Научная статья на тему 'О детском музыкальном фольклоре в России'

О детском музыкальном фольклоре в России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
514
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О детском музыкальном фольклоре в России»

году в книге "Записки актера" он впервые употребил термин "эстрадный оркестр", а в 1948 году такое название стало спасительным. Однако в каждом коллективе, если там появлялись талантливые аранжировщики и исполнители, можно отыскать некий «джазовый след» [3, С. 35].

Во второй половине тридцатых годов джазовая музыка стала оказывать определенное влияние и на стилистику духового оркестра, о чем свидетельствуют фонограммы оркестра Высшей школы НКВД, которым дирижировали Федор Николаевский (на записях 1930 и 1938 годов) и Василий Агапкин (на пластинках 1939 - 1940 годов). Проблема преодоления жанрового консерватизма здесь поначалу решалась так же, как и в джазе В.Кнушевицкого — путем привлечения в репертуар обработок мелодий народов СССР и произведений академической классики.

Такимобразом, проследив на примере России период с 1929 по 1940 год роль традиции оркестра духовых инструментов в эволюции джаз-бэнда, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, духовой оркестр, как старейший из жанров музицирования в иерархии европейской массовой музыки, в первые годы ХХ столетия стал осваивать репертуар такого же рода американских коллективов. В свою очередь, «бэнды» Нового Света к тому времени в достаточной мере актуализовали свой репертуар новейшими жанрами — кэйкуоком, регтаймом, имея непосредственную связь с традицией архаических марчинг-бэндов.

Во-вторых, именно танцевальная музыка (фокстрот, шимми, танго), наследующая регтайм, воспринималась, по большей части, в Европе 1920-х годов в качестве джаза. Она постепенно сместила большие духовые оркестры с их занимаемого более полувека места в общеевропейской социокультурной иерархии. Их позицию заняли коллективы иного рода. Стремление духового оркестра вернуть утраченное положение, актуализировав свой репертуар за счет нового тематического фонда и применения приемов, разработанных джазом за 1915-35 годы (подобно тому, как это произошло в начале века), натолкнулось на неблагоприятную политическую ситуацию, не позволившую сделать это в полной мере (для Европы - период с 1938 год по 1945 гг., для СССР - с 1947 по 1955 год).

Примечания

1.О музыке и музыкантах. O Tempora, mores // Jazz - квадрат. 1998. №4 (6). С.12-16.

2. Прокофьев С. Статьи, интервью/ Прокофьев С. М., 1991. 148 с.

3. Фейертаг В. Джаз от Ленинграда до Петербурга / Фейертаг В. СПб., 1999. С.35

4. Шостакович Д. О времени и о себе / Шостакович Д. М.: Советский композитор, 1980. С.42-43.

А.Н. Ларин

О ДЕТСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ФОЛЬКЛОРЕ В РОССИИ

Термин «детский фольклор» вошел в научный обиход в 20-е годы XX века. Исследователи детского фольклора прошлых лет много спорили по вопросу, что же включает в себя эта область народной культуры. Г.С. Виноградов считал, что это понятие подразумевает как творчество взрослых для детей (колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки и т.д.), так и традиционное детское творчество (песенки, дразнилки, считалки и т.д.). В настоящее время принято считать, что детский фольклор включает в себя все жанры и виды народного творчества, которые так или иначе бытуют среди детей и соответствуют их возрастным особенностям.

Собирание детского музыкального фольклора в России началось позднее, чем собирание произведений взрослых исполнителей народного творчества. Сначала в печати появились тексты детских песен. Несколько текстов колыбельных и игр со словесными приговорами мы находим в книге И.П. Сахарова «Песни русского народа», вышедшей в Санкт-Петербурге в 1839 году. (Тексты колыбельных, потешек и игр помещены А.Терещенко в книге «Быт русского народа»).

Музыкальное образование

50-60 годы XIX века в России были отмечены общим подъемом интереса к педагогическим вопросам и народной школе. Под влиянием общественности широко обсуждался вопрос о проблеме воспитания крестьянских детей. Обращение к народному детскому творчеству было вызвано также развитием сети детских садов.

