Научная статья на тему 'Творчество Рената Хакимова в контексте музыкальной жизни провинциального города'

Творчество Рената Хакимова в контексте музыкальной жизни провинциального города Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
664
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ТАТАРСТАНА / ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ ПРОВИНЦИИ / МАССОВАЯ СЛУШАТЕЛЬСКАЯ АУДИТОРИЯ / ИМПРОВИЗАЦИОННЫЙ СКЛАД / РИТМОФОРМУЛЫ ДЖАЗА / ТАТАРСКИЕ НАРОДНО-ПЕСЕННЫЕ ИНТОНАЦИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИКИ ПИСЬМА / ПУАНТИЛИЗМ / НЕРЕГУЛЯРНАЯ АКЦЕНТНОСТЬ / ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / PROVINCE COMPOSERS' CREATIVE WORK / MUSICAL CULTURE OF TATARSTAN / MASS OF AUDIENCE / IMPROVISATIONAL QUALITY / RHYTHMS-FORMULAS OF JAZZ / TATAR FOLK-SONG INTONATIONS / MODERN MUSIC TECHNIQUES / POINTILLISM / IRREGULAR ACCENTUALITY / TRADITIONS OF RUSSIAN SACRED MUSIC / REGIONAL COMPONENT OF CURRICULAR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сафиуллина Лилия Гарифулловна, Волокитина Кристина Валерьевна

Статья посвящена творчеству современного татарского композитора Рената Хакимова. Основные вехи его биографии и музыкально-просветительская деятельность, стилистика и содержание, жанры и формы произведений рассматриваются с позиций функционирования академической музыкальной традиции в провинции. Выявляется особое значение личности профессионального композитора в художественном пространстве города, удаленного от культурных центров. Освещается опыт изучения творчества Хакимова в ДМШ №3 г.Альметьевска в рамках регионального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RENAT KHAKIMOV’S CREATIVE WORK IN THE CONTEXT OF MUSICAL LIFE IN A PROVINCIAL CITY

The article is devoted to the creative work of the modern Tatarstan composer Renat Khakimov. The authors consider major biographical milestones of the composer, his musical-educational activities as well as the style and content, the genres and forms of his works in terms of academic musical traditions in the province. The authors also reveal the important role professional composer’s personality plays in the artistic space of the city remote from the cultural centers. The experience of studying R. Khakimov’s creative work in Music School No 3 in Almetyevsk is highlighted through a regional approach.

Текст научной работы на тему «Творчество Рената Хакимова в контексте музыкальной жизни провинциального города»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №4(34)

УДК 78.071.1

ТВОРЧЕСТВО РЕНАТА ХАКИМОВА В КОНТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА

© Л.Г.Сафиуллина, К.В.Волокитина

Статья посвящена творчеству современного татарского композитора Рената Хакимова. Основные вехи его биографии и музыкально-просветительская деятельность, стилистика и содержание, жанры и формы произведений рассматриваются с позиций функционирования академической музыкальной традиции в провинции. Выявляется особое значение личности профессионального композитора в художественном пространстве города, удаленного от культурных центров. Освещается опыт изучения творчества Хакимова в ДМШ №3 г.Альметьевска в рамках регионального подхода.

Ключевые слова: музыкальная культура Татарстана, творчество композиторов провинции, массовая слушательская аудитория, импровизационный склад, ритмоформулы джаза, татарские народно-песенные интонации, современные техники письма, пуантилизм, нерегулярная акцентность, традиции русской духовной музыки, региональный компонент образовательных программ.

Музыкальная культура Татарстана представлена именами как композиторов, чьи произведения уже стали классикой, так и современных авторов, творчество которых еще не получило окончательной оценки. В отношении к явлениям «новой музыки» внимание критики распределяется неравномерно. Если сочинения казанских композиторов освещаются в прессе, становятся предметом обсуждения, то большой пласт профессиональной музыкальной культуры, развивающейся за пределами столицы республики, выпадает из общего музыкально-культурного контекста. Творчество композиторов из провинции малоизвестно музыковедам и слушателям, не отражено в региональном компоненте образовательных программ, хотя именно их деятельность нередко становится тем стержнем, вокруг которого организуется музыкальная жизнь малых и средних городов республики.

