Научная статья на тему 'РОЛЬ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСЕННОЙ КУЛЬТУРЕ'

РОЛЬ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСЕННОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
204
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Орлова К. А.

Статья посвящена определению понятия фольклор, детский фольклор, традиции, история возникновения и первые исследователи детского фольклора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСЕННОЙ КУЛЬТУРЕ»

К У Л Ь Т У Р О Л О Г И Я

УДК 378

К.А. Орлова

РОЛЬ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Статья посвящена определению понятия фольклор, детский фольклор, традиции, история возникновения и первые исследователи детского фольклора.

Ключевые слова: фольклор, детский фольклор.

Когда на свет появляется ребенок, любящая мама разговаривает с ним, убаюкивает и поет колыбельные песенки, укладывая спать, играет с пальчиками и ладошками, приговаривая незатейливые четверостишия. Любой человек знает и помнит с детства хотя бы одну-две детские песенки, прибаутки, счи-талочки, приговорочки. Все это фольклор, а точнее - детский фольклор.

Фольклор - это народная мудрость, народное творчество. Это то, что веками передавалось из поколения в поколения сначала из уст в уста, а позже, когда появилась письменность, уже с помощью книг и нотных записей, рассказывающих о жизни народа, о событиях, о традициях, о ритуальных мероприятиях.

Именно такая народная мудрость, отраженная в песенном и танцевальном творчестве, а также в былинах, сказаниях, пословицах, поговорках, помогает воспитывать в детях душевность, доброту, отзывчивость и вместе с этим, дети получают знания о жизни предков, об их быте, традициях, об истории своего края и событиях, происходивших в течение многих веков.

Конечно, с течением времени сначала устный в последствие письменный фольклор значительно менялся, как и традиции. Что-то совсем затерялось со временем. Но именно в детских играх сохраняется фольклорная нить, которую мы уже не встретим во взрослом быту.

На протяжении тысячелетий игры были незаменимым и почти единственным средством физической, военной и умственной подготовки детей, средством нравственного и эстетического воспитания. Народ понимал педагогическую ценность детских игр и всячески заботился об их сохранности.

© Орлова К.А., 2018.

Научный руководитель: Болодурина Элина Анатольевна - кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, Россия.

Вестник магистратуры. 2018. № 4-1(79)

ISSN 2223-4047

Детский фольклор замечательно тренирует память, развивает мышление, воображение, расширяет кругозор и отлично активизирует речь ребенка. В этом состоит воспитательная ценность и глубокая эмоциональная составляющая детского фольклора.

Одним из первых стал собирать и записывать детский фольклор И.П. Сахаров, который он изложил в своей книге «Сказания русского народа» (1837 год). В этой книге Сахаров описал множество детских игр, колыбельных песен и потешки. В своей последующей книге, которой он дал название «Песни русского народа» (1839 год) из детского фольклора вошли только четыре колыбельные песни.

Впоследствии собиранием детского фольклора начал заниматься В.И. Даль, который в своем сборнике «Пословицы русского народа» (1861 год) добавил помимо колыбельных и потешек еще и скороговорки, загадки, считалочки и приговорочки. Этот сборник носил огромную воспитательную ценность, так как фольклорные произведения уже стали иметь развивающий характер. Детям нужно уже думать, как разгадать загадку, какие движения использовать при считалочке. И как же здорово скороговорки развивают речевой аппарат и помогают устранить небольшие дефекты речи.

Во второй половине XIX века начинают выходить детские журналы («Подснежник», «Звездочка», «Лучи», «Маяк»), на страницах которых печатаются народные сказки, былины, песни, игры, загадки и пословицы.

В 1867 году появилась книга К.Д. Ушинского «Родное слово», составленная для чтения детям, в которую вошли самые разнообразные жанры детского фольклора. В 1868 году был опубликован сборник П.А. Бессонова «Детские песни», в котором автор систематизировал детский фольклор отдельно по направлениям и жанрам. П.В.Шейн стал первым этнографом-собирателем, который также занимался систематизацией и классификацией детского фольклора.

Первым ученым, посвятившим свою жизнь исследованию различных жанров детского фольклора, стал профессор Иркутского университета Г. С. Виноградов. О.И. Капица добился принятия решения о создании первой специальной детской библиотеки, основой которой стала библиотека Учительского общества, в которой было более 2000 томов детских книг.

Многолетние наблюдения О.И. Капицы стали основой книги «Детский фольклор» (1928), которая более пятидесяти лет являлась единственной в русской фольклористике обобщающей работой по детскому фольклору.

Итак, рассмотрим подробнее несколько жанров детского фольклора.

Что же такое колыбельная песенка? Это своего рода заговор мамы на сон для своего ребенка, чтобы он поскорее заснул и видел только хорошие, добрые, сказочные сны. Любая мама, даже не зная какой-то определенной песни, всегда напевает какие-нибудь ласковые слова, например, связанные со своей семейной жизнью, придуманные на ходу. Так, с древних времен самые напевные и интересно сложенные колыбельные песни дожили до настоящего времени и отражены в литературных сборниках и нотных книгах.

Подрастая, ребенок начинает двигать ручками и ножками, появляются первые слоги в речи. И здесь на помощь мамам приходят потешки и пестушки. Таким образом активизируется речь, улучшается физическая двигательная активность (Ладушки, Сорока-Белобока).