Особое влияние на собирателей детских песен и составителей первых музыкальных сборников оказали идеи И.Г. Песталоцци (1746-1827), который сформулировал новые принципы нравственного и духовного воспитания, приспособленного к индивидуальным особенностям ребенка, а также учение и идеи его ученика - немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852). Он доказал, как важно при воспитании детей брать фольклорный материал из народного источника, и первым стал собирать народные песни и игры в целях музыкального, художественного и эстетического воспитания и развития детей.

Под влиянием этих учений, а также рекомендаций, пожеланий и высказываний передовых русских музыкантов и педагогов появились первые музыкальные сборники народных детских песен. Значительным событием в культурной жизни Москвы стало издание в 1868 году сборника П.А. Бессонова «Детские песни», в котором был представлен подлинный, разнообразный, прекрасно подобранный фольклорный материал (всего 150 песен), а записи текстов песен и игр - сопровождены комментариями. В приложении также были помещены музыкальные записи нескольких колыбельных, потешек и прибауток, которые с голоса П.А. Бессонова записал В.Н. Каптерев. В целом сборник был отредактирован и подготовлен к печати В.Ф. Одоевским.

Бессонов первый опубликовал подлинные мелодии народных детских песен. В следующем, 1869, году вышла книга без указания автора и места издания под названием «Песни колыбельные и детские прибаутки». В эти годы большое влияние на составителей музыкальных сборников для детей оказали следующие издания: сборник В.Ф. Кудрявцева «Детские игры и песенки Нижегородской губернии» и публикации произведений детского фольклора П.В. Шейна (1826-1900).

Издания П.В. явили собой первый свод текстов детского фольклора. Они оказали значительное влияние на фольклористов, этнографов, музыкантов, педагогов, так как показали художественные достоинства этих песен как великолепных образцов народной устной детской поэзии, а также разнообразие жанров и сюжетов, которые давали большую возможность творческой обработки для детского исполнения.

В 60 - 70 годах XIX века регулярно печатаются небольшие музыкальные сборники с детскими песнями, играми, сказками, предназначенные для детских садов и школ, например, такие, как: Народные песни. Книжка для школ (М., 1871); Школьные напевы / Сост. А. Васс (СПб., 1871); Баян: Сб. песен для школ (Рига, 1873); Учебно-методическая хрестоматия А.И. Богородницкого /Сост. Н.Малинин (М., 1875).

В 1872 году в Москве под редакцией П.И. Чайковского увидело свет издание М.А. Мамонтовой «24 Детские песни на русские малороссийские напевы с аккомпанементом фортепиано».

Значительным событием стал выход из печати сборника «Гусельки» в Санкт-Петербурге в 1875 году. Составили его Н.Х. Вессель и Е.К. Альбрехт. Сборник был одобрен советом профессоров Санкт-Петербургской консерватории и имел большой успех. Он стал одним из самых популярных изданий для детей того времени.

В последней четверти XIX века можно отметить еще несколько музыкальных изданий детских песен: «Русский песенный сборник», составленный А.С. Фамициным (18411896); «Детские песни», опубликованный Н.Я. Афанасьевым; сборник В. Полякова «На память детям»; «Сборник одноголосных и двухголосных песен» А. Рубца.

В первой четверти XX века, по мере накопления опыта в издании детских музыкальных сборников, развития фольклорной, этнографической науки и возникновения новых требований времени к художественному и эстетическому воспитанию детей, стали появляться публикации детских народных песен, составленные более профессионально, с подлинными фольклорными материалами, с большим разнообразием жанров (например, тогда впервые были напечатаны дразнилки, приговорки, детские календарные песни). В 1903 году вышла в свет «Святочная хрестоматия» Е. Швидченко, а в 1905 году Н.А. Колесников напечатал «Собрание 150 детских песен и прибауток, колыбельных песен, песен с подвижными играми».

Наиболее важным для детской фольклористики изданием явился выпуск в 1916 году «Школьного сборника русских народных песен», составленного и подготовленного к печати членами Комиссии музыкально-этнографического общества, группой замечательных

музыкантов и знатоков фольклора - А. Гречаниновым, В. Калинниковым, Ю. Энгелем,

A. Масловым и Н. Янчуком. Наконец, последним изданием, которое увидело свет в первой четверти XX века, стал новый сборник «Новый сборник детских игр с песнями», вышедший в Москве в издательстве «Музыкальный сектор» в 1924 году.

