Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ'

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3769
582
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средства массовой информации / образование / популяризация науки / мультфильмы / познавательные возможности / история / английский язык / media / education / science popularization / cartoons / educational opportunities / his-tory / English

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ернеева А.Ф., Боговарова Вера Александровна

В статье показаны возможности использования мультипликационных фильмов в процессе обучения детей дошкольного и школьного возраста. Анализируются труд-ности, встающие перед взрослыми в ходе осуществления экспертизы ценностного содержания анимационной продукции. Автор высказывает свои предположения касательно роли мульти-пликации в жизни современного ребенка, анализирует творческий потенциал мультфильмов для использования в образовательных и воспитательных целях. Посредством мультфильма де-тям передаются социокультурные нормы, представления о морали и нравственности, обозна-чается необходимость совершать хорошие поступки, а также события, происходящие в мульт-фильме, позволяют воспитывать детей: повышать их осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение. Автор обращает внимание на то, что важно разум-но, ответственно выбирать мультфильмы для работы с детьми, рекомендует предварительно отобрать и просмотреть мультфильмы с гуманно-эстетическим содержанием и художествен-ными изобразительно-выразительными средствами, доступными для детского восприятия. Приводится и дается краткое описание ряду мультсериалов и мультфильмов, которые, по мне-нию автора, могли бы применяться при изучении истории, английского языка, физике. Прак-тическая значимость работы заключается в возможности использования некоторых перечис-ленных в статье мультипликаций при изучении некоторых тем по истории как внутри школы, так и во внеклассное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ернеева А.Ф., Боговарова Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MULTIPLICATION FILMS IN THE PROCESS OF LEARNING CHILDREN

The article shows the possibilities of using animated films in the process of teaching children of preschool and school age. The difficulties faced by adults in the course of the examination of the value content of animation products are analyzed. The author expresses his assumptions about the role of animation in the life of a modern child, analyzes the creative potential of cartoons for use in educational and educational purposes. Through the cartoon, social and cultural norms, ideas about morality and ethics are transmitted to children, the need to do good deeds is indicated, as well as the events that take place in the cartoon, allow them to educate children: to raise their awareness, develop thinking and imagination, and form a worldview. The author draws attention to the fact that it is important to rationally, responsibly choose cartoons for working with children, recommends pre-selecting and viewing cartoons with a humane aesthetic content and artistic visual and expressive means available for children's perception. A brief de-scription of a number of animated series and cartoons is given and given, which, according to the author, could be used in the study of history, English, physics. The practical significance of the work lies in the pos-sibility of using some of the animations listed in the article when studying some topics on history both in-side school and outside the classroom.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ»

УДК 378

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

А.Ф. Ернеева1, В.Л. Боговарова2

erneeva.r@yandex.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет1 Университет управления «ТИСБИ»2 г. Казань, Россия

Аннотация. В статье показаны возможности использования мультипликационных фильмов в процессе обучения детей дошкольного и школьного возраста. Анализируются трудности, встающие перед взрослыми в ходе осуществления экспертизы ценностного содержания анимационной продукции. Автор высказывает свои предположения касательно роли мультипликации в жизни современного ребенка, анализирует творческий потенциал мультфильмов для использования в образовательных и воспитательных целях. Посредством мультфильма детям передаются социокультурные нормы, представления о морали и нравственности, обозначается необходимость совершать хорошие поступки, а также события, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать их осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение. Автор обращает внимание на то, что важно разумно, ответственно выбирать мультфильмы для работы с детьми, рекомендует предварительно отобрать и просмотреть мультфильмы с гуманно-эстетическим содержанием и художественными изобразительно-выразительными средствами, доступными для детского восприятия. Приводится и дается краткое описание ряду мультсериалов и мультфильмов, которые, по мнению автора, могли бы применяться при изучении истории, английского языка, физике. Практическая значимость работы заключается в возможности использования некоторых перечисленных в статье мультипликаций при изучении некоторых тем по истории как внутри школы, так и во внеклассное время.

Ключевые слова: средства массовой информации, образование, популяризация науки, мультфильмы, познавательные возможности, история, английский язык.

Для цитирования: Ернеева А.Ф. Применение мультипликационных фильмов в процессе обучения детей. Казанский вестник молодых ученых. 2020;4(4):29-34.