Несмотря на «выключенность» из профессиональной среды, эти композиторы весьма востребованы и ценимы в своем окружении. Они охотно откликаются на так называемые социальные заказы, обеспечивают достойное музыкальное сопровождение городских праздников и торжественных мероприятий, проявляют себя в педагогической деятельности. Вынужденные чутко реагировать на запросы времени, они тем не менее остаются эталоном и порой единственными носителями академической традиции в регионе. Но их популярность часто ограничивается узкими географическими рамками места проживания, перешагнуть которые удается крайне редко. Музыка композиторов провинции представляет собой интереснейший социально-культурный феномен, в котором отражены духовно-эстетические и идейно-стилистические искания рубежа веков.

Почти все профессиональные композиторы, живущие в разных городах Татарстана, получили образование в Казанской консерватории. В Нижнекамске успешно работает Лариса Мавлиева (р. 1950) - выпускница КГК по классу композиции, ученица А.С.Лемана, А.З.Монасыпова, Б.Н.Тру-бина. Она является автором камерно-инструментальных, хоровых произведений, сочинений для оркестра народных инструментов. Более 30 лет Мавлиева ведет композицию и музыкально-теоретические дисциплины в Нижнекамском музыкальном колледже.

В Елабуге творческий процесс во многом определяет композитор Зубаржат Садыкова (р. 1964). Воспитанница А.Б.Луппова, она пишет симфоническую, камерно-инструментальную и вокальную музыку, является автором гимна Ела-буги. Садыкова возглавляет жюри многих творческих конкурсов и фестивалей, проходящих в городе, преподает в Елабужском училище искусств.

Жизнь и творчество члена Союза композиторов России и Татарстана Рената Хакимова связаны с Альметьевском. Он является единственным профессиональным композитором в этом молодом промышленном городе. Произведения Ха-кимова звучат на фестивалях современной музыки, он участвует и побеждает в представительных композиторских конкурсах. Владеющий всем арсеналом технологических средств современной музыки, Хакимов добивается органичного синтеза завоеваний ХХ века с традициями татарской музыки. В его творчестве разворачивается продуктивный диалог между музыкой элитарной и массовой, национальной и эстрадно-джазовой, светской и духовной.

До настоящего времени творчеству Хакимова не было уделено должного внимания в специ-

альной литературе. О нем не написано серьезных музыковедческих трудов. Единственными источниками информации о композиторе являются публицистические статьи Т.Сахибуллиной, И.Се-дельниковой, А.Мустаевой [1] в альметьевских периодических изданиях и библиографический очерк Г.Зариповой [2]. Но в этих работах не приводятся подробные сведения о Р.Ф.Хакимове, отсутствует анализ его сочинений и характеристика особенностей творческой личности. Объектом научного исследования творчество композитора впервые стало в курсовых и дипломных работах его дочери, Р.Р.Хакимовой, в период ее обучения в Альметьевском музыкальном училище и Казанской консерватории. Автором были проанализированы некоторые произведения композитора, однако результаты исследования не были опубликованы в печати. Этим и обусловлена новизна нашего исследования.

Ренат Фаильевич Хакимов родился в 1961 г. в поселке Азнакаево в семье с творческими корнями1. Музыкальное образование он получил в Альметьевском музыкальном училище (19791983) и Казанской государственной консерватории (1984-1989) по классу фортепиано. Первые его сочинения относятся к периоду ученичества. Это были песни, фортепианные и гитарные пьесы импровизационного склада, многие из которых несли на себе отпечаток стилистики джаз-рока.

В годы учебы в консерватории Р.Ф.Хакимов начал преподавать в музыкальной школе (г.Набережные Челны), играл на гитаре в джаз-бэнде под управлением В.Завьялова. Вскоре молодого композитора пригласили на работу в Альметьев-ское музыкальное училище в качестве преподавателя фортепиано, концертмейстера и аранжировщика. Здесь Р.Ф.Хакимов делает эстрадно-джазовые обработки песен татарских композиторов для разных инструментальных составов (ансамбля духовых инструментов, биг-бэнда), пишет романсы, «Концертино для фортепиано и оркестра народных инструментов», фортепианную сюиту.

1 Среди его родственников были самодеятельные и профессиональные музыканты. Отец композитора, Фаиль Хакимов, самоучкой играл на баяне; бабушка, Гайша Харисова (в девичестве Бикинеева), пела татарские народные песни. Музыкантами были двоюродные братья бабушки: Хабибрахман Бикинин -скрипач, Габдрахман Бикинин - баянист, Файзи Бик-кенин - легендарный исполнитель на концертных гармониках. Прадедушку композитора, поэта Габдул-лу Хариса, связывали творческие и дружеские контакты с классиком татарской поэзии Габдуллой Тукаем.