Публикации детского музыкального фольклора в сборниках XIX и первой четверти XX веков, несомненно, имеют музыкальную, художественную, историческую и этнографическую ценность. По этим изданиям мы получаем представления о детских песнях, играх и обрядах, бытовавших в то время; узнаем об изменениях, которые произошли в детском репертуаре за прошедший период. Многие произведения из вышедших в то время сборников могут и сейчас войти в репертуар детских фольклорных коллективов, использоваться на уроках музыки в детском саду и школе.

С 1924 года издание музыкальных сборников для детей прекратилось практически на пятьдесят лет. В 20-30-е годы XX века углубленную разработку вопросов традиционного детского творчества, быта и языка детей на этнографической основе предпринимал крупный советский теоретик, профессор Иркутского университета В.С. Виноградов. В течение 20 лет, с помощью многочисленных корреспондентов на местах, он собрал большое количество текстов детского фольклора. Ученому удалось опубликовать многие из них с научными комментариями в ряде статей и сборников. Последняя из его книг, «Русский детский фольклор», вышла в Иркутске в 1930 году.

В те же годы много сил и внимания делу организации собирания и популяризации произведений детского фольклора уделяла О.И. Капица. По ее инициативе в 1927 году при русском географическом обществе (РГО) была организована комиссия по детскому фольклору, быту, языку. О.И. Капица опубликовала по этим темам ряд статей и две книги «Детский фольклор» и «Детский быт и фольклор».

Фундаментальных теоретических научных исследований по изучению детской фольклористики не появлялось долго. Только в 1957 году в Москве была издана книга В.П. Аникина «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор». Затем в 1970 году в Новосибирске, продолжая исследовательские традиции, заложенные

B.С. Виноградовым, М.Н. Мельников опубликовал большую теоретическую работу «Русский детский фольклор Сибири». Впоследствии им были выпущены прекрасные книги о важной роли детского фольклора в воспитании детей (см.: Поиски сокровищ. Новосибирск, 1989; Васюганье: путь в никуда? Новосибирск, 1989).

Но в целом начиная со второй четверти XX века и вплоть до середины 70-х годов детский музыкальный фольклор оставался вне зоны интересов музыковедов-фольклористов. Поэтому накопление фактического материала по детскому музыкальному фольклору в этот период было минимальным. Попыток же его теоретического осмысления музыковедами не происходило вообще. Только со второй половины 70-х годов появились издания, посвященные детскому музыкальному фольклору, подготовленные в издательстве «Советский композитор». В 1977 году был напечатан сборник Б. Ефименковой «Северные байки», отличавшийся высокой степенью этнографической достоверности. Вышел также целый ряд сборников Г.М. Науменко: в 1977 году - «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами»; в период с 1977 по 1987 годы - пять выпусков «Жаворонуш-ки», основу которых составили записи от самих детей и в который вошли все известные жанры детского музыкального фольклора (в них опубликовано более тысячи образцов детских песен). В 1988 году появился сборник «Дождик, дождик перестань! Русское народное детское музыкальное творчество», наконец в 1996 году вышла «Фольклорная азбука» и в 1999 году - «Этнография детства» (в издательстве Беловодье).

Полноценное музыкальное воспитание детей на основе фольклора не может осуществляться без их знакомства с образцами народной музыки, благодаря которой у детей расширяются представления о народной жизни, народных традициях, причинах их возникновения и бытования.

Более того, проверенные многовековой практикой этнопедагогики народные традиции являются прекрасной научной основой для общего воспитания и обучения подрастающего поколения. Обилие и разнообразие образцов народного искусства позволяют в каждом конкретном случае выбрать наиболее оптимальный вариант для обучения и воспитания. Созданные самим народом и для народа образцы народного творчества являются доступной основой для всестороннего развития детей. Привлечение детей в качестве участников народных праздников и обрядов, создание творческой атмосферы стимулирует интерес детей к учебной деятельности, делает ее более плодотворной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.