Компания Mediascope подсчитала, что жители России в возрасте четырех лет и старше в среднем смотрят телевизор дома три с половиной часа в сутки. По полученным данным, около 64% жителей всей страны в возрасте от четырех лет ежедневно включают телевизор, в городах с населением от 100 тыс. человек это делают 61% жителей, в малых городах и сельских населенных пунктах - 67%, - уточнили в пресс-службе. С 1 августа по 30 сентября жители всей страны смотрели дома телевизор в среднем 3 часа 29 минут в сутки. В малых населенных пунктах ТВ смотрят больше по сравнению с крупными городами: 3 часа 47 минут и 3 часа 11 минут соответственно [1]. Если данные подсчеты проанализировать еще глубже, а результаты перенести на диаграмму, то можно будет увидеть, что примерно четверть «пирога» будут занимать респонденты возрастом от 0 до 16. Дети, конечно же, смотрят мультфильмы.

Неудивительно, что современный ребенок в значительной мере усваивает модели поведения и социальные нормы из телепередач, сериалов и мультфильмов. При этом детям гораздо сложнее, чем взрослым защитить себя от влияния телевидения: игнорировать поступающую информацию, критично к ней относиться, отказаться от просмотра телепрограмм сомнительного содержания. Однако, если в процесс просмотра подключить взрослых, то данную деятельность можно перенаправить в правильное русло - существует множество мультипликаций поучительного и даже образовательного типа, при просмотре которых дети не только получают удовольствие, но и узнают что-то новое, разбираются в некоторых сложных для себя понятиях - нужно лишь отсеять таковые из огромной кучи бессмысленных и иногда даже абсолютно безнравственных мультсериалов. Более того анимацию можно использовать и при проведении уроков по самым различным дисциплинам. Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:

- расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;

- показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;

- формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;

- развивают эстетический вкус, чувство юмора;

- мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности [3].

Это подчеркивают Бурухина А.Ф., Гаваза Е.А., Лалетина А.Ф. Однако

в практике дошкольного образования потенциал мультфильма реализуется слабо. Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований [2], а также работ ряда мультипликаторов позволяют утверждать: мультфильм - один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам.

В первую очередь необходимо отметить использование в мультфильме особого художественного приёма - смешения фантастического и реального. Ведущими мировыми исследователями (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т. Рибо, Дж. Селли) раскрыта особая роль воображения в психическом становлении дошкольника. Свойственный ему недостаток опыта, знаний и представлений компенсируется и замещается включением воображения в разные виды деятельности.

Более того, А.А. Немирич утверждает, что большинство педагогов склонны относиться к просмотру мультфильмов исключительно как к развлечению, заполнению досуга детей. Как показывают исследования, данные тенденции обусловлены недооценкой педагогами и родителями потенциальных возможностей мультфильма [9].

Как известно, мышление ребенка наглядно-образное, поэтому для иллюстрации каких-то ситуаций жанр мультипликационного фильма подходит как нельзя лучше. В данном аспекте, можно сделать вывод, что мультфильм -наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиасреды, поскольку

сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов [5].

В контексте осмысления образовательного потенциала массовой культуры, следует остановиться на российском анимационном сериале «Смеша-рики: Пин-код» (спин-офф популярного мультсериала «Смешарики»), основное содержание которого популяризация науки, способствующая формированию интереса к научному знанию, изобретательству и техническому творчеству у детей и подростков. Главные герои мультфильма отправляются путешествовать в космос, попадают в разные сложные ситуации, преодолевают препятствия благодаря возможностям современной науки, в процессе разворачивания сюжета знакомятся с историей развития техники, разбираются в работе тех или иных приборов, узнают о тонкостях протекания химических и физических процессов. Зрители вместе с персонажами мультсериала узнают, что такое невесомость и основные правила поведения в космосе, что такое электричество и какую пользу оно приносит человечеству, как работают разные приборы и кто их изобрел и т.д. В доступной и понятной форме излагается корпускулярно-волновая теория света, теория относительности и другие научные знания из различных областей. Данный мультсериал - прекрасный российский пример массовой культуры с использованием технологии эдьютейнмента в образовании и технологии инфотейнмента в популяризации науки [12]. Рассчитанный на массовую аудиторию, транслируемый на российских телеканалах и доступный в Интернете, эффективно сочетающий обучение и развлечение, качественно сделанный, он популярен у детей и взрослых в США, европейских странах и др. Параллельно данный сериал формирует интерес и уважение к научному знанию, понимание практической применимости конкретных знаний, технологий и изобретений в сложных ситуациях, познавательные паттерны поискового и инновативного поведения и др.