В 1992 году Р.Ф.Хакимов вновь поступает в Казанскую консерваторию, уже на теоретико-композиторский факультет. К этому решению он приходит осознанно, будучи зрелым человеком, в возрасте 31 года. Композиция становится его духовной потребностью, способом осмыслить философские проблемы бытия. Р.Ф.Хакимов обучается в классе композиции Рашида Кали-муллина, от которого он многое воспринял и в плане освоения современных техник письма, и в плане претворения национальных традиций. Наставником и другом в эти годы стал для него и композитор Александр Миргородский: «Я не был его прямым учеником, но его мнение было для меня важно, и при возможности я стремился к общению с ним... оно укрепляло, направляло, давало уверенность» [3]. Этот человек был близок Р.Ф.Хакимову по духу, он увлекал его своим неординарным видением мира, поддерживал в периоды сомнений. «Музыка - это жизнь, композиция - это жизнь», - внушал своему ученику наставник [3].

Из сочинений, созданных в период обучения в консерватории, выделяется «Музыка для фортепиано и камерного оркестра» (1993)2, отражающая его духовные поиски. Это произведение пронизано верой в закон и свет, в справедливость и целесообразность мироздания. В калейдоскопе музыкальных событий угадываются контуры скрытого сюжета, основанного на противопоставлении вечного, гармоничного («нечто неизменное в человеческом мире, откуда началась жизнь и куда все вернется») и преходящего, пустого («бесконечной суеты жизни») [3]. В студенческие годы также были написаны «Симфоническая поэма» и «Вокальный цикл на стихи М.Цветаевой для сопрано, двух скрипок и фортепиано».

После окончания консерватории, освободившись от рамок учебного курса композиции, Ха-кимов берется за новые работы. У него меняются взгляды на природу, выразительные возможности музыкальных инструментов. Если раньше он не рассматривал фортепиано как инструмент, способный передать комплекс современных идей и чувствований, то сейчас убеждается в обратном. В «Причудах» [4] - фортепианном цикле из пяти афористичных пьес - Хакимов ищет новые фактурные решения, творчески перерабатывая опыт А.Веберна. Композитор апробирует пуан-

2 Музыка для фортепиано и камерного оркестра впервые была исполнена Казанским камерным оркестром «La Primavera» под управлением Р.Абязова, а потом прочно вошла в репертуар камерного оркестра г.Альметьевска под управлением Ф.Хуснутдиновой.

тилистическую технику, использует пространственные эффекты в сопоставлении крайних регистров фортепиано, применяет сонорные комплексы, вплоть до 12-звучных кластеров. Важную роль в создании неповторимого звукового образа каждой пьесы играет педаль, определяющая плотность музыкальной ткани. Применяется и фоновая «гудящая», и сухая «точечная» педаль. С этим произведением Р.Ф.Хакимов выступает на концерте молодых композиторов на фестивале современной музыки «Европа-Азия» (1998), причем сразу в двух амплуа - композитора и исполнителя. После фестиваля ему было предложено поучаствовать в концерте «Новая музыка Казани» в московском клубе Сергея Беринского в феврале 1999 года. Здесь «Причуды» Р.Хакимова, наряду с сочинениями Л.Любовского, Л.Блинова и С.Беликова, прозвучали в исполнении известного столичного пианиста Вячеслава Попругина, специализирующегося на исполнении современной музыки.

Проживание в Альметьевске с его провинциальной атмосферой, отсутствие в городе крупных музыкальных центров поначалу тяготило композитора. Ему не хватало серьезного творческого общения, в своем окружении он не видел настоящих ценителей его музыки. С другой стороны, в «нефтяной столице» Татарстана он сразу приобрел статус первого и единственного профессионального композитора, к которому стало поступать немало заказов на сочинение музыки. По признанию самого Хакимова, это благотворно повлияло на дальнейшее развитие его музыкального стиля, в котором постепенно обнаруживаются преемственные связи с татарским национальным искусством.

