Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ'

ПОТЕНЦИАЛ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ / МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА / FOLKLORE / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эмирсанова М. Ш.

В статье показана значимость использования фольклорных форм в работе с дошкольниками. На основе анализа психолого-педагогической литературы обоснован потенциал фольклора в учебно-воспитательном процессе ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF THE FOLK FORMS IN THE WORK WITH PRESCHOOL CHILDREN

The article shows the importance of using folklore forms in work with preschool children. On the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature the potential of folklore in educational process of preschool educational institution is proved.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

УДК 372.3

Эмирсанова М.Ш.

студент

специальность «Дошкольное образование»

ГБОУ ВО РК «КИПУ» Россия, Республика Крым, г. Симферополь ПОТЕНЦИАЛ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Аннотация. В статье показана значимость использования фольклорных форм в работе с дошкольниками. На основе анализа психолого -педагогической литературы обоснован потенциал фольклора в учебно-воспитательном процессе ДОУ.

Ключевые слова: фольклор, фольклорные формы, малые формы фольклора.

Emirsanova M. Sh.

THE POTENTIAL OF THE FOLK FORMS IN THE WORK WITH PRESCHOOL CHILDREN

Annotation. The article shows the importance of using folklore forms in work with preschool children. On the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature the potential of folklore in educational process of preschool educational institution is proved.

Key words: folklore, children of preschool age.

Постановка проблемы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) направляет педагогов использовать произведения народного творчества в работе с детьми. Методически правильное использование фольклора обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в различных образовательных областях (социально-коммуникативной, познавательной, физической и художественно -эстетической).

Многие исследования психологов и педагогов показывают, что фольклор на протяжении многих веков использовался в народной педагогике для социального воспитания и ознакомления ребенка с жизнью и является эффективным средством развития.

Обзор источников по проблеме иccледования позволяет установить, что фольклор опирается на народные традиции и гуманистические ценности (уважение к старшим, забота о младших, терпимость к другим народам и др.).

Великие педагоги-классики Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский раccматривали возможности ^пользования фольклора как средства ознакомления c окружающим миром и приобщения детей, в том числе и дошкольного возраста, к культуре.

Известные отечественные педагоги Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.А. Флерина указывали, что знакомство с произведениями народного творчества создают у детей яркие представления о родном Отечестве, культуре своего народа, содействуют патриотическому воспитанию. Изучение обширного богатства фольклора, которому большое значение выделено в работах Н.В. Астафьевой, М.М. Бахтина, В.Е. Гусева, А.С. Каргина, В.Н. Топорова, позволяет утверждать о наличии, заложенных в фольклоре, больших возможностей по социально-психологическому и педагогическому влиянию на развитие и становление личности.

В то же время анализ педагогической практики показывает, что фольклор практически не используется в образовательном процессе современного дошкольного образовательного учреждения, в детях не пробуждается интерес к фольклору. Одной из причин является недооценивание воспитателями потенциала фольклорных произведений.

Цель статьи - теоретическое обоснование потенциала фольклорных произведений в работе с дошкольниками.

Изложение основного материала. В науке имеется множество точек зрения по вопросу в объяснении понятия «детский фольклор». Так, например, В.П. Аникин к детскому фольклору относит «творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским» [Аникин В.П. Русский фольклор: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высшая школа,1987. - 286 с., с.167]. Это мнение разделяют Э.В. Померанцева, В.А. Василенко, М.Н. Мельников и другие авторы. Вышеперечисленные исследователи определяют детский фольклор, как сложившийся ряд правил, созданных взрослыми и представленные детям, как правила поведения, жизненного устоя, взаимоотношение друг с другом и отношения в семье.

Первым из исследователей, кто охарактеризовал содержание, объем и границы понятия «детский фольклор», был Г.С. Виноградов, назвав фольклор «особым явлением обособленного детского быта и обособленной детской жизни» [Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии/ Г.С. Виноградов. - Иркутск, 1990., с. 123]. Вместе с тем Г.С. Виноградов выделяет колыбельные песни, пестушки, потешки в особый отдел фольклора, устную литературу для детей, связывая ее с материнской школой.