Еще один мультфильм, который можно использовать при обучении -любимые всеми детьми «Фиксики». Ни много ни мало, но даже американские педагоги признали «Фиксиков» полезным и поучительным сериалом, поскольку он знакомит детей с устройством и принципами работы разных приборов. Мультсериал, появившийся в России 10 лет назад, официально включили в программу Discovery Education, которую используют более 30 миллионов учеников. То, что «Фиксики» - отличный способ научить ребёнка разбираться в технике, в Екатеринбурге знают уже давно. В уральской столице действует образовательный проект «ФИКСИруй опыт» - на базе Информационного центра по атомной энергии «Росатома». Здесь решили не изобретать велосипед, а использовать в научно-популярных занятиях серии «Фик-сиков». В мультфильме доходчиво, на понятном языке объясняются вещи, которые порой непонятны даже взрослым. А главное, даётся ответ на вопрос, который мучает всех детей на свете: «Почему?» [10].

Существует также множество анимационных фильмов, которые, так или иначе, полезны при изучении истории. Однако тут тоже нужно быть осторожным, учитывая страшную в наше время тенденцию фальсификации истории, а также следует брать во внимание то, что все мультфильмы рисуются и могут содержать авторские дорисовки художника, который, в свою очередь, имеет собственное видение мира. Итак, вот небольшой список, пригодных для просмотра на уроках истории анимационных фильмов: по истории древнего мира «Братец-медвежонок» - отличный диснеевский мультфильм про палеоиндейцев, живших на территории Америки в эпоху последнего ледникового периода. В сюжете, конечно, хватает фантастики, но жизнь и верования этих народов показаны достоверно. «Земля до начала времен» -классический мультфильм Дона Блута о самых дружных на свете динозаврах. После просмотра ребенок будет точно знать, что «длинношеие» отличаются от «трехрогих», а от тираннозавров надо убегать, да побыстрее. Так или иначе, мультфильм остается одним из лучших по теме. Интересным будет мультфильм «Принц Египта» про библейского Моисея, где прекрасно отображена эпоха Древнего Египта. А вот с цивилизацией Древней Греции познакомят советские мультфильмы из серии «Легенды и мифы Древней Греции», «Геракл у Адмета», «Прометей». Про Средневековье отличным будет «Легенда о принце Вэлианте» - неплохой мультсериал родом из 1990-х про эпоху короля Артура со всеми необходимыми составляющими «правильного» фэнтези: рыцари и турниры, принцессы и короли, величественные замки и темные леса. По истории Нового времени - «Жирафа», основанный на реальных событиях времен Греческой революции (1820-е годы). Настоящий жираф Зарафа действительно стала подарком французской монархии, чтобы те перестали спонсировать греков в войне с османской империей. «Балто» - удачный мультфильм про Великую гонку милосердия 1925 года. «Стальной гигант» про гонку вооружений между США и СССР. Просто два в одном: ребенок приобщится к ставшему культовым мультфильму и заодно увидит взгляд со стороны американцев на непростые отношения стран в послевоенное время. Отдельно по истории России - «Князь Владимир», «Сказ о Петре и Фев-ронии», «Крепость: Щитом и мечом», «Анастасия».

Очень эффективным просмотр мультфильмов является и при изучении языков. Это могут быть, как отдельно подобранные под определенный возраст и уровень знаний, так и уже полюбившиеся всем анимации Disney или переведенные на английский язык советские «Ну, погоди!» и «Винни Пух». В первую категорию можно отнести, например, "Muzzy in Gondoland и Muzzy Comes Back" - мультсериал от телеканала BBC, созданный специально для изучения английского языка иностранцами, "Crawford the Cat" - мультфильм для изучения английского языка, полезный во всех отношениях. Кроме популярных английских слов («здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» и т.д.), котик Кроуфорд учит малышей хорошо себя вести, быть вежливыми, чистить зубы, прибирать свои игрушки.