Сотрудничество с творческими коллективами и солистами Альметьевского музыкального училища стимулировало к созданию новых произведений: «Гимна хоккеистов» («Вперед, альметьев-ские парни!») на стихи И.Гиматова для баса и духового оркестра, песни «Алнас» на стихи И.Ихсанова для женского хора и духового оркестра. Важное место в этом ряду занимает праздничная по настроению пьеса «Кичке Альмет» («Вечерний Альметьевск», 1998) для саксофона-альта, фортепиано и духового оркестра, в которой осуществлен органичный сплав татарских народно-песенных интонаций с джазовыми элементами. Надо отметить, что это не дань конъюнктуре, а проявление нового вектора творчества, к чему композитор относился очень ответственно: «Если это не от чистого сердца исходит, то я запрещаю себе такое писать» [3]. Произведение исполнялось во многих городах Татарстана, в том числе в Чистополе, Азнакаево, Тольятти.

Для камерного оркестра училища предназначалась пьеса «В народном духе», воссоздающая повествовательный склад баита. Ритмическая свобода, присущая этому жанру татарского народного-поэтического творчества, сближается здесь с ритмоформулами джазовой музыки.

В 2002 году по просьбе дирижера Ф.Хуснут-диновой композитор сочиняет пьесу «Ностальгия» для фортепиано и струнного оркестра [5], в которой еще дальше продвигается по пути установления взаимоотношений с массовой слушательской аудиторией. По словам Хакимова, сложная музыка в Альметьевске тяжело воспринимается публикой и он вынужден писать более понятным, национально окрашенным языком. В «Ностальгии» с ее светлой печалью воспоминаний и неудержимым всплеском эмоций ярко раскрывается лирическое дарование композитора. Произведение представляет собой композицию рапсодийного плана, построенную на диалоге между солистом, в партии которого слышатся интонации древних эпических напевов, и оркестром, ведущим основную тему - мечтательную, страстную, романтически восторженную. В «Ностальгии» использована алеаторика, предусматривающая развернутую сольную каденцию пианиста в джазовом стиле. Хакимов предоставляет исполнителю полную свободу самовыражения, но для пианистов, не владеющих искусством импровизации, схематически выписывает «заготовку». Это произведение звучало не только в Альметьевске, но и в Казани: в 2004 г. на IX Съезде Союза композиторов Республики Татарстан в исполнении Ансамбля новой музыки и пианиста А.Семикина, в 2009 г. - на XI Съезде композиторов РТ, где партию фортепиано исполнил автор.

Необходимо выделить в качестве сквозной для Хакимова тему малой родины. Она появляется в его творчестве в разные годы, отражая меняющееся отношение композитора к родному городу. Спустя годы сглаживается острота оппозиций в восприятии Хакимовым общественных и музыкальных явлений, а сам композитор осознает себя частью социума. Показательным в этом отношении является гимн «Мой Альметьевск» для женского хора и симфонического оркестра (2003), воспевающий молодой город.

Вклад Р.Хакимова в творческую жизнь Альметьевска, продвижение бренда города нефтяников средствами музыкального искусства не остались незамеченными. В 1999 году композитор награждается премией им.Р.Тухватуллина. На конкурсе композиторов «Альмет моннары -2000» за произведения для духового оркестра он получает первую премию в номинации «Инструментальные сочинения».

С 2001 по 2004 гг. в жизни композитора наступает переломный период. Он тяжело заболевает, и его отстраняют от преподавательской работы в училище. В эти годы он мало пишет, но напряженно размышляет о жизни, искусстве, своем предназначении. Композитор обращается к вере, ищет в ней ответы на волнующие его вопросы. Будучи человеком религиозным, Хакимов не относит себя к какой-либо одной конфессии, ощущая сопричастность разным духовным практикам. Духовность он понимает как процесс нравственного совершенствования, как бесконечный путь возвышения человека над самим собой.

В творчестве на первый план выходят вокально-хоровые сочинения: песни на собственные стихи и на стихи М.Гордеевой (2002-2004), Четыре хора на тексты молитв «Благодарение», вокально-симфоническая поэма «Душа грустит о небесах» на стихи М.Цветаевой, Б.Пастернака, С.Есенина (2007). В них воплощается чистота помыслов, стремление к достижению светлого идеала. Сочинение этих произведений происходило легко и вдохновенно. Музыкальный язык отличается естественностью, безыскусностью, что стало следствием глубинных изменений в творческом сознании композитора. Вскоре Р.Хакимов совместно с певцом и бардом В.Яблонским организует ряд концертов «Любовь и Свет» в камерных залах Казани и Черемшана, где прозвучали его духовные произведения.

