс формирования культуры общения младших школьников является важной задачей организации обучения в современной школе. Рассмотрены и проанализированы современные педагогические технологии, направленные на активное формирование культуры общения младших школьников. Показана роль игровых технологий в процессе обучения может стать результативным средством формирования культуры общения младших школьников. В процессе формирования культуры общения также необходимы классные часы, внеурочная деятельность. Подчеркнута роль учителя, которые должны формировать культуру общения младших школьников, при необходимости, им стоит проводить развивающие работы с детьми. Автор пришел к выводу, что игра имеет особое педагогическое значение: она является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.