На ночь уже можно не только петь колыбельные песенки, но и рассказывать прибаутки, небольшие сказочные истории, изложенные в стихотворной форме.

Чуть постарше дети начинают играть в подвижные игры. И тут не обойтись без считалочки, чтобы выбрать ведущего или выбывающего. Самим, конечно, детям сложно придумать свои считалочки, тогда знающие взрослые помогают и рассказывают. Или же в помощь приходят уже изданные книги для детского чтения - собрания детского фольклора.

Самым забавным жанром детского фольклора неизменно являются небылицы, в которых все привычное для детей переворачивается вверх дном.

Для развития речевого аппарата используются скороговорки. Детям нравится соревноваться, кто быстрее произнесет скороговорку и ни разу не ошибется.

А самым любимым жанром детского фольклора у детей являются дразнилки. В них подмечается что-нибудь несправедливое, неправильное, нехорошее.

И, конечно же, игры, которые сами по себе и есть отдельный жанр детского фольклора. В играх дети используют и считалочки, и приговоры, и дразнилки, и поют, и танцуют. Например, всем известная игра «Каравай», в которой используется вся многожанровость детского фольклора.

Уральский фольклор представляет собой часть духовной культуры Урала, которая выступает результатом взаимодействия ряда культур: особой «горнозаводской культуры», являющейся наиболее характерной и самобытной для данного региона, культур русских крестьян-старожилов, укоренившихся на Урале с ХУП-ХУШ вв., казаков, уральских и оренбургских, а также местных этнических общностей, заселивших Урал раньше русских.

Уральский фольклорный материал дает основание судить о наличии трех локальных традиций, соответствующих выделению трех социокультурных зон: 1) горнозаводского Урала, 2) зоны казачьих поселений и 3) переходной зоны, представленной по преимуществу крестьянским населением, в том числе смешанным по этническому составу, испытавшим влияние городской культуры и образа жизни.

Детский фольклор Урала многонационален по характеру, что обусловлено пестротой национального состава населения региона. Ареалы расселения народов на территории Урала переплетены между собой, это способствует возникновению различных этнических контактов, проявляющихся и в музыкальном фольклоре. Наиболее изучены башкирские, коми, удмуртские, русские музыкально -фольклорные традиции [5].

Русский музыкальный фольклор сформировался в конце ХУГХУШ в. Местная народно- музыкальная система включает в себя жанры песенного и инструментального фольклора. Ранний пласт образуют приуроченные жанры - обрядовые (календарные, семейно-бытовые) и необрядовые (хороводные, колыбельные, игровые). Во время игр детьми исполняются детские игровые песни, небылицы, потешки.

Своеобразием отличаются народные игры Урала. Жизненные условия Урала, промысловая деятельность требовали уже с 4-7-летнего возраста активного развития важнейших художественных качеств и воспитания специфических двигательных навыков. С этого возраста дети всецело привлекались к помощи родителям по хозяйству, их готовили к промысловой деятельности (охоте, рыболовству). Естественно, что основы промысловой деятельности закладывались в разнообразных народных подвижных играх.

В народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность, и составляет ценный, неповторимый игровой фольклор. В игре «Уголки» каждая перебежка сопровождается попевкой. При последнем слове играющие меняются местами, а покупающий - водящий стремится занять освободившийся во время перебежки уголок. Привлекают детей и игры-забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом» фантов. Например, «Ехал Грека через реку...» и др. [2]

Народные игры Урала представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Фольклор играет огромную роль в духовном и эмоциональном развитии детей. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры - это то неоценимое богатство, которое помогло нам преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

Детский фольклор учит нас с рождения добру, любви, заботе, при этом имеет воспитательную ценность и развивающую составляющую. Педагогам в детских дошкольных и школьных учреждениях необходимо как можно чаще включать в свои рабочие программы детский фольклор, а также использовать его постоянно во время подвижных игр на переменах в школе и на прогулках в детском саду.

В Домах культуры организовывать кружковую деятельность фольклорной направленности для детей разного возраста, а также устраивать массовые мероприятия, ярмарки и увеселительные игры и не только для детей, но и для всей семьи.

Библиографический список

1. Виноградов Г.С. Детский фольклор // Из истории русской фольклористики. Л., 1978 . С. 169 .

2. Детский фольклор как народная педагогика. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.faireducation.ru/stri1oms-321-1.htm1, свободный - (15.03.2018). 12

3.Жанры детского фольклора. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://koshki-mishki.ru, свободный -(3.03.2018).

4.Изучение детского фольклора О.И. Капицей // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. М., 1968 . Вып. 4 . С. 149-164

5.Кулешов, Е. В. XIII Виноградовские чтения / Е. В. Кулешов, М. Л. Лурье // Живая старина .— 2003 .— N 4 .— С. 59-61 . — Тринадцатые Виноградовские чтения.

6.Лойтер, С. М. Изучение детского фольклора. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р://сЫМси11геикги/агйс1е.Мт^=59510, свободный - (15.03.2018).

7.Научное наследие Г.С. Виноградова // Из истории русской фольклористики. Спб., 1998 . С. 224—240

8.Уральская историческая энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ura1.academic.ru/, -свободный - (5.03.2018).

ОРЛОВА КСЕНИЯ АНАТОЛЬЕВНА - магистрант, направления подготовки «Народная художественная культура», Челябинский государственный институт культуры, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.