В 2010 году Хакимов стал лауреатом Открытого Всероссийского конкурса композиторов «Хоровая лаборатория» в Санкт-Петербурге в номинации «Духовная музыка» за хор «Благодарю тебя» [6], в котором явственно обнаруживаются связи с традициями русской духовной музыки. На смену атональности и пентатонике приходит ясная диатоника. Сдержанная псалмодия сочетается с красочными гармониями, имеющими модальный колорит. Неожиданные тональные сдвиги создают эффект просветления. Проникновенность звучанию придают последовательно выдерживаемые на протяжении всего произведения задержания. В 2011 году хор «Зимняя ночь» на стихи Б.Пастернака приносит ему звание дипломанта в номинации «Произведения на стихи отечественных классических и современных поэтов о природе».

Весь творческий путь Хакимова - это путь напряженных духовно-нравственных и языковых поисков, в которых он обращается и к стилистике западно-европейского авангарда, и к доступной интонационной среде современного города, и к национальному мелосу (татарскому, русскому). Его эволюция, казалось бы, вынужденно

протекавшая от сложного к простому, неожиданно для самого композитора открыла новые грани ясного и понятного в искусстве, поставила перед вопросом сочетания национального и авторского.

Наиболее полно музыка Р.Хакимова была представлена на его авторских концертах, прошедших в Альметьевском музыкальном колледже, Институте искусств Тольятти, школе искусств п.Черемшан. На этих мероприятиях открывалась возможность показать разные грани его творчества, продемонстрировать многообразие жанров и стилей, в которых работает композитор.

Вклад Р.Хакимова в музыкальную жизнь Альметьевска определяется не только созданием произведений, посвященных родному городу и его жителям, но и поддержанием ценностных ориентиров академической музыкальной культуры. Представляя собой тип композитора-исполнителя, импровизатора, он ведет активную просветительскую и педагогическую деятельность. За двадцать лет его класс композиции в Альметьевском музыкальном колледже приобрел значение «творческой лаборатории», в которой происходит воспитание юных композиторов, осуществляется актуализация творческого потенциала студентов-музыкантов.

Важная часть наследия Р.Хакимова адресована детям. Это фортепианные произведения, песни на стихи Г.Тукая, Р.Миннуллина, Зульфата (Маликова), Ш.Галеева и др. Многие из них уже завоевали популярность и заняли прочное место в репертуаре солистов и хоровых коллективов музыкальных школ и школ искусств Альметьевска. Часть вошла в сборник песен для детей татарских композиторов «Без - денья балалары» («Мы - дети мира»), составителем которого является Хакимов. Тема детства была близкой композитору еще и потому, что он вместе с супругой - певицей Кларой Яфаровой - воспитал двух дочерей, которые с ранних лет проявляли музыкальные способности. Ежегодно в городе проходит праздник-фестиваль детского творчества «Страна поющего соловья», на котором исполняются вокально-хоровые сочинения Р. Хаки-мова для детей.

Композитор придает большое значение не только сочинению произведений для детей, но и личному общению с подрастающим поколением, в котором видит будущую созидательную силу общества. Несмотря на занятость, он всегда откликается на предложения выступить перед детской аудиторией. Интересно, что сам Ренат Фа-ильевич на примере своего «музыкального детства» убежден в порочности сложившейся сис-

темы обучения: «Образование вообще... абсолютно неправильное, тем более музыкальное. Оно так же, как и везде, основано на натаскивании, нет творчества, того самого главного момента,. к чему я пришел позже... Каждому надо пробудить уверенность в себе - это и есть основное предназначение в жизни, творчестве» [3]. Его встречи со школьниками - это посильный вклад в креативное развитие детей и подростков, попытка внести в академическое музыкальное образование творческие импульсы.

Тесное и плодотворное сотрудничество установилось у композитора с альметьевской ДМШ №3. Ренат Хакимов ежегодно приходит в эту школу, рассказывает о своей редкой профессии, увлекает учащихся любовью к искусству, играет собственные произведения. Неизменной популярностью у юных слушателей пользуется «Сюита на татарские народные темы», воссоздающая знакомые напевы в свежем и оригинальном звучании. «Темы уже сами по себе прекрасны, их только нужно красиво оттенить гармонией и сложить в своеобразную форму», - уверяет композитор [3]. У юных жителей индустриального города, имеющих искаженные представления о современных композиторах как исключительно авторах-песенниках, это производит культурный переворот в сознании. Сложная личность Хаки-мова - человека ищущего, склонного к душевным метаниям, пытающегося приблизиться в творчестве к тайнам мироздания, - составляет разительный контраст меркантильным интересам нынешнего общества потребления. Общение с Хакимовым служит ключом к пониманию творческой натуры композиторов прошлого.