Почти одновременно с Г.С. Виноградовым, О.И. Копица предложила свое понимание и определение детского фольклора. Термин «детский фольклор» применяется для обозначения всех произведений устного народного творчества, которые существуют среди детей. Обладателями и авторами детского фольклора являются взрослые и дети» [Копица О.И. Детский фольклор: песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. / О.И. Копица -Л., 1928. - с. 165]. С тех пор в научных публикациях текстов исследованиях, учебных пособиях используют эти два смысловых значения понятия «детский фольклор».

Много ценных указаний о применении устного народного творчества

мы находим в научных работах Е.Н. Водовозовой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Особенно ценны советы о необходимости использовать фольклор уместно, и в нужный момент, остерегаться его поддельности. Идейно-воспитательное значение фольклора заключается в том, что его произведения вдохновлены любовью к Родине, стремлением к миру, вызывают чувства гордости за могучие просторы нашей Родины, фольклор формирует чувство прекрасного. [Копица О.И. Детский фольклор: песни, потешки, дразнилки, сказки, игры./ О.И. Копица - Л.,1928. с. 23].

В своих работах Г.П. Клименко заявляет, что при систематической, целенаправленной работе, дошкольники начинают понимать суть и значение того или другого произведения устного народного творчества, принимая его мудрость и логичность [Клименко Г.П. Детский фольклор и проблемы народной педагогики/ Г.П. Клименко - Новосибирск, 1985. с. 167].

Дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные, это было установлено Н.И. Гавриш. Некоторые дети не понимают образного строя языка загадок, пословиц или поговорок и неправильно объясняют метафоры. Чаще всего у дошкольников возникают ассоциации на какое - то одно слово [Гавриш Н.И. Русский детский фольклор/ Н.И. Гавриш - М., 1991. с. 123]. В рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче рассматривают метафору, чем в загадке. По мнению Н.И. Гавиш, это связано с тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка - аллегория. Таким образом, изучение образного строя языка, осознание переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления.

Такие психологи, лингвисты, педагоги как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Потебня, В.К. Харченко, К.Е. Хоменко изучали особенности понимания детьми дошкольного возраста переносного значения слов и словосочетаний. Когда возникают трудности, объясняют это тем, что в отличие от взрослого, в речевом опыте детей большинство слов находится в единственном прямом номинативном значении, отражающем его основное значимое предметно - логическое содержание [Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский. - СПб.: «Союз», 1997. с. 93].

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок улучшает способность к анализу, обобщению, создает умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, способствует ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд».

Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они вместе с другими жанрами носят в себе мощную силу, позволяющую развивать речь

детей дошкольного возраста. Колыбельные песни пополняют словарь детей за счет того, что содержат широкий круг материала об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».

Основой для дикционных упражнений являются пословицы, поговорки, песенки, скороговорки. Малые формы фольклора кратки и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад» [Ушинский К.Д. Предисловие к «Педагогической антропологии»// Педагогические сочинения: в 6 т. - М., 1990. с. 159].

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и вместе с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно пользоваться этим богатейшим материалом словестного творчества народа.

Вывод. Фольклор - это доступная форма выражения себя, раскрытия своего отношения к семье, традициям, своему мироощущению. Знакомя ребенка с фольклором, родители, педагоги открывают ему знания, которые передаются из поколения в поколение, формируют целостное этническое сообщество и углубляют чувства в семье. Основной целью в работе с использованием фольклора является установление эмоционального контакта с ребенком, культура данных взаимоотношений прививается с детства, когда только ребенок начинает познавать мир.

Фольклор - доступная форма выражения себя, своего мироощущения. Особая привлекательность традиционного фольклора для современного человека заключена в возникновении специфических психических состояний при исполнении народных танцев и песен.

Использованные источники:

1. Аникин В.П. Русский фольклор: Учебное пособие для вузов / В.П. Аникин. - М.: Высшая школа, 1987. - 286 с., с. 167.

2. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии / Г.С. Виноградов. - Иркутск, 1990. - 123 с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 93 с.

4. Гавриш Н.И. Русский детский фольклор / Н.И. Гавриш - М., 1991. - 123 с.

5. Клименко Г.П. Детский фольклор и проблемы народной педагогики / Г.П. Клименко - Новосибирск, 1985. - 143 с.

6. Копица О.И. Детский фольклор: песни, потешки, дразнилки, сказки, игры / О.И. Копица - Л., 1998. -23 с.

7. Ушинский К.Д. Предисловие к «Педагогической антропологии» // Педагогические сочинения в 6 т. - М., 1990. - 159 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.