Таким образом, мультипликационное кино, обладая особыми возможностями воздействия на ребенка при соответствующей профессиональной подготовленности педагога, может найти широкое применение в воспитательной и образовательной работе. Мультипликационное кино - искусство условное, оперирующее стилизованной образностью и потому с особой интенсивностью стимулирующее у маленького зрителя работу воображения, фантазии, вовлекающее его в мир метафоры, иносказания, нравственно-философской притчи, художественных размышлений. Задача родителей и педагогов помочь ребёнку научиться осознавать свои впечатления, развить у него критическое отношение к просмотренному, что возможно при систематическом и целенаправленном процессе медиаобразования детей, формировании у них медиаграмотности, как залога дальнейшего становления личности, способной активно и грамотно существовать в современном информационном обществе [7].

Литература

1. https://tass.ru/obschestvo/6974347

2. Алешина И.Н. Об особенностях восприятия дошкольниками российских мультфильмов. / И. Н. Алешина, А.А. Андреева, Ю.Н. Тычинина // ВестникКРСУ. - 2013. -№ 3.

3..Бурухина А.Ф. Мультфильмы в педагогическом процессе: угрозы и возможности // Монография. Германия, Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. -141 c.

4. Васильев И.С. Положительное и отрицательное влияние отечественных и зарубежных мультфильмов на психику детей подросткового возраста // Молодой ученый. — 2016. -№12. - С. 761-764. - URL https://moluch.ru/archive/116/31194/ (дата обращения: 11.11.2020).

5. Ермизина Е.В. Мультфильмы - дети: от контента к пониманию. // Мир психологии. -2010. - № 1.

6. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пос. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М. : Изд. центр «Академия», 2006. - 416 с.

7. Куниченко О.В. О критериях отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5-7 лет. // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2014. - № 5.

8. Лалетина А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов// Начальная школа плюс до и после. 2010.- № 8. - С. 82-87.

9. Немирич А.А. Медиаграмотность как результат медиаобразования детей дошкольного возраста // Российский журнал истории теории и практики медиапедагогики. . - 2011. - № 2.

10. https://www.oblgazeta.ru/society/31241/

11. Суворова Н. В. Мультипликация как способ влияния на формирование социокультурной идентичности ребенка // Молодой ученый. - 2014. - № 8. - С. 740-742. - URL https://moluch.ru/archive/67/11209/ (дата обращения: 20.07.2018)

12. Барышева Ю.С. Образовательный потенциал современной массовой культуры как агента социализации // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. - 2019. - №6.

APPLICATION OF MULTIPLICATION FILMS IN THE PROCESS OF LEARNING CHILDREN

A.F. Erneeva1, V.A. Bogovarova2

Kazan (Volga Region) Federal University1 University of Management "TISBI"2 Kazan, Russia

Abstract. The article shows the possibilities of using animated films in the process of teaching children of preschool and school age. The difficulties faced by adults in the course of the examination of the value content of animation products are analyzed. The author expresses his assumptions about the role of animation in the life of a modern child, analyzes the creative potential of cartoons for use in educational and educational purposes. Through the cartoon, social and cultural norms, ideas about morality and ethics are transmitted to children, the need to do good deeds is indicated, as well as the events that take place in the cartoon, allow them to educate children: to raise their awareness, develop thinking and imagination, and form a worldview. The author draws attention to the fact that it is important to rationally, responsibly choose cartoons for working with children, recommends pre-selecting and viewing cartoons with a humane aesthetic content and artistic visual and expressive means available for children's perception. A brief description of a number of animated series and cartoons is given and given, which, according to the author, could be used in the study of history, English, physics. The practical significance of the work lies in the possibility of using some of the animations listed in the article when studying some topics on history both inside school and outside the classroom.

Keywords: media, education, science popularization, cartoons, educational opportunities, history, English.

For citation: Erneeva A.F., Bogovarova V.A. Application of multiplication films in the process of learning children. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2020;4(4):29-34.

Сведения об авторах

Ернеева А.Ф., Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. Email: erneeva.r@yandex.ru

Боговарова Вера Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской части, Университет управления «ТИСБИ», г. Казань, Россия.

Authors of the publication

A.F. Erneeva, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia. Email: erneeva.r@yandex.ru

Vera A. Bogovarova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Pedagogy, Leading Researcher of the Research Unit, University of Management "TISBI", Kazan, Russia.

Дата поступления 16.05.2020 Принята к публикации 22.07.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.