Пристальное внимание школьников во время исполнения вызывает пьеса «Баит» [7] Хакимова, где используются специфические приемы звуко-извлечения на фортепиано. Прижатие струн имитирует игру на этнических струнно-щипковых инструментах, а непрерывный органный пункт воссоздает тембровую окраску кубыза. Главным формообразующим средством является ритм. Нерегулярная акцентность (8/8, 14/8, 12/8), перегруппировка восьмых, использование синкоп позволяют трактовать фортепиано как ударный, молоточковый инструмент, обладающий архаическим звучанием. Владение автором инструментом, умение донести до слушателей все оттенки образного содержания произведений способствуют установлению живого диалога между ним и учащимися, возникновению устойчивого интереса к явлениям современной академической музыкальной культуры. После прослушивания произведений дети охотно задают вопросы композитору, на которые он обстоятельно отвечает.

Каждый раз композитор дарит учащимся на память фотографии, афиши, ноты своих сочинений, буклеты фестивалей современной музыки. Ученики собирают видеозаписи концертов, где звучали сочинения Хакимова, бережно хранят и записи своих встреч с композитором. Ноты используются затем в образовательном процессе, иллюстративный материал применяется в оформлении кабинета, где проходят музыкально-теоретические занятия. Это создает атмосферу искусства, делая школьников сопричастными крупным музыкальным событиям, организуемым в Республике Татарстан и за ее пределами. Постепенно формируется материальная база для открытия в школе интерактивного музея современной музыки, ключевой фигурой которого является Хакимов. В школе заведена тетрадь для отзывов детей о его музыке, пожеланий композитору, а право первой записи было предоставлено самому музыканту. Встречи с композитором имеют и обратную связь: они вдохновляют его на создание музыки для детей и адаптированных переложений сложных произведений.

Знакомство с музыкой Р.Хакимова в ДМШ №3 происходит на разных уровнях, в урочной и внеклассной деятельности в рамках регионального подхода к разработке содержания музыкального образования.

Наиболее широкие возможности в этом отношении предоставляют занятия по музыкальной литературе. Содержание курса четвертого года обучения в ДМШ РТ предусматривает изучение татарской музыки, где по программе несколько часов отводится на освоение музыки современных авторов (персоналии - по усмотрению преподавателя). Для альметьевских школьников выбор в пользу своего земляка очевиден. Возможны два варианта работы над этой темой: творческая встреча с композитором (о чем говорилось выше) и традиционная лекция-беседа с презентацией. На занятиях по музыкальной литературе у учащихся формируется интерес к сочинениям Хакимова, рождается понимание современных средств композиции.

Сольфеджио на материале детской музыки Р. Хакимова развивает навыки пения по нотам, расширяет ритмо-интонационный «кругозор» слуховых представлений. Естественность мелодического движения, удобство вокального интонирования позволяют использовать его произведения для сольфеджирования в младших классах. Под фонограммы детских песен композитора целесообразно заниматься ритмической импровизацией в составе шумового оркестра. Исполнение его произведений в классах хорового и сольного пения является смысловым итогом погру-

жения в мир образов Хакимова средствами активного музицирования.

Для создания целостных представлений о творчестве альметьевского композитора проводятся музыкальные вечера с участием автора. Так, 13 декабря 2012 года в школе состоялся концерт «Ренат Хакимов и его музыкальный микрокосмос».

Введение музыки Р.Хакимова в музыкально-образовательный процесс альметьевских школ, личное общение с композитором способствуют формированию у учащихся чувства уважения к своему родному городу, гордости за его талантливых жителей, прививают вкус к татарской национальной музыке, продолжающей свое развитие в новом столетии.

Можно утверждать, что Р. Хакимов, в личности которого наглядно воплощается триада «композитор-педагог-просветитель», - центральный элемент в музыкально-образовательном пространстве города Альметьевска. Реалии жизни в провинции обусловили неоднородность стиля, источниками которого являются джаз, татарская народная песенная традиция, православная духовная музыка, языковые эксперименты авангарда, «новая простота» искусства второй половины ХХ века. Эти компоненты не уравновешиваются в рамках техники полистилистики, а существуют отъединенно друг от друга, демонстрируя разнонаправленность творческих уст-

ремлений композитора. В них отражаются, с одной стороны, запросы населения, уровень его музыкально-эстетических вкусов, с другой - имманентная потребность композитора в самовыражении. Сближение этих крайних полюсов способно вывести эволюцию композитора на качественно новый уровень, а также обеспечить в будущем индивидуализацию его творческого почерка.

1. Сахибуллина Т.А. Музыкант, философ, лирик: [Об альметьевском композиторе Р. Хакимове] // Знамя труда. - 1999. - 10 марта.

2. Зарипова Г. Ренат Хакимов // Композиторы Татарстана. - М.: Композитор, 2009. - 260 с. -С. 210 - 211.

3. Интервью с Ренатом Хакимовым от 15 ноября 2012 года // Личный архив авторов (неопубликованный источник).

4. Хакимов Р.Ф. Причуды: для фортепиано // Личный архив Р.Ф. Хакимова (неопубликованный источник).

5. Хакимов Р.Ф. Ностальгия: для фортепиано и струнного оркестра // Личный архив Р.Ф.Хаки-мова (неопубликованный источник).

6. Хакимов Р.Ф. Благодарю тебя // Хоровая лаборатория. XXI век: Музыка для детей и юношества. Вып.2. - СПб.: Композитор, 2011.

7. Хакимов Р.Ф. Баит: для фортепиано // Личный архив Р.Ф.Хакимова (неопубликованный источник).

RENAT KHAKIMOV'S CREATIVE WORK IN THE CONTEXT OF MUSICAL LIFE IN A PROVINCIAL CITY

L.G.Safiullina, K.V.Volokitina

The article is devoted to the creative work of the modern Tatarstan composer Renat Khakimov. The authors consider major biographical milestones of the composer, his musical-educational activities as well as the style and content, the genres and forms of his works in terms of academic musical traditions in the province. The authors also reveal the important role professional composer's personality plays in the artistic space of the city remote from the cultural centers. The experience of studying R. Khakimov's creative work in Music School No 3 in Almetyevsk is highlighted through a regional approach.

Key words: musical culture of Tatarstan, province composers' creative work, mass of audience, improvisational quality, rhythms-formulas of jazz, Tatar folk-song intonations, modern music techniques, pointillism, irregular accentuality, traditions of Russian sacred music, regional component of curricular.

1. Sahibullina T.A. Muzykant, filosof, lirik: [Ob al'met'evskom kompozitore R. Hakimove] // Znamja truda. - 1999. - 10 marta.

2. Zaripova G. Renat Hakimov // Kompozitory Tatar-stana. - M.: Kompozitor, 2009. - 260 s. - S. 210 -211.

3. Interv'ju s Renatom Hakimovym ot 15 nojabrja 2012 goda // Lichnyj arhiv avtorov (neopublikovannyj is-tochnik).

4. Hakimov R.F. Prichudy: dlja fortepiano // Lichnyj arhiv R.F.Hakimova (neopublikovannyj istochnik).

5. Hakimov R.F. Nostal'gija: dlja fortepiano i strunnogo orkestra // Lichnyj arhiv R.F. Hakimova (neopublik-ovannyj istochnik).

6. Hakimov R.F. Blagodarju tebja // Horovaja labora-torija. XXI vek: Muzyka dlja detej i junoshestva. Vyp.2. - SPb.: Kompozitor, 2011.

7. Hakimov R.F. Bait: dlja fortepiano // Lichnyj arhiv R.F.Hakimova (neopublikovannyj istochnik)

Сафиуллина Лилия Гарифулловна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории искусств и мировой художественной культуры Казанского федерального университета.

Safiullina L.G. - Ph. D. in Philology, Associate Professor, ^zan Federal University

18 Kremlyovskaya Str., ^zan, 420008, Russia E-mail: lilisafi@pochta.ru

Волокитина Кристина Валерьевна - преподаватель музыкально-теоретических дисциплин детской музыкальной школы №3 г.Альметьевска.

Volokitina K.V. - lecturer, Music School, Almetyevsk

18 Kremlyovskaya Str., ^zan, 420008, Russia E-mail: volokitina-kristina_90@mail.ru

Поступила в редакцию 10.10.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.